Лидия
Королевство Лидия | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
?–546 г. до н. э. | |||||||||||||||||
Капитал | Сарды | ||||||||||||||||
Общие языки | лидийский | ||||||||||||||||
Религия | Лидийская религия | ||||||||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||||||||
Короли [ а ] | |||||||||||||||||
• 680–644 гг. до н.э. | Гигес | ||||||||||||||||
• 644–637 гг. до н.э. | Ардис | ||||||||||||||||
• 637–635 гг. до н.э. | Sadyattes | ||||||||||||||||
• 635–585 гг. до н.э. | Аляттес | ||||||||||||||||
• 585–546 гг. до н.э. | Крез | ||||||||||||||||
Историческая эпоха | Железный век | ||||||||||||||||
До 800 г. до н.э. | |||||||||||||||||
670–630-е гг. до н.э. | |||||||||||||||||
612–600 до н.э. | |||||||||||||||||
590–585 до н.э. | |||||||||||||||||
546 г. до н.э. | |||||||||||||||||
Валюта | Перекрещенный | ||||||||||||||||
|
Лидия ( древнегреческий : Λυδία , латинизированный : Lūdia ; латынь : Ldia ) была железного века королевством , расположенным на западе Малой Азии , на территории современной Турции . Позже он стал важной провинцией империи Ахеменидов , а затем и Римской империи . Ее столицей были Сарды .
В какой-то момент до 800 г. до н.э. лидийский народ достиг некоторой политической сплоченности и к 600-м гг. до н.э. существовал как независимое королевство. В наибольшей степени, в VII веке до нашей эры, он охватывал всю западную Анатолию . В 546 году до нашей эры он стал сатрапией Империи Ахеменидов , известной как Спарда на древнеперсидском языке . В 133 году до нашей эры он стал частью римской провинции Азия .
Лидийские монеты из серебра являются одними из старейших из существующих и датируются примерно VII веком до нашей эры. [ 1 ] [ 2 ]
География
[ редактировать ]Лидия обычно расположена к востоку от древней Ионии в современных западных турецких провинциях Ушак , Маниса и внутренний Измир . [ 3 ]
Границы исторической Лидии менялись на протяжении веков. Сначала оно было ограничено Мисией , Карией , Фригией и прибрежной Ионией . Позже военная мощь Алиатта и Креза расширила Лидию, которая со столицей в Сардисах контролировала всю Малую Азию к западу от реки Галис, кроме Ликии . После персидского завоевания река Меандр считалась его южной границей, а во времена Римской империи Лидия включала страну между Мисией и Карией с одной стороны и Фригией и Эгейским морем с другой.
Язык
[ редактировать ]Лидийский язык был индоевропейским языком. [ 4 ] в анатолийской языковой семье , родственной лувийскому [ 5 ] и хеттский . Из-за фрагментарной аттестации значения многих слов неизвестны, но большая часть грамматики определена. Как и в других анатолийских языках, в нем широко использовались префиксы и грамматические частицы для объединения предложений. [ 6 ] Лидиан также перенес обширный обморок , что привело к многочисленным группам согласных, нетипичным для большинства индоевропейских языков. Лидийский язык окончательно вымер в I веке до нашей эры.
Лидийский язык обычно не относят к лювийской подгруппе, в отличие от других близлежащих анатолийских языков лувийского , карийского и ликийского . [ 7 ]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Ранняя история Лидии остается окутанной мраком. В эпоху поздней бронзы (1600–1200 гг. до н.э.) территория, которая позже стала Лидией, пересекалась с двумя королевствами под названием Мира и Шеха , которые сами были частью более широкого политического образования под названием Арзава . [ 8 ] Как и другие земли Арзавы, эти королевства имели бурные отношения с Хеттской империей , выступая в разные моменты времени как союзники, враги и вассалы. [ 9 ]
Примерно к 800 г. до н.э. лидийский народ, по-видимому, утвердился в своем присутствии и достиг некоторой степени политической сплоченности. Однако точные даты и события определить невозможно из-за отсутствия современных письменных источников. Единственное убедительное свидетельство этого раннего периода получено из археологических раскопок в Сардисе. Хотя некоторые литературные источники предполагают существование двух ранних лидийских династий, а именно дома Атиса , в честь сына которого Лида предположительно были названы лидийцы, и Гераклидов, которые предположительно правили в течение двадцати двух поколений до 685 г. мифологии и не имеют исторической достоверности. [ 10 ]
Королевство Лидия
[ редактировать ]Лидия была независимым королевством с неизвестного времени до 546 г. до н.э.
Кандаулес
[ редактировать ]По мнению Геродота, одним из потомков Лида был Иардан , у которого Геракл одно время состоял на службе . У Геракла был роман с одной из рабынь Иардана, и их сын Алкей был первым из династии Гераклидов, который, как говорят, правил Лидией в течение 22 поколений, начиная с Агрона . [ 11 ] [ нужен неосновной источник ] В 8 веке до нашей эры Мелес стал 21-м и предпоследним царем Гераклидов, а последним был его сын Кандавл (умер около 687 г. до н. э.). [ 12 ] [ 13 ]
Империя Мермнад (680-546 до н.э.)
