Ияри
Ияри | |
---|---|
Бог чумы и войны | |
Главный культовый центр | Гуршамашша, Карранаши |
Оружие | Лук и стрелы |
Животные | Собака |
Устанавливать | Лев |
Эквиваленты | |
Месопотамский эквивалент | Эрра |
Иярри , также известный как Ярри , [ 1 ] был богом, которому поклонялись хетты и лувийцы в Анатолии в бронзовом веке . Он ассоциировался с чумой и войной и изображался лучником, чьи стрелы причиняли людям болезни. Хотя обычно считается, что Иярри был мужчиной, женская форма этого божества упоминается в одном тексте. Было высказано предположение, что Иярри мог произойти от месопотамского бога Эрры или что он находился под его влиянием. Другое предположение считает, что его имя является родственным имени греческого Ареса , хотя доказательства в пользу этой точки зрения не являются убедительными.
Свидетельства о поклонении Иярри в хеттской религии и лувийской религии происходят в основном из центральной Анатолии и включают такие документы, как формулы присяги, договоры и описания ритуалов. Посвященные ему храмы существовали в Харранаши и Гуршамашше. Он также засвидетельствован в ряде теофорических имен. Ссылки на него после падения Хеттской империи нечасты, и было высказано предположение, что в конечном итоге его заменил аналогичный бог, Шанта .
Характер
[ редактировать ]Иярри ассоциировался с чумой и войной. [ 2 ] Считалось, что он вызывает эпидемии, и поэтому к нему также обращались в надежде остановить их распространение. [ 3 ] Широко распространенное мнение о том, что он был богом войны, основано на его изображении как вооруженного божества, на тексте времен правления Муршили II, в котором он упоминается как на помощнике короля в битве, а также на его включении в различные списки божеств, где он обычно появляется вблизи богов, обозначенных шумерограммой ЗАБАБА . [ 4 ] Возможно, в некоторых случаях там было представлено его собственное имя. [ 5 ] Например, возможно, что его имя написано таким образом в тексте из Катапы последних лет правления Муршили II, поскольку представленное им божество появляется рядом с Шантой и богиней Солнца Земли в KBo 47.76. [ 2 ] Анонимный бог войны, которому поклонялись в Хубешне (современный Эрегли ), культовом центре богини Хувашсанны, предварительно также был идентифицирован как Иярри. [ 6 ]
Атрибутами Иярри были лук и стрелы. [ 7 ] Его можно было назвать «повелителем лука». [ 3 ] В ГИШ ПАН, как засвидетельствовано в договоре между Шуппилулиумой I и Шаттивазой , королем Митанни . [ 8 ] В ритуале против болезни, которая однажды поразила хеттскую армию (КУБ 7.54), его оружие упоминается в связи с его ролью бога чумы. [ 3 ] Считалось, что его стрелы приносят чуму. [ 9 ] Считалось, что его можно убедить атаковать врагов, а не жителей земли Хатти вместе с ними. [ 10 ] Иярри также ассоциировался с собаками. [ 11 ] В единственном тексте упоминается, что его можно было изобразить верхом на льве. [ 8 ]
Фолькерт Хаас отметил, что есть некоторые свидетельства противоречивого пола Иярри, причем засвидетельствовано как мужское, так и женское изображение, хотя он, тем не менее, называл его мужским божеством. [ 12 ] По состоянию на 2022 год известен только один текст, упоминающий женщину Иярри, KUB 15.5+, описание предзнаменования сна с участием этого божества, в котором она описана как женщина в платке. [ 13 ] Из-за характера текста было поставлено под сомнение, точно ли он отражает современную религиозную практику и иконографию Иярри, хотя Александр Т. Миллингтон заявляет, что такой подход «несостоятелен», поскольку рассказ, по его мнению, не является « литературное фэнтези» и его следует считать точным. [ 8 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Как в хеттских , так и в лувийских источниках Иярри иногда сочетался с Шантой , богом схожего характера, и оба они могли быть призваны вместе с группой божеств, известных как Марвайнци , «темные». [ 7 ] Они также были известны под хеттским названием Маркувая (Марваинци — лувийский термин) и, кроме того, могли быть представлены логограммой. д ИМИН.ИМИН.БИ (« семерка »). [ 10 ] В договорах времен правления Шуппилулиумы I Иярри появляется рядом с Заппаной, другим богом чумы. [ 14 ] В известных текстах нет никаких указаний на то, что к его кругу принадлежали какие-либо другие божества. [ 3 ]
Было отмечено, что и имя, и характер Иярри напоминали имя и характер месопотамского бога Эрры . [ 7 ] Фолькерт Хаас сразу отождествил их друг с другом. [ 15 ] Мацей Попко и Альфонсо Арчи считают вероятным, что Иярри развился под влиянием Эрры, причем последний автор предполагает, что анатолийский теоним произошел от месопотамского. [ 16 ]
