Загреус
Часть серии о |
Греческий преступный мир |
---|
Жители |
География |
Заключенные |
Посетители |
В древнегреческой религии мифологии Загрей и ( греч . Ζαγρεύς ) был богом, иногда отождествляемым с орфическим Дионисом , сыном Зевса и Персефоны , который был расчленен титанами и возродился заново. [1] В самых ранних упоминаниях о Загрее он ставится в пару с Геей и называется «высшим» богом, хотя, возможно, только в отношении богов подземного мира. Эсхил , однако, связывает Загрея с Аидом , возможно, как с сыном Аида, или как с самим Аидом. [2] Отмечая «идентичность Аида как katachthonios alter ego Зевса», Тимоти Ганц предположил, что Загрей, первоначально сын Аида и Персефоны, позже слился с орфическим Дионисом, сыном Зевса и Персефоны. [3]
Этимология и происхождение
[ редактировать ]По словам Мартина Литчфилда Уэста , «наиболее правдоподобная этимология» происходит от слова «zagreus» , что означает «собственно яму для ловли животных, но, возможно, также и яму, используемую для помещения останков животных или подношений хтоническому божеству», что делает Загреуса буквально «бог ловушек». [4] Основываясь на этой этимологии, Карл Кереньи заключает, что загреус - это греческое слово, обозначающее «охотника, ловящего живых животных», и что «точный перевод» слова «Загреус» будет «ловец дичи». [5]
Как отмечает Уэст, слово zagre , сохранившееся только у Исихия , имеет ионическое окончание. [6] Таким образом, если «Загреус» действительно происходит от zagre , то это предполагает ионическое происхождение Загрея. Но, по словам Кереньи, определение загре , данное Исихием , «доказывает, что имя содержит корень zoë и zoon », греческие слова, означающие «жизнь» и «живое существо». [7] и, по мнению Уэста, «вокал Zā- вместо Zō- указывает на дорический или северо-западный греческий дом бога». [8]
десятого века Etymologicum Gudianum интерпретировал это имя как «великий охотник», производя слово от za- («очень») и agreuein («охота»), этимологию, отвергаемую как Уэстом, так и Кереньи. [9] Другие предполагают связь с горами Загрос на западе Ирана . [10] В то время как Майкл К. Астур предполагает происхождение от угаритского слова Sġr (произносится как ṣaġru ?), что означает «Молодой». [11]
Преисподняя
[ редактировать ]Ранние упоминания о Загрее, встречающиеся лишь во фрагментах из утраченных произведений, связывают Загрея с греческим преступным миром . [12] Самая ранняя из них находится в одной кавычке из (6 века до н.э.?) [13] Эпос Алкмеонис :
Госпожа Земля [Гея] и Загрей, высочайший из всех богов. [14]
Возможно, здесь имеется в виду высший бог подземного мира. [15]
Очевидно, для Эсхила Загрей был на самом деле богом подземного мира. Во фрагменте одной из утраченных пьес Эсхила о Сизифе (ок. V в. до н. э.) Загрей кажется сыном Аида, [16] тогда как у Эсхила « Египтяне » ( Aigyptioi ) Загрей, по-видимому, отождествлялся с самим Аидом. [17]
Во фрагменте из Еврипида утраченной пьесы «Критяне » ( Kretes ) хор критских мужчин описывает «чистую жизнь», которую они вели с тех пор, как стали посвященными ( mystai ) Идейского Зевса и праздновали:
странствующий по ночам Загрей, устраивающий пиры из сырого мяса; и подняв факелы высоко на гору Мать среди куретов, [18]
и были освящены и получили титул «вакха». [19] Этот отрывок связывает Загрея с культом Зевса на критской горе Ида , где младенца Зевса охраняли критские куреты . По мнению Уэста, Загрей здесь — «бог ночных мистериальных обрядов, связанных с священным пиршеством сырого мяса (и, таким образом, с расчленением жертвы животного)» и делает вывод из этого отрывка Еврипида, что Загрей «играл роль в мистериях». который утверждал, что имеет критское происхождение». [20]
Орфический Дионис Загрей
[ редактировать ]
