Сизиф


В мифологии греческой Сизиф или Сизиф ( / ˈs ɪ s ɪ f ə s / ( ; древнегреческий : Σίσυφος Sísyphos ) был основателем и царем Эфиры ныне известной как Коринф ). Он был коварным тираном, который убивал посетителей, чтобы продемонстрировать свою силу. Это нарушение священной традиции гостеприимства сильно разозлило богов. Они наказали его за обман других, в том числе дважды казнили за мошенничество. Боги заставили его катить огромный валун на холм только для того, чтобы он катился обратно каждый раз, когда приближался к вершине, повторяя это действие вечно . Поэтому благодаря классическому влиянию задачи на современную культуру одновременно трудоемкие и бесполезные описываются как сизифовы ( / s ɪ s ɪ ˈ f iː ən / ). [2]
Этимология
RSP Beekes предположил догреческое происхождение и связь с корнем слова софос (σοφός, «мудрый»). [3] Немецкий мифограф Отто Групп считал, что это название происходит от слова sisys (σίσυς, «козья шкура»), что связано с заклинанием дождя, в котором использовались козьи шкуры. [4]
Семья
Сизиф ранее был фессалийским князем, сыном царя Эола Эолийского и Энареты , дочери Деймаха . [5] Он был братом Афамаса , Салмонея , Кретея , Перьера , Деионея , Магнеса , Калики , Канаки , Алкиона , Писидика и Перимеда .
Сизиф женился на Плеяде Меропе , от которой он стал отцом Орнитиона ( Порфириона). [6] ), Главк , Терсандр и Альм . [7] Он был дедом Беллерофонта по линии Главка; [8] [9] и Миньяса , основателя Орхомена , через Альма. [10] В другом сообщении говорится, что Миньяс был сыном Сизифа. [11]
В других версиях мифа Сизиф был истинным отцом Одиссея от Антиклеи, а не от Лаэрта . [12]
Мифология
Часть серии о |
Греческий преступный мир |
---|
Жители |
География |
Заключенные |
Посетители |
Царствование
Сизиф был основателем и первым царем Эфиры (предположительно, первоначальное название Коринфа ). [8] Царь Сизиф развивал мореплавание и торговлю, но был скуп и лжив. Он убивал гостей и путников в своем дворце, что являлось нарушением гостевых обязательств , которые подпадали под власть Зевса , тем самым разозлив бога. Он получал удовольствие от этих убийств, потому что они позволяли ему сохранять свое жесткое правление.
Конфликт с Салмонеем
Известно, что Сизиф и его брат Салмоней ненавидели друг друга, и Сизиф консультировался с Дельфийским оракулом о том, как убить Салмонея, не повлекая за собой каких-либо серьезных последствий. Начиная с Гомера , Сизиф прославился как хитрейший из людей. Он соблазнил дочь Салмонея Тиро в одном из своих заговоров с целью убить Салмонея, но Тиро убила их детей, когда она обнаружила, что Сизиф планировал использовать их, чтобы в конечном итоге свергнуть ее отца.
