Капантали
Капантали | |
---|---|
Богиня-пастух |
Чапантали , также известный как Чапанталия , [ 1 ] была лувийской богиней, выполнявшей функции божественного пастыря . Она также была включена в хаттские и хеттские верования. Впервые она упоминается в древнеассирийский период , и позже ей продолжали поклоняться до падения Хеттской империи . Она появляется во множестве текстов, включая описания фестивалей, договоров и мифов. Хотя в ритуальных текстах ее часто связывали с Инаром , в мифологическом контексте ее вместо этого могли называть помощницей Камрушепы или ее мужа Тивада .
Имя и характер
[ редактировать ]считают Чапантали божеством лувийского происхождения. Исследователи [ 2 ] Фолькерт Хаас первоначально предположил, что ее имя связано с хеттскими словами ḫap(a)- «река» и ḫapati- «речная земля». [ 3 ] Однако позже он пришел к выводу, что вместо этого оно произошло от лувийского «кава» , «овца». [ 4 ] Последнее предложение поддерживает и Манфред Хаттер . [ 5 ] Если это предположение верно, то, возможно, имя можно перевести как «пастух». [ 6 ] В более ранней публикации Джон Г. МакМахон хаттское происхождение: вместо этого приписывает ей [ 7 ] но, по мнению Хааса, это маловероятно. [ 8 ] Он утверждает, что случаи появления Чапантали в хаттских текстах отражают ранние контакты между двумя группами, аналогично ссылкам на Хаттиана Шулинкатте в лувийских текстах. [ 6 ]
МакМахон называет Чапантали мужским божеством. [ 7 ] Однако Хаас отметил, что ее пол подтверждается ритуальным текстом из Машат Хойюк , HKM 116, в котором она упоминается как имеющая женский титул «королева лекарств», waššiyaš MUNUS.LUGAL- aš . [ 9 ] Мнение о том, что она была богиней, также поддерживается Хаттером. [ 5 ] и Петр Тарача . [ 10 ]
Чапантали описывали как «богиню-пастуху». [ 10 ] эта характеристика подтверждается ее изображением в мифах, где она отвечает за стадо овец, принадлежащее лувийскому богу солнца Тивазу . [ 5 ] Она также появляется в двух ритуалах, призванных усмирить разгневанных божеств посредством сжигания дров: один посвящен Телипину , а другой - Ханнанне . [ 11 ] В последнем, задокументированном в тексте KUB 33.45+, она отвечает за предоставление древесины, каршани , и за ее сжигание в очаге, что должно привести к тому, что ярость другой богини сгорит таким же образом. [ 12 ]
Поклонение
[ редактировать ]Самые старые свидетельства о Чапантали относятся к древнеассирийскому периоду . [ 7 ] В текстах Канеша она засвидетельствована в ряде теофорических имен . [ 13 ] В более поздние периоды она особенно хорошо засвидетельствована в текстах, посвященных праздникам и договорам. [ 7 ] В списке божеств, которым поклоняются во время фестиваля КИ.ЛАМ, Чапантали фигурирует рядом с Инаром . [ 14 ] Она — одно из немногих упомянутых в нем божеств, чье происхождение не было хаттианским. [ 15 ] Сосуды в форме кабанов и леопардов использовались в культе Хапантали и Инара. [ 16 ] Эти две богини были тесно связаны друг с другом. [ 17 ] и появляются вместе в различных ритуальных текстах. [ 3 ] Из-за их частой ассоциации утверждалось, что присутствие Чапантали рядом с божеством, обозначенным шумерограммой . д ЛАММА позволяет предположить, что Инар имелся в виду вместо каких-либо других хеттских или лувийских божеств, которые также могли обозначаться им, например Каммаммы . [ 18 ] Однако Чапантали можно было воспринимать как божество, принадлежащее к категории д ЛАММА (так называемые «божества-покровители»). [ 19 ] ) сама тоже. [ 20 ] Она фигурирует в ряде хеттских договоров как один из членов этой группы. [ 21 ] она обычно встречается рядом с Карзи В этом контексте [ 22 ] Примеры, когда она выступает в качестве одного из божественных свидетелей, включают договоры между Шуппилулиумой I и такими правителями, как Хуккана из Хаясы , [ 23 ] Шаттиваза из Миттанни [ 24 ] и Тетте из Нухаше , [ 25 ] между Муршили II Туппи -Тешуб Амурру и , [ 26 ] Никмепа из Угарита [ 27 ] и Манапа-Тархунта реки Сеха , [ 28 ] между Хаттушили III и Ульми-Тешубом Таркунташским , [ 29 ] и между Туддалией IV и Курунтой , другим правителем того же государства. [ 30 ] На основании этих текстов предполагается, что ей продолжали поклоняться до конца Хеттской империи. [ 31 ]
Мифология
[ редактировать ]В мифах Чапантали обычно выступает помощницей Камрушепы , в отличие от ее связи с Инаром, зафиксированной в других источниках. [ 3 ] Ее также можно ассоциировать с мужем Камрушепы, лувийским богом солнца Тивазом , и она заботится о его овцах в мифе об . исчезновении Телипину [ 5 ] В этой же композиции она также входит в число божеств, которые собираются под деревом, пока Камрушепа очищает Телипину. [ 32 ]
В мифе « Луна, упавшая с небес» , также известном как « Когда грозно гремит Бог грозы» , [ 33 ] Чапантали, кажется, произносит заклинание после событий, описанных в названии. [ 34 ] Оригинальная версия мифа была написана на хаттском языке , хотя хеттский известен и перевод; одноименными божествами, соответственно, являются лунный добрый Кашку и бог погоды Тару на хаттском языке, а также их аналоги Арма и Таркунна на хеттском языке. [ 35 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хаас 1994 , с. 379.
