Бас-саксофон
![]() | |
Деревянный духовой инструмент | |
---|---|
Классификация | Одноязычковый |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 422.212-71 ( с одним язычком Аэрофон и клавишами ) |
Изобретатель(и) | Адольф Сакс |
Развитый | 1840-е годы |
Диапазон игры | |
![]() | |
Связанные инструменты | |
Размеры: Оркестровые саксофоны: Специальные саксофоны: | |
Музыканты | |
Посмотреть список саксофонистов |
Бас -саксофон — один из самых низких представителей семейства саксофонов : он больше и ниже, чем более распространенный баритон-саксофон . Вероятно, это был первый тип саксофона, созданный Адольфом Саксом , впервые обнаруженный Берлиозом в 1842 году. [1] Это транспонирующий инструмент с тональностью B ♭ , на октаву ниже тенор-саксофона и на идеальную кварту ниже баритон-саксофона. Бас-саксофон до мажор, предназначенный для оркестрового использования, был включен в патент Адольфа Сакса, но известных экземпляров было построено мало. Бас-саксофон не является широко используемым инструментом, но его можно услышать на некоторых джазовых записях 1920-х годов, в фри-джазе , в саксофонных хорах и секстетах, а иногда и в концертных группах и рок-музыке .
Музыка для бас-саксофона пишется скрипичным ключом , как и для других саксофонов, при этом высота звука звучит на две октавы и на мажорную секунду ниже написанной. Как и у большинства других представителей семейства саксофонов, самая нижняя написанная нота — это B ♭ под нотоносцем — в случае баса она звучит как концертная A ♭ 1 . Немецкий производитель духовых инструментов Бенедикт Эппельсхайм и бразильский производитель низких саксофонов Дж'Элль Штайнер создали бас-саксофоны с дополнительной клавишей для воспроизведения низкой (письменной) ля. Это похоже на низкую клавишу ля на баритон-саксофоне и дает концертную соль. 1 (~ 49 Гц). Большинство бас-гитар, выпущенных до 1980-х годов, были настроены на высокий Eb, но большинство более поздних моделей настроены на высокий F#.

В джазе
[ редактировать ]Бас-саксофон пользовался некоторой популярностью в джазовых коллективах и танцевальных коллективах в период между Первой и Второй мировыми войнами, в основном обеспечивая басовую партию, хотя бас-саксофонисты иногда исполняли мелодичные соло. Среди известных исполнителей этой эпохи Билли Фаулер, Коулман Хокинс , Отто Хардвик (из оркестра Дюка Эллингтона ), Адриан Роллини (который был пионером соло на бас-саксофоне в 1920-х и 30-х годах), Мин Лейбрук , Спенсер Кларк , Чарли Вентура и Верн Браун из группы Six Brown Brothers . [2] В нотах того периода изображены многие группы, сфотографированные с бас-саксофоном. Бас-саксофон практически исчез в 1930-х годах, возможно, из-за его размера, механической сложности и высокой цены. Изобретение электрической бас-гитары в 1950-х годах и ее быстрый рост популярности снизили спрос на другие басовые инструменты в популярной и другой современной музыке.
Американский руководитель оркестра Бойд Реберн (1913–1966) руководил авангардным биг-бэндом в 1940-х годах и иногда играл на бас-саксофоне. В Великобритании Оскар Рабин играл ее в своем оркестре. Гарри Голд , участник группы Рабина, играл на бас-саксофоне в собственной группе Pieces of Eight . В «Mellophonium Orchestra» американского лидера Стэна Кентона (1960–1963) участвовали четырнадцать духовых музыкантов, а в композициях Джонни Ричардса использовалась саксофонная секция, состоящая из одного альта, двух теноров, баритона и баса (с Джоэлом Кэем, играющим на баритоне и бас-саксофонах). . Этот ансамбль записал несколько успешных альбомов и получил две премии «Грэмми» . [3] Группа Лоуренса Велка включала Билла Пейджа, солирующего на бас-саксофоне, в нескольких передачах в 1960-х годах. В песне Шорти Роджерса Swingin 'Nutcracker (записанной для RCA Victor в 1960 году) в четырех частях использовался бас-саксофон (которого играл Билл Худ).
Некоторые бас-саксофонисты-возрожденцы, выступающие сегодня в стиле 1920–1930-х годов, - это Винс Джордано и Берт Брандсма, лидер группы Dixieland Crackerjacks. Джазовые исполнители, использующие инструмент в более современном стиле, включают Роско Митчелла , Энтони Брэкстона , Питера Брецмана , Джей Ди Паррана , Хэмиета Блюетта , Джеймса Картера , Стефана Зенюка , Майкла Маркуса , Винни Голиа , Джозефа Джармана , Брайана Ландруса , Урса Леймгрубера , Тони Бевана, и Скотт Робинсон , хотя ни один из этих музыкантов не использует его в качестве основного инструмента.
