Jump to content

Спираль (Штокхаузен)

Штокхаузен (сзади, в центре) на фестивале искусств в Ширазе , сентябрь 1972 года, с несколькими исполнителями Expo 70: на переднем плане: П. Этвос , Д. фон Биль, Г. Роденс, В. Фромме, Х. Альбрехт; второй ряд, второй слева: Х.-А. Биллиг; крайний справа: К. Каскел . Также на фотографии, но не принимавший участия в выступлениях Spiral на выставке Expo 70 , слева, рядом с композитором, стоит звукорежиссер Фолькер Мюллер.

Спираль (Spiral [прилаг.], Spirally), для солиста с коротковолновым приемником , — композиция Карлхайнца Штокхаузена , написанная в 1968 году. В каталоге произведений композитора она находится под номером 27.

Концепция

[ редактировать ]

«Спираль» — одна из серии работ 1960-х годов, которые Штокхаузен назвал « процессными » композициями. Эти произведения, по сути, отделяют «форму» от «содержания», предоставляя исполнителям ряд знаков трансформации, которые следует применять к материалу, которые могут значительно меняться от одного исполнения к другому. В «Спирали» и трех сопутствующих произведениях ( «Курцвеллен» для шести исполнителей, «Полюс» для двоих и «Экспо» для троих) этот материал черпается спонтанно во время выступления из коротковолновых радиопередач . [1] Процессы, обозначаемые прежде всего знаками плюс, минус и равенство, составляют композицию и, несмотря на непредсказуемость материалов, эти процессы от одного исполнения к другому можно услышать как «одинаковые». [2]

Немецкий павильон на Экспо-70, где в 1970 году «Спираль» исполнялась 1300 раз, в сферическом зале (вне поля зрения справа)

«Спираль» была написана в Мэдисоне, штат Коннектикут, в сентябре 1968 года, а премьера состоялась 15 мая 1969 года на Музыкальной биеннале в Загребе с гобоистом Хайнцем Холлигером в качестве солиста. [3] Холлигер исполнил ее впоследствии в Сен-Поль-де-Вансе , [4] и 10 июля 1969 года на музыкальном фестивале в Челтнеме . [5] С 14 марта по 14 сентября 1970 года Spiral 1300 раз исполнялась на выставке Expo '70 в Осаке, Япония, в ежедневных выступлениях двадцати разных музыкантов, включая композитора. Партитура посвящена остальным девятнадцати: шести певцам Collegium Vocale Köln (Дагмар Апель, Габи Роденс, Хельга Альбрехт, Вольфганг Фромме, Зигфрид Бернхофт и Ханс Альдерих Биллиг) и инструменталистам Дэвиду К. Джонсону (флейта с синтезатором). , Михаэль Веттер (электрический блокфлейта), Эдвард Тарр (труба), Карлхайнц Бёттнер (электрогитара), Кристоф Каскел и Михаэль Ранта (ударные), Рольф Гельхаар (тамтам), Харальд Боже [ де ] (электрониум и фортепиано), Петер Этвос ( 55-аккорд и фортепиано), Жерар Фреми и Алоис Контарски (фортепиано), Йоханнес Фрич (электрический альт) и Месиас Майгуашка (звукорежиссер). [3]

Структура и техника

[ редактировать ]
Приемник Греца Паджино, 1969 год.

Спираль состоит из последовательности из 206 событий, сгруппированных в десять секций, разделенных в партитуре волнистыми чертами. Штокхаузен объяснил, что в подобных произведениях «первым шагом всегда является имитация чего-либо, а следующим шагом является преобразование того, что вы можете имитировать». [6] Первое событие реализуется с помощью коротковолнового приемника и инструмента/голоса вместе. Последующие мероприятия свободно чередуют исполнение по радио, на инструменте или голосе, а также их сочетание, однако следует стремиться к балансу между мероприятиями со звуками радио и без них. [7]