Обман смерти
Сизиф выдал одну из тайн Зевса, раскрыв местонахождение Асопиды Эгины ее отцу, речному богу Асопу , в обмен на то, что он вызвал источник, потекший на коринфском акрополе . [8]
Зевс приказал Танатосу заковать Сизифа в Тартаре . Сизифу было любопытно, почему Харон , чья работа заключалась в том, чтобы вести души в подземный мир, не появился в этот раз. Сизиф хитро попросил Танатоса продемонстрировать, как работают цепи. Когда Танатос исполнил его желание, Сизиф воспользовался этой возможностью и вместо этого заключил Танатоса в цепи. После того, как Танатос был скован крепкими цепями, на Земле никто не умер, что вызвало бурю негодования. Арес , бог войны, был раздражен тем, что его сражения потеряли свою привлекательность, потому что его противники не умирали. Раздраженный Арес вмешался, освободил Танатоса, позволив смерти повториться, и передал ему Сизифа. [13]
В некоторых версиях Аида послали заковать Сизифа, и он сам был закован в цепи. Пока Аид был в ловушке, никто не мог умереть. Следовательно, жертвы богам приносить нельзя было, а те, кто был стар и болен, страдали. В конце концов боги пригрозили сделать жизнь Сизифа настолько несчастной, что он пожалеет о своей смерти. Тогда у него не было другого выбора, кроме как освободить Аида. [14]
Перед смертью Сизиф велел жене бросить его обнаженный труп посреди площади (якобы в качестве проверки любви жены к нему). Это привело к тому, что Сизиф оказался на берегу реки Стикс , когда его привели в подземный мир . Пожаловавшись Персефоне , что это знак неуважения к нему жены, Сизиф уговорил ее позволить ему вернуться в верхний мир . Вернувшись в Эфиру, дух Сизифа отругал жену за то, что она не похоронила его тело и не устроила ему надлежащие похороны, как подобает любящей жене. насильно утащил его туда Когда Сизиф отказался вернуться в подземный мир, Гермес . [15] [16]
В другой версии мифа Сизиф обманул Персефону, заявив, что его по ошибке привели в Тартар, и поэтому она приказала его освободить. [17]
В «Филоктете» есть Софокла упоминание об отце Одиссея (по слухам, это был Сизиф, а не Лаэрт , которого мы знаем как отца в « Одиссее» ) после возвращения из мертвых. [ нужны разъяснения ] Еврипид в «Циклопе » также идентифицировал Сизифа как отца Одиссея.
Наказание в преступном мире
В наказание за свои преступления Аид заставил Сизифа бесконечно катить огромный валун вверх по крутому холму в Тартаре . [8] [18] [19] Сводящий с ума характер наказания был предназначен для Сизифа из-за его высокомерной веры в то, что его ум превосходит ум самого Зевса. Соответственно, Аид продемонстрировал свою смекалку, зачаровав валун, заставив его откатиться от Сизифа, прежде чем он достигнет вершины, что в конечном итоге обрекло Сизифа на вечные бесполезные усилия и бесконечное разочарование. Таким образом, бессмысленную или бесконечную деятельность иногда называют «сизифовой». Сизиф был обычным предметом для древних писателей и был изображен художником Полигнотом на стенах Леши в Дельфах . [20]
Интерпретации

Согласно солнечной теории , царь Сизиф — это диск Солнца, который каждый день восходит на востоке, а затем опускается на западе. [21] Другие ученые считают его олицетворением поднимающихся и падающих волн или коварного моря. [21] I века до нашей эры -эпикурейец Философ Лукреций интерпретирует миф о Сизифе как олицетворение политиков, стремящихся к политической должности, которые постоянно терпят поражение, а стремление к власти само по себе является «пустой вещью», которую можно сравнить с каткой валуна в гору. [22] Фридрих Велькер предположил, что он символизирует тщетную борьбу человека в поисках знаний, а Саломон Рейнах [23] что его наказание основано на картине, на которой Сизиф был изображен катающим огромный камень Акрокоринф , символизирующий труд и мастерство, затраченные на строительство Сизифея. Альбер Камю в своем эссе 1942 года « Миф о Сизифе » рассматривал Сизифа как олицетворение абсурдности человеческой жизни, но Камю заключает, что «нужно представить себе Сизифа счастливым», поскольку «самой борьбы к вершинам достаточно, чтобы наполнить человеческое сердце». Совсем недавно Дж. Нигро Сансонезе , [24] Основываясь на работах Жоржа Дюмезиля , предполагает, что происхождение имени «Сизиф» связано с ономатопоэтическими непрерывными взад-вперед свистящими звуками («siss phuss»), издаваемыми дыханием в носовых проходах, что соответствует мифологии Сизифа в гораздо более широком контексте архаичных (см. протоиндоевропейскую религию ) техник вызывания транса, связанных с контролем дыхания. Повторяющийся цикл вдоха-выдоха эзотерически описывается в мифе как движение Сизифа вверх-вниз и его валуна на холме.
