Jump to content

Суббота без света

Суббота без света
Опера Карлхайнца Штокхаузена
Штокхаузен в студии WDR , 1991 год.
Либреттист Штокхаузен
Язык немецкий
Премьера
25 мая 1984 г. ( 25 мая 1984 г. )

Samstag aus Licht (Суббота от света) - опера Карлхайнца Штокхаузена с приветствием и четырьмя сценами, вторая из семи, написанных для оперного цикла Licht : die sieben Tage der Woche (Свет: Семь дней недели). ). Он был написан между 1981 и 1983 годами на либретто композитора и на текст святого Франциска Ассизского и впервые был поставлен в Милане в 1984 году.

Teatro Regio, Турин, где фортепианной пьесы XIII. в 1982 году состоялась премьера

Самстаг — это опера для 13 сольных исполнителей (1 голос, 10 инструменталистов и 2 танцора), а также симфонического оркестра (или симфонического оркестра), балета или мимов и мужского хора с органом. Он был написан между 1981 и 1983 годами. Суббота — . день Люцифера Экзотерический цвет субботы — черный. [1]

Первая сцена, « Сон Люцифера» , была написана в мае-сентябре 1981 года по заказу 10-го Международного собрания современной музыки в Меце в 1981 году. Партитура посвящена двадцатилетию дочери композитора Маджеллы, которая вместе с Бас Матиас Хёлле представил премьеру произведения в Муниципальном театре Меца 19 ноября 1981 года. Вторая версия этого произведения без баса - «Klavierstück XIII» Штокхаузена . В таком виде премьера состоялась Маджеллой Штокхаузен 10 июня 1982 года в Реджио в Турине. [2]

Диани-Бич, Кения, где «Катинкас Гесанг». в 1983 году была написана композиция

«Песнь Катинки как Реквием Люцифера» была заказана Südwestfunk Baden-Baden для Donaueschingen Musiktage , где 15 октября 1983 года состоялась ее концертная премьера в исполнении Катинки Пасвеер (флейта) и ансамбля ударных инструментов Кольберга. Пасвеер также выступил на постановочной премьере в Ла Скала 25 мая 1984 года, но с Slagwerkgrorp Den Haag. Работа была написана в сотрудничестве с Пасвиром в феврале и марте 1983 года на пляже Диани недалеко от Момбасы, Кения. [3] В мае 1983 года Штокхаузен запланировал альтернативную версию Kathinkas Gesang для флейты и шестиканальной электронной музыки. Джузеппе Диджунио В сотрудничестве с Марком Баттье он реализовал эту версию, используя синтезатор 4X в IRCAM в Париже в декабре 1983 и августе 1984 года. [4] Третья версия для флейты с пятиканальной записью звуков фортепиано и живого концертного фортепиано также существует, но премьера еще не состоялась. Произведение также может быть исполнено как соло на флейте без аккомпанемента. [5]

Hill Auditorium, Анн-Арбор, где «Танца Люцифера» . 9 марта 1984 года состоялась премьера

Третья сцена оперы, «Танец Люцифера» , была заказана симфоническим оркестром Мичиганского университета и его дирижером Х. Робертом Рейнольдсом , который появился на постановочной премьере в Милане 25 мая 1984 года после премьеры концерта 9 марта 1984 года в Хилле. Auditorium , Анн-Арбор, с Луисом Мальдонадо (эуфониум), Маркусом Штокхаузеном (труба-пикколо), Катинкой Пасвир (пикколо) и Лоуренсом Каптеном (ударные). Партитура была написана с мая по декабрь 1983 года, а также существует в версии для симфонического оркестра, которая впервые была исполнена в радиовещательном зале Radio Freies Berlin 17 и 18 октября 1987 года Симфоническим оркестром Радио с Михаэлем Свободой (эуфониум). , Маркус Штокхаузен, Катинка Пасвеер и Андреас Беттгер (ударные) под управлением композитора. [6]

Церковь Сан-Руфино, Ассизи, где «Прощания Люцифера» . состоялась премьера

«Прощание Люцифера» было написано по заказу Associazione Sagra Musicale Umbra к 800-летию святого Франциска Ассизского и было написано в августе 1982 года. Оно посвящено Франческо Сицилиани. Отдельная премьера « Прощания Люцифера» состоялась в Händel Collegium Köln 28 сентября 1982 года в церкви Сан-Руфино в Ассизи, где был крещен святой Франциск. Их аккомпанировали Гельмут Фольке (орган Хаммонда) и семь тромбонистов под руководством Михаэля Штрука.

