Ангел-истребитель (опера)
Ангел-истребитель | |
---|---|
Опера Тома Адеса | |
Либреттист | Том Кэрнс |
На основе | Ангел-истребитель Луис Бунюэль |
Премьера | 28 июля 2016 г. |
«Ангел-истребитель» — англоязычная опера в трёх действиях на музыку Томаса Адеса и либретто Тома Кэрнса в сотрудничестве с Адесом. [ 1 ] Опера основана на одноименном фильме Луиса Бунюэля 1962 года . [ 2 ] [ 3 ] [ 1 ] Опера, третья по счету Адеса, была создана совместно Зальцбургским фестивалем , Королевским оперным театром , Ковент-Гарденом, Метрополитен-опера и Датской королевской оперой . [ 4 ]
Мировая премьера оперы состоялась 28 июля 2016 года в Доме Моцарта в Зальцбурге. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Первый заказ Адес для Зальцбургского фестиваля. [ 9 ] Зальцбургская постановка получила четыре спектакля. [ 10 ] Британская премьера состоялась в Королевском оперном театре Ковент-Гарден 24 апреля 2017 года. [ 11 ] Североамериканская премьера состоялась 26 октября того же года в Метрополитен-опера. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Во всех этих постановках Кэрнс был постановщиком, декорации и костюмы Хильдегард Бехтлер , освещение Джона Кларка, видеосъемка Тала Ярдена, [ 15 ] и хореография Амира Хоссейнпура.
Адес был заинтересован в адаптации фильма к опере с 2000 года. Проблемы с авторскими правами на фильм и заказ на вторую оперу Адеса, «Буря» , отложили его окончательное начало работы над этой оперой. [ 16 ]
Роль Летисии потребовала, чтобы сопрано Одри Луна спела ноту ля выше высокой до, что является самой высокой задокументированной певческой нотой в истории Метрополитен-опера. [ 17 ] Метрополитен-опера транслировала исполнение оперы 18 ноября 2017 года в кинотеатры по всему миру в рамках сериала «Метрополитен-опера Live in HD» ; Впоследствии это выступление было выпущено на DVD и транслировалось онлайн 5 июня, 15 ноября и 10 декабря 2020 года. [ 18 ] [ 19 ]
В 2024 году опера получила новую постановку в Парижской опере в редакции Адеса. [ 20 ]
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 28 июля 2016 г. Дом Моцарта, Зальцбург |
Актерский состав премьеры в Великобритании, 24 апреля 2017 г. Королевский оперный театр, Ковент-Гарден, Лондон |
Актерский состав премьеры в Северной Америке, 26 октября 2017 г. Метрополитен-опера, Нью-Йорк |
Премьера в Дании, 23 марта 2018 г. Королевская датская опера, Копенгаген |
---|---|---|---|---|---|
Эдмундо де Нобиле | тенор | Чарльз Уоркман | Джозеф Кайзер | Герт-Хеннинг Йенсен | |
Люсия де Нобиле | сопрано | Аманда Эшалаз | Гизела Стилле | ||
Летисия Мейнар | сопрано | Одри Луна | Керстин Авемо | ||
Леонора Пальма | меццо-сопрано | Энн Софи фон Оттер | Элис Кут | Рэнди Стен | |
Сильвия де Авила | сопрано | Салли Мэтьюз | Сине Бундгаард | ||
Франсиско де Авила | контртенор | Истин Дэвис | Мортен Гроув Франдсен | ||
Бланка Дельгадо | меццо-сопрано | Кристин Райс | Ханне Фишер | ||
Альберто Рок | баритон | Томас Аллен | Род Гилфри | Дэвид Кемпстер | |
Беатрис | сопрано | Софи Беван | Софи Элкьер Йенсен | ||
Эдвард | тенор | Эд Лайон | Дэвид Портильо | Александр Спрэг | |
Рауль Йебенес | тенор | Фредерик Антун | Пол Куревичи | ||
Полковник Альваро Гомес | тенор | Дэвид Адам Мур | Йенс Сёндергор | ||
