Торжественная месса (Берлиоз)
Торжественная месса | |
---|---|
Месса Гектора Берлиоза | |
Текст | Месса и другие литургические тексты |
Язык | латинский |
Выполненный | 10 июля 1825 г. |
Движения | 13 |
Подсчет очков |
|
Messe solennelle — это постановка католической Missa Solemnis французского композитора Гектора Берлиоза . Она была написана в 1824 году, когда композитору было двадцать лет, и впервые исполнена в Сен-Рош в Париже 10 июля 1825 года, а затем снова в Сент-Эсташ в 1827 году. После этого Берлиоз заявил, что уничтожил всю партитуру. за исключением Resurrexit, но в 1991 году бельгийский школьный учитель Франс Мурс наткнулся на копию произведения в органной галерее в Антверпене. и с тех пор он был возрожден.
Берлиоза Элементы «Реквиема» и «Фантастической симфонии» появляются в «Солнечной мессе» в несколько измененных вариантах. Темы из «Messe solennelle» встречаются в первой половине его оперы «Бенвенуто Челлини» .
Силы и структура
[ редактировать ]Ноты для сопрано, тенора, (выдающегося) баса, смешанного хора и большого оркестра, в том числе
Пикколо (опция), 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета (С), 2 фагота, 4 валторны, 4 трубы, 3 тромбона (АТБ), змей , буцин (или офиклеид ), литавры, тарелки Тамтам, арфы (по выбору) и струнные.
Его движения:
- Кирие
- Глория
- Спасибо
- С
- Я считаю
- Инкарнатус
- Распятие
- Он снова воскрес
- Мотет для предложения
- Святой
- О спасительная жертва
- Агнус Деи
- Господи, спаси меня
Фон
[ редактировать ]В конце 1824 года Берлиоз все еще писал свою мессу, когда договорился о ее исполнении в церкви Сен-Рош. Он чувствовал, что ему нужен проводник для требуемых больших сил. Его учитель, Жан-Франсуа Ле Сюёр , был содиректором Королевской капеллы , где Анри Валентино , скрипач капеллы, а также один из двух главных дирижеров оркестра Парижской оперы , недавно подал заявку на должность дирижера в Часовня. Берлиоз подошел к Валентино, который просмотрел партитуру и согласился дирижировать спектаклем, несмотря на серьезные сомнения относительно имеющихся в его распоряжении сил. Партии копировали мальчики из Сен-Роша, когда 11 декабря Берлиоз отмечал свой 21-й день рождения. Концерт был назначен на 28 декабря, и церковь разослала приглашения от имени певчих газетам, друзьям и вероятным покровителям. Генеральная репетиция была назначена на 27 декабря. [ 1 ] Берлиоз описал это в своих мемуарах: [ 2 ]
В день генеральной репетиции наши «огромные силы» собрались и состояли из двадцати хоров (пятнадцать теноров и пять басов), дюжины певчих, девяти скрипок, альта, гобоя, валторны и фагота. Можно себе представить мой стыд и отчаяние, когда я предложил знаменитому дирижеру одного из ведущих оркестров мира такую толпу музыкантов. «Все в порядке, — продолжал Массон [хормейстер Сен-Роша], — завтра все придут на представление». Давай, начинай репетировать!» Валентино с покорным видом подал сигнал, и они начали; но через несколько мгновений пришлось объявить остановку. Партии представляли собой массу ошибок, и все сразу на них указывали: тональные обозначения без бемолей и диезов, пропущено десять тактов, пропущено тридцать нот. Все было в замешательстве. Я терпел муки проклятых; и от моей давней мечты о полноценном оркестровом исполнении пришлось на время отказаться.
Берлиоз услышал достаточно, чтобы внести в партитуру важные поправки, после чего сам переписал все новые партии. [ 3 ] Он также понимал, что ему необходимо нанять профессиональных музыкантов, чтобы его работа выполнялась должным образом, но понятия не имел, как финансировать такое выступление. Тем не менее Валентино поддержал его и согласился провести, когда обстоятельства улучшатся. [ 4 ]
Друг Берлиоза, Умбер Ферран, предложил Берлиозу попросить взаймы у Франсуа-Рене де Шатобриана , одного из литературных героев Берлиоза, чья «Génie du Christianisme» позже послужила вдохновением для программы » «Фантастической симфонии . Берлиоз написал письмо с просьбой дать ему 1200 франков (или, возможно, 1500) или вместо этого замолвить словечко перед властями, но получил лишь быстрый и вежливый ответ, который пришел 1 января 1825 года: [ 5 ] [ 6 ]
Париж, 31 декабря 1824 г.
