Микрофон (Штокхаузен)

Микрофония — это название, которое Карлхайнц Штокхаузен дал двум своим композициям, написанным в 1964 и 1965 годах, в которых «обычно неслышимые вибрации… становятся слышимыми благодаря активному процессу обнаружения звука (сравнимому с аускультацией тела врачом). ); микрофон активно используется как музыкальный инструмент, в отличие от его прежней пассивной функции максимально точного воспроизведения звуков». [1]
Вместе с непосредственно предшествующей работой Штокхаузена Mixtur для пяти оркестровых групп, четырех генераторов синусоидальных волн, четырех кольцевых модуляторов они образуют триптих живых электронных произведений , где электронные преобразования совершаются во время исполнения (в отличие от электронной музыки студийного производства). на пленке). Подобно группе из трех произведений композитора предыдущего десятилетия, Gruppen , Zeitmaße и Gesang der Jünglinge , здесь есть по одному произведению для оркестровых, камерных и вокальных партий.
Вывод термина
[ редактировать ]Штокхаузен использует здесь термин «микрофония» как слуховой аналог « микроскопии » в оптической области. То есть микрофон используется в исследовательских целях, чтобы сделать заметными «объекты, обычно находящиеся вне нашего внимания, но также и для своего рода точной прихоти... как один из микронавтов в фильме « Фантастическое путешествие ». ( Запись в OED «микроскопия», со ссылкой на London Review of Books , 26 марта 1992 г.)
Я искал способы гибкой композиции, а также процесс записи с микрофона. Микрофон... должен был бы стать музыкальным инструментом и, с другой стороны, посредством манипуляций с ним влиять на все характеристики звуков. Иными словами, он должен был бы участвовать в формировании высоты звука — по составленным указаниям — гармонически и мелодически, а также ритма, динамического уровня, тембра и пространственной проекции звуков. [2]
Микрофон I
[ редактировать ]
Микрофония I (Рабочий номер 15), для тамтам , 2 микрофонов , 2 фильтров и контроллеров, является примером моментной формы , поливалентной формы , переменной формы и композиции процесса . Он состоит из 33 структурных единиц, или «моментов», которые можно упорядочить по-разному в соответствии со «схемой соединения», определяющей отношения между последовательными моментами посредством комбинации трех элементов, по одному из каждой из следующих групп. : (1) похожие, разные или противоположные; (2) поддерживающий, нейтральный или разрушающий; (3) возрастающая, постоянная или убывающая. [3]
В «Микрофонии I» два перкуссиониста играют на большом там-таме с помощью различных инструментов. Другая пара игроков использует ручные микрофоны для усиления тонких деталей и шумов, изменяя звук посредством быстрых (и точно рассчитанных) движений. Два последних исполнителя, сидя в зале, применяют к выходам микрофонов резонансные полосовые фильтры и распределяют полученные звуки на квадрофоническую акустическую систему. [4]
Произведение было составлено по результатам эксперимента, проведенного композитором и Яапом Спеком в августе 1964 года:
я купил себе большой тамтам Для своей композиции MOMENTE и установил его у себя в саду. Теперь я провел несколько экспериментов, возбуждая тамтам множеством разнообразных предметов – из стекла, картона, металла, дерева, резины, пластика – которые я собрал со всего дома, и подключил микрофон (с сильной направленной чувствительностью), который держал в руках. в моей руке и переместился к электрическому фильтру, выходной сигнал которого шел на потенциометр, а затем был слышен через громкоговоритель. Мой коллега Спек был дома и менял настройки фильтров и динамические уровни, импровизируя. При этом мы записывали результат на пленку. Магнитофонная запись этого первого эксперимента с микрофоном была для меня открытием величайшей важности. Мы не договорились о том, что будет делать другой; Я пользовался некоторыми инструментами, оказавшимися под рукой, по настроению, и в то же время прощупывал поверхность тамтама микрофоном, как врач прощупывает тело стетоскопом; Спек также спонтанно реагировал на то, что он слышал в результате нашей совместной деятельности. (предисловие к партитуре Микрофон I , с. 9)