г-н Рассел | баритон | Стен Байриэль | Кевин Бурдетт | Саймон Уайлдинг | |
Доктор Карлос Конде | бас-баритон | Джон Томлинсон | Стен Байриэль | ||
Хулио, дворецкий | баритон | Морган Муди | Кристиан ван Хорн | Саймон Дуус | |
Лукас, лакей | тенор | Джон Ирвин | Юбер Фрэнсис | Джон Ирвин | Магнус Гисласон |
Энрике, официант | тенор | Франц поясничный мастер | Томас Аткинс | Ян Козиара | Йенс Кристиан Твилум |
Пабло, повар | баритон | Рафаэль Фингерлос | Джеймс Клевертон | Пол Корона | Магнус Ингемунд Кьельдстад |
Мени, горничная | сопрано | Фрэнсис Паппас | Элизабет Атертон | Мэри Данливи | Сара Мадлен Свитлицки |
Камила, горничная | меццо-сопрано | Анна Мария Хард | Энн Мари Гиббонс | Эдита Кульчак/Кэтрин Кук | Элизабет Холлинг |
Слуги | Андреа Коулман, Марк Персинг | ||||
Отец Самсон | баритон | Чейн Дэвидсон | Вин Пенкаррег | Джефф Мэттси | Кёнгил Ко |
Йоли | детская роль | Леонхард Радхауэр | Джай Сай Мехта | Лукас Манн | Артур Захариас Ульф Греве |
Музыканты | |||||
Онды Мартено | Синтия Миллар | ||||
Фортепиано | Финнеган Дауни Дорогой | Дмитрий Довер | |||
Оркестр | Симфонический оркестр радио ORF, Вена | Оркестр Королевского оперного театра Ковент-Гарден. | Оркестр Метрополитен-опера | ||
Хор | Зальцбургский хор Баха (Хор Зальцбургского Баха) |
Хор Королевского оперного театра Ковент-Гарден | Хор Метрополитен-опера | ||
Дирижер | Томас Аид |
Краткое содержание
[ редактировать ]Действие происходит в особняке Люсии и Эдмундо де Нобиле на улице Калле де ла Провиденсия в неназванном городе, 1960-е годы.
Акт 1
Нобилы ждут гостей на ужин в своем особняке в честь оперной певицы Летиции Мейнар. Однако лакей Лукас убегает, а дворецкий Хулио его не останавливает. Горничные Мени и Камила тоже пытаются уйти. Нобилы приезжают после выступления в опере. Когда гости входят в столовую, Мени, Камила и несколько других слуг убегают. Гости повторяют свой выход, что на мгновение сбивает с толку Эдмундо де Нобиле.
За ужином Нобиле произносит тост за Летицию. Когда Люсия объявляет первое блюдо, официант проливает его на пол. Люсия решает отложить остальные «развлечения», и в сад уводят медведя и несколько ягнят. Остальные слуги, кроме Хулио, бегут из дома, несмотря на протесты Люсии.
В гостиной Бланка играет на фортепиано. Помолвленная пара Эдуардо и Беатрис танцуют. Леонора флиртует с доктором Конде, который отказывается с ней танцевать. Вместо этого она целует его. Затем Конде признается исследователю Раулю Йебенесу, что Леонора тяжело больна и жить ей осталось недолго. Гости хвалят выступление Бланки, а затем приглашают Летицию спеть. Сеньор Рассел возражает, что за вечер она выступила достаточно. Некоторые гости заявляют, что не выйдут из комнаты, пока Летиция не споет для них.
Несколько гостей собираются уйти, а Рок засыпает. В гардеробе Люсия мимолетно целует своего тайного любовника, полковника Альваро Гомеса. Гости становятся вялыми и рассеянными. Хотя уже очень поздно, никто из них не пытается уйти. Несмотря на замешательство, Эдмундо любезно предлагает жилье тем, кто желает остаться. Рассел и полковник Гомес приходят в ужас, когда некоторые гости снимают фраки, но в конце концов тоже ложатся спать. Эдуардо и Беатрис уединяются в укромном уголке, чтобы провести свою первую ночь вместе.
