Офиклеид
![]() Офиклеиды: бас (самый распространенный), альт (пятиклавивный) и сопрано (редкий). Рейксмузеум, Метрополитен-музей | |
Духовой инструмент | |
---|---|
Классификация | |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 423.21 ( звук в наушниках осуществляется вибрацией губ при нажатии клавиш) |
Развитый | 19 век |
Диапазон игры | |
![]() | |
Связанные инструменты | |
Музыканты | |
|
Офиклеид изобретенных ( / ˈ ɒ f ɪ k l aɪ d / OFF -ih-klyde ) — семейство с коническим отверстием, медных духовых инструментов в начале 19-го века во Франции для расширения горна с ключами в диапазоны альта, баса и контрабаса. Из них бас-офиклеид в C или B ♭ прижился в течение XIX века в военных оркестрах и в качестве баса оркестровых духовых секций по всей Западной Европе, заменив змею и ее более поздние вертикальные производные . Однако к концу XIX века она была в значительной степени вытеснена ранними формами современной тубы , развившейся из клапанных офиклеид. [ 2 ]
Этимология
[ редактировать ]Название инструмента происходит от греческих слов ὄφις ( ophis , букв. « змей » ) и κλείς ( kleis , букв. « закрытие » ), поскольку он задумывался как змея с ключами. [ 3 ]
История
[ редактировать ]Офиклеид был запатентован в 1821 году французским производителем инструментов Жаном Илером Асте (работавшим под именем Halary) как набор инструментов для расширения горна с ключом в нижние регистры. Первоначально патент включал альт или квинтиклав, построенный в 6-футовом F или E ♭, и бас-офиклеид в 8-футовом C или B ♭. Альт всегда был редким инструментом, появлявшимся в военных оркестрах лишь какое-то время, прежде чем его вытеснили клапанные инструменты. [ 3 ]
Очень редкий контрабас размером 12 футов F или E♭, иногда известный как монстр , был заказан в 1834 году для Элайджа оратории Мендельсона « » . В музеях сохранились только три неигровых инструмента; Единственный известный инструмент, на котором можно играть, — это его копия, созданная в 1960-х годах калифорнийским производителем инструментов Роббом Стюартом. [ 4 ] Адольф Сакс построил образцы офиклеиды сопрано на октаву выше баса в 1840-х годах, а Стюарт также создал игровые копии. [ 5 ] [ 6 ]
Именно бас-офиклеид стал басом духовой секции раннего романтического оркестра (за исключением симфонической традиции в немецкоязычных странах), заменив змея эпохи Возрождения и его более поздние вертикальные производные. [ 3 ] Бас-офиклеид впервые появился в банде (сценическом оркестре) оперы Гаспаре Олимпия» Спонтини « в 1819 году. [ 7 ] Среди других известных произведений, в которых он используется, - Феликса Мендельсона « Илия» и увертюра к «Сну в летнюю ночь» (первоначально написанная для английского бас-валторны ), а также Берлиоза » «Фантастическая симфония , в которой первоначально были включены как офиклеида, так и змея. Сегодня в современных оркестровых исполнениях ее часто заменяют двумя тубами, но некоторые писатели считают, что первоначальный эффект потерян; тубы слишком громкие для предполагаемого звука. [ 8 ]
Инструмент был стандартом во французских серьезных операх середины XIX века Мейербера , Галеви и Обера , а также в английских операх Майкла Балфа , Винсента Уоллеса и других. Итальянский оперный композитор Джузеппе Верди в своих ранних операх играл либо для серпентона , либо для цимбассо , но партии часто исполнялись на офиклеиде до появления итальянского тромбона - бассо Верди в конце 1880-х годов. [ 9 ] Композиторы Саверио Меркаданте и Рихард Вагнер также сочиняли для офиклеиды, прежде чем переключиться на бас-тубу или контрабас-тромбон . Сэр Артур Салливан включил офиклиду в свою увертюру «Ди бал» (в которой, как и в опере Вагнера « Риенци », также есть дополнительная партия змеи). [ 10 ]
Офиклеид ( португальский : oficleide ) использовался в бразильских группах хоро вплоть до 20-го века, пока его не вытеснил саксофон . [ 11 ] pt: Иринеу де Алмейда был основным солистом на этом инструменте.
