Гарольд в Италии
Гарольд в Италии | |
---|---|
Симфония с соло альта Гектора Берлиоза | |
![]() Портрет Берлиоза, 1832 г. | |
Английский | Гарольд в Италии |
Каталог | Х. 16 |
Опус | 16 |
На основе | Лорд Байрон « Паломничество Чайльд-Гарольда » |
Выполненный | 23 ноября 1834 г. |
Движения | четыре |
Подсчет очков |
|
Harold en Italie , Symphonie avec un Alto Principal ( Гарольд в Италии , симфония с альтом облигато ), как описывает ее рукопись, представляет собой четырехчастное оркестровое произведение Гектора Берлиоза , его Opus 16 , H.68, написанное в 1834 году. На протяжении всего , необычная партия альта представляет главного героя, не придавая формы концерта. Движения имеют следующие названия, отсылающие к программе:
- Гарольд в горах
- Марш паломников
- Серенада Абруццо альпиниста
- Оргия бандитов
Создание
[ редактировать ]Итальянский композитор Никколо Паганини призвал Гектора Берлиоза написать «Гарольда в Италии» . Впервые они встретились после концерта произведений Берлиоза под управлением Нарцисса Жирара 22 декабря 1833 года, через три года после премьеры «Фантастической симфонии» Берлиоза . Согласно « Мемуарам » Берлиоза , Паганини приобрел «великолепный альт» Страдивари (так называемый «Паганини-Мендельсон»). [ 1 ] ) — «Но у меня нет подходящей музыки. Хотите написать соло для альта? Вы единственный, кому я могу доверить это задание». (« У меня есть чудесная альт, — сказал он мне, — замечательный инструмент Страдивари, и я хотел бы играть на нем публично. Но у меня нет какой-то специальной музыки. Хотите написать соло для альта? Я Я доверяю эту работу только тебе . [ 2 ]
Берлиоз начал «с написания соло для альта, но с участием оркестра таким образом, чтобы не снизить эффективность оркестрового вклада». Когда Паганини увидел набросок части аллегро со всеми паузами в партии альта, он сказал Берлиозу, что это не подойдет и что он рассчитывает играть непрерывно. [ 3 ] Затем они расстались, разочаровав Паганини. Несколько лет спустя Паганини снова был в Париже и присутствовал на концерте «Фантастической симфонии» и «Гарольда в Италии» под управлением Берлиоза. После концерта Паганини пошел к Берлиозу и сказал ему, что никогда еще он не был так тронут, как Гарольд, затем преклонил колени и поцеловал Берлиозу руку.
лорда Байрона Стихотворение « Паломничество Чайльд-Гарольда » вдохновило Гарольда , писал Берлиоз. [ нужна ссылка ]
Мое намерение состояло в том, чтобы написать серию оркестровых сцен, в которых солирующий альт выступал бы в качестве более или менее активного участника, сохраняя при этом свой характер. Поместив его среди поэтических воспоминаний, сложившихся во время моих странствий по Абруцци , я хотел сделать альт своего рода меланхоличным мечтателем в манере байроновского Чайльд-Гарольда.
— Гектор Берлиоз, «Гарольд в Италии», Мемуары.
То, что он переработал часть материала из своей выброшенной концертной увертюры Роба Роя, осталось не упомянутым. Несмотря на упоминание Байрона Берлиозом, музыкальные критики, в том числе Дональд Тови , отмечают, что Гарольд в Италии почти ничем не обязан этому стихотворению: «никакие определенные элементы стихотворения Байрона не проникли в неприступную крепость энциклопедического невнимания Берлиоза... в музыке Берлиоза нет и следа каких-либо знаменитых отрывков Чайльд-Гарольда ». [ 4 ]
Форма
[ редактировать ]





С формальной точки зрения произведение можно рассматривать как симфонию. Например, в нем четыре части, третья из которых — Бетховена скерцо . Сольные партии никогда не имеют виртуозного стиля, сравнимого с другими сольными концертами . Альт играет самую важную роль в первой части, где он представляет тему Гарольда, а также две второстепенные темы. [ 5 ]
Помимо альта соло, в произведении задействованы 2 флейты (2-й дублирующий пикколо ), 2 гобоя (1-й дублирующий английский рожок в части III), 2 кларнета в C (части I, III и IV) и A (часть II). , 4 фагота, 4 валторны , 2 корнета , 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры , цимбалы , треугольник , 2 бубна , арфа и струны .
