Оригинал
Оригинал | |
---|---|
Музыкальный театр Контактом с | |
Каталог | 12⅔ |
Выполненный | 1961 |
Originale (Оригиналы, или «Настоящие персонажи»), музыкальный театр с «Контакте» , — музыкально-театральное произведение немецкого композитора Карлхайнца Штокхаузена , написанное в сотрудничестве с художницей Мэри Бауэрмейстер . Впервые оно было исполнено в 1961 году в Кельне , и в каталоге произведений Штокхаузена ему присвоен номер 12⅔.
История композиции
[ редактировать ]«Оригинал» был заказан Штокхаузену и Бауэрмейстеру Хубертусом Дуреком, менеджером Театра-ам-Дом в Кельне, и его режиссером Карлхайнцем Каспари, которые хотели «спектакль, в котором актеры, художники, другие художники или просто «оригинальные» люди свободны». произведение, в котором актеры, художники, другие художники или просто «настоящие персонажи» появляются в спонтанных действиях». [1] Он был создан во время визита пары в Финляндию в августе 1961 года. Штокхаузена пригласили читать лекции в Летнем университете Ювяскюля, где на презентации « Контакте » они встретились с пианистом-виртуозом и Сибелиуса биографом Эриком Тавастстьерной . Совместно с финским архитектором и дизайнером Алваром Аалто в их распоряжение была предоставлена дача к северу от Хельсинки на озере Сайма партитура Originale , и всего за две недели там была полностью проработана . Сцена «тишины», в которой события на сцене и музыка останавливаются всего на одну минуту, а затем все возобновляется снова, была навеяна «неземным» эффектом северного летнего света, остававшегося на небе всего два часа. или около того, во время которого солнце ненадолго опустилось за горизонт, а затем снова поднялось, «когда птицы начали щебетать, рыба снова зашевелилась, поднялся ветер, и наступил день». [2] [3]
Роли
[ редактировать ]Роль | Премьерный состав (Кельн, 1961 г.) | Нью-йоркский состав (1964) | Актерский состав Сан-Франциско (1990) | Зиндельфинген / Актерский состав Троссингена (2007) | Актерский состав Нью-Йорка (2014) | Берлинский актерский состав (2015) |
---|---|---|---|---|---|---|
Пианист | Дэвид Тюдор | Джеймс Тенни | Майкл Орланд | Это Инокучи | Стивен Друри | Адриан Хегер |
Перкуссионист | Кристоф Каскел | Макс Нойхаус | Дон Бейкер | Кристиан Р. Виссель | Стюарт Гербер | В вентиляторе |
Звукорежиссер | Леопольд фон Кнобельсдорф | Дэвид Берман | Эд Херрманн, Рихард Звонар | Вольфганг Миттермайер | Джо Дрю | Себастьен Алазе |
Оператор | Вольфганг Рамсботт | Роберт Брир | Паула Левин | Симона Шпеер | А. Л. Штайнер | Винсент Стефан |
Режиссер по свету | Вальтер Кох (Театр Ам Дом) | Гэри Харрис Билли Клювер | Джим Куинн | Николаус Пирхтнер | Бриттани Спенсер | Ирен Селька |
Режиссер-постановщик | Карлхайнц Каспари | Аллан Капроу | Генри Стил | Элизабет Гутьяр / Клодин М. Колбус (хореограф) | Кейден Мэнсон / Джемма Нельсон | Георг Шютки |
Композитор боевиков | Нам Джун Пайк | Нам Джун Пайк | Майкл Пеппе | Робин Роуд | Рэйчел Мейсон/Колин Селф | Антинациональное посольство |