о связи между Иярри и греческим Аресом , хотя это остается неопределенным. Было высказано предположение [ 17 ] Сторонники точки зрения, что эти два бога имели одинаковое происхождение, такие как Владимир Георгиев и Янош Харматта , утверждают, что оба их имени восходят к индоевропейскому корню , yōris или yāris , возможно, «шум» или «насилие», но это предложение не является общепринятым, и упомянутый корень засвидетельствован только в балто-славянских языках (включая литовский , русский и старославянский ), без подтвержденных примеров из каких-либо других ветвей, и поэтому он может быть недостаточно древним для эта теория верна. [ 18 ] Более того, нет уверенности в том, что имя Иярри произошло от корня, присутствующего в каких-либо индоевропейских языках, как если бы была принята точка зрения, которую он развил от бога Эрры, его имя произошло из семитского языка . [ 19 ] Указанный теоним восходит к корню ḥrr , «опалять», что засвидетельствовано, например, в аккадском языке . [ 20 ] Александр Т. Миллингтон отмечает, что еще одним препятствием является тот факт, что, хотя Иярри и Арес в современной научной литературе обычно описываются как «боги войны», их индивидуальный характер различается: Арес понимается как фактически синоним войны, а не как божество, способное помогать людям во время него, в отличие от Иярри, и нет никаких свидетельств того, что его когда-либо призывали именно во время войн. [ 21 ] Более того, Арес не считался богом чумы. [ 22 ] Также нет никаких доказательств того, что какой-либо из засвидетельствованных примеров местных культов Ареса в Анатолии, многие из которых известны из таких областей, как Кария , Киликия , Исаврия и Ликия , представлял собой сопоставление греческого имени и ранее существовавшего культа Иярри, хотя некоторые из них могли сочетать греческого бога с более древними элементами, полученными от множества местных божеств, как первоначально предлагал Луи Роберт . [ 23 ] Миллингтон отмечает, что возможным исключением является существование культа Арейи, если под этим именем понимать женскую форму имени Арес, а не родственный эпитет, поскольку такая богиня могла быть греческим отражением рудиментарной версии Ареса. женский аспект Иярри. [ 24 ] Арея засвидетельствована в текстах из Изаврополя периода римской империи . [ 25 ]
Роль Иярри, вооруженного луком бога чумы, также сравнивают с Илиаде изображением Аполлона в « » . [ 10 ] [ 3 ]
Поклонение
[ редактировать ]Поклонение Иярри лучше всего засвидетельствовано в городах центральной Анатолии и в районах, населенных лувийцами . [ 26 ] Петр Тарача считает его богом лувийского происхождения, хотя он также был включен во многие местные хеттские пантеоны. [ 2 ] Поскольку он отсутствует в источниках, свидетельствующих о хурритском влиянии, предполагается, что даже если его происхождение было иностранным, он не достиг Анатолии через хурритское посредничество. [ 26 ] По мнению Тарачи, хотя невозможно говорить о едином лувийском пантеоне, Иярри, тем не менее, можно считать одним из наиболее засвидетельствованных божеств, которым поклоняются лувийцы, сравнимым по значимости с Таркунцем , Тивадом , Армой , Малией , Шантой или Камрушепой . [ 27 ] Он засвидетельствован, например, в текстах, относящихся к местному пантеону западного города Иштанува. [ 28 ]
Храм Иярри существовал в городе, известном как Харрана или Харранаши, о чем свидетельствует документ CTH 260, в котором говорится, что король Арнуванда I вытеснил там таблички с начертанными клятвами чиновников из Киннары. [ 15 ] Еще один храм, посвященный тому же богу, находился в Гуршамашше. [ 3 ] Фестиваль, посвященный ему и проходивший в этом городе, включал ритуальную реконструкцию битвы между армиями Хатти и «людьми Маши». [ 4 ]
Иярри обычно упоминался в клятвах, например, в различных хеттских договорах. [ 29 ] В Уре люди должны были пить из посвященного ему ритона во время принесения с его участием клятвы, а в поучительном тексте времен правления Туддалии IV , KUB 26.24+, упоминается изготовление трех копий бронзовой клятвенной таблички, которую нужно было представлен Иярри в Хаттусе , Аринне и Хартане. [ 15 ] В ритуале, связанном с последним из этих городов, КУБ 38.32, он является одним из трех главных божеств рядом с обожествленной горой Зивана и местным богом погоды, связанным с той же достопримечательностью. [ 3 ]
Засвидетельствованные теофорные имена , ссылающиеся на Иярри, примеры которых включают Иярра-мува, Иярра-пия, Иярра-залма и Иярра-зити, сочетают этот теоним исключительно с элементами анатолийских языков , хотя Альфонсо Арчи отмечает, что это не обязательно исключает происхождение из другого языка. область, поскольку лингвистически анатолийские имена, отсылающие к божествам, таким как Шаушка или Чепат, также известны и отражают тот факт, что эти божества были интегрированы в местную культуру, а не их происхождение. [ 26 ]
Вполне возможно, что в конечном итоге Иярри был вытеснен Шантой, поскольку последний гораздо чаще появляется в источниках первого тысячелетия до нашей эры. [ 30 ] , мало, если таковые вообще имеются, Свидетельств о том, что поклонение первому продолжалось после падения Хеттской империи и он полностью отсутствует в более поздних иероглифических лувийских текстах, за единственным исключением, составляющим два возможных теофорных имени, Яририс (регент Кархемиша в конец девятого — начало восьмого века до нашей эры) и n Iyara/isa/i (засвидетельствовано на артефакте восьмого века до нашей эры из Кулулу). [ 31 ] источниках не известны примеры последних Однако в более поздних греко-римских , и хотя была предложена связь между именами с элементами Ия- и Иярри, они также могут быть связаны с такими божествами, как Ияя или Ия (происходящие от месопотамского Эа ) вместо. [ 30 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Каммарозано 2015 , с. 206.
