Jump to content

Арне Нордхайм

Арне Нордхайм
Нордхайм в 1968 году
Рожденный 20 июня 1931 г.
Умер 5 июня 2010 г. (78 лет)
Занятие Композитор

Арне Нордхейм (20 июня 1931 — 5 июня 2010) — норвежский композитор. Нордхейм получил множество наград за свои композиции, а с 1982 года жил в норвежского правительства почётной резиденции Гроттен , рядом с Королевским дворцом в Осло . [1] В 1997 году он был избран почётным членом Международного общества современной музыки. 18 августа 2006 года Арне Нордхейм получил почётного доктора степень Норвежской музыкальной академии . Он умер в возрасте 78 лет и был похоронен на государственных похоронах . [2]

Музыкальное образование

[ редактировать ]
Дом детства Арне Нордхейма по адресу Øvre Jegersborggate, 13.

В тогдашней Музыкальной консерватории Осло (ныне Норвежская музыкальная академия ), где Нордхейм учился с 1948 по 1952 год, он начинал как студент теории и органа , но перешел на композицию, обучаясь у Карла Августа Андерсена (1903–1970). Бьярне Брустад и Конрад Баден . Затем в 1955 году он учился у Вагна Холмбо в Копенгагене . [3] и изучал конкретную музыку в Париже [ нужна ссылка ] . Позже он изучал электронную музыку в Билтховене (1959) и много раз посещал Экспериментальную студию Польского радио (1967–1972), где были реализованы многие из его ранних электронных работ (в том числе Pace , Solitaire и Lux et tenebrae (Poly- Поли) ). В 2005 году было вновь обнаружено множество утерянных и забытых кассет с электронными композициями для радиоспектаклей Норвежской радиовещательной корпорации (NRK), напомнив нам, что Нордхейм также разработал свой электронный музыкальный язык в своей родной стране. [4]

Его «Эссе для струнного квартета» впервые было исполнено в Стокгольме в 1954 году, но Нордхейм всегда считал струнный квартет 1956 года своим опусом 1. Его музыкальное творчество сосредоточено на темах «одиночества, смерти, любви и пейзажа»; [5] эти темы уже очевидны в его песенном цикле «Афтонленд» ( «Вечерняя земля» , 1959), написанном на стихи шведского поэта Пера Лагерквиста , который принес ему национальное признание. 1961 года Канцона для оркестра стала его международным прорывом. Вдохновленная Джованни Габриэли канцоной , работа демонстрирует исторические взгляды Нордхейма, а также его занятие пространством как параметром музыки. Пространственные проблемы Нордхейма в сочетании с его вниманием к смерти и человеческим страданиям объединены в, пожалуй, самой известной его работе «Эпитаффио для оркестра и магнетика» (1963). Написанное в память о норвежском флейтисте Альфе Андерсене , который умер в том же году в очень молодом возрасте, произведение включало Сальваторе Квазимодо стихотворение Ed è sùbito sera . Первоначально задуманный для оркестра и хора, Нордхейм понял, что его желание, чтобы все пространство выступления «поло», лучше достигалось с использованием электронных средств. В результате получается замечательное, почти незаметное смешение оркестровых звуков с хоровыми звуками ленты, где финальная строка ed è sùbito sera '('и вдруг наступил вечер') - единственная часть текста, которую можно услышать. [6]

Его более поздние композиции включают The Tempest (1979), Klokkesong (1984), Magma (1988), Концерт для скрипки (1996) и Фонос для тромбона с оркестром (2004). Арне Норхейм был вдохновлен невами и звуками средневековых колоколов деревянной церкви Каупангер при написании произведения «Клоккесонг» , которое впервые было исполнено в церкви. В балете «Буря» , основанном на пьесе Шекспира , электроника и оркестровые звуки снова смешиваются, при этом основное внимание уделяется вокальной музыке (например, «двойному голосу» Калибана), в то время как показано продолжающееся использование Нордхеймом исторических элементов. путем включения музыкального ребуса Леонардо да Винчи , решение которого гласит: «Amore sol la mi fa remirare, la sol mi fa sollecita» . [7]

В 1968 году Арне Нордхайм был удостоен Музыкальной премии Северного совета за его «Эко» для сопрано, двух хоров и оркестра. Эта работа знаменует собой начало нового этапа развития, на котором Нордхейм доказал, что он может создавать тембры электрофонического звучания из обычных инструментов. [8]

В 1970 году он и звукорежиссер Евгениуш Рудник создали произведение Poly-Poly для скандинавского павильона на выставке Expo '70 в Осаке. [9] Эта звуковая инсталляция состояла из шести кассет разной длины, которые проигрывались циклично, так что произведение не повторялось в течение 102 лет. Год спустя была выпущена 21-минутная концертная версия под названием Lux et Tenebrae .