После того, как первоначальная попытка записать действия и орудия оказалась непрактично сложной, Штокхаузен решил классифицировать звуки в соответствии с их воспринимаемыми качествами: «стон», «трубный звук», «жужжание», «уханье», «рев», «скрежет» и т. д. «стрекотание», «плач», «пиление», «звенение», «задыхание», «карканье», «цоканье», «фырканье», «стрекотание», «шипение», «кряхтение», «хруст», «звяканье» «, «тромбонирование», «скребение» и т. д. в шкале из 36 ступеней от самых темных и низких звуков до самых ярких и высоких. [5] Благодаря такому акценту на субъективно воспринимаемые качества «впервые был открыт перцептивный эквивалент полностью организованной структуры, и особенно важно, что это было сделано очень простыми средствами. Такое успешное слияние абстрактной теории и выражения делает микрофонию I произведение исключительной важности». [6]
«Кто-то спросил, должен ли это быть там-там? Я сказал нет, я могу себе представить, что партитура используется для музыкального изучения старого «Фольксвагена» , чтобы зайти в старую вещь, стучать по ней, царапать ее и делать с ней всякие вещи. и сыграйте MIKROPHONIE I, используя микрофон». [7] Однако, когда дело касалось там-тамов, некоторые из них были менее пригодны, чем другие, и набор орудий, использовавшихся для возбуждения там-тама в оригинальных исполнениях, мог быть заменен лишь с трудом, если нужно было получить желаемый диапазон звуков. . [8]
Впервые «Микрофония I» прозвучала в Брюсселе 9 декабря 1964 года. Партитура посвящена крестнику композитора Александру (Ксанди) Шлее.
Микрофон II
[ редактировать ]
Микрофония II (Работа № 17) для хора, органа Хаммонда и четырех кольцевых модуляторов , как и Микрофония I, сочиненная в моментной форме , также состоит из 33 «моментов», хотя, в отличие от более раннего произведения, их порядок фиксирован в партитуре. Длительности этих моментов составляются по ряду Фибоначчи . [9]
Работа сочетает в себе звуки органа Хаммонда, произведенные электроникой, с вокальными звуками хора посредством кольцевой модуляции для создания преобразований, которые во многих местах приводят к искажениям, вызывающим волшебство (Frisius 2008, 167). Первоначальная идея Штокхаузена заключалась в том, чтобы объединить хор с тамтамом из Mikrophonie I, но звуки оказались слишком противоположными, и вместо этого он остановился на органе Hammond. [10]
В качестве текста использовано Хельмута Хайсенбюттеля «бессмысленное» стихотворение «Простые грамматические размышления» из Textbuch 1 . [11] Вместо того, чтобы следовать тексту в том виде, в котором он напечатан, Штокхаузен перераспределяет его 44 строки по 33 моментам своего сочинения таким образом, что все шесть больших разделов стихотворения присутствуют во всех частях произведения, отражая живописный, одновременный во времени характер текста. в манере, «близкой поэтическому принципу самого текста». [12]
Хор состоит только из высоких и низких голосов: по две части сопрано и басов, которые сидят по дуге спиной к публике, лицом к органисту Хаммонда в глубине сцены. Каждая секция улавливается микрофоном, и сигнал подается на одну сторону кольцевого модулятора; Выходной сигнал органа Hammond подается на другую сторону. Суммарные и разностные частоты выходов модуляторов воспроизводятся через четыре группы динамиков, но степень модуляции контролируется потенциометрами для создания градаций преобразования. Иногда происходят переходы от естественного звука к искусственному или наоборот, в этот момент открываются «звуковые окна», через которые записанные отрывки из трех более ранних вокальных композиций Штокхаузена воспроизводятся через пятую группу громкоговорителей. [13]
Микрофония II восемь раз прерывается цветными паузами (разделы 2, 5, 8, 11, 17, 19, 20, 32): моменты из моих ранних произведений Gesang der Jünglinge (Электронная музыка 1955–56), Карре для 4 хоров и Вдали тихо звучат 4 оркестра (1959–60) и «Моменте» для сопрано соло, 4 хоровые группы и 13 инструменталистов (1962–1964), а певцы хора «Микрофонии II» синхронно и громко этому шепчут . Вокальная музыка моего прошлого звучит через временные окна в вокальную музыку моего настоящего. В седьмом временном окне музыка Карре и Gesang der Jünglinge звучит одновременно . (Примечания к компакт-диску 9 Stockhausen Complete Edition)

Штокхаузен еще больше переделывает текст Хайсенбюттеля, добавляя для певцов поясняющие указания, такие как «торжественное левитское пение», «в стиле джаза, крутое, почти как щипковый контрабас, постепенно превращающееся в: как тщеславный сноб», « как ребенок», «как пьяницы, иногда ревущие, икающие».