Премьера «Самстага» состоялась в театре Ла Скала 25 мая 1984 года в Палаццо делло Спорт в Милане. Последующие выступления состоялись 26, 29, 30 и 31 мая. Режиссуру поставили Лука Ронкони и Уго Тесситоре, а дизайн костюмов и сцены - Гаэ Ауленти . Карлхайнц Штокхаузен был звукооператором.

Вторая постановка была представлена ​​в Париже 28 и 29 июня 2019 года ансамблем Le Balcon, первые три сцены - в Городе музыки, а сцена 4 - в церкви Сен-Жак-Сен-Кристоф де ла Виллет [ fr ] . Максим Паскаль был музыкальным руководителем, режиссура - Дамьен Бигурдан, костюмы - Паскаль Лавандье, а звуковая проекция - Флоран Дерекс. [7] [8] )

Роль Исполнитель Премьерный состав Актерский состав Парижа, 2019 г.
Люцифер бас Матиас Хелл Дэмиен Пасс
Люцифер танцор на ходулях Адриано и Себастьяно Вианелло (поочередно)
Дьявольский игрок ветра тромбонист Майкл Штрук Матье Адам
Игрок мечты Люцифера пианист Маджелла Штокхаузен Альфонс Семин
Черная кошка Катинка флейтист Катинка Пасвеер Клэр Люкиенс
Шесть смертных чувств перкуссионисты Ударная группа Гаага Алис Кобит, Акино Камия, Фредерик Блонди, Артюр Лавандье, Отман Луати, Клотильда Лакруа (перкуссионисты)
Гигантское человеческое лицо духовой оркестр Мичиганского университета Симфонический оркестр , Х. Роберт Рейнольдс , дир. Балкон; Гармонический оркестр консерватории с региональным влиянием в Париже.
Танцор с лентой танцор Кама Дев Эммануэль Грак
Крыло Носа сольная перкуссия Лоуренс Капитан Франсуа-Ксавье Планкель
Майкл маленький трубач Маркус Штокхаузен Анри Делегер
Суперинтендант актер Пьеро Маццарелла
Монахи мужской хор «Гендель Коллегиум Кёльн», Дитер Гуткнехт , реж. Хор французской армии, Эмили Флёри, реж.
Дикая черная птица дикая черная птица Сам Сам

Краткое содержание

[ редактировать ]
Люцифер , автор Гийом Жифс , собор Сен-Поль, Льеж

Четыре сцены Самстага в концентрированной форме ясно представляют процесс раскрытия пространства и освобождения звука. Первая сцена имеет самое ограниченное пространство: из небытия появляются всего два персонажа. Вторая сцена расширяется до центральной части слева и справа с семью персонажами (флейтой и шестью перкуссионистами). Третья сцена объединяет всех в вертикальном измерении с танцором на ходулях и духовым оркестром на шести уровнях, образуя гигантское лицо. Наконец, четвертая сцена представляет как статичные, так и вращающиеся события, окружающие зрителей, а также диагональные движения и выпуск улетающей дикой птицы. [9] Четыре сцены не имеют традиционной драматической структуры, а скорее представляют собой последовательность разрывных между собой драматических ситуаций. Это пример того, что композитор назвал моментной формой , в которой поверхностные события создают впечатление совершенно разных ситуаций, скрепленных структурными связями музыки. [10]

субботнее приветствие

[ редактировать ]

Субботнее приветствие исполняется с четырех сторон театра 26 духовыми музыкантами, разделенными на четыре хора, в двух из которых есть дополнительный перкуссионист. Характерное для оперы раскрытие пространства прогнозируется в постепенном интервальном расширении в тринадцать фаз от начальной мажорной терции к интервалу в октаву плюс мажорную септиму. [11] Музыкальное содержание заимствовано из третьей сцены оперы « Танец Люцифера », а именно из раздела с текстом «Augen gegen Augen» (глаза в глаза), в котором также участвуют четыре группы духового оркестра. [12]

