Три песни (Штокхаузен)
Три песни | |
---|---|
Песни Карлхайнца Штокхаузена | |
Другое имя | Песни отступников |
Каталог | 1/10 |
Текст | три стихотворения Штокхаузена (первое позже заменено стихотворением Шарля Бодлера ) |
Язык | немецкий |
Составленный | 1950 |
Преданность | Дорис Эндрю |
Выполненный | 21 октября 1971 г. |
Подсчет очков |
|
Drei Lieder («Три песни») для альтового голоса и камерного оркестра — песенный цикл Карлхайнца Штокхаузена , написанный ещё студентом консерватории в 1950 году. В каталоге произведений композитора он имеет номер 1 / 10 .
История
[ редактировать ]Когда 21-летний Штокхаузен написал « Древнюю песню» за две недели летом 1950 года, у него не было амбиций стать композитором. Он приближался к концу своего музыкального образования в Кельнской консерватории и после многочисленных занятий в классе хотел просто попробовать свои силы в сочинении чего-нибудь существенного. Первоначально произведение называлось Lieder der Abtrünnigen («Песни ренегата») и содержало три стихотворения, написанные самим композитором: «Mitten im Leben» («Посреди жизни»), «Frei» («Свободный») и «Der Saitenmann». (Скрипач). (Вполне возможно, что первоначально песен было пять, но две позже были уничтожены.) Партитура посвящена Дорис Андреэ , которая впоследствии стала женой композитора. [1]
Штокхаузен представил партитуру жюри Darmstädter Ferienkurse , но они отклонили ее, посчитав ее «слишком старомодной», а тексты - «слишком ужасными». В ответ Штокхаузен решил заменить текст первой песни немецким переводом стихотворения Шарля Бодлера . Когда он успешно прошел прослушивание для поступления в класс композиции Фрэнка Мартина в консерватории, он представил именно « Древнюю песню» , а также представил партитуру в качестве одной из двух экзаменационных работ по своему факультативному предмету — композиции (второй была Сонатина для скрипки). и фортепиано). Партитура оставалась неисполненной в течение двадцати лет, пока Морис Флере не попросил его сделать премьеру на концертах SMIP в Париже. [ нужны разъяснения ] Любопытно услышать, как это ювенильное звучит произведение, Штокхаузен предложил Drei Lieder , которые впервые были исполнены в исполнении Бриджит Фассбендер 21 октября 1971 года под управлением композитора. Штокхаузен дирижировал дальнейшими выступлениями в Риме в 1973 году и с Берлинской филармонией в 1975 году, а также сделал запись для SWR в том же году с Сильвией Андерсон , меццо-сопрано, и Симфоническим оркестром SWR . [2] [3]
Инструментарий
[ редактировать ]В состав камерного оркестра, сопровождающего альтовый голос, входят:
- Флейта (удвоение пикколо)
- Е ♭ кларнет
- Кларнет
- басу
- Труба C (удвоение трубы D)
- ударные (два игрока)
- фортепиано
- клавесин (с электрическим усилением)
- тромбон
- скрипки
- альты
- виолончели
- контрабасы
Анализ
[ редактировать ]Три песни:
- Дер Ребелл (Бунтарь)
- Фрей (бесплатно)
- Струнный человек (Скрипач)
Музыкальный язык песен эклектичен, синтезируя элементы двенадцатитоновой техники и неотональности. [4] с чертами бешеного немецкого джаза 1930-х годов. [5] Влияние Берга и Шёнберга можно услышать в написании голоса и струнных, а Стравинского часто намекают на партии фагота и медные аккорды. Расцветы трубы и бокового барабана в виде игрушечного солдатика открывают каждую из трех песен, устанавливая их иронический характер, напоминают Хиндемита и Вайля , а частые на ксилофоне соло перекликаются с Сонатой Бартока для двух фортепиано и ударных , которая стала темой Штокхаузена. дипломную работу в 1951 году. Третья песня, кажется, находится под чарами Оливье Мессиана (у которого Штокхаузен учился в 1952 году), включая даже то, что кажется краткой цитатой из « Trois petites литургии божественного присутствия» французского композитора . Однако похоже, что Штокхаузен впервые познакомился с музыкой Мессиана только через месяц после завершения « Drei Lieder» . [6]
