Jump to content

Торжественная месса (Берлиоз)

Торжественная месса
Месса Гектора Берлиоза
Титульный лист автограф-партитуры
Текст Месса и другие литургические тексты
Язык латинский
Выполненный 10 июля 1825 г. ( 10 июля 1825 г. )
Движения 13
Подсчет очков
  • 3 солиста
  • хор
  • оркестр

Messe solennelle — это постановка католической Missa Solemnis французского композитора Гектора Берлиоза . Она была написана в 1824 году, когда композитору было двадцать лет, и впервые исполнена в Сен-Рош в Париже 10 июля 1825 года, а затем снова в Сент-Эсташ в 1827 году. После этого Берлиоз заявил, что уничтожил всю партитуру. за исключением Resurrexit, но в 1991 году бельгийский школьный учитель Франс Мурс наткнулся на копию произведения в органной галерее в Антверпене. и с тех пор он был возрожден.

Берлиоза Элементы «Реквиема» и «Фантастической симфонии» появляются в «Солнечной мессе» в несколько измененных вариантах. Темы из «Messe solennelle» встречаются в первой половине его оперы «Бенвенуто Челлини» .

Силы и структура

[ редактировать ]

Ноты для сопрано, тенора, (выдающегося) баса, смешанного хора и большого оркестра, в том числе

Пикколо (опция), 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета (С), 2 фагота, 4 валторны, 4 трубы, 3 тромбона (АТБ), змей , буцин (или офиклеид ), литавры, тарелки Тамтам, арфы (по выбору) и струнные.

Его движения:

  • Кирие
  • Глория
  • Спасибо
  • С
  • Я считаю
  • Инкарнатус
  • Распятие
  • Он снова воскрес
  • Мотет для предложения
  • Святой
  • О спасительная жертва
  • Агнус Деи
  • Господи, спаси меня
Берлиоз в студенческие годы на вилле Медичи , 1832 год.

В конце 1824 года Берлиоз все еще писал свою мессу, когда договорился о ее исполнении в церкви Сен-Рош. Он чувствовал, что ему нужен проводник для требуемых больших сил. Его учитель, Жан-Франсуа Ле Сюёр , был содиректором Королевской капеллы , где Анри Валентино , скрипач капеллы, а также один из двух главных дирижеров оркестра Парижской оперы , недавно подал заявку на должность дирижера в Часовня. Берлиоз подошел к Валентино, который просмотрел партитуру и согласился дирижировать спектаклем, несмотря на серьезные сомнения относительно имеющихся в его распоряжении сил. Партии копировали мальчики из Сен-Роша, когда 11 декабря Берлиоз отмечал свой 21-й день рождения. Концерт был назначен на 28 декабря, и церковь разослала приглашения от имени певчих газетам, друзьям и вероятным покровителям. Генеральная репетиция была назначена на 27 декабря. [ 1 ] Берлиоз описал это в своих мемуарах: [ 2 ]

В день генеральной репетиции наши «огромные силы» собрались и состояли из двадцати хоров (пятнадцать теноров и пять басов), дюжины певчих, девяти скрипок, альта, гобоя, валторны и фагота. Можно себе представить мой стыд и отчаяние, когда я предложил знаменитому дирижеру одного из ведущих оркестров мира такую ​​толпу музыкантов. «Все в порядке, — продолжал Массон [хормейстер Сен-Роша], — завтра все придут на представление». Давай, начинай репетировать!» Валентино с покорным видом подал сигнал, и они начали; но через несколько мгновений пришлось объявить остановку. Партии представляли собой массу ошибок, и все сразу на них указывали: тональные обозначения без бемолей и диезов, пропущено десять тактов, пропущено тридцать нот. Все было в замешательстве. Я терпел муки проклятых; и от моей давней мечты о полноценном оркестровом исполнении пришлось на время отказаться.

