Аполлония (Иллирия)
Аполлония | |
«Памятник Агонофету » был построен во II веке до нашей эры и в римскую эпоху служил зданием для заседаний муниципального совета Аполлонии. | |
Расположение | Округ Фиер , Албания |
---|---|
Область | Иллирия |
Координаты | 40 ° 43'19 "N 19 ° 28'21" E / 40,72194 ° N 19,47250 ° E |
Тип | Урегулирование |
Аполлония ( древнегреческий , койне-греческий : Ἀπολλονία, ἡ; город-этнический: Ἀπολλονιάτης, Аполлониаты ; [1] Латинское : Аполлония ) — древнегреческая торговая колония, развившаяся в независимый полис , а затем и римский город , в южной Иллирии . Он располагался на правом берегу реки Аоос/Вьосэ , примерно в 10 км от восточного побережья Адриатического моря . [2] Его руины расположены в графстве Фиер , недалеко от деревни Поян, в Албании .
Аполлония была, пожалуй, самым важным из нескольких одноимённых классических городов. Он был основан около 600 г. до н. э. греческими колонистами из Коринфа и, возможно, Коркиры , которые основали торговое поселение на практически заброшенном прибрежном участке по приглашению местных иллирийцев . [3] Коринфская колониальная политика, похоже, была относительно либеральной, ориентированной на добычу ресурсов для поддержки своей родины, а не на эксплуатацию или изгнание местного иллирийского населения. [4] Аполлония постепенно получила политическую независимость от Коринфа и была организована как полис с олигархической системой. Аристотель описывает олигархию Аполлонии как небольшой греческий элитный класс, в основном произошедший от первоначальных колонистов, правящий преимущественно местным иллирийским населением. [5]
Со второго века до нашей эры Аполлония вступила в союз с Римской республикой , которая какое-то время содержала там военную базу. Город процветал в римский период, здесь располагалась известная школа греческой философии , риторики и военной подготовки , которая привлекала студентов со всей империи . Август , первый римский император , в юности учился в Аполлонии. [6] [7] [8] Город начал приходить в упадок в III веке нашей эры, когда его гавань начала заиливать в результате землетрясения. Он был заброшен в IV веке нашей эры. [9]
Название города упоминается среди современных епископств Православной Автокефальной Церкви Албании ( Аполлония и Фиерия ). Аполлония также является титульной кафедрой Латинской церкви. Руины были объявлены археологическим парком 7 апреля 2003 года правительством Албании . [10]
Имя
[ редактировать ]Первоначально поселение было известно как Гилакея ( древнегреческий : Γυλάκεια ) в честь его основателя Гилакса. Кроме одной надписи и упоминания Стефана Византийского, других сведений о нем не сохранилось. [11] [12] Гилакс, возможно, был тираном, тесно связанным с правящей династией коринфского тирана Периандра . Решение изменить название поселения, возможно, было приурочено к краху коринфской тирании, когда поселение, возможно, было переименовано в Аполлонию фракцией, выступавшей против коринфского истеблишмента. [13] Имя Аполлония появляется в 588 году до нашей эры и является ссылкой на Аполлона . [14] [12] [15]
Это был один из 24 городов древнегреческого мира, известных как Аполлония. От других городов с названием Аполлония его отличали то, что его называли Ἀπολλωνία κατ᾿ Ἐπίδαμνον (Аполлония кат Эпидамнон) или Ἀπολλωνία πρὸς Ἐπίδαμνον (Аполлония про Эпидамнон), что означает «Аполлония к Эпидамнону». ссылка на близлежащую греческую колонию Эпидамнос . [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]Предосновательный период
[ редактировать ]Место Аполлонии занимало стратегическое положение в южной Иллирии, поскольку оно было расположено на перекрестке доисторического торгового пути, который связывал восточное побережье Адриатики с внутренними районами, а также северную Адриатику с Эгейским морем . Путь во внутренние районы, который был тем более ценным, поскольку позволял путешествовать по суше в другие части региона, существовал до прибытия греческих колонистов и позже стал римской Виа Эгнатия . До основания Аполлонии греческих товаров, которые перемещались вглубь страны по этому маршруту, было очень мало. [16]
Присутствие коренных иллирийских человеческих останков, извлеченных из кургана в некрополе Аполлонии, указывает на то, что первоначальное заселение региона Аполлонии началось в эпоху ранней бронзы . Наличие курганов раннего бронзового века показывает, что иллирийцы рассматривали Аполлонию как часть своей территории. Самый ранний курган EBA датируется 2679 ± 174 г. до н.э. (2852–2505 гг. до н.э.). Эти курганы принадлежат южному выражению Адриатически-Люблянской культуры (родственной Цетинской культуре ), которая переместилась на юг вдоль Адриатики с северных Балкан. Та же община построила аналогичные курганы в Черногории (Ракича Куче) и северной Албании (Штой). Часть могильных находок в адриатических курганах включала в себя скрипичные идолы местного производства, на которые повлияли тенденции, наблюдаемые в культуре ранней Киклады I ( Гротта-Пелос ) на юге Греции. [17] Поверхностные исследования региона показывают, что до установления колониальной эпохи эта территория практически не использовалась. [18]
Первыми постмикенскими греческими мореплавателями и торговцами на Адриатике были эвбейцы , которые интерпретировали чужое побережье этого моря так, как им было удобно. Было высказано предположение, что, в частности, на месте Аполлонии ранние греческие мореплаватели столкнулись с пустынным ландшафтом с заброшенными курганами, интерпретируя их как памятники своим гомеровским предкам. [19] Археологические данные показывают, что во внутренних районах Аполлонии самая ранняя греческая керамика датируется серединой VII века до нашей эры и является исключительно коринфской . [20] Коринфская транспортная амфора типа А, датируемая третьей и последней четвертью VII века до нашей эры, также до основания колонии, была обнаружена внутри кургана, что подтверждает доколониальное взаимодействие на месте Аполлонии. [21]
Плотность местного населения до основания колонии обсуждается. [18] Когда прибыли греческие колонисты, в непосредственной близости от Аполлонии не было коренных жителей, а если коренное поселение в Аполлонии и вокруг нее вообще существовало, то оно было очень ограниченным. [22] Несмотря на древнюю традицию, сохранившуюся Стефаном Византийским, о том, что это место было впервые заселено иллирийцами, до сих пор нет четких доказательств того, что оно было заселено негреческим населением до прибытия греческих колонистов. Следов негреческой керамики железного века , относящейся к доколониальному периоду, очень мало. Подобная картина, по-видимому, соответствует слегка протоптанному ландшафту, который, вероятно, был заселен иллирийцами лишь сезонно, как и следовало ожидать от территории, населенной людьми, организованными в племена. [23]
Основание и архаический период
[ редактировать ]