Каждый знак «плюс», «минус» или «равно» указывает на то, что при повторении события исполнитель должен увеличить, уменьшить или сохранить тот же уровень в одном из четырех музыкальных измерений (или «параметров»): общая продолжительность события, число внутренних подразделений, динамического уровня или регистра/диапазона высоты тона. Исполнитель сам решает, на какое из этих измерений следует повлиять, за исключением того, что вертикально расположенные знаки должны применяться к разным параметрам. [7] Несмотря на эту неопределенность , большое количество знаков плюс (например) приведет к тому, что последовательные события станут длиннее, более четко подразделенными, громче и либо выше, либо шире по диапазону; большое количество знаков минус даст обратный эффект. [2] К знакам, ранее использовавшимся в Процессионе и Курцвеллене , Штокхаузен добавляет с десяток новых. Особенно важным является «знак спирали», состоящий из столбца различных комбинаций четырех или пяти знаков плюс или минус, заключенных в скобки повторяющимися знаками. По этому знаку исполнитель должен несколько раз повторить предыдущее событие, каждый раз транспонируя его по всем параметрам, и попытаться выйти не только за предыдущие пределы, достигнутые в произведении, но и выйти за пределы самого инструмента/голоса. При этом исполнителю предлагается использовать визуальные и театральные возможности. [8] Поскольку всего «спиральных» знаков всего семь, не в каждом разделе есть один из них. [4] Спираль обычно не исполняется полностью: исполнитель может закончить версию на любой из волнистых тактовых линий, а затем следующее исполнение должно возобновиться с того места, на котором остановилось предыдущее. С другой стороны, конец партитуры помечен « да капо », так что, если выбранная отправная точка приведет к тому, что конец будет достигнут слишком рано, исполнитель может продолжить снова с начала. Большинство выступлений длятся от пятнадцати до двадцати пяти минут, и Штокхаузен не давал разрешения на полноценную версию, пока Михаэль Веттер не убедил его разрешить такую ​​вещь. [9] Первое полноценное исполнение было реализовано Майклом Веттером и записано 22 ноября 1995 года в студии Ballhorn Tonstudio в Одентале. [10]

