ликийцы
Ликийцы ( греч . Λύκιοι , латинизированный : Lúkioi ) — название различных народов, которые в разное время жили в Ликии , геополитической области в Анатолии (также известной как Малая Азия ).
История
[ редактировать ]Однако ликийцы произошли первоначально с Крита (ибо в древности весь Крит принадлежал варварам). Когда сыновья Европы, Сарпедон и Минос, разошлись на Крите по поводу царства, Минос, одержав победу в раздоре партий, изгнал как самого Сарпедона, так и сторонников его партии. Изгнанные пришли в землю Милия в Азии, ибо земля, которую ныне населяют ликийцы, в древности называлась Мильяс, а миляне тогда назывались Солимой. Во время правления Сарпедона их называли тем именем, которое они имели, когда пришли туда, и которым ликийцы и теперь называются соседними племенами, а именно Термилай; но когда из Афин Ликос, сын Пандиона, пришел в землю Термилая и в Сарпедон, будучи изгнан своим братом, а именно Эгеем, то по имени, взятому от Лика, они через некоторое время стали называться ликийцами. Обычаи у них частично критские, частично карийские; но у них есть один обычай, свойственный им и в котором они не согласны ни с одним другим народом, а именно: они называют себя по матери, а не по отцу; и если кто-нибудь спросит своего соседа, кто он, он укажет свое происхождение по материнской линии и перечислит предков своей матери женского пола. Если женщина, являющаяся гражданкой, выходит замуж за раба, дети считаются благородного происхождения; но если человек, являющийся гражданином, хотя бы он и был первым мужчиной среди них, будет иметь рабыню в качестве жены или наложницы, то дети будут лишены гражданских прав. [1]
Самыми ранними известными жителями этого района были солимои (или солими ), также известные как солимцы. [2] другой народ, известный как мили Позже, в доисторические времена, в ту же область мигрировал (или миляне); они говорили на языке, анатолийском (индоевропейском) известном как милиан , а эта местность была известна как миляс .
По мнению Геродота , впоследствии Мильяс был заселен народом, происходящим с Крита , эндонимом которого было trm̃mili – эллинизированная форма этого имени – Термилы (Τερμίλαι). Под предводительством Сарпедона термилы были изгнаны с Крита (согласно Геродоту) Миносом и поселились на большей части Мильяса. Впоследствии мили все больше концентрировались в прилегающих горах, тогда как термилы оставались морским народом. Территория, занимаемая термилями, постепенно стала известна им как тримис .
Греческие источники называют тримис Ликией (лат. Lycia ). Причиной этого, согласно греческой мифологии, было то, что афинский аристократ по имени Ликос (Лик) и его последователи поселились в Тримисе после изгнания из Афин. Эта земля была известна грекам как Лукия (позже Ликия ; латинская Ликия ), а ее жители назывались Лукиями (позже Ликии ; латинская Ликиани ). Однако трмили остались их эндонимом.
С V или IV веков до нашей эры Ликия находилась под растущим греческим социальным и политическим влиянием . Ликийский язык вымер и был заменен древнегреческим где -то около 200 г. до н. э.
Фотий I Константинопольский писал, что Феопомп в одной из своих книг упоминает, как ликийцы под командованием своего царя Перикла сражались против Тельмесса , и им удалось загнать их в угол в своих стенах и заставить вести переговоры. [3]
В период Александра Македонского был назначен наместником Ликии Неарх и прилегающих к ней земель вплоть до горы Тавр . [4]
Более поздние ученые-классики предлагают разные, а иногда и явно ошибочные сведения о ликийцах. Страбон отличал « троянских ликийцев» от термилов, упомянутых Геродотом. [5] [6] Цицерон категорически заявил, что ликийцы — греческое племя. [7] [8]
Культура
[ редактировать ]
Согласно Геродоту, культура и обычаи ликийцев напоминали гибрид критской культуры (например, термилей) и соседних карийцев ( карийцы говорили на анатолийском языке , и из этого можно было заключить, что они были тесно связаны в культурном отношении с Милии). Например, Геродот упоминает уникальный обычай, согласно которому ликийские мужчины называли себя в честь своих матерей и подчеркивали « предков своей матери женского пола ». [1] Этот отрывок обычно понимался как означающий, что ликийцы были матрилинейным обществом.
