Фригийцы
Часть серии о |
Индоевропейские темы |
---|
Фригийцы народом , ( греч . Φρύγες, Phruges или Phryges ) были древним индоевропейским населявшим центрально-западную Анатолию (современная Турция ) в древности.
Древнегреческие авторы использовали слово «фригийский» как обобщающий термин для описания обширного этнокультурного комплекса, расположенного преимущественно в центральных районах Анатолии, а не как название отдельного «племени» или «народа», и его этнолингвистическая однородность является дискуссионной. . [1] Фригийцы первоначально жили на южных Балканах – согласно Геродоту – под именем Бригес (Бригес), изменив его на Фригес после их последней миграции в Анатолию через Геллеспонт . Многие историки поддерживают миграцию фригийцев из Европы в Малую Азию ок. 1200 г. до н. э., хотя анатолийские археологи в целом отказались от этой идеи. [2] Было высказано предположение, что миграция фригийцев в Малую Азию, о которой в греческих источниках упоминается как произошедшая вскоре после Троянской войны , произошла гораздо раньше и состояла из многих этапов. [3]
Фригия разработала развитую культуру бронзового века . Самые ранние традиции греческой музыки частично связаны с фригийской музыкой, передаваемой через греческие колонии в Анатолии, особенно с фригийским ладом , который считался воинственным ладом в древнегреческой музыке. Фригиец Мидас , царь «золотого прикосновения», Орфея согласно мифу, обучался музыке у самого . Еще одним музыкальным изобретением, пришедшим из Фригии, был авлос — язычковый инструмент с двумя трубками. В классической греческой иконографии Парис , троянец , представлен как негреческий в своей фригийской шапке, которую также носил Митра и которая сохранилась в современных образах как « шапка Свободы » американских и французских революционеров .
Фригийцы говорили на фригийском языке , входящем в индоевропейскую языковую семью. Современный консенсус считает греческий язык своим ближайшим родственником. [4] [5] [6] [7]
История
[ редактировать ]Условная дата ок. 1180 год до нашей эры часто используется для притока (традиционно из Фракии) дофригийских Бригов или Мушек , что соответствует самому концу Хеттской империи . После этой даты Фригия сохранила отдельную культурную самобытность. Из племенного и деревенского начала в 8 веке до нашей эры возникло государство Фригия со столицей в Гордиуме . Около 690 г. до н. э. он был захвачен киммерийцами . Фригия была ненадолго завоевана своей соседкой Лидией , прежде чем она последовательно перешла в империю Кира Великого , а затем в империю Александра Персидскую и его преемников . Позже он был захвачен Атталидами и со Пергама временем стал частью Римской империи . Последнее упоминание о фригийском языке в литературе датируется V веком нашей эры и, вероятно, вымерло к VII веку. [8]
Миграция
[ редактировать ]После распада Хеттской империи в начале двенадцатого века до нашей эры политический вакуум в центрально-западной Анатолии был заполнен волной индоевропейских мигрантов и « народов моря », включая фригийцев, которые основали свое царство с помощью столица в конечном итоге в Гордиуме . В настоящее время неизвестно, принимали ли фригийцы активное участие в падении хеттской столицы Хаттусы или они просто заняли вакуум, образовавшийся в результате краха хеттской гегемонии. Так называемая шишечная посуда ручной работы была найдена археологами на памятниках этого периода в Западной Анатолии. По мнению греческих мифографов, [9] Мидас был царем фригийцев, которые первоначально назывались Бриги (Бриги) и происходили из западной части архаической Фракии или Македонии . Мидас был связан с царем мушек Митой. Однако происхождение мушек и их связь с фригийцами неясны. [10] [11] [12] Некоторые ученые предполагают, что Мита было лувийским именем (оно было зафиксировано в Малой Азии в 15 веке до нашей эры). [13]
Хотя теория миграции до сих пор защищается многими современными историками, большинство археологов отказались от миграционной гипотезы относительно происхождения фригийцев из-за отсутствия существенных археологических доказательств, при этом теория миграции опирается только на рассказы Геродота и Ксанфа . [14] [15]
8-7 вв.