Колония в Аполлонии была основана группой из 200 коринфян во главе с ойкистом Гилаксом на уже существовавшем торговом посту около 600 г. до н.э. [24] [25] [26] Дж. Дж. Уилкс сообщает, что Коринф, как говорят, ответил на иллирийское приглашение. [24] По словам Н.Г.Л. Хаммонда, они установили хорошие отношения с местными иллирийцами, основав совместное поселение с речной гаванью на Аоосе/Вьосэ , которая стала важным торговым центром. [27] [28] Стокер (2009) утверждает, что все текстовые данные свидетельствуют об обратном: [29] в то время как Макилвейн и др. (2013) и Кайл и др. (2016) цитирует предложение Хаммонда. [27] [28] Сталло (2007) утверждает, что коринфяне и керкирейцы были завербованы иллирийскими таулантиями , участвовавшими в создании колонии. [30] По мнению Пикара (2013), нет никаких сомнений в том, что небольшое количество колонизаторов давало иллирийцам возможность предотвратить колониальное заселение этого района, если они того пожелают, поэтому Аполлония обязательно была основана с одобрения туземцев, конечно, из-за торговли. преимущества, которые колонизаторы могли им предоставить. [31] За первыми колонизаторами последовали другие, особенно из Коркиры . [24] По данным Уилкса (1995), памятник располагался на территории Иллирийской Таулантии, [32] в то время как, согласно Хаммонду (1997) и Стокеру (2009), он, вероятно, располагался на границе между Таулантиями (и/или Парфини ) на севере и Биллионами на востоке; оба автора заявили, что колонисты, вероятно, воспользовались враждой между этими двумя предположительно конкурирующими иллирийскими племенами. [33] [34]
Аполлония и Эпидамнос, очевидно, были единственными греческими колониями, основанными в Адриатическом море в архаическую эпоху , и единственными колониями, основанными в Иллирии материковыми греками. [35] Аполлония, в частности, была одной из последних колоний, основанных на западе материковыми греками во время архаической колонизации . Это место было выбрано потому, что оно занимало стратегическое положение на торговом перекрестке с севера на юг вдоль восточного побережья Адриатического моря и с востока на запад с внутренними районами Иллирии и Македонии; через Отрантский пролив он также находился недалеко от итальянского побережья; кроме того, он подходил для речного порта на берегу Аооса, а также имелись качественные пастбища и нехватка поселений коренных народов в непосредственной близости от Асты . Полис ( самая располагался на важной культурной границе между Хаонией северная часть Эпира) и Иллирией. [36]
Одним из первых действий поселенцев было взятие под свой контроль холма к юго-востоку от Аполлонии, который иллирийские племена использовали в качестве пастбищ. Поселенцы приступили к эксплуатации холма, облагая налогом иллирийских скотоводов за его использование. [37] По мнению большинства ученых, отношения между колонистами и местными жителями были дружескими и взаимовыгодными. [38] Аполлония росла после своего основания, хотя и оставалась скромными по размерам до эллинистических времен . [39] Коринфская колониальная политика, по-видимому, была относительно либеральной и была направлена на добычу ресурсов для поддержки растущего коринфского населения, а не на насильственное изгнание или эксплуатацию местного иллирийского населения. [4] Хотя Коринф получил выгоды от колонизации, которые привели к улучшению здоровья его населения, здоровье Аполлонии ухудшилось после установления колонии в результате урбанизации, плохих санитарных условий и воздействия новых патогенов из-за увеличения взаимодействия со средиземноморскими торговцами. Иллирийцы и коринфяне сосуществовали в колониальный период, и низкий уровень скелетных травм в Аполлонии указывает на то, что этнические отношения были мирными. [40]
По сравнению с доколониальными иллирийцами и древними греками из Коринфа , археодемографические исследования показывают, что население Аполлонии больше группировалось с иллирийским населением доколониального Лофкенда; это указывает на то, что доколониальные иллирийцы составляют важный генетический вклад в население колониальной Аполлонии. Около 90% населения Аполлонии фенотипически были ближе к иллирийцам, чем к древнегреческим коринфянам. Археологические находки подтверждают, что иллирийские обычаи все еще использовались в Аполлонии после основания колонии и культурного слияния и/или смешанных браков между иллирийцами и древними греками. [41]
Аполлония в Иллирии превратилась в один из самых важных городских центров в более широком регионе и сыграла важную роль торговых ворот на центральные Балканы. Аполлония, как и Диррахий дальше на север, стала важным портом на иллирийском побережье как наиболее удобное связующее звено между Брундузием и северной Грецией, а также как одна из западных отправных точек Виа Эгнатия, ведущего на восток в Салоники и Византию во Фракии . [42] У него был собственный монетный двор, на монетах которого чеканились изображения коровы, кормящей теленка, на аверсе и двойной звездчатый узор на реверсе. [43] которые были найдены даже в бассейне Дуная .
Классический период
[ редактировать ]
Аполлония начала чеканить собственные монеты в V веке до нашей эры. [44]
В ц. В 450 г. до н.э. территория Аполлонии была расширена на юг после победы аполлонийцев при Тронионе на границах земель коренного племени Амантес , в прибрежной зоне залива Авлон . [45] [46] [47] Завоевав Тронион, аполлониаты достигли двух целей: они существенно расширили свою территорию в сторону внутренних районов Иллирии, а также приобрели прибыльный источник денег. [48] Оно дало Аполлониатам контроль над нижней долиной реки Шушице , притока Аооса ( современная Вьоса), и закрепило их контроль над святилищем Нимфеона и территорией битумных рудников современной Селеницы , расположенной восточнее. о впадении реки Шушице в Аоос. [49] Благодаря этому расширению Аполлония получила выгоду от эксплуатации новых плодородных земель. [50] На трофеи Трониона аполлониаты воздвигли в Олимпии памятник в честь своей победы и завоевания. [49] Этот поворот, возможно, также был результатом растущей власти Аполлонии в отношении близлежащих земель Эпирота. [51] Аполлоническая земля была ограничена на юго-востоке территорией биллионов . [52] [53] [54] В эту раннюю эпоху Аполлония начала расширяться к югу от долины Аус и включила в свою экономику других греческих колонистов и местных жителей, живших в этой области. Социальная иерархия не изменилась, и как коренные иллирийцы, так и непривилегированные колонисты к югу от Ауса присоединились к низшим классам расширившейся территории Аполлонии. Это относительно устойчивое колониальное разделение могло сблизить в социальном отношении коренных иллирийцев и колонистов из низших классов. [55]
Геродот и Конон рассказывают анекдот о человеке по имени Эвений или Пейтений, которому было поручено охранять священных овец Гелиоса , но волки напали и пожрали животных. Эвений ничего не сказал и планировал купить других овец, чтобы восполнить потерю, но другие аполлонийцы вскоре узнали об этом и выкололи ему глаза. Затем разразился голод, когда земля перестала приносить плоды из-за гнева Гелиоса; почва снова стала плодородной лишь после того, как аполлонийцы обратились к Дельфийскому оракулу и вознаградили ослепленного имуществом, а боги наделили его даром пророчества. [56] Этот небольшой анекдот свидетельствует скорее о божественном пророчестве, чем о реальном биографическом событии. [57]
Эллинистический период
