Пифия
Часть серии о |
Антропология религии |
---|
Социальная и культурная антропология |
Пифия ( / ˈ p ɪ θ i ə / ; [1] Древнегреческий : Πυθία [pyːˈtʰíaː] ) — имя верховной жрицы храма Аполлона в Дельфах . Она специально служила его оракулом и была известна как Дельфийский оракул . Ее титул также исторически назывался на английском языке как Pythoness . [2]
Имя Пифия происходит от Пифона , который в мифах был первоначальным названием Дельф. Этимологически греки получили это название от глагола πύθειν ( púthein ) «гнить», который относится к тошнотворно-сладкому запаху разлагающегося тела чудовищного Пифона после того, как он был убит Аполлоном. [3]
Пифия была основана самое позднее в 8 веке до нашей эры. [4] (хотя по некоторым оценкам святилище датируется 1400 г. до н. э.), [5] [6] [7] и получила широкое признание за свои пророчества под божественной властью ( энтузиосос ) , произнесенные Аполлоном . Пифийская жрица стала выдающейся к концу VII века до нашей эры, и с ней продолжали консультироваться до конца IV века нашей эры. [8] В этот период Дельфийский оракул был самым престижным и авторитетным оракулом среди греков и входил в число самых могущественных женщин классического мира. Оракул — одно из наиболее хорошо задокументированных религиозных учреждений классической Греции. Среди авторов, упоминающих оракула, — Эсхил , Аристотель , Климент Александрийский , Диодор , Диоген , Еврипид , Геродот , Юлиан , Юстин , Ливий , Лукан , Непот , Овидий , Павсаний , Пиндар , Платон , Плутарх , Софокл , Страбон , Фукидид и Ксенофонт. .
Тем не менее, подробности того, как действовала Пифия, скудны, отсутствуют или вообще отсутствуют, поскольку авторы классического периода (6-4 века до н.э.) рассматривают этот процесс как общеизвестный факт, не требующий объяснений. Те, кто подробно обсуждал оракула, относятся к периоду от 1 века до нашей эры до 4 века нашей эры и приводят противоречивые истории. [9] Одна из главных историй утверждала, что Пифия произносила оракулы в безумном состоянии, вызванном испарениями, поднимающимися из расщелины в скале, и что она говорила тарабарщину, которую жрецы интерпретировали как загадочные пророчества и превращали их в поэтические дактилические гекзаметры, сохранившиеся в греческой литературе. [10] Эта идея, однако, была оспорена такими учеными, как Джозеф Фонтенроуз и Лиза Маурицио, которые утверждают, что древние источники единообразно представляют Пифию, говорящую внятно и дающую пророчества своим собственным голосом. [11] Геродот , писавший в пятом веке до нашей эры, описывает пифию, говорящую дактилическими гекзаметрами. [12] [13]
Происхождение
[ редактировать ]Дельфийский оракул , возможно, присутствовал в той или иной форме с 1400 г. до н.э., в средний период Микенской Греции (1750–1050 гг. до н.э.). [14] Есть свидетельства того, что Аполлон предположительно завладел святыней с прибытием жрецов с Делоса в VIII веке из более раннего посвящения Гее . [15]
Переформулировка Дельфийского Оракула в 8-м веке как святилища Аполлона, по-видимому, связана с ростом значения города Коринфа и важности мест в Коринфском заливе . [16]
Самое раннее сообщение о происхождении Дельфийского оракула содержится в гомеровском гимне Дельфийскому Аполлону, дата которого, согласно недавним исследованиям, находится в узком диапазоне, ок. 580–570 до н.э. [17] Там подробно описано, как Аполлон выбирал своих первых жрецов, которых он отобрал в их «быстрый корабль»; это были « критяне из Миноса , города Кносса », направлявшиеся в песчаный Пилос . Но Аполлон, был Дельфиний , для которого одним из культовых эпитетов [18] прыгнул на корабль в образе дельфина ( дельфис , род delphinos ). Дельфин-Аполлон явился перепуганным критянам и велел им следовать за ним до «места, где вас ждут богатые подношения». Критяне «танцевали в такт и следовали за ними, распевая Iē Paiēon , как гимны критян, в чью грудь божественная Муза поместила «медовоголосое пение». [18] «Пэан», по-видимому, было именем, под которым был известен Аполлон в микенские времена. [ нужна ссылка ]
Г. Л. Хаксли отмечает: «Если гимн (Дельфийскому) Аполлону несет историческое послание, то прежде всего то, что когда-то в Дельфах жили критские жрецы». [19] Робин Лейн Фокс отмечает, что критские бронзовые изделия находят в Дельфах, начиная с восьмого века, а критские скульптуры посвящены уже ок. 620–600 гг. До н.э.: «Посвящения на этом месте не могут установить личность его жречества, но на этот раз у нас есть явный текст, который можно поместить рядом с археологическими свидетельствами». [20] Одним из первых посетителей этих «ловин Парнаса » в конце восьмого века был Гесиод , которому показали омфалос . [ нужна ссылка ]
Существует много более поздних историй о происхождении Дельфийского оракула. Одно из поздних объяснений, впервые изложенное писателем I века до нашей эры Диодором Сицилийским , рассказывает о пастухе коз по имени Коретас, который однажды заметил, что одна из его коз, упавшая в расщелину земли, вела себя странно. Войдя в пропасть, он обнаружил, что наполнен божественным присутствием и способностью видеть за пределами настоящего, в прошлом и будущем. Воодушевленный своим открытием, он поделился им с жителями близлежащей деревни. Многие начали посещать это место, чтобы испытать судороги и вдохновляющий транс, хотя некоторые, как говорят, исчезли в расщелине из-за своего безумного состояния. [21] была возведена святыня На месте, где люди начали поклоняться, в позднем бронзовом веке , к 1600 году до нашей эры, . После смерти нескольких мужчин жители деревни выбрали одинокую молодую женщину в качестве источника божественного вдохновения. В конце концов она пришла говорить от имени богов. [22]
Согласно более ранним мифам, [23] должность оракула первоначально принадлежала богиням Фемиде и Фиби , и это место изначально было посвящено Гее . Впоследствии считалось, что он был посвящен Посейдону , богу землетрясений. Во времена греческого Тёмного века , с 11 по 9 век до нашей эры, [24] Говорят, что новый бог пророчеств, Аполлон, захватил храм и изгнал змей-близнецов-хранителей Геи, чьи тела он обернул вокруг кадуцея . В более поздних мифах говорилось, что Феба или Фемида «отдали» это место Аполлону, что сделало его захват жрецами нового бога оправданным, но, по-видимому, из-за давней традиции ему пришлось сохранить жриц первоначального оракула. Вполне возможно, что в мифах Посейдон изображен успокоенным подарком нового места в Тройзене . [ нужна ссылка ]
Диодор объяснил, что первоначально Пифия была молодой девственницей , одетой соответствующим образом , поскольку большое внимание уделялось целомудрию и чистоте Оракула, которые должны были быть сохранены для союза с богом Аполлоном. [25] Но он сообщает одну историю следующим образом: [26]
Эхекрат Фессалийский , придя в святилище и увидав деву, произнесшую оракул, влюбился в нее из-за ее красоты, увлек ее и надругался над ней; и что дельфийцы из-за этого прискорбного происшествия издали закон, согласно которому в будущем девственница больше не должна пророчествовать, но что пожилая женщина пятидесяти лет будет объявлять оракулы и что она будет облачена в костюм девственницы, как своего рода напоминание о пророчице старины.