Загрей из фрагмента Еврипида наводит на мысль о Дионисе , боге вина, сыне Зевса и Семелы . [21] и на самом деле, хотя оно, кажется, не встречается нигде в орфических источниках, имя «Загрей» в других местах отождествляется с орфическим Дионисом, у которого была совсем другая традиция, чем стандартная. [22] Этот Дионис Загрей был сыном Зевса и Персефоны, на которого в младенчестве напали и расчленили титаны . [23] но позже переродился как сын Зевса и Семелы. [24] Это расчленение Диониса Загрея ( спарагмоса ) вместе с предполагаемой орфической антропогонией, в которой люди возникли из пепла Титанов (которых Зевс поразил своей молнией в наказание за расчленение), иногда называют «Загреем». миф", [25] часто считался самым важным мифом орфизма. [26] и был описан как «один из самых загадочных и интригующих из всех греческих мифов». [27]
Спрагмос
[ редактировать ]Собранная из различных древних источников реконструированная история спарагмоса , то есть расчленения Диониса Загрея, обычно приводимая современными учеными, выглядит следующим образом. [28] Зевс совокупился с Персефоной в образе змеи, породив Диониса. Его отвозят на гору Ида , где (как и младенца Зевса) его охраняют танцующие куреты . Зевс намеревался сделать Диониса своим преемником на посту правителя космоса, но ревнивая Гера подстрекала титанов убить ребенка. Отвлекая младенца Диониса различными игрушками, в том числе зеркалом, титаны схватили Диониса и разорвали (или разрезали) [29] его на куски. Затем титаны варили, поджаривали и частично съедали куски. Но Афине удалось спасти сердце Диониса, благодаря чему Зевс сумел добиться его возрождения от Семелы.
Хотя в дошедших до нас орфических источниках имя «Загрей» не упоминается в связи с этим расчлененным Дионисом (или где-либо еще), возможно, это сделал поэт Каллимах (ок. III века до н.э.) . [30] Мы знаем, что Каллимах, как и его современник Эйфорион , рассказал историю расчлененного ребенка, [31] а византийские источники цитируют Каллимаха как ссылку на рождение «Диониса Загрея», объясняя, что «Загрей» было именем поэта хтонического Диониса, сына Зевса от Персефоны. [32] Самая ранняя достоверная идентификация Загрея с расчлененным Дионисом встречается в трудах биографа и эссеиста конца I века — начала II века нашей эры Плутарха , который упоминает «Загрей» как одно из имен, данных этой фигуре дельфийскими богословами. [33] Позже, в V веке нашей эры, греческий эпический поэт Нонн , повествующий историю этого орфического Диониса, называет его «старшим Дионисом… злосчастным Загреем», [34] «Загрей рогатый младенец», [35] «Загрей, первый Дионис», [36] «Загрей древний Дионис», [37] и «Дионис Загрей», [38] VI века нашей эры а Псевдо-Нонн также называет расчлененного Диониса «Дионисом Загреем». [39]
Историк I века до нашей эры Диодор Сицилийский говорит, что, по мнению «некоторых мифологов», было два бога по имени Дионис, старший из которых был сыном Зевса и Персефоны. [40] но что «младший [рожденный от Зевса и Семелы] также унаследовал дела старшего, и поэтому люди более поздних времен, не зная истины и обманутые из-за тождественности своих имен, думали, что был только один Дионис». [41]
По словам Диодора, этот старший Дионис был изображен в живописи и скульптуре с рогами, потому что он «отличился проницательностью и был первым, кто попытался запрячь волов и с их помощью произвести посев семени». [42] а младшего «назвали Диметор (О двух матерях)… потому что два Дионисия родились от одного отца, но от двух матерей». [43] Он также сказал, что Дионис «считался имеющим две формы... древняя имела длинную бороду, потому что в древние времена все мужчины носили длинные бороды, а младшая была молодой, женоподобной и молодой». [44]
Готовить/есть
[ редактировать ]В нескольких версиях мифа Титаны готовили и/или съедали по крайней мере часть Диониса. [45] В сообщении, приписываемом Каллимаху и Евфориону, расчлененные части Диониса варили в котле, а Евфорион утверждает, что части Диониса были помещены в огонь. [46] Диодор также говорит, что куски были «варены», [47] а христианский писатель конца II века Климент Александрийский говорит, что куски «сначала варили» в котле, затем протыкали вертелами и поджаривали. [48] Арнобиус начала IV века , христианский апологет , говорит, что отрубленные части Диониса были «брошены в горшки, чтобы его приготовить». [49] Ни один из этих источников не упоминает о фактическом еде, но это делают другие источники. Плутарх говорит, что титаны «вкусили его кровь», [50] VI века нашей эры Неоплатоник Олимпиодор говорит, что они ели «его плоть», [51] и согласно эвгемеристическому отчету латинского астролога и христианского апологета Фирмика Матернуса IV века , титаны приготовили «члены различными способами и пожрали их» ( membra consumunt ), за исключением его сердца. [52]
