Jump to content

Вертолетный струнный квартет

Группа высшего пилотажа Dutch Grasshoppers летает на вертолетах Alouette , которые они использовали на мировой премьере Вертолетного струнного квартета.

Helikopter -Streichquartett (англ. Helicopter String Quartet ) — одно из Карлхайнца Штокхаузена самых известных произведений и одно из самых сложных в исполнении. В нем задействован струнный квартет , четыре вертолета с пилотами, а также аудио- и видеоаппаратура и технический персонал. Впервые оно было исполнено и записано в 1995 году. Хотя оно может быть исполнено как самостоятельное произведение, оно также образует третью сцену оперы Mittwoch aus Licht («Среда от света»).

Ирвин Ардитти , лидер квартета Ардитти , осуществивший премьеру и сделавший первые записи Helicopter Quartet.

« Вертолетный квартет» первоначально был создан по заказу Ханса Ландесмана на Зальцбургском фестивале в начале 1991 года. [1] Первоначальной реакцией Штокхаузена было то, что он не заинтересован в написании струнного квартета, но однажды ночью ему приснилось, что он летит над четырьмя вертолетами, каждый из которых несет участника струнного квартета; он мог видеть сквозь прозрачные вертолеты. [2] Впоследствии он сделал несколько набросков и планов, но только в 1992–93 годах нашел время для составления квартета. [1] К этому времени ему приснилось еще несколько снов, касающихся этой пьесы, в том числе сон о рое пчел и скрипаче, о котором Штокхаузен сказал: «Жужжание множества пчел - для меня волшебный звук». [3] квартет Ардитти Премьеру должен был сыграть . После того, как Штокхаузен закончил свою партитуру, ее отправили обратно Ландесманну для критики. Его реакция была положительной, как и реакция директора Фестиваля Жерара Мортье . Началась долгая серия переговоров с Festspiele и австрийской армией, которые должны были предоставить вертолеты, а также с различными телеканалами, которые транслировали этот материал. Отчасти из-за протестов Австрийской партии зеленых о том, что «было бы абсолютно невозможно загрязнить австрийский воздух исполнением этого Штокхаузена», в конце концов запланированную премьеру 1994 года пришлось отменить. [4]

Первые исполнения пьесы состоялись в Амстердаме 26 июня 1995 года в рамках Голландского фестиваля с участием вертолетов Alouette из демонстрационной группы Королевских ВВС Нидерландов Grasshoppers [ nl ] . Исполнителями выступили: первый скрипач Ирвин Ардитти и пилот Марко Оливер; второй скрипач Грэм Дженнингс и пилот лейтенант Денис Янс; альтист Гарт Нокс и пилот лейтенант Роберт де Ланге; виолончелист Рохан де Сарам и пилот капитан Эрик Букельман. [5] Было проведено три выступления: на Вестергазфабрике после двух испытательных полетов в одном и том же месте накануне, и несколько ранее на аэродроме в Дилене с целью проверки микрофонов. [4] После этих выступлений Штокхаузен пересмотрел партитуру, добавив около трех минут материала ближе к концу, непосредственно перед спуском, увеличив общую продолжительность примерно с 29 минут до 32 минут. [6] С момента своей премьеры « Вертолетный квартет» исполнялся «довольно регулярно» и стал «самым знаковым произведением классической музыки 1990-х годов», хотя он не был представлен в полном контексте, как третья сцена « Mittwoch aus Licht» , пока Премьера оперы состоялась в августе 2012 года. [7]

В 2001 году Анжелен Прельжокаж поставил эту музыку для современного танцевального произведения « Вертолет» .

Дженнимэй Логан, вторая скрипка, Елисейский квартет, в Бирмингемской оперы постановке «Среда от света» , Argyle Works, Дигбет, Бирмингем, 23 августа 2012 г.