Ученый Мартин Личфилд Уэст пишет, что Пифия демонстрирует множество черт шаманских или находящихся под влиянием них практик, вероятно, унаследованных от практик Центральной Азии , хотя в настоящее время нет никаких свидетельств такой связи. Он цитирует Пифию, сидящую в котле на треножнике, при этом делающую ее пророчества в экстатическом трансовом состоянии, подобно шаманам , и ее изречения неразборчивыми. [27]
По словам Уильяма Годвина, штатив был продырявлен дырочками, и когда она вдыхала пары, ее фигура как будто увеличивалась, волосы вставали дыбом, цвет лица менялся, сердце задыхалось, грудь раздувалась, а голос становился как будто более громким. чем человек. [28]
Организация Оракула
[ редактировать ]Жрица
[ редактировать ]Со времени первого действия оракула Дельфийского храма считалось, что бог жил внутри лавра (своего священного растения) и шелестом листьев давал предсказания на будущее. Говорили также, что искусству гадания бога научили три крылатые сестры Парнаса, Трии, в то время, когда Аполлон пас там свой скот. У триев в прошлом в этой местности был клиромантион (оракул по жребию), и возможно, что таковым был первый оракул в Дельфах, т.е. использование жребия (бросание жребия в контейнер и вытягивание жребия, цвет и форма из которых имели особое значение).
В Дельфах последовательно действовали три оракула – хтонион с использованием эгкоймиси (процедура, предполагавшая сон в святом месте, чтобы пережить откровенный сон), клиромантион и, наконец, аполлонийский с лавром. Но с момента введения в Дельфах культа Диониса, бога, приводившего своих последователей в экстаз и безумие, дельфийский бог давал оракулы через Пифию, которая также впадала в транс под воздействием паров и дыма, исходивших из отверстия, внутреннее святилище Оракула. Пифия сидела на высоком позолоченном треножнике, стоявшем над отверстием. В старину Пифия была юной девственницей, но после того, как Эхекрат из Фессалии в конце III века до нашей эры похитил и изнасиловал молодую и красивую Пифию, была выбрана женщина старше пятидесяти лет, которая одевалась и носила украшения, напоминающие молодая девица. Согласно традиции, Фемоноя была первой Пифией. [29] [30]
Хотя мало что известно о том, как была выбрана жрица, Пифия, вероятно, была выбрана после смерти ее предшественницы из гильдии жриц храма. Все эти женщины были уроженками Дельф, и от них требовалось вести трезвый образ жизни и иметь хороший характер. [31] [32] Хотя некоторые из них были женаты, приняв на себя роль Пифии, жрицы отказались от всех семейных обязанностей, супружеских отношений и индивидуальной идентичности. В период расцвета оракула Пифией могла быть женщина, выбранная из влиятельной семьи, хорошо образованная в области географии, политики, истории, философии и искусства. Однако в более поздние периоды на эту роль выбирались необразованные крестьянки, что может объяснить, почему поэтические пророчества о пятистопном или гекзаметре раннего периода позже были сделаны только в прозе . Часто ответы жрицы на вопросы записывались священником в гекзаметр. [33] Археолог Джон Хейл сообщает, что:
Пифия была (иногда) дворянкой из аристократической семьи, иногда крестьянкой, иногда богатой, иногда бедной, иногда старой, иногда молодой, иногда очень грамотной и образованной женщиной, которой кто-то вроде первосвященника и философа Плутарха посвящал эссе. , в другой раз она не могла написать свое имя. Таким образом, похоже, что именно способности, а не какой-либо приписываемый статус, давали этим женщинам право быть Пифиями и говорить от имени бога. [34]
Работа жрицы, особенно Пифии, была достойной карьерой для греческих женщин. Жрицы пользовались многими свободами и наградами за свое социальное положение, такими как свобода от налогов, право владеть собственностью и посещать общественные мероприятия, зарплата и жилье, предоставляемые государством, широкий спектр обязанностей в зависимости от их принадлежности и часто золотые короны. . [35]
В основной период популярности оракула в роли Пифии служили три женщины, еще один остаток триады: две по очереди давали пророчества, а еще одна оставалась в резерве. [36] Только один день в месяц можно было консультироваться со жрицей. [33]
Плутарх сказал [37] что жизнь Пифии сократилась из-за службы Аполлону. Говорили, что занятия были утомительными. В конце каждого периода Пифия походила на бегуна после забега или танцора после экстатического танца, что могло иметь физический эффект на здоровье Пифии.
Другие должностные лица
[ редактировать ]еще несколько служителей . Помимо Пифии, оракулу служили [38] После 200 г. до н. э. в любой момент времени существовало два жреца Аполлона, которые управляли всем святилищем; Плутарх, служивший священником в конце первого и начале второго века нашей эры, дает нам больше всего информации об организации оракула того времени. До 200 г. до н. э., хотя храм был посвящен Аполлону, вероятно, там был только один жрец Аполлона. Священники выбирались из числа основных жителей Дельф и назначались пожизненно. Помимо наблюдения за оракулом, жрецы также проводили жертвоприношения на других праздниках Аполлона и отвечали за Пифийские игры . Более ранние договоренности, до того, как храм был посвящен Аполлону, не документированы.
Другие служители, связанные с оракулом, менее известны. Это хосиои ( ὅσιοι , «святые») и пророки ( προφῆται , пророки в единственном числе ). Prophētēs — происхождение английского слова Prophet , означающего «тот, кто предсказывает, тот, кто предсказывает». Пророчества ; упоминаются в литературных источниках, но их функция неясна Было высказано предположение, что они интерпретировали пророчества Пифии или даже переформатировали ее высказывания в стихи, но также утверждалось, что термин «профет» является общим указанием на любых культовых деятелей святилища, включая Пифию. [39] Было пять хосиоев , чьи обязанности неизвестны, но, возможно, они были каким-то образом связаны с работой оракула.