[ редактировать ]В ассирийских источниках VIII века до нашей эры говорится о царе Мушки Мите , отождествляемом с царем Фригии Мидасом. В ассирийской надписи Мита упоминается как союзник Саргона Ассирийского в 709 г. до н.э. Отличительная фригийская керамика под названием «Полированная посуда» появляется в 8 веке до нашей эры. Фригийцы основали могущественное царство, просуществовавшее до господства Лидийцев (7 век до н.э.). При царях, которых попеременно звали Гордиас и Мидас, независимое Фригийское царство 8-го и 7-го веков до нашей эры поддерживало тесные торговые контакты со своими соседями на востоке и греками на западе. Фригия, похоже, могла сосуществовать с любой властью, которая доминировала в восточной Анатолии в то время.
Вторжение киммерийцев в Анатолию в конце 8-го века до нашей эры - начале 7-го века до нашей эры оказалось фатальным для независимой Фригии. Согласно легенде, давление и нападения Киммерии завершились самоубийством ее последнего царя Мидаса. Гордий пал перед киммерийцами в 696 г. до н.э., был разграблен и сожжен, как сообщил гораздо позже Геродот.
Серия раскопок открыла Гордиум как один из самых показательных археологических памятников Турции. Раскопки подтверждают насильственное разрушение Гордиона около 675 г. до н.э. Гробница периода Мидаса, широко известная как «Гробница Мидаса», обнаружила деревянное сооружение, глубоко погребенное под огромным курганом, содержащее погребальный инвентарь, гроб, мебель и подношения (Археологический музей, Анкара). На территории Гордиума находится значительная более поздняя программа строительства, возможно, построенная Алиаттом, лидийским царем, в VI веке до нашей эры.
Малые фригийские королевства продолжали существовать после распада Фригийской империи, а фригийское искусство и культура продолжали процветать. Киммерийцы остались в Анатолии, но, похоже, не создали собственного королевства. Лидийцы отбили киммерийцев в 620-х годах, и Фригия вошла в состав недолговечной Лидийской империи. Восточная часть бывшей Фригийской империи попала в руки мидийцев в 585 г. до н.э.
Лидийская империя Креза
[ редактировать ]При пресловутом богатом царе Крезе (правил в 560–546 гг. до н. э.) Фригия оставалась частью Лидийской империи, простиравшейся на восток до реки Галис . Отголосок борьбы с Лидией и, возможно, завуалированная ссылка на царских заложников может быть в легенде о дважды неудачливом Адрасте , сыне короля Гордия и царицы Эвриномы . Он случайно убил своего брата и сослался в Лидию, где его приветствовал царь Крез. И снова Адраст случайно убил сына Креза, а затем покончил жизнь самоубийством.
Постгосударственная история
[ редактировать ]Лидийский Крез был завоеван Киром в 546 г. до н.э., и Фригия перешла под Персии власть . После того, как Дарий стал персидским императором в 521 г. до н.э., он преобразовал древний торговый путь в персидскую « Царскую дорогу » и провел административные реформы, включая создание сатрапий (провинций). В V веке Фригия была разделена на две административные провинции: Геллеспонтинскую Фригию (или Малую Фригию) со столицей в Даскилиуме и провинцию Большая Фригия.
Культура
[ редактировать ]Язык
[ редактировать ]Фригийский язык является членом индоевропейской языковой семьи, и его точное положение внутри нее является спорным из-за фрагментарного характера его свидетельств. Хотя из того, что доступно, очевидно, что фригийский язык имеет общие черты с греческим и армянским . Фригийский язык входит в группу кентум индоевропейских языков. Однако между 19 и первой половиной 20 века фригийский язык в основном считался сатэмским языком и, таким образом, был ближе к армянскому и фракийскому , тогда как сегодня он обычно считается кентовым языком и, следовательно, ближе к греческому. [16] Причина того, что в прошлом фригийский язык имел вид сатэмского языка, заключалась в двух второстепенных процессах, повлиявших на него. А именно, фригийский объединил старый лабиовелярный с простым велярным, а во-вторых, при контакте с небными гласными /e/ и /i/, особенно в начальном положении, некоторые согласные становились палатализированными. Более того, Кортландт (1988) представил общие звуковые изменения фракийского и армянского языков и их отделение от фригийского и остальных палеобалканских языков на ранней стадии. [6] [17]
