Борей (бог)
Борей | |
---|---|
Бог северного ветра, бурь и зимы | |
Член Анемоев | |
Греко-буддийский фрагмент бога Борея с развевающимся плащом ( velificatio ) над головой. Хадда , Афганистан . | |
Обитель | Небо , гора Олимп |
Символ | Раковина |
Генеалогия | |
Родители | Астреус и Эос |
Братья и сестры | Ветры ( Эвр , Нот и Зефир ), Эосфор , Звезды, Мемнон , Эматион , Астрея |
Супруга | Орифия |
Дети | Бореады , Хиона , Клеопатра , Бут , Гем , Кипариссия, двенадцать жеребят |
Эквиваленты | |
Римский эквивалент | Вон тот |
Борей ( / ˌ b ɔː r i . ə s / , Великобритания : / ˌ b ɒ r i . ə с / , Великобритания : / ˌ b ɒ r i . æ с / , [1] Борей , Борей ; также Норт , Боррас ) [2] — греческий бог холодного северного ветра , штормов и зимы. Хотя обычно его считали северным ветром, римские писатели Авл Геллий и Плиний Старший считали Борея северо-восточным ветром, эквивалентным римскому богу Аквилу или Септентрио . [3] Борей изображается очень сильным человеком с соответствующим вспыльчивым характером. Его часто изображали крылатым стариком, а иногда и молодым человеком с лохматыми волосами и бородой, держащим раковину и одетым в развевающийся плащ. [3] Самый известный миф о Борее — похищение афинской принцессы Орейфии .
Описание
[ редактировать ]
Борей, как и остальные боги ветра, считался сыном Эос , богини зари, от ее мужа Астрея , второстепенного звездного бога. [4] Таким образом, он является братом остальных Анемоев ( богов ветра), пяти звездных богов и богини справедливости Астреи .
Борей был тесно связан с лошадьми, бурями и зимой. Говорят, что он стал отцом двенадцати жеребят, принявших облик жеребца, от кобыл Эрихтония , царя Дардании . Говорят, что они могли бегать по зерновому полю, не вытаптывая растения. Плиний Старший ( «Естественная история», IV.35 и VIII.67) считал, что кобылы могут стоять задом против северного ветра и рожать жеребят без жеребца. Греки считали, что его дом находился во Фракии, а Геродот и Плиний описывают северную страну, известную как Гиперборея, «За северным ветром», где люди жили в полном счастье и имели необычайно долгую продолжительность жизни.
Говорят, что он стал отцом трех гигантских гиперборейских жрецов Аполлона от Хионы . Павсаний писал, что у Борея были змеи вместо ног , хотя в искусстве его обычно изображали с крылатыми человеческими ногами. В древнем искусстве его обычно изображают в виде бородатого пожилого мужчины.
Мифология
[ редактировать ]Орифия
[ редактировать ]
Говорили, что Борей похитил Орифию , афинскую принцессу, из Илисоса . Борей полюбил Орифию и сначала умолял ее о благосклонности, надеясь убедить ее. Когда это не удалось, он вернулся к своему обычному настроению и похитил ее, когда она танцевала на берегу Илисоса. Борей завернул Орифию в облако, изнасиловал ее, и от нее Борей родил двух сыновей — Бореадов , Зетеса и Кале, которые входили в состав экипажа « Арго» в качестве аргонавтов. [5] [6] — и две дочери — Хиона , богиня снега, и Клеопатра .
С тех пор афиняне считали Борея родственником по браку. Когда Афинам угрожал Ксеркс , люди молились Борею, который, как говорят, затем заставил ветры потопить 400 персидских кораблей. В Афинах в 480 г. до н.э. был установлен культ в благодарность Борею за уничтожение приближающегося персидского флота. [7] Подобное событие произошло двенадцатью годами ранее, и Геродот пишет: [8]
- Сейчас я не могу сказать, действительно ли именно поэтому персы оказались на якоре штормовым ветром, но афиняне совершенно уверены, что, как Борей помог им раньше, так и Борей был ответственен за то, что произошло и в этот раз. И когда они вернулись домой, они построили богу храм у реки Илисс.