[ редактировать ]Гигес
[ редактировать ]Гигес — первый царь, существование которого подтверждается современными записями. [ 8 ] Согласно полумифическим рассказам о его правлении, он был сыном человека по имени Даскил и пришел к власти, свергнув короля Кандавла с помощью карийского принца из Миласы по имени Арселис. [ 14 ] [ 15 ] Приход Гигеса к власти произошел в контексте периода беспорядков после вторжения киммерийцев , кочевого народа из понтийских степей , вторгшегося в Западную Азию , которые около 675 г. до н.э. уничтожили предыдущую крупную державу в Анатолии, Фригийское королевство. [ 16 ]
Гиг воспользовался вакуумом власти, созданным киммерийскими вторжениями, чтобы консолидировать свое царство и сделать его военной державой. Он связался с неоассирийским двором, отправив дипломатов в Ниневию за помощью в борьбе с киммерийскими вторжениями. [ 17 ] и он напал на ионийские греческие города Милет , Смирну и Колофон . [ 16 ] Обширные союзы Гигеса с карийскими династами позволили ему нанять карийских и ионийских греческих солдат для отправки за границу для помощи египетскому царю Псамтику I из города Саиса , с которым он установил контакты около 662 г. до н. э. С помощью этих вооруженных сил Псамтик I объединил Египет под своей властью, уничтожив одиннадцать других царей, с которыми он совместно правил Нижним Египтом . [ 14 ] [ 18 ] [ 17 ] [ 19 ]
В 644 году до нашей эры Лидия столкнулась с третьим нападением киммерийцев во главе с их царем Лигдамисом . На этот раз лидийцы были разбиты, Сардис разграблен, а Гиг убит. [ 18 ] [ 17 ]
Ardys and Sadyattes
[ редактировать ]Гигеса сменил его сын Ардис , который возобновил дипломатическую деятельность с Ассирией и также должен был столкнуться с киммерийцами. [ 18 ] [ 17 ] Ардис напал на ионический греческий город Милет и сумел захватить город Приену , после чего Приена оставалась под прямым управлением Лидийского царства до его конца. [ 20 ] [ 21 ]
Правление Ардиса было недолгим. [ 22 ] а в 637 г. до н. э., то есть в седьмой год правления Ардиса, фракийское племя Тререс , мигрировавшее через фракийский Боспор и вторгшееся в Анатолию , [ 23 ] под своим царем Кобосом и в союзе с киммерийцами и ликийцами напали на Лидию. [ 17 ] Они снова разгромили лидийцев и во второй раз разграбили лидийскую столицу Сарды , за исключением ее цитадели. Вполне вероятно, что Ардис был убит во время нападения киммерийцев. [ 22 ] [ 24 ]
Ардису наследовал его сын Садьятес, правление которого было еще более недолгим. [ 22 ] Садьяттес умер в 635 г. до н.э., и возможно, что, как и его дед Гигес, а может быть, и его отец Ардис, он погиб, сражаясь с киммерийцами . [ 22 ]
Аляттес
[ редактировать ]В условиях крайнего хаоса в 635 г. до н. э. Садьятту наследовал его сын Алиатт , который превратил Лидию в могущественную империю. [ 25 ] [ 22 ]
Вскоре после вознесения Алиатта и в начале его правления, с одобрения ассирийцев. [ 26 ] и в союзе с лидийцами, [ 27 ] скифы . под предводительством своего царя Мадея вошли в Анатолию, изгнали треров из Малой Азии и разбили киммерийцев так, что они больше не представляли угрозы, после чего скифы распространили свое господство на Центральную Анатолию [ 28 ] пока они сами не были изгнаны мидянами из Западной Азии в 590-х годах до нашей эры. [ 17 ] Это окончательное поражение киммерийцев было осуществлено совместными силами Мадея, которому Страбон приписывает изгнание треров и киммерийцев из Малой Азии, и Алиатта, который, как утверждают Геродот и Полиэн , окончательно победил киммерийцев. [ 29 ] [ 30 ]
Алиатт повернулся к Фригии на востоке, где лидийское правление распространилось на восток до Фригии. [ 31 ] Алиатт продолжал свою экспансионистскую политику на востоке, и из всех народов к западу от реки Галис, которыми, по утверждениям Геродота, правил преемник Алиатта Крез, - лидийцы , фригийцы , мизийцы , мариандины , халибы , пафлагонцы , фини и вифины , фракийцы , карийцы , Ионийцы , дорийцы , эолийцы и памфилийцы — весьма вероятно, что часть этих популяций уже была завоевана при Алиатте, и не исключено, что лидийцы могли подчинить себе Ликию, учитывая, что ликийское побережье было бы важно для Лидийцы, потому что они находились недалеко от торгового пути, соединяющего Эгейский регион, Левант и Кипр . [ 31 ] [ 32 ]
Восточные завоевания Алиатта привели Лидийскую империю к конфликту в 590-х годах до нашей эры с Мидянами . [ 33 ] и война, вспыхнувшая между Мидийской и Лидийской империями в 590 г. до н.э., которая велась в восточной Анатолии, продолжалась пять лет, пока в 585 г. до н.э. не произошло солнечное затмение во время битвы (отсюда и названной «Битвой затмения») против лидийской и мидийской армий. , что обе стороны интерпретировали как предзнаменование окончания войны. Вавилонский царь Навуходоносор II и царь Сиеннесис Киликии Астиага выступили посредниками в заключенном мирном договоре, который был скреплен браком сына мидийского царя Киаксара с дочерью Алиатта Ариенисом , а также возможной свадьбой дочери Киаксара с либо Алиаттом. или с его сыном Крезом. [ 34 ] [ 35 ] [ 31 ] [ 36 ]
Крез
[ редактировать ]Алияттес умер вскоре после битвы при затмении, в 585 году до нашей эры. [ 22 ] после чего Лидия столкнулась с борьбой за власть между его сыном Панталеоном, рожденным от гречанки, и другим его сыном Крезом , рожденным от карийской дворянки, из которой последний вышел победителем. [ 37 ]
Крез поставил Карию под прямой контроль Лидийской империи. [ 21 ] и он подчинил себе всю материковую Ионию , Эолиду и Дориду , но отказался от своих планов присоединения греческих городов-государств на островах Эгейского моря и вместо этого заключил с ними договоры о дружбе, которые могли бы помочь ему участвовать в прибыльную торговлю эгейские греки вели с Египтом в Навкратиде . [ 21 ] По словам Геродота, Крез правил всеми народами к западу от реки Галис, хотя фактическая граница его царства проходила дальше к востоку от Галиса, в неопределенной точке в восточной Анатолии. [ 34 ] [ 35 ] [ 31 ] [ 38 ] [ 39 ]
Крез продолжил дружеские отношения с мидянами, заключенные между его отцом Алиаттом и мидийским царем Киаксаром , и эти хорошие отношения с мидянами он продолжил после того, как стал преемником Алиатта, а Астиаг сменил Киаксара. [ 31 ] И при правлении Креза Лидия продолжила хорошие отношения, начатые Гигом, с Саитским египетским царством, которым тогда правил фараон Амасис II . [ 31 ] установил торговые и дипломатические отношения с Нововавилонской империей Набонида Крез также , [ 31 ] и он еще больше расширил свои контакты с греками на европейском континенте, установив отношения с городом-государством Спарта . [ 21 ]
В 550 году до нашей эры зять Креза, мидийский царь Астиаг, был свергнут собственным внуком, персидским царем Киром Великим , [ 31 ] и Крез ответил нападением на Птерию , столицу фригийского государства, вассала лидийцев, которые могли попытаться заявить о своей верности новой Персидской империи Кира. Кир в ответ вторгся в Каппадокию и победил лидийцев в битве при Птерии , а затем снова при Тимбре, прежде чем осадить и захватить лидийскую столицу Сард , тем самым положив конец правлению династии Мермнадов и Лидийской империи. Лидия никогда не восстановит свою независимость и останется частью различных сменяющих друг друга империй. [ 31 ]
Хотя даты битв при Птерии и Тимбре и конца Лидийской империи традиционно относят к 547 г. до н. э., [ 40 ] более поздние оценки показывают, что хронологически ненадежный рассказ Геродота о падении Лидии означает, что в настоящее время нет способов датировать конец Лидийского царства; теоретически это могло произойти даже после падения Вавилона в 539 г. до н.э. [ 40 ] [ 41 ]
Персидская империя
[ редактировать ]В 547 г. до н.э. лидийский царь Крез осадил и захватил персидский город Птерию в Каппадокии и поработил его жителей. Персидский царь Кир Великий выступил со своим войском против лидийцев. Битва при Птерии привела к тупику, вынудив лидийцев отступить в свою столицу Сарды. Несколько месяцев спустя персидские и лидийские цари встретились в битве при Тимбре . Кир победил и захватил столицу Сарды к 546 г. до н.э. [ 42 ] Лидия стала провинцией ( сатрапией ) Персидской империи.
Эллинистическая империя
[ редактировать ]Лидия оставалась сатрапией после завоевания Персии македонским царем Александром III (Великим) Македонского .
Когда империя Александра распалась после его смерти, Лидией владела крупнейшая азиатская династия диадохов, Селевкиды , а когда она не смогла удержать свою территорию в Малой Азии, Лидия была приобретена династией Атталидов из Пергама . Ее последний король избежал грабежей и опустошений римской завоевательной войны, оставив королевство по завещанию Римской империи .
