Вертолетный струнный квартет

Helikopter -Streichquartett (англ. Helicopter String Quartet ) — одно из Карлхайнца Штокхаузена самых известных произведений и одно из самых сложных в исполнении. В нем задействован струнный квартет , четыре вертолета с пилотами, а также аудио- и видеоаппаратура и технический персонал. Впервые оно было исполнено и записано в 1995 году. Хотя оно может быть исполнено как самостоятельное произведение, оно также образует третью сцену оперы Mittwoch aus Licht («Среда от света»).
История
[ редактировать ]
« Вертолетный квартет» первоначально был создан по заказу Ханса Ландесмана на Зальцбургском фестивале в начале 1991 года. [1] Первоначальной реакцией Штокхаузена было то, что он не заинтересован в написании струнного квартета, но однажды ночью ему приснилось, что он летит над четырьмя вертолетами, каждый из которых несет участника струнного квартета; он мог видеть сквозь прозрачные вертолеты. [2] Впоследствии он сделал несколько набросков и планов, но только в 1992–93 годах нашел время для составления квартета. [1] К этому времени ему приснилось еще несколько снов, касающихся этой пьесы, в том числе сон о рое пчел и скрипаче, о котором Штокхаузен сказал: «Жужжание множества пчел - для меня волшебный звук». [3] квартет Ардитти Премьеру должен был сыграть . После того, как Штокхаузен закончил свою партитуру, ее отправили обратно Ландесманну для критики. Его реакция была положительной, как и реакция директора Фестиваля Жерара Мортье . Началась долгая серия переговоров с Festspiele и австрийской армией, которые должны были предоставить вертолеты, а также с различными телеканалами, которые транслировали этот материал. Отчасти из-за протестов Австрийской партии зеленых о том, что «было бы абсолютно невозможно загрязнить австрийский воздух исполнением этого Штокхаузена», в конце концов запланированную премьеру 1994 года пришлось отменить. [4]
Первые исполнения пьесы состоялись в Амстердаме 26 июня 1995 года в рамках Голландского фестиваля с участием вертолетов Alouette из демонстрационной группы Королевских ВВС Нидерландов Grasshoppers . Исполнителями выступили: первый скрипач Ирвин Ардитти и пилот Марко Оливер; второй скрипач Грэм Дженнингс и пилот лейтенант Денис Янс; альтист Гарт Нокс и пилот лейтенант Роберт де Ланге; виолончелист Рохан де Сарам и пилот капитан Эрик Букельман. [5] Было проведено три выступления: на Вестергазфабрике после двух испытательных полетов в одном и том же месте накануне, и несколько ранее на аэродроме в Дилене с целью проверки микрофонов. [4] После этих выступлений Штокхаузен пересмотрел партитуру, добавив около трех минут материала ближе к концу, непосредственно перед спуском, увеличив общую продолжительность примерно с 29 минут до 32 минут. [6] С момента своей премьеры « Вертолетный квартет» исполнялся «довольно регулярно» и стал «самым знаковым произведением классической музыки 1990-х годов», хотя он не был представлен в полном контексте, как третья сцена « Mittwoch aus Licht» , пока Премьера оперы состоялась в августе 2012 года. [7]
В 2001 году Анжелен Прельжокаж поставил эту музыку для современного танцевального произведения « Вертолет» .