Современный консенсус считает греческий язык ближайшим родственником фригийского языка, и эту позицию поддерживают Бриксе , Нейман, Мацингер, Вудхаус, Лигорио, Лубоцкий и Обрадор-Курсач. Более того, 34 из 36 зарегистрированных фригийских изоглосс являются общими с греческими, причем 22 являются исключительными между ними. За последние 50 лет фригийских исследований была разработана гипотеза, предполагающая протогреко-фригийский этап, из которого произошли греческий и фригийский языки, и если бы фригийский язык был более достаточно засвидетельствован, эту стадию, возможно, можно было бы реконструировать. [6] [7] [18] [19] [20]
Археология
[ редактировать ]Основываясь на крайне незначительных археологических данных, некоторые ученые, такие как Николас Хаммонд и Юджин Н. Борза, предположили, что фригийцы были представителями лужицкой культуры , мигрировавшей на южные Балканы в период позднего бронзового века . [21] [22] Многие историки поддерживают миграцию фригийцев из Европы в Малую Азию ок. 1200 г. до н. э.; однако анатолийские археологи в целом отказались от этой идеи из-за отсутствия западной (европейской) керамической посуды и сохранения стилей керамики до бронзового века в Центральной Малой Азии. [2] Было высказано предположение, что миграция фригийцев в Малую Азию, о которой в греческих источниках упоминается как произошедшая вскоре после Троянской войны , произошла гораздо раньше и состояла из многих этапов. [3]
Религия
[ редактировать ]Фригийцы поклонялись богине Кибеле . На их языке она была известна как Матар « Мать » , а также называлась Матар Кубилея « Мать горы » (от которой произошли греческое Кибеле и латинское Кибела ) или Матар ареястин . [23] В своей типичной фригийской форме она носит длинное платье с поясом, поло (высокий цилиндрический головной убор) и вуаль, закрывающую все тело. Более поздняя версия Кибелы была создана учеником Фидия , скульптором Агоракритом , и стала образом, наиболее широко принятым растущим числом последователей Кибелы как в Эгейском мире, так и в Риме . На нем она изображена очеловеченной, хотя и все еще восседающей на троне: ее рука покоится на сопровождающем льве, а другая держит тимпанон , круглый барабан, похожий на бубен .
Фригийцы также почитали Сабазия неба и отца, , бога изображенного верхом на коне. Хотя греки ассоциировали Сабазия с Зевсом , изображения его, даже в римские времена, показывают его как бога-всадника. Его конфликты с местной богиней-матерью, чьим творением был Лунный бык , можно предположить по тому, как лошадь Сабазиоса ставит копыто на голову быка на римском рельефе в Музее изящных искусств в Бостоне .
Обрадор-Курсах (2020) проанализировал новую фригийскую надпись из Дорилайона , в которой упоминаются боги Миорапата , Мас Тембродиос и Понтийский Бас . [24] [25] божествами во фригийском корпусе являются Ти - Зевс , ; βας « сияющий » Другими засвидетельствованными и заимствованные божества artimitos ' Артемида ' , mas ' Мен ' (возможно, бог луны) и διουνσιν ' Дионис ' . [26]
Мифологические рассказы
[ редактировать ]Имя самого раннего известного мифического царя было Нанакус (он же Аннакус). [27] Этот царь проживал в Иконии, самом восточном городе Фригийского царства того времени, и после его смерти, в возрасте 300 лет, страну затопило великое наводнение, как и было предсказано древним оракулом. Следующего царя, упомянутого в дошедших до нас классических источниках, звали Манис или Масдес. По словам Плутарха, из-за его блестящих подвигов великие дела во Фригии называли «маниакальными». [28] После этого королевство Фригия, похоже, разделилось между разными королями. Одним из царей был Тантал , который правил северо-западным регионом Фригии вокруг горы Сипил . Тантал был бесконечно наказан в Тартаре , потому что якобы убил своего сына Пелопса и принес его в жертву олимпийцам, намек на пресечение человеческих жертвоприношений . Тантала также ложно обвинили в краже из изобретенных им лотерей. В мифическую эпоху, предшествовавшую Троянской войне , во времена междуцарствия , Гордий ( или Гордиас), фригийский земледелец, стал царем, исполнив пророческое пророчество . Лишенные царя фригийцы обратились за советом к оракулу Сабазия («Зевса» для греков) в Телмиссе , в той части Фригии, которая позже стала частью Галатии . Оракул повелел им провозгласить своим царем первого человека, который подъедет к храму бога на повозке. Этим человеком был Гордиас (Гордиос, Гордиус), фермер, который посвятил рассматриваемую повозку с быками, привязанную к ее валу с помощью " Гордиев узел ». Гордиас вновь основал столицу в Гордиуме на западе центральной Анатолии, расположенную на старом пути через сердце Анатолии, который стал Дария персидской «Королевской дорогой» от Пессинуса до Анкиры , и недалеко от реки Сангарий .