На протяжении всего произведения альт представляет Гарольда. Первая часть, «Гарольд в горах» , прослеживает сцены, с которыми его меланхоличный персонаж сталкивается в горах. Манера, в которой тема альта нерешительно повторяет свою вступительную фразу - обретая уверенность, как формирование идеи, прежде чем длинная мелодия выльется полностью, - была высмеяна в музыкальной газете после премьеры: «Ха! ха! ха! ! Харо! Гарольд! Все началось с дерзкого прикосновения, которое Берлиоз вспоминал много лет спустя в своих «Воспоминаниях» . Во второй части, «Марш пелеринов» , Гарольд сопровождает группу паломников; в третьем, Серенаде , его любовница очарована музыкой. Последняя часть, «Оргия разбойников» , находит героя духовно истощенным и находящимся в дикой компании, возможно, в таверне. ( Жак Барзен напоминает нам: «Разбойник времен Берлиоза — это мститель за социальную несправедливость, бунтарь против города, который прибегает к природе для исцеления ран социального человека». [ 6 ] )
История
[ редактировать ]Премьера «Гарольда» в Италии состоялась 23 ноября 1834 года с Оркестром Общества концертов консерватории , Кретьен Урхан играл партию альта, а Нарцисс Жирар дирижировал. Хотя вторая часть «Марша паломников» получила выход на бис, это исполнение способствовало решению Берлиоза в будущем дирижировать собственной музыкой.
Паганини не слышал заказанного им произведения до 16 декабря 1838 года; затем он был настолько поражен этим, что после выступления вытащил Берлиоза на сцену и там встал на колени и поцеловал ему руку перед дико ликующей публикой и аплодирующими музыкантами. Через несколько дней он отправил Берлиозу поздравительное письмо, приложив банковский чек на 20 000 франков.
Ференц Лист подготовил фортепианную транскрипцию (с аккомпанементом альта) произведения в 1836 году (S.472). [ 7 ]
- Известные выступления
- 1842, 1 февраля, Париж, Зал Вивьен – Жан-Дельфин Алар (солист); Берлиоз (дирижер)
- 1842, 26 сентября, Брюссель — Генрих Вильгельм Эрнст (солист); Берлиоз (дирижер)
- 1847, 5 мая, Санкт-Петербургская премьера – Генрих Вильгельм Эрнст (солист); Берлиоз (дирижер)
- 1848, 7 февраля, лондонская премьера – Генри Хилл (1808–1846) (солист); Берлиоз (дирижер); Театр Друри-Лейн [ 8 ]
- 1853, 22 ноября, Бремен - Йозеф Иоахим (солист); Берлиоз (дирижер)
- 1853, 1 декабря, Лейпциг — Фердинанд Давид (солист); Берлиоз (дирижер); Оркестр Гевандхауса
- 1868, 11 января, Москва — Фердинанд Лауб (солист); Берлиоз (дирижер); Московской консерватории Оркестр
- 1868, 8 февраля, Санкт-Петербург — Иероним Вейкман (солист); Берлиоз (дирижер); финальное исполнение под руководством композитора
- 1937, 4 февраля — Лионель Тертис (солист, последнее публичное выступление); Эрнест Ансерме ; Симфонический оркестр BBC [ 9 ]
Первая студийная запись была сделана RCA в 1944 году с Уильямом Примроузом и Бостонским симфоническим оркестром под управлением Сержа Кусевицкого .
Это произведение было использовано в фильме Терренса Малика « 2013 года К чуду » в главных ролях с Беном Аффлеком и Ольгой Куриленко . В фильме есть несколько визуальных отсылок к содержанию и истории композиции.