Состав
[ редактировать ]
Цикл Лихта - в целом и во всех его частях - состоит из серий , основанных на трехслойной «суперформуле». Этот принцип проектирования является расширением серийных методов, разработанных Штокхаузеном в начале 1950-х годов, - связь, на которую сам Штокхаузен неоднократно обращал внимание в своих теоретических объяснениях. [8] Квартет основан на короткой части слоя Евы из сегмента среды суперформулы: D–F–G ♭ . После первоначального восхождения происходят три итерации трехголосной суперформулы, каждый раз распределенные между четырьмя инструментами и каждый раз с линиями Михаила, Евы и Люцифера в разном вертикальном расположении. Суперформула в целом последовательно транспонируется так, что слой Евы каждый раз начинается с соответствующего тона из «вертолетного» сегмента: D–F–G ♭ . [9] Длительность трех высказываний тройной формулы также определяется ритмами малого «вертолетного» сегмента. [10]
Более общие черты, обнаруженные в произведении, характерны и для серийной ткани музыки Штокхаузена. Например, взаимопроникновение макро- и микроизмерений, обнаруженное в более ранних композициях, таких как «Контакте» , где Штокхаузен сжимает ритм до высоты тона, или в «Гимнене» , где он замедляет звуки гусей, пока они не раскрываются как крики футбольной толпы. Скрипичные тремоло здесь, а также в Миттвоха предыдущей сцене , «Оркестр-Финалист» , вызывают звук жужжания комара, так что «композитор также говорит, что комар — это еще и крошечный вертолет», и связь между ними делается скрипкой. [11] Другой способ - то, как сценический характер « Вертолетного квартета» образует один из четырех «серийных вариантов»: первая и четвертая сцены оперы представляют идею общения и сотрудничества, сначала, когда мировые парламентарии встречаются, чтобы обсудить тему любви, а затем, когда межпланетные делегаты рассматривают космические проблемы, в то время как вторая сцена и эта вращаются вокруг идеи коллективного создания музыки. [12]
Третий последовательный принцип — это интеграция отдельных элементов в единое целое. Это выразил Штокхаузен в тексте, написанном в 1953 году:
Очевидно, самосозерцание и осознание всеобщего, планомерного порядка существуют сегодня «более, чем когда-либо». Вместе с этим приходит желание придать индивидуальному тону очень специфическое ощущение, выходящее за пределы мгновенного насыщения и просто импульсивной игры организации и комбинации; то есть ощущение музыки как представления той всеобъемлющей «глобальной» структуры, в которой все интегрировано . [13]
У Лихта это обычно рассматривается в «сценических контекстах, которые не связаны с единым, линейным, телеологическим повествованием, а как композиционные события в многомерных, независимых от процесса, протекающих в складчатых, пересекающихся или параллельных слоях и, тем не менее, удерживаемые». вместе по принципу единообразия». [14] В « Вертолетном квартете», в частности, это проявляется пространственно , так как физическое разделение исполнителей от зрителей и между собой, кружащих в небе на четырех разных вертолетах, преодолевается за счет использования аудиовизуального оборудования, так что «только тогда, когда транслируемые через телеэкраны и громкоговорители в концертном зале, четырехслойные музыкальные события складываются в единое целое». [15]
Практика исполнения
[ редактировать ]
Для выступления необходимы: четыре вертолета, каждый из которых оснащен пилотом и звукооператором, телевизионным передатчиком и трехканальным звуковым передатчиком, а также зрительный зал с четырьмя колонками телевизоров и громкоговорителей, звукооператор с микшерным пультом и модератор (по желанию). а также участники струнного квартета.
В центре внимания произведения лежит мечта Штокхаузена о струнном квартете, играющем на тремоло, которые так хорошо сочетаются с тембрами и ритмами лопастей несущего винта , что вертолеты звучат как музыкальные инструменты. [1] Это достигается за счет использования микрофонов, расположенных так, чтобы вертолеты могли сливаться со струнными инструментами, при этом инструменты слышны немного громче, чем лопасти. [16]
Пьеса исполняется следующим образом: модератор, который может быть звукорежиссером, представляет квартет, а затем объясняет технические аспекты пьесы. Затем игроки уходят, всегда будучи видимыми публике через следующие за ними видеокамеры, пока все они не прибудут и не сядут в свои вертолеты. [17]
С момента взлета и до высадки музыканты и вертолеты постоянно остаются в поле зрения камер, при этом видео и звук (с помощью трех микрофонов в каждом вертолете) каждого струнника транслируются на закрепленную за ним группу телемониторов в зрительном зале. «Земля видна через стеклянную кабину вертолета позади каждого игрока». [16]