Оракулярная процедура
[ редактировать ]В традициях, связанных с Аполлоном, оракул давал пророчества в течение девяти самых теплых месяцев каждого года. Говорят, что в зимние месяцы Аполлон покинул свой храм, и его место занял его божественный сводный брат Дионис , чья могила также находилась в храме. Неизвестно, участвовал ли Оракул в дионисийских обрядах Менад или Тиад в пещере Корикион на горе Парнас, хотя Плутарх [40] сообщает нам, что его подруга Клеа была одновременно жрицей Аполлона и тайных обрядов Диониса. У жрецов-мужчин, похоже, были свои церемонии в честь умирающего и воскресающего бога. Говорят, что Аполлон вернулся в начале весны, в седьмой день месяца Бисия, в свой день рождения. Это также подтвердило бы отсутствие великой богини Деметры зимой, что было частью самых ранних традиций.
После этого раз в месяц оракул проходил обряды очищения, включая пост, чтобы церемониально подготовить Пифию к общению с божественным. В седьмой день каждого месяца ее вели два прислуживающих жреца-оракула, а ее лицо было покрыто пурпуром. [41] Затем священник декламировал:
Слуга Дельфийского Аполлона
Отправьтесь к Кастальскому источнику.
Омойся в его серебристых водоворотах,
И вернуться очищенными в храм.
Берегите свои губы от обид
Тем, кто просит оракула.
Пусть ответ Бога придет
Чистый от всякой частной вины.
Затем Пифия купалась обнаженной в Кастальском источнике , а затем пила священные воды Кассотиса , протекавшего ближе к храму, где, наяда, как говорили, жила обладающая магическими способностями. Еврипид описал эту ритуальную церемонию очищения, начиная с того, что священник Ион танцевал на самой высокой точке горы Парнас, выполнял свои обязанности в храме и окропил пол храма святой водой. Церемонии очищения всегда проводились в седьмой день месяца, который был посвящен и связан с богом Аполлоном. [42] Затем в сопровождении хосиоев , аристократического совета из пяти человек, с толпой пророческих слуг они прибывали в храм. Консультанты с лавровыми ветвями, посвященными Аполлону, приближались к храму по извилистому восходящему пути Священного пути, принося молодого козленка для жертвоприношения во дворе храма и денежную плату.
На колонне в пронаосе (переднем дворе) храма были начертаны загадочная буква «Е» и три изречения: [43] [44]
- Познай себя
- Ничего лишнего
- Поручительство приносит разорение, или «дайте залог, и беда близка» ( очень близко ) [45]
Судя по всему, они играли важную роль в храмовом ритуале. Согласно эссе Плутарха о значении буквы «Е в Дельфах» (единственный литературный источник надписи «Е»), существовали различные интерпретации этой буквы. [46] В древние времена происхождение этих фраз приписывалось одному или нескольким из семи мудрецов Греции . [47]
Затем Пифия снимала свою фиолетовую вуаль. На ней будет короткое простое белое платье. При храмовом огне Гестии перед алтарем ставили живого козленка и окропляли его водой. Если козленок дрожал от копыт вверх, это считалось хорошим предзнаменованием для оракула, а если нет, то вопрошавший считался отвергнутым богом и консультация прекращалась. [48] Однако если бы это было хорошим предзнаменованием, козу впоследствии принесли бы в жертву Аполлону. В свою очередь, органы животного, особенно его печень, были исследованы, чтобы убедиться в благоприятных признаках , а затем сожжены снаружи на алтаре Хиоса . Поднимающийся дым был сигналом того, что оракул открыт. Затем Оракул спустилась в адитон (по-гречески «недоступный») и села на треножник, держа в руках лавровые листья и чашку с родниковой водой Кассотиса, в которую она смотрела. Рядом находился омфалос (по-гречески «пуп»), окруженный двумя цельными золотыми орлами, олицетворяющими власть Зевса , и расщелина, из которой выходила священная пневма .
Просители тянули жребий, чтобы определить порядок приема, но более высокое место в очереди обеспечивалось представителям города-государства или тем, кто принес более крупные пожертвования на Аполлон. Каждого человека, приближающегося к оракулу, сопровождал проксенос, соответствующий состоянию просителя, чья работа заключалась в том, чтобы идентифицировать гражданина своего полиса . Эта услуга тоже была оплачена. [ нужна ссылка ]
Плутарх описывает события одного сеанса, во время которого предзнаменования были неблагоприятными, но, тем не менее, с Оракулом посоветовались. Жрецы приступили к получению пророчества, но результатом стала истерическая неконтролируемая реакция жрицы, приведшая к ее смерти через несколько дней.
В те времена, когда Пифия была недоступна, консультанты могли получить рекомендации, задавая священникам простые вопросы, требующие ответа «да» или «нет». Ответ был получен путем подбрасывания цветных бобов: один цвет означал «да», другой — «нет». Об этой практике мало что известно. [49]
Известно, что с классических времен сохранилось от 535 до 615 оракулов (заявлений) Дельфи, из которых более половины считаются исторически точными (см Списке оракулов из Дельфи ). . примеры в [50]
Цицерон отмечал, что ни одна экспедиция не была предпринята, ни одна колония не отправлена, и ни одно дело каких-либо выдающихся личностей не происходило без санкции оракула. [ нужна ссылка ]
Ранние отцы христианской церкви считали, что демонам было позволено помогать им распространять идолопоклонство, чтобы потребность в спасителе была более очевидной. [51]
Опыт соискателей
[ редактировать ]В древности люди, которые приходили к Оракулу за советом, были известны как «консультанты», буквально «те, кто ищет совета». [52] Похоже, что проситель оракула должен пройти четырехэтапный процесс, типичный для шаманских путешествий.
- Шаг 1: Путешествие в Дельфы. Просителей мотивировала необходимость совершить долгое и порой трудное путешествие в Дельфы, чтобы посоветоваться с оракулом. Это путешествие было мотивировано осознанием существования оракула, растущей мотивацией со стороны человека или группы совершить путешествие, а также сбором информации об оракуле, дающей ответы на важные вопросы.
- Шаг 2: Подготовка просителя. При подготовке к презентации просителя просители были опрошены присутствующими священниками. Подлинные случаи были рассортированы, и проситель должен был пройти ритуалы, включающие формулировку своих вопросов, вручение даров Оракулу и процессию по Священному пути с лавровыми листьями для посещения храма, символизировавшего путешествие, которое они совершили.
- Шаг 3: Посещение Оракула . Затем просителя ведут в храм, чтобы он посетил адитона , задал свой вопрос Пифии, получил ответ и ушел. Степень уже пройденной подготовки будет означать, что проситель уже находился в очень возбужденном и медитативном состоянии, подобном шаманскому путешествию, подробно описанному в статье.