[ редактировать ]В эллинистические времена в Аполлонии наблюдался значительный рост населения, рост урбанизации и появление крупных торговых сетей. [58] По оценкам, на пике своего развития в городе проживало около 60 000 жителей. Аполлония располагалась в стратегическом положении как речной порт и возвышалась над обширной равниной, простирающейся ок. Длина 10 км. [12] Страбон в своей «Географии» описывает Аполлонию как хорошо управляемый и самоуправляющийся полис, предположительно с момента его основания. Аристотель считает (Аристотель: 4.3.8) аполлоническое правительство узкой олигархией и что полис состоит из граждан, происходящих от первых греческих колонистов, обладающих властью и должностями, занимаемыми местной элитой. [59] [14] По мнению Аристотеля, первые греческие колонисты и их потомки были «немногими из многих», имевшими привилегированный статус по сравнению с населением, в основном состоящим из местных иллирийцев. [60] Были ли местные иллирийцы интегрированы в экономику города в качестве крепостных или были рабами, остается неясным, хотя первое более вероятно. [60] Таким образом, только прямые потомки первых коринфских поселенцев имели доступ к политеи и, следовательно, к магистратуре. Аристотель использует термин «элеутерой» или «свободные люди» для обозначения граждан, которые пользовались такими правами. Такая общественная система предполагает строгую эндогамию и сохранилась через три столетия после основания города. [61] Аристократическое общество Аполлонии долгое время поддерживало особые связи со своей метрополией Коринфом. [62] Эпиграфические свидетельства указывают на то, что пританцы сохранили греческие имена, что свидетельствует о том, что воспоминания о первых колонистах сохранились местной аристократией. В отличие от соседнего Эпидамна, Аполлония преследовала ксенеласию , изгнание иностранцев, считавшееся вредным для общественного благосостояния, аналогично тому, которое используется в лакедемонском законодательстве . [63]
В III веке до нашей эры внутренние районы Аполлонии были заселены населением, использовавшим керамику неместного происхождения. Это говорит о том, что материальная культура соседних иллирийцев стала эллинизированной, поскольку в это время все изделия относят к греческим. [64] Город разбогател за счет работорговли и местного сельского хозяйства, а также благодаря своей большой гавани, которая, как говорят, могла одновременно принимать сотню кораблей. Город также выиграл от местных поставок асфальта. [65] [66] который в древности был ценным товаром, например, для конопатки кораблей. В 2006 году сообщалось об остатках храма конца шестого века, расположенного недалеко от города; это лишь пятый известный каменный храм, найденный на территории современной Албании. [67] Позже, в эллинистический период, экономика Аполлонии приняла более рассредоточенный фермерский подход. Неясно, было ли это расширение результатом завоевания, экспансии, ассимиляции местных групп коренного населения или сотрудничества между колонистами и группами коренных народов. [59] Город какое-то время входил в состав владений Пирра Эпирского .
Римский период
[ редактировать ]
В 229 г. до н. э. он перешёл под контроль Римской республики , которой был твёрдо верен. Во время Четвертой македонской войны претор Луций Аниций Галл, который возглавил римскую кампанию по разгрому иллирийского правителя Гентия, базировался в Аполлонии с римскими войсками, 2000 пехотой и 200 кавалеристами из иллирийского племени Парфини во главе с вождями племен Эпикадом и Альгалсом. часть захваченного флота Гентиуэса после войны была подарена жителям Аполлонии. [68] Вполне возможно, что к III веку до нашей эры колониальный характер Аполлонии изменился или был утерян, поскольку начала появляться высокая доля иллирийцев, занимающих высокопоставленные должности. [54] Другой возможной причиной примеси был рост и территориальное расширение Аполлонии с присоединением дополнительных греческих колонистов в более позднюю эпоху, хотя они, вероятно, не пользовались полными привилегиями гражданства. [54] В 148 году до нашей эры Аполлония стала частью римской провинции Македония , а именно Эпира-Нова . [69] Он поддержал Юлия Цезаря в его гражданской войне против Помпея , но пал перед союзником Помпея Марком Юнием Брутом в 48 г. до н. э. Гай Октавий, позже известный как Август, учился в Аполлонии в 44 г. до н. э. под опекой Афинодора Тарсийского ; именно там он получил известие об убийстве Цезаря. Город получил от Гая Октавия ряд привилегий, которые подтвердили его олигархические институты, которые были положительно восприняты формирующейся структурой власти в Риме. [70]
Аполлония процветала под римским правлением и была отмечена Цицероном в его «Филиппиках» как «magna urbs et gravis» , великий и важный город. Христианство утвердилось в городе на раннем этапе, и епископы из Аполлонии присутствовали на Первом Эфесском соборе (431 г.) и Халкидонском соборе (451 г.). упоминается в Синекдеме Гиерокла Он VI века среди 20 городов иллирийских провинций, как часть Нового Эпира. [71] Однако его упадок начался в III веке нашей эры, когда землетрясение изменило путь реки Аоос , в результате чего гавань заилилась, а внутренняя территория превратилась в болото, зараженное малярией . Город становился все более непригодным для проживания по мере расширения внутреннего болота, а близлежащее поселение Авлона (современная Влёра ) стало доминирующим.
Наследие
[ редактировать ]Аполлония не была заселена после ее заброшенности в 4 веке нашей эры, за исключением монастыря. [72] Таким образом, к концу античности город практически обезлюдел, и в нем проживала лишь небольшая христианская община. Эта община (которая, вероятно, является частью территории старого города) построила на близлежащем холме церковь Успения Пресвятой Богородицы ( албанский : Шен Мери ), часть монастыря Арденика . В 1684 году при монастыре действовала школа греческого языка, которая в то время давала и «высшее образование». В 1880 году школа все еще существовала, но в ней обучалось ограниченное количество учеников. [73]
В июне 2020 года часть сайта подверглась вандализму со стороны неизвестных. Две колонны были снесены, но впоследствии возведены заново. [74] По словам директора сайта, ущерб может быть «непоправимым» и, вероятно, произошел во время карантина из-за COVID-19. Инцидент осудили албанские археологи и президент Албании Илир Мета . [75]
Археология
[ редактировать ]
Город, кажется, затонул с возвышением Влёры. [42] только после австрийской Он был «заново открыт» европейскими классиками в 18 веке, хотя археологи исследовали это место оккупации 1916–1918 годов. Их работу продолжила французская группа в период с 1924 по 1938 год. Части объекта были повреждены во время Второй мировой войны . После войны, начиная с 1948 года, албанская группа приступила к дальнейшим работам, хотя большая часть этого места до сих пор остается нераскопанной.
В 1967 году археологический памятник был серьезно и безвозвратно поврежден тяжелой техникой и зданием с. 400 бетонных военных бункеров на территории древнего полиса и рядом с ним. [76] Некоторые из археологических открытий команды выставлены в монастыре, известном как Археологический музей Аполонии (открыт в 1958 году), а другие артефакты из Аполлонии находятся в столице Тиране . К сожалению, во время анархии, последовавшей за крахом коммунистической партии в 1990 году и возвращением к капитализму, археологическая коллекция была разграблена, а музей временно закрыт. Руины также часто раскапывали грабители для продажи реликвий коллекционерам за границу. В декабре 2011 года открылся новый музей под руководством Марина Хаджимихали. [77] Он заменил старый музей, построенный в 1985 году, и финансировался в рамках ЮНЕСКО совместной программы ЦРТ -F «Культура и наследие для социального и экономического развития».