Результатом является слияние суггестивного и конкретного, слов и музыки, вокалистов и органа Хаммонда — размышление и реконфигурация текста Хайсенбюттеля, которая не разрушает его, а, скорее, воссоздает его, так что свободные ассоциации могут вызвать реакцию слушателя. «варьироваться между фантасмагорическими видениями и математическими процедурами». [14]
Мировая премьера Mikrophonie II состоялась 11 июня 1965 года на концерте Musik der Zeit в Große Sendesaal WDR в Кельне. Партитура посвящена Юдит Фрем ( Пизар ).
Дискография
[ редактировать ]Были выпущены две записи исполнения Mikrophonie I ансамбля Штокхаузена, а Mikrophonie II - только одно , хотя обе композиции всегда появлялись вместе, на разных лейблах и в разных форматах. Исполнителями двух версий Mikrophonie I (обе Брюссельской версии 1964 года) являются:
- Алоис Контарский и Кристоф Каскель , там-там; Йоханнес Г. Фрич и Бернхард Контарский, микрофоны; Карлхайнц Штокхаузен, фильтр и потенциометры I; Яап Спек, фильтр II; Хью Дэвис , потенциометры II. (Записано где-то между декабрем 1964 года и июнем 1965 года в WDR .)
- Алоис Контарский и Альфред Алингс, там-там; Йоханнес Г. Фрич и Харальд Бойе, микрофоны; Хью Дэвис и Яап Спек, фильтры; Карлхайнц Штокхаузен, звуковая проекция (т.е. потенциометры). (Записано 17 и 18 декабря 1965 г.)
Исполнителями Mikrophonie II являются: Члены хора WDR и Хора студии новой музыки, Кельн, дир. Герберт Шернус ; Альфонс Контарский , орган Hammond; Йоханнес Г. Фрич, таймер; Карлхайнц Штокхаузен, звуковая проекция. (Записано 10 июня 1965 г.).
Релизы со вторым исполнением Mikrophonie I :
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1967. Микрофония I/Микрофония II . CBS 32 11 0044 / S77 230 / 72 647 (LP)
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1975. Микрофония I/Микрофония II . Deutsche Grammophon DG 2530583 (LP)
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1993. Klavierstücke I – XI Микрофония I и II . Sony Classical S2K 53346 (2 компакт-диска) [В примечаниях к вкладышу неверно утверждается, что запись Mikrophonie II относится к публичному исполнению 11 июня 1965 года.]
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1995. Микрофония I и Микрофония II/ Телемузыка . Кюртен: Издательство Штокхаузен. Штокхаузен, издание 9 (компакт-диск).
Релиз с более ранним исполнением Mikrophonie I :
- Штокхаузен, Карлхайнц. 2007. Микрофония I 1964 г., Микрофония II 1965 г.: 2 лекции . Кюртен: Издательство Штокхаузен. Текст-CD 14. Вступительные лекции к каждому исполнению, прочитанные композитором, на немецком языке, записаны в 1965 году.