Ребенок | Маркус Штокхаузен Кристель Штокхаузен | Антон Капров | Милена | Мерет Зыревиц | Рауль де Ньевес | Марсело Ренне |
Фотомодель | Эдит Соммер | Ольга Клювер / Летте Эйзенхауэр | Крис Махер | Соня Кунц | Джастин Вивиан Бонд | Катерина Погожельски |
Уличный певец / струнный музыкант | Белизна/ лилия белая/ Кенджи Кобаяши (скрипач) | Шарлотта Мурман (виолончелистка) | Памела З | Дэвид Штютцель | Ник Халлетт | Милош Козон |
Гардеробист | Лизелотта Лёрш | Мардже Страйдер | Ян Мартин-Риск | Рита Борхтлер-Крахт | триASFOUR | Илона Швабе |
Продавец газет | Фрау Хоффманн | Майкл Кирби | оригинал из Зиндельфингена | Саори Цукада | ||
Дирижер | Карлхайнц Штокхаузен | Элвин Люсье | Рэндалл Пакер | Манфред Шрайер | Зак Лейтон | Макс Ренне |
Служитель животных | женщина из Кёльнского зоопарка | Хранитель зоопарка Бронкса с большой обезьяной (одну ночь ее заменила маленькая дама с собакой) | Жасмин Хелд | Нарциссы | ФУМАНОИДЫ | |
Художник | Мэри Бауэрмейстер | Роберт Делфорд Браун (только 1-я ночь) / Ай-О | Хитоми Икума | Мэри Бауэрмайстер / Штеффи Штангл / Будь Асельманном | Джоан Джонас | Томас Гёрдж |
Поэт | Ханс Г. Хелмс | Аллен Гинзберг | Майкл Пеппе | Ханс Дж. Хелмс | Эйлин Майлз | Герхард Групп |
Актер | Рут Гральманн | Винсент Гаэта | Крис Махер | Джерри Уиллингем | Нао Бустаманте | Кадер Траоре |
Актер | Ева-Мария Кокс | Глория Грейвс | Дайан Робинсон | Барбара Столл | Измаил Хьюстон-Джонс | Фридерика Хармсен |
Актер | Альфред Фойсснер | Дик Хиггинс | Лиза Апфельбург | Биргит Хейнтель | Нив Акоста | Нора-Ли Санвальд |
Актер | Гарри Дж. Бонг | Джексон Мак Лоу | Трейси Робинсон | Дороти Якубовски | Александр Сегаде | Ирм Германн |
Актер | Хайнер Реддеманн / Питер Хакенбергер | Питер Левенталь | Елена Ривера | Марк Шлютер | Люси Секстон | Гюнтер Шанцманн |
История выступлений и протесты
[ редактировать ]Выступления Originale после двенадцати первых выступлений в Кельне с 26 октября по 6 ноября 1962 года были редкостью. Постановки проходили в Нью-Йорке в сентябре 1964 года, организованные совместно Мэри Бауэрмейстер и Шарлоттой Мурман . [4] в 1990 году в Сан-Франциско, режиссер и организатор Рэндалл Пэкер, [5] [6] и 21 января 2007 г. в связи с выставкой 2006–2007 гг. тетралогии Мэри Бауэрмейстер Fama Fluxus — Mythos Beuys — Legende Paik — Atelier Mary Bauermeister в Зиндельфингене . [7]
Выступления в Нью-Йорке проходили в Джадсон-холле, 165 West 57th Street , напротив Карнеги-холла . [8] в рамках второго ежегодного Нью-Йоркского ежегодного авангардного фестиваля , в ранний перформативный период авангардного движения Fluxus . За пределами концертного зала в ночь премьеры 8 сентября 1964 года несколько нью-йоркских художников, называющих себя «Действие против культурного империализма», в том числе основатель Fluxus Джордж Мачюнас , концепт-арта создатель Генри Флинт , поэт, журналист и активист Марк Шлейфер , скрипач и режиссер