Более поздних мифических царей Фригии попеременно называли Гордиасом и Мидасом . Мифы окружают первого царя Мидаса. Всего их было семь, связывающих его с мифологической историей об Аттисе . [29] Эта призрачная фигура жила в Пессине и пыталась выдать свою дочь замуж за молодого Аттиса, несмотря на сопротивление его матери Агдестиды и его возлюбленной, богини Кибелы . Когда появляются Агдестида или Кибела и насылают безумие на участников свадебного пира. Говорят, что Мидас погиб в последовавшем хаосе.
Говорят, что знаменитый царь Мидас был сыном упомянутого выше рода Гордия. Говорят, что он ассоциировал себя с Силеном и другими сатирами, а также с Дионисом , который даровал ему знаменитое «золотое прикосновение».
Мифический Мидас Фракийский в сопровождении группы своих людей отправился в Малую Азию, чтобы смыть налет своего нежеланного «золотого прикосновения» в реке Пактол . Оставив золото в речных песках, Мидас оказался во Фригии, где его усыновил бездетный царь Гордиас и взял под защиту Кибелы. Казалось бы, фригийский царь, выступая в качестве видимого представителя Кибелы и находясь под ее властью, мог назначить своего преемника.
Согласно «Илиаде» , фригийцы были союзниками Трои во время Троянской войны . Фригия из Гомера « Илиады» , по-видимому, располагалась на территории, охватывающей Асканское озеро и северное течение реки Сангариус, и поэтому была гораздо более ограниченной в размерах, чем классическая Фригия. Гомера «Илиада» также включает воспоминания троянского царя Приама , который в юности пришел на помощь фригийцам против амазонок ( Илиада 3.189). Говорят, что во время этого эпизода (за поколение до Троянской войны) фригийцев возглавляли Отрей и Мигдон . Оба кажутся не более чем эпонимами: на Асканском озере, в окрестностях поздней Никеи , было место под названием Отрея ; а Мигдонцы были народом Малой Азии, жившим близ озера Даскилит (была также Мигдония в Македонии). Во время Троянской войны фригийцы послали на помощь Трое войска во главе с Асканием и Форкисом , сыновьями Аретаона . Азиус , сын Димы и брат Гекабы, — еще один фригийский дворянин, сражавшийся под Троей. Квинт Смирней упоминает другого фригийского князя по имени Кореб , сына Мигдона , сражавшегося и погибшего при Трое; он потребовал руки троянской царевны Кассандры . Жена царя Приама Гекаба обычно считается фригийской по происхождению и является дочерью царя Димы .
Фригийская Сивилла была жрицей, управлявшей аполлоническим оракулом во Фригии.
Марсий , фригийский последователь Кибелы, был сатиром , который считается изобретателем авлоса , который он создал, используя рог оленя полый . Он неосмотрительно соревновался в музыке с олимпийским Аполлоном и неизбежно проиграл, после чего Аполлон содрал кожу с Марсия заживо и провокационно повесил его шкуру на священное дерево Кибелы, сосну .
Геродот [30] утверждает, что жрецы Гефеста рассказали ему историю о том, что египетский фараон Псамметих воспитывал двоих детей в изоляции, чтобы найти исходный язык. Сообщается, что дети произносили слово «бекос», что на фригийском языке означает «хлеб». Тогда египтяне признали, что фригийцы были нацией старше египтян.
Иосиф Флавий утверждал, что фригийцы были основаны библейским персонажем Тогармой , внуком Иафета и сыном Гомера : «и Труграмма — , триграммянином которых, как решили греки, называли фригийцами».