Описаны два других случая, когда Борей был удостоен чести греческих государств за аналогичную помощь: в Мегаполисе (против Лаконии ) и в Фуриях (против Сиракуз ). В последнем случае Борей получил гражданство и земельный участок. [9]
Похищение Орифии было популярно в Афинах до и после Персидской войны и часто изображалось на вазах. На этих картинах Борей изображался бородатым мужчиной в тунике, с лохматыми волосами, иногда покрытыми инеем и шипами. Похищение было также драматизировано в Эсхила утраченной пьесе «Орифия» .
Другие любовные дела
[ редактировать ]
В некоторых версиях истории Гиакинта Борей вытесняет своего брата Зефира как бога ветра, питавшего одностороннюю любовь к прекрасному спартанскому принцу, который предпочитал ему Аполлона. [10]
По другим сведениям, Борей был отцом Бута (от другой женщины) и любовником нимфы Питис . В одной истории и Пан, и Борей соперничали за расположение Питис и пытались заставить ее выбирать между ними. Чтобы произвести на нее впечатление, Борей своей силой вырвал с корнем все деревья. Пан только рассмеялся, и Питис выбрал его вместо Борея. Разгневанный Борей погнался за Питис и сбросил ее со скалы, убив. Гея, пожалев девушку, превратила ее труп в сосну. [11]
Во время путешествия «Арго » аргонавты Зет и Кале, сыновья Борея, описывают Аполлона как «возлюбленного нашего отца», возможно, подразумевая романтическую связь между двумя богами. [12]

Царь Трои Эрихтоний имел во владении три тысячи кобыл. Борей влюбился в них, когда они паслись на лугах, и принял облик темногривого жеребца, чтобы спариться с ними. Таким образом, он произвел на этих кобыл двенадцать жеребят. [13] [14] По словам Уильяма Смита , это «обычно объяснялось просто образным способом выражения необычайной быстроты этих лошадей». [14]
Другие традиции
[ редактировать ]Борей фигурирует в древнейшей сказке о создании кипариса; миф гласит, что в честь своей умершей дочери Кипарисии Борей посадил новое дерево - кипарис. Включение в историю Борея продолжает образ бога ветра, появляющегося в истории о растении (как он это делает в истории о Питисе или Зефире в историях о Кипариссе и Гиацинте). [15] [16]
Когда должна была родиться богиня Лето , беременная Артемидой и Аполлоном, Зевс приказал Борею привести ее к Посейдону , который, в свою очередь, привел ее на остров Огигия, где она могла родить близнецов, как это жена Зевса Гера сделала . приказал всем местам и землям избегать Лето. [17]
В Эзопа басне Борей и его дядя Гелиос, бог солнца, спорили о том, кто из них самый сильный бог. Они договорились, что победителем будет объявлен тот, кто сможет заставить проходящего путника снять плащ. Борей был первым, кто попытал счастья; но как бы сильно он ни дул, он не смог снять с человека плащ, а вместо этого заставил его еще плотнее закутаться в плащ. Тогда Гелиос ярко сиял, и охваченный жарой путешественник снял плащ, дав ему победу (мораль заключалась в том, что убеждение лучше силы). [18]
По словам Павсания , Борей благословил Мусея даром полета. [19]
Когда Сириус , звезда-собака, начал гореть после того, как он не смог связать свою любимую Опору , второстепенную богиню с урожаем, Борей справился с сильной жарой, приказав своим сыновьям доставить Опору Сириусу, пока он охлаждал землю. с порывом холодного ветра. [20]
Север (Север)
[ редактировать ]
Римским эквивалентом Борея был Аквил . [21] Этот северный (и немного восточный) ветер [22] ассоциировался с зимой. Поэт Вергилий пишет: [23]
Тем временем великое солнце вращается вокруг года, | Теперь, если бы солнце прошло полный круг за год, |
Для ветра, приходящего прямо с севера, римляне иногда использовали название Septentrio , которое относится к семи ( септемным ) звездам созвездия Плуга или Большой Медведицы . Название «Септентрио» дало начало досовременной точке компаса Septentrionalis . [25]
За пределами греко-римской культуры
[ редактировать ]Греческие божества широко использовались в греко-буддийском искусстве , равно как и Борей и его velificatio элемент изображения . Борей стал японским богом ветра Фуджином через греко-буддийского Вардо /Оадо и китайского Фэн Бо /Фэн По («Дядя Ветер»; среди множества других имен). [26] [27] [28]
Генеалогия
[ редактировать ]Генеалогическое древо Борея [29] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Галерея
[ редактировать ]- Борей в искусстве
- Борей и Орифия , холст, масло, около 1896 г. Эвелин Де Морган .