Берлиоз услышал достаточно, чтобы внести в партитуру важные поправки, после чего сам переписал все новые партии. [ 3 ] Он также понимал, что ему необходимо нанять профессиональных музыкантов, чтобы его работа выполнялась должным образом, но понятия не имел, как финансировать такое выступление. Тем не менее Валентино поддержал его и согласился провести, когда обстоятельства улучшатся. [ 4 ]

Друг Берлиоза, Умбер Ферран, предложил Берлиозу попросить взаймы у Франсуа-Рене де Шатобриана , одного из литературных героев Берлиоза, чья «Génie du Christianisme» позже послужила вдохновением для программы » «Фантастической симфонии . Берлиоз написал письмо с просьбой дать ему 1200 франков (или, возможно, 1500) или вместо этого замолвить словечко перед властями, но получил лишь быстрый и вежливый ответ, который пришел 1 января 1825 года: [ 5 ] [ 6 ]

Париж, 31 декабря 1824 г.

Вы просите у меня, сэр, тысячу двести франков. У меня их нет. Если бы я это сделал, они были бы твоими. У меня также нет возможности быть полезным вам в правительстве. Я глубоко сочувствую вашим трудностям. Я люблю искусство и чту художников. Но иногда талант обязан своим успехом перенесенным испытаниям, и звездный час вознаграждает за все вынесенное. Дорогой сэр, пожалуйста, примите мои сожаления — они вполне реальны.

В конце января 1825 года он безуспешно пытался устроить выступление в церкви Сент-Женевьева (сегодня Пантеон ) с Анри-Этьеном Дериви , басом Парижской оперы, чтобы спеть соло. [ 7 ]

Берлиоз написал домой своей сестре Нанси о неудавшейся репетиции, а его отец, который категорически противился карьере сына в качестве композитора, узнал об этом и 24 февраля лишил сына содержания, что положило начало периоду финансовых трудностей для Берлиоза. это продолжалось до конца 1820-х годов. [ 4 ]

Кюре Сен-Роша выбрал 10 июля, праздник Святого Сердца , для исполнения мессы, и некоторые музыканты и певцы из Королевской капеллы были наняты, чтобы составить ядро ​​оркестра и хора. Они стали недоступны, когда король Карл X решил отправиться в Сен-Клу в день премьеры. Друг Берлиоза, Альбер Дю Бой, использовал свои контакты, чтобы добиться интервью между Берлиозом и Состеном I де Ларошфуко , главой недавно созданного Департамента искусств, но, несмотря на два визита, все, что получил Берлиоз, — это разрешение нанять оркестр Парижской оперы. , стоимостью в тысячу франков. [ 8 ]

За месяц до запланированного концерта он столкнулся со своим другом Огюстеном де Понсом в фойе Парижского оперного театра, зале Ле Пелетье . Де Понс был на репетиции в декабре и спросил Берлиоза о его мессе. Когда он узнал о ситуации, он пообещал организовать финансирование для найма хора Оперы и профессионального оркестра. [ 9 ] Оркестр был сформирован из оркестра Оперы и лучших музыкантов Итальянского театра . Берлиоз даже искал и получил поддержку Рафаэля Дюплантиса, директора оперы. [ 10 ]

За несколько дней до премьеры Берлиоз и его друг Ферран посетили редакции некоторых газет и журналов, раздав приглашения прислать критика и напечатать анонсы концерта. Берлиоз знал сотрудников «Корсара » , а Ферран — сотрудников «Газет де Франс» , «Диабле буате » и «Глоб» . [ 11 ]

Премьера и первый прием

[ редактировать ]
Интерьер церкви Сен-Рош

Премьера « Messe sonnelle» состоялась 10 июля 1825 года в церкви Сен-Рош в Париже оркестром и хором из 150 человек под управлением Анри Валентино . Басовым солистом был Фердинанд Прево . Работа произвела сильное впечатление на солидную публику. Многие критики присутствовали и писали рецензии, а Берлиоз получил похвалы от многих музыкантов. [ 12 ]

Берлиоз сказал своему другу Альберу Дю Бойсу, что наибольшее влияние оказали драматические движения (Kyrie, Crucifixus, Et iterum venturus, Domine salvum и Sanctus): [ 13 ]

Когда я услышал крещендо в конце Kyrie, моя грудь наполнилась оркестром, а сердце забилось в такт ударам литавриста. Не знаю, что я говорил, но в конце пьесы Валентино сказал мне: «Друг мой, постарайся сохранять спокойствие, если не хочешь, чтобы я потерял голову».

