Тенор-валторна
![]() Тенор-валторна Yamaha в E ♭ | |
Духовой инструмент | |
---|---|
Другие имена | en: альт-валторна (американская), тенор-валторна (британская) , de: Althorn , fr: saxhorn alto или pichotte , nl: althoorn , it: flicorno contralto или genis , fi: alttotorvi , sv: althorn , es: onoben (Испания) или саксор или чарчета (Мексика) |
Классификация | |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 423.232 (Клапанный аэрофон издает звук вибрации губ) |
Диапазон игры | |
![]() | |
Связанные инструменты | |
Тенор -валторна ( британский английский ; альт-горн в американском английском , Althorn в Германии ; иногда называемый E ♭ рожком ) — духовой инструмент семейства саксгорнов , обычно звучит в ноте E ♭ . У него отверстие преимущественно конической формы, как у флюгельгорна и эуфониума . [2] и обычно использует глубокий мундштук , похожий на корнет .
Он чаще всего используется в британских духовых оркестрах и мексиканской банде , тогда как валторна имеет тенденцию играть соответствующие партии в концертных группах и оркестрах . Однако тенор-валторна иногда использовалась в качестве альтернативы валторне в концертных группах.
Описание
[ редактировать ]Тенор-горн — это латунный духовой инструмент (в ми ♭ ), имеющий преимущественно коническое отверстие , как у эуфониума и флюгельгорна . Используется мундштук в форме глубокой воронки или чашечки . Коническое отверстие и глубокий мундштук тенор-горна создают мягкий, округлый тон, который часто используется в качестве среднего голоса, поддерживая мелодии труб , корнетов или флюгельгорнов , и заполняет пробел над нижними теноровыми и басовыми инструментами ( тромбон , баритон-горн , эуфониум и туба ). Его клапаны обычно, хотя и не исключительно, представляют собой поршневые клапаны.
Тенор-валторна изготавливалась и производится в различных формах: наиболее распространенной в Соединенных Штатах и Великобритании, а также в большинстве других частей мира является своего рода форма мини- тубы , с раструбом направленным вверх, что может помогите голосу смешаться, прежде чем он достигнет аудитории. Напротив, сольный рожок (в основном встречающийся в Европе) выглядит (и фактически является ) увеличенным флюгельгорном, с раструбом , направленным вперед и больше выступающим в сторону публики. [ нужна ссылка ] . В другом более старом и менее известном варианте колокол обращен назад (для военных марширующих оркестров , которые шли впереди солдат, что помогает им лучше слышать и лучше следить за временем марша). Еще один вариант имеет съемный колокольчик, который легко поворачивается и указывает в направлении по выбору игрока.
Стандартный раструбный рожок бывает двух основных форм: в одной начало раструба проходит над верхней частью клапанов, а другое - под клапанами.
Эти типы наиболее часто встречаются в США и Великобритании. В духовых оркестрах Великобритании можно увидеть только стандартный вертикальный инструмент.
В Европе компания Červeny производит тенор-валторны с 1852 года. [3] В настоящее время они предлагают модели инструмента, имеющие форму классической валторны , и овальную модель в форме тубы Вагнера , причем все модели имеют поворотные клапаны , в отличие от более распространенных поршневых клапанов .

В британском духовом оркестре секция тенор-валторны обычно играет уникальную роль в середине оркестра, при этом соло-валторна часто имеет сольные отрывки. Однако как сольный инструмент он используется реже, но как таковой все больше набирает популярность. Тембр инструмента с небольшой атакой или резонансом, а также партии, которые он обычно играет, затрудняют индивидуальное прослушивание этой части даже в профессиональных студийных записях. Несмотря на это, духовая секция вносит большой вклад в богатое мягкое звучание духового оркестра. Теноровые рожки, особенно построенные в середине 20-го века, обычно имеют очень плохую выступающую способность и мощность, настолько, что они быстро стали известны как «золушки» духового оркестра, прячущиеся между гораздо более мощными корнетами и тромбонами. Эта репутация сыграла немаловажную роль в разочаровании композиторов. [ нужна ссылка ] за пределами британского духового оркестра от написания тенор-валторны, и это, безусловно, оказало отрицательное влияние на популярность инструмента за пределами Великобритании. Однако в последние годы различные производители предприняли множество попыток создать тенор-валторну с гораздо большей мощностью и выступом, сохраняя при этом характерный «узко-мягкий» тембр инструмента. Некоторые из этих современных инструментов стали особенно популярны в Великобритании; Besson Sovereign и Yamaha Maestro доминировали [ нужна ссылка ] рынок тенор-валторн за последнее десятилетие [ когда? ] или около того.
Диапазон
[ редактировать ]Номинальный диапазон тенора (выраженный в концертной высоте ) составляет от A октавы и минорной терции ниже средней C до E ♭ октавы и минорной терции выше средней C (от A 2 до E ♭ 5 в научной нотации высоты тона). ). Опытные игроки могут подняться как минимум на треть выше этого показателя. Кроме того, поскольку тенор-валторна представляет собой медный духовой инструмент с цельным отверстием , большинство музыкантов могут играть некоторые педальные тембры , основные (первые частичные ) (по крайней мере) трубки меньшей длины.
