Контрабас-тромбон
![]() Контрабас-тромбон фа мажор | |
Духовой инструмент | |
---|---|
Классификация | |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 423.22 (Скользящий аэрофон озвучивается вибрацией губ) |
Развитый | Конец 19 века |
Диапазон игры | |
![]() | |
Связанные инструменты | |
Музыканты | |
| |
Строители | |
Двойной слайд:
Исторический:
|
Контрабас -тромбон ( нем . Kontrabassposaune , итал . trombone contrabbasso ) — инструмент с самым низким тоном в тромбонов семействе медных духовых инструментов . В то время как современные инструменты имеют 12 высоту футов (12 футов ) F с одним слайдом , первые практические контрабасовые тромбоны появились в середине 19 века, построенные на 18 футов B ♭ на октаву ниже тенорового тромбона с двойным слайдом. Немецкий оперный композитор Рихард Вагнер особенно призывал к использованию этого инструмента в своем оперном цикле «Кольцо Нибелунгов» в 1870-х годах, и с тех пор контрабас-тромбон время от времени появлялся в крупных оркестровых произведениях, но не стал постоянным членом современного оркестра.
С конца 20-го века двухскользящий контрабас в значительной степени был вытеснен менее громоздким бас-контрабасом в F, на четверть ниже B ♭ тенора и бас-тромбонов . В 21 веке контрабас пережил своего рода возрождение, особенно в к фильмам и видеоиграм саундтреках .
История
[ редактировать ]Контрабас-тромбон впервые появился в музыке эпохи Возрождения в конце 16 века. [4] Басовые тромбоны того времени представляли собой кварту-позаун в ноте ми или квинту-позаун в ре, что на четвертую или пятую часть ниже «обычного» тенорового тромбона в ля. [5] Немецкий музыковед Михаэль Преториус , писавший ок. 1620 , также описаны два типа октав-посауне ( букв. « октавный тромбон » ), один из которых представлял собой большой мешок, но построенный в ля на одну октаву ниже тенора, с очень длинным слайдом и выдвижной ручкой для достижения нижних позиций. [6] Сохранился один такой инструмент, построенный в 18' B♭. [7] Преториус называл этот инструмент двойной длины очень редким. [8] Канадский тромбонист и специалист по старинной музыке Максимилиан Бриссон предполагает, что другим типом была квинта-посауна большого диаметра с дополнительным цельнотоновым изгибом , в результате чего появился инструмент в C, способный играть до G 1 , самой нижней открытой струны G Violone. . [9] Эти большие инструменты использовались редко и, как правило, не удовлетворяли игроков, поскольку были громоздкими и утомительными в игре. [10]

Инновацией, которая позволила создать практический инструмент, стал двойной слайд , впервые описанный почти два столетия спустя, в 1816 году, немецким писателем и композитором Готфридом Вебером . [11] Он предположил, что это придаст больше возможностей бас-тромбону, и описал идею использования двух соединенных внешних слайдов, движущихся по четырем внутренним трубкам, что вдвое сократит расстояния между положениями слайдов. Вскоре производители применили двойной слайд к бас-тромбонам в F и E ♭, для которых обычно требуется скользящая ручка для достижения самых длинных позиций. [12] Вскоре последовали недавно изобретенные модели контрабасового тромбона с низкими тонами 16 'C и 18 'B ♭, а первые двухскользящие контрабасовые тромбоны были произведены парижским производителем Жаном Илером Асте (известным как Халари) в 1830-х годах. [13]
Первое использование в оркестровой музыке
[ редактировать ]Во Франции композитор Жорж Бизе призвал к контрабасу-тромбону в своей опере «La Coutes du Roi de Thulé» (1869) и в завершенной в том же году « Ноэ» , незаконченной опере его тестя и французского композитора Фроманталя Галеви . [14] Вскоре после этого Вагнер особенно использовал контрабас-тромбон в своем «Кольце Нибелунгов» , цикле из четырех опер, широко известном как цикл «Ринг» , написав четвертую партию тромбона, чтобы удвоить бас и контрабас-тромбон. Для премьеры в 1876 году Вагнер заказал контрабас в 18 ′ B ♭ у берлинского производителя инструментов Карла Вильгельма Морица , который построил его с двойным слайдом. [4] Двойной слайд и высота звука на октаву ниже означают, что этот инструмент имеет те же семь позиций, что и теноровый тромбон, и диапазон до нижней ноты E 1 «копья» в мотиве в « Золоте Рейна » :

В Великобритании в 1860-х годах лондонский производитель инструментов Boosey & Co. построил небольшое количество «Basso Profundo» в 16 футах C. двухскользящих контрабасных тромбонов [15] Они предназначались для использования в британских оркестрах, исполняющих оперы Вагнера, а один сохранившийся инструмент, построенный в 1898 году, музыканты назвали «Кинг-Конг». [16] На рубеже 20-го века американский производитель инструментов CG Conn выпустил небольшое количество контрабасовых тромбонов с двойными слайдами B ♭. [17] [18]
Италия 19 века.