Тони Конрад , а актер и поэт Алан Марлоу протестовал против Штокхаузена как «культурного империалиста» из-за некоторых, как сообщается, пренебрежительных замечаний о джазе и народной музыке, которые он должен был сделать в Гарварде в 1958 году. [9] [10] [11] [12] Некоторые из протестующих, которых видели перед мероприятием, на самом деле были исполнителями, участвовавшими в представлении, в том числе поэт Аллен Гинзберг , который, заручившись поддержкой Шляйфера, вымогательством пробился в линию пикета вопреки желанию Флинта. Заявления Мурмана и режиссера Аллана Капроу о том, что они также присоединились к пикетам, были оспорены. [13] [14] Тем временем Мачюнас нанял актера Роберта Делфорда Брауна в качестве диверсанта. Браун, исполнявший роль Художника, пришел в костюме огромного пениса из папье-маше и в самом начале спектакля зажег на сцене вонючую бомбу. Это вызвало эвакуацию зала и внеплановый антракт для очистки воздуха. У Эдгара Вареза , сидевшего впереди в качестве почетного гостя, случился сильный приступ кашля, и ему пришлось помочь выйти на улицу. Само собой, во время перерыва Браун исчез, а в последующих выступлениях его заменил японский художник Ай-О , живший в то время в Нью-Йорке. В восторженных отзывах прессы сообщалось, что протест и саботаж на самом деле были частью спектакля, рекламного трюка, устроенного самим Штокхаузеном. [15] [16] [12] [17] [18] ) Браун оспорил утверждения о том, что он был преднамеренным саботажником или о том, что между ним и его другом Капроу возник какой-либо разлад. [19] Единственным интересом Брауна было создать как можно более возмутительное зрелище и воплотить образ «Художника». Его собственная документация не оставила никаких доказательств его какой-либо связи с Мачюнасом. [20]
Спектакль в мае 1990 года, поставленный и поставленный Рэндаллом Пакером в Сан-Франциско, был представлен Zakros InterArts в Театре Арто. Это было первое выступление Originale на Западном побережье и впервые после выступлений в Нью-Йорке 1964 года. [21] В постановке использованы последние технологические достижения, позволяющие внедрить цифровые методы манипуляции звуком и живое видео, заменяющие аналоговые медиа 1960-х годов, чтобы нарушить линейный поток работы и усилить ее качества фрагментации и деконструкции повседневных событий. [ нужна ссылка ]
Спектакль, посвященный 50-летию выступления в Нью-Йорке 1964 года, был поставлен в 2014 году в The Kitchen композиторами и исполнителями Ником Халлеттом и Заком Лейтоном. [22] [23]
В 2015 году Берлинская государственная опера поставила новую версию «Оригинала» в постановке Георга Шютки. [24] [25] [26] В нем приняли участие преимущественно берлинские актеры (например, Ирм Херманн , Герхард Рюм , Томас Гёрге, Макс Ренне, Винсент Стефан). Спектакли проходили в Werkstatt im Schillertheater , что позволило реализовать принцип Штокхаузена о перевернутой арене, с действием в центре и публикой вокруг него.