- Шаг 4: Возвращение домой. Оракулы должны были давать советы по определению будущих действий, которые должны были быть реализованы просителем или теми, кто спонсировал просителю посещение Оракула. Справедливость высказываний Пророчества была подтверждена последствиями применения Пророчества к жизни тех людей, которые искали руководства Пророчества. [53]
Храм Аполлона
[ редактировать ]Руины Дельфийского храма, видимые сегодня, датируются 4 веком до нашей эры и представляют собой периферийное дорическое здание. Он был возведен на остатках более раннего храма, датируемого VI веком до нашей эры, который сам был возведен на месте постройки VII века до нашей эры, приписываемой архитекторам Трофонию и Агамеду. [54]
Храм VI века до нашей эры был назван «Храмом Алкмеонида » в честь афинской семьи, которая профинансировала его реконструкцию после пожара, разрушившего первоначальную структуру. Новое здание представляло собой дорический шестистильный храм размером 6 на 15 колонн. Этот храм был разрушен в 373 году до нашей эры землетрясением. Скульптуры фронтоне — дань уважения Праксиасу и Андросфену Афинским на . Имея такие же пропорции, как и второй храм, он сохранил структуру колонн 6 на 15 вокруг стилобата . [54] Внутри находился адитон , центр Дельфийского оракула и резиденция Пифии. На храме было вырезано высказывание « Познай самого себя », одно из дельфийских изречений (а некоторые современные греческие писатели говорят, что остальные были вырезаны на нем), и эти изречения приписывались Аполлону и передавались через Оракула и/или Семь мудрецов Греции («познай самого себя», возможно, также приписывают другим известным философам).
Храм просуществовал до 390 года нашей эры, когда римский император Феодосий I заставил замолчать оракула, разрушив храм, а также большинство статуй и произведений искусства, чтобы удалить все следы язычества. [55]
Научные объяснения
[ редактировать ]Дым и пары
[ редактировать ]Было много попыток найти научное объяснение вдохновения Пифии. Чаще всего, [56] это относится к наблюдению Плутарха , который в течение нескольких лет председательствовал в качестве первосвященника в Керны Дельфах, который заявил, что ее пророческие способности, по-видимому, были связаны с парами родниковых вод , которые текли под храмом. Часто предполагалось, что эти пары могли быть галлюциногенными газами. [ нужна ссылка ]
Недавние геологические исследования показали, что выбросы газа из геологической пропасти в земле могли вдохновить Дельфийского оракула «соединиться с божественным». Некоторые исследователи предполагают, что газ этилен вызвал состояние вдохновения Пифии, основываясь на совпадающих симптомах, использовании этилена в качестве анестетика и запахе камеры, как описано Плутархом. [56] Следы этилена были обнаружены в водах Кастальского источника, который в настоящее время в значительной степени используется для городского водоснабжения города современных Дельф . Однако Леу утверждает, [57] что этилен «невозможен», а бензол «крайне недоопределен». Другие вместо этого утверждают, что метан газом, выброшенным из пропасти, мог быть или CO.
2 и Н
2 S , утверждая, что сама пропасть могла быть сейсмическим разрывом грунта. [58] [59]
В современной токсикологической литературе олеандр также считается ответственным за возникновение симптомов, сходных с симптомами пифии. Пифия использовала олеандр в качестве дополнения во время процедуры оракула, жевая его листья и вдыхая их дым. Токсичные вещества олеандра вызывают симптомы, похожие на симптомы эпилепсии, «священной болезни», которая могла быть равносильна одержимости Пифией духом Аполлона, что сделало Пифию его представителем и пророчицей. Пары олеандра («дух Аполлона») могли возникнуть в жаровне, расположенной в подземной камере («антрон»), и выйти через отверстие («пропасть») в полу храма. Эта гипотеза согласуется с результатами археологических раскопок, обнаруживших подземное пространство под храмом. Это объяснение проливает свет на предполагаемый дух и пропасть Дельф, которые были предметом интенсивных дебатов и междисциплинарных исследований на протяжении последних ста лет. [60]
Независимо от того, какие пары существовали в пропасти, зимние месяцы принесли бы более прохладную погоду, уменьшая выделение газов в камере. Это дает правдоподобное объяснение отсутствия летних божеств в зимние месяцы. Токсичный газ также объясняет причину, по которой Пифия могла заходить в свою пророческую камеру только один раз в месяц, чтобы совпасть с правильной концентрацией газов. [61] и продлить и без того короткую продолжительность жизни Пифии, ограничив ее воздействие таких паров.
Раскопки
[ редактировать ]Начиная с 1892 года группа французских археологов под руководством Теофиля Омоля из Коллеж де Франс проводила раскопки в Дельфах. Вопреки древней литературе, они не нашли ни трещины, ни возможных способов образования дыма.
Адольф Поль Оппе опубликовал влиятельную статью. [62] в 1904 году, в котором было сделано три важнейших утверждения: никакой пропасти или пара никогда не существовало; никакой природный газ не мог вызвать пророческие видения; а зарегистрированные случаи, когда жрица подвергалась жестоким и часто смертельным реакциям, не соответствовали более традиционным сообщениям. Оппе объяснил все древние свидетельства рассказами о доверчивых путешественниках, обманутых хитрыми местными гидами, которые, как полагал Оппе, изначально выдумали детали пропасти и пара. [63]
В соответствии с этим категоричным утверждением такие учёные, как Фредерик Поулсон, Э.Р. Доддс, Джозеф Фонтенроуз и Саул Левин, заявили, что не было ни пара, ни пропасти. В последующие десятилетия ученые и учёные считали древние описания священной, вдохновляющей пневмы ошибочными. В 1950 году французский эллинист Пьер Амандри , который работал в Дельфах, а затем руководил там французскими раскопками, согласился с заявлениями Оппе, заявив, что выбросы газов невозможны даже в такой вулканической зоне, как Дельфы. Однако ни Оппе, ни Амандри не были геологами, и до этого момента ни один геолог не участвовал в дебатах. [62]
Однако последующее повторное исследование французских раскопок показало, что этот консенсус мог быть ошибочным. Броуд (2007) показывает, что французская фотография раскопанной внутренней части храма ясно изображает родниковый бассейн, а также ряд небольших вертикальных трещин, указывающих на многочисленные пути, по которым пары могли проникнуть в основание храма. [64]
В 1980-е годы междисциплинарная группа геологов Джелле Зейлинга де Бур, [65] археолог Джон Р. Хейл, [66] судебный химик Джеффри П. Чантон, [67] и токсиколог Генри Р. Спиллер [68] исследовал место в Дельфах, используя эту фотографию и другие источники в качестве доказательства в рамках исследования Организацией Объединенных Наций всех активных разломов в Греции. [63]
Джелле Зейлинга де Бур увидел следы линии разлома в Дельфах, которая находилась под разрушенным храмом.В ходе нескольких экспедиций они обнаружили две основные линии разломов: одну, лежащую с севера на юг, разлом Керна, а другую, лежащую с востока на запад, Дельфийский разлом, который проходит параллельно берегу Коринфского залива . Разлом ; Коринфского залива — один из самых геологически активных участков на Земле сдвиги там создают огромные нагрузки на близлежащие линии разломов, например, под Дельфами. Два разлома пересекаются друг с другом и пересекаются прямо под тем местом, где, адитон вероятно, находился . (Настоящая первоначальная камера оракула была разрушена движущимися разломами, но существуют убедительные структурные доказательства, указывающие на то, где она, скорее всего, находилась.) [69]
Они также нашли доказательства существования подземных ходов и камер, а также стоков для родниковой воды. Кроме того, они обнаружили на этом месте образования травертина , формы кальцита, образующегося, когда вода течет через известняк и растворяет карбонат кальция , который позже переоткладывается. Дальнейшие исследования показали, что глубоко под регионом Дельфы находится битуминозное месторождение, богатое углеводородами и полное смолы, содержание нефтехимических веществ в котором достигает 20%. Трение, создаваемое землетрясениями, нагревает битумные слои, что приводит к испарению углеводородов, которые поднимаются на поверхность через небольшие трещины в породе. [69]
Иллюзии в Адитоне
[ редактировать ]До сих пор ведутся споры о том, как был организован адитон , но очевидно, что этот храм не был похож ни на один другой храм в Древней Греции . Небольшая камера располагалась под основным полом храма и была смещена в сторону, возможно, построена специально над пересекающими разломами. [70] Интимная камера позволяла удерживать выходящие пары в помещениях достаточно близко, чтобы вызвать опьяняющий эффект. Плутарх сообщает, что храм наполнялся сладким запахом в присутствии «божества»:
Не часто и не регулярно, но время от времени и случайно комната, в которой сидят консультанты бога, наполняется ароматом и ветерком, как если бы адитон посылал из источника эссенции самых сладких и дорогих духов.