Римская провинция Азии
[ редактировать ]Когда римляне вошли в столицу Сарды в 133 г. до н.э., Лидия, как и другие западные части наследия Атталидов, вошла в состав провинции Азия , очень богатой римской провинции , достойной наместника с высоким рангом проконсула . Весь запад Малой Азии очень рано имел еврейские колонии, и вскоре там появилось и христианство. В Деяниях Апостолов 16:14–15 упоминается крещение купчихи по имени «Лидия» из Фиатиры , известной как Лидия Фиатирская , на территории бывшей сатрапии Лидии. Христианство быстро распространилось в III веке нашей эры на базе соседнего Эфесского экзархата.
Римская провинция Лидия
[ редактировать ]В ходе реформы тетрархии императора Диоклетиана в 296 году нашей эры Лидия была возрождена как название отдельной римской провинции, намного меньшей, чем бывшая сатрапия, со столицей в Сардисе.
Вместе с провинциями Кария , Геллеспонт , Ликия , Памфилия , Фригия прима и Фригия секунда , Писидия (все в современной Турции) и Инсулы ( Ионические острова , в основном в современной Греции) образовала епархию (под викарием ) Азиатскую. , входившая в преторианскую префектуру Ориенс вместе с епархиями Понтиана (большая часть остальной части Малой Азии), собственно Ориенс (в основном Сирия), Египтом (Египет) и Фракией (на Балканах, примерно Болгария).
Византийская (и крестоносная) эпоха
[ редактировать ]При византийском императоре Ираклии (610–641) Лидия вошла в состав Анатоликона , одной из первоначальных фемат , а позднее и Фракесиона . Хотя турки-сельджуки завоевали большую часть остальной Анатолии, образовав султанат Иконион (Конья), Лидия оставалась частью Византийской империи. В то время как венецианцы оккупировали Константинополь и Грецию в результате Четвертого крестового похода оставалась частью византийского государства под названием Никейская империя, базирующегося в Никее , Лидия до 1261 года .
Под турецким правлением
[ редактировать ]В конце концов Лидия была захвачена турецкими бейликами , которые были полностью поглощены Османским государством в 1390 году. Эта территория стала частью Османского вилайета Айдин ( провинция ) и сейчас находится на территории современной Турецкой республики .
Наследие
[ редактировать ]Первая чеканка
[ редактировать ]По словам Геродота , лидийцы были первыми людьми, которые начали использовать золотые и серебряные монеты , и первыми, кто открыл розничные магазины на постоянных местах. [ 43 ] Неизвестно, однако, имел ли в виду Геродот, что лидийцы первыми стали использовать монеты из чистого золота и чистого серебра или вообще первые монеты из драгоценных металлов. [ 44 ] Несмотря на эту двусмысленность, это заявление Геродота является одним из наиболее часто приводимых доказательств в пользу того, что лидийцы изобрели чеканку монет, по крайней мере, на Западе, хотя первые монеты (при Алиатте I , царствовавшие около 591–591 гг. 560 г. до н.э.) были не золотом и серебром, а сплавом этих двух металлов, называемым электрумом . [ 45 ]
Датировка этих первых чеканных монет является одной из наиболее часто обсуждаемых тем древней нумизматики. [ 46 ] с датами от 700 г. до н.э. по 550 г. до н.э., но наиболее распространено мнение, что они были отчеканены в начале правления короля Алиатта (иногда его неправильно называют Алиаттом II) или почти в начале его правления. [ 47 ] [ 48 ] Первые монеты были изготовлены из электрума , сплава золота и серебра, который встречается в природе, но был еще больше испорчен лидийцами добавлением серебра и меди. [ 49 ]
Самые крупные из этих монет обычно называют номиналом 1/3 статера ( банально ) и весят около 4,7 грамма, хотя полных статеров этого типа никогда не было обнаружено, и, вероятно, правильнее было бы называть статер 1/3. как статер, по типу поперечно удерживаемых весов, гири, используемые в таких весах (от древнегреческого ίστημι = стоять), что также означает «стандарт». [ 51 ] На этих монетах была отштампована голова льва, украшенная, вероятно, солнечными лучами, которые были символом короля. [ 52 ] Самым плодовитым монетным двором для ранних монет из электрума был Сардис, который производил большое количество третей, шестых и двенадцатых частей головы льва, а также фрагментов львиной лапы. [ 53 ] В дополнение к самому крупному номиналу были изготовлены дроби, в том числе гекта (шестая), гемигекта (двенадцатая) и так далее до 96-й, при этом статер 1/96 весил всего около 0,15 грамма. Однако существуют разногласия по поводу того, действительно ли дроби ниже двенадцатой являются лидийскими. [ 54 ]
Сыном Алиатта был Крез (правил около 560–546 гг. До н. э.), который стал связан с огромным богатством. Крезу приписывают выпуск Croeseid , первых настоящих золотых монет стандартизированной чистоты для общего обращения. [ 50 ] и первая в мире биметаллическая денежная система около 550 г. до н.э. [ 50 ]
Прошло некоторое время, прежде чем древние монеты стали использовать для коммерции и торговли. Даже самые мелкие монеты из электрума, стоившие, возможно, около дневного прожиточного минимума, были бы слишком ценны для покупки буханки хлеба. [ 55 ] Первыми монетами, которые стали использоваться для розничной торговли в крупных масштабах, были, вероятно, мелкие серебряные фракции, гемиоболы, древнегреческие монеты, отчеканенные в Киме (Эолиде) при Гермодике II , а затем ионийскими греками в конце шестого века до нашей эры. [ 56 ]
Сардис был известен как красивый город. Около 550 г. до н.э., ближе к началу своего правления, Крез оплатил строительство храма Артемиды в Эфесе , который стал одним из семи чудес древнего мира . Крез потерпел поражение в битве от Кира II Персидского в 546 г. до н.э., при этом Лидийское царство потеряло свою автономию и стало персидской сатрапией .
В греческой мифологии
[ редактировать ]Для греков Тантал был исконным правителем мифической Лидии, а Ниоба — его гордой дочерью; ее муж Амфион ассоциировал Лидию с Фивами в Греции, а через Пелопса линия Тантала была частью основополагающих мифов Микен второй династии . (Ссылаясь на миф о Беллерофонте , Карл Кереньи заметил в «Героях греков» , 1959, стр. 83. «Поскольку Ликия была таким образом связана с Критом , и как личность Пелопса , герой Олимпии, связал Лидию с еще одну азиатскую страну, а точнее две, Ликию и Карию царством Пелопоннес, так Беллерофонт соединил с Аргосским ».)
