Jump to content

ликийцы

Ликийский воин, фреска из Кизилбеля, Ликия, ок. 525 г. до н. э.
Ликийская Паява , изображенная на его могиле. Ликийская надпись гласит: «Паява, сын Ад[...], секретарь А[...]раха, по расе ликийец   …». 375–360   гг. до н.э.

Ликийцы ( греч . Λύκιοι , латинизированный : Lúkioi ) — название различных народов, которые в разное время жили в Ликии , геополитической области в Анатолии (также известной как Малая Азия ).

Однако ликийцы произошли первоначально с Крита (ибо в древности весь Крит принадлежал варварам). Когда сыновья Европы, Сарпедон и Минос, разошлись на Крите по поводу царства, Минос, одержав победу в раздоре партий, изгнал как самого Сарпедона, так и сторонников его партии. Изгнанные пришли в землю Милия в Азии, ибо земля, которую ныне населяют ликийцы, в древности называлась Мильяс, а миляне тогда назывались Солимой. Во время правления Сарпедона их называли тем именем, которое они имели, когда пришли туда, и которым ликийцы и теперь называются соседними племенами, а именно Термилай; но когда из Афин Ликос, сын Пандиона, пришел в землю Термилая и в Сарпедон, будучи изгнан своим братом, а именно Эгеем, то по имени, взятому от Лика, они через некоторое время стали называться ликийцами. Обычаи у них частично критские, частично карийские; но у них есть один обычай, свойственный им и в котором они не согласны ни с одним другим народом, а именно: они называют себя по матери, а не по отцу; и если кто-нибудь спросит своего соседа, кто он, он укажет свое происхождение по материнской линии и перечислит предков своей матери женского пола. Если женщина, являющаяся гражданкой, выходит замуж за раба, дети считаются благородного происхождения; но если человек, являющийся гражданином, хотя бы он и был первым мужчиной среди них, будет иметь рабыню в качестве жены или наложницы, то дети будут лишены гражданских прав. [1]

Геродот , Истории , I, 173.

Самыми ранними известными жителями этого района были солимои (или солими ), также известные как солимцы. [2] другой народ, известный как мили Позже, в доисторические времена, в ту же область мигрировал (или миляне); они говорили на языке, анатолийском (индоевропейском) известном как милиан , а эта местность была известна как миляс .

По мнению Геродота , впоследствии Мильяс был заселен народом, происходящим с Крита , эндонимом которого было trm̃mili эллинизированная форма этого имени – Термилы (Τερμίλαι). Под предводительством Сарпедона термилы были изгнаны с Крита (согласно Геродоту) Миносом и поселились на большей части Мильяса. Впоследствии мили все больше концентрировались в прилегающих горах, тогда как термилы оставались морским народом. Территория, занимаемая термилями, постепенно стала известна им как тримис .

Греческие источники называют тримис Ликией (лат. Lycia ). Причиной этого, согласно греческой мифологии, было то, что афинский аристократ по имени Ликос (Лик) и его последователи поселились в Тримисе после изгнания из Афин. Эта земля была известна грекам как Лукия (позже Ликия ; латинская Ликия ), а ее жители назывались Лукиями (позже Ликии ; латинская Ликиани ). Однако трмили остались их эндонимом.

С V или IV веков до нашей эры Ликия находилась под растущим греческим социальным и политическим влиянием . Ликийский язык вымер и был заменен древнегреческим где -то около 200 г. до н. э.

Фотий I Константинопольский писал, что Феопомп в одной из своих книг упоминает, как ликийцы под командованием своего царя Перикла сражались против Тельмесса , и им удалось загнать их в угол в своих стенах и заставить вести переговоры. [3]

В период Александра Македонского был назначен наместником Ликии Неарх и прилегающих к ней земель вплоть до горы Тавр . [4]

Более поздние ученые-классики предлагают разные, а иногда и явно ошибочные сведения о ликийцах. Страбон отличал « троянских ликийцев» от термилов, упомянутых Геродотом. [5] [6] Цицерон категорически заявил, что ликийцы — греческое племя. [7] [8]

Культура

[ редактировать ]
Рельеф ликийской гробницы в Мирах , IV век до нашей эры. [9]
Всадники на могиле Перикла, последнего правителя Ликии.

Согласно Геродоту, культура и обычаи ликийцев напоминали гибрид критской культуры (например, термилей) и соседних карийцев ( карийцы говорили на анатолийском языке , и из этого можно было заключить, что они были тесно связаны в культурном отношении с Милии). Например, Геродот упоминает уникальный обычай, согласно которому ликийские мужчины называли себя в честь своих матерей и подчеркивали « предков своей матери женского пола ». [1] Этот отрывок обычно понимался как означающий, что ликийцы были матрилинейным обществом.

