Jump to content

Капантали

(Перенаправлено с Хапантали )
Капантали
Богиня-пастух

Чапантали , также известный как Чапанталия , [ 1 ] была лувийской богиней, выполнявшей функции божественного пастыря . Она также была включена в хаттские и хеттские верования. Впервые она упоминается в древнеассирийский период , и позже ей продолжали поклоняться до падения Хеттской империи . Она появляется во множестве текстов, включая описания фестивалей, договоров и мифов. Хотя в ритуальных текстах ее часто связывали с Инаром , в мифологическом контексте ее вместо этого могли называть помощницей Камрушепы или ее мужа Тивада .

Имя и характер

[ редактировать ]

считают Чапантали божеством лувийского происхождения. Исследователи [ 2 ] Фолькерт Хаас первоначально предположил, что ее имя связано с хеттскими словами ḫap(a)- «река» и ḫapati- «речная земля». [ 3 ] Однако позже он пришел к выводу, что вместо этого оно произошло от лувийского «кава» , «овца». [ 4 ] Последнее предложение поддерживает и Манфред Хаттер . [ 5 ] Если это предположение верно, то, возможно, имя можно перевести как «пастух». [ 6 ] В более ранней публикации Джон Г. МакМахон хаттское происхождение: вместо этого приписывает ей [ 7 ] но, по мнению Хааса, это маловероятно. [ 8 ] Он утверждает, что случаи появления Чапантали в хаттских текстах отражают ранние контакты между двумя группами, аналогично ссылкам на Хаттиана Шулинкатте в лувийских текстах. [ 6 ]

МакМахон называет Чапантали мужским божеством. [ 7 ] Однако Хаас отметил, что ее пол подтверждается ритуальным текстом из Машат Хойюк , HKM 116, в котором она упоминается как имеющая женский титул «королева лекарств», waššiyaš MUNUS.LUGAL- . [ 9 ] Мнение о том, что она была богиней, также поддерживается Хаттером. [ 5 ] и Петр Тарача [ де ] . [ 10 ]

Чапантали описывали как «богиню-пастуху». [ 10 ] эта характеристика подтверждается ее изображением в мифах, где она отвечает за стадо овец, принадлежащее лувийскому богу солнца Тивазу . [ 5 ] Она также появляется в двух ритуалах, призванных усмирить разгневанных божеств посредством сжигания дров: один посвящен Телипину , а другой - Ханнанне . [ 11 ] В последнем, задокументированном в тексте KUB 33.45+, она отвечает за предоставление древесины, каршани , и за ее сжигание в очаге, что должно привести к тому, что ярость другой богини сгорит таким же образом. [ 12 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Самые старые свидетельства о Чапантали относятся к древнеассирийскому периоду . [ 7 ] В текстах Канеша она засвидетельствована в ряде теофорических имен . [ 13 ] В более поздние периоды она особенно хорошо засвидетельствована в текстах, посвященных праздникам и договорам. [ 7 ] В списке божеств, которым поклоняются во время фестиваля КИ.ЛАМ, Чапантали фигурирует рядом с Инаром . [ 14 ] Она — одно из немногих упомянутых в нем божеств, чье происхождение не было хаттианским. [ 15 ] Сосуды в форме кабанов и леопардов использовались в культе Хапантали и Инара. [ 16 ] Эти две богини были тесно связаны друг с другом. [ 17 ] и появляются вместе в различных ритуальных текстах. [ 3 ] Из-за их частой ассоциации утверждалось, что присутствие Чапантали рядом с божеством, обозначенным шумерограммой . д ЛАММА позволяет предположить, что Инар имелся в виду вместо каких-либо других хеттских или лувийских божеств, которые также могли обозначаться им, например Каммаммы . [ 18 ] Однако Чапантали можно было воспринимать как божество, принадлежащее к категории д ЛАММА (так называемые «божества-покровители»). [ 19 ] ) сама тоже. [ 20 ] Она фигурирует в ряде хеттских договоров как один из членов этой группы. [ 21 ] она обычно встречается рядом с Карзи [ де ] . В этом контексте [ 22 ] Примеры, когда она выступает в качестве одного из божественных свидетелей, включают договоры между Шуппилулиумой I и такими правителями, как Хуккана из Хаясы , [ 23 ] Шаттиваза из Миттанни [ 24 ] и Тетте из Нухаше , [ 25 ] между Муршили II Туппи -Тешуб [ де ] Амурру и , [ 26 ] Никмепа из Угарита [ 27 ] и Манапа-Тархунта реки Сеха , [ 28 ] между Хаттушили III и Ульми-Тешубом Таркунташским , [ 29 ] и между Туддалией IV и Курунтой , другим правителем того же государства. [ 30 ] На основании этих текстов предполагается, что ей продолжали поклоняться до конца Хеттской империи. [ 31 ]