«Драумкведет» — монументальное сценическое произведение для оркестра, (действующего) камерного хора, солистов и танцоров, которое в 1994 году исполнялось 40 раз с оркестром радиовещательной корпорации и Grex Vocalis . Запись с участием этих исполнительских сил под управлением Ингара Бергби была сделана в 2001 году и выпущена в 2006 году в виде набора из двух компакт-дисков на лейбле Simax (Simax PSC 1169). На основе средневековой норвежской поэмы ( Draumkvedet , The Dream Song) произведение написано в честь тысячелетия города Тронхейма в 1997 году. [10]

В ознаменование 70-летия Нордхайма в 2001 году был проведен праздничный концерт с участием Филармонического оркестра Осло . Норвежское министерство культуры и церкви также отметило композитора и учредило Композиторскую премию Арне Нордхейма, которая ежегодно вручается композитору, проживающему в Норвегии. [11]

В последующие годы Нордхейм страдал слабоумием и рано скончался в субботу, 5 июня 2010 года, после продолжительного приступа болезни. Государственные похороны прошли в соборе Осло 16 июня.

Призы и награды

[ редактировать ]

Астрономическая честь

[ редактировать ]

3457 Арненордхайм , малая планета, вращающаяся вокруг Солнца в главном поясе астероидов между планетами Марс и Юпитер, была названа в честь композитора после ее открытия в 1985 году.

Культурные ссылки

[ редактировать ]
  • Популярность Арне Нордхейма резко возросла, когда Фрэнк Заппа прибыл в Копенгаген в 1973 году и заявил журналистам, что хочет встретиться с Арне Нордхеймом. Позже Заппа выступил в Норвегии с Нордхеймом в качестве VIP-гостя. Между ними завязалась дружба на всю жизнь, и Нордхейма пригласили в США, а Заппа всегда посещал Нордхайм во время выступлений в Норвегии. [13]
  • Норвежский художник Хокон Блекен создал серию больших рисунков углем, вдохновленных цитатой Нордхейма о том, что «музыка живет в промежутке между поэзией и катастрофой». [14]
  • «A Study Dedicated to Arne Nordheim» — название трека из Hemmelig Tempo альбома «Кто поместил Джона Кейджа в список гостей?» (2010).

Производство

[ редактировать ]

Избранные произведения

[ редактировать ]

Музыка для постановок

[ редактировать ]
  • Катарсис (балет), оркестр и кассета (1962)
  • Фавола (музыкальная драма для телевидения), 2 певца, 10 танцоров, оркестр и кассета (1963)
  • Ариадна (балет по кантате Tempora Noctis), (1977)
  • Стормен (балет), 2 певца, оркестр, кассета (1979)
  • Конг Лир (театральная музыка), (1985)
  • Антигона (театральная музыка), (1991)
  • Драумкведет (музыкальная драма), солисты-вокалисты, танцоры, хор, оркестр, кассета, (1994)