[ редактировать ]
Итальянские композиторы на протяжении большей части XIX века определяли чибассо как басовый голос духовой секции, сбивающий с толку термин, который со временем стал относиться к вертикальной змее , офиклеиде или ранним вариантам тубы . Готовясь к в Ла Скала премьере «Аиды» в 1872 году, итальянский оперный композитор Джузеппе Верди выразил недовольство «этим дьявольским бомбардоне » (имеется в виду туба) в качестве баса тромбонной секции, отдав предпочтение « тромбон-бас ». [19] В 1887 году для Отелло производитель миланский инструментов Пелитти изготовил тромбон басо Верди (или иногда тромбон контрабассо Верди ), клапанный контрабасовый тромбон в низкой B ♭. Этот инструмент смешался с обычной итальянской тромбонной секцией того времени - тремя теноровыми клапанными тромбонами в B ♭ - и стал прототипом современного цимбассо. [20] Верди и итальянский оперный композитор Джакомо Пуччини писали для этого инструмента в своих более поздних операх, хотя по ошибке они часто называли его просто тромбоном-бассо, чтобы отличить его от теноровых тромбонов. [21]
Более поздние инновации
[ редактировать ]В 1921 году Эрнст Демель, берлинский тромбонист, запатентовал новую конструкцию контрабасового тромбона, в которой были добавлены два независимых поворотных клапана к старому бас-тромбону фа фа, который все еще использовался в прусских военных оркестрах , . Клапаны обеспечивают полностью хроматический диапазон , подавая недостающие ноты нижнего регистра между педалью F 1 в первом положении и второй частичной C 2 в шестой (полностью выдвинутый слайдер без использования ручки). Клапаны также предоставляют альтернативу другим нотам в длинных положениях слайда, поэтому не нужны ни более длинные слайды с ручкой, ни громоздкие двойные слайды. Бас-контрабас-инструмент Демеля является прототипом всех современных конструкций контрабасовых тромбонов F. [13]
Современное использование
[ редактировать ]С 1990-х годов контрабасовый тромбон фа мажор с двумя клапанными насадками практически заменил инструмент с двойным слайдом B ♭. [13] Контрабасовый тромбон все чаще используется в крупных оркестровых произведениях современных композиторов, а с конца 1990-х годов регулярно используется в к фильмам и видеоиграм саундтреках . [22]
Строительство
[ редактировать ]Приборы класса F оснащены двумя независимыми («линейными») клапанами. Эти клапаны обычно настраиваются двумя способами. «Традиционная» конфигурация, распространенная у европейских производителей, имеет первый клапан, опускающий инструмент на второстепенную треть в D, и второй, который опускает его на квинту в B ♭, которые при совместном использовании понижают инструмент на большую шестую ступень в A ♭. «Американский» стиль, который обычно предпочитают американские производители и музыканты, имеет клапаны в C и D ♭, которые в совокупности дают A. [13] В результате получается контрабас с клапанами, использующими те же интервалы (F/C/D♭/A), что и двухклапанный бас-тромбон (B♭/F/G♭/D). Некоторые производители инструментов предоставляют наборы настроечных слайдов, которые позволяют переключаться между обеими конфигурациями. [23]
Диаметр раструба аналогичен или немного больше, чем у басового тромбона, примерно 9 + 1 ⁄ От до 11 дюймов (от 240 до 280 мм). Диаметр отверстия обычно не менее ширины версии 0,562 дюйма (14,3 мм), обычно используемой в современных бас-тромбонах, и обычно составляет от 0,576 до 0,605 дюйма (от 14,6 до 15,4 мм). В некоторых моделях используется задвижка с двойным отверстием, а многие модели теперь производятся с использованием осевых клапанов или клапанов Хагмана . [2]
Двойные слайд-инструменты