- Борей похищает Орифию, гравюра Стефано делла Белла.
- Борей берет Орифию, а Герсе пытается помочь ее сестре, Аттическая краснофигурная остроконечная амфора, 470–460 гг. до н.э.
- Деталь Борея из аттической красной фигуры остроконечной амфоры.
- Борей и опавшие листья, Эвелин де Морган.
- Борей и Орифия, Аттическая краснофигурная.
- Похищение немецкого художника и иллюстратора Генриха Лоссова (1840-1897).
- Борей и Орифия на зеркале, поз-300 г. до н.э., из Эретрии.
- Борей, похищающий Орифию , ок. 1800-1812, деревянная статуя работы Яна Франса ван Геля .
- Похищение Орифии Бореем , холст, масло, Питер Пауль Рубенс .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уэллс, Джон К. (1990). Словарь произношения Лонгмана . Харлоу, Англия: Лонгман. п. 85. ИСБН 0582053838 .
- ^ Βορέας , Βορρᾶς . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей» .
- ^ [1] Архивировано 28 ноября 2020 г. в Wayback Machine Aulus Gellius , 2.22.9 ; [2] Архивировано 28 ноября 2020 г. в Wayback Machine Pliny the Elder NH 2.46 .
- ^ Гесиод , Теогония 378 , Гигин , Предисловие ; Ноннус , 6.18
- ^ Аполлоний Родийский , 1.211–223 и 2.231–239 ; Аполлодор, 1.9.16 ; Диодор Сицилийский , 4.44.2; Грималь, с. 54
- ^ Βορεάδης у Лидделла и Скотта .
- ^ Роман, Люк; Роман, Моника (2010). Энциклопедия греческой и римской мифологии . Издательство информационной базы. п. 105. ИСБН 978-1-4381-2639-5 .
- ^ Геродот , 7.189.3
- ^ о Борее запись на theoi.com
- ^ Смит 1873 , св. Гиацинт .
- ^ Либаний , Прогимнасматы , 1.4
- ^ Валерий Флакк , 4.465
- ↑ Гомер , Илиада 20.219.
- ^ Перейти обратно: а б Смит 1873 , св. Борей .
- ^ Асклепиад FGH 12 F 19.
- ^ Форбс Ирвинг 1990 , с. 261.
- ^ Гигин, Басни 140 ; Март св Лето
- ^ Эзоп , Басни 183
- ^ Павсаний , 1.22.7
- ^ Кеппель, Лутц (2006). «Опора» . В Канчике, Юбер; Шнайдер, Хельмут (ред.). Новый Поли Брилла . Перевод Кристин Ф. Салазар. Киль : Справочник Brill в Интернете. дои : 10.1163/1574-9347_bnp_e832290 . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ Авл Геллий , 2.22.9; Плиний Старший NH 2.46.
- ^ Льюис и Шорт, sv aquilo .
- ^ Энеида 3, строки 284–285 .
- ^ «П. Вергилий Маро, Энеида, Книга 3, строка 278» . www.perseus.tufts.edu .