- Плутарх , Моралия 437в).
Исследования Де Бура побудили его предложить этилен как газ, обладающий таким сладким запахом. [71] Токсиколог Генри Р. Спиллер заявил, что вдыхание даже небольшого количества этилена может вызвать как мягкий транс, так и эйфорические психоделические переживания. Другие эффекты включают физическую отстраненность, потерю сдерживающих факторов, облегчение боли и быструю смену настроения без притупления сознания. Он также отметил, что чрезмерные дозы могут вызвать спутанность сознания, возбуждение, бред и потерю мышечной координации. [72]
Анестезиолог Изабелла Колер Херб обнаружила, что доза этиленового газа до 20% вызывала транс, в котором испытуемые могли сидеть, слышать вопросы и логически отвечать на них, хотя и с измененными моделями речи, и они могли терять некоторую осознанность и чувствительность рук и ноги. После выздоровления они не помнили, что произошло. При дозе выше 20% пациенты теряли контроль над конечностями и могли дико метаться, стонать и шататься. Все эти галлюциногенные симптомы соответствуют описанию Плутарха Пифии, свидетелем которой он был много раз. [73]
В 2001 году пробы воды из источника Керна, находящегося вверх по склону от храма и теперь направляющегося в соседний город Дельфы, показали содержание этилена в 0,3 части на миллион. [74] Вполне вероятно, что в древности из этих источников в храме выделялись повышенные концентрации этилена или других газов. [75] [76] Хотя это и вероятно в контексте теории этиленового газа, нет никаких доказательств, подтверждающих утверждение об уменьшении концентрации этилена. [77]
Частые землетрясения, вызванные расположением Греции на пересечении трех тектонических плит, могли вызвать наблюдаемое растрескивание известняка и открытие новых каналов для углеводородов, попадающих в текущие воды Кассотиса. Это приведет к колебанию примеси этилена, увеличивая и уменьшая эффективность препарата. Было высказано предположение, что угасание роли Оракула после эпохи римского императора Адриана отчасти было связано с длительным периодом отсутствия землетрясений в этом районе.
См. также
[ редактировать ]- Аполлоническая и дионисическая концепция человеческой дихотомии .
- Дельфийский клуб , названный в честь Дельфийского оракула.
- Дельфийские максимы
- Иереяй
- Список пророческих заявлений из Delphi
- Тейя-мания , божественное вдохновение Пифии в произведениях Платона ок. 370 г. до н.э., диалог Федр
- Ксеноклея
Цитаты
[ редактировать ]- ^ « Основная статья Pythia в словаре Random House Dictionary (американский), далее в словаре Collins (британский)» . Словарь.com. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 23 февраля 2015 г.
- ^ викисловарь: Пифонесса
- ↑ Гомеровский гимн Апаллону 363–369.
- ^ Морган, К. (1990). Спортсмены и оракулы: трансформация Олимпии и Дельф в восьмом веке до нашей эры . п. 148.
- ^ «Греки — Дельфийский оракул» . www.pbs.org . Архивировано из оригинала 26 июня 2021 г. Проверено 24 мая 2021 г.
- ^ Октябрь 2006 г., Хизер Уиппс, 31 год (31 октября 2006 г.). «Новая теория о том, что стало причиной успеха Дельфийского оракула» . www.livscience.com . Архивировано из оригинала 16 сентября 2020 года . Проверено 15 сентября 2020 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Губы Дельфийского оракула, возможно, разжались из-за паров газа» . Наука . 14 августа 2001 г. Архивировано из оригинала 8 марта 2021 г.
- ^ Майкл Скотт. Дельфы: История центра древнего мира . Издательство Принстонского университета, стр. 30.
- ^ Майкл Скотт. Дельфы: История центра древнего мира . Издательство Принстонского университета, стр. 11.
- ^ Например, см. Льюис Фарнелл, Культы греческих государств, заархивированные 20 июня 2023 г. в Wayback Machine , 1907, том. IV, с. 189. «Но все это стало рассматриваться просто как дополнение, приведшее к великому моменту, когда Пифинесса поднялась на треножник и наполнилась божественным воспламенением, которое, по крайней мере в последние века, считалось, поднимается в виде пара из трещины. в земле, разразились дикими высказываниями, которые, вероятно, были какой-то членораздельной речью, и которые хорошо умели интерпретировать Ὅσιοι [Осиои], «святые», сидевшие вместе с пророком вокруг треножника. ... Что было важным для дельфийского гадания, так это безумие Пифии и звуки, которые она издавала в этом состоянии, которые были истолкованы Ὅσιοι [Осиои] и «пророком» в соответствии с каким-то собственным общепринятым кодексом. "
- ^ Фонтенроуз 1978, стр. 196–227; Маурицио 2001, стр. 38–54.
- ^ Микалсон, Джон Д. Геродот и религия в персидских войнах . Университет Северной Каролины Press, 2003. ISBN 9780807827987 . п. 55.