В греческой культуре Ликия (как Делос и Дельфы ) была посвящена Аполлону , который также был известен как Ликийский, Делосский и Пифийский (Дельфи). [10] [11] В гомеровских гимнах Аполлон упоминается как владыка Ликии: «О Господи, Ликия твоя, и прекрасная Меония и Милет , очаровательный город у моря, но над опоясанным волнами Делосом Ты сильно царствуешь сам собой». [12] Вакхилид в своих «Эпиникийских одах » называл Аполлона «господином ликийцев». [13] Пиндар в своих Пифийских одах назвал Аполлона «господином Ликии и Делоса, любящим кастальский источник Парнаса ». [14] В Аристофана произведении «Рыцари» в какой-то момент Клеон назвал Аполлона богом Ликии. [15] Семос Делосский писал: «Одни говорят, что рождение Аполлона произошло в Ликии, другие на Делосе, третьи Зостера в Аттике , третьи Тегиры в Беотии ». [16]

Географ II века нашей эры Павсаний писал, что ликийцы в Патаре показали бронзовую чашу в своем храме Аполлона, говоря, что Телеф посвятил ее, а Гефест сделал ее. [17] Кроме того, Павсаний также писал, что ликийский поэт Олен сочинил некоторые из древнейших греческих гимнов. [18] Климент Александрийский писал, что статуи Зевса и Аполлона вместе с посвящёнными им львами были созданы Фидием . [19] Солин писал, что ликийцы посвятили Гефесту город и назвали его Гефестия. [20]

Археология

[ редактировать ]

На протяжении 1950-х годов П. Демарнь и Х. Мецгер тщательно исследовали городище Ксанф в Ликии, на территории которого находился акрополь. [21] Мецгер сообщил об открытии геометрической керамики, датирующей заселение цитадели VIII веком до нашей эры. Дж. М. Кук пришел к выводу, что эти открытия представляют собой самую раннюю форму материальной культуры в Ликии, поскольку этот регион, возможно, был необитаем в доисторические времена. Ликийцы, возможно, в конечном итоге были кочевыми поселенцами, спустившимися в юго-западные районы Малой Азии в 8 веке до нашей эры. [22]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Маколей, Г.К. и Латейнер, Дональд. Истории . Образовательное издательство «Искра», 2004 г., ISBN   1-59308-102-2 , с. 63.
  2. ^ Луи Х.Принстон, Princeton University Press, стр. 190–1; 519–21.
  3. ^ Фотий, отрывки из Библиотеки, 176.3.
  4. ^ Арриан, Анабасис Александра, 3.6.
  5. ^ Страбон. География , 12.8.4. «Существование двух групп ликийцев вызывает подозрение, что они принадлежали к одному и тому же племени, были ли это троянские ликийцы или те, кто близ Карии, колонизировавшие страну другого из двух».
  6. ^ Страбон. География , 12.8.5. «Не только карийцы, которые в прежнее время были островитянами, но и лелеги, как говорят, стали оседлыми с помощью критян, основавших, среди прочих мест, Милет, взяв в качестве основателя Сарпедона из критского Милета; и они поселили термил в стране, которая теперь называется Ликией, и говорят, что этих поселенцев привез с Крита Сарпедон, брат Миноса и Радаманта, и что он дал имя Термилы народу, который раньше назывался Милья. как говорит Геродот, и еще раньше они назывались Солими, но когда Лик, сын Пандиона, перешел туда, он назвал народ ликийцами в честь себя. Теперь это сообщение представляет Солими и ликийцев как один и тот же народ, но поэт делает это. различие между ними».
  7. ^ Цицерон, Верринские речи, 2.4.21
  8. ^ Цицерон, Верринские речи, 2.4.21 - Лос-Анджелес
  9. ^ Фант, Клайд Э.; Реддиш, Митчелл Г. (2003). Путеводитель по библейским местам в Греции и Турции . Издательство Оксфордского университета. п. 485. ИСБН  9780199881451 .
  10. ^ Диодор Сицилийский, Библиотека 1-7, 5.77.5
  11. ^ Диодор Сицилийский, Библиотека 1-7, 5.77.5 - GR
  12. Гомеровский гимн Аполлону, 179–181.
  13. ^ Вакхилиды, Эпиникийские оды, 13.140.
  14. Пиндар, Пифийские оды, ода 2, 40.
  15. ^ Аристофан, Рыцари, 12260.
  16. ^ Стефан Византийский, Этника, T611.3
  17. ^ Павсаний, Описание Греции, 9.41.1.
  18. ^ Павсаний, Описание Греции, 9.27.2
  19. ^ Климент Александрийский, Увещевания, 4.2.
  20. ^ Солинус, Полигистор, 39.1
  21. ^ Кук, с. 54. «Остальная часть этого обзора по необходимости носит отрывочный и выборочный характер. В ЛИКИИ П. Демарнь и Х. Мецгер провели обширное исследование стоянки КСАНТУС в 1950–1959 годах. Особое внимание они уделили этому — называемый Ликийским акрополем, который возвышается над рекой; по-видимому, в ранние времена это была цитадель Ксанфа с монументальными гробницами ее обитателей на шельфе к северу.
  22. ^ Кук, с. 55. «Профессор Мецгер любезно сообщает мне, что в цитадели была найдена геометрическая керамика, что датирует заселение восьмым веком (то есть временем Гомера). Это самый ранний слой, обнаруженный в Ксанфе, несмотря на недавнее исследования в этой области — в Ликии в целом. Проблема ликийского происхождения является загадочной. Страна, возможно, была необитаема в доисторические времена, но странно, что ликийцы не спустились на юго-запад Малой Азии до восьмого века. Возможно, отчасти объяснением здесь является кочевое поселение, не оставляющее после себя практически никаких следов».

Источники

[ редактировать ]
  • Кук, Дж. М. «Греческая археология в Западной Малой Азии». Археологические отчеты , № 6 (1959–1960), стр. 27–57.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e8d08c0c2011aae8da0c313da7833140__1714989540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e8/40/e8d08c0c2011aae8da0c313da7833140.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lycians - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)