Концепция и форма
[ редактировать ]Сюрреалистическая абсурдность « Оригинального» напоминает Сэмюэля Беккета , Алена Роб-Грийе « книги и фильм L'année dernière à Marienbad » и, в использовании банальности, Гарольда Пинтера . [27] музыки Штокхаузена Он сочетает в себе строгую, жестко контролируемую композиционную форму серийной со свободно структурированной импровизационной структурой ранних хеппенингов . Партитура Originale является новаторской благодаря включению событий исполнения и других разнообразных «действий» в музыкальную организацию с точными «точками времени» или временными отметками, типичными для музыкальных партитур Штокхаузена. В течение 94 минут « Original» представляет собой исполнение «Контакте» Штокхаузена для фортепиано, ударных и электроники, которое пронизывает все произведение, обеспечивая центральный объединяющий элемент в этом часто разрозненном произведении. Помимо Kontakte , кёльнские выступления включали записанные на магнитофон отрывки из « Карре» Штокхаузена для четырёх оркестров и хоров, «Gesang der Jünglinge» , «Gruppen» для трёх оркестров и «Zyklus» для перкуссиониста. [28]
» представлен необычный набор «персонажей» В «Оригинале , в том числе пианист, перкуссионист, звукооператор, режиссер, оператор, светотехник, композитор боевиков, художник боевиков, поэт, уличный певец, контролер пальто, продавец газет, манекенщица, ребенок (играющий с кубиками), дрессировщик с животным, кондуктор и пять актеров, читающих коллаж из несвязанных друг с другом текстов. [29]
По мнению музыковеда Карла Генриха Вернера , « Original – это музыкальная композиция. Макроритм непрерывности сцены и порядок моментов музыкальны. Их словесный контрапункт музыкален, как и «монодические» словесные мелодии и полифония говорящих голосов». [30] Originale состоит из 18 сцен, сгруппированных в семь самостоятельных «структур», которые могут исполняться в любом порядке, последовательно или с тремя структурами одновременно на трех отдельных сценах. [31] Действия каждого персонажа должны происходить в течение определенного количества секунд или минут, и в какой-то момент актеры даже говорят в том, что Штокхаузен называет «формантными ритмами»: за четыре минуты один актер произносит три слова, расположенных через равные промежутки, секунду у актера пять слов, расположенных на равном расстоянии друг от друга, у третьего — восемь, у третьего — тринадцать, а пятый образует «шумовую полосу» совершенно нерегулярных ритмов. [27]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бауэрмейстер 2011 , 64.
- ^ Бауэрмейстер 2011 , 64–66.
- ^ Курц 1992 , 114.
- ^ Бауэрмейстер 2011 , 161.
- ^ Косман 1990 .
- ^ Такер 1990 .
- ^ Бауэрмейстер 2011 , 294.
- ^ Блох 2008 , 2.
- ^ Бауэрмейстер 2011 , 163.
- ^ Фрике 1998 , пасс.
- ^ Гудман 1964 .
- ^ Jump up to: а б Пикут 2011 , 65–66.
- ^ Бауэрмейстер 2011 , 162.
- ^ Пикут 2011 , 66.
- ^ Бауэрмейстер 2011 , 164.
- ^ Коль 1999 , 77.
- ^ Шёнберг 1964 .
- ^ Сигман 1964 .
- ^ Блох 2008 , 3.
- ^ Блох 2008 , 38–45.
- ^ Пакер 2020 .
- ^ Смит 2013 .
- ^ Анон. 2014 .
- ^ Херцфельд 2015 .
- ^ Пахл 2015 .
- ^ Релинг 2015 .
- ^ Jump up to: а б Харви 1975 , 90.
- ^ Дёрстель 1993 , 199.
- ^ Штокхаузен 1964 , 111.
- ^ Вернер 1973 , 192.
- ^ Штокхаузен 1964 , 110.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Анон. (2014). Карлхайнца Штокхаузена « Оригиналы » . Кухня .
- Бауэрмейстер, Мэри (2011). Я вишу в тройной сетке: Моя жизнь с Карлхайнцем Штокхаузеном (на немецком языке). Мюнхен: Издание Эльке Хайденрайх , К. Бертельсманн. ISBN 978-3-570-58024-0 .
- Блох, Марк (2008). Роберт Делфорд Браун: мясо, карты и воинствующая метафизика . Уилмингтон, Северная Каролина: Художественный музей Луизы Уэллс Кэмерон. ISBN 978-0-9793359-4-5 . ( Отрывок из журнала Originale , стр. 1–5, 7, 8; обзоры воспроизведены из вырезок из международной прессы )
- Дёрстель, Вильфрид (1993). «Ситуация, Момент, Лабир, Флюксус, или Сгоревший оригинал: Оригиналы музыкального театра Карлхайнца Штокхаузена». Промежуточное, противоречивое, экспериментальное: студия Мэри Бауэрмейстер в Кельне, 1960–62 (на немецком языке). Кёльн: Эмонс. стр. 186–205. ISBN 3-924491-43-7 .