Вы просите у меня, сэр, тысячу двести франков. У меня их нет. Если бы я это сделал, они были бы твоими. У меня также нет возможности быть полезным вам в правительстве. Я глубоко сочувствую вашим трудностям. Я люблю искусство и чту художников. Но иногда талант обязан своим успехом перенесенным испытаниям, и звездный час вознаграждает за все вынесенное. Дорогой сэр, пожалуйста, примите мои сожаления — они вполне реальны.
В конце января 1825 года он безуспешно пытался устроить выступление в церкви Сент-Женевьева (сегодня Пантеон ) с Анри-Этьеном Дериви , басом Парижской оперы, чтобы спеть соло. [ 7 ]
Берлиоз написал домой своей сестре Нанси о неудавшейся репетиции, а его отец, который категорически противился карьере сына в качестве композитора, узнал об этом и 24 февраля лишил сына содержания, что положило начало периоду финансовых трудностей для Берлиоза. это продолжалось до конца 1820-х годов. [ 4 ]
Кюре Сен-Роша выбрал 10 июля, праздник Святого Сердца , для исполнения мессы, и некоторые музыканты и певцы из Королевской капеллы были наняты, чтобы составить ядро оркестра и хора. Они стали недоступны, когда король Карл X решил отправиться в Сен-Клу в день премьеры. Друг Берлиоза, Альбер Дю Бой, использовал свои контакты, чтобы добиться интервью между Берлиозом и Состеном I де Ларошфуко , главой недавно созданного Департамента искусств, но, несмотря на два визита, все, что получил Берлиоз, — это разрешение нанять оркестр Парижской оперы. , стоимостью в тысячу франков. [ 8 ]
За месяц до запланированного концерта он столкнулся со своим другом Огюстеном де Понсом в фойе Парижского оперного театра, зале Ле Пелетье . Де Понс был на репетиции в декабре и спросил Берлиоза о его мессе. Когда он узнал о ситуации, он пообещал организовать финансирование для найма хора Оперы и профессионального оркестра. [ 9 ] Оркестр был сформирован из оркестра Оперы и лучших музыкантов Итальянского театра . Берлиоз даже искал и получил поддержку Рафаэля Дюплантиса, директора оперы. [ 10 ]
За несколько дней до премьеры Берлиоз и его друг Ферран посетили редакции некоторых газет и журналов, раздав приглашения прислать критика и напечатать анонсы концерта. Берлиоз знал сотрудников «Корсара » , а Ферран — сотрудников «Газет де Франс» , «Диабле буате » и «Глоб» . [ 11 ]
Премьера и первый прием
[ редактировать ]Премьера « Messe sonnelle» состоялась 10 июля 1825 года в церкви Сен-Рош в Париже оркестром и хором из 150 человек под управлением Анри Валентино . Басовым солистом был Фердинанд Прево . Работа произвела сильное впечатление на солидную публику. Многие критики присутствовали и писали рецензии, а Берлиоз получил похвалы от многих музыкантов. [ 12 ]
Берлиоз сказал своему другу Альберу Дю Бойсу, что наибольшее влияние оказали драматические движения (Kyrie, Crucifixus, Et iterum venturus, Domine salvum и Sanctus): [ 13 ]
Когда я услышал крещендо в конце Kyrie, моя грудь наполнилась оркестром, а сердце забилось в такт ударам литавриста. Не знаю, что я говорил, но в конце пьесы Валентино сказал мне: «Друг мой, постарайся сохранять спокойствие, если не хочешь, чтобы я потерял голову».
Берлиоз играл на там-таме в «Et iterum venturus» и ударил так сильно, что зазвучал весь храм. Критик «Quotidienne » писал, что в этом движении «г-н Берлиоз дал безграничный простор своему воображению». [ 11 ] Из более тихих частей критики «Корсара » сочли O salutaris музыкой «самого благородного и религиозного эффекта». [ 11 ] Мадам Лебрен из хора сказала Берлиозу: «Черт возьми, мой мальчик: теперь есть не червивое O Salutaris , и я бросаю вызов этим маленьким ублюдкам в классах контрапункта в консерватории, чтобы они написали движение, столь сплоченное, такое чертовски религиозное. " [ 14 ]
Его учитель Жан-Франсуа Ле Сюёр , присутствовавший на занятиях вместе с женой и дочерьми, сказал: [ 15 ]
Позволь мне обнять тебя! Ей-богу, ты не будешь врачом или аптекарем, ты будешь великим композитором. У вас есть гений – я говорю это, потому что это правда. В вашей мессе слишком много нот, вы увлеклись, но во всем этом кипении идей ни одно намерение не дает осечки, все ваши картины верны. Эффект необыкновенный. И я хочу, чтобы вы знали: все это почувствовали. Я выбрал себе место в углу, чтобы наблюдать за публикой, и вы можете поверить мне на слово, что, если бы это было не в церкви, вы бы получили три или четыре настоящих королевских аплодисментов.