Более свежая версия была выпущена на:
- Штокхаузен: Полное собрание ранних ударных произведений . Стивен Шик, перкуссия, Джеймс Эйвери, фортепиано; Красная рыба, Синяя рыба (Росс Карре, Джастин ДеХарт, Мэттью Дженкинс, Фабио Оливейра, Джонатан Хепфер, Грегори Стюарт). Запись компакт-дисков, цифровая: 2 звуковых диска, стерео. Режим 274–275. Нью-Йорк: Mode Records, 2014.
Фильмография
[ редактировать ]- Брандт, Брайан и Майкл Хайнс (продюсеры). 2014. Штокхаузен: Полное собрание ранних ударных произведений . Стивен Шик, Джеймс Эйвери, Red Fish Blue Fish. Запись DVD, регион 0, NTSC, Dolby 5.1 Surround/DTS 5.1 Surround, соотношение сторон 16:9, цветной. Режим 274. Нью-Йорк: Mode Records.
- Домм, Сильвен. 1966. Микрофония I (30 мин., цветной). Студийная запись Mikrophonie I с ансамблем Штокхаузен. Краткое введение Штокхаузена на французском и немецком языках.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Штокхаузен 1971a , с. 57.
- ^ Штокхаузен 1971a , с. 60.
- ^ Дэвис 1968 , с. 9.
- ^ Бернс 2002 , 63.
- ^ Штокхаузен 1989 , стр. 82–83.
- ^ Макони 1972 , с. 101.
- ^ Штокхаузен 1989 , с. 87.
- ^ Штокхаузен 1996 , стр. 95–97.
- ^ Фризиус 2008 , с. 171
- ^ Курц 1992 , с. 139.
- ^ Хайсенбюттель 1960 , 35–36.
- ^ Питерс 1992 , стр. 252 и 256.
- ^ Питерс 1992 , стр. 248–249.
- ^ Питерс 1992 , с. 255.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Бернс, Кристофер. 2002. «Реализация Люсьера и Штокхаузена: тематические исследования в практике исполнения электроакустической музыки. Журнал новых музыкальных исследований 31, № 1 (март): 59–68.
- Дэвис, Хью . 1968. «Работа со Штокхаузеном». Композитор нет. 27:8–11.
- Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Работы 1950–1977; Беседа с Карлхайнцем Штокхаузеном: «Дела идут на поправку» . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music International. ISBN 978-3-7957-0249-6 .
- Хайсенбюттель, Гельмут (1960). Учебник 1 . Ольтен, Швейцария, и Фрайбург-им-Брайсгау: Walter-Verlag .
- Курц, Майкл. 1992. Штокхаузен: Биография в переводе Ричарда Тупа . Лондон и Бостон: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-14323-7 (ткань) ISBN 0-571-17146-X (пбк).
- Макони, Робин . Штокхаузена 1972. « Микрофония I : Восприятие в действии». Перспективы новой музыки 10, вып. 2 (Весна-Лето): 92–101.
- Петерс, Гюнтер. 1992. «Модулированные медитации: «Простые грамматические размышления» Х. Хайсенбюттеля в « Микрофонии II » К. Штокхаузена ». Немецкая литература и музыка - эстетический синтез: 1890–1989, изд. К. Решке и Х. Поллок, Хьюстонские германские исследования 8, 247–261. Мюнхен: Вильгельм Финк Верлаг. Пересмотренное немецкое издание 1993 года: «Кольцево-модулированная медитация: «Простые грамматические медитации» Гельмута Хайсенбюттеля в « Микрофонии II » Карлхайнца Штокхаузена ». В Music Concepts 81: Авторская музыка. Язык в пограничной области искусств , 16–40. Мюнхен: Текст издания + Критика. Перепечатано в: Гюнтер Петерс. Святая серьезность в пьесе - Тексты о музыке Карлхайнца Штокхаузена / Святая серьезность в пьесе - Очерки музыки Карлхайнца Штокхаузена (двуязычное издание, немецкий и английский), 27–62/163–98. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена, 2003.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1971а. «Микрофон I (1965), для там-тама, 2 микрофона, 2 фильтра и регуляторы». В Штокхаузене тексты на музыку 3:57–65. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1989. Штокхаузен о музыке . Лекции и интервью составлены Робином Макони . Лондон и Нью-Йорк: Мэрион Боярс. ISBN 0-7145-2887-0 (ткань); ISBN 0-7145-2918-4 (пбк).