Затем начинается произведение. Вертолеты кружат в радиусе 6 км от зала, постоянно меняя высоту, чтобы создать «отскок» пьесы. Все двенадцать входящих сигналов контролируются звуковой командой. [18]
Спуск длится пять минут, при этом затихающий звук лопастей несущего винта служит фоном, когда квартет возвращается в зал. Затем модератор отвечает на вопросы и вызывает аплодисменты. [19]
Обзоры прессы
[ редактировать ]В статье для The New York Times Алекс Росс назвал премьеру «запоминающимся зрелищем», сославшись на виртуозное выступление Ардитти и Кузнечиков. Однако его отзыв был в основном отрицательным:
Немецкий экспериментализм в его классической форме, очевидно, исчерпал себя. Ничто не иллюстрировало его устаревание более наглядно, чем недавняя премьера на Голландском фестивале струнного квартета вертолетов Карлхайнца Штокхаузена... это не было, как утверждал г-н Штокхаузен, ни важным исследованием новых звуковых материалов, ни чем-то важным в чисто музыкальном плане. . Это было грандиозное абсурдное развлечение, мало чем отличающееся от Христом Рейхстага обертывания в Берлине. [20]
Эндрю Клементс в The Guardian восхищался логистическими достижениями Штокхаузена:
Технологические сложности, необходимые для того, чтобы заставить такую штуку работать почти безупречно, огромны (запланированное выступление в Зальцбурге в прошлом году не удалось, в прямом и переносном смысле, сдвинуться с мертвой точки), и в контексте достижений Штокхаузена как композитора « Вертолетный квартет» не может быть чрезвычайно значимо, но как напоминание о силе его творческой личности и организаторских способностях, это замечательное, хотя и невероятно причудливое достижение. А какое отношение все это имеет к опере, покажет только время. [21]
В своем обзоре для The Times Пол Гриффитс обсуждает, как произведение комментирует менталитет камерной музыки, и намекает, что у этого произведения более богатая жизнь как концепция:
Helikopter-Streichquartett говорит о психологии квартета, о подвергании себя риску, о вере в то, что другие придут вовремя (изолированные визуально и на слух, игроки могли получить указания только по клик-треку, услышанному в наушниках) и преданности долгу. ...это работа, которую можно как представить, так и пережить. Действительно, воображаемый Helikopter-Streichquartett, вероятно, следует отдать предпочтение, поскольку единственным большим разочарованием амстердамского выступления было то, что музыканты квартета Ардитти находились в воздухе так плохо: мониторы только что показали нам четырех парней в тесных условия, кланяясь. [22]
Марлиз Саймонс в статье для The New York Times приводит краткий обзор многочисленных критических реакций в голландской прессе:
Выступление получило широкую рецензию в голландских газетах, которые восхищались безупречной технической подачей, но не обращали внимания на необычные звуки. Влиятельная газета NRC-Handelsblad сочла «горячую музыку» грохота самолетов тревожной и заявила, что «шум лопастей создавал напряжение» в аудитории. Но Яннис Аннинос, греческий композитор, прилетевший из Афин, чтобы присутствовать на концерте, сказал, что «Вертолетный квартет» — «превосходное произведение гения».
Г-н Штокхаузен сказал, что у него на уме и другие выступления квартета. Его также спросили, считает ли он возможным поднять на вертолетах целый оркестр.
"Почему нет?" - сказал он. [23]
компакт-диск
[ редактировать ]Первый компакт-диск был создан по заказу самих Arditti Quartet. [ нужна ссылка ] и включает в себя как запись мировой премьеры, так и студийную запись переработанной версии, в которую добавлен некоторый материал, написанный после мировой премьеры. Студийная запись была сделана WDR 7 декабря 1996 года в Кюртене с использованием Übertragungswagen , или мобильной студии. Они использовали четыре разных комнаты в студии, а звуки вертолета были дублированы на 24-дорожечную ленту Sony. [ нужна ссылка ]
Дискография
[ редактировать ]- Штокхаузен, Карлхайнц. «Вертолетный струнный квартет»: премьера в 1995 году + студийное производство в 1996 году . Квартет Ардитти ( Ирвин Ардитти , Грэм Дженнингс [мировая премьера] и Дэвид Альберман [студийная запись переработанной партитуры], скрипки; Гарт Нокс , альт; Рохан де Сарам , виолончель); «Кузнечики» (вертолетная акробатическая группа); Карлхайнц Штокхаузен, музыкальное руководство, контроль записи, звуковая проекция, сведение и модерация [мировой премьеры]. Stockhausen Complete Edition, компакт-диск 53 AB (2 компакт-диска). Kürten: Stockhausen-Verlag, 1999. Студийная версия также выпущена на Montaigne Auvidis MO 782097 (CD).