Воскрешение/возрождение
[ редактировать ]В версии истории, очевидно рассказанной Каллимахом и Евфорионом, котел, содержащий вареные куски Диониса, отдан Аполлону для захоронения, который поставил его рядом со своим треножником в Дельфах. [53] И, по словам Филодема , цитирующего Эвфориона, части Диониса были «собраны Реей и возвращены к жизни», [54] в то время как, согласно Диодору Сицилийскому, сборка и воскрешение Диониса были осуществлены Деметрой. [55] В более поздних орфических источниках Аполлон получил останки Диониса от Зевса, а не от Титанов, и именно Аполлон собрал Диониса заново, а не Рею или Деметру. [56]
В цитированных выше сообщениях Климента и Фирмика Матерна, а также Прокла , [57] и схолий на Ликофроне 355, [58] Афине удается спасти сердце Диониса, от которого, по мнению Климента и схолия, Афина получила имя Паллада от еще бьющегося ( πάλλειν ) сердца. По рассказу Прокла, Афина отдает сердце Зевсу, и Дионис рождается заново от Семелы. По словам Гигина , Юпитер (римский эквивалент Зевса) «измельчил свое сердце, положил его в зелье и дал выпить Семеле», и она забеременела от Диониса. [59]
Осирис
[ редактировать ]В греческой интерпретации Диониса часто отождествляют с египетским богом Осирисом . [60] а истории о расчленении и воскрешении Осириса аналогичны историям Диониса Загрея. [61] По словам Диодора Сицилийского, [62] В египетских мифах о Приапе говорилось, что титаны составили заговор против Осириса, убили его, разделили его тело на равные части и «тайно вытащили из дома». Все, кроме пениса Осириса, который, поскольку никто из них «не захотел взять его с собой», они выбросили в реку. Исида , жена Осириса, выследила и убила Титанов, собрала части тела Осириса «в форму человеческой фигуры» и отдала их «жрецам с приказом воздать Осирису почести бога». Но поскольку ей не удалось вернуть пенис, она приказала священникам «воздать ему почести бога и установить его в своих храмах в вертикальном положении». [63]
Аллегорические рассказы
[ редактировать ]Диодор Сицилийский сообщает аллегорическую интерпретацию мифа о расчленении Диониса как символ производства вина. Диодор знал о традиции, согласно которой этот орфический Дионис был сыном Зевса и Деметры, а не Зевса и Персефоны. [64] Это происхождение объяснялось аллегорически, отождествляя Диониса с виноградной лозой, Деметру с землей и Зевса с дождем, говоря, что «лоза растет как от земли, так и от дождей и поэтому приносит в качестве плода вино, которое выжимают». из гроздей винограда». По мнению Диодора, расчленение Диониса титанами символизировало сбор винограда, а последующее «варение» его расчлененных частей «превратилось в миф, поскольку большинство людей кипятят вино, а затем смешивают его». тем самым улучшая его натуральный аромат и качество».
приводит эпохи Нерона Стоик Корнут аналогичную аллегорическую интерпретацию, согласно которой расчленение представляло собой раздавливание винограда, а соединение расчлененных частей в единое тело представляло собой переливание сока в единый контейнер. [65]
Рационализированные счета
[ редактировать ]Диодор также сообщает рационализированное описание старшего Диониса. [66] В этом рассказе этот Дионис был мудрым человеком, изобретателем плуга, а также многих других сельскохозяйственных изобретений. И, по словам Диодора, эти изобретения, значительно сократившие ручной труд, так понравились людям, что они «воздавали ему почести и жертвы, подобные тем, которые приносились богам, поскольку все люди стремились из-за величины его служения им, даровать ему бессмертие».