Акт 2
Гости просыпаются на следующее утро. Сильвия говорит, что плохо спала. Конде осматривает Рассела и ставит ему диагноз неизлечимо больной. Хулио должен приготовить завтрак, но сообщает, что в особняк не поступило никаких припасов. Когда Люсия пытается отвести некоторых дам в свою спальню, чтобы освежиться, они не могут покинуть столовую. Бланка беспокоится о своих детях, но даже она и ее муж Альберто Рок, дирижер, не могут уйти. Сильвия находит эту ситуацию юмористической, зная, что ее сын Йоли в безопасности со своим частным наставником Падре Сансоном. Подходит Хулио с кофе и остатками вчерашнего ужина. Летиция умоляет Хулио не входить в гостиную, но тщетно. Бланка в отчаянии, а Рауль не видит причин слишком волноваться. Франциско жалуется, что не может размешать кофе чайной ложкой. Когда Хулио посылают за кофейными ложками, он оказывается в ловушке в гостиной.
Близится вечер. Состояние Рассела ухудшилось, так как он впал в кому и нуждается в срочной медицинской помощи. Когда пить уже нечего, гости начинают паниковать. Конде призывает к спокойствию, хотя даже он, похоже, теряет самообладание. Рауль становится агрессивным и винит в ситуации Эдмундо. Франциско в ярости и сопротивляется всем попыткам его успокоить. Рассел неожиданно приходит в сознание, выражая облегчение от того, что он не доживет до «истребления». Мысль о смерти среди всех этих людей, а не наедине с Эдуардо, беспокоит Беатрис.
Ночью Рассел умирает. Конде и полковник Гомес тащат его труп в чулан, а Эдуардо и Беатрис тайно наблюдают.
Акт 3
Полиция, охраняющая особняк, отгоняет толпу людей, собравшуюся снаружи. Хотя некоторые люди прорываются сквозь ряды полицейских, никто не может войти в дом.
В гостиной Хулио и Рауль лопнули водопроводную трубу. Гости отчаянно спешат утолить жажду. Измученные голодом, все начинают вести себя с повышенной иррациональностью. Бланка расчесывает только одну сторону волос, что сводит Франциско с ума. Не сумев найти таблетки от язвы желудка, Франциско думает, что их кто-то спрятал. Рауль подстрекает Франциско к его отношениям с сестрой, и двое мужчин обмениваются оскорблениями. Эдмундо с трудом пытается сохранить мир. Леонора, испытывая сильную боль, просит помощи у доктора Конде и Девы Марии. Запах Бланки вызывает у Франциско тошноту, и у него снова сдают нервы.
В бреду Леонора видит бестелесную руку, бродящую по гостиной. Пытаясь остановить это, она пронзает руку Бланки кинжалом. В туалете Эдуардо и Беатрис решают покончить с собой. Рок нападает на Летисию, но вместо этого Рауль обвиняет полковника Гомеса. Эдмундо получил травму в ходе завязавшейся драки. Ягнята бредут из сада в гостиную.
Армия изолировала особняк. Падре Сансон появляется с Йоли, и толпа требует, чтобы Йоли отправили внутрь. Воодушевленный толпой, Йоли пытается войти в особняк, но не может.
Гости зарезали ягнят и готовят их на импровизированном костре. Леонора вспоминает предчувствие, возникшее в ночь оперного представления, и пытается провести магический ритуал с Бланкой и Летицией. Ритуал терпит неудачу, но она заявляет, что нужна невинная кровь. Франциско обнаруживает в туалете тела Эдуардо и Беатрис. В новой ссоре Рауль выбрасывает коробку с таблетками Франциско из гостиной. Сильвия держит на руках труп одного из ягнят, думая, что укачивает Йоли.
На пороге появляется медведь. Постепенно среди гостей распространяется идея, что для их освобождения необходима жертва, в частности смерть Эдмундо. Конде и полковник Гомес безуспешно пытаются опровергнуть эту идею. Эдмундо заявляет, что принесет себя в жертву, но Летиция прерывает его. Она понимает, что в этот момент каждый из них находится точно в том же месте, что и в начале своего странного плена. При ее поддержке остальные нерешительно повторяют свои действия с той первой ночи, но один персонаж в один ключевой момент ведет себя иначе. Это изменение позволяет персонажам приблизиться к порогу и, наконец, пересечь его. Гости и толпа возле особняка встречаются.