Дискография

[ редактировать ]
  • Карлхайнц Штокхаузен, Сильвано Буссотти . Спираль для одного игрока и короткие волны (1968 г.); Рара (dolce) для блокфлейты (версия для дуэта) (1966). Майкл Веттер , голос, усиленный альтовый магнитофон, коротковолновое радио. Карманная дискотека Wergo 20 века. 7-дюймовая пластинка. Wergo WER 325. Баден-Баден: Wergo Schall Platten GmbH, [1969]. Переизданный 12-дюймовый LP Spiral (с двумя версиями Cycle ). WERGO Hörzu Black Label [ de ] SHZW 903BL.
  • Хайнц Холлигер (гобой и коротковолновое радио; Штокхаузен, звукорежиссура). С Холлигером: Зибенгесанг . ДГ ЛП. ДГ 2561 109.
  • Штокхаузен: Спираль (версия для электрохордов), Вах (из 17 текстов интуитивной музыки для грядущих времен ), Спираль (версия для электрония), Япония (из 17 текстов интуитивной музыки для грядущих времен ), Полюс (версия для электрония и электрохорда) ). Харальд Боже (электроний, коротковолновое радио, японская гравюра на дереве); Петер Этвос (электрокорд, шалмаи, японская бамбуковая флейта, коротковолновое радио); Кристоф Каскел (ударные); Карлхайнц Штокхаузен (звукорежиссер). (Записано 8–10 декабря 1971 года, студия № 2, Эбби-Роуд, Лондон.) Набор EMI из 2 пластинок. ЭМИ Электрола C165-02 313/314. Кёльн: The Gramophone Company Ltd., EMI Electrola GmbH, 1973. Переиздано с дополнительным материалом ( Цикл для перкуссиониста, Тристан Фрай , перкуссия; Tierkreis для трубы и органа, и In Friendship для трубы, Маркус Штокхаузен , труба, Маргарета Хюрхольц [ de ] , орган). Комплект из 2 компакт-дисков. EMI Classics 6 95598 2. [Np]: EMI Records, 2009.
  • Bojé и Eötvös (версии, отличные от набора EMI). Спираль (2 варианта); Поляки . Петер Этвос, Харальд Бойе, Карлхайнц Штокхаузен. (Записано 18 апреля 1971 года в WDR, Кельн.) Компакт-диск 15 Stockhausen Complete Edition. Kürten: Stockhausen-Verlag, 1994.
  • Кнут Зенстевольд играет Штокхаузена . ( «Соло» , «В дружбе» , «Спираль » и «Зодиак» .) Кнут Зёнстевольд [ св ] (фагот); Кина Сёнстеволд (фортепиано, в Зодиаке ). компакт-диск. Nosag CD 042. Худдинге, Швеция: Nosag Records, 2000.
  • Органический гобой . Джозеф Челли (гобой, английский рожок, коротковолновый приемник, голос, казу, педаль вау-вау и различные вспомогательные звукорежиссеры). С Челли, Скай: S вместо J ; Эллиот Шварц , Расширенный гобой ; Малкольм Гольдштейн , Призыв фокуса . ЛП. OO Records 1. Хартфорд, Коннектикут: Organic Oboe, Inc., 1978. Переиздано на компакт-диске. ОО Диски №1. [np]: OO Disc Inc., 1991.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. Спираль (1968) для солиста . Эберхард Блюм [ де ] (флейта, голос и коротковолновый приемник). (4 версии). компакт-диск. HatART CD 6132. Тервиль: Hat Hut Records, 1993.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. Соло (2 версии) — Спираль . Кэти Милликен (голос, гобой, диджериду ), в «Спирали» ; Дитмар Виснер (флейта) и Саймон Штокхаузен (синтезатор), каждый в одной версии Solo . Полное издание Штокхаузена, компакт-диск 45. Кюртен: Штокхаузен-Врлаг, 1995.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. Спиральная, цельная версия . Майкл Веттер, голосовой и коротковолновый приемник. Комплект из 2 компакт-дисков. Штокхаузен, полное издание, компакт-диск 46 A–B. Кюртен: Штокхаузен-Верлаг, 1996.
  • Warp Works и мастера двадцатого века . Клайв Уильямсон; Рольф Хинд; Клио Гулд; Саймон Харам; Юрьен Хемпель; Стефан Эсбери; Афекс Твин.; Конлон Нанкарроу; Джон Кейдж; Стив Райх; Скверпушер (музыкант); Карлхайнц Штокхаузен; Эдгар Варез ; Дьёрдь Лигети . 2006, 2003. Набор из 2 компакт-дисков. ВАРПКД144; [Sl]: Деформация,