- ^ Геродот. Истории . Годли, А.Д., переводчик. Издательство Гарвардского университета. 1920. Книга первая, глава 65. (1922)
- ^ Дитрих, Бернард К. (1 января 1992 г.). «Божественное безумие и конфликт в Дельфах» . Кернос - Международный обзор древнегреческой религии и плюридисциплинарный анализ античной религии [Кернос - Международный и междисциплинарный обзор древнегреческой религии] (5). дои : 10.4000/kernos.1047 . ISSN 0776-3824 . Архивировано из оригинала 10 марта 2023 г. Проверено 10 марта 2023 г.
- ^ Фортенроуз. Дж. (1959) «Питон. Исследование дельфийского мифа и его истоков» (Беркли)
- ^ Форрест, WG (1957), «Колонизация и возвышение Дельф» (Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte Vol. 6, H. 2 (апрель 1957), стр. 160–175)
- ^ Мартин Л. Уэст, «Гомеровские гимны» , стр. 9–12, дает краткое изложение этой датировки во время или вскоре после открытия гонок на колесницах на Пифийских играх , 582 г. до н. э.; М. Чаппелл, «Дельфи и гомеровский гимн Аполлону », Classical Quarterly 56 (2006:331-48)
- ^ Перейти обратно: а б Как отмечает Робин Лейн Фокс, обсуждая происхождение дельфийского жречества в книге « Путешествующие герои в эпическую эпоху Гомера» , 2008:341ff.
- ^ Хаксли, «Критские пайавоны ». Греческие, римские и византийские исследования 16 (1975:119-24) с. 122, отмечено Фоксом 2008:343.
- ^ Фокс 2008:342.
- ^ Диодор Сицилийский 16.26.1–4.
- ^ Броуд, WJ (2007), стр.21. Говорили также, что молодой женщине дали треножник, на котором она могла сесть, чтобы она не упала во время безумных состояний.
- ^ Смита Словарь греческой и римской биографии и мифологии отмечает по этому поводу Овидий, Метаморфозы i. 321, iv. 642; Аполлоний Родий, Аргонавтика iv. 800; Сервий, комментарий к « Энеиде» IV. 246; псевдо-Аполлодор, Библиотека i. 4. § 1; Павсаний х. 5. § 3; Эсхил, «Эвменида» вступительные строки ; см. отрывки в переводе на сайте Theoi Project: Themis .
- ^ Д. С. Робертсон, «Дельфийская последовательность в начале Эвменид» The Classical Review 55 . 2 (сентябрь 1941 г., стр. 69–70) с. 69, аргументируя это тем, что в трех великих распределениях пророческих полномочий в Дельфах, соответствующих трем поколениям богов, «Уран, как и подобало, передал оракул своей жене Гее, а Кронос соответствующим образом передал его своей сестре Фемиде». Однако, когда Зевс сделал подарок, Эсхил не мог сообщить, что оракул был дан непосредственно Аполлону, который еще не родился, отмечает Робертсон, и поэтому вмешалась Фиби. Однако обычная современная реконструкция доолимпийской истории священного места не указывает на посвящение этим более ранним богам.
- ^ Броуд, WJ (2007), стр.30-31.
- ^ Диод. Так. 16.26.6
- ^ Мартин Личфилд Уэст , Орфические стихи , стр.147. «Пифия напоминает шаманку, по крайней мере, в той степени, в которой она общается со своим [божеством], находясь в состоянии транса, и передает это присутствующим, произнося непонятные слова. [ср. «Язык духов», Мирча Элиаде].Особенно поразительно то, что она сидит на котле, поддерживаемом треножником, повторяя триаду великой богини. Это эксцентричное насест вряд ли можно объяснить иначе, как символическим кипячением, и, как таковое, оно очень похоже на воспоминание о инициационном кипячении шамана, переведенное из галлюцинаторного опыта в конкретные визуальные термины. В этом же котле, вероятно, титаны сварили Диониса в версии истории, известной Каллимаху и Эвфориону, а останки его были захоронены неподалеку».
- ^ Уильям Годвин (1876 г.). Жизнь некромантов . Лондон, Ф. Дж. Мейсон. п. 11 .
- ^ Панос Валаванис, Святилища и игры в Древней Греции - Немея - Афины, Афины, 2004, 176.
- ^ Яннис Лампсас, Словарь древнего мира, том 1, Афины, публикации Domi, 1984, 758.
- ^ Броуд, WJ (2007), стр.31-32.
- ^ Герберт В. Парк, История Дельфийского оракула и Х.В. Парк и Дью Уормелл. Дельфийский оракул , 1956. Том 1: Историческая попытка сложной реконструкции институтов оракула; недавнее сравнение процесса выбора в Дельфах с ближневосточными оракулами является частью работы Герберта Б. Хаффмана, «Оракулярный процесс: Дельфы и Ближний Восток», Vetus Testum 57.4 , (2007:449–60).
- ^ Перейти обратно: а б Годвин 1876 , с. 11.
- ↑ цитируется в интервью радиопрограмме «Ковчег», стенограмма доступна. Архивировано 2 июня 2007 г. в Wayback Machine .
- ^ Броуд, WJ (2007), стр.32
- ^ Плутарх Моралия 414b.
- ^ «Плутарх • О несостоятельности оракулов» . Пенелопа.uchicago.edu. Архивировано из оригинала 13 февраля 2024 г. Проверено 19 марта 2012 г.
- ↑ О храмовом персонале см. Roux 1976, стр. 54–63.
- ^ Боуден 2005, стр. 15–16; см. также Геродот 8.36, Еврипид Ион 413–416.
- ^ Плутарх, цит.
- ^ Ванденберг, Филипп, (2007) «Тайны оракулов (Tauris Parke Publications)
- ^ Броуд, WJ (2007), стр. 34–36.
- ^ Платон Хармид 165
- ^ Эллисон Сабо Тоска по мудрости: Послание максим 2008 ISBN 1438239769 стр.8
- ^ Элиза Г. Уилкинс (апрель 1927 г.). «ΕΓΓΥΑ, ΠΑΡΑ ΔΑΤΗ в литературе» . (требуется подписка). Архивировано 13 февраля 2024 г. в журнале Wayback Machine классической филологии , том 22, номер 2, с. 121. дои : 10.1086/360881 . JSTOR 263511 .
- ^ Ходж, А. Тревор. «Тайна Аполлона Е в Дельфах», Американский журнал археологии , Vol. 85, № 1. (январь 1981 г.), стр. 83–84.
- ^ Платон , Протагор 343a–b.
- ^ Джон Д. (2011). Древнегреческая религия . Джон Уайли и сыновья. п. 99. ИСБН 978-1-4443-5819-3 .
- ^ Броуд, WJ (2007), стр. 38–40.
- ^ Фонтенроуз, цит.
- ^ Годвин 1876 , с. 12.