Инструментарий
[ редактировать ]Пит-музыканты
- 3 флейты (2-я двойная на пикколо I и бас-флейте; 3-я двойная на пикколо II и альтовой флейте)
- 3 гобоя (третий дубль на английском рожке)
- 3 кларнета ля ля (третий дубль на бас-кларнете)
- 3 фагота (3-й дубль на контрафорте или контрафаготе с низкой ля)
- 4 валторны фа фа (возможно удвоение туб Вагнера)
- 3 трубы в B ♭
- 3 тромбона
- комната
- перкуссия (4 игрока): литавры и рототомы, колокольчики, ксилофон, трубчатые колокольчики, 6 старинных тарелок, небольшой стальной барабан, 4 кастрюли, 4 гонга для мелодий, 2 колокольчика, басовый колокольчик (в B ♭), газета, маленькая марка дерево, металлические колокольчики, 2 пары кастаньет, кастаньеты, установленные на машине, маленькие и большие маракасы, металлические маракасы, двойной гуиро, кабаса, 3 маленьких кнута, дверной хлопок, маленькая наковальня, 2 маленьких деревянных бруска, маленькая трещотка, бубен, 2 маленьких бонго, глубокий бревенчатый барабан, тавола, стиральная доска, львиный рык, 2 больших камня, 2 пружинные витки, треугольник, маленький колокольчик, 2 пары лязгающих тарелок, 2 подвесные тарелки, хай-хэт, 2 шипящие тарелки, 2 там-тама, 2 боковые барабаны, теноровый барабан, бас-барабан, большой барабан с установленной тарелкой
- фортепиано
- арфа
- гитара
- воды Мартено
- струнные (включая скрипки размером 1/32)
Музыканты за сценой
- ударные: 4 игрока, играющие на 8 церковных колоколах или басовых колокольчиках, плюс (минимум) 4 игрока, играющие на смеси баса, тенора и боковых барабанов. Части могут быть двойными или играться теми же четырьмя игроками, что и церковные колокола (опционально).
Симфония
[ редактировать ]Симфония «Ангел-истребитель» , написанная в 2020 году, представляет собой четырехчастную оркестровую обработку музыки из оперы. Его первое выступление состоялось 4 августа 2021 года в Симфоническом зале Бирмингема в исполнении Симфонического оркестра города Бирмингема под управлением Мирги Гражините-Тила . [ 21 ] Повторное выступление состоялось на BBC Proms в Лондоне днем позже. [ 22 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Джонатан Ромни (1 апреля 2017 г.). » Бунюэля «Как «Ангел-истребитель стал самым сюрреалистическим вечером в опере» . Хранитель . Архивировано из оригинала 30 октября 2017 года . Проверено 29 октября 2017 г.
- ^ Гольдманн, AJ (август 2016 г.). «Ангел-истребитель: Зальцбург — Зальцбургский фестиваль, 8.08.16» . Оперные новости . 81 (2). Архивировано из оригинала 30 октября 2017 года . Проверено 29 октября 2017 г.
- ^ Алекс Росс (22 августа 2016 г.). «Взрывная опера ангела-истребителя » . Житель Нью-Йорка . Архивировано из оригинала 29 октября 2017 года . Проверено 29 октября 2017 г.
- ^ Кристиан Вильдхаген (30 июля 2016 г.). «Тонок лак цивилизации» . Neue Zürcher Zeitung (на немецком языке). Архивировано из оригинала 30 октября 2017 года . Проверено 29 октября 2017 г.
- ^ Ульрих Амлинг (29 июля 2016 г.). «Шрай цум Химмель» . Дер Тагесшпигель (на немецком языке). Архивировано из оригинала 30 октября 2017 года . Проверено 29 октября 2017 г.
- ^ Вернер Тойрих (29 июля 2016 г.). « Ангел-душитель делает Зальцбург счастливым» . Зеркало (на немецком языке). Архивировано из оригинала 3 ноября 2016 года . Проверено 29 октября 2017 г.
- ^ Мирко Вебер (29 июля 2016 г.). «Сюрреализм? Ах, да!» . Штутгартер Цайтунг (на немецком языке). Архивировано из оригинала 30 октября 2017 года . Проверено 29 октября 2017 г.
