Серенада под музыку
«Серенада к музыке» — оркестровое концертное произведение, завершенное в 1938 году английским композитором Ральфом Воаном Уильямсом и написанное как дань уважения дирижеру сэру Генри Вуду . В нем участвуют оркестр и 16 солистов-вокалистов, а тексты адаптированы на основе дискуссии о музыке и музыке сфер из акта V, сцены I из пьесы Венецианский купец « Уильяма Шекспира » . Позже Воан Уильямс аранжировал пьесу в версии для хора и оркестра, а также для скрипки и оркестра соло.
История
[ редактировать ]Воан Уильямс написал это произведение как дань уважения дирижеру сэру Генри Вуду, чтобы отметить пятидесятую годовщину первого концерта Вуда. [1] Сольные партии были написаны специально для голосов шестнадцати выдающихся британских певцов, выбранных Вудом и композитором. [2] В некоторых частях произведения солисты поют вместе, как «хор», иногда целых двенадцать частей; в других – каждому солисту отведено соло (некоторые солисты получают несколько соло). В опубликованной партитуре инициалы каждого солиста помещаются рядом с его строками.
Вуд дирижировал первым выступлением на своем юбилейном концерте в Королевском Альберт-холле 5 октября 1938 года. [1] В состав оркестра вошли музыканты трёх лондонских оркестров — Лондонского симфонического оркестра , Симфонического оркестра BBC и Лондонского филармонического оркестра . [3] Солистами выступили:
Сергей Рахманинов играл в первой половине концерта солистом своего Второго фортепианного концерта ; [1] когда он услышал Серенаду со своего места в зале, он был настолько поражен красотой музыки, что заплакал. [3] [4]
15 октября 1938 года Вуд сделал первую запись (с теми же солистами и симфоническим оркестром BBC) в студии № 1 HMV Abbey Road. Воан Уильямс и HMV пожертвовали гонорары за авторские права, полученные от первоначальных продаж пластинок, в Юбилейный фонд Генри Вуда. , который был создан для обеспечения лондонских больничных коек для британских оркестровых музыкантов. [5]
Воан Уильямс, осознавая сложность набора шестнадцати солистов для будущих выступлений, впоследствии сделал аранжировки для четырех солистов плюс хор и оркестр, для хора и оркестра, для хора и фортепиано и для скрипки соло и оркестра. Вуд представил оркестровую версию в феврале 1940 года. [6] В состав оркестра входят две флейты (второе двойное пикколо ), гобой , английский рожок , два кларнета , два фагота , четыре валторны , две трубы , три тромбона , туба , литавры , ударные, арфа и струнные .
Воан Уильямс дирижировал исполнением оригинальной версии Серенады во время первых концертов в новом Королевском фестивальном зале в 1951 году. Оркестром был Ливерпульский филармонический оркестр , и пели одиннадцать из первоначальных шестнадцати солистов; Эна Митчелл заменила Тернера, Глэдис Рипли заменила Бальфура, а Уильям Герберт, Ричард Льюис и Стивен Мэнтон заменили Титтертона, Виддопа и Джонса. Выступление было записано и выпущено на компакт-диске. [7]
Леонард Бернштейн включил «Серенаду к музыке» в свою программу концерта Нью-Йоркской филармонии по случаю открытия Эйвери Фишер-холла в Нью-Йорке 23 сентября 1962 года. Солистками были Адель Аддисон , Люсин Амара , Эйлин Фаррелл , Лили Чукасян , Дженни Турель. , Ширли Верретт-Картер , Чарльз Бресслер , Ричард Такер , Джон Викерс , Джордж Лондон , Эцио Флагелло и Дональд Белл . Выступление было записано вживую и выпущено на компакт-диске Sony Classical.
Текст
[ редактировать ]Аранжируя текст Шекспира, Воан Уильямс соблюдал порядок слов, но вырезал слова, фразы и целые строки и повторял в конце одиннадцать слов из третьей и четвертой строк, создавая следующий текст. Инициалами отмечены сольные отрывки певцов; отрывки из ансамбля выделены курсивом:
Как сладко спит лунный свет на этом берегу!