Христианский апологет Фирмикус Матерн дает рационализированное эвгемеристическое описание мифа о том, что Либер (Дионис) был внебрачным сыном критского царя по имени Юпитер (Зевс). [67] Когда Юпитер оставил свое королевство под опекой мальчика, ревнивая жена короля Юнона (Гера) вступила в сговор со своими слугами, титанами, с целью убить внебрачного ребенка. Заманив его игрушками, Титаны устроили засаду и убили мальчика. Чтобы избавиться от доказательств своего преступления, Титаны разрубили тело на куски, приготовили и съели их. Однако сестра мальчика Минерва (Афина), участвовавшая в заговоре об убийстве, сохранила сердце. Когда ее отец, король, вернулся, сестра стала осведомителем и отдала сердце мальчика королю. [68] В ярости король пытал и убил Титанов, а в своем горе он приказал сделать статую мальчика, в груди которой содержалось сердце мальчика, и воздвигнуть храм в честь мальчика. [69] Критяне, чтобы усмирить своего разъяренного дикаря и деспотического царя, установили годовщину смерти мальчика священным днем. Проводились священные обряды, во время которых празднующие, воющие и симулирующие безумие, разрывали зубами живого быка, а корзину, в которой было спасено сердце мальчика, выставляли напоказ под звуки флейт и грохот цимбал, тем самым превращая из простого мальчика в бога. [70]
Антропогония
[ редактировать ]В большинстве источников не упоминается о том, что случилось с титанами после убийства Диониса. В стандартном описании Титанов, данном в «Теогонии» Гесиода (в которой не упоминается Дионис), после того, как они были свергнуты Зевсом и другими олимпийскими богами, в десятилетней Титаномахии Титаны заключены в тюрьму в Тартаре . [71] Может показаться, что это исключает любую последующую историю об убийстве Диониса титанами. [72] и, возможно, в попытке примирить эту стандартную версию с мифом о Дионисе Загрее, согласно Арнобиусу и Нонну, титаны в конечном итоге оказываются заключенными Зевсом в Тартар в качестве наказания за убийство Диониса. [73]
Однако, согласно одному источнику, из судьбы Титанов произошло знаменательное событие – рождение человечества. Обычно представленная как часть мифа о расчлененном Дионисе Загрее, это орфическая антропогония, то есть орфическое объяснение происхождения людей. Согласно этому широко распространенному мнению, в наказание за преступление спарагмоса Зевс поразил Титанов своей молнией , и из останков уничтоженных Титанов родилось человечество, что привело к унаследованию человеком наследственной вины, за этот первородный грех. Титанов и, по некоторым данным, «легли в основу орфической доктрины о божественности человека». [74] Однако когда и в какой степени существовала какая-либо орфическая традиция, включавшая эти элементы, является предметом открытых дискуссий. [75]
Единственным древним источником, явно связывающим спарагмос и антропогонию, является неоплатоник VI века нашей эры Олимпиодор , который в качестве аргумента против совершения самоубийства утверждает, что лишать себя жизни «запрещено», потому что в человеческих телах есть божественный дионисийский элемент внутри. их. Он объясняет, что в орфической традиции после того, как титаны расчленили и съели Диониса, Зевс в гневе «поражает их своими молниями, и сажа паров, поднимающихся от них, становится материей, из которой созданы люди». это означает, что, поскольку Титаны съели плоть Диониса, люди являются частью Диониса, и поэтому самоубийство «запрещено, потому что наши тела принадлежат Диониса». [76]
Биограф и эссеист II века нашей эры Плутарх действительно устанавливает связь между спарагмом и последующим наказанием титанов, но не упоминает об антропогонии, Орфее или орфизме. В своем эссе «О поедании плоти » Плутарх пишет «истории, рассказанные о страданиях и расчленении Диониса, о возмутительных нападениях на него титанов, а также об их наказании и уничтожении молниями после того, как они вкусили его крови». [77]
Другие источники были взяты в качестве доказательства того, что антропогония была частью истории до Олимпиодора. [78] Неоплатоник V века нашей эры Прокл пишет, что, согласно Орфею, существовало три расы людей, последняя из которых - «титаническая раса», которую «Зевс образовал [ συστήσασθα ] из конечностей титанов». [79] Прокл также ссылается на «мифическое наказание титанов и возникновение из них всех смертных живых существ», рассказанное Орфеем: [80] связывая рождение человечества с наказанием Титанов, хотя неясно, наступает ли это наказание после расчленения Диониса или Гесиодической Титаномахии. [81] Дамасций , после упоминания «заговора титанов против Диониса», [82] рассказывает, что «молнии, кандалы и спуски в различные нижние области» - это три наказания, которым, как говорят, подверглись Титаны, [83] а затем заявляет, что люди «созданы из фрагментов Титанов», а «их трупы» «сами стали людьми». [84] Отрывки из более ранних источников также были интерпретированы как относящиеся к этой идее: писатель I века нашей эры Дион Златоуст пишет, что люди «от крови титанов», [85] в то время как орфические гимны называют титанов «предками наших отцов». [86]