В греческой культуре Ликия (как Делос и Дельфы ) была посвящена Аполлону , который также был известен как Ликийский, Делосский и Пифийский (Дельфи). [10] [11] В гомеровских гимнах Аполлон упоминается как владыка Ликии: «О Господи, Ликия твоя, и прекрасная Меония и Милет , очаровательный город у моря, но над опоясанным волнами Делосом Ты сильно царствуешь сам собой». [12] Вакхилид в своих «Эпиникийских одах » называл Аполлона «господином ликийцев». [13] Пиндар в своих Пифийских одах назвал Аполлона «господином Ликии и Делоса, любящим кастальский источник Парнаса ». [14] В Аристофана произведении «Рыцари» в какой-то момент Клеон назвал Аполлона богом Ликии. [15] Семос Делосский писал: «Одни говорят, что рождение Аполлона произошло в Ликии, другие на Делосе, третьи Зостера в Аттике , третьи Тегиры в Беотии ». [16]
Географ II века нашей эры Павсаний писал, что ликийцы в Патаре показали бронзовую чашу в своем храме Аполлона, говоря, что Телеф посвятил ее, а Гефест сделал ее. [17] Кроме того, Павсаний также писал, что ликийский поэт Олен сочинил некоторые из древнейших греческих гимнов. [18] Климент Александрийский писал, что статуи Зевса и Аполлона вместе с посвящёнными им львами были созданы Фидием . [19] Солин писал, что ликийцы посвятили Гефесту город и назвали его Гефестия. [20]
Археология
[ редактировать ]На протяжении 1950-х годов П. Демарнь и Х. Мецгер тщательно исследовали городище Ксанф в Ликии, на территории которого находился акрополь. [21] Мецгер сообщил об открытии геометрической керамики, датирующей заселение цитадели VIII веком до нашей эры. Дж. М. Кук пришел к выводу, что эти открытия представляют собой самую раннюю форму материальной культуры в Ликии, поскольку этот регион, возможно, был необитаем в доисторические времена. Ликийцы, возможно, в конечном итоге были кочевыми поселенцами, спустившимися в юго-западные районы Малой Азии в 8 веке до нашей эры. [22]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Маколей, Г.К. и Латейнер, Дональд. Истории . Образовательное издательство «Искра», 2004 г., ISBN 1-59308-102-2 , с. 63.
- ^ Луи Х.Принстон, Princeton University Press, стр. 190–1; 519–21.
- ^ Фотий, отрывки из Библиотеки, 176.3.
- ^ Арриан, Анабасис Александра, 3.6.
- ^ Страбон. География , 12.8.4. «Существование двух групп ликийцев вызывает подозрение, что они принадлежали к одному и тому же племени, были ли это троянские ликийцы или те, кто близ Карии, колонизировавшие страну другого из двух».
- ^ Страбон. География , 12.8.5. «Не только карийцы, которые в прежнее время были островитянами, но и лелеги, как говорят, стали оседлыми с помощью критян, основавших, среди прочих мест, Милет, взяв в качестве основателя Сарпедона из критского Милета; и они поселили термил в стране, которая теперь называется Ликией, и говорят, что этих поселенцев привез с Крита Сарпедон, брат Миноса и Радаманта, и что он дал имя Термилы народу, который раньше назывался Милья. как говорит Геродот, и еще раньше они назывались Солими, но когда Лик, сын Пандиона, перешел туда, он назвал народ ликийцами в честь себя. Теперь это сообщение представляет Солими и ликийцев как один и тот же народ, но поэт делает это. различие между ними».
- ^ Цицерон, Верринские речи, 2.4.21
- ^ Цицерон, Верринские речи, 2.4.21 - Лос-Анджелес
- ^ Фант, Клайд Э.; Реддиш, Митчелл Г. (2003). Путеводитель по библейским местам в Греции и Турции . Издательство Оксфордского университета. п. 485. ИСБН 9780199881451 .
- ^ Диодор Сицилийский, Библиотека 1-7, 5.77.5
- ^ Диодор Сицилийский, Библиотека 1-7, 5.77.5 - GR
- ↑ Гомеровский гимн Аполлону, 179–181.
- ^ Вакхилиды, Эпиникийские оды, 13.140.
- ↑ Пиндар, Пифийские оды, ода 2, 40.
- ^ Аристофан, Рыцари, 12260.
- ^ Стефан Византийский, Этника, T611.3
- ^ Павсаний, Описание Греции, 9.41.1.
- ^ Павсаний, Описание Греции, 9.27.2
- ^ Климент Александрийский, Увещевания, 4.2.
- ^ Солинус, Полигистор, 39.1
- ^ Кук, с. 54. «Остальная часть этого обзора по необходимости носит отрывочный и выборочный характер. В ЛИКИИ П. Демарнь и Х. Мецгер провели обширное исследование стоянки КСАНТУС в 1950–1959 годах. Особое внимание они уделили этому — называемый Ликийским акрополем, который возвышается над рекой; по-видимому, в ранние времена это была цитадель Ксанфа с монументальными гробницами ее обитателей на шельфе к северу.
- ^ Кук, с. 55. «Профессор Мецгер любезно сообщает мне, что в цитадели была найдена геометрическая керамика, что датирует заселение восьмым веком (то есть временем Гомера). Это самый ранний слой, обнаруженный в Ксанфе, несмотря на недавнее исследования в этой области — в Ликии в целом. Проблема ликийского происхождения является загадочной. Страна, возможно, была необитаема в доисторические времена, но странно, что ликийцы не спустились на юго-запад Малой Азии до восьмого века. Возможно, отчасти объяснением здесь является кочевое поселение, не оставляющее после себя практически никаких следов».
Источники
[ редактировать ]- Кук, Дж. М. «Греческая археология в Западной Малой Азии». Археологические отчеты , № 6 (1959–1960), стр. 27–57.