Цикл Лихта - в целом и во всех его частях - состоит из серий , основанных на трехслойной «суперформуле». Этот принцип проектирования является расширением серийных методов, разработанных Штокхаузеном в начале 1950-х годов, - связь, на которую сам Штокхаузен неоднократно обращал внимание в своих теоретических объяснениях. [8] Квартет основан на короткой части слоя Евы из сегмента среды суперформулы: D–F–G . После первоначального восхождения происходят три итерации трехголосной суперформулы, каждый раз распределенные между четырьмя инструментами и каждый раз с линиями Михаила, Евы и Люцифера в разном вертикальном расположении. Суперформула в целом последовательно транспонируется так, что слой Евы каждый раз начинается с соответствующего тона из «вертолетного» сегмента: D–F–G . [9] Длительность трех высказываний тройной формулы также определяется ритмами малого «вертолетного» сегмента. [10]

Более общие черты, обнаруженные в произведении, характерны и для серийной ткани музыки Штокхаузена. Например, взаимопроникновение макро- и микроизмерений, обнаруженное в более ранних композициях, таких как «Контакте» , где Штокхаузен сжимает ритм до высоты тона, или в «Гимнене» , где он замедляет звуки гусей, пока они не раскрываются как крики футбольной толпы. Скрипичные тремоло здесь, а также в Миттвоха предыдущей сцене , «Оркестр-Финалист» , вызывают звук жужжания комара, так что «композитор также говорит, что комар — это еще и крошечный вертолет», и связь между ними делается скрипкой. [11] Другой способ - то, как сценический характер « Вертолетного квартета» образует один из четырех «серийных вариантов»: первая и четвертая сцены оперы представляют идею общения и сотрудничества, сначала, когда мировые парламентарии встречаются, чтобы обсудить тему любви, а затем, когда межпланетные делегаты рассматривают космические проблемы, в то время как вторая сцена и эта вращаются вокруг идеи коллективного создания музыки. [12]

Третий последовательный принцип — это интеграция отдельных элементов в единое целое. Это выразил Штокхаузен в тексте, написанном в 1953 году:

Очевидно, самосозерцание и осознание всеобщего, планомерного порядка существуют сегодня «более, чем когда-либо». Вместе с этим приходит желание придать индивидуальному тону очень специфическое ощущение, выходящее за пределы мгновенного насыщения и просто импульсивной игры организации и комбинации; то есть ощущение музыки как представления той всеобъемлющей «глобальной» структуры, в которой все интегрировано . [13]

У Лихта это обычно рассматривается в «сценических контекстах, которые не связаны с единым, линейным, телеологическим повествованием, а как композиционные события в многомерных, независимых от процесса, протекающих в складчатых, пересекающихся или параллельных слоях и, тем не менее, удерживаемые». вместе по принципу единообразия». [14] В « Вертолетном квартете», в частности, это проявляется пространственно , так как физическое разделение исполнителей от зрителей и между собой, кружащих в небе на четырех разных вертолетах, преодолевается за счет использования аудиовизуального оборудования, так что «только тогда, когда транслируемые через телеэкраны и громкоговорители в концертном зале, четырехслойные музыкальные события складываются в единое целое». [15]

Практика исполнения

[ редактировать ]
Модератор DJ Нихал представляет участников Елисейского квартета (Лора Муди, виолончель, Винсент Сиппрел, альт) перед выступлением 23 августа 2012 года в рамках постановки оперы « Миттвох аус Лихт» Бирмингемской оперы в Argyle Works, Дигбет, Бирмингем.

Для выступления необходимы: четыре вертолета, каждый из которых оснащен пилотом и звукооператором, телевизионным передатчиком и трехканальным звуковым передатчиком, а также зрительный зал с четырьмя колонками телевизоров и громкоговорителей, звукооператор с микшерным пультом и модератор (по желанию). а также участники струнного квартета.