См. также
[ редактировать ]Ссылки и примечания
[ редактировать ]- ^ Орешко, Ростислав (2020). «Короли-онагры Анатолии: Хартап, Гордис, Мушка и степной берег в ранней фригийской культуре» (PDF) . Кадмос . 59 (1/2). Де Грюйтер: 77–128. дои : 10.1515/kadmos-2020-0005 . S2CID 235451836 . стр. 82–83.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дрюс, Роберт (1995). Конец бронзового века: изменения в военном деле и катастрофа ок. 1200 г. до н.э. Издательство Принстонского университета. п. 65. ИСБН 9780691025919 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Копаниас, Константинос (2015), «Проблема мушек/фригийцев с ближневосточной точки зрения» , В: Ностой. Культура коренных народов, миграция и интеграция на островах Эгейского моря и Западной Анатолии в период поздней бронзы и раннего железного века. Материалы Международной конференции Стамбул 2011, под редакцией Н. Стамполидес, К. Манер и К. Копаниас. Стамбул: Издательство Университета Коч ,
Фригийская миграция, которая, как упоминается в греческих источниках, произошла вскоре после Троянской войны, вероятно, произошла намного раньше и проходила на многих этапах.
- ^ Бриксе, Кл. "Фригийец". В книге о. Бадера (ред.), Индоевропейские языки , стр. 165–178, Париж: издания CNRS.
- ^ Хайнал, Иво. « «Прототипический грек»: вызов методу реконструкции?» (PDF) . Институт лингвистики (на немецком языке). Инсбрук, Австрия: Инсбрукский университет. п. 8 . Проверено 4 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Вудхаус, Роберт (2009). «Обзор исследований фригийского языка с девятнадцатого века до наших дней» . Studia Linguistica Universitatis Iagellonicae Cracoviensis . 126 (1): 171. doi : 10.2478/v10148-010-0013-x . ISSN 2083-4624 .
Этот вопрос, конечно, лишь слегка отделим от вопроса о том, какие индоевропейские языки наиболее тесно связаны с фригийским, который также активно обсуждается. Поворотным моментом в этих дебатах стала демонстрация Кортландтом (1988) на основе общих звуковых изменений того, что фрако-армянский язык отделился от фригийского и других изначально балканских языков на ранней стадии. Сейчас консенсус вернулся к тому, что греческий язык является ближайшим родственником.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брише, Клод (2008). Вудард, Роджер Д. (ред.). Древние языки Малой Азии . Издательство Кембриджского университета . п. 72. ИСБН 978-0-521-68496-5 .
Однако, несомненно, фригийский наиболее тесно связан с греческим.
- ^ Суэйн, Саймон; Адамс, Дж. Максвелл; Янсе, Марк (2002). Двуязычие в древнем обществе: языковой контакт и письменное слово . Оксфорд [Оксфордшир]: Издательство Оксфордского университета. стр. 246–266. ISBN 0-199-24506-1 .
- ^ Дж. Г. Маккуин, Хетты и их современники в Малой Азии , 1986, с. 157.
- ^ Копаниас, Константинос (2015), «Проблема мушек/фригийцев с ближневосточной точки зрения» , В: Ностой. Культура коренных народов, миграция и интеграция на островах Эгейского моря и Западной Анатолии в период поздней бронзы и раннего железного века. Материалы Международной конференции Стамбул 2011, под редакцией Н. Стамполидес, К. Манер и К. Копаниас. Стамбул: Издательство Университета Коч
- ^ Севин, Вели (1991), «Ранний железный век в регионе Элязы и проблема мушкиан», Anatolian Studies , 41 : 87–97, doi : 10.2307/3642931 , JSTOR 3642931 , S2CID 164050075
- ^ Kossian, Aram V. (1997), The Mushki Problem Reconsidered
- ^ Копаниас, Константинос (2015), «Проблема мушек/фригийцев с ближневосточной точки зрения» , В: Ностой. Культура коренных народов, миграция и интеграция на островах Эгейского моря и Западной Анатолии в период поздней бронзы и раннего железного века. Материалы Международной конференции Стамбул 2011, под редакцией Н. Стамполидес, К. Манер и К. Копаниас. Стамбул: Издательство Университета Коч
- ^ Дрюс, Роберт (1995). Конец бронзового века: изменения в военном деле и катастрофа ок. 1200 г. до н.э. Издательство Принстонского университета. п. 65. ИСБН 9780691025919 .
- ^ Копаниас, Константинос (2015), «Проблема мушек/фригийцев с ближневосточной точки зрения» , В: Ностой. Культура коренных народов, миграция и интеграция на островах Эгейского моря и Западной Анатолии в период поздней бронзы и раннего железного века. Материалы Международной конференции Стамбул 2011, под редакцией Н. Стамполидес, К. Манер и К. Копаниас. Стамбул: Издательство Университета Коч
- ^ Обрадор-Курсач, Бартомеу (2018). Лексикон фригийских надписей (PDF) . Университет Барселоны . п. 101.
