Тёмные Боги (Анатолийский)
Темные Боги | |
---|---|
Другие имена | Темные, Гептада, Темная Гептада |
Принадлежность | Иярри , Шанда |
Тёмные Боги или Тёмные , также известные как Гептады , были группой злобных божеств из религий древних анатолийских народов .
Имя
[ редактировать ]Темные
[ редактировать ]Эта группа божеств была известна на лувийском языке как ДИНГИР. СЕТКА Марваинзи ( 𒀭𒈨𒌍𒈥𒉿𒀀𒅔𒍣 ) [ 1 ] и ᴰ Marwayanza ( 𒀭𒈥𒉿𒅀𒀭𒍝 ), а на хеттском языке как ᴰ Markuwayaš ( 𒀭𒈥𒆪𒉿𒅀𒀸 ), все значения букв. ' Темные ' . [ 2 ] [ 3 ]
Гептада
[ редактировать ]Темных богов также называли на хеттском языке ᴰ Шепитташ ( 𒀭𒐌𒐌𒁉 и 𒀭𒊺𒂊𒅁𒁉𒀉𒋫𒀸 ), [ 4 ] это Гептада. ᴰ Шепитташ — заимствованное слово из аккадского ilū sebitti , что означает «лит». « семь богов » из-за сходства с протоиндоевропейским термином для этого числа * septḿ̥ . [ 5 ] [ 6 ]
В ритуальном тексте KUB 59.26 эта группа богов упоминалась как «Тёмная Гептада» ( хеттский : 𒀭𒐌𒐌𒁉𒀭𒈥𒆪𒉿𒅀𒀸 , латинизированный: ᴰ Šēpittaš ᴰ Markuwayaš ). [ 2 ]
История
[ редактировать ]Темные боги и бог чумы Иярри, с которым они были связаны, возможно, произошли от вавилонского Эрры и Себитти , с которыми они были тождественны. сопровождавших его [ 7 ]
Несмотря на свое иностранное происхождение, Тёмные Боги и Иярри имели культовые места прежде всего в Центральной Анатолии и регионах, населенных лувийцами , а Иярри появлялись в анатолийских теофорных именах, тем самым свидетельствуя о том, что люди, давшие эти имена, видели в этих божествах часть своих собственных. культуры, показывая тем самым, что они прочно укоренились в хеттской и лувийской религиях и не были переданы анатолийским народам через посредничество хурритов. религия . [ 5 ] [ 8 ]
Сертификаты
[ редактировать ]Темные боги засвидетельствованы в Хеттской империи , где они выступали в качестве помощников бога Иярри. [ 2 ]
Темные боги также упоминались в ритуалах Малли и Ухамувы из Арзавы . [ 2 ]
Гептада также присутствовала в религии хурритского населения Киццуватны : [ 9 ]
- один ритуальный текст упоминает их как часть свиты богов Тешшуба , Шаррумы и Тену , и где они упоминаются как «мужские боги Шаррумы» ( 𒀭𒈨𒌍𒇽𒈨𒌍𒀭𒈗𒈠𒊭 );
- в другом тексте упоминается Гептада Иштар ( 𒀭𒐌𒐌𒁉𒀭𒈹 );
- в одном тексте, описывающем подношения птиц и хлеба, упоминаются Гептада и хурритский бог Хашулатхи;
- в одном тексте, отражающем перекрестное влияние хеттских и хурритских культов, Гептада упоминается вместе с Богом-покровителем Тауриши ;
- в двух фрагментарных текстах, возможно, записывающих сиро-хурритский миф, упоминается «дочь Гептады» ( 𒊭𒀭𒐌𒐌𒁉𒌉𒊩 ).