В 2006 году археологи обнаружили греческий храм, построенный в VI веке до нашей эры, недалеко от Аполлонии. [78]
В августе 2010 года франко-албанская группа археологов раскопала бюст римского солдата, спустя 50 лет после открытия других статуй в полный рост в ходе экспедиций 1958–1960 годов, возглавляемых албанским ученым Селимом Ислами и российским профессором Блаватской. [79]
Немецко-албанская команда работала над эллинистическим театром в Албании, проливая свет на развитие греческих театров, а также местных вариантов. [80]
Епископальная история
[ редактировать ]Епископство было основано там около 400 г. н.э., но подавлено около 599 г. Одним из участников Эфесского собора в 431 г. был Феликс, который подписался один раз как епископ Аполлонии и Биллиды , в другой раз как епископ Аполлонии. Некоторые предполагают, что эти два города образовывали единую епископскую кафедру, другие полагают, что он был, строго говоря, епископом только Аполлонии, но временно руководил также Биллисом во время вакансии этой кафедры ( апостольский администратор ). Один из участников собора, состоявшегося в Константинополе в 448 году, подписался как Павел Епископ Аполлониада аль. Apolloniatarum, civitatis Sanctae ecclesiae , но неясно, был ли он связан с этой Аполлонией. На Халкидонском соборе 451 года Евсевий подписался просто как епископ Аполлонии. В письме епископов Эпира-Нова византийскому императору Льву I в 458 году Филохарис подписывается как епископ того, что в рукописях называется «Валидус», и которое, по мнению редакторов, следует исправить на «Биллис». Считать ли Филохарида епископом Аполлонии, зависит от интерпретации положения Феликса в 431 году. [81] [82] [83]
Annuario Pontificio перечисляет Аполлонию как титульную кафедру , тем самым признавая, что когда-то она была жилой епархией , суфражистом архиепископства Диррахия , [84] Он не дает Биллису такого признания. [85] Митрополит римской провинции Эпир -Новус .
Культура
[ редактировать ]Около 450 г. до н.э. Аполлония расширилась до Трониона , который она победила и получила контроль над своей территорией. Победа была увековечена памятником, установленным в Олимпии . Его описал Павсаний , посетивший его много столетий спустя. Памятник представлял собой композицию из пяти троянских и пяти ахейских героев, которые стояли лицом друг к другу и за которыми наблюдал Зевс, стоявший в центре, в окружении Эос и Фетиды , в то время как Аполлон и другие боги, поддерживавшие троянцев, были помещены справа от него. Памятник подчеркивает, что Аполлония придерживалась традиции, отдававшей предпочтение троянцам в Троянской войне . Эта традиция развилась в Эпире и южной Иллирии в связи с мифологическими конструкциями, которые связывали основание поселений с миграцией троянцев в этот район. [86] [87] Со 2 века до нашей эры Аполлония стала крупным центром греческого влияния. [7] Аполлония была также крупным центром изучения астрономии . [88] Здание, известное как памятник Агонофету, было построено во II веке до нашей эры. Он имел десятиуровневую пещеру и служил муниципальным зданием Аполлонии для заседаний совета. Его небольшая мощность подчеркивает, что олигархическая политическая организация Аполлонии сохранилась и в раннеримскую эпоху. [89]
Известные люди
[ редактировать ]- Исократ Аполлонийский, ритор и ученик старца Исократа.
Галерея
[ редактировать ]- Руины
- Одеон
- Нимфей
- Руины храма
- Стела Гермеса в сопровождении Аида, III век до н.э.
- Надгробие с иллирийским именем Тритос, Платорос (Тритос, сын Платора), II век до н.э.
- Римская библиотека
- Посвящение Марку Аврелию , II век н.э.
- Церковь Святой Марии
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Уилкс и Фишер-Хансен 2004 , стр. 328: «Аполлония (Аполлониаты) Карта 49. Шир. 40,45, дл. 19,30. Размер территории: вероятно 5. Тип: A:α. Топоним Ἀπολλωνία, ἡ (Hdt. 9.92–93; I.Apoll. 303= CEG 309 (C5m)). Город-этнический — Ἀπολλωνιάτης (Hdt. 9.92.2; CID II 4.I.18 (360)). Аполлония называется полисом и в городском смысле (Hdt. 9.93.1, 94.2). Пс.-Скилакс 26) и в политическом смысле (Арист. Пол. 1290; б 11–12).»
- ^ Уилкс 1995 , с. 96; Уилсон 2006 , с. 594; Шаму 2003 , с. 97; Макилвейн и др. 2013 , с. 2; Кайл, Шепарц и Ларсен, 2016 г .; Пиччинини 2019 , с. 224.
- ^ Уилкс 1995 , с. 112; Пикард 2013 , с. 80; Сталло 2007 , с. 19; Макилвейн и др. 2013 , с. 2; Кайл, Шепарц и Ларсен 2016 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кайл, Шепарц и Ларсен, 2016 г.
- ^ Макилвейн и др. 2013 , с. 2; Райт 2016 , с. 26
- ^ Пиччинини 2019 , с. 224.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стокер, 2009, с. 5-6: «Во 2 веке до нашей эры Аполлония стала важным военным плацдармом, а к концу периода Римской республики город стал крупным центром греческого образования. Его репутация в этом отношении была такова, что молодой Октавиан был обучаясь там, когда в 44 г. до н. э. он узнал, что Юлий Цезарь умер, назвав его наследником»
- ^ Беллоне, Чинция; Геропанта, Василики; Куши, Мерита (2018). «Устойчивое развитие и территориальное возрождение археологических территорий» . ФормаМенте . XIII (1–2): 56. ISBN. 9788849287301 . ISSN 1970-7118 .
- ^ Кайл, Шепарц и Ларсен 2016 , стр. 1071
- ^ Ты, Себастьяно. «Финансовое управление и структура управления системой археологических парков в Албании: особое внимание: археологические парки: Аполлон и Антигона» (PDF) (на албанском языке). Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). п. 8. Архивировано из оригинала (PDF) 22 ноября 2020 г. Проверено 14 декабря 2020 г.
- ^ Реботон 2008 , с. 9: Если не считать надписи, подтверждающей его имя, это единственное упоминание о Гилаксе, поэтому оно не помогает нам датировать экспедицию.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Цецкладзе, Гоча Р. (2006). Греческая колонизация: отчет о греческих колониях и других поселениях за рубежом . Лейден: Брилл. п. 169. ИСБН 978-90-04-15576-3 .
- ^ Реботон 2008 , с. 9: Смена названия с Гилакеи на Аполлонию, возможно, может быть датирована этим моментом: гипотеза о том, что оно было заново основано Аполлониатами или коринфянами, находившимися в противоречии с тиранией, вполне правдоподобна.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хансен и Нильсен 2004 , стр. 328.
- ^ Райт 2016 , с. 24.