Обозначения
[ редактировать ]Партии тенора записаны в скрипичном ключе . Тенор-валторна - это E ♭ транспонирующий инструмент , написанный на мажорную шестую ступень выше концертной высоты : обозначение тенор-валторны для средней C представляет собой E ♭ ниже средней C в концертной высоте (E ♭ 3 в научной нотации).
История
[ редактировать ]Инструмент, известный сегодня как тенор/альт-валторна, был разработан в 1840-х годах бельгийским производителем инструментов Адольфом Саксом , который, помимо других видов деятельности по проектированию инструментов, разработал два аналогичных семейства клапанных духовых инструментов: саксгорн и саксотромбу . Все сохранившиеся инструменты E ♭ альт Сакса имеют внутренний диаметр. [4] описано в патенте на саксотромбу [ нужна ссылка ] . В этом патенте голос сопрано (дескант) настроен на ноту E ♭ и затем спускается через B ♭ (контральто) к E ♭ (альт). Следующий член семьи ниже альт-саксотромбы был описан как баритон в B ♭ . Если следовать от баритона, то логически следующим членом семейства E ♭ над ним является тенор. Несоответствие, распространившееся по многочисленным описаниям и патентам на протяжении десятилетий, по-видимому, является источником путаницы в отношении названий «тенор» и «альт- валторна».
Современный инструмент имеет больший диаметр и теперь больше напоминает саксгорн по спецификации Сакса, чем саксотромбу.
Много интересной исторической технической информации о саксгорне можно найти в статье «Саксгорн» в « Словаре музыки и музыкантов Гроува», том. 4 (1909) .
В 1970-х годах компания King Musical Instruments выпустила вариацию тенор-альт-валторны, получившую название «альтониум». Этот инструмент имел клавишу F и использовал тот же мундштук, что и валторна. [5] Из своего каталога 1971 года King Instruments выпустила две модели альтониума: номера 1147 и 1148. 1147 была прямой моделью, а 1148 - моделью с раструбом вперед. [6]
В США альт-горн в просторечии известен как «клевковый рог», предположительно потому, что эти инструменты использовались в групповой музыке, чтобы «выклевывать» нестандартные ритмы . [3] [7] Это имя упоминается в «Музыканте» , а валторну с узором на валторне можно увидеть в сцене, где профессор Хилл объясняет систему мышления применительно к «Менуэту соль мажор» Бетховена , а маленький мальчик спрашивает его, как на ней играть.
Репертуар
[ редактировать ]Тенор-валторна очень редко включается в состав симфонического оркестра , где его место занимает валторна . Вместо этого это неотъемлемая часть британских духовых оркестров , где он часто играет роль, аналогичную роли валторны в симфоническом оркестре. Тенор-валторна также использовалась в концертных группах в качестве замены валторны. В прошлом многие издатели включали партии как в Eb (для тенора), так и в F (для валторны). Эти партии были теми же самыми, просто транспонированными в высоту звука данного инструмента. Некоторые издатели до сих пор следуют этой практике.
Хотя Густав Малер оркестровал свою Седьмую симфонию , включив в нее один «теноргорн в B ♭ », этот инструмент больше похож на баритон-валторну , которая на кварту ниже.
Неполный список сольного репертуара:
- Соната для альт-валторны и фортепиано (1943) — Пауль Хиндемит .
- Соната для ми ♭ валторны и фортепиано, соч. 75— Джон Голланд
- Сентябрьская фантазия (1977) — Эрик Болл
- Маскарад для тенора и духового оркестра (1985) — Филип Спарк
- Hornting We Will Go для тенора-валторны и фортепиано, соч. 151 (1997) — Дерек Буржуа
- Концерт для ми ♭ Тенор-валторна и духовой оркестр, соч. 194 (2003) - Дерек Буржуа
- Ария для тенора и духового оркестра (2003) — Филип Спарк
- Каприкорно для тенора и духового оркестра (2009) — Филип Спарк
- Соната для тенора валторны и фортепиано, соч. 304 (2011) — Дерек Буржуа
- Раджаз - концерт для тенора валторны и камерного ансамбля (2013) - Идин Самими Мофакхам
- Воскресенье в парке для тенора и духового оркестра (2016) — Филип Спарк
- Концертино для тенора валторны (1989) — Гарет Вуд
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Герберт, Тревор, изд. (2019). «Приложение 2: Диапазоны лаброзонов». Кембриджская энциклопедия духовых инструментов . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . п. 489. дои : 10.1017/9781316841273 . ISBN 978-1-316-63185-0 . OCLC 1038492212 . ОЛ 34730943М . Викиданные Q114571908 .
- ^ Компания West Music (07 декабря 2010 г.). «Путеводитель по баритону, эуфониуму и тубе» . Западная музыка . Проверено 02 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Часто задаваемые вопросы о тенор-валторне/альт-валторне от Джона Эриксона
- ^ «История альт/тенор-валторны | Международный проект альт/тенор-валторны» . 1 апреля 2012 г. Архивировано из оригинала 1 апреля 2012 г. Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ Эриксон, Джон (2 июля 2010 г.). «Взрыв из прошлого: Альтониум» . Hornmatters.com . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ «Rugs-n-relics.com» . 77.rugs-n-relics.com . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ↑ It’s Them Peck Horns , статья Линды Бухвальд (архив от 20 февраля 2012 г.).
Внешние ссылки
[ редактировать ]