Ян Гарбарек играет на бас-саксофоне на альбоме 1973 года Red Lanta .
В роке
[ редактировать ]Среди бас-саксофонистов рока:
- Анджело Мур из американской группы Fishbone
- Родни Слейтер в группе Bonzo Dog Doo-Dah Band (1960-е)
- Ральф Карни из авангардной рок-группы Tin Huey (1970-е)
- Джон Линнелл из They Might Be Giants (образован в 1982 году)
- Дана Колли из Morphine (образована в 1989 г.)
- Курт МакГеттрик в группе Фрэнка Заппы в конце 1980-х.
- Альто Рид из Боба Сегера и группы Silver Bullet Band часто играл на бас-саксофоне на живых выступлениях в песнях без заметной партии саксофона.
- Колин Стетсон выступал и записывался с Arcade Fire , Bell Orchester , Tom Waits , TV on the Radio , Bon Iver , Feist и LCD Soundsystem . Он также исполняет и записывает собственные композиции.
- Блез Гарза - гастролирующая участница Violent Femmes с 2004 года.
- Келли Эверетт - участница The Hooten Hallers с 2014 года.
- Майкл Уилбур - участник Moon Hooch
В классической музыке
[ редактировать ]На Всемирной выставке 1844 года в Париже главным исполнением саксофона стала камерная пьеса под названием Chant Sacré, написанная Гектором Берлиозом для двух труб, одного саксофона-сопрано , двух кларнетов и одного бас-саксофона; Адольф Сакс Партию саксофона исполнял сам . В том же году Жорж Кастнер написал для нее свою оперу «Le Dernier Roi de Juda» .
Он редко используется в оркестровой музыке, хотя существует несколько примеров. Самым ранним из сохранившихся оркестровых произведений, в которых он использовался, является Уильяма Генри Фрая «Священная симфония» «Агарь в пустыне » (1853), в которой также используется саксофон-сопрано и которая была написана для Луи-Антуана Жюльена оркестра во время его американского турне. Рихард Штраус в своей «Домашней симфонии » написал четыре партии саксофона, в том числе одну для бас-саксофона в C. Арнольд Шенберг написал для бас-саксофона в своей одноактной опере «Von Heute auf Morgen» , а Карлхайнц Штокхаузен включил партию для нее в раздел саксофона. Танца Люцифера , третья сцена Samstag aus Licht .
В 1950-х и 1960-х годах он пользовался кратковременной популярностью в оркестровках для музыкального театра : Леонарда Бернштейна оригинальная партитура для «Вестсайдской истории» включает бас-саксофон, как и Мередит Уилсон » «Музыкант и Сэнди Уилсон » «Друг друга .
Бас-саксофон иногда используется в концертных группах , обычно в аранжировках, написанных до 1950 года. австралийский композитор Перси Грейнджер и американский композитор Уоррен Бенсон Особенно известные композиторы, писавшие для него, - .
Сегодня бас-саксофон чаще всего используется для исполнения камерной музыки. Обычно он присутствует в саксофонных хорах и секстетах, особенно в тех, которые являются прямым наследием педагога-солиста Сигурда Рашера . [ нужна ссылка ] Его также иногда используют для выступления в небольших (менее шести человек) камерных группах, хотя обычно для исполнения партии, изначально предназначенной для другого инструмента, поскольку очень немногие такие пьесы написаны с включением бас-саксофона.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коттрелл, Стивен (2012). Саксофон . Йельская серия музыкальных инструментов. Соединенное Королевство: Издательство Йельского университета. стр. 40–1. ISBN 978-0-300100-41-9 .
- ^ «Шесть братьев Браун» . Redhotjazz.com. Архивировано из оригинала 24 февраля 2015 года . Проверено 19 мая 2014 г.
- ^ «Биография Стэна Кентона» . Архивировано из оригинала 4 марта 2008 года . Проверено 19 мая 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Веб-сайт BassSax.com
- Страница бас-саксофона на www.contrabass.com, веб-сайте Contrabass Mania.
- Инновационный дизайн бас-саксофона от Eppelsheim
- Шесть братьев Браун
- Винс Джордано играет на бас-саксофоне в A Prairie Home Companion , 9 апреля 2005 г. радиопрограмме
- Отрывок в формате MP3 из первой части "Sonatina Giacosa" для бас-саксофона и фортепиано (1987) Уолтера С. Хартли в исполнении Джея Истона .
- Dixieland Crackerjacks - композиция на бас-саксофоне Sweet Georgia Brown Посмотрите, как Берт Брандсма исполняет партию бас-саксофона: Sweet Georgia Brown, запись 28 апреля 2007 г. (YouTube)