- ^ Stocker 2009 , стр. 204–205: «В пределах южной Иллирии Аполлония занимала стратегическое положение из-за своего расположения на перекрестке древнего (доисторического) торгового пути, который связывал северную Адриатику с Эгейским морем и Адриатическое побережье с Эгейским морем. Этот путь во внутренние районы существовал до прибытия греческих колонистов и позже стал римской Виа Эгнатия. Он был более ценным из-за отмеченных выше трудностей сухопутного передвижения по этому пути. однако до того, как была основана Аполлония.
- ^ Говедарица, Благое (2016). «Стратиграфия кургана 6 в Штое и появление скрипичных идолов в погребальных комплексах Южной Адриатики» . Годишняк Центр балканолошского исследования (45): 22–25. ISSN 0350-0020 . Проверено 7 января 2023 г.
Учитывая, что все три могилы со скрипичными идолами в той или иной степени вкопаны в естественную почву, их можно считать ямными, в связи с чем возникает вопрос об их связи с одноимённой степной культурой. На такую возможность указывают форма ям и положение скелета в могиле 60 в Аполлонии. Напротив, ни один из погребальных предметов, найденных в этих могилах, не подтверждает идею контактов в этом направлении... Особенности их стиля и изготовления ясно показывают, что это были местные продукты, разработанные под влиянием раннекикладских идолов абстрактно-схематический тип. С другой стороны, керамические предложения имеют местные особенности... Согласно их описанию, к этой культурной зоне также относятся сосуды из кургана Ракица Куче и из Аполлонии, которые не были подробно задокументированы из-за плохой сохранности. ... надежный индикатор того, что захороненные люди были членами местных сообществ южной Адриатики, выраженных в люблянской культуре, определенных во временных рамках начальной фазы раннего бронзового века в Адриатическом регионе.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кайл, Шепарц и Ларсен 2016 : «Аполлония расположена на юго-западе Албании, примерно в 10 км от современного побережья Адриатического моря (рис. 1). Первоначальное заселение региона Аполлонии началось в раннем бронзовом веке (2100–1800 гг. до н.э.). ), о чем свидетельствует наличие человеческих останков коренных иллирийцев, обнаруженных в кургане в некрополе Аполлонии (Amore, 2010). Плотность местного населения до основания колонии обсуждается. До основания колонии эта территория использовалась очень мало (Stocker & Davis, 2006; Stocker, 2009). Обнаружение курганных захоронений эпохи ранней бронзы указывает на то, что иллирийцы рассматривали Аполлонию как часть своей территории (Amore, 2010).
- ^ Стокер 2009 , с. 891: «Эвбейцы были первыми послемикенскими греческими мореплавателями и торговцами на Адриатике. Они интерпретировали это иностранное побережье удобным для них способом и наполняли свои порты захода знакомым подтекстом, прививая греческие ностои народам и землям, с которыми они столкнулись. В Аполлонии эти ранние греческие мореплаватели столкнулись с пустынным ландшафтом, заполненным заброшенными курганами, курганами, которые они считали памятниками своих гомеровских предков».
- ^ Стокер 2009 , с. 205: «Напротив, самая ранняя греческая керамика во внутренних районах Аполлонии, которая датируется не ранее середины VII века до нашей эры, является исключительно коринфской, и ее перемещение вглубь страны, вероятно, было частично результатом ритуального обмена дарами ( ксения ). "
- ^ Сталло 2007 , с. 12: «Доколониальное взаимодействие на этом месте подтверждается открытием в кургане 9 коринфской транспортной амфоры типа А, которая датируется третьей-последней четвертью седьмого века до нашей эры, что также предшествует основанию колонии».
- ^ Стокер 2009 , с. 893: «Эти наблюдения могут частично объяснить, почему в непосредственной близости от Аполлонии не было коренных жителей, когда прибыли греческие колонисты. Поселение коренных народов в Маллакастре в то время, когда была основана апойкия, по-видимому, ограничивалось местами к востоку от реки Гяница. долина." п. 317: «...; коренное поселение в Аполлонии и вокруг нее, если оно вообще существовало, было очень ограниченным, когда была основана апойкия ».
- ^ Дэвис и др. 2007 , с. 18
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Уилкс 1995 , с. 112: Около 600 г. до н.э.: Говорят, что Коринф откликнулся на приглашение иллирийцев и предоставил 200 поселенцев на уже существующий торговый пост. За ними последовали и другие, особенно из Коркиры.
- ^ Реботон, 2008, с. 7, 9: «Археологи отнесли его фундамент к концу VII века, но об Аполлонии в этот период мало что известно»
- ^ Макилвейн и др. 2013 , с. 2: «Албанская Аполлония могла быть основана как Коркирой, так и Коринфом, или только Коринфом (около 600 г. до н.э.) (Стокер и Дэвис, 2006; Цецхладзе, 2006; Кабанес, 2008; Аморе, 2010)».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Макилвейн и др. 2013 , с. 2: «Аполлония, расположенная на юго-западе Албании примерно в 10 км от побережья Адриатического моря (рис. 1) (Amore, 2010), стала важным торговым центром после колонизации в начале VI века до н. э. (Стипцевич, 1977; Wilkes, 1992; Amore, 2005, 2010; Stocker and Davis, 2006), когда 200 коринфян «установили хорошие отношения с местными иллирийцами [и] основали совместное поселение» (Hammond, 1992; стр. 31-32; Cabanes, 2008).»
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кайл, Шепарц и Ларсен 2016 : «Аполлония стала важным торговым центром после колонизации в начале VI века до нашей эры (Стипчевич, 1977; Уилкс, 1992; Срейович, 1998; Аморе, 2005, 2010; Stocker & Davis, 2006). , когда «200 [коринфян] плыли вверх по Вьосе (Аус) [реке], установили хорошие отношения с местными иллирийцами, основали совместное поселение и создали речную гавань» (Hammond, 1992:31-32)».
- ^ Стокер, 2009, с. 114: «Хаммонд заходит так далеко, что поддерживает теорию о том, что Аполлония была совместным иллирийско-коринфским основанием, хотя все текстовые данные свидетельствуют об обратном».
- ^ Сталло 2007 , с. 19: «Коринфяне и керкирейцы были завербованы таулантийцами и сотрудничали в создании этих колоний».
- ^ Пикард 2013 , с. 80: «Но нет никаких сомнений в том, что небольшое количество прибывших поселенцев давало иллирийцам, без сомнения, возможность предотвратить их поселение на этой территории, если бы они захотели. Таким образом, оба города были обязательно основаны с одобрения их соседей, конечно же, ибо они принесли с собой обещание плодотворных отношений со странами за морем».
- ^ Уилкс 1995 , с. 98:Иллириец Таулантий из Эпидамна занял территорию Аполлонии до прибытия греческих колонистов около 600 г. до н.э. Однажды их призвали греческие поселенцы, чтобы захватить Эпидамн, после того как они были изгнаны либурнами.
- ^ Хаммонд, ШФЛУ (1997). «Греческие герои и греческие колонии». В М. В. Сакеллариу (ред.). Эприус: 4000 лет греческой культуры и цивилизации . Экдотике Афинон. стр. 46–54. ISBN 9789602133712 .