Первая песня представляет собой диалог между альтовым голосом и трубой, включающий в себя текст Бодлера об отказе подчиняться власти. Музыка «Фрея» легка и подвижна, в отличие от мрачного юмора текста, в котором Арлекин получает от короля завязанную веревку. Жестом, напоминающим Александрийское решение , шут демонстративно разрубает узлы топором. [7]
Дискография
[ редактировать ]- Карлхайнц Штокхаузен. «Три песни » для альтового голоса и камерного оркестра (1950); Сонатина , для скрипки и фортепиано (1951); Игра для оркестра (1952); Ударное трио , для фортепиано и 2 х 3 литавр (1952). Сильвия Андерсон, альт; Симфонический оркестр Зюдвестфунк Баден-Бадена, Карлхайнц Штокхаузен, дир. Сашко Гаврилов , скрипка; Алоис Контарский , фортепиано. Запись LP, 1 диск: стерео, 12 дюймов, 33⅓ об/мин. DGG 2530 827. [Гамбург]: Deutsche Grammophon, 1977. Это исполнение Drei Lieder, переизданное как часть La canción Moderna II , с песнями Альбана Берга и Бенджамина. Бриттен. Энциклопедия «Спасение великих тем музыки»; 27. Стерео кассета. записи Сонатины и Древних песен Фонограмма 74 07 227. Мадрид: Фонограмма, 1983. Переизданные на Штокхаузене: Хоры для Дорис , Хорал , Три песни , Сонатина, Кройцшпиль . Хор Северо-Немецкого радио (Ирмгард Якобейт, сопрано), Карлхайнц Штокхаузен, дир. (первые две работы); участники Лондонской симфониетты Карлхайнц Штокхаузен, дир. (последняя работа). Компакт-диск, 1 звуковой диск: стерео, 4¾ дюйма. Stockhausen Complete Edition CD 1. Kürten: Stockhausen-Verlag, 2002.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Курц 1992 , стр. 27, 31.
- ^ Штокхаузен 1978 , с. 41.
- ^ Курц 1992 , с. 184.
- ^ Фризиус 2008 , с. 25
- ^ Макони 2005 , с. 15.
- ^ Коль 2008 .
- ^ Макони 2005 , с. 36.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Работы 1950–1977; Беседа с Карлхайнцем Штокхаузеном: «Дела идут на поправку» . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music International. ISBN 978-3-7957-0249-6 .
- Коль, Джером . 2008. «Drei Lieder (Три песни) для альтового голоса и камерного оркестра». Сборник программ фестиваля Кланг (1–9 ноября), Southbank Centre, Лондон, 20–21. Лондон: Центр Саутбэнк.
- Курц, Майкл. 1992. Штокхаузен: Биография в переводе Ричарда Тупа . Лондон и Бостон: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-14323-7 (ткань); ISBN 0-571-17146-X (пбк).
- Макони, Робин . 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: Scarecrow Press. ISBN 0-8108-5356-6 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1978. «Три песни для альтового голоса и камерного оркестра (1950)». В его текстах о музыке 4 (1970–1977), под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера , 41–45. Документы ДюМон. Кельн: Книжное издательство DuMont. ISBN 3-7701-1078-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Грацер, Вольфганг. 1994. «Возвращение Арлекина на сцену Карлхайнца Штокхаузена». В «Забавном человеке на сцене» , 2 тома, под редакцией Питера Чобади, 2:733–750. Слово и музыка: Зальцбургские академические вклады 23. Аниф-Зальцбург: Мюллер-Шпайзер. ISBN 3-85145-023-X .
- Лекфельдт, Йорген. 2000. «Богословие Штокхаузена». Преображение: Северный журнал искусства и христианства 2, вып. 1 (август): 7–42.