Берлиоз играл на там-таме в «Et iterum venturus» и ударил так сильно, что зазвучал весь храм. Критик «Quotidienne » писал, что в этом движении «г-н Берлиоз дал безграничный простор своему воображению». [ 11 ] Из более тихих частей критики «Корсара » сочли O salutaris музыкой «самого благородного и религиозного эффекта». [ 11 ] Мадам Лебрен из хора сказала Берлиозу: «Черт возьми, мой мальчик: теперь есть не червивое O Salutaris , и я бросаю вызов этим маленьким ублюдкам в классах контрапункта в консерватории, чтобы они написали движение, столь сплоченное, такое чертовски религиозное. " [ 14 ]

Его учитель Жан-Франсуа Ле Сюёр , присутствовавший на занятиях вместе с женой и дочерьми, сказал: [ 15 ]

Позволь мне обнять тебя! Ей-богу, ты не будешь врачом или аптекарем, ты будешь великим композитором. У вас есть гений – я говорю это, потому что это правда. В вашей мессе слишком много нот, вы увлеклись, но во всем этом кипении идей ни одно намерение не дает осечки, все ваши картины верны. Эффект необыкновенный. И я хочу, чтобы вы знали: все это почувствовали. Я выбрал себе место в углу, чтобы наблюдать за публикой, и вы можете поверить мне на слово, что, если бы это было не в церкви, вы бы получили три или четыре настоящих королевских аплодисментов.

Современные спектакли

[ редактировать ]

Первое современное выступление было проведено Джоном Элиотом Гардинером в церкви Св. Петри в Бремене 3 октября 1993 года. Среди других выступлений - три выступления на Зальцбургском фестивале 2012 года с Венским филармоническим оркестром под управлением Риккардо Мути .

  1. ^ Кэрнс 1999, стр. 164–165.
  2. ^ Кэрнс 1969, стр. 29–30.
  3. ^ Кэрнс 1999, с. 167.
  4. ^ Jump up to: а б Холоман 1989, с. 33.
  5. ^ Кэрнс 1999, стр. 55–58, 165; Холоман 1989, с. 32.
  6. ^ Цитируется в мемуарах Берлиоза и переведено Кэрнсом, 1969, с. 31.
  7. ^ Кэрнс 1999, с. 172.
  8. ^ Кэрнс 1999, стр. 174–175.
  9. ^ Цитируется в мемуарах Берлиоза и переведено Кэрнсом, 1969, с. 32.
  10. ^ Кэрнс 1999, с. 175.
  11. ^ Jump up to: а б с Кэрнс 1999, с. 176.
  12. ^ Холоман 1989, стр. 36, 612.
  13. ^ Цитируется и переведен Кэрнсом 1999, стр. 176.
  14. ^ Цитируется и переведен Холоманом 1989, стр. 36.
  15. ^ Цитируется и переведен Кэрнсом 1999, стр. 177.

Библиография

[ редактировать ]
  • Кэрнс, Дэвид, редактор и переводчик (1969). Воспоминания Гектора Берлиоза , издание 2002 года. Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. ISBN   9780375413919 .
  • Кэрнс, Дэвид (1999). Берлиоз. Том первый. Становление художника 1803-1832 гг . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN   9780713993851 (твердый переплет). ISBN   9780520240568 (мягкая обложка).
  • Холоман, Д. Керн (1989). Берлиоз . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN   9780674067783 .
  • Хью Макдональд: Берлиоз («Мастера-музыканты», JMDent, 1982)
  • Национальная ассоциация Гектора Берлиоза , Бюллетень по связям , № 44, январь 2010 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0e36e712d16d8086dd93ed1d8071c93a__1718649180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0e/3a/0e36e712d16d8086dd93ed1d8071c93a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Messe solennelle (Berlioz) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)