Арма (божество)

Арма был анатолийским богом Луны , которому поклонялись хетты и лувийцы в бронзовом веке и раннем железном веке.
Имя
[ редактировать ]Название происходит от протоанатолийского *ʿOrmo- («странник»). [ нужна ссылка ] Он засвидетельствован как бог Луны в хеттской и лувийской религиях под именем Арма- . По- ликийски его звали Эрма- , Арма- , по- карийски Армо (дательный падеж) и по- лидийски Арм- . В клинописных текстах имя пишется шумерограммами . д RU.ZU или д XXX, на иероглифическом лувийском языке с символом полумесяца, который транслитерируется как (DEUS) LUNA. [ 1 ] [ 2 ]
Роль
[ редактировать ]Хотя хаттскому богу луны Кашку не поклонялись, хеттская и лувийская религия включала широкое поклонение Арме. В частности, у лувийцев луна ассоциировалась с месяцами беременности, и поэтому считалось, что Арма защищает беременных женщин и помогает рожающим женщинам. [ 3 ] (обратите внимание на хеттское Armaḫḫ- («оплодотворять») и Armai- («беременеть»). Таким образом, бог Луны играл важную роль в семейной религии. Он также служил важным гарантом клятв в государственных договорах. [ 4 ] Его женой была Никкаль (месопотамская богиня Нингаль ).
Самый известный миф, в котором участвует бог Луны, имеет хаттское происхождение. В этой истории бог Луны Кашку падает с небес и приземляется на рыночной площади или у ворот города Лазан . [ 5 ] Разгневанный бог погоды обрушил сильный ливень на бога Луны, который очень испугался. Богини Чапантали и Камрушепа в конце концов спасли его с помощью магических заклинаний. [ 6 ]
Эквиваленты
[ редактировать ]
Арма отождествлялась с хурритским богом Луны Кушухом , как в хеттских источниках, передающих хурритскую «Песнь о серебре». [ 7 ] в котором бог Луны побежден демоном Ушуни («Серебро») и сброшен им с небес. [ 8 ]
В Сирии его уподобляют культу бога Луны Харрана . [ 9 ] особенно в 1-м тысячелетии до нашей эры, который был одним из важнейших божеств города.
Предполагается, что верховное божество дохристианской грузинской религии Армази имеет тесные связи с хеттской Армой.
Наследие
[ редактировать ]Было высказано предположение, что имя божества сохранилось в Анатолии как часть галатских составных имен Αρμεδυμνος («Армедумнос») и Ερμεδυμνος («Эрмедумнос»), от анатолийского «Арма-» «луна» и галатского ( кельтский язык ). "-dumnos" 'мир'. [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Клоекхорст, Элвин . Этимологический словарь хеттской наследственной лексики . Лейденский индоевропейский этимологический словарь, серия 5. Лейден, Нидерланды; Бостон, 2008. стр. 247–248.
- ^ Хокинс, Джон Дэвид. Корпус иероглифических лувийских надписей . Том III: Надписи Хеттской империи и новые надписи железного века. Walter de Gruyter GmbH & Co KG, 2024. с. 628. ISBN 9783110778854 , дои : 10.1515/9783110778854
- ^ Петр Тарача: Религии Анатолии второго тысячелетия . Висбаден 2009, с. 110.
- ^ Фолькерт Хаас, Хайдемари Кох: Религии Древнего Востока: хетты и Иран . Геттинген 2011, с. 228.
- ^ Фолькерт Хаас, Хайдемари Кох: Религии Древнего Востока: хетты и Иран . Геттинген, 2011, стр. 227 f.
- ^ Фолькерт Хаас: Хеттская литература. Берлин, 2006 г., стр. 120 f.
- ^ Фолькерт Хаас: Хеттская литература. Берлин 2006, с. 148.
- ^ Фолькерт Хаас: Хеттская литература. Берлин, 2006 г., стр. 150 ф.
- ^ Фолькерт Хаас: Хеттская литература. Берлин 2006, с. 198.
- ^ Фриман, доктор философии «Ликийско-галатский Αρμεδυμνος». В: Журнал кельтской филологии 55, № 1 (2007): 56. https://doi.org/10.1515/ZCPH.2007.56.
Библиография
[ редактировать ]- Фолькерт Хаас : Хеттская литература. Вальтер де Грюйтер, Берлин, 2006 г., ISBN 3-11-018877-5 , стр. 120 ф., 150 ф.
- Фолькерт Хаас, Хайдемари Кох : Религии древнего Востока: хетты и Иран . Ванденхук и Рупрехт, Геттинген, 2011 г., ISBN 978-3-525-51695-9 .
- Петр Тарача : Религии Анатолии второго тысячелетия Издательство Harrassowitz, Висбаден, 2009 г., ISBN 978-3-447-05885-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Адам Хиллестед: «Хеттская арма -луна и индоевропейские обряды перехода». IE имеет еще большее значение , Копенгаген, 2011 г.
- Фред К. Вудхуизен: «Две заметки о Лидиане». Таланта. 42/43, 2010/11, стр. 207–213.
- Элвин Клокхорст: «Исследования по ликийской и карийской фонологии и морфологии». Кадмос. 47, 2008, стр. 117–146.