Ученые уже давно спорят о точном положении фригийского языка в индоевропейской языковой семье. Хотя эта позиция не является закрытым вопросом из-за фрагментарности наших нынешних знаний, фригийский язык имеет много важных особенностей, которые показывают, что он каким-то образом связан с греческим и армянским.… Действительно, между 19 и первой половиной 20 вв. Фригийский в основном считался языком сатэм (эта особенность когда-то считалась важной для установления положения языка) и, особенно после исследования Альфа Торпа, ближе к армянскому (и фракийскому), тогда как сейчас обычно считается, что он ближе к греческому. …Бриксе (1968), Нейман (1988) и, посредством точного анализа, Матцингер (2005) показали несостоятельность фриго-армянского предположения и утверждали, что фригийский язык был тесно связан с греческим.
- ^ Обрадор-Курсач, Бартомеу (2019). «О месте фригийского среди индоевропейских языков» . Журнал языковых отношений . 17 (3–4). Gorgias Press : 234. doi : 10.31826/jlr-2019-173-407 . ISSN 2219-4029 .
2.1.4. Фригийский принадлежит к кентумной группе индоевропейских языков (Лигорио, Лубоцкий 2018: 1824). Вместе с греческим, кельтским, италийским, германским, хеттским и тохарским фригийский язык на первом этапе объединил старые палатовеляры с простыми велярами: NPhr. (τιτ-)τετικμενος 'осужденный' < PIE *deiḱ-; НФр. γεγαριτμενος 'преданный, во власти' < PIE *ٵhr̥Hit-; НФр. γλουρεος 'золотой' < ПИРОГ *ϵhl̥h3-ro-. Однако два изменения коснулись этого языка. Фригийский объединил старое лабиовелярное с простым велярным (этимологическим и результирующим): OPhr. ke(y), NPhr. κε (passim) 'и' < PIE *ku̯e; ОФр. кнаис (Б-07), НФр. κ̣ναικαν 'жена' (16.1 = 116) < *gu̯neh2i-. Во-вторых, при контакте с небными гласными (/e/ и /i/, см. de Lamberterie 2013: 25–26), и особенно в начальной позиции, некоторые согласные становились палатализированными: PIE *?hes-r- 'рука' > OPhr. ↑iray (B-05),7NPhr. ζειρα (40,1 = 12) 'ид.' (Хэммиг 2013: 150–151). Оно также встречается в глоссах: *ϵheu̯-mn̻ >ζευμαν 'источник, источник' (Исихий ζ 128). Эти два вторичных процесса, как это произошло в тохарском и романском языках, придают фригийскому языку облик сатэмского языка.
- ^ Обрадор-Курсач, Бартомеу (2018). Лексикон фригийских надписей (PDF) . Университет Барселоны . п. 102.
Более того, если бы фригийский язык не был так плохо засвидетельствован, возможно, мы могли бы реконструировать прото-греко-фригийский этап обоих языков.
- ^ Обрадор-Курсач, Бартомеу (2019). «О месте фригийского среди индоевропейских языков» . Журнал языковых отношений . 17 (3–4). Gorgias Press : 243. doi : 10.31826/jlr-2019-173-407 . ISSN 2219-4029 .
Учитывая нынешний уровень наших знаний, мы можем утверждать, что фригийский язык тесно связан с греческим. Это неудивительный вывод: древние источники и современные учёные сходятся во мнении, что фригийцы в доисторические времена жили недалеко от Греции. Более того, за последние полвека научное изучение фригийского языка приблизилось к обоим языкам и разработало гипотезу прото-греко-фригийского языка в ущерб другим теориям, таким как фригийско-армянский или фрако-фригийский.
- ^ Обрадор-Курсач, Бартомеу (2019). «О месте фригийского среди индоевропейских языков» . Журнал языковых отношений . 17 (3–4). Горгиас Пресс : 238–239. дои : 10.31826/jlr-2019-173-407 . ISSN 2219-4029 .
