Конкретное исследование
Konkrete Etüde (Конкретный этюд) — самое раннее электроакустическое музыкальное произведение Карлхайнца Штокхаузена , написанное в 1952 году и продолжающееся всего три с четвертью минуты. Композитор ретроспективно дал ей номер» 1 ⁄ 5 " в его каталоге работ.
История
[ редактировать ]В январе 1952 года Штокхаузен поехал в Париж, чтобы учиться у Оливье Мессиана , а к марту познакомился с такими композиторами, как Пьер Булез , Жан Барраке и Мишель Филиппо , которые работали с конкретной музыкой в клубе Пьера Шеффера Club d'Essai . Начиная с ноября Штокхаузен смог работать в студии, но только записывал и каталогизировал естественные звуки, в основном ударных инструментов. Наконец в декабре Штокхаузену разрешили сделать свою собственную пьесу. Используя звуки, записанные с подготовленного фортепиано , он разрезал ленту на короткие куски, склеил их вместе и наложил результаты. [ 1 ] Это включало в себя взятие сегмента атаки каждого звука и его повторение для получения относительно постоянного звука. [ 2 ] Затем результат был транспонирован с помощью транспозиционной машины, называемой фоногеном . [ 3 ] Весь процесс был завершен за двенадцать дней и завершился 15 декабря 1952 года. [ 4 ] Это было первое произведение нефранцузского композитора, написанное в парижской студии. [ 5 ] Еще до завершения произведения Штокхаузен разочаровался в конкретной музыке . [ 6 ] а в письме Анри Пуссёру, написанном всего несколько месяцев спустя, Штокхаузен охарактеризовал Этюд как «отрицательный результат». [ 7 ]
, долгое время считавшаяся утерянной Запись с Этюдом , согласно одному источнику, была заново открыта Рудольфом Фризиусом; [ 8 ] по другой, ее нашел сам композитор «в куче старых кассет». [ 9 ] Даже после повторного открытия Штокхаузен не разрешил публикацию работы до 1992 года. [ 10 ]
Есть отсылки к другому, более раннему и, возможно, нереализованному проекту конкретной музыки , Studie über einen Ton (Исследование одного звука), состоящему из двух частей. [ 11 ] Однако то же самое название, только на французском языке — Étude sur un seul son — было использовано Булезом для первого из двух его конкретных этюдов , реализованных в 1951 году. Пьер Шеффер в интервью, взятом много лет спустя, ссылается на оба из этих произведений под тем же названием, и напомнил, что лента Штокхаузена « Этюд одного звука» имела длину всего около 50 сантиметров и длилась менее одной секунды. 76,2 см/с. [ 12 ] Ситуация еще больше осложняется записью в опубликованном каталоге студии Шеффера Répertoire Acousmatique 1948–1980 , в которой последняя постановка 1952 года названа произведением Штокхаузена продолжительностью всего 1 минуту 13 секунд и названа « Этюд «aux mille collants»» (Étude из тысячи сращиваний). [ 13 ] Штокхаузен также упоминает о неудачной первой попытке реализовать Этюд :
Уже услышав два синхронных слоя, а тем более услышав три-четыре слоя, я становился все более бледным и беспомощным: я представлял себе совсем другое! На следующий день волшебство безудержно продолжалось: я менял серию, выбирал другие последовательности, обрезал другую длину, соединял разные прогрессии и снова надеялся на чудо со звуком. [ 14 ]
Анализ
[ редактировать ]Штокхаузен построил произведение на квадрате с цифрами шесть на шесть: [ 15 ]
5 | 3 | 4 | 1 | 6 | 2 |
3 | 1 | 2 | 5 | 4 | 6 |
4 | 2 | 3 | 6 | 5 | 1 |
1 | 5 | 6 | 3 | 2 | 4 |
6 | 4 | 5 | 2 | 1 | 3 |
2 | 6 | 1 | 4 | 3 | 5 |
Каждая строка квадрата представляет собой транспозицию на последовательные члены исходной строки. [ 16 ] Длительность основана на делениях единиц длины ленты по 216 см, что составляет примерно три секунды, но является удобным числом для подсчета делений, поскольку 2 3 × 3 3 = 216. [ 15 ]
Каждому разделу присвоено количество звуков от одного до шести. После того, как количество звуков определено, распределение звуков внутри каждого раздела определяется набором того, что Штокхаузен назвал «модами». Звуки могут начинаться или заканчиваться вместе, продолжительность и высота звука могут быть связаны (чем выше, тем короче) или нет, а последовательные звуки могут предшествовать или следовать за паузой, создавая шесть различных режимов, которыми можно управлять в соответствии с одним и тем же числовым квадратом. Эти лады должны были доминировать в произведениях Штокхаузена в течение следующих нескольких лет в таких композициях, как Kontra-Punkte , Studie I и Studie II . [ 17 ]
Дискография
[ редактировать ]- Штокхаузен, Карлхайнц. Электронная музыка 1952–1960 гг . Этюд , Этюд I , Этюд II , Песня юношей , Контакты . Stockhausen Complete Edition, компакт-диск 3. Kürten: Stockhausen-Verlag, 1992.