Цитируемые источники

[ редактировать ]
  • Котт, Джонатан. 1973. Штокхаузен: Беседы с композитором . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN   0-671-21495-0 .
  • Коль, Джером . 1981. «Последовательные и несерийные техники в музыке Карлхайнца Штокхаузена 1962–1968 годов». Кандидатская дисс. Сиэтл: Вашингтонский университет.
  • Коль, Джером. 2010. «Дитя эпохи радио». В Cut & Splice: Transmission под редакцией Даниэлы Касчеллы и Люсии Фаринати, 135–139. Лондон: Звук и музыка. ISBN   978-1-907378-03-4 .
  • Сэди, Стэнли . 1969. «Насмешки и аплодисменты Штокхаузену». «Таймс» (11 июля): 14.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1971. " Спираль для солиста (1968)". В своих текстах о музыке 3 под редакцией Дитера Шнебеля , 135–141. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг. ISBN   3-7701-0493-5 .
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1973. № 27 Спираль для солиста . (оценка) UE 14957. Вена: Универсальное издание.
  • Штокхаузен, Карлхайнц и Михаэль Веттер . 1996. "СПИРАЛЬ (1968) для солиста с коротковолновым приемником". Буклет, прилагаемый к Штокхаузену: спираль, интегральная версия . Майкл Веттер, речевой и коротковолновый приемник. Комплект из 2 компакт-дисков. Штокхаузен, полное издание, компакт-диск 46 A–B. Кюртен: Штокхаузен-Верлаг, 1996.
  • Двоюродный брат Майкл . 2000. «Карлхайнц Штокхаузен: Спираль для солиста с коротковолновым приемником - об интерпретации произведения», в транскрипции Хеннинга Мерсена. В композиции и музыкознании в диалоге. I (1997–1998) , под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , 95–113. Сигналы из Кельна 3. Саарбрюккен: Пфау-Верлаг, ISBN   3-89727-049-8 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кастанье, Пьер Альбер. 1998. «Спиральное пространство в современной музыке». В космосе: Музыка/философия , под редакцией Жана-Марка Шувеля и Макиса Соломоса , 85–103. Музыка и музыковедение: Диалоги. Париж: L'Harmattan. ISBN   2-7384-6593-5 .
  • Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Работы 1950–1977; Беседа с Карлхайнцем Штокхаузеном: «Дела идут на поправку» . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music International. ISBN   978-3-7957-0249-6 .
  • Фрич, Джон . 1979. «Планирование процессов». В импровизации и новой музыке. Восемь документов конгресса под редакцией Райнхольда Бринкманна , 108–117. Публикации Института новой музыки и музыкального образования Дармштадта 20. Майнц: Schott Musik International.
  • Фрич, Йоханнес и Ричард Туп . 2008. «Попытка пересечь границу... Йоханнес Фрич в разговоре о практике исполнения произведений Карлхайнца Штокхаузена». MusikTexte [ de ] : Журнал новой музыки , № 116 (февраль): 31–40.
  • Гейзен, Франс . 1977. «Спиральная идея Штокхаузена и других композиторов». Адем: Ежеквартальный журнал музыкальной культуры 13, № 3: 130–133.
  • Харви, Джонатан . 1975. Музыка Штокхаузена: Введение . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN   0-520-02311-0 .
  • Хоп, Винрич. 1998. Короткие волны Карлхайнца Штокхаузена: концепция и музыкальный поэзис . Кельнские сочинения о новой музыке 6. С записью на компакт-диск. Майнц и Нью-Йорк: Шотт. ISBN   3-7957-1895-3 .
  • Курц, Майкл. 1992. Штокхаузен: Биография в переводе Ричарда Тупа . Лондон: Фабер и Фабер.
  • Макони, Робин . 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: The Scarecrow Press. ISBN   0-8108-5356-6 .
  • Пейшиньо, Хорхе . 1972. «Штокхаузен в Париже». Коллоквиум-искусство: Журнал изобразительного искусства, музыки и балета 2, вып. 6 (февраль): 53–54.
  • Пёрс, Джилл . 1973. «Спираль в музыке Карлхайнца Штокхаузена». Основные течения современной мысли 30, вып. 1 (сентябрь – октябрь). Взято из сборника Wie spielt man Stockhausen? Вена: Универсальное издание. Французская версия, как «La Spirale dans la musique de Stockhausen». Musique en jeu (Forum de Musique Contemporaine) , вып. 1 (15 сентября 1974 г.): 7–23.
  • Ригони, Мишель. 1998. Штокхаузен: ... корабль, запущенный в небо , второе издание, переработанное, исправленное и дополненное. Лиллебонн: издания Millénaire III. ISBN   2-911906-02-0 .
  • Шатт, Питер В. 1991. «Процесс обучения как произведение искусства: спираль Карлхайнца Штокхаузена ». Архив музыковедения 48, вып. 4: 300–311.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 2009. Композиционные основы новой музыки: шесть семинаров для летних курсов в Дармштадте 1970 , под редакцией Имке Миш. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN   978-3-00-027313-1 .
  • Вернер, Карл Генрих [ де ] . 1973. Штокхаузен: Жизнь и работа в переводе Билла Хопкинса . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN   0520021436 , 9780520021433
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 46f8bd7a741ed78b46b70cab1fa2cf3c__1686476880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/46/3c/46f8bd7a741ed78b46b70cab1fa2cf3c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Spiral (Stockhausen) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)