Jump to content

Симфония № 9 (Воан Уильямс)

Воан Уильямс в 1955 году

Симфония № 9 ми минор — последняя симфония, написанная английским композитором Ральфом Воаном Уильямсом . Он сочинил его в 1956 и 1957 годах, а его премьерное исполнение состоялось в Лондоне Королевским филармоническим оркестром под управлением сэра Малкольма Сарджента 2 апреля 1958 года, на восемьдесят шестом году жизни композитора. Работа была принята уважительно, но поначалу без особого энтузиазма. Впоследствии ее репутация выросла, и симфония вошла в репертуар, в концертном зале и в записи, причем большинство записей было сделано в 1990-х и 21 веке.

В своих ранних набросках к симфонии Воан Уильямс явно ссылался на персонажей и сцены из « Томаса Харди Тэсс из рода д'Эрбервиллей» . К тому времени, когда симфония была завершена, он удалил программные детали, но музыкальные аналитики нашли много моментов, в которых произведение, тем не менее, напоминает роман.

Предыстория и первые выступления

[ редактировать ]

К середине 1950-х годов Воан Уильямс, которому было за восемьдесят, считался великим стариком английской музыки, хотя ему очень не нравился этот термин. [ 1 ] В период с 1910 по 1955 год он сочинил восемь симфоний, а в начале 1956 года, перед премьерой Восьмой , начал обдумывать и делать эскизы к девятой. [ 2 ]

На ранних этапах создания симфонии Воан Уильямс сначала задумал музыкальное изображение Солсбери , Равнины и Стоунхенджа. [ 3 ] а затем отсылка к « Томаса Харди Тэсс из рода д'Эрбервиллей» , действие которой происходит в том же окружении. Программные элементы исчезли по мере продвижения работы. [ 4 ] Существующие эскизы показывают, что на ранних этапах композиции отдельные отрывки связаны с конкретными людьми и событиями романа: в некоторых рукописях первая часть озаглавлена ​​«Уэссексская прелюдия», а заголовок «Тэсс» появляется над набросками второй части. [ 4 ] К тому времени, когда произведение было завершено, композитор изо всех сил старался охарактеризовать его как абсолютную музыку :

Вторая часть, Andante Sostenuto , кажется, не имеет логической связи между различными темами. Это заставило некоторых людей думать, что у нее должна быть программа, поскольку, очевидно, программная музыка не обязательно должна быть логичной. Совершенно верно, что движение началось с программы, но она затерялась в пути – так что теперь, о нет, мы никогда не упоминаем об этом – и музыка должна говорить сама за себя – что бы это ни значило. [ 5 ]

Работа была заказана и посвящена Королевскому филармоническому обществу . Он был завершен к ноябрю 1957 года, когда фортепианная аранжировка была исполнена для группы друзей композитора, включая композиторов Артура Блисса и Герберта Хауэллса , а также критика Фрэнка Хоуэллса . [ 6 ] За две недели до премьеры Воан Уильямс организовал (и оплатил) трехчасовую репетицию, на которой симфония была исполнена дважды; прослушав произведение, он внес некоторые незначительные изменения при подготовке к премьере. [ 7 ] [ 8 ]

Сэр Малкольм Сарджент дирижировал первым публичным выступлением на концерте Королевского филармонического общества в Королевском фестивальном зале в Лондоне 2 апреля 1958 года, центральном пункте программы, между и Кодая Концертом для оркестра Гарольдом в Берлиоза Италии . [ 9 ] Он снова дирижировал симфонией 5 августа 1958 года на концерте BBC Proms . [ 10 ] Премьера произведения в Северной Америке состоялась 10 августа под управлением Уильяма Стейнберга на Международном фестивале в Ванкувере . [ 11 ] Леопольд Стоковский дирижировал американской премьерой в Карнеги-холле , Нью-Йорк, 25 сентября. [ 12 ] и сэр Джон Барбиролли дирижировал Филадельфийским оркестром в декабре того же года. [ 13 ]

Требуемые оркестровые силы:

Симфония состоит из четырех частей. Время исполнения значительно различается: на премьере Сардженту и Королевскому филармоническому оркестру потребовалось 30 минут 25 секунд, что ближе, чем в большинстве последующих зарегистрированных выступлений, к меткам метронома композитора, но некоторые критики считают, что местами слишком быстро. [ 14 ] [ н 1 ] Готовясь к первой коммерческой записи произведения в августе 1958 года, сэр Адриан Боулт обсудил с Воаном Уильямсом окончание последней части, которое, по его мнению, было слишком резким. Воан Уильямс предположил, что он мог бы сыграть эту часть «намного медленнее», если бы захотел, пока он обдумывает предложение Боулта добавить 20 или 30 тактов. [ 19 ] [ 8 ] : 44 минуты 30 секунд [ 20 ] Продолжительность студийных записей произведения варьировалась от 29 минут 45 секунд ( Кис Бейклс , 1996) до 40 минут 43 ( Эндрю Манзе , 2018), при этом более типичная продолжительность составляет 34 минуты или около того. [ 21 ]