В греческом мифе Лидия также использовала символ двойного топора, который также встречается в микенской цивилизации, — лабрис . [ 57 ] Омфала , дочь реки Иардан, была правительницей Лидии, которой Геракл должен был какое-то время служить. Его приключения в Лидии — это приключения греческого героя в периферийной и чужой стране: во время своего пребывания Геракл поработил итонов; убил Силеуса, заставившего прохожих мотычью его виноградник; убил змея реки Сангариос (который появляется на небесах как созвездие Змееносца ) [ 58 ] и поймал обезьяньих обманщиков Церкопов . В сообщениях говорится по крайней мере об одном сыне Геракла, который родился либо от Омфалы, либо от рабыни: Геродот ( «История» , I. 7) говорит, что именно Алкей положил начало линии лидийских Гераклид , которая закончилась смертью Кандавла ок. 687 г. до н.э. Диодор Сицилийский (4.31.8) и Овидий ( Героидес 9.54) упоминают сына по имени Ламос, тогда как псевдо-Аполлодор ( Библиотека 2.7.8) дает имя Агелай, а Павсаний (2.21.3) называет Тирсена сыном Геракла « Лидийская женщина». Все три героических предка указывают на лидийскую династию, утверждавшую своим предком Геракла. Геродот (1.7) относится к династии царей Гераклидов, которые правили Лидией, но, возможно, не были потомками Омфалы. Он упоминает также (1.94) легенду о том, что этрусская цивилизация была основана колонистами из Лидии во главе с Тирреном , братом Лиды. Дионисий Галикарнасский скептически отнесся к этой истории, указав, что этрусский язык и обычаи, как известно, совершенно не похожи на лидийские. Кроме того, не была известна история «лидийского» происхождения этрусков. Ксанф Лидийский , знаток истории лидийцев. [ 59 ]
Более поздние хронологи проигнорировали утверждение Геродота о том, что Агрон был первым Гераклидом, ставшим царем, и включили его непосредственных предков Алкея, Бела и Нина в свой список царей Лидии. Страбон (5.2.2) называет Атиса, отца Лида и Тиррена, потомком Геракла и Омфалы, но это противоречит практически всем другим сообщениям, в которых Атис, Лид и Тиррен упоминаются среди царей и князей Лидии до Гераклида. что залежи золота в реке Пактол , которые были источником пресловутого богатства Креза (последнего царя Лидии), остались там, когда легендарный царь Мидас Фригии Говорят , смыл «прикосновение Мидаса» в своих водах. В Еврипида « трагедии Вакханки » Дионис , сохраняя человеческий облик, объявляет своей страной Лидию. [ 60 ]
лидийцы, тирренцы и этруски
[ редактировать ]Отношения между этрусками северной и центральной Италии и лидийцами долгое время были предметом предположений. Греческий историк Геродот считал, что этруски пришли из Лидии, но Дионисий Галикарнасский , историк I века до нашей эры, утверждал, что этруски были коренными жителями Италии и не имели отношения к лидийцам. [ 61 ] Дионисий отметил, что историк V века Ксанф Лидийский , который считался важным источником и авторитетом по истории Лидии, никогда не связывал этрусков с Лидией и не упоминал Тиррена как лидийского правителя. [ 61 ]
В современной науке этрускологи в подавляющем большинстве поддерживают коренное происхождение этрусков. [ 62 ] [ 63 ] отвергая рассказ Геродота как основанный на ошибочной этимологии. [ 64 ] Майкл Грант утверждает, что этруски, возможно, распространяли этот рассказ, чтобы облегчить свою торговлю в Малой Азии, когда многие города Малой Азии и сами этруски находились в состоянии войны с греками. [ 65 ] Французский ученый Доминик Брикель утверждает, что «история об исходе из Лидии в Италию была преднамеренной политической выдумкой, созданной в эллинизированной среде двора Сард в начале VI века до нашей эры». [ 66 ] [ 67 ] В конечном счете, эти сообщения греческих авторов об этрусском происхождении являются лишь выражением образа, который союзники или противники этрусков хотели обнародовать, и не должны считаться историческими. [ 68 ]
Археологические данные не подтверждают идею миграции лидийцев в Этрурию. [ 62 ] [ 63 ] Самая ранняя фаза этрусской цивилизации, виллановская культура , возникла около 900 г. до н.э. [ 69 ] [ 70 ] [ 71 ] [ 72 ] [ 73 ] которая сама развилась из предыдущей протовилланова культуры Италии позднего бронзового века . [ 74 ] Эта культура не имеет никаких связей с Малой Азией или Ближним Востоком. [ 75 ] Лингвисты определили этрусский язык в множестве надписей на острове Лемнос в Эгейском море. Поскольку этрусский язык был доиндоевропейским языком , а не ни индоевропейским, ни семитским, [ 76 ] Этрусский язык не был родственным лидийскому языку , входившему в анатолийскую ветвь индоевропейских языков. [ 76 ] Вместо этого этрусский язык считается частью доиндоевропейской тирренской языковой семьи , наряду с лемнийским и ретским языком . [ 77 ]
Генетическое исследование 2013 года показало, что материнские линии западных анатолийцев и современных тосканцев были в значительной степени разделены на протяжении 5000–10 000 лет, при этом этрусская мтДНК очень напоминала современных тосканцев и неолитическое Центральной Европы население . Это предполагает, что этруски произошли от виллановской культуры . [ 78 ] [ 79 ] указывая на их коренные корни и на связь между Этрурией, современной Тосканой и Лидией, восходящую к периоду неолита во время миграции ранних европейских фермеров из Анатолии в Европу. [ 78 ] [ 79 ] Генетическое исследование 2019 года показало, что этруски (900–600 до н. э.) и латиняне (900–500 до н. э.) из Latium vetus имели генетическое сходство, при этом обе группы имели смесь предков медного века на две трети и предков, связанных со Степью . Это исследование также предположило коренное происхождение этрусков, несмотря на их доиндоевропейский язык. [ 80 ]
Исследование 2021 года подтвердило эти результаты, показав, что этруски и латиняне железного века имели схожие генетические профили и были частью европейского кластера. Этрусская ДНК полностью отсутствовала, что свидетельствует о недавнем смешении с Анатолией и Восточным Средиземноморьем. Этруски демонстрировали смесь WHG, EEF и степного происхождения, при этом 75% мужчин принадлежали к R1b , а наиболее распространенной гаплогруппой митохондриальной ДНК была H. гаплогруппе [ 81 ]
Культура и общество
[ редактировать ]Религия
[ редактировать ]Ранняя лидийская религия
[ редактировать ]Лидийцы в ранней античности придерживались религии, которая остается лишь незначительно засвидетельствованной из-за того, что известные источники, освещающие ее, имеют в основном греческое происхождение, в то время как лидийские надписи, касающиеся религии, немногочисленны. [ 82 ] и не обнаружено лидийского корпуса ритуальных текстов, подобного хеттским ритуальным табличкам. [ 83 ]