В западном Эпире есть две богатые прибрежные равнины — Теспротская равнина нижнего Ахерона и Хаонская равнина (Вургос), каждая из которых имела защищаемые холмы вблизи моря. Кроме того, существовала плодородная дельта реки Тиамис (Каламас), которая в то время была судоходной за пределами истока дельты. Однако на этих территориях не было посажено ни одной колонии. Причина, вероятно, в том, что прибрежные народы в целом были слишком хорошо вооружены и грозны для потенциальных поселенцев. Там, где поселения были созданы успешно, это было на границе между соперничающими народами: акарнанами и амфилохами (Аргос), амфилохами и феспротами (Амбракия), феспротами и кассопайями (бушецион), кераунскими племенами и амантами (орикос). ), а также Аманты и Биллионы (Тронион), а также Биллионы и Таулантии (Аполлония). Мы можем подозревать, что поселенцы смогли использовать вражду между соперничающими народами.
- ^ Стокер, 2009, с. 218-219: «Текстовая путаница подтверждает гипотезу о том, что внутренние районы апойкии были практически необитаемы в железный век. Аполлония, вероятно, располагалась на границе между биллионами на востоке и таулантиями и/или парфинами на севере. Колонисты, вероятно, воспользовались этим территориальным вакуумом и воспользовались бы враждой между двумя соперничающими иллирийскими племенами».
- ^ Стокер 2009 , с. 63
- ^ Стокер 2009 , стр. 316–317.
- ^ Столл 2007 , с. 27
- ^ Макилвейн 2012 , с. 50
- ^ Кайл, Шепарц и Ларсен 2016 : «Аполлония выросла после колонизации, но оставалась скромной по размеру до эллинистического периода».
- ^ Макилвейн 2012 , с. 224
- ^ Уивер, Кэрри (2022). Маргинализированное население в древнегреческом мире Биоархеология Другого . Издательство Эдинбургского университета. п. 210. дои : 10.1515/9781474415262 . ISBN 9781474415262 . S2CID 250224916 .
Тест, проведенный на иллирийских стоянках, дал аналогичные результаты. Доколониальное и колониальное население Аполлонии группировалось с Лофкендом. Эта ассоциация, скорее всего, отражает значительный вклад иллирийцев в генетический состав Аполлонии, и этот вывод подтверждается древними литературными свидетельствами и другими исследованиями биодистанции (например, McIlvaine et al. 2014). Эпидам-н и периферийная Аполлония, однако, не группировались с другими группами. Это разделение предполагает, что в Эпидамне греческое население было больше, чем в Аполлонии. С другой стороны, периферийная Аполлония, скорее всего, является исключением из-за небольшого размера выборки. Когда все популяции в исследовании (за исключением периферической Аполлонии) сравнивались в одном тесте, никаких очевидных закономерностей выявить не удалось. Это показывает, что тесты оптимального масштабирования лучше всего подходят для региональных исследований и могут оказаться неспособными идентифицировать греческое население и/или несколько этнических групп, разделенных значительными географическими расстояниями (Сулоски Уивер и Кайл готовятся к публикации). Аналогичные результаты получены и в других неметрических исследованиях биодистанции в колониальном контексте.16 Черепные и стоматологические неметрические признаки использовались для сравнения доколониальных иллирийцев (около 1100–900 гг. до н.э.) с колониальными аполлонийцами (около 800–30 гг. до н.э.). и греки из Коринфа (ок. 1600–30 до н. э.). Результаты показывают, что примерно 90 процентов людей, похороненных в аполлонических некрополях, были более фенотипически похожи на иллирийцев, чем на коринфских греков. Если рассматривать эти результаты в контексте погребальной практики, эти результаты соответствуют материальным записям. Использование курганных захоронений, традиционной иллирийской формы захоронения, сохраняется и после колонизации некрополя Аполлонии. Хотя тип захоронения является иллирийским, внутри курганов находится большое количество греческого инвентаря и мест захоронения, которые могут указывать на культурную гибридность и/или смешанные браки между греками и иллирийцами (McIlvaine et al. 2014).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Аполлония св (1) ». Британская энциклопедия . Том. 2 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 186. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ «Иллирия, Аполлония — древнегреческие монеты — WildWinds.com» . Архивировано из оригинала 9 февраля 2014 г. Проверено 7 октября 2013 г.
- ^ Уилкс 1995 , с. 225: «Большинство доримских монет, произведенных на иллирийских землях, первоначально были имитацией выпусков Диррахия и Аполлонии, начавшихся в пятом веке до нашей эры».
- ^ Малкин 2001 , стр. 191–192: «В середине пятого века аполлонийцы расширились к заливу Валона, завоевав город Трониум. ... Аполлоническая надпись говорит о добыче, взятой из Трониума, на «границах «земля Абантис», гомеровское название Эвбеи. Проникнув на юг до левого берега реки Аус и завоевав Трониум, близ Орика, аполлонийцы действовали на территории, изобилующей эвбейскими ассоциациями... «Границы земли » «Абантис» следует понимать совершенно буквально: Эвбейский Орикум, прибрежный остров в заливе Валона, вероятно, имел перату (земли на материке напротив), в равной степени считавшуюся «эвбейской». Поэтому «пределы» следует понимать в обратная перспектива: с суши, Трониум, по отношению к заливу, Орикум, а не с Трониума по отношению к внутренним районам.
- ^ Кабанес 2008 , с. 171: «Приблизительно в 450 г. до н.э. Аполлония расширилась на юг, в ходе войны против абантов (или амантов), потомков эвбейских колонистов, поселившихся в Тронии (Павсаний 5. 22. 2–4), который должен быть расположен на археологическом участке Трепорт на побережье, к северо-западу от Аулона (Влёра), а не в Амантии, расположенной в деревне Плоча, к югу от долины Аоос во внутренних районах Влёры».
- ^ Кабанес 2011 , с. 76: «Существование места, называемого Тронионом, доказывается надписью в Олимпии (CIGIME I, 2, 303), которая была скопирована на месте Павсанием (V, 22, 2-4) и которая свидетельствует о победе Аполлонийцы «на границах Абантиды» и военные трофеи, взятые в Тронионе в середине V в. до н.э. Тронион может находиться на городище Трипорти, к северо-западу от Влёры, а не на двух других археологических памятниках этой области: Маврово, что есть древний Олимп, и Плита, соответствующая древнему Аманту. Эта локализация Трониона лучше соответствует данным Павсания, помещающего его... то есть «напротив гор Акрокерауны»: насколько это утверждение можно применить к местонахождение Трипорта, поэтому оно не соответствует местонахождению Аманции в селе Пльоче или местонахождению Олимпии в Маврово».
- ^ Стиклер 2014 , с. 128.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Берети, Квантин и Кабанес 2011 , с. 11.
- ^ Кастильони 2018 , с. 327.
- ^ Домингес Монедеро, Адольфо Х. (2020). «Субъекты культурных контактов в древнем Эпире: колонисты, торговцы и паломники» . Люди-культуры-традиции . 17 . Немецкий археологический институт: 234.