Сцена 1: Сон Люцифера

[ редактировать ]

Во вступительной сцене Люцифер мечтает о Klavierstück XIII , композиции из пяти временных слоев с возрастающими «сжатиями фигур человеческой музыки, расширениями и паузами для уничтожения времени». Под конец он с восторгом слушает простую мелодию, отбивается от нее, наслаждается ею, снова отгоняет ее и, наконец, не выдерживает и умирает притворной смертью. [13]

Сцена 2: Катинкас Гесанг в роли Реквиема Люцифера

[ редактировать ]
Катинка Пасвеер исполняет пение Катинки в роли Реквиема Люцифера в Donaueschinger Musiktage , 15 октября 1983 года.

Реквием Люцифера – это Реквием каждому человеку, ищущему вечный свет. В «Песне Катинки » Катинка поет на флейте и голосе на могиле Люцифера песнопение, которое защищает душу умершего посредством музыкальных упражнений, регулярно выполняемых в течение 49 дней после смерти тела, и приводит ее к ясному сознанию. [14] Ритуал представляет собой 22-кратное расширение формулы Люцифера, отражающее два набора унцедуплетов с повторяющимися нотами, с которых начинается эта формула. Флейтист в костюме кошки является шаманистом, которого сопровождают шесть перкуссионистов, представляющих шесть чувств смертных: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и мысль. Перкуссионисты играют на наборе настроенных звуковых пластин (первоначально их одиннадцать, расположенных в порядке нот формулы Люцифера), а также в общей сложности не менее чем на 30 специально созданных «магических инструментах», которые прикреплены к или составляют части их костюмов. Флейтист начинает с «салютования», а затем, следуя сегментам двух мандал , выполняет серию из 22 упражнений с двумя перемежающимися паузами в позициях 7 и 13 из 24, отмеченных на двух мандалах. Число 7 символично для Лихта как число дней недели, но также является числом букв в имени «Люцифер», а 13 — это не только число, традиционно связанное с несчастьем. , но также является числом, до которого Люцифер неоднократно считает на протяжении всего оперного цикла. Пока перкуссионисты продолжают играть во время этой второй паузы, флейтист выполняет «обмен чувствами», меняя порядок звуковых пластин и добавляя двенадцатую ноту, чтобы преобразовать формулу Люцифера в формулу Евы. Затем она возобновляет упражнения и продолжает без дальнейших перерывов до самого конца. За упражнениями следует «Освобождение чувств», постепенный выход, серия из одиннадцати «тромбоновых тонов» на флейте и финальный крик. [15]

Сцена 3: Танец Люцифера

[ редактировать ]

В «Танце Люцифера » Люцифер вызывает появление оркестра в виде гигантского лица, постепенно сводя десять его частей в противоположные танцы, с девизом: «Если ты, Человек, никогда не учился у Люцифера / как дух противоречия и независимости / искажает выражение лица, . Затем появляется Майкл и протестует соло на трубе-пикколо против удовольствия Люцифера от гримасничающего лица, но его отбивают ударами тамтама, и лицо отвечает танцем струящихся слез. На кончике вытянутого языка лица появляется черная кошка, играющая на пикколо, и приветствует детей сатаны. Танец возобновляется, но прерывается забастовкой оркестра и заканчивается хаосом. [16]

Сцена 4: Прощание Люцифера

[ редактировать ]
Победа Святого Франциска над искушениями Люцифера (Сакро Монте, Орта, часовня 10)

«Прощание Люцифера» завершает оперу церемонией экзорцизма, которую выполняют 3 х 13 монахов, исполняющих «Salutatio Virtutum» святого Франциска Ассизского , в итальянском переводе как «Lodi delle virtù» (Похвала добродетелям). 39 участников хора носят деревянную обувь, а также колокольчики, колокольчики Страстной пятницы, большой тамтам, мешок с монетами, дикую птицу в клетке и большой мешок с 39 кокосами.