Оркестровые произведения и концерты

[ редактировать ]
  • Песня , оркестр, (1960)
  • Эпитафия , оркестр и кассета (1963)
  • Эко (текст: С. Квазимодо), сопрано, детский хор, смешанный хор и оркестр (1968)
  • Плавающий , оркестр, (1970)
  • Грининг , оркестр (1973)
  • Дориа (текст: Э. Паунд), тенор и оркестр (1975)
  • Некролог для струнных (1975)
  • Шпора , аккордеон и оркестр (1975)
  • Tempora Noctis (текст: Овидий), сопрано, меццо-сопрано, оркестр и кассета (1979)
  • Сюита «Буря» (текст: В. Шекспир), сопрано, баритон, оркестр и кассета (1979)
  • Тьма , виолончель с оркестром (1982)
  • Настоящий лес (текст: Р. М. Рильке), сопрано, виолончель, смешанный хор и (1983)
  • Бумеранг , гобой и камерный оркестр (1985)
  • Recall and Signals , симфонический духовой ансамбль, перкуссия и эмулятор, (1986)
  • Свидание для струнных, (1987)
  • Магма , оркестр (1988)
  • Монолит , оркестр, (1991)
  • Прощание , струнный оркестр и колокольные инструменты, (1994)
  • Cada Cancion (текст: Ф. Гарсиа Лорка), детский хор, смешанный хор и оркестр (1994)
  • Non Gridate (текст: Дж. Унгаретти), сопрано, смешанный хор и оркестр (1995)
  • Конфутатис , сопрано, смешанный хор и оркестр (1995)
  • Недстигнинген (текст: С. Мерен, Иов, Катулл, Данте), декламация, сопрано, женский хор, оркестр и электроника, (1996)
  • Концерт для скрипки с оркестром (1996)
  • Нидарос (1997)

Камерная музыка

[ редактировать ]
  • Эссе , струнный квартет, (1954)
  • Эпиграмма , струнный квартет, (1955)
  • Струнный квартет (1956)
  • Афтонленд (текст: П. Лагерквист), сопрано и камерный ансамбль (1957)
  • Партита , альт, клавесин и ударные (1963)
  • Ответ I , 2 перкуссиониста и кассета, (1966)
  • Связист , аккордеон, электрогитара и ударные, (1967)
  • Ответ II, 1 перкуссионист и кассета (1968)
  • Colorazione , орган Хаммонда, перкуссия, электронная задержка, фильтры кольцевой модуляции (1968/1982)
  • Партита II, эль-гитара, (1969)
  • Динозавры , аккордеон и кассета, (1971)
  • Слушай , фортепиано, (1971)
  • ОМ , (1971)
  • Охота на Снарка , соло на тромбоне (1975)
  • To One Singing (текст: П. Б. Шелли), тенор и арфа (1975)
  • Не бойся (текст: У. Шекспир), сопрано, баритон, камерный ансамбль и кассета, (1977)
  • Ответ , орган, 4 перкуссиониста и кассета, (1977)
  • Ответ IV , 4 перкуссиониста и кассета, (1977)
  • Я плакал , виолончель соло (1980)
  • Партита для шести контрабасов (1982)
  • Аврора (текст: Сальме 139, Данте), 4 певца, кротали и лента (1983)
  • Flashing , соло аккордеона, (1986)
  • Партита для Павла , скрипка с электронной задержкой (1985)
  • Акант Фирмус, джазовый вокалист, Hardanger Fiddle и кассета (1987)
  • Возвращение Снарка , тромбон и кассета (1987)
  • «Трактат» , флейта соло и камерный ансамбль (1987)
  • Tre Voci (текст: Ф. Петрарка, Дж. Бруно, Дж. Унгаретти), сопрано и камерный ансамбль (1988)
  • Дуплекс , скрипка и альт (1991)
  • Волшебный остров (текст: В. Шекспир), сопрано, баритон, камерный оркестр и кассета (1992)
  • Сюита для виолончели соло (1996)
  • Три строфы , соло на контрабасе (1998)
  • Струнный квартет , (2001)
  • Солнечное сплетение (текст: Г. Йоханнессен (2002)
  • Матч для музыкальной шкатулки , (2002)
  • Аврора 4 сольных голоса, смешанный хор, 2 ударные группы и кассета (1983)
  • Музыка к двум фрагментам музыки Шелли (текст: П.Б. Шелли), женский хор (1985)
  • Три Плача (По Пророку Иеремии), смешанный хор (1985)

Электроакустическая музыка и смешанная техника

[ редактировать ]
  • Ода свету (1968)
  • Пасьянс , (1968)
  • Варшава , (1968)
  • Пейс , (1970)
  • Связи пяти городов (1975)
  • Poly-Poly , основанная на Lux et tenebrae (1970) для скандинавского павильона на выставке Expo 70 в Осаке, Япония (1979). электроакустической музыке
  • Спуск , (1996)