Несмотря на небольшой размер записанного лидийского корпуса, различные надписи, относящиеся к религии, датируются ок. 650 до ок. 330–325 гг. до н.э. , охватывая таким образом период, начинающийся с основания династии Мермнад при Гигее и заканчивающийся последствиями македонского завоевания при Александре III и началом эллинистического периода. [ 84 ] Судя по ограниченным данным, лидийские религиозные практики были сосредоточены на плодородии природы, как это было распространено среди древних обществ, которые зависели от успешной обработки земли. [ 83 ]
Ранняя лидийская религия демонстрировала тесную связь с анатолийскими , а также греческими традициями. [ 82 ] и его пантеон состоял из местных лидийских божеств, которые были отражением более ранних эгейско-балканских божеств, а также анатолийских божеств, последние из которых играли меньшую роль. [ 85 ]
Хотя Лидия была завоевана Империей Ахеменидов в ок. 547 г. до н.э. местные лидийские традиции не были уничтожены персидским правлением, и большинство лидийских надписей было написано в этот период. [ 86 ]
Лидийская религия носила политеистический характер и состояла из ряда божеств: [ 82 ]
- В отличие от традиционно анатолийских пантеонов, но, как и фригийского , лидийский пантеон возглавляла богиня Артим ( 𐤠𐤭𐤯𐤦𐤪𐤰𐤮 ), которая была божеством дикой природы, а также лидийским вариантом более ранней эгейско-балканской богини, другие рефлексы которой включали греческий Артемида ( Αρτεμις ) [ 87 ] и фригийская Артимида: [ 88 ] Артим - наиболее хорошо засвидетельствованное лидийское божество как в лидийском корпусе, так и археологически; [ 89 ] [ 90 ]
- Личность фигуры КаХдана или КаХияна ( 𐤲𐤷𐤣𐤵𐤫𐤮 ) до сих пор неясна и по-разному интерпретируется как лидийский царь богов, [ 87 ] или бог Луны, который был главным мужским божеством лидийского пантеона и супругой Артимуса, [ 91 ] или лидийский эквивалент греческого бога Аполлона ( Аполлон ), [ 92 ] или высокий статус или королевский титул; [ 92 ]
- лидийским эквивалентом греческого бога Зевса ( Ζευς ) и фригийского бога Тивса был Левс ( 𐤩𐤤𐤥𐤮 ) или Лефс ( 𐤩𐤤𐤱𐤮 ): [ 87 ] [ 91 ] В отличие от анатолийского бога бури Тархунтаса , Льюс играл менее заметную роль в лидийской религии. [ 91 ] хотя его роль как вызывателя дождя соответствовала традиции анатолийского Таркунтаса; [ 93 ]
- богиня Ламетрус ( 𐤩𐤠𐤪𐤶𐤯𐤭𐤰𐤮 ) была лидийским рефлексом более ранней эгейско-балканской богини, чьей греческой версией была Деметер ( Δημητηρ ); [ 87 ] [ 91 ]
- бог безумия Пакиш ( 𐤡𐤠𐤨𐤦𐤳 ), которому совершался оргиастический культ , также был лидийским вариантом древнего эгейско-балканского бога, чьим греческим рефлексом был Бакхос ( Βακχος ); [ 87 ] [ 91 ]
- богиня Куфавс ( 𐤨𐤰𐤱𐤠𐤥𐤮 ) или Кувас ( 𐤨𐤰𐤥𐤠𐤥𐤮 ), называемая греками Кубебе ( Κυβηβη ), [ 94 ] [ 95 ] был молодым [ 96 ] богиня божественного безумия , [ 97 ] а также выдающееся лидийское божество, владеющее важным храмом в Сардах; [ 98 ] [ 99 ]
- существование богини Коре ( Κορη праздник Хрисантины ( Χρυσανθινα ), ) засвидетельствовано только в эллинистический и римский периоды, когда в Сардисе в ее честь отмечался [ 83 ] и у нее, по-видимому, были некоторые вегетативные аспекты; [ 83 ]
- бог Сантас ( 𐤮𐤵𐤫𐤯𐤠𐤮 ), чье имя соответствует имени лувийских Шанд ( 𔖶𔖖𔗎𔗏𔑶𔑯𔗔𔖶 ), [ 100 ] могла быть супругой Куфавса; [ 88 ]
- богиня МаХиш ( 𐤪𐤠𐤷𐤦𐤳 ), которая соответствовала анатолийской богине Малии , засвидетельствованной на хеттском языке как ᴰ Малия ( 𒀭𒈠𒀀𒇷𒅀 ) и ликийском как Малия ( 𐊎𐊀𐊍𐊆𐊊𐊀 ), [ 102 ] [ 103 ] имел растительный аспект, [ 83 ] будучи богиней растительности, особенно вина и кукурузы. [ 103 ]
Из-за отсутствия доказательств об организации лидийских культов мало что известно. [ 104 ]
Из-за скудных свидетельств существования лидийских религиозных пространств мало что известно об их формах, размерах, управлении и расположении: [ 104 ] Лидийские культовые пространства варьировались от небольших культовых сооружений до престижных храмов государственного культа, которые также играли политическую роль. [ 104 ] хотя свидетельства о них датируются периодом после окончания независимости Лидии, [ 82 ] в то время как представители Лидийской империи известны в первую очередь из греческой литературы, а не из археологических свидетельств. [ 86 ]
В ранней лидийской религии было по крайней мере три культовых служителя, в том числе: [ 105 ]
- кавес ( 𐤨𐤠𐤥𐤤𐤮 ), которые были жрецами и жрицами;
- šiwraλmi- ( 𐤳𐤦𐤥𐤭𐤠𐤷𐤪𐤦- ), которые были причастны к культу Артимуса;
- Armτas ( 𐤠𐤭𐤪𐤴𐤠𐤮 ), которые могли быть пророками.
Помимо этих клерикальных должностей, религиозная роль царей среди других анатолийских народов предполагает, что лидийские цари также были религиозными высшими функционерами , которые участвовали в культе как представители божественной силы на земле и заявляли о своей легитимности правления от богов. Анатолийские и эллинистические греческие параллели также предполагают, что лидийские цари могли обожествляться после своей смерти. [ 92 ]
христианство
[ редактировать ]Позже в Лидии были многочисленные христианские общины, и после того, как христианство стало официальной религией Римской империи в 4 веке, Лидия стала одной из провинций Азиатской епархии Константинопольского Патриархата .
Церковная провинция Лидии имела столичную епархию в Сардис и суфраганские епархии для Филадельфии , Тятира , Триполиса , поселений , Гордус , Траллеса , Силандера , Мейония , Аполлоноса Иерума , Места , Аполлониаса , Атталии , Гирчана , Бейджелэлэлла , Байелэлла , Бейджелэлла . , Акрасс , Далда , Стратоника , Чераса , Габала , Сатала , Аврелиополь и Хелленополь Епископы из различных епархий Лидии были широко представлены на Никейском соборе 325 года и на более поздних вселенских соборах. [ 106 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ там
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Лидия» в Оксфордском словаре английского языка . Oxford University Press , 2010. Oxford Reference Online. 14 октября 2011 г.
- ^ «Истоки чеканки монет» . britishmuseum.org. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 21 сентября 2015 г.
- ^ Родос, П.Дж. История классического греческого мира 478–323 до н.э. 2-е издание. Чичестер: Wiley-Blackwell, 2010, с. 6.
- ^ Бонфанте, Джулиано; Бонфанте, Лариса (1983). Этрусский язык: Введение . Издательство Манчестерского университета. п. 50.
...подтверждено анализом лидийского языка, который является индоевропейским..
- ^ Мутон, Алиса; Резерфорд, Ян; Якубович, Илья, ред. (2013). Лувийская идентичность: культура, язык и религия между Анатолией и Россией . Брилл. п. 4.
Хотя лидийский язык имеет лишь отдаленное родство с лувийским...
- ^ «Лидия – Все о Турции» . Allaboutturkey.com .
- ^ И. Якубович, Социолингвистика лувийского языка, Лейден: Brill, 2010, с. 6
- ^ Перейти обратно: а б Рузвельт, Кристофер (2010). «Лидия перед лидийцами» . Лидийцы и их мир .
