Великие похороны и триумфальная симфония
Великие похороны и триумфальная симфония | |
---|---|
Симфония Гектора Берлиоза | |
![]() Гравюра Берлиоза 1845 года. | |
Каталог | Х. 808 |
Опус | 15 |
Повод | 10-летие Июльской революции 1830 года. |
Движения | три |
Подсчет очков | военный оркестр , переработанный для струнных и хора |
Премьера | |
Дата | 28 июля 1840 г. |
Расположение | Париж |
Grande Symphonie funèbre et triomphale (англ. Grand Funeral and Triumphal Symphony ), соч. 15) — четвёртая и последняя симфония французского композитора Гектора Берлиоза , впервые исполненная 28 июля 1840 года в Париже. Это один из самых ранних примеров симфонии, написанной для военного оркестра .
Введение
[ редактировать ]Французское правительство заказало симфонию для празднования десятой годовщины Июльской революции , приведшей к власти Луи-Филиппа I , для чего оно воздвигло Июльскую колонну на площади Бастилии . Берлиоз мало сочувствовал режиму, но приветствовал возможность написать эту работу, поскольку правительство предложило ему за нее 10 000 франков. ( Военная симфония позже переименованная в Symphonie Funèbre et Triomphale ), вместо того, чтобы следовать модели, которую Берлиоз установил в «Ромео и Джульетте» , представляет собой возврат к более раннему добетховенскому стилю в традиции монументальной французской публичной церемониальной музыки. [ 1 ] Берлиоз утверждал, что написал всю партитуру всего за 40 часов. [ 2 ] собрав большую часть музыкального материала для этой Большой симфонии Funèbre et Triomphale из незаконченных произведений. Первая часть, «Похоронный марш», была построена на основе « Fête musice funèbre à la mémoire des hommes illustres de la France» , массивной семичастной церемониальной пьесы, начатой в 1835 году в надежде продать ее французскому правительству. По словам Джулиана Раштона , «Берлиоз лучше всего работал над большими проектами; когда он не видел для них будущего, он предпочитал не сочинять». [ 3 ] Очевидно, он отказался от музыкального погребального праздника, потому что не смог найти спонсора для его проведения.
Первоначально « Траурно-триумфальная симфония» была написана для военного оркестра из 200 музыкантов, идущих в процессии, сопровождающей останки тех, кто погиб в боях в революции 1830 года на пути к перезахоронению под мемориальной колонной, воздвигнутой на месте Бастилии . В день парада почти не было слышно 3-й части из-за ликующей толпы на колонне, когда церемония приближалась к концу, поскольку ее собирались повторить, в то время как 1-я и 3-я части были слышны во время процессии и 2-й части. во время собственно посвящения; но произведение имело такой успех на генеральной репетиции, что в августе оно было исполнено еще дважды и стало одним из самых популярных произведений композитора при его жизни. [ 4 ] Берлиоз переработал партитуру в январе 1842 года, добавив к тексту Антони Дешама необязательную партию для струнных и финальный припев . Рихард Вагнер присутствовал на исполнении этой новой версии в Зале Вивьен 1 февраля 1842 года. 5 февраля он сказал Роберту Шуману , что нашел отрывки из последней части симфонии Берлиоза настолько «великолепными и возвышенными, что их невозможно превзойти ». [ 5 ]
Состав симфонии
[ редактировать ]Симфония состоит из трех частей.
- Marche funèbre (Похоронный марш). Медленный, заунывный марш фа минор.
- Похоронная речь
- Апофеоз (Апофеоз). Блестящий триумфальный марш си ♭ мажор с необязательным хоровым финалом.
Тексты песен
[ редактировать ]В 1842 году Берлиоз поручил Антони Дешаму написать тексты для исполнения хорами в конце финальной (апофеозной) части симфонии.
Слава! |
Слава! |
Инструментарий
[ редактировать ]Берлиоз написал симфонию для большого военного оркестра с дополнительным хором и струнными инструментами . Следующий список отражает как количество инструментальных партий, так и количество музыкантов, предназначенных Берлиозом для каждого инструмента:
- пикколо (4 игрока), флейты (5 игроков), гобои (5 игроков), E ♭ кларнеты 2 B ♭ (5 игроков), кларнеты (всего 26 игроков), бас-кларнеты (2 игрока), фаготы (8 игроков), контрфагот (необязательный)
- 6 валторн в F, A ♭ , E ♭ , G, D и C (всего 12 игроков), 4 трубы в F, C и B ♭ (всего 8 игроков), 2 корнета в A ♭ , G и B ♭ (4 игрока всего), 3 тромбона (3 тенора или альта и 2 тенора, всего 10 исполнителей), бас-тромбон (по желанию), 2 офиклеиды (всего 6 игроков)
- 2 малых барабана (всего 8 игроков), литавры (опционально), тарелки (3 игрока), большие барабаны , там там , турецкие полумесяцы
- хор и струнные (оба по желанию)
Помимо трех тромбонов, во второй части появляется соло-тромбон-тенор. Хор, если он используется, появляется только в последней части. Струнные, если они используются, полностью появляются только в последней части, а виолончели и басы также появляются в первой части. В последней части также необязателен орган.
Записи
[ редактировать ]- Гектор Берлиоз: Полное собрание сочинений (27 компакт-диск, Warner Classics 0190295614447, 2019, диск 5) , Большая симфония веселья и триумфа (соч. 15; H 80B), Хорал Populaire de Paris; Музыканты Стражей Мира ; под управлением Дезире Дондейна (LP, Erato Records ) [ 6 ] 1959.
- Великая похоронно-триумфальная симфония (соч. 15; H 80B), Реквием: Хор Джона Олдиса , Лондонский симфонический оркестр , под управлением сэра Колина Дэвиса (Philips 416 283-2) [ нужна полная цитата ] 1969 1970.
- Великая траурно-триумфальная симфония (соч. 15; H 80B), «Триумфальное небо»: Штабной оркестр Норвежских вооруженных сил под управлением Оле Кристиана Рууда [ нужна ссылка ] 2012.
- Великая похоронно-триумфальная симфония (соч. 15; H 80B), Коллекция Уоллеса, под управлением Джона Уоллеса. Компакт-диск Nimbus Records 1989 года.
- Большая траурно-триумфальная симфония (соч. 15; H 80B), Гармонический оркестр миротворцев префектуры парижской полиции под управлением Филиппа Ферро. Диск Каллиопа 2003.
- Большая траурно-триумфальная симфония (соч. 15; H 80B), Te Deum, соч. 22, Саймон Престон , орган, Национальный оркестр Уэльса BBC под управлением Тьерри Фишера , Сюзанны Мялкки . Компакт-диск Музыкальный журнал BBC 2010.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Кэрнс 1999 , с. 209.
- ^ Ньюман, Эрнест (1935). Воспоминания Гектора Берлиоза . Нью-Йорк: Тюдор. п. 170.
- ^ Раштон, Джулиан (1983). Музыкальный язык Берлиоза . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 12.
- ^ Кэрнс 1999 , стр. 208–210.
- ^ Блум, Питер (1998). Жизнь Берлиоза . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 97.
- ^ Подробности записи Dondeyne, звуковой файл , BnF
Источники
[ редактировать ]- Кэрнс, Дэвид (1999). Берлиоз: Рабство и величие . Том. 2. Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-22199-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хью Макдональд , Берлиоз («Мастера-музыканты», Дж. М. Дент, 1982)
- Гектор Берлиоз, Мемуары (Дувр, 1960) (перевод Мемуаров )