Тиваз (лувийское божество)

Тиваз (основа: Тивад-) был лувийским богом Солнца . Он был одним из самых важных богов лувийцев.
Имя
[ редактировать ]Имя протоанатолийского бога Солнца можно реконструировать как *Diuod- , происходящее от протоиндоевропейского слова *dei- («сияние», «сияние»). [ 1 ] Это имя родственно греческому Зевсу , латинскому Юпитеру и норвежскому Тиру . В то время как Тиваз (и родственный ему палайский бог Тияз ) сохранили заметную роль в пантеоне, родственное хеттскому божеству Шиват в значительной степени затмилось богиней Солнца Аринной , став богом дня, особенно дня смерти.
В лувийской клинописи бронзового века его имя звучит как Тивад- . Это также можно записать с помощью шумерограммы. д УТУ («Бог-Солнце»). На иероглифическом лувийском языке железного века имя может быть записано как Тивад- или с помощью идеограммы (DEUS) SOL («Бог-Солнце»). [ 2 ]
Тиваз редко появляется в личных именах. Самый старый пример происходит от Кюльтепе , жившего в 19 веке до нашей эры , человека по имени «Тиватия». [ 3 ] Иероглифическое лувийское имя Азативада («Возлюбленный Тиваза») является корнем памфилийского города Аспендос . Местное название города, согласно легендам на его монетах, было Эстведи- (ΕΣΤϜΕΔΙΙΥ). В отличие от имен других лувийских богов, Тиваз не встречается в личных именах южной Анатолии эллинистического периода . Ликийское патроним женское имя Тевид Арма (Τευδιαρμα; «Солнце-Луна») и лидийский Тивдалис произошли от Тиваз.
Имя также появляется в ХУР. Тиваташа, хеттское название горы, расположенной где-то на юго-западе Анатолии.
Роль
[ редактировать ]Тиваз был отражением мужского бога неба индоевропейской религии , Диеуса которого у хеттов заменила хаттская богиня Солнца Аринна.
В текстах бронзового века Тиваз часто упоминается как «Отец» (лувийский клинопись: tatis Tiwaz ), а однажды — как «Великий Тиваз» (лувийский клинопись: urazza-). д УТУ -аз ), и вызывался вместе с «Богами-Отцами» (лувийский клинопись: tatinzi maššaninzi ). Его эпитет бронзового века «Тиваз Клятвы» (клинопись лувийского: ḫirutalla- д УТУ -аз ), указывает на то, что он был богом-клятвой. В этой роли он получал в жертву овец, красное мясо и хлеб. Лувийский глагол tiwadani- («проклинать») происходит от имени Тиваза.
Согласно хеттским источникам, Тиваз и Камрушепа были родителями бога-покровителя Тауриши . Как и Камрушепа, Тиваз тесно связан с овцами. Бог Хапантали , который работал с Камрушепой в ритуалах очищения, присматривал за своими овцами в мифе о Телипину . [ 4 ] Среди его последователей - Илалиантеш , которые обычно появляются в плохих ситуациях.
Бог Солнца Земли
[ редактировать ]В хеттской и хурритской религиях богиня Солнца Земли играла важную роль в культе смерти и считалась повелительницей мира мертвых. У лувийцев есть источник бронзового века, в котором говорится о «боге Солнца Земли» (лувийский клинопись: tiyamashshi- д У -за ): «Если он жив, пусть Тиваз освободит его, если он мертв, пусть бог Солнца Земли освободит его» (клинописная надпись Богазкёй, 35.48 ii 19.23).
Описание
[ редактировать ]Не существует известных изображений лувийского бога Солнца в бронзовом веке. Есть два рельефа железного века, на которых изображен Тиваз с богом луны Армой . Он отмечен крылатым солнцем над головой. Изображение из Арслантепе очень напоминает изображение бога Солнца из хеттского святилища в Язылыкая .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хаттер, Манфред (2003). «Аспекты лувийской религии». В Х. Крейге Мелчерте (ред.). Лувийцы . Handbuch der Orientalistik. Том. 1. Лейден: Брилл. п. 224. дои : 10.1163/9789047402145_007 . ISBN 90-04-13009-8 .
- ^ Хокинс, Джон Дэвид. Корпус иероглифических лувийских надписей . Том III: Надписи Хеттской империи и новые надписи железного века. Walter de Gruyter GmbH & Co KG, 2024. стр. 636–637. ISBN 9783110778854 , дои : 10.1515/9783110778854
- ^ Илья Якубович: Социолингвистика лувийского языка. Диссертация, Чикаго, 2008 г., стр. 269 f. ( PDF; 2,2 МБ. Архивировано 22 февраля 2012 г. в Wayback Machine ).
- ^ Фолькерт Хаас: «Богиня Чапантали (джа) и овцы». В: Петр Тарача (ред.): Сильва Анатолика. Анатолийские исследования представлены Мачею Попко по случаю его 65-летия . Агаде, Варшава 2002, ISBN 978-8-387-11112-0 , стр. 143–146.
Библиография
[ редактировать ]- Фолькерт Хаас : История хеттской религии (= Справочник по востоковедению . Том 1.15). Брилл, Лейден, 1994 г., ISBN 978-9-004-09799-5 .
- Манфред Хаттер : «Аспекты лувийской религии». В: Х. Крейг Мелчерт (ред.): Лувийцы (= Справочник по востоковедению. Том 1.68). Брилл, Лейден, 2003 г., ISBN 90-04-13009-8 . стр. 211–280.
- Манфред Хаттер: «Тиват» в книге Майкла П. Стрека (ред.) Reallexikon der Assyriologie, том 14, Вальтер де Грюйтер, Берлин / Нью-Йорк, 2014 г., ISBN 978-3-11-034659-6 , стр. 67–68.