- ^ Брайс, Тревор (2011). «Поздний бронзовый век на Западе и в Эгейском море». В Стедмане, Шэрон; МакМахон, Грегори (ред.). Оксфордский справочник по Древней Анатолии . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/oxfordhb/9780195376142.013.0015 .
- ^ Пейн, Анник. «Лидийская империя» .
- ^ Геродот 1975 , с. 43.
- ^ Геродот 1975 , стр. 43–46.
- ^ Бери и Мейггс 1975 , с. 82
- ^ Перейти обратно: а б Браун 1982 , с. 36.
- ^ Меллинк 1991 , стр. 643–655, 663.
- ^ Перейти обратно: а б Кук 1988 , с. 196-197.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Спалинджер, Энтони Дж. (1978). «Дата смерти Гигеса и ее исторические последствия» . Журнал Американского восточного общества . 98 (4): 400–409. дои : 10.2307/599752 . JSTOR 599752 . Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Спалингер, Энтони (1976). «Псамметих, царь Египта: I» . Журнал Американского исследовательского центра в Египте . 13 : 133–147. дои : 10.2307/40001126 . JSTOR 40001126 . Проверено 2 ноября 2021 г.
- ^ Меллинк 1991 , с. 663.
- ^ «Милет, украшение Ионии: история города до 400 г. до н.э.», Ванесса Б. Горман (University of Michigan Press), 2001 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Лелу, Кевин (2018). Лидия Алиатта и Креза: царство на перекрестке греческих городов и восточных монархий. Исследование его внутренней организации и внешней политики (PDF) (доктор философии). Полет. 1. Льежский университет . Архивировано из оригинала (PDF) 9 октября 2022 года . Проверено 5 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дейл, Александр (2015). «ВАЛВЕТ и КУКАЛИМ: легенды о лидийских монетах, династическая преемственность и хронология королей Мермнада» . Кадмос . 54 : 151–166. дои : 10.1515/kadmos-2015-0008 . S2CID 165043567 . Проверено 10 ноября 2021 г.
- ^ Дьяконов 1985 , с. 94-55.
- ^ Кристенсен, Энн Катрин Гейд (1988). Кем были киммерийцы и откуда они произошли?: Саргон II, и киммерийцы, и Руса I. Копенгаген, Дания: Датская королевская академия наук и литературы.
- ^ Геродот 1975 , с. 46.
- ^ Груссе 1970 , с. 9
- ^ Дьяконов 1985 , с. 126.
- ^ Филлипс, ЭД (1972). «Скифское господство в Западной Азии: его записи в истории, Священном Писании и археологии» . Мировая археология . 4 (2): 129–138. дои : 10.1080/00438243.1972.9979527 . JSTOR 123971 . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Иванчик 1993 , с. 95-125.
- ^ Иванчик 2006 , с. 151.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Лелу, Кевин (2018). Лидия Алиатта и Креза: царство на перекрестке греческих городов и восточных монархий. Исследование его внутренней организации и внешней политики (PDF) (доктор философии). Полет. 2. Льежский университет . Архивировано из оригинала (PDF) 9 октября 2022 года . Проверено 1 мая 2022 г.
- ^ Кредитование, Йона (2003). «Аляттес Лидии» . Ливиус . Проверено 7 мая 2022 г.
- ^ Сулимирский, Тадеуш ; Тейлор, Т.Ф. (1991). «Скифы». В Бордмане, Джон ; Эдвардс, IES ; Хаммонд, ШФЛУ ; Соллбергер, Э .; Уокер, CBF (ред.). Кембриджская древняя история . Том. 3. Кембридж : Издательство Кембриджского университета . стр. 547–590. ISBN 978-1-139-05429-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Дьяконов 1985 , с. 125-126.
- ^ Перейти обратно: а б Лелу, Кевин (декабрь 2016 г.). «Битва затмения» . Полемос: Журнал междисциплинарных исследований войны и мира . 19 (2). Полемос. hdl : 2268/207259 . Проверено 30 апреля 2019 г.
- ^ Роллингер, Роберт (2003). «Западная экспансия Срединной «Империи»: пересмотр» . В Ланфранчи, Джованни Б.; Роаф, Майкл ; Роллингер, Роберт (ред.). Преемственность империи (?) Ассирия, Мидия, Персия . Падуя : Саргон Эдитрис и Библиотека. стр. 1–12. ISBN 978-9-990-93968-2 .
- ^ Меллинк 1991 , с. 643-655.
- ^ Роллингер, Роберт (2003). «Западная экспансия Срединной «Империи»: пересмотр» . В Ланфранчи, Джованни Б.; Роаф, Майкл ; Роллингер, Роберт (ред.). Преемственность империи (?) Ассирия, Мидия, Персия . Падуя : Саргон Эдитрис и Библиотека. стр. 1–12. ISBN 978-9-990-93968-2 .
- ^ Кредитование, Йона (2003). «Аляттес Лидии» . Ливиус . Проверено 7 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эванс, JAS (1978). «Что случилось с Крезом?» . Классический журнал . 74 (1): 34–40. JSTOR 3296933 . Проверено 11 мая 2022 г.
- ^ Роллингер, Роберт (2008). «Срединная «Империя», конец Урарту и поход Кира Великого в 547 г. до н.э.» . Древний Запад и Восток . 7 : 51–66. дои : 10.2143/AWE.7.0.2033252 . Проверено 12 мая 2022 г.
- ^ Города Нового Завета в Западной Малой Азии: свет археологии на города Павла и семь церквей Откровения ISBN 1-59244-230-7 стр. 65
- ^ Геродот. Истории , I, 94.
- ^ «Чеканка» . worldhistory.org .
- ^ Каррадис и Прайс, Чеканка монет в греческом мире, Сиби, Лондон, 1988, с. 24.
- ^ Н. Кэхилл и Дж. Кролл, «Находки новых архаичных монет в Сардисе», Американский журнал археологии, Vol. 109, № 4 (октябрь 2005 г.), с. 613.
- ^ «КРЕЗ – Иранская энциклопедия» . iranicaonline.org . Проверено 28 сентября 2020 г.
- ^ А. Рэймидж, «Золотые Сарды», Золото короля Креза: раскопки в Сардисе и история переработки золота, под редакцией А. Рэймиджа и П. Крэддока, издательство Гарвардского университета, Кембридж, 2000, стр. 18.
- ^ М. Коуэлл и К. Хайн, «Научное исследование лидийских монет из драгоценных металлов», Золото короля Креза: раскопки в Сардисе и история переработки золота, издательство Гарвардского университета, Кембридж, 2000, стр. 169–174.
- ^ Перейти обратно: а б с Меткалф, Уильям Э. (2016). Оксфордский справочник по греческой и римской чеканке . Издательство Оксфордского университета. стр. 49–50. ISBN 9780199372188 .
- ^ Л. Бреглиа, «Материал из центрального основания Артемессии Эфесской и лидийских монет», Istituto Italiano di Numismatica Annali , тома 18–19 (1971/72), стр. 9–25.
- ^ Робинсон, Э. (1951). «Переосмысление монет из Ефесского Артемисиона». Журнал эллинистических исследований . 71 :159. дои : 10.2307/628197 . JSTOR 628197 . S2CID 163067302 .
- ^ КОРРЭЙ КОНАК. «МАЛАЯ АЗИЯ ДО ИОНИЙСКОГО ВОССТАНИЯ» (PDF) . Achemenet.com . Проверено 12 марта 2022 г.