Вначале в процессию входят 13 теноров, одетых в белые монашеские одежды, снова и снова тихо напевая слова «Lodi delle virtù», за ними следуют 13 басов в черных одеждах и еще 13 басов в коричневых одеждах. Строка за строкой отдельные монахи выходят вперед, чтобы спеть текст Святого Франциска на итальянском языке. Когда они доходят до слов «la santa sapienza confonde satana», их останавливает раскат на тамтаме, и, когда бас продолжает звучать «e tutte le sue insidie», отвечают семь стаккато органных аккордов, за которыми следует серия из тринадцати. аккорды семи тромбонов. Монахи возобновляют пение, и на седьмом аккорде тромбона с неба падает полный чем-то и завязанный мешок. После того, как начинают звонить последние слова текста, монахи освобождают черную птицу в клетке, а затем открывают мешок, который оказывается наполненным кокосами. Один за другим монахи берут по кокосу и разбивают его о камень, расположенный в центре, повторяя фрагменты текста. [17]

Дискография

[ редактировать ]
  • Штокхаузен, Карлхайнц. В субботу темно . Маттиас Хёлле (бас); Маджелла Штокхаузен (фортепиано); Катинка Пасвир (флейта и пикколо); Маркус Штокхаузен (труба-пикколо); Ансамбль ударных инструментов Кольберга; Симфонический оркестр Мичиганского университета, Х. Роберт Рейнольдс (дирижер); Пьеро Мазарелла (актер); Handel Collegium Cologne, Дитер Гуткнехт (директор хора); Гюнтер Хемпель (электроорган); Карлхайнц Штокхаузен (звуковая проекция). ДГГ 423 596-2. Гамбург: Deutsche Grammophon, 1988. Переизданное полное издание Stockhausen, компакт-диск 34 A – D (4 компакт-диска). Кюртен: Штокхаузен-Верлаг, 1992.
  • Создание и истощение . Музыка в Германии 1950–2000 гг. Маурисио Кагель; Карлхайнц Штокхаузен. компакт-диск. 74321 73635 2. [Мюнхен]: BMG Ariola Classics, 2003. Включает субботние поздравления с симфоническим оркестром Мичиганского университета.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. Tongue Tip Dance , с субботы от Light , для пикколо, эуфониума, синтезатора и перкуссиониста. Катинка Пасвир (пикколо); Антонио Перес Абеллан (синтезатор) и т. д. (С: Штокхаузеном, Фортепианной пьесой XVI , Фрейей , Кометой как фортепианной пьесой XVII , Entführung , Flute и Thinki ). Stockhausen Complete Edition, CD 57 (один компакт-диск). Кюртен: Штокхаузен-Верлаг, 2000.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. Rechter Augenbrautanz , для кларнетов, бас-кларнетов, перкуссиониста и синтезатора. Антонио Перес Абельян (синтезатор). (Вместе: Штокхаузен, Козерог , для баса и электронной музыки.) Компакт-диск 59 (одиночный компакт-диск). Кюртен: Штокхаузен-Верлаг, 200?.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. Сюзанна Стивенс: Формула мечты, В дружбе, Любовь . Сюзанна Стивенс (кларнет и бассет-горн) DG 423 378-2 (сингл CD). Гамбург: Deutsche Grammophon, 1988. Переиздан на компакт-диске 27 Stockhausen Complete Edition. Kürten: Stockhausen-Verlag, 200?.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. Музыка для флейты: Катинка Пасвеер исполняет 9 произведений . ( Пение Катинки в роли Реквиема Люцифера , версия для флейты и электронной музыки; In Friendship , для флейты; Пикколо , соло для пикколо; Amour , для флейты; Susanis Echo , для альтовой флейты; Си , для флейты; Tongue Tip Dance , для пикколо; Flautina для флейты с флейтой-пикколо и альтовой флейтой Ypsilon для флейты.) Stockhausen Complete Edition, компакт-диск 28 A–B (2 компакт-диска); Кюртен: Штокхаузен-Верлаг, 1992.
  • Карлхайнц Штокхаузен для бассет-горна . Микеле Марелли , бассет-горн. ( Траум-Формель и еще пять композиций.) Times Future. Запись компакт-дисков, стерео. Stradivarius STR 33958. [Кельо-Монцезе (Милан)]: Stradivarius, 2013.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. Танец левого глаза ; «Дружба» для гобоя; Телец ; Телец-квинтет ; танец верблюда ; Роторный духовой квинтет . В Linker Augentanz : Ансамбль Konsax, Вена; Ларс Млекуш, ты. Записано 5 февраля 2015 года в Консерватории Венского частного университета. Запись CD, 1 диск: цифровой, 12 см, стерео. Stockhausen Complete Edition, компакт-диск 105. Kürten: Stockhausen-Verlag, 2015.