В центре внимания произведения лежит мечта Штокхаузена о струнном квартете, играющем на тремоло, которые так хорошо сочетаются с тембрами и ритмами лопастей несущего винта , что вертолеты звучат как музыкальные инструменты. [1] Это достигается за счет использования микрофонов, расположенных так, чтобы вертолеты могли сливаться со струнными инструментами, при этом инструменты слышны немного громче, чем лопасти. [16]

Пьеса исполняется следующим образом: модератор, который может быть звукорежиссером, представляет квартет, а затем объясняет технические аспекты пьесы. Затем игроки уходят, всегда будучи видимыми публике через следующие за ними видеокамеры, пока все они не прибудут и не сядут в свои вертолеты. [17]

С момента взлета и до высадки музыканты и вертолеты постоянно остаются в поле зрения камер, при этом видео и звук (с помощью трех микрофонов в каждом вертолете) каждого струнника транслируются на закрепленную за ним группу телемониторов в зрительном зале. «Земля видна через стеклянную кабину вертолета позади каждого игрока». [16]

Затем начинается произведение. Вертолеты кружат в радиусе 6 км от зала, постоянно меняя высоту, чтобы создать «отскок» пьесы. Все двенадцать входящих сигналов контролируются звуковой командой. [18]

Спуск длится пять минут, при этом затихающий звук лопастей несущего винта служит фоном, когда квартет возвращается в зал. Затем модератор отвечает на вопросы и вызывает аплодисменты. [19]

Обзоры прессы

[ редактировать ]

В статье для The New York Times Алекс Росс назвал премьеру «запоминающимся зрелищем», сославшись на виртуозное выступление Ардитти и Кузнечиков. Однако его отзыв был в основном отрицательным:

Немецкий экспериментализм в его классической форме, очевидно, исчерпал себя. Ничто не иллюстрировало его устаревание более наглядно, чем недавняя премьера на Голландском фестивале струнного квартета вертолетов Карлхайнца Штокхаузена... это не было, как утверждал г-н Штокхаузен, ни важным исследованием новых звуковых материалов, ни чем-то важным в чисто музыкальном плане. . Это было грандиозное абсурдное развлечение, мало чем отличающееся от Христом Рейхстага обертывания в Берлине. [20]

Эндрю Клементс в The Guardian восхищался логистическими достижениями Штокхаузена:

Технологические сложности, необходимые для того, чтобы заставить такую ​​штуку работать почти безупречно, огромны (запланированное выступление в Зальцбурге в прошлом году не удалось, в прямом и переносном смысле, сдвинуться с мертвой точки), и в контексте достижений Штокхаузена как композитора « Вертолетный квартет» не может быть чрезвычайно значимо, но как напоминание о силе его творческой личности и организаторских способностях, это замечательное, хотя и невероятно причудливое достижение. А какое отношение все это имеет к опере, покажет только время. [21]

В своем обзоре для The Times Пол Гриффитс обсуждает, как произведение комментирует менталитет камерной музыки, и намекает, что у этого произведения более богатая жизнь как концепция:

Helikopter-Streichquartett говорит о психологии квартета, о подвергании себя риску, о вере в то, что другие придут вовремя (изолированные визуально и на слух, игроки могли получить указания только по клик-треку, услышанному в наушниках) и преданности долгу. ...это работа, которую можно как представить, так и пережить. Действительно, воображаемый Helikopter-Streichquartett, вероятно, следует отдать предпочтение, поскольку единственным большим разочарованием амстердамского выступления было то, что музыканты квартета Ардитти находились в воздухе так плохо: мониторы только что показали нам четырех парней в тесных условия, кланяясь. [22]

Марлиз Саймонс в статье для The New York Times приводит краткий обзор многочисленных критических реакций в голландской прессе:

Выступление получило широкую рецензию в голландских газетах, которые восхищались безупречной технической подачей, но не обращали внимания на необычные звуки. Влиятельная газета NRC-Handelsblad сочла «горячую музыку» грохота самолетов тревожной и заявила, что «шум лопастей создавал напряжение» в аудитории. Но Яннис Аннинос, греческий композитор, прилетевший из Афин, чтобы присутствовать на концерте, сказал, что «Вертолетный квартет» — «превосходное произведение гения».

Г-н Штокхаузен сказал, что у него на уме и другие выступления квартета. Его также спросили, считает ли он возможным поднять на вертолетах целый оркестр.