[ редактировать ]Двойные контрабасовые тромбоны до сих пор производятся немецкими производителями Thein и Miraphone в 18 ′ B ♭ (Miraphone также предлагает один, построенный в 16 ′ C). Диаметр отверстия большой: от 0,587 дюйма (14,9 мм) до 0,615 дюйма (15,6 мм) для самых крупных моделей Miraphone. [3] Все они оснащены как минимум одним клапаном, который опускает инструмент на четверть (т.е. B♭/F или C/G), а модель Miraphone C имеет второй независимый клапан, настраиваемый на A или A♭. [24] Второй клапан также может быть оснащен меньшим настроечным ползунком B♭ и имеет реверсивное соединение для помещения инструмента в положение B♭, поднимая его в положение C при включении. [25]

Двойную направляющую можно представить как две обычные направляющие тромбона, работающие как одна, то есть две внешние дуги направляющих, скрепленные вместе и перемещающиеся по четырем параллельным внутренним направляющим. Хоть это и устраняет необходимость в длинной направляющей с ручкой, но увеличивает вдвое вес, трение движения и длину столба воздуха, который должен быть строго цилиндрическим. [26]
Старые инструменты с двойным золотником 19-го и начала 20-го веков (например, Conn, Boosey & Co., французский производитель Жером Тибувиль-Лами ) имели более узкие отверстия и не имели клапанных приспособлений, а некоторые инструменты вместо этого имели только шесть пригодных для использования положений ползуна. из семи ожидаемых. [27] [28]
Диапазон
[ редактировать ]
Диапазон современного контрабасового тромбона F с двумя клапанами полностью хроматический, по крайней мере, от C 1 до F 4 , с комфортным рабочим диапазоном примерно от E 1 до D 4 . [1] Звук педалей отчетливый и резонансный, его можно получить до C 1 с помощью шести доступных открытых положений слайдера. Теоретически диапазон расширяется до F ♯ 0 при использовании обеих ламп, но на практике очень низкие звуки педали становится все труднее воспроизводить на духовых инструментах с цилиндрическим отверстием из- за присущих им акустических ограничений. [29]

Диапазон оригинального контрабасового тромбона B ♭, требуемого Вагнером, простирается до E 1 . [30] С клапаном в положении F диапазон расширяется до C 1 достичь C 1 , хотя некоторые инструменты с более коротким ползунком не всегда могут полностью , а B 0 выше педали B♭ 0 недостижимо. [27] Эти ноты присутствуют в современном контрабасе F, который может получить доступ к самому низкому полезному диапазону контрабаса с двойным слайдом. [13]
Репертуар
[ редактировать ]После того, как Вагнер заново изобрел контрабасовый тромбон B ♭ для цикла «Кольцо» , он иногда использовался другими композиторами 20-го века. В Германии композитор Рихард Штраус написал для нее свою оперу «Электра» (1908), а Арнольд Шёнберг написал музыку «Гурре-Лидер » (1913) для секции из семи тромбонов, включая альт и контрабас. [6] Французский композитор Винсент Д'Инди , вдохновленный исполнениями цикла Вагнера « Кольцо », написал для него несколько своих поздних произведений, включая две последние симфонии . К этому также призывали в произведениях композиторы Хавергал Брайан , Альбан Берг , Антон Веберн , Эдгар Варез , Дьёрдь Лигети и Пьер Булез . Несмотря на это, контрабас-тромбон не получил постоянного места в оперном или симфоническом оркестре. [6]
С конца 1980-х годов контрабас-тромбон появился в оркестровых произведениях Харрисона Бертвистла , Софии Губайдулиной , Ганса Вернера Хенце , Манфреда Трояна . [31] Он также возродился, особенно в саундтреках к фильмам и видеоиграм, благодаря влиянию сессионных музыкантов из Лос-Анджелеса Фила Тила, Билла Райхенбаха , Боба Сандерса и других. Контрабас-тромбон впервые появился в музыке к фильму в Джерри Голдсмита партитуре к фильму «Планета обезьян» (1968), которую сыграл Фил Тил. [22] Популяризация громкой, низкой духовой тяжелой оркестровой музыки в фильмах и видеоиграх, таких как римейк « Планеты обезьян» (2001), Call of Duty (2003) и «Начало» (2010), сделала контрабас-тромбон почти повсеместным, а бас-тромбонисты теперь им обычно приходится играть на контрабасе для работы над саундтреком. [22]