- ^ Хаттер 2003 , стр. 219–220.
- ^ Jump up to: а б с Хаас 1994 , с. 441.
- ^ Хаас 2002 , стр. 145–146.
- ^ Jump up to: а б с д Хаттер 2003 , с. 225.
- ^ Jump up to: а б Хаас 2002 , с. 146.
- ^ Jump up to: а б с д МакМахон 1991 , с. 14.
- ^ Хаас 2002 , с. 145.
- ^ Хаас 2002 , с. 143.
- ^ Jump up to: а б Тарача 2009 , с. 43.
- ^ Хаас 2002 , стр. 143–144.
- ^ Барсакки 2016 , с. 11.
- ^ Тарача 2009 , с. 27.
- ^ Тарача 2009 , с. 39.
- ^ Тарача 2009 , с. 40.
- ^ Тарача 2009 , с. 61.
- ^ Тарача 2009 , стр. 42–43.
- ^ Тарача 2009 , с. 84.
- ^ Тарача 2009 , с. 57.
- ^ Хаас 1994 , с. 450.
- ^ Хаас 1994 , с. 451.
- ^ МакМахон 1991 , с. 18.
- ^ Бекман 1999 , с. 25.
- ^ Бекман 1999 , с. 43.
- ^ Бекман 1999 , с. 53.
- ^ Бекман 1999 , с. 58.
- ^ Бекман 1999 , с. 63.
- ^ Бекман 1999 , с. 81.
- ^ Бекман 1999 , с. 106.
- ^ Бекман 1999 , с. 116.
- ^ МакМахон 1991 , с. 16.
- ^ Хоффнер 1998 , с. 17.
- ^ Хоффнер 1998 , с. 34.
- ^ Хоффнер 1998 , с. 35.
- ^ Хаас 2006 , с. 120.
Библиография
[ редактировать ]- Барсакки, Франческо Г. (2016). «KBo 20.64: Хеттский ритуал призывания с упоминанием грома» . Древние исследования Ближнего Востока . 43 (1-2). Вальтер де Грюйтер ГмбХ: 1–16. дои : 10.1515/aofo-2016-0002 . HDL : 2158/1106067 . ISSN 2196-6761 . S2CID 164704846 .
- Бекман, Гэри (1999). Хеттские дипломатические тексты . Письма древнего мира. Ученые Пресс. ISBN 978-0-7885-0551-5 .
- Хаас, Волкерт (1994). История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN 978-90-04-29394-6 . Проверено 03 июля 2023 г.
- Хаас, Волкерт (2002). «Богиня Чапантали (джа) и овцы». Сильва Анатолика: Анатолийские исследования, подаренные Мачею Попко по случаю его 65-летия . Варшава: Агаде. ISBN 83-87111-12-0 . OCLC 51004996 .
- Хаас, Волкерт (2006). Хеттская литература . Вальтер де Грюйтер. дои : 10.1515/9783110193794 . ISBN 978-3-11-018877-6 .
- Хоффнер, Гарри (1998). Хеттские мифы . Атланта, Джорджия: Scholars Press. ISBN 0-7885-0488-6 . OCLC 39455874 .
- Хаттер, Манфред (2003). «Аспекты лувийской религии». В Мелчерте, Крейг (ред.). Лувийцы . Справочник востоковедения. Раздел 1 Ближний и Средний Восток. Том. 68. Лейден: Брилл. ISBN 90-474-0214-6 . OCLC 995012566 .
- МакМахон, Джон Грегори (1991). Хеттский государственный культ божеств-покровителей . Ассирологические исследования. Том. 25. Чикаго: Издательство Восточного института. ISBN 0-918986-69-9 .
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Вклад Дрездена в хеттитологию. Том 27. Висбаден: Harrassowitz Verlag. ISBN 978-3447058858 .