Более ранние намеки на миф, возможно, встречаются в произведениях поэта Пиндара , Платона и ученика Платона Ксенократа . Во фрагменте стихотворения, предположительно написанного Пиндаром, упоминается, что Персефона приняла от мертвых «возмездие за древнюю несправедливость», что может быть отсылкой к унаследованной людьми ответственности за убийство Титанами Диониса. [87] Платон, представляя последовательность стадий, на которых из-за чрезмерной свободы люди вырождаются от почитания закона до беззакония, описывает последнюю стадию, на которой «люди проявляют и воспроизводят характер титанов истории». [88] Этот платоновский отрывок часто воспринимается как относящийся к антропогонии, однако неясно, предполагает ли Платон, что люди «проявляют и воспроизводят» этот беззаконный характер из-за своего титанического наследия или путем простого подражания. [89] Ссылка Ксенократа на Титанов (и, возможно, на Диониса) для объяснения использования Платоном слова «опека» ( φρούρα ) также рассматривалась как возможное свидетельство доэллинистической даты возникновения мифа. [90]
В популярной культуре
[ редактировать ]Загреус — главный герой видеоигры Hades 2020 года . [91] [92] В игре Загрей — сын Аида , который пытается сбежать из подземного мира, чтобы найти свою мать Персефону , которая когда-то была царицей подземного мира , и узнать, почему она ушла. [93]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ганц, с. 118; Жесткий, с. 35 ; Грималь, св Загрей, с. 456.
- ^ Зоммерштейн, с. 237 н. 1 ; Ганц, с. 118; Смит, с. 459 .
- ^ Ганц, с. 119.
- ^ Вест 1983, с. 153.
- ^ Кереньи, с. 82 .
- ^ Вест 1983, с. 153 н. 29, см. Исихий с.в. загри , определяемый как клоака , лапатон . См. также Кереньи, с. 82 , с примечанием 101.
- ^ Кереньи, с. 82 ; ЛСЖ с.вв. жизнь , жизнь
- ^ Вест 1983, с. 153 н. 39. Уэст предполагает, что «какой-то поэт, писавший на ионическом языке, должно быть, воспринял это диалектное слово, вероятно, как технический термин».
- ^ Запад 2003, с. 61 н. 17 ; Кереньи, с. 82 ; Астур, с. 202 (в котором, отмечая, что эта этимология «кажется весьма правдоподобной... (такие аватары Диониса, как Акхт и Актеон, были знаменитыми охотниками)», также говорится, что «приставка за- обычно идет с прилагательными, а не с существительными, в то время как агреус — существительное".); Etymologicum Gudianum sv Ζαγρεύς [= Алкмеонис фр. 3 Запад ].
- ^ Вест 1983, с. 153 н. 39; Астур, с. 202.
- ^ Астур, стр. 202–204.
- ^ Ганц, стр. 118–119.
- ^ Запад 2003, с. 11 .
- ^ Алкмеонис фр. 3 Запад [= Etymologicum Gudianum sv Ζαγρεύς]
- ^ По данным West 2003, с. 61 н. 17 : «Эта строка, возможно, происходит из молитвы, в которой Алкмаон призвал силы земли послать его отца Амфиарая».
- ^ Ганц, с. 118; Вест 1983, с. 153; Эсхил фр. 228 Зоммерштейн [= фр. 228 Радт = фр. 124 Смит ].
- ^ Ганц, с. 118 (цитата по Эсхилу фр. 5 радт); Зоммерштейн, с. 237, фр. 228 н.
- ^ Еврипид фр. 472 Коллард и Кропп .
- ^ Ганц, с. 118; Вест 1983, с. 153.
- ^ Вест 1983, стр. 153–154.
- ^ Ганц, стр. 118; Вест 1983, с. 154.
- ^ По словам Ганца, с. 118: «Сохранившиеся орфические источники, похоже, не используют имя «Загрей » », и, согласно West 1983, p. 153, «имя, вероятно, не использовалось в орфическом повествовании». Эдмондс 1999, с. 37 н. 6 говорит: «Лобек 1892, кажется, ответственен за использование имени Загрей для орфического Диониса. Как заметил Линфорт: «Любопытно, что имя Загрей не появляется ни в одной орфической поэме или фрагменте и не используется. любым автором, ссылающимся на Орфея (Linforth 1941: 311 ), однако в своей реконструкции этой истории Лобек широко использовал эпос пятого века нашей эры о Нонносе, который действительно использует имя Загрей, и более поздние ученые последовали его примеру. Связь Диониса с Загреем впервые явно появляется во фрагменте Каллимаха, сохранившемся в Etymologicum Magnum (фр. 43.117 P), с возможным более ранним прецедентом во фрагменте из « Критян Еврипида» (фр. 472 Наук). , (например, Алкмаионис фр. 3 ПЭГ; Эсхил фр. 5, 228) предполагает, что Загрея часто отождествляли с другими божествами».