В джазе контрабас-тромбон иногда можно использовать для исполнения четвертых (басовых) партий тромбона в биг-бэндах. Мария Шнайдер написала для него несколько своих работ, включая ее альбомы Sky Blue 2007 года и The Thompson Fields 2017 года . [32]
Производительность
[ редактировать ]Двойной контрабасовый тромбон в B ♭ утомляет игру даже на современных инструментах. [4] Он громоздкий, примерно в два раза тяжелее тенорового или бас-тромбона, а его цилиндрический канал менее эффективен, чем у тубы аналогичного тона, и для создания хорошего звука требуется больше воздуха. [27] Контрабас F более подвижен, поскольку на большей части своего диапазона он имеет более короткий воздушный столб и, как и бас-тромбон, имеет два клапана, которые обеспечивают доступ к большему количеству альтернативных позиций. Тем не менее, как и туба, этот инструмент лучше подходит в качестве контрабаса для гармонического материала в ансамбле, чем для виртуозных или сольных пассажей. [33]
Контрабас-тромбон в оркестре обычно используется в качестве дополнительного четвертого игрока к стандартной секции из трех тромбонов. В прошлом из-за отсутствия хороших инструментов и исполнителей, умеющих на них играть, партии контрабаса-тромбона часто исполнялись на тубе или бас-тромбоне (что можно услышать на многих записях Вагнера, Верди и Пуччини 20-го века). [34] Однако в настоящее время считается недопустимым использовать для игры на них что-либо, кроме контрабасового тромбона, по крайней мере, в профессиональной среде. [35] Большинство оркестров оперного театра и некоторые симфонические оркестры требуют, чтобы бас-тромбонист играл на контрабасовом тромбоне. [23]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Герберт, Майерс и Уоллес 2019 , с. 483, Приложение 2: Диапазоны лаброзонов.
- ^ Перейти обратно: а б «Посаунен» (на немецком языке). Флото, Германия: Финке Хорнс. Архивировано из оригинала 29 марта 2023 года . Проверено 29 марта 2023 г.
«Контрабаспосаунен» [Контрабасовые тромбоны] (на немецком языке). Вайнфельден, Швейцария: Haag Brass. Архивировано из оригинала 7 августа 2022 года . Проверено 7 августа 2022 г.
«1690 F/C/Db/A Контрабас-тромбон» . Анахайм, Калифорния: Музыкальные инструменты Kanstul. Архивировано из оригинала 2 января 2023 года . Проверено 7 марта 2022 г. Прекратил деятельность в 2020 году.
«Контрабас-тромбон F с осевыми клапанами E ♭ / B ♭ или C / D» . Вильштедт, Германия: Духовые инструменты Kromat. Архивировано из оригинала 29 марта 2023 года . Проверено 29 марта 2023 г.
«Контрабасс Посаунен» (на немецком языке). Бремен, Германия: Lätzsch Custom Brass. Архивировано из оригинала 15 апреля 2023 года . Проверено 29 марта 2023 г.
«Двойной бас-тромбон в F/C/Db» (на немецком языке). Херцогенрат, Германия: Производитель металлических духовых инструментов Маркус Лойхтер. Архивировано из оригинала 29 марта 2023 года . Проверено 23 марта 2023 г.
«Контрабасовые тромбоны» . Хаддерсфилд, Великобритания: Майкл Рат Тромбонс . Архивировано из оригинала 7 марта 2022 года . Проверено 7 марта 2022 г.
«Модель Бена Ван Дейка» . Бремен, Германия: Thein Brass oHG. Архивировано из оригинала 7 марта 2022 года . Проверено 7 марта 2022 г.
«Контрабасспосаунен» . Маркнойкирхен, Германия: Хельмут Фойгт. Архивировано из оригинала 29 марта 2023 года . Проверено 29 марта 2023 г. Может быть оснащен длинной семипозиционной направляющей с ручкой.
«Контрабас-тромбон J-173» . Маркнойкирхен, Германия: Мастерская Юргена Фойгта по изготовлению духовых инструментов. Архивировано из оригинала 11 октября 2022 года . Проверено 11 октября 2022 г.
«Профессиональный контрабас-тромбон F» . Андовер, Великобритания: Уэссекские тубы. Архивировано из оригинала 29 марта 2023 года . Проверено 29 марта 2023 г. - ^ Перейти обратно: а б «Контрабас-тромбон Bb с двойным слайдом» . Бремен, Германия: Thein Brass oHG. Архивировано из оригинала 7 марта 2022 года . Проверено 7 марта 2022 г.