1. Умеренная величественность

[ редактировать ]

В опубликованном анализе композитора первая часть Moderato описывается не как строгая сонатная форма, а подчиняющаяся общим принципам высказывания, контраста и повторения. [ 22 ] Симфония открывается ми минор , 4
4
раза, с удерживаемым унисоном ми в четырех октавах, за которым следует медленная тема для низких духовых и духовых инструментов поверх продолжительной ми. [ н 2 ] Это приводит к первому сольному выступлению трех саксофонов на торжественную тему в трезвучиях на тихом аккорде ми минор. Кларнеты в сопровождении аккордов арфы привносят более мягкую тему соль минор , которая переходит в соль мажор , что предполагает традиционная сонатная форма. В более полной форме это возвращается позже в части, образуя раздел перепросмотра, и теперь исполняется скрипкой соло, прежде чем часть возвращается к вступительной теме и заканчивается каденцией саксофона ( а-ля Наполитэн , по фразе композитора). [ 24 ]

2. Анданте устойчивое

[ редактировать ]

Медленная часть, отмеченная Анданте состенуто, начинается соль минор. 4
4-й
раз, с темой для флюгельгорна соло. По мнению музыковеда Алена Фрогли и других, оригинальные программные концепции композитора в партитуре практически не изменились, несмотря на то, что он удалил обозначение тем, а в начале можно услышать звук ветра, дующего в Стоунхендже. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] Позже в этой части музыка напоминает Тесс, преследующую ее полицию, ее арест и звонок, пробивающий восемь перед ее повешением. [ 27 ] [ 28 ] Воан Уильямс, избегая упоминания оригинальной программы, описывает тему флюгельгорна как «заимствованную из раннего произведения композитора, к счастью, давно утилизированную, но измененную так, что ее собственный отец вряд ли узнал бы ее». [ н 3 ] Он продолжает:

Следующий эпизод представляет собой сильный контраст; варварская маршевая тема, против которой есть контртема. Внезапная модуляция си-бемоль минор возвращает версию [темы флюгельгорна], за которой следует романтический эпизод в тройном такте, исполняемый в основном струнными. ... Затем угрожающий удар по гонгу возвращает воспоминания о [теме флюгельгорна] ... Затем быстрое крещендо приводит к повторению [марша], играемого всей силой оркестра, который снова затихает до мягкость, и снова слышны флюгель-горн и его мелодия, на этот раз с контр-темой под ним на кларнете. [ 30 ]

Завершается часть аккордом пианиссимо до мажор, выдержанным в четырех тактах. [ 31 ]

3. Скерцо

[ редактировать ]

отмечена Третья часть скерцо Allegro pesante и движется между 6
8
и 2
4
раз. После вступительного фортиссимо духового диссонанса, сопровождаемого ритмическим рисунком на боковом барабане, саксофоны играют первую главную тему, за которой следует вторая тема. 2
4
и, возвращаясь к 6
8
, треть. В каноне разработана вспомогательная тема. Музыка прерывается повторением вступительного диссонанса, из которого соло саксофона B и боковой барабан доводят движение до тихого завершения. [ 32 ]

Последняя часть, отмеченная как Andante quietllo, состоит из двух отдельных частей: первая в повторяющейся бинарной форме, а вторая - соната- аллегро с кодой. [ 33 ] Первая часть начинается с длинной кантилены на скрипках, а затем на альтах с контрапунктом кларнета. За второй темой, для валторн, следует повторение обеих тем, прежде чем короткая фраза, которая возникает на протяжении всей части, вводит вторую часть, тему альта, сначала мягкую, но затем становящуюся все громче и контрапунктивнее для всего оркестра, а затем заканчивается на Трезвучие ми мажор , фортиссимо, но затихающее в тишине. [ 34 ]

Критический прием

[ редактировать ]

По словам биографа Воана Уильямса Майкла Кеннеди , после первых выступлений «нельзя было отрицать прохладный прием музыки критиками. Ее загадочное настроение озадачивало их, и поэтому больше внимания было уделено использованию флюгелевого валторны и легкомысленная программная заметка». [ 35 ] Флюгельгорнист на премьере заметил, что все освещение в прессе было посвящено инструменту, в ущерб серьезному обсуждению симфонии как произведения. [ 36 ] Пример того, что Кеннеди называет легкомыслием композитора в своей программной заметке, касается инструментовки:

Используется обычный симфонический оркестр с добавлением трёх саксофонов и флюгелевой валторны. Этот красивый и забытый инструмент обычно не пускают в избранные круги оркестра, и он был изгнан в духовой оркестр, где ему позволено предаваться дурной привычке вибрато в свое удовольствие. В оркестре он будет обязан сидеть и играть прямо. Также не ожидается, что саксофоны, за исключением, возможно, одного места в скерцо, будут вести себя как сумасшедшие кошки, им разрешено быть самими собой романтическими личностями. [ 22 ]

В американском журнале Р. Notes Мюррей Шафер отметил, что, хотя большинство библиотек хотели бы приобрести партитуру из-за репутации Воана Уильямса как симфониста, «мне трудно... обнаружить в произведении нечто большее, чем числовое значение». . Он жаловался на саксофоны и флюгельгорны: «Похоже, что весь этот дополнительный цвет используется просто для сгущения текстуры среднего оркестра... Формальное мастерство все еще присутствует, но я не думаю, что это спасает работу». [ 37 ] Другие критики в Америке были впечатлены больше. В « Музыкальном курьере » Гидеон Уолдроп описал симфонию как «прекрасное произведение… лиризм, чистая тональная красота и тщательное мастерство были очевидны во всем», а в «Нью-Йорк таймс» Гарольд К. Шонберг написал, что «симфония насыщена с сильной личной мелодией от начала до конца... Это произведение пронизано мягким светом, как и работы многих композиторов-ветеранов, которые, кажется, оглядываются назад на свою карьеру... Девятая симфония — шедевр». [ 12 ]

В течение десятилетий после его смерти музыка Воана Уильямса в значительной степени игнорировалась музыкальными академиками и критиками, но не публикой: его музыка оставалась популярной в концертном зале и на пластинках. [ 38 ] [ 39 ] В середине 1990-х критическая и музыковедческая волна повернулась в его пользу. [ 40 ] Что касается Девятой симфонии, прежнее мнение о том, что в ней не сказано ничего нового, начало вытесняться признанием того, что, хотя она была, как выразилась «Таймс» в 2008 году, «синтезом и суммированием всего, что было раньше», музыка была призрачной, жестокой, неуловимой и двусмысленной. [ 41 ] В 2011 году в заметке для Симфонического оркестра Сан-Франциско Ларри Рот написал: «Как и последняя симфония Бетховена, эта симфония изображает огромные конфликты и сверхчеловеческие стремления. Затем, посреди нее, разворачивается залитый светом морской пейзаж, но видение так же внезапно отступает». как оказалось, Воан Уильямс не сочинял столь гневной и напористой музыки со времен своей Шестой симфонии». [ 42 ] Фрогли и другие считают, что работа стала лучше пониматься, когда программный элемент стал широко известен. [ 19 ] [ 43 ]

Год Оркестр Дирижер Расположение Ссылка
1958 Королевская филармония сэр Малкольм Сарджент Королевский фестивальный зал , Лондон [ 44 ]
1958 Лондонская филармония сэр Адриан Боулт Зал собраний Уолтемстоу , Лондон [ 45 ]
1958 безымянный Леопольд Стоковски Карнеги-холл , Нью-Йорк [ 46 ]
1958 Национальный симфонический оркестр Португалии Педро де Фрейтас Бранко Национальный театр Сан-Карлос , Лиссабон, [ 47 ]
1969 Лондонская филармония сэр Адриан Боулт Кингсуэй Холл , Лондон [ 48 ]
1971 Лондонский симфонический оркестр Андре Превен Кингсуэй Холл [ 49 ]
1989 Государственный симфонический оркестр СССР Геннадий Рождественский Здание филармонии, Ленинград [ 50 ]
1990 Лондонский симфонический оркестр Брайден Томсон Церковь Святого Иуды, пригород Хэмпстед-Гарден , Лондон [ 51 ]
1991 Филармония Леонард Слаткин Студия EMI Abbey Road , Лондон [ 52 ]
1994 Королевская Ливерпульская филармония Вернон Хэндли Филармония, Ливерпуль [ 53 ]
1995 Симфонический оркестр Би-би-си Эндрю Дэвис Церковь Святого Августина, Килберн , Лондон [ 54 ]
1996 Борнмутский симфонический оркестр Кес Бейклс Центр искусств, Пул [ 55 ]
2000 Лондонская филармония Бернард Хайтинк Эбби Роуд [ 56 ]
2008 Симфонический оркестр Би-би-си сэр Эндрю Дэвис Королевский Альберт-Холл , Лондон [ 57 ]
2016 Бергенская филармония сэр Эндрю Дэвис Григ Холл , Берген [ 58 ]
2018 Королевская Ливерпульская филармония Эндрю Манзе Филармония, Ливерпуль [ 59 ]
2021 Галле сэр Марк Элдер Галле Святого Петра, Манчестер [ 60 ]