- ^ Vitruvius 1.6.13. Архивировано 28 ноября 2020 г. в Wayback Machine ; Плиний Старший 2.51. Архивировано 28 ноября 2020 г. в Wayback Machine .
- ^ Конидарис, Димитриос (12 июня 2020 г.). Китайская цивилизация и ее эгейское сходство (на греческом языке). ISBN 978-618-84901-1-6 .
- ^ Танабэ, Кацуми (2003). Александр Великий: Культурные контакты Востока и Запада от Греции до Японии . Токио: NHK Puromoshon и Токийский национальный музей. OCLC 937316326 .
- ^ Глобальные связи искусства Гандхары . Археопресс Археология. 2020. дои : 10.32028/9781789696950 . ISBN 978-1-78969-695-0 .
- ^ Гесиод , Теогония 132–138 , 337–411 , 453–520 , 901–906, 915–920 ; Колдуэлл, стр. 8–11, таблицы 11–14.
- ^ Хотя обычно Селена является дочерью Гипериона и Тейи, как у Гесиода , Теогония 371–374 , в Гомеровом гимне Гермесу (4), 99–100 Селена вместо этого становится дочерью Паллады, сына Мегамеда.
- ^ Астрея не упоминается Гесиодом, вместо этого она указана как дочь Эоса и Астрея в Hyginus Astronomica 2.25.1 .
- ↑ Согласно Гесиоду , Теогония 507–511 , Климена, одна из Океанид , дочерей Океана и Тефиды , у Гесиода , Теогония 351 , была матерью Иапета Атласа, Менотия, Прометея и Эпиметея, в то время как, согласно Аполлодору , 1.2.3 , другая океанида, Азия, была их матерью от Япета.
- ↑ Согласно Платону , Критий , 113d–114a , Атлант был сыном Посейдона и смертного Клейтона .
- ^ В Эсхиле , Прометей, связанный 18, 211, 873 (Зоммерштейн, стр. 444–445, № 2 , 446–447, № 24 , 538–539, № 113 ) Прометей создан как сын Фемиды .
Библиография
[ редактировать ]- Диодор Сицилийский , Историческая библиотека. Том 1-2 Иммануэль Беккер Людвиг Диндорф. Фридрих Фогель. в доме Б. Г. Теубнери. Лейпциг 1888-1890. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Форбс Ирвинг, Пол MC (1990). Метаморфозы в греческих мифах . Оксфорд, Нью-Йорк, Торонто: Издательство Оксфордского университета , Clarendon Press . ISBN 0-19-814730-9 .
- Гесиод , Теогония , в «Гомеровских гимнах и Гомерике» с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта , Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гомер , «Илиада» с английским переводом А. Т. Мюррея, доктора философии, в двух томах . Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann, Ltd., 1924. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гигин, Гай Юлий , Мифы о Гигине . Отредактировано и переведено Мэри А. Грант, Лоуренс: University of Kansas Press, 1960.
- Нонн , Дионисий ; перевод Роуз, WHD , I Books I-XV. Классическая библиотека Леба № 344, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1940. Интернет-архив.
- Павсаний , Павсаний Описание Греции с английским переводом WHS Jones, Litt.D., и HA Ormerod, MA, в 4 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1918. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Смит, Уильям (1873). Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Лондон, Великобритания: Джон Мюррей, напечатано Spottiswoode and Co. Онлайн-версия в библиотеке Perseus.tufts.
- Вергилий , Энеида . Теодор К. Уильямс. пер. Бостон. Houghton Mifflin Co., 1910 год. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Дети Эос
- Птичьи гуманоиды
- Анемой
- Греческие боги
- Метаморфозы персонажей
- Персонажи Одиссеи
- Божества в «Илиаде»
- Персонификации в греческой мифологии
- Гелиос в мифологии
- Божества в «Энеиде»
- Боги неба и погоды
- ЛГБТ-темы в греческой мифологии
- Зоофилия в культуре
- Мужчины-любовники Аполлона
- Оборотни в греческой мифологии
- Боги ветра
- Зимние божества