- Фрике, Стефан (июль – август 1998 г.). «Нападки на Карлхайнца Штокхаузена: Fluxus в« борьбе с музыкальным декором фашизма » ». Новый журнал о музыке . 159 (4): 38–41.
- Гудман, Сьюзен (10 сентября 1964 г.). «Выбор антиискусственных пикетов на Штокхаузене». Деревенский голос .
- Харви, Джонатан (1975). Музыка Штокхаузена: Введение . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-02311-0 .
- Херцфельд, Изабель (15 июня 2015 г.). «Прикосновение к реальности» . Тагесшпигель (на немецком языке). Берлин.
- Коль, Джером (1999). «Прием музыки и мыслей Карлхайнца Штокхаузена в Америке». В Мише, Имке; Блюмредер, Кристоф фон (ред.). Международный симпозиум Штокхаузена 1998 г.: Институт музыковедения Кельнского университета, 11–14 ноября 1998 г. Отчет о конференции . Саарбрюккен: Издательство PFAU. стр. 74–86. ISBN 3-89727-050-1 .
- Косман, Джошуа (5 мая 1990 г.). «Делаем Штокхаузена в боксёрах». Хроники Сан-Франциско . п. С7.
- Курц, Майкл (1992). Штокхаузен: Биография . Перевод Ричарда Тупа . Лондон и Бостон: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-17146-Х .
- Пахл, Питер П. (14 июня 2015 г.). «С высокого сиденья, с детским световым мечом» . Новая музыкальная газета (на немецком языке).
- Пакер, Рэндалл (2020). « Оригинал : Музыкальный театр» . Закрос Интерартс . Проверено 29 сентября 2020 г.
- Пикут, Бенджамин (2011). «Иначе экспериментализм: Нью-Йоркский авангард и его пределы». Калифорнийские исследования музыки ХХ века 11 . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-52-094842-6 .
- Шенберг, Гарольд К. (9 сентября 1964 г.). постановка Штокхаузена, «Музыка: оригинальная представленная в Джадсоне; интерпретации различаются, но показываются одинаково; необычная программа длится 94 минуты». Нью-Йорк Таймс .
- Релинг, Лиза Мария (13 июня 2015 г.). «С шарманкой и микшерным пультом» . Ежедневное зеркало .
- Сигмон, Карл П. (октябрь 1964 г.). «Фестиваль авангарда». Музыкальная Америка . 84 (7): 52–54.
- Смит, Стив (14 июля 2013 г.). «Подружиться с требовательным композитором: творчество Штокхаузена процветает через пять лет после его смерти» . Нью-Йорк Таймс . п. АР9.
- Штокхаузен, Карлхайнц (1964). Дитер Шнебель (ред.). «Оригиналы» (1961), музыкальный театр . Тексты для музыки 2 (на немецком языке). Кёльн: М. Дюмон Шауберг. стр. 107–129.
- Такер, Мэрилин (2 мая 1990 г.). «Оживленная авангардная икона 60-х: театральные штрихи в музыке Штокхаузена». San Francisco Chronicle (последнее издание).
- Вернер, Карл Генрих (1973). Хопкинс, Билл (ред.). Штокхаузен: Жизнь и работа (переработанная редакция). Лондон; Беркли и Лос-Анджелес: Фабер и Фабер; Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-02143-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Анон. 1964. «Авангард: Чучело птицы на 48 Sharp». Время (18 сентября): 81.
- Колтон, Джек. 2014. « Карлхайнца Штокхаузена Оригинальное произведение на кухне ». Snack Art Review (7 ноября; по состоянию на 23 июля 2015 г.).
- Кустодис, Майкл. 2004. Социальная изоляция новой музыки: О музыкальной жизни Кельна после 1945 года . Дополнение к Архиву музыковедения 54 под редакцией Альбрехта Ритмюллера с участием Райнхольда Бринкмана, Людвига Финшера , Ханса-Иоахима Хинрихсена , Вольфганга Остгофа и Вольфрама Стейнбека . Штутгарт: Франц Штайнер Верлаг. ISBN 3-515-08375-8 .