«Слайд-тромбоны: Контрабас Модель 67» . Вальдкрайбург, Германия: Miraphone eG. Архивировано из оригинала 2 марта 2023 года . Проверено 2 марта 2023 г. - ^ Перейти обратно: а б с Беван 2000 , с. 500.
- ^ Из-за более высокого церковного звука, который использовался в некоторых частях Европы эпохи Возрождения, теноровые тромбоны обычно описывались как тональность A, хотя по размеру они аналогичны современным теноровым тромбонам B ♭. Первая позиция A = 466 Гц для высокого тона дает B ♭ в современном стандарте тона 440 Гц .
- ^ Перейти обратно: а б с Беван 2000 , стр. 500–501.
- ^ Перейти обратно: а б «Контрабасбасун» . Стокгольм: Scenkonstmuseet . Присоединение: М242. Архивировано из оригинала 28 марта 2023 года . Проверено 29 марта 2023 г. - через MIMO: Онлайн-музеи музыкальных инструментов.
- ^ Преториус 1620 , с. 43–44.
- ^ Бриссон, Максимилиан. «Новый тип басового мешка» . maximilienbrisson.com . Проверено 26 июня 2024 г.
- ^ Беван 2000 , с. 498.
- ^ Перейти обратно: а б Вебер, Готфрид (30 октября 1816 г.). «Бас-тромбон» . Общая музыкальная газета (на немецком языке). 18 (44): 749-53 . Проверено 7 августа 2022 г. Цитируется в Guion (2010) , стр. 213–218.
- ^ Сценарий 2010 , стр. 62–63, 213–218.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Йео 2021 , стр. 36–37, «контрабас-тромбон».
- ^ Дин, Винтон (октябрь 1947 г.). «Неоконченная опера Бизе» . Музыка и письма . 28 (4). Издательство Оксфордского университета : 347–363. дои : 10.1093/мл/XXVIII.4.347 . JSTOR 855071 . Архивировано из оригинала 12 марта 2022 года . Проверено 12 марта 2022 г.
- ^ «Контрабас-тромбон до мажор» . Коллекция исторических инструментов . Бирмингемская консерватория . Архивировано из оригинала 15 апреля 2023 года . Проверено 3 августа 2022 г.
- ^ «Контрабас-тромбон 16 футов C, футляр, номинальная высота: 16 футов C». Музеи музыкальных инструментов Эдинбург . Зал Святой Сесилии : Эдинбургский университет. Архивировано из оригинала 11 октября 2022 года . Проверено 11 октября 2022 г.
- ^ Йео 2021 , с. 69, Хеллебург, Андерс Кристиан Август (Август К.).
- ^ Йео, Дуглас (2002) [пересмотрено в 2013 г.]. «Фотогалерея Тромбона» . yeodoug.com . Архивировано из оригинала 1 апреля 2023 года . Проверено 1 апреля 2023 г.
- ^ Беван 2000 , стр. 406–413.
- ^ Меуччи 1996 , стр. 158–159.
- ^ Беван 2000 , с. 414.
- ^ Перейти обратно: а б с Почему 2020 , с. 48.
- ^ Перейти обратно: а б Коломер, Хавьер; Тейн, Генрих (2012). тромбона контрабасового Мир Косентайна, Испания: Хавьер Коломер. ISBN 978-84-616-2483-6 . OCLC 1001569788 .
- ^ «Слайд-тромбоны: Контрабас Модель 67 в CC» . Вальдкрайбург, Германия: Miraphone eG. Архивировано из оригинала 2 марта 2023 года . Проверено 11 октября 2022 г.
- ^ Фергюсон, Стив. «Мирафон 670 CC Контрабас-тромбон» . Пасадена, Калифорния: The Horn Guys. Архивировано из оригинала 11 октября 2022 года . Проверено 11 октября 2022 г.
- ^ Сценарий 2010 , с. 63.
- ^ Перейти обратно: а б с «Контрабас-тромбон» . Биг-бэнд Розвилля . Архивировано из оригинала 30 июля 2021 года . Проверено 13 ноября 2018 г.
- ^ «Контрабас-слайд-тромбон (Жером Тибувиль-Лами, Франция)» . Нью-Йорк : Метрополитен-музей . 1989 г. [Построен ок. 1880 ]. Инвенционный номер 89.4.2071. Архивировано из оригинала 30 марта 2023 года . Проверено 31 марта 2023 г.