В экспериментах, проверяющих, как работники реагируют, когда смысл их задачи принижается, условие тестирования называется сизифовым условием. Два основных вывода эксперимента заключаются в том, что люди работают усерднее, когда их работа кажется более значимой, и что люди недооценивают взаимосвязь между смыслом и мотивацией. [25]
Литературные интерпретации

- Гомер описывает Сизифа как в VI книге «Илиады » , так и в XI книге « Одиссеи» . [9] [19]
- Овидий , римский поэт, упоминает Сизифа в истории об Орфее и Эвридике . Когда Орфей спускается и противостоит Аиду и Персефоне, он поет песню, чтобы они исполнили его желание вернуть Эвридику из мертвых. После того, как эта песня была спета, Овидий показывает, насколько она была трогательной, отмечая, что Сизиф, эмоционально взволнованный хотя бы на мгновение, прекращает свою вечную задачу и садится на свой камень; латинская формулировка звучит так: inque tuo sedisti, Sisyphe, saxo («и ты сидел , Сизиф, на твоей скале»). [26]
- В » Платона « Апологии Сократ с нетерпением ожидает загробной жизни, где он сможет встретить таких фигур, как Сизиф, которые считают себя мудрыми, чтобы он мог задать им вопросы и выяснить, кто мудр, а кто «думает, что он мудр, хотя на самом деле это не так». " [27]
- Альбер Камю , французский абсурдист , написал эссе под названием «Миф о Сизифе» , в котором возводит Сизифа в статус героя абсурда.
- Франц Кафка неоднократно называл Сизифа холостяком; Кафкианством для него были те качества, которые выявляли в нем сизифовские качества. По словам Фридриха Карла: «Человек, который изо всех сил пытался достичь высоты только для того, чтобы быть брошенным в глубину, воплотил в себе все стремления Кафки; и он остался самим собой, одиноким, одиноким». [28]
- Философ Ричард Тейлор использует миф о Сизифе как изображение жизни, ставшей бессмысленной, потому что она состоит из голого повторения. [29]
- Вольфганг Мидер собрал карикатуры, построенные на образе Сизифа, многие из которых являются редакционными . [30]
См. также
- «Миф о Сизифе» — философское эссе Альбера Камю 1942 года , в котором наказание Сизифа используется как символ абсурда.
- Сизиф: Миф — южнокорейский сериал 2021 года, в котором миф используется как символ своей темы.
- Охлаждение Сизифа — техника охлаждения, названная в честь мифа о Сизифе.
- Подвиги Сизифа — роман Стефана Жеромского.
- Сопоставимые персонажи:
- Наранат Бхрантан , добровольный толкатель валунов в индийском фольклоре.
- Ян Трегигл , судья Корнуолла, который должен опорожнить пруд Дозмари с помощью моллюска или сплести веревку из песка в бухте Гвенор.
- Тантал , который был так же наказан бесконечным трудом
- У Ган – тоже задача невозможного: свалить самовосстанавливающееся дерево на Луне.
Примечания
- ^ музей инв. 1494
- ^ «Сизифов» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
- ^ RSP Beekes , Этимологический словарь греческого языка , Brill, 2009, стр. xxxiii.
- ^ Группа, О. Греческая мифология (1906), ii., стр. 1021
- ↑ Аполлодор , 1.7.3. Архивировано 8 мая 2022 г. в Wayback Machine.
- ^ Схолия об Аполлонии Родосском , Аргонавтика 3.1094
- ↑ Павсаний , 2.4.3. Архивировано 13 мая 2021 г. в Wayback Machine.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Аполлодор, 1.9.3. Архивировано 2 апреля 2022 г. в Wayback Machine.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гомер , Илиада 6.152 и далее.
- ^ Схолия об Аполлонии Родосском, Аргонавтика 3.1553
- ^ Схолия о Гомере, Илиада 2.511
- ^ Гигин, Басни 201; Плутарх , Греческие вопросы 43; Суида , св. Сизиф. Архивировано 25 февраля 2021 года в Wayback Machine.
- ^ Морфорд и Ленардон 1999 , с. 491.
- ^ «Древние греки: необходима ли смерть и может ли она навредить нам?» . Млаханас.де . Архивировано из оригинала 2 июля 2014 года . Проверено 19 февраля 2014 г.
- ^ «Энциклопедия греческой мифологии: Сизиф» . mythweb.com . Архивировано из оригинала 29 марта 2021 года . Проверено 1 июля 2019 г.
- ^ «Сизиф» . www.greekmythology.com . Архивировано из оригинала 11 апреля 2020 года . Проверено 30 апреля 2020 г.
- ^ Евслин 2006 , с. 209-210.