"Почему нет?" - сказал он. [23]

компакт-диск

[ редактировать ]

Первый компакт-диск был создан по заказу самих Arditti Quartet. [ нужна ссылка ] и включает в себя как запись мировой премьеры, так и студийную запись переработанной версии, в которую добавлен некоторый материал, написанный после мировой премьеры. Студийная запись была сделана WDR 7 декабря 1996 года в Кюртене с использованием Übertragungswagen , или мобильной студии. Они использовали четыре разных комнаты в студии, а звуки вертолета были дублированы на 24-дорожечную ленту Sony. [ нужна ссылка ]

Дискография

[ редактировать ]
  • Штокхаузен, Карлхайнц. «Вертолетный струнный квартет»: премьера в 1995 году + студийное производство в 1996 году . Квартет Ардитти ( Ирвин Ардитти , Грэм Дженнингс [мировая премьера] и Дэвид Альберман [студийная запись переработанной партитуры], скрипки; Гарт Нокс , альт; Рохан де Сарам , виолончель); «Кузнечики» (вертолетная акробатическая группа); Карлхайнц Штокхаузен, музыкальное руководство, контроль записи, звуковая проекция, сведение и модерация [мировой премьеры]. Stockhausen Complete Edition, компакт-диск 53 AB (2 компакт-диска). Kürten: Stockhausen-Verlag, 1999. Студийная версия также выпущена на Montaigne Auvidis MO 782097 (CD).
  • Штокхаузен, Карлхайнц. Вертолет-Штрайхквартет . Квартет Ардитти (Ирвин Ардитти и Дэвид Альберман, скрипки; Гарт Нокс, альт; Рохан де Сарам, виолончель); Кузнечики (вертолетная акробатическая группа, запись третьего амстердамского выступления, в примеси). Arditti Quartet Edition 35. Montaigne Auvidis MO 782097 (сингл на компакт-диске). 32’00». Париж: Монтень Овиди, 1999.

Фильмография

[ редактировать ]
  • «Вертолетный струнный квартет» — фильм Фрэнка Шеффера . Крупный план: документальный сериал, в котором Фрэнк Шеффер высказывает свой взгляд на различных композиторов 20-го века . [Sl]: АВРО. Телевизионная запись, 1995 год.
    • Немецкий выпуск DVD (немецкий и английский, DVD) Вертолетный струнный квартет . Фрэнк Шеффер; Карлхайнц Штокхаузен. Кюртен, Германия: Штокхаузен-Верлаг, 2006.
    • Британский релиз: Helicopter String Quartet . Фрэнк Шеффер; Тон ван дер Ли [ Нидерланды ] ; Карлхайнц Штокхаузен. Немецкий. Запись видео: DVD видео 1 видеодиск (77 мин.). Лондон: 2008.
    • Французский DVD-релиз. Вертолетный струнный квартет . Карлхайнц Штокхаузен; Фрэнк Шеффер. Видеозапись: DVD-видео (77 мин. [в каталоге издательства ошибочно указано 113 мин.]). [Париж]: Idéale Audience International, 2008.
  • Штокхаузен: Helikopter Streichquartett (архив от 8 сентября 2012 г., по состоянию на 13 марта 2018 г.). Звукорежиссер: Андре Ришар . совместное производство с Red Bull и Зальцбургским фестивалем. Бернхард Фляйшер «Движущиеся изображения», 2003.