- ^ «Дельфийский оракул | Исследовательская ассоциация мудрых советников» . Архивировано из оригинала 26 декабря 2013 г. Проверено 14 мая 2013 г. замечен 05.14.2013
- ^ Фонтенроуз, Джозеф (1981), «Дельфийский оракул: его ответы и операции». (Калифорнийский университет Press)
- ^ Перейти обратно: а б Храм Аполлона в Дельфах. Архивировано 16 ноября 2010 г. в Wayback Machine , Ancient-Greece.org.
- ^ Труди Ринг, Роберт М. Салкин, Шэрон Ла Бод, Международный словарь исторических мест: Южная Европа ; стр. 185; [1] Архивировано 13 мая 2023 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Дж. З. Де Бур и Дж. Р. Хейл. «Геологическое происхождение Дельфийского оракула, Греция», в книгах У. Г. Макгуайра, Д. Р. Гриффитса, П. Хэнкока и И. С. Стюарта, ред. Археология геологических катастроф . (Лондонское геологическое общество) 2000. Популярные репортажи в телевизионных сетях A&E. Документальный фильм History Channel «Оракул в Дельфах», «Раскрытые тайны», 2003 г., и Уильям Дж. Броуд, «Оракул: утерянные секреты и скрытое послание древних Дельф» . (Нью-Йорк: Пингвин) 2006.
- ^ Lehoux, 2007 Дельфийский оракул и гипотеза этиленовой интоксикации. Архивировано 25 января 2018 г. на Wayback Machine . Проверено 4 декабря 2017 г.
- ^ Пиккарди, 2000; Спиллер и др., 2000; де Бур и др., 2001; Хейл и др. 2003 г.; Этиопа и др., 2006; Пиккарди и др., 2008.
- ^ Мейсон, Бетси. Пророк газов. Архивировано 8 декабря 2008 г. в Wayback Machine в ScienceNow Daily News 2 октября 2006 г. Проверено 11 октября 2006 г.
- ^ Хариссис 2015
- ^ Штадтер, Филип А. (18 декабря 2014 г.). «Плутарх и Аполлон Дельфийский» . Плутарх и его римские читатели . стр. 82–97. doi : 10.1093/acprof:oso/9780198718338.003.0006 . ISBN 978-0-19-871833-8 . Архивировано из оригинала 8 декабря 2022 года . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дельфи, Оракул Аполлона. Архивировано 2 апреля 2012 г. в Wayback Machine из журнала Adventures in Archeology.
- ^ Перейти обратно: а б Оракул в Delphi. Архивировано 2 апреля 2012 г. в Wayback Machine Medb hErren.
- ^ Broad WJ (2007), стр. 146–7: «[A] Французская фотография внутренней части храма показала не только родниковую лужу, но и трещины... в скале, что указывает на особый путь, по которому опьяняющие газы могли проникнуть поднялся в святилище оракула... Что так восхитило де Бура, так это не обнаружение родниковой лужи в самом сердце пропасти, а раскрытие состава скальной породы... там, прямо над ватерлинией, фотография ясно показали вертикальные трещины, проходящие через скалу. Никакое отрицание не могло скрыть этот факт, ни один научный отказ от ответственности не мог отрицать реальность.... [] Трещины ... [показали] свидетельство тектонических толчков и продолжительных потоков минерализованной воды».
- ↑ Джелле Зейлинга де Бур. Архивировано 6 мая 2006 г. в Wayback Machine . Проверено 1 октября 2006 г.
- ↑ Джон Р. Хейл. Архивировано 14 июля 2006 г. в Wayback Machine . Проверено 1 октября 2006 г.
- ^ Джеффри П. Чэнтон. Архивировано 7 апреля 2005 г. на archive.today - Проверено 1 октября 2006 г.
- ^ Генри Р. Спиллер - Проверено 1 октября 2006 г. Мертвая ссылка в архиве
- ^ Перейти обратно: а б Броуд (2007), с. 155-7
- ↑ Во французском отчете о раскопках храма Фернан Курби показывает, что адитон отличался от тех, что были найдены в других храмах, поскольку он находился не в центре, а на юго-западной стороне, нарушая нормальную симметрию дорического храма. Он был разделен на две части: одну небольшую зону размером 9 на 16 футов для оракула и одну для просителя. Современные исследования, о которых сообщил Броуд (стр. 37), показывают, что и проситель, и Пифия спустились по пяти ступеням в небольшую комнату внутри храма с низким потолком.Уолтер Миллер утверждал, что каменный блок высотой 3,5–4 фута, который Курби описал как часть пола, на самом деле был местом, где сидел оракул. На нем было видно квадратное 6-дюймовое отверстие, расширяющееся до 9 дюймов, сразу под треугольными канавками для штатива. Канавки треножников окружали странные каналы, по которым, возможно, текла вода из источника. То, что они действительно несли воду в течение длительного времени, было подтверждено слоями травертина, покрывавшими их. Ничего подобного не было обнаружено ни в одном другом греческом храме. Холланд (1933) утверждает, что эти каналы и полая природа omphalos, найденный французами, будет направлять пары отравляющих газов.
- ^ Броуд (2007), с. 172
- ^ Броуд (2007), стр.212-4.
- ↑ Интервью с Джоном Р. Хейлом о Дельфийском оракуле. Архивировано 2 июня 2007 г. в Wayback Machine , ABC News, Австралия - (Проверено 20 апреля 2006 г.)
- ^ Броуд (2007), с. 198. Метан (15,3 частей на миллион) и этан (0,2 частей на миллион) были также обнаружены в пробе Керна. Однако опьяняющее действие этилена более сильное, чем действие метана или этана.
- ^ «Родник Керна, когда-то живший, но теперь исчезнувший, поскольку греческие инженеры перенаправили его воды для снабжения города Дельфы» Испытания на близлежащих участках показали, что концентрация этилена в Керне была в десять раз выше, чем в других близлежащих источниках. В интервью, опубликованном в журнале Broad (2006, стр. 152), де Бур заявил, что «из-за изменения маршрута источника образец Керны пришлось брать из городского резервуара... позволяя некоторой части газа выйти, пока он находился ... и уменьшило концентрацию воды. Если бы это было так, фактические уровни метана , этана и этилена , выходящих из-под земли, были бы выше».
- ^ Броуд (2007), с. 194-5
- ^ Фостер, Джей; Леу, Дарин (январь 2008 г.). «Могучий ветер». Клиническая токсикология . 46 (10): 1098–1099. дои : 10.1080/15563650802334028 . ISSN 1556-3650 . ПМИД 18821146 .
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]Древние источники
[ редактировать ]- Геродот , «Истории» , в проекте «Персей»
- Гомеровский гимн Аполлону в проекте «Персей»
- Павсаний , Описание Греции (редактор и перевод с комментариями сэра Джеймса Фрейзера ), издание 1913 года. См. т.5
- Плутарх , De Defectu oraclerum («Об упадке оракулов»), De Pythiae Oraculis («Об оракулах Пифии») и De E apud Delphis («На востоке в Дельфах») в Моралии , том. 5 (Библиотека Леба, издательство Гарвардского университета)
Современные источники
[ редактировать ]- Буше-Леклерк, Огюст , История гадания в древности , тома I–IV, Париж (1879–1882)
- Боуден, Хью (2005). Классические Афины и Дельфийский оракул: гадание и демократия . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-53081-1 .