- Штокхаузен, Карлхайнц. Вертолет-Штрайхквартет . Квартет Ардитти (Ирвин Ардитти и Дэвид Альберман, скрипки; Гарт Нокс, альт; Рохан де Сарам, виолончель); Кузнечики (вертолетная акробатическая группа, запись третьего амстердамского выступления, в примеси). Arditti Quartet Edition 35. Montaigne Auvidis MO 782097 (сингл на компакт-диске). 32’00». Париж: Монтень Овиди, 1999.
Фильмография
[ редактировать ]- «Вертолетный струнный квартет» — фильм Фрэнка Шеффера . Крупный план: документальный сериал, в котором Фрэнк Шеффер высказывает свой взгляд на различных композиторов 20-го века . [Sl]: АВРО. Телевизионная запись, 1995 год.
- Немецкий выпуск DVD (немецкий и английский, DVD) Вертолетный струнный квартет . Фрэнк Шеффер; Карлхайнц Штокхаузен. Кюртен, Германия: Штокхаузен-Верлаг, 2006.
- Британский релиз: Helicopter String Quartet . Фрэнк Шеффер; Тон ван дер Ли ; Карлхайнц Штокхаузен. Немецкий. Запись видео: DVD видео 1 видеодиск (77 мин.). Лондон: 2008.
- Французский DVD-релиз. Вертолетный струнный квартет . Карлхайнц Штокхаузен; Фрэнк Шеффер. Видеозапись: DVD-видео (77 мин. [в каталоге издательства ошибочно указано 113 мин.]). [Париж]: Idéale Audience International, 2008.
- Штокхаузен: Helikopter Streichquartett (архив от 8 сентября 2012 г., по состоянию на 13 марта 2018 г.). Звукорежиссер: Андре Ришар . совместное производство с Red Bull и Зальцбургским фестивалем. Бернхард Фляйшер «Движущиеся изображения», 2003.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Штокхаузен 1996 , 214.
- ^ Дирмейкис 1999 , 21–22.
- ^ Швейцер 2008 .
- ^ Jump up to: а б Штокхаузен 2004 , 90.
- ^ Штокхаузен 1996 , 216.
- ^ Штокхаузен 2004 , 91.
- ^ Фэллоуз 2012 , 1284.
- ^ Миш 2004 , 36.
- ^ Симидзу 2004 , 66.
- ^ Штокхаузен 2004 , 98.
- ^ Макони 2005 , 514.
- ^ Миш 2004 , 42–43.
- ^ Штокхаузен 1963 , 46.
- ^ Миш 2004 , 42.
- ^ Миш 2004 , 43.
- ^ Jump up to: а б Штокхаузен 1996 , 215.
- ^ Штокхаузен 1996 , 214–215.
- ^ Штокхаузен 2012 , 36, 82.
- ^ Штокхаузен 2012 , 36, 39, 82, 84.
- ^ Росс 1995 .
- ^ Клементс 1995 .
- ^ Гриффитс 1995 .
- ^ Саймонс 1995 .
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Клементс, Эндрю. 1995. "Супер-Саравей Штокхаузен". Гардиан (29 июня).
- Дирмейкис, Пол . 1999. Дыхание времени: Quodlibet для Карлхайнца Штокхаузена . [Ла Сейн-сюр-Мер]: Éditions Telo Martius. ISBN 2-905023-37-6 .
- Фэллоуз, Дэвид. 2012. « Среда света : Бирмингемская оперная труппа в Argyle Works, Бирмингем, 22 августа». Опера (октябрь): 1284–1286 гг.
- Гриффитс, Пол . 1995. «Штокхаузен взлетел». «Таймс» (5 июля).
- Макони, Робин . 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: Scarecrow Press. ISBN 0-8108-5356-6 .
- Миш, Би. 2004. «Последовательное мышление в СВЕТЕ ». На Международном симпозиуме Штокхаузена 2000: СВЕТ . Музыковедческий институт Кёльнского университета, 19-22 октября 2000 г. Отчет о конференции . Под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , 36–51. Мюнстер, Берлин, Лондон: LIT-Verlag.