Цитируемые источники

[ редактировать ]
  • Клементс, Эндрю. 1995. "Супер-Саравей Штокхаузен". Гардиан (29 июня).
  • Дирмейкис, Пол . 1999. Дыхание времени: Quodlibet для Карлхайнца Штокхаузена . [Ла Сейн-сюр-Мер]: Éditions Telo Martius. ISBN   2-905023-37-6 .
  • Фэллоуз, Дэвид. 2012. « Среда света : Бирмингемская оперная труппа в Argyle Works, Бирмингем, 22 августа». Опера (октябрь): 1284–1286 гг.
  • Гриффитс, Пол . 1995. «Штокхаузен взлетел». «Таймс» (5 июля).
  • Макони, Робин . 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: Scarecrow Press. ISBN   0-8108-5356-6 .
  • Миш, Би. 2004. «Последовательное мышление в СВЕТЕ ». На Международном симпозиуме Штокхаузена 2000: СВЕТ . Музыковедческий институт Кёльнского университета, 19-22 октября 2000 г. Отчет о конференции . Под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , 36–51. Мюнстер, Берлин, Лондон: LIT-Verlag.
  • Росс, Алекс . 1995. «Классический взгляд; в движении, Берлин перерисовывает, напоминает» , The New York Times (13 августа).
  • Швейцер, Вивьен. 2008. « Исполнение мечты со струнами и роторами ». Нью-Йорк Таймс (13 июля).
  • Симидзу, Минору. 2004. «Потенциал мультимедийных представлений и« сценическая музыка »— некоторые замечания о струнном квартете вертолета ». На Международном симпозиуме Штокхаузена 2000: СВЕТ. Музыковедческий институт Кёльнского университета, 19-22 октября 2000 г. Отчет о конференции . Под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , 61–73. Мюнстер, Берлин, Лондон: LIT-Verlag.
  • Саймонс, Марлиз . 1995. "Вертолетный квартет. Что еще?" . Нью-Йорк Таймс (31 июля).
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1963. «О положении профессии (звуковое сочинение)». В его «Текстах о музыке» и с послесловием 1, под редакцией Дитера Шнебеля , 45–61. Документы ДюМон. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1996. «Вертолетный струнный квартет». Гранд-стрит 14, № 4 (Весна, «Гранд-стрит 56: Мечты»): 213–225. ISBN   1-885490-07-0 . Онлайн-версия [1999 г.] как « Введение: Вертолетный струнный квартет (1992/93) » (некоторые упущения, некоторые дополнения, разные иллюстрации; архив от 17 ноября 2014 г., по состоянию на 21 апреля 2015 г.).
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 2004. « Вертолетный струнный квартет : исполнение на 8-дорожечной кассете с пояснительными примечаниями». На Международном симпозиуме Штокхаузена 2000: СВЕТ. Музыковедческий институт Кёльнского университета, 19-22 октября 2000 г. Отчет о конференции . Под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , 89–114. Мюнстер, Берлин, Лондон: LIT-Verlag.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 2012. « Вертолетный струнный квартет (1992/93): Третья сцена среды из света » / Вертолетный струнный квартет (1992/93): Третья сцена [ sic ] Среда из света ». В Карлхайнце Штокхаузене, Среда из света: премьера , Бирмингемская оперная труппа: Лондонский фестиваль 2012, 35–40, 81–84. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Ардитти, Ирвин . 2008. «Немецкий фокус: полет фантазии». Страд 119, нет. 1415 г. (март): 52–53, 55.
  • Бишоп, Райан. 2011. «Сила шума, или трогательная музыка: телегаптика вертолётного струнного квартета Штокхаузена ». Вещество 40, нет. 3, (выпуск 126: «Plus d'un toucher: Touching Worlds»): 25–40.
  • Бемер, Конрад . 1998. "В облака с грохотом...". Новый музыкальный журнал 159, № 4 (июль – август): 43–47.
  • Фризиус, Рудольф. 2013. Карлхайнц Штокхаузен III: Рабочие циклы 1977–2007 гг . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music. ISBN   978-3-7957-0772-9 .
  • Ольшлегель, Рейнхард [ де ] . 1995. «Вертолетный струнный квартет: событие для СМИ Карлхайнца Штокхаузена». «Зюддойче Цайтунг» (13 июля).
  • Спан, Клаус . 2007. «Взлет в Брауншвейге». Die Zeit , № 26 (21 июня): 50.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1999. Вертолетный струнный квартет , буклет для компакт-диска 53 Stockhausen Complete Edition.
  • Штрук-Шлен, Михаэль. 1995. «В ожидании Ольшейха». Мир (28 июня).
  • Туп, Ричард . 2008. « Mittwoch aus Licht («Среда от света»)». Grove Music Online: Оперный словарь New Grove (22 октября) (требуется подписка) (по состоянию на 17 апреля 2013 г.).
  • Ульрих, Томас. 2017. Цикл Штокхаузена СВЕТ: Оперный гид . Кельн, Веймар и Вена: Бёлау Верлаг. ISBN   978-3-412-50577-6 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b1e9a0f9991c2803bd1c99d13afa7b91__1722073800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b1/91/b1e9a0f9991c2803bd1c99d13afa7b91.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Helikopter-Streichquartett - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)