Современные спектакли
[ редактировать ]Первое современное выступление было проведено Джоном Элиотом Гардинером в церкви Св. Петри в Бремене 3 октября 1993 года. Среди других выступлений - три выступления на Зальцбургском фестивале 2012 года с Венским филармоническим оркестром под управлением Риккардо Мути .
Записи
[ редактировать ]- Криста Пфейлер (сопрано), Рубен Веласкес (тенор), Жак Перрони (бас), Национальный Краковский хор и филармония под управлением Жана-Поля Пенена , концерт 5 октября 1993 года в базилике Святой Марии-Мадлен в Везле ( France-Télévision, France-Musique, Соглашение Universal Music Group ). Первая запись.
- Донна Браун (сопрано), Жан-Люк Виала (тенор), Жиль Кашемайль (бас-баритон), Революционный и романтический оркестр под управлением Джона Элиота Гардинера вживую в Вестминстерском соборе (Philips, 1994).
- Роза Ламоро (сопрано), Джин Такер (тенор), Терри Кук (бас-баритон), Хоровое общество и оркестр Вашингтонского национального собора под управлением Дж. Рейли Льюиса вживую в Национальном соборе (премьера в Северной Америке) (Кох, 1994).
- Женя Кюмайер (сопрано), Джузеппе Саббатини (тенор), Ильдар Абдразаков (бас), Хор и оркестр театра Ла Скала в Милане под управлением Риккардо Мути, концерт в декабре 2004 года (RAI-TV).
- Юлия Кляйтер (сопрано), Саймир Пиргу (тенор), Ильдар Абдразаков (бас), Konzertvereinigung Wiener Staatsopernchor , Венский филармонический оркестр под управлением Риккардо Мути выступают в Зальцбурге в августе 2012 года (ORF).
- Адриана Гонсалес (сопрано), Жюльен Бер (тенор), Андреас Вольф (бас), хор и оркестр Le Concert Spirituel под управлением Эрве Нике , запись в Королевской капелле Версальского замка в июне 2019 года (Alpha Classics)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кэрнс 1999, стр. 164–165.
- ^ Кэрнс 1969, стр. 29–30.
- ^ Кэрнс 1999, с. 167.
- ^ Jump up to: а б Холоман 1989, с. 33.
- ^ Кэрнс 1999, стр. 55–58, 165; Холоман 1989, с. 32.
- ^ Цитируется в мемуарах Берлиоза и переведено Кэрнсом, 1969, с. 31.
- ^ Кэрнс 1999, с. 172.
- ^ Кэрнс 1999, стр. 174–175.
- ^ Цитируется в мемуарах Берлиоза и переведено Кэрнсом, 1969, с. 32.
- ^ Кэрнс 1999, с. 175.
- ^ Jump up to: а б с Кэрнс 1999, с. 176.
- ^ Холоман 1989, стр. 36, 612.
- ^ Цитируется и переведен Кэрнсом 1999, стр. 176.
- ^ Цитируется и переведен Холоманом 1989, стр. 36.
- ^ Цитируется и переведен Кэрнсом 1999, стр. 177.
Библиография
[ редактировать ]- Кэрнс, Дэвид, редактор и переводчик (1969). Воспоминания Гектора Берлиоза , издание 2002 года. Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. ISBN 9780375413919 .
- Кэрнс, Дэвид (1999). Берлиоз. Том первый. Становление художника 1803-1832 гг . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780713993851 (твердый переплет). ISBN 9780520240568 (мягкая обложка).
- Холоман, Д. Керн (1989). Берлиоз . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674067783 .
- Хью Макдональд: Берлиоз («Мастера-музыканты», JMDent, 1982)
- Национальная ассоциация Гектора Берлиоза , Бюллетень по связям , № 44, январь 2010 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сайт Берлиоза, 2003 г. (на французском языке) в Wayback Machine (архивировано 14 февраля 2012 г.)
- «Первое оружие молодого Берлиоза: Messe Solennelle» , Жан-Поль Пенен .
- Открытие Messe Solennelle , У. Глэдинс.
- Торжественная месса Берлиоза , 13 октября 1993 года, Ла Круа.
- «Messe Solennelle», Берлиоз , 13 октября 1993 г. Le Monde