Примечания, ссылки и источники

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Маркировка метронома Воана Уильямса в его партитурах была поставлена ​​под сомнение. [ 15 ] [ 16 ] Он не наблюдал их сам, когда дирижировал своими произведениями, и присутствовал на записях Бойда Нила и сэра Адриана Боулта , где не возражал против более медленного темпа, чем отмечено. [ 17 ] Музыкальный помощник Воана Уильямса Рой Дуглас , которому очень не нравился быстрый темп Сарджента, [ 14 ] предположил, что Воан Уильямс просто просчитался, потому что у него не было метронома. [ 18 ]
  2. Воан Уильямс сказал, что эта тема пришла к нему после исполнения партии органа в начале « Баха » Страстей по Матфею . [ 23 ]
  3. Отсылка к «Соленту» (произведению для камерного оркестра, написанному в 1902–03), согласно сноске. [ 29 ]
  1. ^ Попл, с. 50; и Кеннеди (2013), стр. 284 и 299.
  2. ^ Воан Уильямс, с. 369
  3. ^ Кеннеди (1980), с. 369
  4. ^ Jump up to: а б Фрогли (1987), стр. 49–50, 57
  5. ^ Воан Уильямс, Ральф. Программная заметка к премьере симфонии, цитируемая по Фрогли (1987), с. 44
  6. ^ Воан Уильямс, с. 385
  7. ^ Воан Уильямс, с. 390; и Кеннеди (1980), с. 342
  8. ^ Jump up to: а б Суэйн, Джонатан. «Девятая симфония Воана Уильямса» , Record Review , BBC Three , 8 февраля 2014 г. Событие происходит в 47:37.
  9. ^ «Филармонический концерт», The Times , 3 апреля 1958 г., стр. 3
  10. ^ "Концерт Генри Вуда на набережной", Radio Times, 1 августа 1958 г., стр. 31
  11. ^ «Премьера двух музыкальных произведений состоится в Ванкувере», Saskatoon Star-Phoenix , 13 августа 1958 г., стр. 4
  12. ^ Jump up to: а б Шенберг, Гарольд К. «Премьера Воана Уильямса; Стоковский возглавляет Девятую симфонию в американском смычке », The New York Times , 26 сентября 1958 г., стр. 22
  13. ^ Шлосс, Эдвин Р. «Обзор оркестрового сезона», The Philadelphia Inquirer , 26 апреля 1959 г., стр. 85
  14. ^ Jump up to: а б Барбер, Робин. «Малкольм Сарджент, Воан Уильямс и Девятая симфония» , Журнал Общества RVW , № 24, июнь 2002 г., стр. 9
  15. ^ Адамс, Байрон . «Этапы переработки Шестой симфонии Воана Уильямса», The Musical Quarterly , осень 1989 г. , JSTOR   741883 (требуется подписка)
  16. ^ Атлас (2010), стр. 24–25. [ неполная короткая цитата ]
  17. ^ Калшоу, с. 121; Боулт, сэр Адриан «Воан Уильямс и его переводчики», The Musical Times , октябрь 1972 г., стр. 957–958 JSTOR   955234 (требуется подписка) ; и примечания к Somm CD SOMMCD 071 (2007 г.) и Decca CD 00028947860464 (2013 г.)
  18. ^ Дуглас, с. 66
  19. ^ Jump up to: а б Фрогли (2001), с. 21
  20. ^ Ротвелл, Барбара Йейтс, изд. (1971). «Сэр Адриан Боулт говорит о Ральфе Воане Уильямсе». Ральф Воган Уильямс ОМ, 1872–1958 . Доркинг, Великобритания: Комитет столетия Ральфа Воана Уильямса. стр. 21–22.
  21. ^ Барбер, Робин. «Симфония № 9 – Сравнительный обзор компакт-дисков» , Журнал Общества RVW , № 39, июнь 2007 г., стр. 11
  22. ^ Jump up to: а б Мэннинг, с. 391
  23. ^ Мэннинг, с. 392
  24. ^ Мэннинг, стр. 392–393.
  25. ^ Фрогли, стр. 50–51
  26. ^ Андерсон, Кейт (1998). Примечания к компакт-диску Naxos 8.550738
  27. ^ Jump up to: а б Хортон, стр. 224–225.
  28. ^ Фрогли, стр. 54–57
  29. ^ Мэннинг, стр. 393–394.
  30. ^ Мэннинг, стр. 394–395.
  31. ^ Шварц, с. 156
  32. ^ Шварц, с. 159
  33. ^ Шварц, стр. 159–160.
  34. ^ Шварц, стр. 160–164.
  35. ^ Кеннеди (1980), стр. 342–343.
  36. ^ Макэнини, Энн. «Дэвид Мейсон», The Brass Herald , выпуск 18, май – июль 2007 г., стр. 38. ISSN   1746-1472
  37. ^ Шафер, Р. Мюррей , «Обзор», Примечания , вторая серия, том. 17, нет. 1 (декабрь 1959 г.), стр. 150–151. doi : 10.2307/893900 (требуется подписка)
  38. ^ Фрогли (2001), с. 15
  39. ^ Кеннеди (2013), с. 296
  40. ^ Фрогли и Томпсон, стр. 1–2
  41. ^ Финч, Хилари, «Променады», The Times , 28 августа 2008 г., стр. 91
  42. ^ Роте, Ларри (2011). «Брэнд Воана Уильямса» , Симфонический оркестр Сан-Франциско . Проверено 30 декабря 2020 г.
  43. ^ Барр, Джон. «Воан Уильямс отказался от программы в своей Девятой симфонии» , Журнал Общества RVW , № 24, июнь 2002 г., стр. 9
  44. ^ Pristine Audio XR PASC 234
  45. ^ Эверест SDBR 3006
  46. ^ Кала Рекордс CACD 0539
  47. ^ Португалсом SP 4084
  48. ^ HMV ASD 2581
  49. ^ RCA Red Seal SB 6842
  50. ^ Melodiya CD 10-02170-6
  51. ^ Чандос ЧАН 8941
  52. ^ RCA Victor Red Seal 09026-61196-2
  53. ^ EMI Eminence CD EMX 2230
  54. ^ Тельдек 4509-98463-2
  55. ^ Наксос 8.550738
  56. ^ EMI CD 5 57086 2
  57. ^ Музыкальный журнал BBC MM 333
  58. ^ Чандос CHSA 5180
  59. ^ ОНИКС ONYX4190
  60. ^ Я нашел HLD 7558.