Здесь мы будем сидеть и пусть звуки музыки
В ушах звенит: мягкая тишина и ночь.
Станьте прикосновениями ИБ сладкой гармонии .
HN Посмотри, как пол небес
Толсто инкрустировано патиной яркого золота:
ФТ Нет ни малейшего шара, который ты видишь
Но в его движении, как поет ангел,
WW Еще вопрошаю к херувимам молодоглазым;
Такая гармония есть в бессмертных душах ;
Пи Джей Но пока это грязное одеяние распада
Он сильно закрывает его, мы не можем его услышать .
на Давай, хо! и разбуди Диану гимном!
Нежнейшими прикосновениями пронзи ухо своей госпожи,
И приведи ее домой музыкой.
ЯВЛЯЕТСЯ Мне никогда не бывает весело, когда я слышу приятную музыку.
РЭ Причина в том, что ваши духи внимательны –
HW Человек, в котором нет музыки,
относительной влажности И не тронут гармонией сладких звуков,
РЭ Годен для измен, уловок и грабежей;
ЧТО Движения его духа тусклы, как ночь.
И его чувства темны, как Эреб:
Пусть ни одному такому человеку нельзя доверять . МБр Музыка! слушай!
Это ваша домашняя музыка.
ОБЪЯВЛЕНИЕ Мне кажется, это звучит гораздо слаще, чем днем.
МД Молчание наделяет его этой добродетелью.
И Сколько вещей по сезонам
Заслуженную им хвалу и истинное совершенство!
МВА Мир, хо! луна спит с Эндимионом
И не просыпался. Мягкая тишина и ночь
Станьте прикосновениями ИБ сладкой гармонии .
Записи
[ редактировать ]Записи оригинальной версии для шестнадцати певцов и оркестра проводятся под управлением сэра Генри Вуда (1938), композитора (1951), сэра Адриана Боулта (1969), Мэтью Беста (1990) и сэра Роджера Норрингтона (1996). В таблице ниже в каждой строке указан оригинальный певец, а затем те, кто исполнил ту же партию в более поздних записях.
Полностью оркестровая версия была записана Лондонским филармоническим оркестром под управлением Вернона Хэндли и Северной симфонией Англии под управлением Ричарда Хикокса.
В популярной культуре
[ редактировать ]Серенада под музыку видное место в занимает документальном фильме 2010 года о британской рок-группе Blur . Воана Уильямса В фильме также присутствует «Восхождение жаворонка» . [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Сэр Генри Вуд», The Times , 6 октября 1938 г., стр. 10
- ^ « Серенада к музыке: знакомство с шестнадцатью певцами, выбранными для первого выступления », MusicWeb International , 28 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Палмер, Кристофер (1990). «Примечания к записи Hyperion CDA 30025» . Гиперион Рекордс .
- ^ Другими композиторами, представленными в программе, были Артур Салливан ( «О радостный свет» ), Людвиг ван Бетховен («Увертюра к Эгмонту» ), Дж. С. Бах («Святилище из мессы си минор» ), Арнольд Бакс ( «Лондонское театрализованное представление» ), Рихард Вагнер ( «Поездка на Валькирии ), Георга Фридриха Генделя ( Хор Града из Израиля в Египте ) и Эдварда Элгара ( Марш пышности и церемоний № 1 ). См. The Musical Times , Vol. 79, № 1148, октябрь 1938 г., с. 778
- ^ Вуд, Генри Дж., «Сэр Генри Вуд о своем юбилейном фонде» , The Musical Times , Vol. 80, № 1157, июль 1939 г., с. 534 (требуется подписка)
- ^ «Симфоническая музыка в Куинс-холле», The Times , 12 февраля 1940 г., стр. 40
- ^ Albion Records (2009), каталожный номер ALBCD009.
- ^ Примечания к DVD EMI 6097459 (2010 г.)