- ^ Перейти обратно: а б с Тарача 2009 , с. 98.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хаас 2015 , с. 369.
- ^ Перейти обратно: а б Миллингтон 2013 , с. 548.
- ^ Тарача 2009 , с. 100.
- ^ Тарача 2009 , с. 117.
- ^ Перейти обратно: а б с Тарача 2009 , с. 113.
- ^ Перейти обратно: а б с Миллингтон 2013 , с. 551.
- ^ Миллингтон 2013 , с. 550.
- ^ Перейти обратно: а б с Архи 2010 , с. 21.
- ^ Хаас 2015 , с. 376.
- ^ Хаас 2015 , с. 301.
- ^ Швемер 2022 , с. 380.
- ^ Тарача 2009 , с. 86.
- ^ Перейти обратно: а б с Хаас 2015 , с. 368.
- ^ Архи 2010 , с. 24.
- ^ Раймонд 2007 , с. 156.
- ^ Миллингтон 2013 , с. 545-546.
- ^ Миллингтон 2013 , с. 546.
- ^ Виггерманн 1998 , с. 217.
- ^ Миллингтон 2013 , стр. 547–548.
- ^ Миллингтон 2013 , с. 552.
- ^ Миллингтон 2013 , стр. 553–554.
- ^ Миллингтон 2013 , с. 560.
- ^ Миллингтон 2013 , с. 557.
- ^ Перейти обратно: а б с Архи 2010 , с. 25.
- ^ Тарача 2009 , с. 107.
- ^ Тарача 2009 , с. 116.
- ^ Миллингтон 2013 , с. 549.
- ^ Перейти обратно: а б Миллингтон 2013 , стр. 559–560.
- ^ Миллингтон 2013 , с. 559.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2010). «Гептада в Анатолии» . В Лебрене, Рене (ред.). Анатолийский этюд памяти Эриха Нейдиката . Лувен-ла-Нев: Петерс. ISBN 978-90-429-2338-6 . OCLC 682137206 .
- Каммарозано, Микеле (2015). «Иностранные боги в Хатти. Новое издание CTH 510» . КАСКАЛ. Журнал истории, окружающей среды и культуры Древнего Ближнего Востока . 12 . Флоренция: издательство LoGisma. ISSN 1971-8608 .
- Хаас, Волкерт (2015) [1994]. История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN 978-90-04-29394-6 . Проверено 22 ноября 2022 г.
- Миллингтон, Александр Т. (2013). «Иярри на стыке: Происхождение Ареса». В Мутоне, Алиса; Резерфорд, Ян; Якубович, Илья С. (ред.). Лувийская идентичность: культура, язык и религия между Анатолией и Эгейским морем . Бостон: Брилл. стр. 543–565. дои : 10.1163/9789004253414_020 . ISBN 978-90-04-25341-4 . OCLC 851081843 .
- Раймонд, Эрик А. (2007). «Эллинизация и ликийские культы в период Ахеменидов» . В Таплине, Кристофер (ред.). Персидские ответы: политическое и культурное взаимодействие с империей Ахеменидов . Классическая пресса Уэльса. дои : 10.2307/j.ctvvnb3j.12 .
- Швемер, Дэниел (2022). «Религия и власть». Справочник Хеттской империи . Грютер. стр. 355–418. дои : 10.1515/9783110661781-009 . ISBN 9783110661781 .
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Вклад Дрездена в хеттитологию. Том 27. Висбаден: Harrassowitz Verlag. ISBN 978-3447058858 .
- Виггерманн, Франс AM (1998), «Нергал А. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie , получено 23 ноября 2022 г.