Цитируемые источники

[ редактировать ]
  • Бандур, Маркус. 1999. «Состав значения: конструкция и семантика в « Люцифере-Груссе» Карлхайнца Штокхаузена [ sic ] из «Субботы от света ». Перспективы новой музыки 37, № 1 (Зима): 157–178. Немецкая версия, как «Приветствие Люцифера: конструкция и семантика в СУББОТЕ Карлхайнца Штокхаузена от СВЕТА». В память о Штокхаузене под редакцией Сюзанны Стивенс и Катинки Пасвеер , 1–17. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена, 2008. ISBN   978-3-00-023528-3 .
  • Мастропьетро, ​​Алессандро. 2019. « Люцифер по мнению Штокхаузена: успех Samstag aus Licht в Париже ». Музыкальная газета (1 июля; по состоянию на 3 июля 2019 г.).
  • Конюшня, Майкл. 2019. « Подарим кокосы ». Süddeutsche Zeitung (1 июля; по состоянию на 3 июля 2019 г.).
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1984. «Суббота света: общее введение». В Штокхаузене: Суббота от света (Сабато да Люче) под редакцией Луиджи Феррари, 8–37. Этап 1983–84. Милан: Театр Ла Скала.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1985. «Электронная музыка для песнопения Катинки как реквиема Люцифера », перевод Джерома Коля . Перспективы новой музыки 23, вып. 2 (Весна-Лето): 41–60.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1989а. Тексты о музыке , вып. 5, под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера . Документы ДюМон. Кельн: Книжное издательство DuMont. ISBN   3-7701-2249-6 .
  • Штокхаузен, Карлхайнц и Джером Коль . 1985. «Штокхаузен в опере». « Перспективы новой музыки » 23, вып. 2 (Весна-Лето): 24–39.
  • Топ, Ричард . 2005. Шесть лекций со Штокхаузенских курсов Кюртен 2002 . Кюртен: Издательство Штокхаузен. ISBN   3-00-016185-6 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Анон. 1984. «Аплодисменты в Паласпорте в Милане новой опере Штокхаузена». Il Messaggero (воскресенье, 27 мая).
  • Арруга, Лоренцо. 1984. «Этот огромный, сенсационный и почти бесполезный Штокхаузен». Il Secolo XIX (воскресенье, 27 мая).
  • Бигурдан, Дэмиен. 2019. «Изгнание и погибель». В Карлхайнце Штокхаузене: Samstag aus Licht , сборник программ парижской премьеры, 10–11. Париж: IRCAM – Центр Помпиду, Балкон, Город музыки – Парижская филармония.
  • Бро, Мари-Элен. 2008. «Тембр флейты и характер кота в «СУББОТЕ из СВЕТА» Карлхайнца Штокхаузена». В память о Штокхаузене под редакцией Сюзанны Стивенс и Катинки Пасвеер , 31–44. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN   978-3-00-023528-3 .
  • Каваллотти, Энрико. 1984. « Суббота : это нечто большее, чем день недели. Il Tempo (воскресенье, 27 мая).
  • Курир, Дуилио. 1984. «Большая игра Штокхаузена с дьяволом». Corriere della Sera (воскресенье, 27 мая).
  • Коэн-Левинас, Даниэль . 1996. «Лирические формы ХХ века: трещина и утопия Gesamtkunstwerk » . Мусургия 3, нет. 1 (Файлы бакалавриата, 1996 г.): 85–103.
  • Дирмейкис, Пол . 1999. Дыхание времени: Quodlibet для Карлхайнца Штокхаузена . [Ла Сейн-сюр-Мер]: Éditions Telo Martius. ISBN   2-905023-37-6 .
  • Выходи, Агнешка. 2012. «Прощание Люцифера с субботы от света : Штокхаузен и итальянское дело». Междисциплинарные исследования в музыковедении 12: 150–161.
  • Дрю, Джозеф. 2014. «Майкл из света: исследование характера героя Карлхайнца Штокхаузена». доктор философии дисс. Нью-Йорк: Нью-Йоркский университет.