Записи
[ редактировать ]Гарольд в Италии часто записывался. [ 10 ] [ 11 ]
- Уильям Примроуз , Симфонический оркестр NBC , Артуро Тосканини , 2 января 1939 года, прямая трансляция. [ 12 ]
- Уильям Примроуз , Бостонский симфонический оркестр , Серж Кусевицкий , 1944 год.
- Гюнтер Брайтенбах, Венский симфонический оркестр , Рудольф Моральт , 1950 г.
- Уильям Примроуз , Королевский филармонический оркестр , Томас Бичем , 1952 год.
- Карлтон Кули , Симфонический оркестр NBC , Артуро Тосканини , 1953 год.
- Фредерик Риддл , Лондонский филармонический оркестр , Герман Шерхен , 1953 год.
- Жозеф де Паскуале , Бостонский симфонический оркестр , Чарльз Мунк , 1954 год.
- Ладислав Черный, Чешская филармония , Вацлав Йирачек, 1955 г.
- Фредерик Риддл , Королевский филармонический оркестр , сэр Томас Бичем , 1956 год.
- Хайнц Кирхнер, Берлинская филармония , Игорь Маркевич , 1957 г.
- Уильям Примроуз , Бостонский симфонический оркестр , Чарльз Мунк , 1958 год.
- Уильям Линсер, Нью-Йоркский филармонический оркестр , Леонард Бернштейн , 1961 год.
- Иегуди Менухин , Филармонический оркестр , Колин Дэвис , 1963 год.
- Клаас Бун, Королевский оркестр Консертгебау , Пьер Монтё , 1963 г.
- Георг Шмид, Симфонический оркестр Баварского радио , Рафаэль Кубелик , 1964 г.
- Рудольф Баршай , Оркестр Московской филармонии , Давид Ойстрах , 1964 г.
- Уолтер Трамплер , Лондонский симфонический оркестр , Жорж Претр , 1969
- Жозеф де Паскуале , Филадельфийский оркестр , Юджин Орманди , 1970 г.
- Клод Дюкрок, Страсбургский филармонический оркестр , Ален Ломбард , 1974 г.
- Нобуко Имаи , Лондонский симфонический оркестр , Колин Дэвис , 1975 г.
- Даниэль Беньямини , Израильский филармонический оркестр , Зубин Мехта , 1975 г.
- Йозеф Сук , Чешская филармония , Дитрих Фишер-Дискау , 1976 г.
- Дональд Макиннес, Национальный оркестр Франции , Леонард Бернстайн , 1977 г.
- Пинхас Цукерман , Парижский оркестр , Даниэль Баренбойм , 1977 г.
- Роберт Вернон , Кливлендский оркестр , Лорин Маазель , 1977 г.
- Yuri Bashmet , USSR State Radio and Television Symphony Orchestra , Vladimir Fedoseyev , 1981
- Любомир Яли, Чешская филармония , Франтишек Йилек , 1981 г.
- Милан Телецкий, Симфонический оркестр Словацкого радио , Ондерж Ленард, 1982
- Вольфрам Крист, Берлинская филармония , Лорин Маазель , 1985 г.
- Дуглас Макнабни, Симфонический оркестр Квебека , Саймон Стритфилд , 1985 г.
- Пинхас Цукерман , Монреальский симфонический оркестр , Шарль Дютуа , 1988 г.
- Юрий Башмет , Симфонический оркестр Франкфуртского радио , Элиаху Инбаль , 1989 г.
- Жерар Коссе , Оркестр Капитолия Тулузы , Мишель Плассон , 1991 г.
- Жерар Коссе , Революционно-романтический оркестр , Джон Элиот Гардинер , 1994 г.
- Лоран Верни, Оркестр Оперы Бастилии , Мён Вун Чунг , 1996 г.
- Бруно Паскье , Региональный филармонический оркестр Монпелье, Сирил Дидерих , 1996 г.
- Бруно Джуранна , Симфонический оркестр BBC , Максим Шостакович , 1996
- Ривка Голани , Симфонический оркестр Сан-Диего , Йоав Талми , 1996
- Жерар Коссе , Оркестр театра Ла Фениче , Жан Фурне , 1997
- Михаил Толпыго, Государственный академический симфонический оркестр СССР под управлением Давида Ойстраха , 1997 г.