- ^ М. Митчинер, Древняя торговля и ранняя чеканка монет, Hawkins Publications, Лондон, 2004, с. 219.
- ^ «Клады, мелочь и происхождение чеканки», Журнал эллинистических исследований 84 (1964), стр. 89
- ^ М. Митчинер, с. 214
- ^ Источники указаны в Карле Кереньи, Герои греков 1959, стр. 192.
- ^ Гигин, Astronomica ii.14
- ^ Роберт Дрюс , Геродот 1.94, Засуха около 1200 г. до н.э. и происхождение этрусков , в Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte , vol. 41, № 1, 1992, стр. 14-39.
- ^ Еврипид. Полное собрание греческих трагедий, том IV. , Эд Грена и Латтимора, строка 463.
- ^ Перейти обратно: а б Дионисий Галикарнасский . Римские древности . Книга I, главы 30 1.
- ^ Перейти обратно: а б Турфа, Джин Макинтош (2017). «Этруски». В Фарни, Гэри Д.; Брэдли, Гэри (ред.). Народы Древней Италии . Берлин: Де Грюйтер. стр. 637–672. дои : 10.1515/9781614513001 . ISBN 978-1-61451-520-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Де Граммонд, Нэнси Т. (2014). «Этническая принадлежность и этруски». В Макинерни, Джереми (ред.). Спутник этнической принадлежности в Древнем Средиземноморье . Чичестер, Великобритания: John Wiley & Sons, Inc., стр. 405–422. дои : 10.1002/9781118834312 . ISBN 9781444337341 .
- ^ Грант, Майкл (1987). Возвышение греков . Сыновья Чарльза Скрибнера. п. 311. ИСБН 978-0-684-18536-1 .
- ^ Грант, Майкл (1980). Этруски . Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN 978-0-9650356-8-2 .
- ^ Хорнблауэр, Саймон; Спофорт, Энтони; Эйдинов, Эстер, ред. (2014). Оксфордский спутник классической цивилизации . Oxford Companions (2-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 291–292. ISBN 9780191016752 .
Убедительная демонстрация Брикеля того, что знаменитая история об исходе Тиррена из Лидии в Италию была преднамеренной политической выдумкой, созданной в эллинизированной среде двора Сард в начале VI века. до сих пор..
- ^ Брикель, Доминик (2013). «Этрусское происхождение и древние авторы». В Турфе, Джин (ред.). Этрусский мир . Лондон и Нью-Йорк: Routledge Taylor & Francisco Group. стр. 36–56. ISBN 978-0-415-67308-2 .
- ^ Доминик Брикель , Происхождение этрусков: вопрос, обсуждаемый с древности , в М. Торелли (редактор), Gli Etruschi [Каталог выставки, Венеция, 2000], Bompiani, Милан, 2000, стр. 43–51 (итальянский).
- ^ Диана Нери (2012). «1.1 Вилланованский период в западной Эмилии». Этруски между 8 и 7 веками до нашей эры на территории Кастельфранко Эмилия (Миссури) (на итальянском языке). Флоренция: В знаке Лилии. п. 9. ISBN 978-8878145337 .
Термин «виллановский» вошел в археологическую литературу, когда в середине 19 века граф Гоццадини обнаружил первые кремационные гробницы на своей территории в Вилланова-ди-Кастеназо, в районе Казелле (БО). Культура Вилланована совпадает с самым древним периодом этрусской цивилизации, в частности, с 9-м и 8-м веками до нашей эры, а термины Вилланован I, II и III, используемые археологами для обозначения эволюционных фаз, представляют собой условные разделы ранней Железной культуры. Возраст
- ^ Джильда Бартолони (2012) [2002]. Культура Вилланова. В начале этрусской истории (на итальянском языке) (III изд.). Рим: издательство Кароччи. ISBN 9788843022618 .
- ^ Джованни Колонна (2000). «Первоначальные персонажи этрусской цивилизации». В Марио Торелли (ред.). Ги Этруски (на итальянском языке). Милан: Бомпиани. стр. 25–41.
- ^ Доминик Брикель (2000). «Происхождение этрусков: вопрос, обсуждаемый с древних времен». В Марио Торелли (ред.). Ги Этруски (на итальянском языке). Милан: Бомпиани. стр. 43–51.
- ^ Джильда Бартолони (2000). «Происхождение и распространение вилланованской культуры». В Марио Торелли (ред.). Ги Этруски (на итальянском языке). Милан: Бомпиани. стр. 53–71.
- ^ Мозер, Мэри Э. (1996). «Происхождение этрусков: новые доказательства старого вопроса» . В Холле, Джон Франклин (ред.). Этрусская Италия: этрусское влияние на цивилизации Италии от античности до современности . Прово, Юта: Художественный музей Университета Бригама Янга. стр. 29–43 . ISBN 0842523340 .
- ^ Бартолони, Гильда (2014). «Мастера-металлурги и процесс обучения в «Происхождении» этрусков». «Происхождение»: пути исследования этнической идентичности в древней Италии . Mélanges de l'École française de Rome: Antiquité (на итальянском языке). Том 126–2. Рим: Французская школа Рима. ISBN 978-2-7283-1138-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Бонфанте, Джулиано ; Бонфанте, Лариса (2002). Этрусский язык: введение (2-е изд.). Манчестер, Великобритания: Издательство Манчестерского университета. п. 50.
- ^ Рикс, Хельмут (2004). «Этрусский». В Вудард, Роджер Д. (ред.). Кембриджская энциклопедия древних языков мира . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 943–966. ISBN 9780521562560 .
- ^ Перейти обратно: а б Сильвия Гиротто; Франческа Тасси; Эрика Фумагалли; Винченца Колонна; Анна Сандиониджи; Мартина Лари; Стефания Вай; Эммануэле Петити; Джорджо Корти; Эрманно Рицци; Джанлука Де Беллис; Дэвид Карамелли; Гвидо Барбуджани (6 февраля 2013 г.). «Происхождение и эволюция мтДНК этрусков» . ПЛОС ОДИН . 8 (2): e55519. Бибкод : 2013PLoSO...855519G . дои : 10.1371/journal.pone.0055519 . ПМК 3566088 . ПМИД 23405165 .
- ^ Перейти обратно: а б Франческа Тасси; Сильвия Гиротто; Дэвид Карамелли; Гвидо Барбуджани; и др. (2013). «Генетические данные не подтверждают этрусское происхождение в Анатолии». Американский журнал физической антропологии . 152 (1): 11–18. дои : 10.1002/ajpa.22319 . ПМИД 23900768 .
- ^ Антонио, Маргарет Л.; Гао, Зиюэ; М. Мутс, Ханна (2019). «Древний Рим: генетический перекресток Европы и Средиземноморья» . Наука . 366 (6466). Вашингтон, округ Колумбия: Американская ассоциация содействия развитию науки (опубликовано 8 ноября 2019 г.): 708–714. Бибкод : 2019Sci...366..708A . дои : 10.1126/science.aay6826 . hdl : 2318/1715466 . ПМК 7093155 . ПМИД 31699931 .