Источники

[ редактировать ]
  • Калшоу, Джон (1981). Вносим ясность . Лондон: Секер и Варбург. ISBN  978-0-436-11802-9 .
  • Фрогли, Ален (январь 1987 г.). «Воан Уильямс и Томас Харди: «Тесс» и медленная часть Девятой симфонии». Музыка и письма . 68 (1): 42–59. дои : 10.1093/мл/68.1.42 . JSTOR   736401 . (требуется подписка)
  • Фрогли, Ален (2001). Девятая симфония Воана Уильямса . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-816284-1 .
  • Фрогли, Ален; Эйдан Дж. Томпсон (2013). "Введение". У Алена Фрогли; Эйдан Дж. Томсон (ред.). Кембриджский компаньон Воана Уильямса . Кембриджские спутники музыки . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-107-65026-8 .
  • Хортон, Джулиан (2013). «Поздние симфонии». У Алена Фрогли; Эйдан Дж. Томсон (ред.). Кембриджский компаньон Воана Уильямса . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-107-65026-8 .
  • Кеннеди, Майкл (1980) [1964]. Работы Ральфа Воана Уильямса (2-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-315453-7 .
  • Кеннеди, Майкл (2013). «Колебания реакции на музыку Ральфа Воана Уильямса». У Алена Фрогли; Эйдан Дж. Томсон (ред.). Кембриджский компаньон Воана Уильямса . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-107-65026-8 .
  • Мэннинг, Дэвид (2008). Воан Уильямс о музыке . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-518239-2 .
  • Попл, Энтони (1996). «Таллис и принцип фантазии». В Алене Фрогли (ред.). Исследования Воана Уильямса . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-48031-4 .
  • Шварц, Эллиотт (1982) [1964]. Симфонии Ральфа Воана Уильямса . Нью-Йорк: Да Капо Пресс. ISBN  978-0-306-76137-9 .
  • Воан Уильямс, Урсула (1964). RVW: Биография Ральфа Воана Уильямса . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-315411-7 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9a486a0ad18c5ff2667dcca5866339ff__1722287700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9a/ff/9a486a0ad18c5ff2667dcca5866339ff.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Symphony No. 9 (Vaughan Williams) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)