- ^ Дзино 2010 , с. 81
- ^ Чека 2012 , стр. 59.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сталло 2007 , с. 30: Вполне возможно, что уже в третьем веке до нашей эры типичный характер греческой колонии был либо изменен, либо утрачен в Эпидамне и Аполлонии. Это предположение подтверждается данными о высокой доле влиятельных иллирийцев, многие из которых занимают высокие посты.
- ^ Сталло 2007 , с. 30:Другим потенциальным источником смешения и изменения отношений может быть рост Аполлонии как колонии и расширение ее территории. Более поздние греческие колонисты могли быть включены в состав колонии после ее основания, но им, вероятно, не предлагалось гражданство. (..) По мере роста могущества Аполлонии стало выгодно расширить свою территорию на юг за пределы долины реки Аус (Beaumont 1936; Hammond 1992). Это расширение привело к тому, что большее количество непривилегированных греческих колонистов и коренных жителей были более немедленно включены в экономику Аполлонии (...) это разделение, возможно, сблизило непривилегированный класс греческих колонистов и коренных иллирийцев.
- ^ Геродот , Истории 9.93-94 ; Конон , Повествования 40
- ^ Устинова, Юлия (2009). Пещеры и древнегреческий разум: спуск под землю в поисках окончательной истины . Издательство Оксфордского университета . п. 170 . ISBN 978-0-19-954856-9 .
- ^ Кайл, Шепарц и Ларсен 2016 : «Аполлония выросла после колонизации, но оставалась скромной по размеру до эллинистического периода. За это время в Аполлонии наблюдался значительный рост населения, все более обширные торговые сети и урбанизация (Lafe, 2003)».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сэнфорд, 2020, с. 27
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Макилвейн и др. 2013 , с. 2: Согласно Аристотелю, эти греки и их потомки были «немногими из многих», контролировавшими население, состоящее в основном из иллирийцев (Аристотель, 1932; Хаммонд, 1992; стр. 32).
- ^ Реботон, 2008, с. 10
- ^ Реботон, 2008, с. 11
- ^ Реботон, 2008, с. 12, 20
- ^ Стокер, 2009, с. 872: «К III веку до н.э. внутренние районы вокруг цитадели были заселены людьми, использовавшими неместную керамику: похоже, что с точки зрения материальной культуры коренные иллирийцы к этому времени стали «эллинизированными». Хотя многие керамики были местного происхождения. произведены, некоторые из них местными гончарами, но в целом они были отнесены к греческому типу.
- ^ Страбон Географический стр. VII.5.8.
- ^ Аристотель О чудесных слухах . стр. 842 б.27.
- ^ Университет Цинциннати (6 января 2006 г.). «Исследователи обнаружили в Албании греческий храм, построенный в VI веке до нашей эры» Science Daily . Архивировано из оригинала 24 июля 2008 года . Проверено 16 июля 2008 г.
- ^ Уилкс 1995 , стр. 174–75.
- ^ Боуден 2003 , с. 14.
- ^ Реботон 2008 , с. 12: Аполлония – интересный пример, поскольку он показывает, что жесткие институты способны пережить «иностранное» господство. Отношения с Римом красноречиво говорят об этом. Привилегии, полученные городом Гилаксом после ухода молодого Октавиана в 44 г. до н.э., показывают долговечность олигархических институтов44. Риму нравились аристократические города, в которых существовали строгие институты и олигархия.
- ^ Стокер, 2009, с. 82
- ^ Аморе, Мария Грация (11 апреля 2016 г.). «Комплекс курганов 9, 10 и 11 в некрополе Аполлонии» . Курган как Сема: пространство, политика, культура и религия в первом тысячелетии до нашей эры . Walter de Gruyter GmbH & Co KG: 58. ISBN 9783110267501 .
- ^ Кольцида, Афина (2008). Северном Эпире во времена поздней Османской империи: основание, организация и функционирование греческих школ ( Образование в Диссертация). Университет Аристотеля в Салониках. п. 251 . Проверено 18 декабря 2020 г.
{{cite thesis}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Мехмети, полковник (2 июля 2020 г.). «Поврежденные колонны в Аполлонии ставят на место» . Коха Диторе .
- ^ «Албания: Вандализм в Нимфее древнегреческой Аполлонии | СКАИ» . 14 июня 2020 г.
- ^ Стокер, 2009, с. 222-223
- ^ «Офис ЮНЕСКО в Венеции: Археологический музей Аполлонии вновь открывается после 20 лет закрытия» . Архивировано из оригинала 21 апреля 2014 г. Проверено 3 октября 2012 г.
- ^ «Исследователи обнаружили в Албании греческий храм, датируемый VI веком до нашей эры» Архивировано из оригинала 22 июня 2018 г. . Проверено 28 февраля 2018 г.
- ^ Мурати, Виолета (15 августа 2010 г.). «В Аполлонии раскопан бюст римского богатыря» . Стандартный (на албанском языке). Архивировано из оригинала 17 августа 2010 года . Проверено 19 августа 2010 г.
- ^ «Исследовательские проекты DAI Аполлония» . Архивировано из оригинала 5 августа 2011 г.
- ^ Даниэле Фарлати-Якопо Колети, Sacred Illyricum , vol. VII, Венеция 1817 г., стр. 395-396. Архивировано 22 декабря 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Мишель Лекиен, Христианский Восток в четырех патриархатах, обзор , Париж, 1740 г., Vol. II, сб. 248-249
- ^ «Луи Пети, «Биллис» в Католической энциклопедии (Нью-Йорк, 1908 г.)» . Архивировано из оригинала 29 сентября 2014 г. Проверено 9 декабря 2013 г.
- ^ Annuario Pontificio 2013 (Libreria Editrice Vaticana 2013) ISBN 978-88-209-9070-1 ), с. 835
- ^ Annuario Pontificio 2013 (Libreria Editrice Vaticana 2013) ISBN 978-88-209-9070-1 ), «Титульные должности», стр. 819-1013
- ^ Кабанес 2008 , стр. 171–72.
- ^ Ангелос проф. Доктор Ханиотис, Томас Др. Корстен, Р.С. Страуд, Рольф Др. Тайбут (2002). СЭГ . Дж. К. Гибен. ISBN 978-90-04-15508-4 .
Мифы об основании Аполлонии: Аполлония. Мифы о фундаменте. В исследовании, посвященном мифам и легендам о миграции троянцев в Эпейрос и южную Иллирию, П. Кабанес в Л. Браччези - М. Луни (ред.), I Greci in Adriatico, 1 (Hesperia 15) (Рим, 2002) 61 - 66 обсуждает метрическое посвящение Аполлонии в Олимпии после победы над Тронионом (наша лемма № 479). ; ср. копию в Аполлонии: I. Apollonia 4) и SEG XLIII 229 (= IG IX 12, в которой упоминаются Αμφινεις, которые, возможно, считали своим предком сына Гектора. Есть свидетельства о традиции более раннего основания Аполлонии). что связано с миграцией троянцев в Эпир и южный Иллирис.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Пиччинини 2019 , с. 224
- ^ Реботон 2008 , с. 12:Его небольшая мощность усиливает впечатление об олигархических институтах, сохранившихся при Империи.