- ^ Кэмпбелл, Мюррей; Гилберт, Джоэл; Майерс, Арнольд (2021). Наука о духовых инструментах . Современная акустика и обработка сигналов. Чам: ASA Press. стр. 192–193. дои : 10.1007/978-3-030-55686-0 . ISBN 978-3-030-55684-6 . OCLC 1261747556 . ОЛ 37312640М . Викиданные Q117322059 .
- ^ Герберт и Уоллес 1997 , с. 167.
- ^ Kifer 2020 , стр. 69–71, Приложение A: Оркестровые произведения, включая контрабас-тромбон.
- ^ «Оркестр Марии Шнайдер: Небесно-голубой» . Дискогс . Архивировано из оригинала 28 марта 2023 года . Проверено 28 марта 2023 г.
- ^ Ньютон, Брет (4 октября 2015 г.). «Контрабас-тромбон» . Бандестрация . Архивировано из оригинала 5 октября 2015 года . Проверено 13 ноября 2018 г.
- ^ Герберт 2006 , с. 203.
- ^ Йео 2017 , с. 246.
Библиография
[ редактировать ]- Беван, Клиффорд (2000). Семья Туба (2-е изд.). Винчестер: Пикколо Пресс. ISBN 1-872203-30-2 . OCLC 993463927 . ОЛ 19533420М . Викиданные Q111040769 .
- Гион, Дэвид М. (2010). История тромбона . Торонто: Scarecrow Press. ISBN 978-0-81087-445-9 . OCLC 725775517 . ОЛ 24019524М . Викиданные Q111039945 .
- Герберт, Тревор; Уоллес, Джон, ред. (1997). Кембриджский спутник духовых инструментов . Кембриджские товарищи . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . дои : 10.1017/CCOL9780521563437 . ISBN 978-1-139-00203-5 . OCLC 460517551 . ОЛ 34482695М . Викиданные Q112852613 .
- Герберт, Тревор (2006). Тромбон . Йельская серия музыкальных инструментов. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета . ISBN 978-0-300235-75-3 . OCLC 1007305405 . ОЛ 30593699М . Викиданные Q111039091 .
- Герберт, Тревор; Майерс, Арнольд; Уоллес, Джон, ред. (2019). Кембриджская энциклопедия духовых инструментов . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . дои : 10.1017/9781316841273 . ISBN 978-1-316-63185-0 . OCLC 1038492212 . ОЛ 34730943М . Викиданные Q114571908 .
- Кифер, Шелби Алан (май 2020 г.). Контрабас-тромбон: в двадцать первый век (диссертация DMA). Университет Айовы. дои : 10.17077/etd.005304 . Проверено 21 апреля 2022 г.
- Меуччи, Ренато (1996). «Чимбассо и родственные ему инструменты в Италии XIX века». Журнал Общества Галпина . 49 . Перевод Уильяма Уотерхауса (опубликовано в марте 1996 г.): 143–179. ISSN 0072-0127 . JSTOR 842397 . Викиданные Q111077162 .
- Преториус, Михаил (1620). Синтагма Музыкум. II, De Organographia: Части I и II . Серия старинной музыки. Перевод Дэвида З. Крукса. Издательство Оксфордского университета (опубликовано в 1986 г.). ISBN 978-0-198-16260-5 . OCLC 24613416 . ОЛ 16702850М . Викиданные Q126794034 .
- Йео, Дуглас (2017). Сто основных произведений для симфонического бас-тромбониста . Кленовый город: Издательство Encore Music. ISBN 978-1-5323-3145-9 . OCLC 982957903 . ОЛ 47303018М . Викиданные Q111957781 .
- Йео, Дуглас (2021). Иллюстрированный словарь для современного тромбона, тубы и эуфониума . Словари для современного музыканта. Петерсон, Ленни (иллюстратор). Лэнхэм: Роуман и Литтлфилд . ISBN 978-1-538-15966-8 . LCCN 2021020757 . OCLC 1249799159 . ОЛ 34132790М . Викиданные Q111040546 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с тромбонами-контрабасами, на Викискладе?
- Крю, Мюррей (бас-тромбон) (23 мая 2007 г.). Редкий зверь (видео) . Беседовал Боб Ловер. Зал исполнительских искусств Хайнца , Питтсбург. Интервью на 1 мин 16 сек. Архивировано из оригинала 10 марта 2016 года . Проверено 9 мая 2018 г. - через YouTube.