Возрождение интереса к инструменту произошло в Великобритании в конце 20-го века, начиная с Дэвида Райкрофта в 1965 году и в дальнейшем с участием игроков Алана Ламсдена, Стивена Уика и Клиффа Бевана, которые также принимали участие в возрождении змея . [ 12 ] В начале 2000-х годов был создан Лондонский ансамбль Ophicleide. Австралийский тромбонист Ник Бирн заказал и записал произведения для офиклеиды, в том числе концерт американского композитора Уильяма Перри . [ 13 ] Премьера альбома под названием Brass From the Past состоялась в 2012 году, а затем он был записан на лейбле Naxos Records с Бирном в качестве солиста. [ 14 ]
Строительство
[ редактировать ]
Трубка офиклеиды имеет такую же длину и расположение, как и у предшествовавших ей прямостоячих змей, изгибаясь назад, подобно фаготу . в форме чашки, На нем играют с помощью мундштука похожего на мундштук современного тромбона или эуфониума . [ 12 ] Первоначально у него было девять клавиш, но позже количество клавиш было расширено до одиннадцати с двенадцатью отверстиями (двойное отверстие для буквы E), закрывающими большие тональные отверстия . [ 15 ] Конус широкого конического отверстия офиклеида похож на саксофон сопоставимого диапазона, с лишь скромным раструбом по сравнению с другими духовыми инструментами.
Позже, в XIX веке, вскоре после изобретения латунных приборных клапанов , появились инструменты с такой же общей компоновкой, но с заменой клавиш клапанами. Эти инструменты назывались клапанными офиклеидами ( немецкий : Ventilophikleide ; французский : ophicléide à поршневой ). [ 15 ]
Использовать
[ редактировать ]На смену офиклеиду в конечном итоге пришла туба, хотя она оставалась популярной в Италии до начала двадцатого века. Эуфониум . также можно назвать инструментом-преемником Одним из последних великих исполнителей на офиклеидах был английский музыкант Сэм Хьюз .
Были утверждения, что этот инструмент был прямым предком саксофона : предположительно, Адольф Сакс во время ремонта офиклеиды надел на инструмент мундштук деревянных духовых инструментов, и ему понравился звук, что якобы привело Сакса к разработке и созданию специального инструмента. Однако эта история не считается правдоподобной, поскольку история развития саксофона хорошо документирована, а офиклеид и саксофон лишь внешне похожи друг на друга в том смысле, что оба имеют широкое коническое отверстие и большие звуковые отверстия.
Мощный басовый органный стопор назван в честь офиклеида.
Играя
[ редактировать ]Офиклеид, как и горн с клавишами (сопрано из его «семьи»), имеет систему аппликатур, как ни один другой духовой инструмент. Все клавиши, кроме одной, обычно закрыты и открываются только при нажатии пальцем на соответствующий рычаг. Чуть ниже колокола находится самое большое из тональных отверстий, закрытых клавишами, которое обычно открыто и закрывается только при нажатии рычага. Это обычно открытое звуковое отверстие представляет собой акустический колокол, причем сам колокол мало влияет на звук или высоту звука.
Звук, производимый без нажатия клавиш-рычагов, является номинальной высотой звука инструмента. Если игрок нажимает рычаг этого обычно открытого звукового отверстия, это отверстие закрывается, и более длинный столб воздуха проходит мимо этого отверстия до колокола, понижая высоту звука на полшага.
В общем, игрок может получить все «частичные» передачи, доступные для заданной длины воздушного столба. Чтобы сыграть более высокую серию партий, они открывают одно из обычно закрытых тональных отверстий, фактически превращая это отверстие в «колокольчик» инструмента с соответствующим более коротким воздушным столбом и более высокой серией тонов.
Левая рука управляет тремя такими тональными отверстиями, а также нормально открытым под колоколом. Высоты в верхнем и среднем диапазоне инструмента можно получить, используя только набор тональных отверстий левой руки, а правая рука может удерживать и стабилизировать инструмент.
В тот момент, когда столб воздуха укорачивается за счет открытия всех тональных отверстий левой руки, появляется пара сложных нот, которые лучше всего можно сыграть, продолжая укорачивать столбик воздуха двумя пальцами правой руки, перед серией частичные «обертывания», и левая рука снова используется для другого набора нот.