Мифология

[ редактировать ]

В мифах Чапантали обычно выступает помощницей Камрушепы , в отличие от ее связи с Инаром, зафиксированной в других источниках. [ 3 ] Ее также можно ассоциировать с мужем Камрушепы, лувийским богом солнца Тивазом , и она заботится о его овцах в мифе об . исчезновении Телипину [ 5 ] В этой же композиции она также входит в число божеств, которые собираются под деревом, пока Камрушепа очищает Телипину. [ 32 ]

В мифе « Луна, упавшая с небес» , также известном как « Когда грозно гремит Бог грозы» , [ 33 ] Чапантали, кажется, произносит заклинание после событий, описанных в названии. [ 34 ] Оригинальная версия мифа была написана на хаттском языке , хотя хеттский известен и перевод; одноименными божествами, соответственно, являются лунный добрый Кашку и бог погоды Тару на хаттском языке, а также их аналоги Арма и Таркунна на хеттском языке. [ 35 ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Барсакки, Франческо Г. (2016). «KBo 20.64: ​​Хеттский ритуал призывания с упоминанием грома» . Древние исследования Ближнего Востока . 43 (1-2). Вальтер де Грюйтер ГмбХ: 1–16. дои : 10.1515/aofo-2016-0002 . HDL : 2158/1106067 . ISSN   2196-6761 . S2CID   164704846 .
  • Бекман, Гэри (1999). Хеттские дипломатические тексты . Письма древнего мира. Ученые Пресс. ISBN  978-0-7885-0551-5 .
  • Хаас, Волкерт (1994). История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN  978-90-04-29394-6 . Проверено 03 июля 2023 г.
  • Хаас, Волкерт (2002). «Богиня Чапантали (джа) и овцы». Сильва Анатолика: Анатолийские исследования, подаренные Мачею Попко по случаю его 65-летия . Варшава: Агаде. ISBN  83-87111-12-0 . OCLC   51004996 .
  • Хаас, Волкерт (2006). Хеттская литература . Вальтер де Грюйтер. дои : 10.1515/9783110193794 . ISBN  978-3-11-018877-6 .
  • Хоффнер, Гарри (1998). Хеттские мифы . Атланта, Джорджия: Scholars Press. ISBN  0-7885-0488-6 . OCLC   39455874 .
  • Хаттер, Манфред (2003). «Аспекты лувийской религии». В Мелчерте, Крейг (ред.). Лувийцы . Справочник востоковедения. Раздел 1 Ближний и Средний Восток. Том. 68. Лейден: Брилл. ISBN  90-474-0214-6 . OCLC   995012566 .
  • МакМахон, Джон Грегори (1991). Хеттский государственный культ божеств-покровителей . Ассирологические исследования. Том. 25. Чикаго: Издательство Восточного института. ISBN  0-918986-69-9 .
  • Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Вклад Дрездена в хеттитологию. Том 27. Висбаден: Harrassowitz Verlag. ISBN  978-3447058858 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: db32cd0caa46f39de39e00345ddef33c__1705687080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/db/3c/db32cd0caa46f39de39e00345ddef33c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ḫapantali - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)