Ссылки
[ редактировать ]- Берети, Василь; Кантен, Франсуа; Кабанес, Пьер (2011). «История и эпиграфика во Влерском крае (Албания)». РЭА . 113 (1).
- Боуден, Уильям (2003). Эпир Вет: археология позднеантичной провинции . Лондон, Великобритания: Дакворт. ISBN 0-7156-3116-0 .
- Кабанес, Пьер (2008). «Греческая колонизация в Адриатике». В Цецхладзе, Гоча Р. (ред.). Греческая колонизация: отчет о греческих колониях и других поселениях за рубежом . Том. 2. Брилл. стр. 155–186. ISBN 9789047442448 .
- Кабанес, Пьер (2011). «Некоторые вопросы об Амантес / Interrogations sur les Amantes» . Иллирия . 35 : 75–98. дои : 10.3406/iliri.2011.1100 .
- Кастильони, Мария Паола (2018). «Греки в Адриатике» . Кадернос-ду-Лепаарке . XV (29): 320–339. дои : 10.15210/lepaarq.v15i29.11495 . ISSN 2316-8412 .
- Чека, Ольгита (2012). «Койнон и город. Пример Биллиса». У Г. де Мариниса; ГМ Фабрини Дж. Пачи; Р. Перна; М. Сильвестрини (ред.). Формирующие и эволюционные процессы города Адриатики . Международная серия БАР. Том 2419. Археопресс. стр. 59–64. ISBN 978-1-4073-1018-3 .
- Шаму, Франсуа (2003). Эллинистическая цивилизация . Оксфорд, Великобритания: Blackwell Publishing. ISBN 0-631-22242-1 .
- Дэвис, Дж. Л.; Коркот, М.; Бейко, Л.; Галати, МЛ; Мучай, С.; Стокер, Ш. Р. (2007). «Внутренние земли Аполлонии» . Иллирийская Аполлония . Коллекция Французской школы Рима . Проверено 24 декабря 2020 г.
- Зино, Дэниел (2010). Иллирик в римской политике, 229 г. до н.э. – 68 г. н.э. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-19419-8 .
- Хаммонд, Николас Джеффри Лемприер (1976). Миграции и вторжения в Грецию и прилегающие территории . Парк-Ридж, Нью-Джерси: Noyes Press. ISBN 0-8155-5047-2 .
- Хансен, Могенс Герман; Нильсен, Томас Хейне (2004). Опись архаических и классических полисов . Оксфорд, Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-814099-1 .
- Кайл, Б.; Шепарц, Луизиана; Ларсен, CS (2016). «Город-мать и колония: биоархеологические свидетельства стресса и последствий коринфской колонизации в Аполлонии, Албания». Международный журнал остеоархеологии . 26 (6). Джон Вили и сыновья, ООО: 1067–1077. дои : 10.1002/oa.2519 .
- Ларсон, Дженнифер Линн (2001). Греческие нимфы: миф, культ, предания . Оксфорд, Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-514465-1 .
- Малкин, Ирад (2001). «Греческая двусмысленность: между «Древней Элладой» и «Варварским Эпиром» ». Малкин, Ирад (ред.). Древние представления о греческой этнической принадлежности . Коллоквиумы Центра эллинистических исследований. Том. 5. Центр эллинистических исследований, попечитель Гарвардского университета. стр. 187–212. ISBN 978-0-674-00662-1 .
- Макилвейн, Бритни Кайл (2012). Греческая колонизация Балкан: биоархеологическая реконструкция поведения и образа жизни во время коринфской колониальной экспансии в Древнюю Аполлонию, Албания (Диссертация). Университет штата Огайо. S2CID 127332199 .
- Макилвейн, Бритни Кайл; Шепарц, Линн А.; Ларсен, Кларк Спенсер; Скиулли, Пол В. (2013). «Доказательства долгосрочной миграции на Балканском полуострове с использованием стоматологических и краниальных неметрических данных: раннее взаимодействие между Коринфом (Греция) и его колонией в Аполлонии (Албания)» . Американский журнал физической антропологии . 153 (2). Периодические издания Wiley: 236–248. дои : 10.1002/ajpa.22425 . ПМИД 24227263 .
- Пикард, Оливье (2013). «Иллирийцы, греческие колонии, монеты и война» . Иллирия . 37 : 79–97. дои : 10.3406/iliri.2013.2428 .
- Пиччинини, Джессика (2019). «Римская Агора Аполлонии в Иллирии: пространство для императорского культа» . Ежегодник Афинской археологической школы и итальянских миссий на Востоке . 97 . Под знаком Лилии: 223–232 . Проверено 18 декабря 2020 г.
- Реботон, Джоани (2008). «Создание колониальных институтов: пример коринфского Апоикия в Адриатике» . Создание, использование и сопротивление закону в европейской истории, 2008, ISBN 978-88-8492-549-7, стр. 1–18 : 1–18. ISBN 9788884925497 . Проверено 24 декабря 2020 г.
- Сэнфорд, Джейн (2012). Корабельные овцы: зооархеология греческой колонизации (Диссертация). Кембриджский университет. дои : 10.17863/CAM.15970 . Проверено 24 декабря 2020 г.
- Сталло, Дженнифер (2007). Изотопное исследование миграции: дифференциация местных и неместных жителей в курганных захоронениях из Аполлонии, Албания (Диссертация). Университет Цинциннати.
- Стиклер, Тимо (2014). Коринф и его колонии: Город на перешейке в структуре власти классической Греции . КЛИО / Добавки. Новый эпизод (на немецком языке). Том 15. Walter de Gruyter GmbH & Co KG. ISBN 9783050089133 .
- Стокер, Шэрон Р. (2009). Иллирийская Аполлония: к новому Ктисису и истории развития колонии .
- Уилкс, Джон (1995). Иллирийцы . Оксфорд, Великобритания: Blackwell Publishing. ISBN 0-631-19807-5 .
- Уилкс, Джей-Джей; Фишер-Хансен, Тобиас (2004). «Адриатика». У Могенса Германа Хансена; Томас Хейне Нильсен (ред.). Опись архаических и классических полисов . Издательство Оксфордского университета . стр. 321–337. ISBN 0-19-814099-1 .
- Уилсон, Найджел Гай (2006). Энциклопедия Древней Греции . Нью-Йорк, Нью-Йорк и Оксфорд, Соединенное Королевство: Рутледж (Тейлор и Фрэнсис). ISBN 978-0-415-87396-3 .
- Райт, Дженнифер (2016). Греческая колониальная экспансия: влияние на иллирийскую физическую активность (PDF) (Диссертация). Государственный университет Колорадо.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Археологические памятники в Албании
- 588 г. до н. э.
- Заведения VI века до нашей эры
- Албанское побережье Адриатического моря
- Албания в римскую эпоху
- Древнегреческие археологические памятники в Албании
- Археология Иллирии
- Здания и сооружения в округе Фиер
- Католический титулярный престол в Европе
- Коринфские колонии
- Города древней Иллирии
- Бывшие населенные пункты Албании
- Греческие колонии в Иллирии
- Эллинистическая Албания
- Иллирийская Албания
- Населенные пункты Фиера
- Туристические достопримечательности округа Фиер