В самой нижней октаве некоторые высоты звука невозможно получить, используя отверстия ближе к колоколу. Для этих нот другие пальцы правой руки могут открыть еще несколько тональных отверстий, находящихся относительно ближе к мундштуку, чем к колоколу. Некоторые инструменты имели от одной до трех дополнительных клавиш для правой руки, чтобы обеспечить лучшее интонирование определенных нот в этом регистре. Клавиши правой руки также можно использовать в верхних регистрах в качестве альтернативной аппликатуры для ускорения пассажей или улучшения интонации.
За исключением этих нескольких особых тонов в нижней октаве, комбинации партиалов на различных наборах открытых тональных отверстий приводят к тому, что пальцы левой руки проделывают нечто очень похожее на то, что они делали бы при манипулировании клапанами на современном духовом инструменте. .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Герберт, Майерс и Уоллес 2019 , с. 486, Приложение 2: Диапазоны лаброзонов.
- ^ Беван 2000 , с. 128.
- ^ Перейти обратно: а б с Даджен 1997 , с. 140.
- ^ Джордж, Энтони (17 октября 2008 г.). «Энтони Джордж о возрождении контрабаса офиклеида» . Хранитель . Беседовал Браун, Марк . Проверено 11 июля 2022 г.
- ^ «Саксофон, Адольф (середина 19 века): Сопрано офиклеида си-бемоль» . Коллекция музыкальных инструментов Кросби Брауна, 1889 год . Нью-Йорк: Метрополитен-музей . Инвентарный номер 89.4.2306 . Проверено 6 мая 2024 г.
- ^ Стюарт, Робб (26 ноября 2021 г.). «Реплика Eb Soprano Ophicleide» . Аркадия, Калифорния: Духовые инструменты Робба Стюарта . Проверено 6 мая 2024 г.
- ^ Даджен 1997 , с. 141.
- ^ Ньютон, Брет. «Офиклейд» . Бандестрация . Архивировано из оригинала 28 января 2021 года . Проверено 22 апреля 2021 г.
- ^ Герберт, Майерс и Уоллес 2019 , с. 306, Беван, Клиффорд: «Офиклейд».
- ^ Беван 2000 , с. 166.
- ^ Беаг, Жерар (2001). «Чоро». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.05679 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Уэстон, Стивен Дж. (25 мая 2008 г.). «Друзья и отношения: Офиклида» . Британское общество тромбона . Архивировано из оригинала 12 сентября 2009 года . Проверено 22 апреля 2021 г.
- ^ Мур, Шарлотта (25 июня 2013 г.). «Неизвестный духовой инструмент обретает второе дыхание» . В центре внимания: музыка, искусство и культура . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ «Музыка к великим фильмам эпохи немого кино, Том 2» . Престо Музыка . Наксос . Проверено 26 июня 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Морли-Пегге, Реджинальд (2001). «Офиклейд». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.40954 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
Библиография
[ редактировать ]- Беван, Клиффорд (2000). «Глава III: Ключевые жуки и офиклиды». Семья Туба (2-е изд.). Винчестер: Пикколо Пресс. п. 127–80. ISBN 1-872203-30-2 . OCLC 993463927 . ОЛ 19533420М . Викиданные Q111040769 .
- Даджен, Ральф Т. (1997). «Ключевая латунь». У Герберта, Тревора; Уоллес, Джон (ред.). Кембриджский спутник духовых инструментов . Кембриджские товарищи . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . п. 131–42. дои : 10.1017/CCOL9780521563437 . ISBN 978-1-139-00203-5 . OCLC 460517551 . ОЛ 34482695М . Викиданные Q112852613 .
- Герберт, Тревор; Майерс, Арнольд; Уоллес, Джон, ред. (2019). Кембриджская энциклопедия духовых инструментов . Издательство Кембриджского университета . дои : 10.1017/9781316841273 . ISBN 978-1-316-63185-0 . OCLC 1038492212 . ОЛ 34730943М . Викиданные Q114571908 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Офиклидом, на Викискладе?
- Грант Грин. «Офиклида!» . Contrabass.com . Проверено 4 февраля 2013 г. - содержит фотографии и руководство по аппликатуре
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Офиклейд ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в