- ^ «Гомерос, Одиссея, 11.13» . Цифровая библиотека Персея. Архивировано из оригинала 23 марта 2023 года . Проверено 9 октября 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гомер, Одиссея 11.593
- ^ Павсаний , 10.31.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 25 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 161.
- ^ О природе вещей III
- ^ Археологическое обозрение , 1904 г.
- ^ Сансонезе, Дж. Нигро . Тело мифа . Рочестер, 1994, стр. 45–52. ISBN 0-89281-409-8
- ^ Ариэли, Дэн (2010). Положительная сторона иррациональности . ISBN 978-0-06-199503-3 .
- ^ Овидий. Метаморфозы , 10.44.
- ^ Извинения, 41с.
- ^ Карл, Фредерик . Франц Кафка: представительный человек. Нью-Йорк: Международная издательская корпорация, 1991. с. 2
- ^ Тейлор, Ричард. «Время и смысл жизни». Обзор метафизики 40 (июнь 1987 г.): 675–686.
- ^ Вольфганг Мидер. 2013. Новости Сизифа: пресловутые мифы древности в современной литературе, СМИ и карикатурах. Вена: Прасенс.
Ссылки
- Эвслин, Бернард (2006). Боги, полубоги и демоны: Справочник по греческой мифологии . Академик Блумсбери. ISBN 978-1-84511-321-6 . Архивировано из оригинала 23 марта 2023 года . Проверено 21 октября 2020 г.
- Гомер , «Илиада» с английским переводом А. Т. Мюррея, доктора философии, в двух томах. Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann, Ltd., 1924. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея. Архивировано 6 июля 2021 года в Wayback Machine.
- Гомер . Гомери Опера в пяти томах. Оксфорд, Издательство Оксфордского университета. 1920 г. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея. Архивировано 18 июня 2021 г. в Wayback Machine .
- Гомер , «Одиссея» с английским переводом А.Т. Мюррея, доктора философии. в двух томах. Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann, Ltd. 1919. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея. Архивировано 8 сентября 2021 года в Wayback Machine. Греческий текст доступен на том же веб-сайте. Архивировано 8 октября 2021 года в Wayback Machine .
- Морфорд, Марк ПО; Ленардон, Роберт Дж. (1999). Классическая мифология . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-514338-6 . Архивировано из оригинала 23 марта 2023 года . Проверено 21 октября 2020 г.
- Павсаний , Описание Греции с английским переводом WHS Jones, Litt.D., и HA Ormerod, MA, в 4 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1918 г. Онлайн-версия в цифровой библиотеке Персея. Архивировано 5 октября 2021 г. в Wayback Machine.
- Павсаний , Graeciae Descriptio. 3 тома . Лейпциг, Тойбнер. 1903 г. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея. Архивировано 31 августа 2021 г. в Wayback Machine .
- Псевдо-Аполлодор , Библиотека с английским переводом сэра Джеймса Джорджа Фрейзера, FBA, FRS в 2 томах, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1921. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея. Архивировано 28 августа 2021 года в Wayback Machine. Греческий текст доступен на том же веб-сайте. Архивировано 10 октября 2021 года в Wayback Machine .
- Публий Овидий Назон , «Метаморфозы» в переводе Брукса Мора (1859–1942). Бостон, Cornhill Publishing Co., 1922 год. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея. Архивировано 6 мая 2021 года в Wayback Machine.
- Публий Овидий Назон , Метаморфозы. Хьюго Магнус. Гота (Германия). Фридр. Андре. Пертес. 1892 г. Латинский текст доступен в цифровой библиотеке Персея. Архивировано 6 мая 2021 г. в Wayback Machine .
Внешние ссылки



- Британская энциклопедия (11-е изд.). 1911. .
- Новая международная энциклопедия . 1905. .
- Мифологические обманщики
- Принцы в греческой мифологии
- Основатели мифологического города
- Короли Коринфа
- Короли в греческой мифологии
- Герои, отправившиеся в Аид
- Осужденные души в Тартаре
- Эолиды
- Коринфские персонажи греческой мифологии
- Фессалийские персонажи греческой мифологии
- Коринфская мифология
- Фессалийская мифология
- Дела Зевса
- Деяния Ареса