Jump to content

Тиваз (лувийское божество)

Возлияние богу Солнца Тивазу (справа, с крылатым солнцем ) и богу Луны Арме (слева, с полумесяцем) на рельефе из Арслантепе.

Тиваз (основа: Тивад-) был лувийским богом Солнца . Он был одним из самых важных богов лувийцев.

Имя протоанатолийского бога Солнца можно реконструировать как *Diuod- , происходящее от протоиндоевропейского слова *dei- («сияние», «сияние»). [ 1 ] Это имя родственно греческому Зевсу , латинскому Юпитеру и норвежскому Тиру . В то время как Тиваз (и родственный ему палайский бог Тияз ) сохранили заметную роль в пантеоне, родственное хеттскому божеству Шиват [ де ] в значительной степени затмилось богиней Солнца Аринной , став богом дня, особенно дня смерти.

В лувийской клинописи бронзового века его имя звучит как Тивад- . Это также можно записать с помощью шумерограммы. д УТУ («Бог-Солнце»). На иероглифическом лувийском языке железного века имя может быть записано как Тивад- или с помощью идеограммы (DEUS) SOL («Бог-Солнце»). [ 2 ]

Тиваз редко появляется в личных именах. Самый старый пример происходит от Кюльтепе , жившего в 19 веке до нашей эры , человека по имени «Тиватия». [ 3 ] Иероглифическое лувийское имя Азативада [ де ] («Возлюбленный Тиваза») является корнем памфилийского города Аспендос . Местное название города, согласно легендам на его монетах, было Эстведи- (ΕΣΤϜΕΔΙΙΥ). В отличие от имен других лувийских богов, Тиваз не встречается в личных именах южной Анатолии эллинистического периода . Ликийское патроним женское имя Тевид Арма (Τευδιαρμα; «Солнце-Луна») и лидийский Тивдалис произошли от Тиваз.

Имя также появляется в ХУР. Тиваташа, хеттское название горы, расположенной где-то на юго-западе Анатолии.

Тиваз был отражением мужского бога неба индоевропейской религии , Диеуса которого у хеттов заменила хаттская богиня Солнца Аринна.

В текстах бронзового века Тиваз часто упоминается как «Отец» (лувийский клинопись: tatis Tiwaz ), а однажды — как «Великий Тиваз» (лувийский клинопись: urazza-). д УТУ -аз ), и вызывался вместе с «Богами-Отцами» (лувийский клинопись: tatinzi maššaninzi ). Его эпитет бронзового века «Тиваз Клятвы» (клинопись лувийского: ḫirutalla- д УТУ -аз ), указывает на то, что он был богом-клятвой. В этой роли он получал в жертву овец, красное мясо и хлеб. Лувийский глагол tiwadani- («проклинать») происходит от имени Тиваза.

Согласно хеттским источникам, Тиваз и Камрушепа были родителями бога-покровителя Тауриши [ де ] . Как и Камрушепа, Тиваз тесно связан с овцами. Бог Хапантали , который работал с Камрушепой в ритуалах очищения, присматривал за своими овцами в мифе о Телипину . [ 4 ] Среди его последователей - Илалиантеш [ де ] , которые обычно появляются в плохих ситуациях.

Бог Солнца Земли

[ редактировать ]

В хеттской и хурритской религиях богиня Солнца Земли играла важную роль в культе смерти и считалась повелительницей мира мертвых. У лувийцев есть источник бронзового века, в котором говорится о «боге Солнца Земли» (лувийский клинопись: tiyamashshi- д У -за ): «Если он жив, пусть Тиваз освободит его, если он мертв, пусть бог Солнца Земли освободит его» (клинописная надпись Богазкёй, 35.48 ii 19.23).

Описание

[ редактировать ]

Не существует известных изображений лувийского бога Солнца в бронзовом веке. Есть два рельефа железного века, на которых изображен Тиваз с богом луны Армой . Он отмечен крылатым солнцем над головой. Изображение из Арслантепе очень напоминает изображение бога Солнца из хеттского святилища в Язылыкая .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Хаттер, Манфред (2003). «Аспекты лувийской религии». В Х. Крейге Мелчерте (ред.). Лувийцы . Handbuch der Orientalistik. Том. 1. Лейден: Брилл. п. 224. дои : 10.1163/9789047402145_007 . ISBN  90-04-13009-8 .
  2. ^ Хокинс, Джон Дэвид. Корпус иероглифических лувийских надписей . Том III: Надписи Хеттской империи и новые надписи железного века. Walter de Gruyter GmbH & Co KG, 2024. стр. 636–637. ISBN   9783110778854 , дои : 10.1515/9783110778854
  3. ^ Илья Якубович: Социолингвистика лувийского языка. Диссертация, Чикаго, 2008 г., стр. 269 f. ( PDF; 2,2 МБ. Архивировано 22 февраля 2012 г. в Wayback Machine ).
  4. ^ Фолькерт Хаас: «Богиня Чапантали (джа) и овцы». В: Петр Тарача (ред.): Сильва Анатолика. Анатолийские исследования представлены Мачею Попко по случаю его 65-летия . Агаде, Варшава 2002, ISBN   978-8-387-11112-0 , стр. 143–146.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1db99fe0ed735d722aab6f3055978883__1716154620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1d/83/1db99fe0ed735d722aab6f3055978883.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tiwaz (Luwian deity) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)