- Чаба Эрдели, Симфонический оркестр Новой Зеландии , Марк Таддеи , 2001 г.
- Табеа Циммерманн , Лондонский симфонический оркестр , Колин Дэвис , 2003 г.
- Наоко Симидзу, Сендайский филармонический оркестр, Кадзухиро Коидзуми , 2007 г.
- Жан-Эрик Суси, Симфонический оркестр Юго-Западного немецкого радио , Сильвен Камбрелинг , 2009 г.
- Антуан Тамести , Музыканты Лувра , Марк Минковский , 2011
- Стефано Пассо, Загребский филармонический оркестр , Милан Хорват , 2011 г.
- Дэвид Аарон Карпентер , Хельсинкский филармонический оркестр , Владимир Ашкенази , 2011 г.
- Джеймс Энес , Мельбурнский симфонический оркестр , сэр Эндрю Дэвис , 2014 г.
- Антуан Тамести , Симфонический оркестр HR , Элиаху Инбал , 2018 [ 13 ]
- Тимоти Ридаут , Страсбургский филармонический оркестр под управлением Джона Нельсона CD Erato 2022
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Антонио Страдивари, Альт, Кремона, 1731, 'Паганини, Мендельсон' » . Тарисио . Проверено 11 августа 2018 г.
- ^ Гектор Берлиоз. «Мемуары Гектора Берлиоза» . Проект Гутенберг . Проверено 11 августа 2018 г.
- ^ «Берлиоз Гарольд в Италии» . www.hberlioz.com .
- ^ Тови, Дональд (1981). Симфонии и другие оркестровые произведения: Отрывки из очерков музыкального анализа . Лондон: Издательство Оксфордского университета. п. 171. ИСБН 0486784525 .
- ^ Вольфганг Дёмлинг (2007). Вульф Конольд (ред.). Путеводитель по концертам Эры Романтика [ Концерт Путеводителя Эры Романтика ] (на немецком языке). Майнц: Шотт. ISBN 978-3-254-08388-3 .
- ^ В Берлиозе и его столетии , отмечено Фридом .
- ^ Список произведений Ференца Листа : Список работ Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- ^ Райли, Морис В. (1980), «Альтисты XIX века: Герман Риттер», История альта, Том I , Анн-Арбор, Мичиган: Браун-Брумфилд, стр. 208
- ^ Райли, Морис В. (1980), «Альтисты XIX века: Герман Риттер», История альта, Том I , Анн-Арбор, Мичиган: Браун-Брумфилд, стр. 246
- ^ «Сайт Гектора Берлиоза - Дискография Берлиоза Оркестровые произведения 1» . www.hberlioz.com .
- ^ «Французские симфонии: национальная дискография Майка Хермана» . www.musicweb-international.com .
- ↑ Обновлён и выпущен как Music and Arts Programs of America: CD-4614, 2003.
- ^ «Берлиоз: Гарольд в Италии ∙ hr-Sinfonieorchester ∙ Антуан Таместит ∙ Элиаху Инбаль» . Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 года . Проверено 9 июля 2021 г. - через www.youtube.com.
Библиография
[ редактировать ]- Берлиоз, Гектор. Мемуары. гл. 45
- Сайт Берлиоза : Гарольд в Италии
- Столба, К. Мари (1998). Развитие западной музыки . МакГроу-Хилл Гуманитарные, социальные науки и мировые языки. ISBN 978-0-697-29379-4 .
- программные заметки, 2005 г. , Ричард Фрид
- Д. Керн Холоман, программные заметки, 1996 г. Архивировано 12 февраля 2017 г. в Wayback Machine.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сэр Дональд Тови , эссе о Гарольде в Италии в «Очерках музыкального анализа» , том. IV
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гарольд в Италии : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- BBC Discovering Music (страница вниз содержит ссылку на файл .ram, в котором обсуждается работа)
- Viola-in-Music.com – Гарольд в Италии