Культ
[ редактировать ]Природа
[ редактировать ]Название «Тёмные» не только придавало этой группе божеств внушающий трепет вид, но и приписывало им отрицательную роль. [ 2 ] [ 10 ] Это также видно по тому, как в одном тексте они называются «ужасающей Гептадой» ( хеттский : 𒄩𒁺𒂵𒂊𒌍𒀭𒐌𒐌𒁉 , латинизировано: ḫadugaēš ᴰ Šepittaeš ), а в другом тексте они называются «злой Гептадой» ( хеттский : 𒄷𒌋𒉿𒀊𒉺𒂊𒌍𒀭𒐌𒐌𒁉 , латинизировано: ḫūwappaēš ᴰ Шепиттаеш ). [ 10 ]
Темные Боги были задуманы как состоящие из 14 божеств мужского пола, поэтому их имена были написаны клинописью с использованием шумерограммы ᴰIMIN.IMIN.BI , где дублирование клинописного знака для числа 7 ( 𒐌 ) представляло собой двойную Гептаду. [ 4 ]
Функция
[ редактировать ]Судя по их собирательному названию, Тёмные Боги считались злобными по своей природе. [ 2 ] об этом также свидетельствует их функция в ритуале Ухамува из Арзавы, где они представляли пагубные силы. [ 4 ]
В тексте КУБ 17.16 I, описывающем ритуал, который следует проводить, когда люди, крупный рогатый скот и овцы умирают ужасной смертью, призываются несколько богов, а Темные Боги считаются ответственными за чуму. [ 4 ]
Ассоциация с другими божествами
[ редактировать ]Во времена Хеттской империи Темные боги ассоциировались с богом Иярри , который, подобно греческому Аполлону , стрелял своими стрелами в тех, кого ненавидел. В ритуале Данданку, призванном предотвратить чуму в армии, убедив Иярри атаковать вражеские страны вместо Земли Хатти, Гептады были его помощниками в качестве Темных Богов Иярри ( 𒊭𒀭𒄿𒅀𒅈𒊑𒀭𒐌𒐌𒁉 , ᴰ Ияррияш ᴰ Шепитташ ). [ 2 ]
Темные Боги ассоциировались не только с божествами, имеющими отрицательные роли, а в ритуальном тексте КБо 34.48 они ассоциировались с Богом-Охранителем Охотничьей Сумки для устранения зла, хотя эти божества имели разные роли, поскольку исполнители ритуала стремились, во время него, чтобы получить благосклонность Бога-Хранителя Охотничьей Сумки, но сохранить Темных Богов, упомянутых в тексте как «ужасающая Гептада» ( 𒄩𒁺𒂵𒂊𒌍𒀭𒐌𒐌𒁉 , ḫadugaēs ᴰ Šepittaeš ), в страхе. [ 11 ]
В ритуальном тексте Вс. В 16 лет Тёмные Боги ассоциировались с несколькими солнечными божествами, включая Солнце, Солнечное божество Зловещих Знаков и Солнечную богиню Земли , а сами Тёмные Боги выступали как Гептада Солнца ( 𒀭𒐌𒐌𒁉𒊭𒀭𒌓 ). [ 12 ]
Семерка Таркунны ( 𒊭𒀭𒌋𒀭𒐌𒐌𒁉 ) также появляется в списке, структурированном как калути хурритской традиции Киццуватны, который сам по себе описывает поздний ритуал, связанный с хаттским мифом о Луне, падающей с небес из-за страха перед громом, молнией и дожди бога бури. Гептада также появляется в AN.TAḪ.SHUM. САР праздник, на котором анатолийский бог Тархунна и хурритский бог Тешуб сливаются друг с другом, и во время которого приносятся подношения повозке, оружию, грому, облакам, росе, дождям, богам-отцам и визирю Тешуба, а также пастистила Гептада . [ 13 ]
В 8 веке до нашей эры Темные боги были связаны с богом войны Сандой , который сам был похож на Иярри. [ 14 ]
Священники
[ редактировать ]Согласно записям о празднике, отмечаемом князем в связи с восстановлением культов в районе Нерика, жрец Темных Богов служил в храме своего бога. В самом празднике участвовали благоприятные божества, такие как Таркунна , Телепин , Каттаду , Халки и Хасаммили, и во время него жрецы Темных богов, Телепина и Каттады действовали вместе. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ ван Гессель, BHL (1997). «Божественные имена, написанные не шумерографически или аккадографически». Ономастикон хеттского пантеона . Том. 1. Лейден, Нидерланды: Брилл. п. 300. дои : 10.1163/9789004294028_002 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Архи 2010 , с. 22.
- ^ Хаттер, Манфред (2003). «Аспекты лувийской религии». В Х. Крейге Мелчерте (ред.). Лувийцы . Handbuch der Orientalistik. Том. 1. Лейден: Брилл. п. 228. дои : 10.1163/9789047402145_007 . ISBN 90-04-13009-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Архи 2010 , с. 23.
- ^ Перейти обратно: а б Архи 2010 , с. 21.
- ^ Перейти обратно: а б Архи 2010 , с. 23-24.
- ^ Архи 2010 , с. 24.
- ^ Архи 2010 , с. 24-25.
- ^ Архи 2010 , с. 25-26.
- ^ Перейти обратно: а б Архи 2010 , с. 28.
- ^ Архи 2010 , с. 22-23.
- ^ Архи 2010 , с. 26.
- ^ Архи 2010 , с. 27.
- ^ Архи 2010 , с. 25.
Источники
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2010). «Гептада в Анатолии» . В Лебрене, Рене; Де Вос, Жюльен (ред.). Гетитика XVI . Лувен-ла-Нев , Франция : Peeters Publishers . стр. 21–34. ISBN 978-9-042-92338-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гарсиа Трабасо, Хосе Вирджилио (2017). «О Лув./Хет. дМар(ку)вайа- 'Темное божество(а), божество(а) подземного мира' и ай. мрига- 'дикое животное' как рефлексы шаманских представлений» . Журнал языковых отношений . 15 (1–2): 43–50. дои : 10.31826/jlr-2017-151-208 .
- Пухвель, Яан (2004). «Тьма по-хеттски». Историческая Historical Linguisticsлингвистика 117 (2): 194–96. JSTOR 40849222 . По состоянию на 19 мая 2024 г.