Гордиев узел
Разрезание гордиева узла — это древнегреческая легенда, связанная с Александром Македонским в Гордии во Фригии , о сложном узле , которым связывалась повозка с быками. По общему мнению, тому, кто сможет его развязать, будет суждено править всей Азией. В 333 г. до н.э. Александру было предложено развязать узел. Вместо того, чтобы кропотливо распутывать его, как ожидалось, он эффектно разрезал его своим мечом, проявив, таким образом, еще одну форму умственного гения. Таким образом, оно используется как метафора для, казалось бы, неразрешимой проблемы, которая решается применением грубой силы.
Поверните его к любому делу политики,
Гордиев узел он развяжет,
Знакомый, как его подвязка
Легенда
[ редактировать ]не У фригийцев было царя , но оракул в Телмиссе (древняя столица Ликии ) постановил, что следующий человек, въехавший в город на повозке с волами, должен стать их царем. Крестьянин-фермер по имени Гордиас въехал в город на повозке, запряженной волами, и сразу же был провозглашен королем. [а] В знак благодарности его сын Мидас посвятил повозку, запряженную быками. [1] фригийскому богу Сабазиосу (которого греки отождествляли с Зевсом ) и привязывали его к столбу замысловатым узлом из кизила коры ( Cornus mas ). описал этот узел Позже римский историк Квинт Курций Руф как состоящий из «несколько узлов, настолько плотно переплетенных, что невозможно было увидеть, как они завязаны». [2]
Повозка с волами все еще стояла во дворце бывших царей Фригии в Гордиуме в четвертом веке до нашей эры, когда прибыл Александр Великий, и в этот момент Фригия была превращена в сатрапию или провинцию Персидской империи . Оракул заявил, что любому человеку, который сможет распутать эти сложные узлы, суждено стать правителем всей Азии. [2] Александр Великий хотел развязать этот узел, но изо всех сил пытался это сделать. Затем он решил, что не имеет значения, как будет развязан узел, поэтому вытащил меч и одним ударом разрезал его пополам. [2] В альтернативной версии истории Александр Македонский развязал узел, вытащив стержень из ярма . [2]
Античные источники сходятся во мнении, что Александр Македонский столкнулся с проблемой узла, но его решение оспаривается. И Плутарх , и Арриан сообщают, что, согласно Аристобулу , [б] Александр Великий вытащил стержень из шеста, к которому было прикреплено ярмо, обнажив два конца шнура и позволив ему развязать узел, не разрезая его. [3] [4] Некоторые ученые-классики считают это более правдоподобным, чем популярное мнение. [5] Литературные источники этой истории включают Арриана ( Анабасис Александри 2.3), Квинта Курция (3.1.14), Помпея воплощение Юстином Трога (11.7.3) и Элиана « De Natura Animalium» 13.1. [6]
Позже Александр Великий завоевал Азию до Инда и Окса , исполнив таким образом пророчество.
Интерпретации
[ редактировать ]Узел, возможно, был религиозным узлом-шифром, охраняемым священниками и жрицами. Роберт Грейвс предположил, что оно, возможно, символизировало невыразимое имя Диониса , которое, запутанное, как шифр, передавалось из поколения в поколение жрецам и открывалось только царям Фригии. [7]
В отличие от народной басни , подлинная мифология имеет мало совершенно произвольных элементов. Этот миф, взятый в целом, по-видимому, призван придать легитимность династическим изменениям в этом центрально- анатолийском королевстве: таким образом, Александр «жестоко разрубил узел… положил конец древнему устроению». [7]
Повозка, запряженная волами, предполагает более длительное путешествие, а не местное путешествие, возможно, связывающее Александра Великого с подтвержденным мифом о происхождении в Македонии , о котором Александр, скорее всего, был осведомлен. [8] Основываясь на этом мифе о происхождении, новая династия не была с незапамятных времен древней, но широко помнила о своем происхождении из местного, но несвященного «чужого» класса, представленного в греческих отчетах в равной степени как одноименного крестьянина. [9] или местно засвидетельствованный, подлинно фригийский [10] в своей телеге, запряженной волами. Роллер (1984) выделяет в греческих сообщениях аутентичные фригийские элементы и находит элемент народно-сказочный и религиозный, связывающий основателя династии (с культами «Зевса» и Кибелы ). [11]
Другие греческие мифы узаконивают династии по праву завоевания (сравните Кадма ), но в этом мифе подчеркнутый узаконивающий оракул предполагает, что предыдущая династия была расой царей-жрецов, связанных с неопознанным пророческим божеством.
См. также
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ Повозка, запряженная волами, часто изображается в произведениях искусства в виде колесницы , что делало ее более разборчивым символом власти и военной готовности. Его положение также было предсказано ранее по орлу, приземлившемуся на его повозку, что было знаком ему от богов.
- ^ Арриан и Плутарх - вторичные источники; Текст Аристобола утерян.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Арриан , Анабасис Александри (Александру Анавасис), Книга II.3: « и он предложил повозку своего отца в подарок королю на орле в процессии». что означает «и он предложил повозку своего отца в подарок королю Зевс в благодарность за посылку орла».
- ^ Jump up to: а б с д Эндрюс, Эван (3 февраля 2016 г.). «Что такое Гордиев узел?» . История . Архивировано из оригинала 21 января 2019 года . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ Арриан (1971) [1958]. Походы Александра . Перевод де Селинкура, Обри (переработанное, расширенное изд.). Группа Пингвин. п. 105.
- ^ Плутарх (2004). Клаф, Артур Хью (ред.). Жизнь Александра Македонского . Перевод Драйдена, Джона . Современная библиотека. стр. 18 . ISBN 978-0812971330 .
- ^ Фредриксмейер, Эрнест А. (июль 1961 г.). «Александр, Мидас и Оракул в Гордиуме». Классическая филология . 56 (3): 160–168. дои : 10.1086/364593 . JSTOR 265752 . S2CID 162250370 . со ссылкой на Тарн, WW 1948 г.
- ^ Четыре источника приведены в книге Робин Лейн Фокс , Александр Великий (1973) 1986: Примечания к главе 10, стр. 518; Фокс пересказывает этот анекдот, стр. 149–151.
- ^ Jump up to: а б Грейвс, Роберт (1960) [1955]. «Мидас». Греческие мифы (PDF) (пересмотренная редакция). Книги о пингвинах. стр. 168–169. Архивировано (PDF) из оригинала 27 января 2018 г.
- ^ "Наверняка Александр считал, что этот бог, установивший Мидасу власть над Фригией, теперь гарантировал ему исполнение обещания господства над Азией" (Фредриксмейер, 1961, стр. 165).
- ^ Трог у Юстина, Плутарха, Александра 18.1; Курций 3.1.11 и 14.
- ^ Арриан
- ^ Роллер, Линн Э. (октябрь 1984 г.). «Мидас и гордиев узел». Классическая античность . 3 (2): 256–271. дои : 10.2307/25010818 . JSTOR 25010818 . , «Гордиас» является греческой обратной формой от названия места «Гордион» . И Роллер, и Фредриксмейер (1961) приводят убедительные аргументы в пользу того, что первоначальное имя, связанное с повозкой, - «Мидас», причем, по словам Роллера
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с гордиевым узлом , на Викискладе?
- Словарное определение гордиева узла в Викисловаре