- Росс, Алекс . 1995. «Классический взгляд; в движении, Берлин перерисовывает, напоминает» , The New York Times (13 августа).
- Швейцер, Вивьен. 2008. « Исполнение мечты со струнами и роторами ». Нью-Йорк Таймс (13 июля).
- Симидзу, Минору. 2004. «Потенциал мультимедийных представлений и« сценическая музыка »— некоторые замечания о струнном квартете вертолета ». На Международном симпозиуме Штокхаузена 2000: СВЕТ. Музыковедческий институт Кёльнского университета, 19-22 октября 2000 г. Отчет о конференции . Под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , 61–73. Мюнстер, Берлин, Лондон: LIT-Verlag.
- Саймонс, Марлиз . 1995. "Вертолетный квартет. Что еще?" . Нью-Йорк Таймс (31 июля).
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1963. «О положении профессии (звуковое сочинение)». В его «Текстах о музыке» и с послесловием 1, под редакцией Дитера Шнебеля , 45–61. Документы ДюМон. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1996. «Вертолетный струнный квартет». Гранд-стрит 14, № 4 (Весна, «Гранд-стрит 56: Мечты»): 213–225. ISBN 1-885490-07-0 . Онлайн-версия [1999 г.] как « Введение: Вертолетный струнный квартет (1992/93) » (некоторые упущения, некоторые дополнения, разные иллюстрации; архив от 17 ноября 2014 г., по состоянию на 21 апреля 2015 г.).
- Штокхаузен, Карлхайнц. 2004. « Вертолетный струнный квартет : исполнение на 8-дорожечной кассете с пояснительными примечаниями». На Международном симпозиуме Штокхаузена 2000: СВЕТ. Музыковедческий институт Кёльнского университета, 19-22 октября 2000 г. Отчет о конференции . Под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , 89–114. Мюнстер, Берлин, Лондон: LIT-Verlag.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 2012. « Вертолетный струнный квартет (1992/93): Третья сцена среды из света » / Вертолетный струнный квартет (1992/93): Третья сцена [ sic ] Среда из света ». В Карлхайнце Штокхаузене, Среда из света: премьера , Бирмингемская оперная труппа: Лондонский фестиваль 2012, 35–40, 81–84. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ардитти, Ирвин . 2008. «Немецкий фокус: полет фантазии». Страд 119, нет. 1415 г. (март): 52–53, 55.
- Бишоп, Райан. 2011. «Сила шума, или трогательная музыка: телегаптика вертолётного струнного квартета Штокхаузена ». Вещество 40, нет. 3, (выпуск 126: «Plus d'un toucher: Touching Worlds»): 25–40.
- Бемер, Конрад . 1998. "В облака с грохотом...". Новый музыкальный журнал 159, № 4 (июль – август): 43–47.
- Фризиус, Рудольф. 2013. Карлхайнц Штокхаузен III: Рабочие циклы 1977–2007 гг . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music. ISBN 978-3-7957-0772-9 .
- Ольшлегель, Рейнхард . 1995. «Вертолетный струнный квартет: событие для СМИ Карлхайнца Штокхаузена». «Зюддойче Цайтунг» (13 июля).
- Спан, Клаус . 2007. «Взлет в Брауншвейге». Die Zeit , № 26 (21 июня): 50.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1999. Вертолетный струнный квартет , буклет для компакт-диска 53 Stockhausen Complete Edition.
- Штрук-Шлен, Михаэль. 1995. «В ожидании Ольшейха». Мир (28 июня).
- Туп, Ричард . 2008. « Mittwoch aus Licht («Среда от света»)». Grove Music Online: Оперный словарь New Grove (22 октября) (требуется подписка) (по состоянию на 17 апреля 2013 г.).
- Ульрих, Томас. 2017. Цикл Штокхаузена СВЕТ: Оперный гид . Кельн, Веймар и Вена: Бёлау Верлаг. ISBN 978-3-412-50577-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Макони, Робин . « Вертолетный струнный квартет ».
- Макони, Робин. 2005. « Музыкальные вертолеты Штокхаузена »