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1996. «Практика электроакустического исполнения». Перспективы новой музыки 34, вып. 1 (зима): 74–105.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Булут, Зейнеп. 2011. « La Voix-Peau : понимание физических, феноменальных и воображаемых ограничений человеческого голоса через современную музыку». Кандидатская дисс. Ла-Хойя: Калифорнийский университет, Сан-Диего. ISBN 9781124685908 .
- Декрупе, Паскаль. 2003. «Как разработать интерпретацию « Микрофонии I» Штокхаузена ». Материалы 5-й конференции ESCOM, проводимой раз в три года, 8–13 сентября 2003 г., Ганноверский университет музыки и драмы, Германия . Р. Копьес, А. К. Леманн, И. Вольтер и К. Вольф (ред.), 618–19. ISBN 3-931852-67-9 .
- Франсуа, Жан-Шарль. 2015. «Возвращение к импровизации, устной речи и письму». Перспективы новой музыки 53, вып. 2 (лето): 67–144.
- Фрич, Йоханнес и Ричард Туп . 2008. «Попытка пересечь границу... Йоханнес Фрич в разговоре о практике исполнения произведений Карлхайнца Штокхаузена». MusicTexts № 116 (февраль): 31–40.
- Гюнтер, Ульрих. 1972. « Микрофония Карлхайнца Штокхаузена I на уроках музыки». Музыка и образование 4, № 2 (февраль): 84–87.
- Сюй, Ори Йи-Линн. 2012. «Кинесоническая композиция, хореографический звук, балансирующий кинетические и кинестетические чувства с физическими и воображаемыми жестами в музыке». Кандидатская дисс. Шарлоттсвилл: Университет Вирджинии. ISBN 9781267866219 .
- Келсолл, Джон . 1975. « Композиционные приемы в музыке Штокхаузена (1951–1970) ». Кандидатская дисс. Глазго: Университет Глазго.
- Макони, Робин . 2012. Авангард: Американская одиссея от Гертруды Стайн до Пьера Булеза . Лэнхэм, Мэриленд; Торонто; Плимут (Великобритания): Scarecrow Press. ISBN 978-0-8108-8312-3 .
- Муни, Джеймс. 2016. «Технология, процесс и музыкальная личность в музыке Штокхаузена, Хью Дэвиса и Gentle Fire». В «Музыкальном наследии Карлхайнца Штокхаузена: взгляд назад и вперед » под редакцией М. Дж. Гранта и Имке Миш, 102–15. Хофхайм: Волке Верлаг. ISBN 978-3-95593-068-4 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1971б. «Микрофония II (1965), для хора, органа Хаммонда и 4 кольцевых модуляторов». В Штокхаузене, Тексты о музыке 3:66–71. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 2009. Композиционные основы новой музыки: шесть семинаров для летних курсов в Дармштадте 1970 , под редакцией Имке Миш. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN 978-3-00-027313-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Звуковые клипы из Mikrophonie I на официальном сайте Штокхаузена
- Ансамбль Антос
- Фотографии и отрывок из партитуры Mikrophonie I
- Microphony I на YouTube , Алоис Контарский, Альфред Алингс, Харальд Бойе, Йоханнес Г. Фрич и Карлхайнц Штокхаузен; 1966 год, фильм Сильвена Домма