  • Феррари, Луиджи. 1984. «Самстаг, День Люцифера». В Штокхаузене: Samstag aus Licht (Суббота светом) , под редакцией Луиджи Феррари, 38–41. Сезон 1983/84. Милан: Театр Ла Скала.
  • Фризиус, Рудольф. 2013. Карлхайнц Штокхаузен III: Рабочие циклы 1977–2007 гг . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music. ISBN   978-3-7957-0772-9 .
  • Готтарди, Роберта. 2004. « Rechter Augenbrauentanz (Танец правой брови)». Кларнет 31, вып. 4 (сентябрь): 52–55.
  • Хантер, Марк. 1985. «Последняя работа Штокхаузена: Музыкальная книга мертвых ». Интернэшнл Геральд Трибьюн (15 мая). Сокращенная перепечатка в Stockhausen 70: Das Programmbuch Köln 1998 , под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , 155–156. Сигналы из Кельна: вклад в музыку того времени 1. Саарбрюккен: PFAU-Verlag, 1998. ISBN   3-89727-047-1 .
  • Кейман, Гаспар. 2019. «Ход времени, ключ Лихта». В Карлхайнце Штокхаузене: Samstag aus Licht , сборник программ парижской премьеры, 7–9. Париж: IRCAM – Центр Помпиду, Балкон, Город музыки – Парижская филармония.
  • Коль, Джером . 1983–84а. «Эволюция макро- и микровременных отношений в современной музыке Штокхаузена». Перспективы новой музыки 22, вып. 1 и 2: 147–185.
  • Коль, Джером. 1983–84б. «Штокхаузен в Ла Скала: Semper idem sed non eodem modo». Перспективы новой музыки 22, вып. 1 и 2: 483–501.
  • Коль, Джером. Штокхаузена 1990. «На среднем плане: синтаксис формул в Licht ». Перспективы новой музыки 28, вып. 2 (лето): 262–291.
  • Коль, Джером. 1993. «Время и свет ». Обзор современной музыки 7, вып. 2:203–219.
  • Курц, Майкл. 1992. Штокхаузен: Биография в переводе Ричарда Тупа . Лондон и Бостон: Фабер и Фабер. ISBN   0-571-14323-7 (ткань) ISBN   0-571-17146-X (пбк).
  • Макони, Робин . 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: The Scarecrow Press. ISBN   0-8108-5356-6 .
  • Макони, Робин. 2010. «Лицом к музыке: Волшебник страны Оз Штокхаузена». Темп 64, нет. 251: 2–7.
  • Макони, Робин. 2012. Авангард: Американская одиссея от Гертруды Стайн до Пьера Булеза . Лэнхэм, Мэриленд; Торонто; Плимут (Великобритания): Scarecrow Press. ISBN   978-0-8108-8312-3 .
  • Мид, Филип. 1989. « Сон Люцифера как концертное произведение: подготовка, исполнение и запись тринадцатой фортепианной пьесы Штокхаузена», « Идеи и производство » , вып. 11:87–89. ISSN   0264-4940 .
  • Мессинис, Марио. 1984. «Музыка всегда побеждает: мировая премьера оперы Штокхаузена « Сабато да Люче» в Паласпорте в Милане». Il Gazzettino (воскресенье, 27 мая).
  • Мила, Массимо. 1984. «Мировая премьера Штокхаузена в Милане: Люцифер в Паласпорте». Ла Стампа 118, вып. 125 (27 мая): 3.
  • Минарди, Джан Паоло. 1984. «Музыка изгоняет смерть: шоу в Палаццо делло Спорт было подписано Лукой Ронкони». Gazzetta di Parma (воскресенье, 27 мая).
  • Ольшлегель, Рейнхард. 1984. «Хорошо сформулированная дьявольская музыка: В субботу Карлхайнца Штокхаузена от света ». MusicTexts: Журнал новой музыки , № 5:50–52.
  • Ригони, Майкл. 2001. «Сон Люцифера», Карлхайнц Штокхаузен . След молчания. [Париж]: М. де Моль. ISBN   978-2-87623-103-0 .
  • Шрайбер, Вольфганг. 1984. «Музыка грядущих времен: премьера « Субботы из света » Карлхайнца Штокхаузена в Милане». Süddeutsche Zeitung (30–31 мая). Перепечатано в Stockhausen 70: The Cologne Program Book 1998 , под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , 152–155. Сигналы из Кельна: вклад в музыку того времени 1. Саарбрюккен: PFAU-Verlag, 1998. ISBN   3-89727-047-1 .