- Карлхайнц Штокхаузен, Пьер Булез: Новые направления в музыке . Эль Рекордс ACMEM193CD. Штокхаузен, Konkrete Etüde (1952), Zeitmaße (1955–56), Klavierstück XI (1956, четыре версии, Давид Тюдор , фортепиано); Булез, «Марто без мэтра» . Лондон: Él совместно с Cherry Red Records, 2010.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Туп 1976 , 295–296.
- ^ Туп 1979 , 387.
- ^ Штокхаузен 1992 , 5, 95.
- ^ Блюмрёдер 1993 , 92.
- ^ Фризиус 2008 , 61.
- ^ Туп 1979 , 388.
- ^ Туп 1976 , 297.
- ^ Курц 1992 , 56.
- ^ Штокхаузен 1992 , 7, 97.
- ^ Фризиус 2008 , 64.
- ^ Курц 1992 , 56, 261.
- ^ Курц 1986 , 16–17.
- ^ Фризиус 2008 , 61–62.
- ^ Штокхаузен 1992 , 7 и 97.
- ^ Jump up to: а б Туп 1976 , 298.
- ^ Туп 1981 , 158.
- ^ Туп 1976 , 300.
Источники
- Блюмредер, Кристоф фон . 1993. Основание музыки Карлхайнца Штокхаузена . Дополнения к Архиву музыковедения 32, серия под редакцией Ганса Генриха Эггебрехта совместно с Рейнхольдом Бринкманном , Людвигом Финшером , Куртом фон Фишером , Вольфгангом Остхоффом и Альбрехтом Ритмюллером . Штутгарт: Франц Штайнер Верлаг. ISBN 3-515-05696-3 .
- Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Работы 1950–1977; Беседа с Карлхайнцем Штокхаузеном: «Дела идут на поправку» . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music International. ISBN 978-3-7957-0249-6 .
- Курц, Майкл. 1986. «Интервью с Пьером Шеффером (Париж, 25 апреля 1984 г.)». Журнал музыкального образования 11, № 33 (январь): 5–21.
- Курц, Майкл. 1992. Штокхаузен: Биография в переводе Ричарда Тупа . Лондон и Бостон: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-14323-7 (ткань); ISBN 0-571-17146-X (пбк).
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1992. «Этюд (1952): Конкретная музыка». Буклет Карлхайнца Штокхаузена: Электронная музыка , 5–7 (немецкий) и 95–100 (английский). Stockhausen Complete Edition, компакт-диск 3. Kürten: Stockhausen-Verlag.
- Туп, Ричард . Штокхаузена 1976. « Конкретное исследование ». Музыкальное обозрение 37, вып. 4 (ноябрь): 295–300.
- Туп, Ричард. 1979. «Штокхаузен и синусоидальная волна: история неоднозначной взаимосвязи». Музыкальный ежеквартальный журнал 65, вып. 3 (июль): 379–91.
- Туп, Ричард. 1981. «Электронные произведения Штокхаузена: эскизы и рабочие листы 1952–1967 годов». Интерфейс 10:149–197.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ассис, Густаво Оливейра Альфе. 2011. В поисках звука: Музыка Карлхайнца Штокхаузена 1950-х годов . Сан-Паулу: Редакция UNESP. ISBN 978-85-393-0207-9 .
- Декрупе, Паскаль и Елена Унгехойер. 1994. «Карел Гойвартс и музыка из сериалов». Revue Belge de Musicologie 48:95–118.
- Макони, Робин . 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: Scarecrow Press. ISBN 0-8108-5356-6 .
- Квантум, Мартен. 2016. «О временной организации ранних групповых сочинений Карлхайнца Штокхаузена ( Конкретный этюд и фортепианная пьеса I )». В «Музыкальном наследии Карлхайнца Штокхаузена: взгляд назад и вперед » под редакцией М. Дж. Гранта и Имке Миш, 35–51. Хофхайм: Волке Верлаг. ISBN 978-3-95593-068-4 .