- Броуд, Уильям Дж. Оракул: Древние Дельфы и наука, скрывающая затерянные секреты , Нью-Йорк, Penguin Press, ISBN 978-0-14-303859-7 (2007 г.); издание в твердом переплете «Оракул: утерянные тайны и скрытое послание древних Дельф» , Penguin Press, ISBN 1-59420-081-5 (2006 г.)
- Буркерт, Уолтер Греческая религия , издательство Гарвардского университета, ISBN 0-674-36280-2 (1985); Ориг. на немецком языке (1977)
- Коннелли, Джоан Бретон «Портрет жрицы: женщины и ритуалы в Древней Греции» , Princeton University Press, 2007, ISBN 0-691-12746-8
- Курби, Фернан, Дельфийские листья: Том 2, Топография и архитектура, La Terrace du Temple (1927)
- де Бур, Джелле Зейлинга, Джон Ригби Хейл и Генри А. Спиллер, «Дельфийский оракул: междисциплинарная защита теории газовых жерл». Клиническая токсикология 40,2 189–196 (2000)
- де Бур, Джелле Зейлинга, Джеффри П. Чандон и Джон Ригби Хейл , «Новые доказательства геологического происхождения древнего Дельфийского оракула», Geology 29.8, 707–711 (2001)
- де Бур, Джелле Зейлинга, Джеффри П. Чендон, Джон Ригби Хейл и Генри А. Спиллер, « Опрос Дельфийского оракула », Scientific American (август 2003 г.)
- Демпси, Т., Преподобный, Дельфийский оракул, его ранняя история, влияние и падение , Оксфорд, Б. Х. Блэквелл (1918).
- Доддс, Э.Р. Греки и иррациональное , Беркли, Калифорнийский университет Press (1963)
- Этиопа Г., Д. Христодулу, М. Герага, П. Фавали и Г. Папатеодору, «Геологические связи древнего Дельфийского оракула (Греция): переоценка залегания и происхождения природного газа», Geology , 34, 821. –824 (2006)
- Фарнелл, Льюис Ричард , Культы греческих государств , Том IV, Clarendon Press (1896–1909); ср. особенно том IV о Pythoness и Delphi
- Фонтенроуз, Джозеф Эдди , Питон; исследование дельфийского мифа и его происхождения , Нью-Йорк, Biblio & Tannen, ISBN 0-8196-0285-X (1959; 1974)
- Фонтенроуз, Джозеф Эдди , Дельфийский оракул, его ответы и действия, с каталогом ответов , Беркли: University of California Press, ISBN 0-520-03360-4 (1978)
- Фостер Дж., Леу Д.Р., «Дельфийский оракул и гипотеза этиленовой интоксикации», Clinical Toxicology , 45, 85–89 (2007).
- Голдинг, Уильям , Двойной язык , Лондон, Фабер (1995). Посмертный художественный роман лауреата Нобелевской премии о Пифии, жившей в I веке до нашей эры.
- Гудрич, Норма Лорре, Жрицы , Нью-Йорк: Ф. Уоттс, ISBN 0-531-15113-1 (1989); Харпер Коллинз, Многолетник, ISBN 0-06-097316-1 (1990)
- Гатри, Уильям Кейт Чемберс , Греки и их боги (1950)
- Холл, Мэнли Палмер , «Тайные учения всех веков» , ср. Глава 14 (1928)
- Хариссис Х.В. 2015. «Горько-сладкая история: истинная природа лавра Дельфийского оракула» Перспективы биологии и медицины. Том 57, номер 3, лето 2014 г., стр. 295–298.
- Голландия, Лестер Б., «Мантический механизм в Дельфах», Американский журнал археологии, 37 стр. 201–214 (1933).
- Леу Д.Р., «Наркотики и Дельфийский оракул», Classical World , 101, 1, 41–56 (2007).
- Маасс, Э., О знаках сивилл , Берлин (1879 г.)
- Маурицио, Лиза, «Голос в центре мира: двусмысленность и авторитет Пифии», стр. 46–50, в редакторах Андре Лардинуа и Лауре МакКлюр. Заставить молчание говорить: женские голоса в греческой литературе и обществе , Princeton University Press (2001).
- Микалсон, Джон Д. Древнегреческая религия. Блэквелл Древние религии. Молден, Массачусетс: Паб Blackwell, 2005.
- Миллер, Вода, Дедал и Феспис, том 1, (1929)
- Митфорд, Уильям , История Греции (1784 г.); ср. т.1, глава III, раздел 2, с. 177, «Происхождение и развитие оракулов».
- Морган, Кэтрин. Спортсмены и оракулы , Кембридж (1990).
- Нильссон, Мартин П. (Мартин Перссон). Культы, мифы, оракулы и политика в Древней Греции. С двумя приложениями: Ионические Филы, Фратрии. Нью-Йорк, издательство Cooper Square, 1972.
- Парк, Герберт Уильям, История Дельфийского оракула , Бэзил Блэквелл, Оксфорд, ASIN B002NZWT0Y (1939)
- Парк, Герберт Уильям, Сивиллы и пророчества Сивиллы в классической древности , Рутледж, Лондон, ISBN 978-0-415-07638-8 (переиздано в 1992 г.)
- Пиккарди, Луиджи, «Активный разлом в Дельфах: сейсмотектонические замечания и гипотеза геологической среды мифа», Geology , 28, 651–654 (2000).
- Пиккарди Л., К. Монти, Ф. Тасси О. Васелли, Д. Папанастассиу и К. Гаки-Папанастасиу, «Запах мифа: тектоника, геохимия и геомифология в Дельфах (Греция)», Журнал Геологического общества , Лондон , 165, 5–18 (2008)
- Поттер, Дэвид Стоун, Пророчество и история в период кризиса Римской империи: исторический комментарий к Тринадцатому Сивиллинскому оракулу , ср. Глава 3 (1990)
- Поулсон, Фредерик. Дефи Глейденхолл, Лондон (1920)
- Роде, Эрвин , Психея: Культ души и вера в бессмертие у греков , пер. из 8-го изд. У.Б. Хиллис, Рутледж и Кеган Пол, Лондон (1925); перепечатано Routledge (2000); полный текст на английском языке
- Уэст, Мартин Личфилд (1983), Орфические стихи , Оксфорд: Clarendon Press. ISBN 0-19-814854-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Губы Дельфийского оракула, возможно, разжались из-за паров газа» . Нэшнл Географик . 14 августа 2001 г.