Интересно, что, хотя люди железного века были отобраны как из этрусского (n=3), так и из латинского (n=6) контекстов, мы не обнаружили каких-либо существенных различий между двумя группами со статистикой f4 в форме f4(RMPR_Etruscan, RMPR_Latin; test популяция, Онге), что позволяет предположить общее происхождение или обширный генетический обмен между ними.
- ^ Пост, Козимо; Заро, Валентина; Спиру, Мария А. (24 сентября 2021 г.). «Происхождение и наследие этрусков через 2000-летний археогеномный разрез времени» . Достижения науки . 7 (39). Вашингтон, округ Колумбия: Американская ассоциация содействия развитию науки: eabi7673. Бибкод : 2021SciA....7.7673P . дои : 10.1126/sciadv.abi7673 . ПМЦ 8462907 . ПМИД 34559560 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Пейн 2019 , с. 231.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Пейн 2019 , с. 236.
- ^ Пейн 2019 , с. 231-231.
- ^ Орешко 2021 , с. 137.
- ^ Перейти обратно: а б Пейн 2019 , с. 232.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Нейман 1990 , с. 186.
- ^ Перейти обратно: а б Орешко 2021 , с. 154.
- ^ Пейн 2019 , с. 240.
- ^ Орешко 2021 , с. 156.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Орешко 2021 , с. 138.
- ^ Перейти обратно: а б с Пейн 2019 , с. 237.
- ^ Пейн 2019 , с. 243.
- ^ Орешко 2021 , с. 139.
- ^ Орешко 2021 , с. 158.
- ^ Орешко 2021 , с. 155-156.
- ^ Орешко 2021 , с. 158-159.
- ^ Нейман 1990 , с. 185.
- ^ Орешко 2021 , с. 153-154.
- ^ Орешко 2021 , с. 138-139.
- ^ Хаттер 2017 , с. 118.
- ^ Орешко 2021 , с. 133.
- ^ Перейти обратно: а б Пейн 2019 , с. 242.
- ^ Перейти обратно: а б с Пейн 2019 , с. 244.
- ^ Пейн 2019 , с. 235.
- ^ Ле Куин, Христианский Восток , т.е. 859–98
Источники
[ редактировать ]- Браун, ТФРГ (1982). «Греки в Египте». В Бордмане, Джон ; Хаммонд, ШФЛУ (ред.). Кембриджская древняя история . Том. 3. Кембридж : Издательство Кембриджского университета . стр. 32–56. ISBN 978-0-521-23447-4 .
- Бери, Джей Би ; Мейггс, Рассел (1975) [впервые опубликовано в 1900 году]. История Греции (Четвертое изд.). Лондон: Макмиллан Пресс. ISBN 0-333-15492-4 .
- Кук, Дж. М. (1988). «Восточные греки». В Бордмане, Джон ; Хаммонд, ШФЛУ (ред.). Кембриджская древняя история . Том. 3. Кембридж : Издательство Кембриджского университета . стр. 196–221. ISBN 978-0-521-23447-4 .
- Дьяконов, И.М. (1985). «Медиа». В Гершевиче, Илья (ред.). Кембриджская история Ирана . Том. 2. Кембридж : Издательство Кембриджского университета . п. 36-148. ISBN 978-0-521-20091-2 .
- Грэм, Эй Джей (1988). «Колониальная экспансия Греции». В Бордмане, Джон ; Хаммонд, ШФЛУ (ред.). Кембриджская древняя история . Том. 3. Кембридж : Издательство Кембриджского университета . стр. 83–162. ISBN 978-0-521-23447-4 .
- Груссе, Рене (1970). Империя Степи . Издательство Университета Рутгерса. стр. 9 . ISBN 0-8135-1304-9 .
- Геродот (1975) [впервые опубликовано в 1954 году]. Берн, Арканзас; де Селинкур, Обри (ред.). Истории . Лондон: Книги Пингвина. ISBN 0-14-051260-8 .
- Хаттер, Манфред (2017). «Кубаба в Хеттской империи и последствия ее экспансии на Западную Анатолию» . со дня рождения Хиттитология сегодня: исследования хеттской и неохеттской Анатолии в 100-летия честь Эммануэля Лароша. Стамбул , Турция : Французский институт анатолийских исследований . стр. 113–122. ISBN 978-2-362-45083-9 .
- Иванчик, Аскольд (1993). Les Cimmeriens au Proche-Orient [ Киммерийцы на Ближнем Востоке ] (PDF) (на французском языке). Фрибур , Швейцария; Геттинген , Германия: Editions Universitaires (Швейцария); Ванденхук и Рупрехт (Германия). ISBN 978-3-727-80876-0 .
- Иванчик, Аскольд (2006). Аруз, Джоан; Фаркас, Энн; Фино, Элизабетта Вальц (ред.). Золотой олень Евразии: взгляды на степных кочевников древнего мира . Нью-Хейвен, Коннектикут , США ; Нью-Йорк , США ; Лондон , Великобритания : Метрополитен-музей ; Издательство Йельского университета . п. 146-153. ISBN 978-1-588-39205-3 .
- Меллинк, М. (1991). «Родные королевства Анатолии». В Бордмане, Джон ; Эдвардс, IES ; Хаммонд, ШФЛУ ; Соллбергер, Э .; Уокер, CBF (ред.). Кембриджская древняя история . Том. 3. Кембридж : Издательство Кембриджского университета . стр. 619–665. ISBN 978-1-139-05429-4 .
- Нойманн, Г. [на немецком языке] (1990). «Лидия» [Лидия]. В Эдзарде, Дитц-Отто ; Калмейер, П.; Постгейт, Дж. Н.; Рёллиг, В. [на немецком языке] ; Шулер, Э. [на немецком языке] ; фон Соден, В .; Стол, М.; Вильгельм, Г. (ред.). Реальный лексикон ассириологии и ближневосточной археологии [ Энциклопедия древних ближневосточных исследований ] (на немецком языке). Том 7. Берлин, Германия ; Нью-Йорк , США : Уолтер де Грюйтер . стр. 184–186. ISBN 978-3-110-10437-0 .
- Пейн, Анник (2019). «Родные религиозные традиции с лидийской точки зрения». В Блейкли, Сандра; Коллинз, Билли Джин (ред.). Религиозная конвергенция в Древнем Средиземноморье . Исследования древних средиземноморских религий. Том. 2. Атланта , США : Lockwood Press. стр. 231–248. ISBN 978-1-948-48816-7 .
- Орешко, Ростислав (2021). «В поисках корней священного куба: Кубаба-Кубелея-Κύβεβος-куфавы и проблема этнокультурных контактов в Анатолии раннего железного века». В Бьянкони, Микеле (ред.). Лингвистические и культурные взаимодействия между Грецией и Анатолией: в поисках золотого руна . Лейден , Нидерланды : Издательство Brill . стр. 131–166. ISBN 978-9-004-46159-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Британская энциклопедия
- Сарды - Livius.org
- [Фригийцы - Livius.org
- 547 г. до н. э. — Livius.org
- Гигес - Livius.org
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Лидия
- Государства и территории, основанные в 12 веке до нашей эры.
- Государства и территории, упраздненные в VI веке до нашей эры.
- Исторические регионы Анатолии
- История Турции
- Анатолия железного века
- Провинция Маниса
- История провинции Измир
- Преторианская префектура Востока
- Азия (римская провинция)
- Страны железного века в Азии
- Бывшие монархии Западной Азии