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1989б. Тексты о музыке , тт. 6, под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера. Документы ДюМон. Кельн: Книжное издательство DuMont. ISBN   3-7701-2249-6 .
  • Паппини, Маурицио. 1984. «Кокосовый Люцифер». Il Giornale (воскресенье, 27 мая).
  • Парсонс, Ян Лоуренс. 2019. «Феноменология света : интерпретация оперного цикла Штокхаузена на основе четверичного и лакановского психоанализа Хайдеггера». доктор философии дисс. Мельбурн: Университет Монаша.
  • Паскаль, Максим. 2019. «Церемония невидимого». В Карлхайнце Штокхаузене: Samstag aus Licht , сборник программ парижской премьеры, 9–10. Париж: IRCAM – Центр Помпиду, Балкон, Город музыки – Парижская филармония.
  • Росси, Луиджи. 1984. « Самстаг : бесконечная работа Штокхаузена над Люцифером вчера в Паласпорте для Ла Скала». Ночь (суббота, 26 мая).
  • {Сарачино, Энрико. 1984. «Вот и день Люцифера». Аввенире (воскресенье, 27 мая).
  • Спини, Даниэле. 1984. «Гимн Люциферу: Штокхаузен, акт второй». Нация (воскресенье, 27 мая).
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1998. «Свобода – Новое – Духовное». Новый музыкальный журнал 159, № 4 (июль – август): 18–25.
  • Тедески, Рубенс. 1984. «Суббота от Люцифера». L'Unità (воскресенье, 27 мая).
  • Время, Клаудио. 1984. «Когда Люцифер теряет стойкость». Il Secolo XIX (воскресенье, 27 мая).
  • Топ, Ричард . цикл Штокхаузена 2003. «Излучение света: световой за пределами оперного театра». Новый музыкальный журнал 164, № 4 (июль – август): 38–41.
  • Туп, Ричард. 2008. « Samstag aus Licht («Суббота из света»)». Grove Music Online : Оперный словарь New Grove (обновлено 15 июля) (доступ по подписке) (по состоянию на 17 апреля 2013 г.).
  • Ульрих, Томас. Штокхаузена 2004. «Мораль и сверхмораль в свете ». На Международном симпозиуме Штокхаузена 2000: СВЕТ. Музыковедческий институт Кёльнского университета, 19–22 октября 2000 г. Отчет о конференции под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , 74–88. Мюнстер: Лит-Верлаг. ISBN   3-8258-7944-5 .
  • Ульрих, Томас. 2008. «Записки о Люцифере». В память о Штокхаузене под редакцией Сюзанны Стивенс и Катинки Пасвеер , 202–11. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN   978-3-00-023528-3 .
  • Ульрих, Томас. 2012а. «Люцифер и мораль в оперном цикле Штокхаузена Licht » в переводе Джерома Коля . Перспективы новой музыки 50, вып. 1 и 2 (зима – лето): 313–341.
  • Ульрих, Томас. 2012б. Штокхаузен: Богословская интерпретация в переводе Джейн Обст. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN   978-3-9815317-0-1 .
  • Ульрих, Томас. 2017. Цикл Штокхаузена СВЕТ: Оперный гид . Кельн, Веймар и Вена: Бёлау Верлаг. ISBN   978-3-412-50577-6 .
  • Сурлетти, Микеланджело. 1984. «Здесь лежит Люцифер: и на бороде сидит публика». La Repubblica (воскресенье, 27 мая).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 631e5be25f9309b1ef4a2e1652804a85__1718247060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/63/85/631e5be25f9309b1ef4a2e1652804a85.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Samstag aus Licht - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)