- Фрике, Стефан. Карлхайнца Штокхаузена 2004. «Инклюзивный налог на развлечения: оригиналы и Fluxus». В Театре экспериментальной музыки и танца под редакцией Фридера Рейнингхауса, Кати Шнайдер и Сабины Санио, 161–165 Справочник по музыке ХХ века, № 7. Laaber: Laaber-Verlag. ISBN 978-3-89007-427-6 , ISBN 3-89007-427-8 .
- Гриффитс, Пол . 1981. «Обзор: 4711». Музыкальные Таймс 122, вып. 1664 г. (октябрь): 685 г.
- Джонстон, Джилл. 1964. «Танец: Внутри оригинала». The Village Voice (1 октября): 6 и 16.
- Кирби, Майкл и Ричард Шехнер. 1965. «Интервью с Джоном Кейджем». Обзор драмы Тьюлейн 10, вып. 2 (зима): 50–72.
- Кронес, Хартмут. 2008. "Sprachkompositionen in der Musik des 20. Jahrhunderts, inbesondere am Beispiel Österreich". В «Переосмыслении музыкального модернизма: материалы международной конференции, состоявшейся с 11 по 13 октября 2007 г.», под редакцией Деяна Деспича, Мелиты Милин и Даники Петрович, 231–245. Научные собрания, нет. 122; Кафедра изобразительного и музыкального искусства, нет. 6. Белград: Сербская академия наук и искусств. ISBN 978-86-7025-463-3 .
- Макони, Робин (2005). Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: The Scarecrow Press. ISBN 0-8108-5356-6 .
- Орен, Мишель. 1993. «Антиискусство как конец истории культуры». Журнал исполнительского искусства 15, вып. 2 (май): 1–30.
- Прайал, Фрэнк. 1964. « Оригинальное : дурацкое шоу с бешеным сюжетом». New York World-Telegram и Sun (9 сентября).
- Рич, Алан. «Оригинал Штокхаузена». Нью-Йорк Геральд Трибьюн (9 сентября).
- Ригони, Мишель. 1998. Штокхаузен: ... корабль, запущенный в небо , 2-е издание, переработанное, исправленное и дополненное. Лиллебонн: издания Millénaire III. ISBN 2-911906-02-0 .
- Руппель, Карл Хайнц. 1961. «Неодадисты». Süddeutsche Zeitung (3 ноября).
- Сиано, Леопольдо. 2016. «Между музыкой и визуальным искусством 1960-х годов: Мэри Бауэрмейстер и Карлхайнц Штокхаузен». В «Музыкальном наследии Карлхайнца Штокхаузена: взгляд назад и вперед » под редакцией М. Дж. Гранта и Имке Миш, 90–101. Хофхайм: Волке Верлаг. ISBN 978-3-95593-068-4 .
- Штребель, Фолькер. 1995. «...чтобы европейцы стали более американцами»: Взаимное влияние Европы и Северной Америки в истории музыкального исполнения». В музыке, Лабиринт, Контекст: музыкальное исполнение , 80–94. Серия «Открытый дом культуры», № 13. Линц: Открытый дом культуры земли Верхняя Австрия. ISBN 978-3-85307-003-1 , ISBN 3-85307-003-5 .
- Штокхаузена Уроски, Эндрю В. 2012. «Визуальная музыка после клетки: Роберт Брир, расширенное кино и оригиналы (1964)». Организованный звук : Международный журнал музыкальных технологий 17, вып. 2 (август): 163–169.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фильм премьеры в Нью-Йорке, сентябрь 1964 года, на UbuWeb.
- 2007 Оригинальный спектакль в Зиндельфингене , с фотографиями.
- Информационная страница Analog Arts о постановке 2014 года с программной заметкой и архивными фотографиями премьеры 1961 года.