Насколько нам известно, фригийский язык был тесно связан с греческим. Это утверждение согласуется с видением, предложенным Нейманом (1988: 23), Бриксе (2006) и Лигорио и Лубоцким (2018: 1816), а также со многими наблюдениями древних авторов. Оба языка имеют 34 из 36 особенностей, рассмотренных в этой статье, некоторые из них имеют большое значение:…Имеющиеся данные позволяют предположить, что фригийский и греческий языки широко сосуществовали с доисторических до исторических времен и оба принадлежат к общей языковой области (Brixhe 2006). : 39–44).
- ^ Борза, Юджин Н. В тени Олимпа: появление Македонии . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1990, ISBN 0-691-00880-9 , с. 65. «Что можно установить, несмотря на крайне скудные археологические данные (особенно вдоль склонов горы Вермион), так это то, что в позднем бронзовом веке два потока лужицких народов двинулись на юг: один поселился в Геллеспонтинской Фригии, другой — в оккупировать части западной и центральной Македонии».
- ^ Раскопки Гордиона 1950-1973: Заключительные отчеты, том 4, Родни Стюарт Янг, Эллен Л. Колер, Гилберт Кеннет, с. 53.
- ^ Бёг, Биргитте (2007). «Фригийское происхождение Кибелы» . Нумен . 54 (3): 304, 306. дои : 10.1163/156852707X211573 . ISSN 0029-5973 . JSTOR 27643268 – через JSTOR.
- ^ Обрадор-Курсач, Бартомеу (2020). «Новые фригийские надписи». Фригийский язык . Лейден, Нидерланды: Brill. стр. 525–526. дои : 10.1163/9789004419995_010 .
- ^ де Оз, Мария-Пас (2022). «Греко-фригийский контакт и социолингвистический контекст в неофригийском корпусе». В Обрадор-Курсахе — Бартомеу; Адьего, Игнасио-Ксавье (ред.). Шаги во фригийский: язык и эпиграфика . Серия Anatolica et Indogermanica 3. Vol. Barcino Monographica Orientalia 19. Барселона: Edicions de la Universitat de Barcelona. п. 68.
- ^ Обрадор-Курсач, Бартомеу (2020). «Фригийский язык». Фригийский язык . Лейден, Нидерланды: Brill. п. 118. дои : 10.1163/9789004419995_005 .
- ^ Суидас св. Νάννακος; Стефан Византийский св Ἰκόνιον; Оба отрывка переведены в книге «Новая система: или анализ древней мифологии» (1807): 12–14. Джейкоба Брайанта
- ^ Плутарх, «Об Исиде и Осирисе» , гл. 24.
- ^ Павсаний Описание Греции 7:17; Арнобий против язычников 5.5
- ^ Истории 2.2
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аврам, А. (2016). «Два фригийских бога между Фригией и Дакией» . Анатолийский коллоквиум . 15 : 70–83.
- Дрю Беар, Томас и Наур, Кристиан. «Божества Фригии». В: Взлет и упадок римского мира (ANRW) . Том 18/3. Подтом Религия (Язычество: Религиозные условия в провинциях [продолжение]). Под редакцией Вольфганга Хаазе, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, 2016 [1990]. стр. 1907-2044. https://doi.org/10.1515/9783110862768-006
- Гюней, Хейл (2019). «Святилище Зевса Сарненденоса и культ Зевса в северо-восточной Фригии» . Анатолийские исследования . 69 : 155–74. дои : 10.1017/S0066154619000097 . JSTOR 26940112 . S2CID 198042018 . По состоянию на 24 мая 2023 г.
- Обрадор-Курсач, Бартомеу (2017). «Фригийский бог Бас» (PDF) . Журнал ближневосточных исследований . 76 (2): 307–317. дои : 10.1086/692917 . hdl : 2445/177976 . JSTOR 26557717 . S2CID 166197991 .
- Обрадор-Курсач, Бартомеу (2022). «Боги фригийских надписей» . В Обрадор-Курсахе — Бартомеу; Адьего, Игнасио-Ксавьер (ред.). Шаги во фригийский: язык и эпиграфика . Серия Anatolica et Indogermanica 3. Vol. Barcino Monographica Orientalia 19. Барселона: Edicions de la Universitat de Barcelona. стр. 103–154.
- Роллер, Линн Э. (1988). «Фригийский миф и культ». Источник: Записки по истории искусства . 7 (3/4): 43-50. дои : 10.1086/sou.7.3_4.23202659 . S2CID 191384852 .