- ^ Мануэль Бруг (29 июля 2016 г.). «Падению дается дружеский кивок» . Мир (на немецком языке). Архивировано из оригинала 11 сентября 2016 года . Проверено 29 октября 2017 г.
- ^ Гай Дамманн (18 ноября 2016 г.). «Интервью: Томас Адес» . Файнэншл Таймс . Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 года . Проверено 20 ноября 2017 г.
- ^ Марк Свед (9 августа 2016 г.). « Истребление ангела» , самая важная опера года, доказывает, что она никуда не денется» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 30 октября 2017 года . Проверено 29 октября 2017 г.
- ^ Эрика Джил (25 апреля 2017 г.). « Обзор «Ангела-истребителя» — анархия, шаурма из баранины и музыка неувядающей красоты» . Хранитель . Архивировано из оригинала 30 октября 2017 года . Проверено 29 октября 2017 г.
- ^ Энтони Томмазини (27 октября 2017 г.). «Если вы посмотрите одну оперу в этом году, сделайте это « Ангелом-истребителем » . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 30 октября 2017 года . Проверено 29 октября 2017 г.
- ^ Джастин Дэвидсон (27 октября 2017 г.). «Обзор оперы: сюрреализм, исследованный в «Ангеле-истребителе »» . гриф.com . Архивировано из оригинала 28 октября 2017 года . Проверено 29 октября 2017 г.
- ^ Дэвид Патрик Стернс (27 октября 2017 г.). «Обзор: бессовестный ангел-истребитель спотыкается, чтобы найти голос» . WQXR . Архивировано из оригинала 30 октября 2017 года . Проверено 29 октября 2017 г.
- ^ Фиона Мэддокс (30 июля 2016 г.). «Рецензия на «Ангел-истребитель» – поворотный момент для Адес и оперы» . Хранитель . Архивировано из оригинала 30 октября 2017 года . Проверено 29 октября 2017 г.
- ^ Том Сервис (24 июля 2016 г.). «Винтовки, медведи и Бунюэль: Томас Адес о своей новой бесконечной опере» . Хранитель . Архивировано из оригинала 30 октября 2017 года . Проверено 29 октября 2017 г.
- ^ Вулф, Закари (7 ноября 2017 г.). «В Метрополитен-опера нота настолько высокая, что ее еще никогда не исполняли» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 11 января 2018 года . Проверено 16 ноября 2017 г.
- ^ «12 неделя» . www.metopera.org . Архивировано из оригинала 16 октября 2020 года . Проверено 15 октября 2020 г.
- ^ «Ночные стримы Met Opera» . www.metopera.org . Архивировано из оригинала 27 октября 2020 года . Проверено 28 октября 2020 г.
- ^ Джошуа Бароне (15 марта 2024 г.). «Томас Адес делает шаг к канону классической музыки» . Проверено 8 апреля 2024 г.
- ↑ Симфония «Ангел-истребитель» , Faber Music
- ^ Променады BBC
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Страница Зальцбургского фестиваля об «Ангеле-истребителе»
- Запись французской премьеры под управлением композитора.
- Хопкинг, Кейт, «Основы оперы: Ангел-истребитель Томаса Адеса». Блог Королевского оперного театра, 18 апреля 2017 г.
- Страница Королевского оперного театра, Ковент-Гарден об «Ангеле-истребителе»
- Список актеров Королевского оперного театра на британскую премьеру фильма «Ангел-истребитель» 27 апреля 2017 г.
- Беата Боулз: «Что все это значит? В поисках ответов на головоломку Томаса Адеса « Ангел-истребитель ». Блог Королевского оперного театра, 27 апреля 2017 г.
- «Взгляд на роман Томаса Адеса « Ангел-истребитель », видео из Королевского оперного театра Ковент-Гарден (опубликовано 27 марта 2017 г.)
- «Метрополитен-опера: Ангел-истребитель: музыка Томаса Адеса и либретто Тома Кэрнса», видео из «Works & Process at the Guggenheim», опубликовано 30 октября 2017 г.
- Программа Метрополитен-опера «Ангел-истребитель» , 26 октября 2017 г.