Музыка для кино и телевидения

[ редактировать ]
  • Учитель (ТВ) (1963)
  • Кульминация (1965)
  • Остановочное место (ТВ) (1966)
  • Один день Ивана Денисовича (1970)
  • Рассвет (1977)
  • В знаке солнечного креста (ТВ) (1981)
  • Преследование (1981)
  • Да, мы любим (1983)
  • Конг Лир (ТВ) (1985)
  • Стелла Полярис (1993)

Дискография – избранные релизы

[ редактировать ]
  • Эпитафия (2011)
  • Эйнар Стен-Нёклеберг , Нордхайм - Бетховен – Нордхайм (2007)
  • Рифма мечты (2006)
  • Додека (2003)
  • Слушайте - искусство Арне Нордхейма (2002)
  • Питер Херреталь , Арне Нордхайм - Полное собрание музыки для скрипки (2001)
  • Кетил Хвослеф , Сун-Ми Чунг, Стефан Баррат-Дью, Вольфганг Амадей Моцарт, Дуоду - Дуэты для скрипки и альта / Сун-Ми Чунг и Стефан Баррат-Дью (1994)
  • Норвежский струнный квартет, Терье Тоннесен, Нордхайм; Халлгримссон (1990)
  • Норвежский струнный квартет, Арне Нордхейм - Антонио Бибало - Струнные квартеты (1987)
  • Буря: Сюита из балета (1980)
  • Норвежская электронная музыка с Альфредом Янсоном и Бьёрном Фонгаардом (1968)
  1. ^ «Композитор Нордхайм умер в возрасте 78 лет» . Новости на английском языке. 6 июня 2010 г. Архивировано из оригинала 23 апреля 2015 г. Проверено 16 июня 2014 г.
  2. ^ «Биография от звукозаписывающей компании Grappa» . граппа . нет . Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 г. Проверено 7 февраля 2017 г.
  3. ^ «Информация об Арне Нордхайме» . ЭВХ.ДК. Архивировано из оригинала 16 января 2008 года . Проверено 3 января 2008 г.
  4. ^ «Обзор баллады» . Архивировано из оригинала 23 декабря 2008 г. Проверено 03 января 2010 г.
  5. ^ Халлгьерд Акснес, «Нордхейм, Арне», изд. Grove Music Online . Лаура Мэйси, статья обновлена ​​19.04.04,
  6. ^ «Биография из Музыкальной Норвегии» . musicnorway.no . Архивировано из оригинала 8 февраля 2017 г. Проверено 7 февраля 2017 г.
  7. ^ «Биография из музыкального информационного центра MIC в Норвегии» . Слушай. нет . Архивировано из оригинала 07 марта 2016 г. Проверено 7 февраля 2017 г.
  8. ^ «Лауреаты музыкальной премии Северного Совета» . norden.org . Архивировано из оригинала 18 мая 2017 г. Проверено 9 февраля 2017 г.
  9. ^ «Memorables — электронная музыка Арне Нордхейма» . Архивировано из оригинала 30 декабря 2019 г. Проверено 8 марта 2021 г.
  10. Деревянная церковь Каупангер (Kulturminneløypa). Архивировано 24 июля 2011 г. в Wayback Machine.
  11. ^ «Министерство культуры Норвегии о композиторской премии Арне Нордхейма» . regjeringen.no . 12 сентября 2016 г. Архивировано из оригинала 15 сентября 2016 г. Проверено 9 февраля 2017 г.
  12. ^ «1997 — Гордон Хёльмебакк, вымышленный культурный коммуникатор, и Арне Нордхейм, композитор» . Премия Андерса Яреса в области культуры. Архивировано из оригинала 2 сентября 2018 года . Проверено 1 мая 2018 г.
  13. ^ «Культурспейлет» . Архивировано из оригинала 9 июня 2011 г. Проверено 26 августа 2010 г.
  14. ^ «Интервью Хокона Блекена в VG» . 5 июня 2010 года. Архивировано из оригинала 27 июля 2010 года . Проверено 26 августа 2010 г.
[ редактировать ]
Награды
Предшественник Лауреат почетной награды Норвежского совета по культуре.
1990
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 36dc1d9d3b9866b8fa89a00d24bfbb82__1712798640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/36/82/36dc1d9d3b9866b8fa89a00d24bfbb82.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Arne Nordheim - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)