- ^ Линфорт, стр. 310–311 .
- ^ Мейснер, стр. 267–268; Диодор Сицилийский , 3.64.1 , 4.4.1 , 5.75.4 [= Орфический фр. 283 I Bernabé (I стр. 235) = фр. 303 Керн ]; Гигин , Басни 167; Нонн , Дионисий 5.562–70 , 6.155–231 .
- ^ Мейснер, с. 238; Хрисанту, с. 85; Эдмондс 2013, с. 297.
- ^ По словам Мейснера, с. 238: «За последние два столетия многие ученые считали это повествование о Дионисе и титанах центральным, определяющим мифом орфизма». Например, в первой половине 20 века Нильссон, с. 202 описал его как «кардинальный миф орфизма», а Гатри, стр. 107 аналогичным образом назвал миф «центральным пунктом орфической истории», тогда как Linforth, p. В 307 говорится, что ее «обычно считают по существу и особенно орфической и составляют самую суть орфической религии». Совсем недавно Паркер 2002, с. 495 пишет, что «это рассматривалось как орфический «архимиф»», в то время как, по мнению Мейснера, стр. 9, Эдмондс «утверждает, что миф о Дионисе Загрее не был столь центральным в орфической мысли, как предполагают современные ученые».
- ^ Хенрикс, с. 61.
- ^ West 1983, стр. 73–74, представляет собой подробную реконструкцию с многочисленными ссылками на древние источники и резюме на стр. 73–74. 140. Другие резюме см. Meisner, p. 237; Граф и Джонстон, с. 67; Морфорд, с. 311; Жесткий, с. 35 ; Март, св Загрей, с. 788 ; Грималь, св Загрей, с. 456; Буркерт, стр. 297–298; Гатри, с. 82 ; см. также Огден, с. 80 . Подробное исследование многих древних источников, относящихся к этому мифу, см. в Linforth, стр. 307–364 . Самый обширный отчет в древних источниках можно найти у Nonnus , Dionysiaca 5.562–70 , 6.155 и далее. , другие основные источники включают Диодора Сицилийского , 3.62.6–8 [= Orphic fr. 301 Керн ], 3.64.1–2 , 4.4.1–2 , 5.75.4 [= Орфический фр. 283 I Bernabé (I стр. 235) = фр. 303 Керн ]; Овидий , Метаморфозы 6.110–114 ; Афинагор Афинский , Legatio 20 Pratten [= Орфический фр. 58 Керн ]; Климент Александрийский , Протрептик 2.17.2–18.2 (Баттерворт, стр. 36–39 15 П. ) [= Орфический фрр. 306 I (I стр. 249), 312 I (I стр. 256), 315 I (I стр. 257), 318 I (I стр. 260), 322 I (I стр. 265), 588 I (II стр. 260), 588 I (II стр. 260). 169) Бернабе = фр. 34, 35 Керн ]; Гигин , Басни 155, 167; Суда св Ζαγρεύς . См. также Павсаний , 7.18.4 , 8.37.5 .
- ^ Вест 1983, с. 160 отмечает, что, хотя «многие источники говорят о том, что Диониса «разорвали на части»… те, кто использует более точные формулировки, говорят, что он был изрезан ножом».
- ^ Ганц, стр. 118–119; Вест 1983, с. 154, в котором после утверждения, что Нонн в Дионисии 6.165 «вероятно взял имя Загрея от Каллимаха», говорится, что «это вызывает подозрение, что Каллимах использовал это имя в контексте расчленения Диониса»; Linforth, стр. 309–311 , в котором делается вывод ( стр. 311 ), что «мы можем разумно предположить, что [Калимах] использовал имя Загрей в своей истории о расчленении».
- ^ Ганц, стр. 118–119; Вест 1983, с. 151; Линфорт, с. 309 ; Эйфорион фр. 14 Лайтфут [= фр. 13 Пауэлл = фр. 12 Шайдвейлер = Цец на Ликофроне , Александра 207 (Шеер, стр. 98, строки 5–10 ) = Орфический фр. 36 Бернабе (I стр. 52–53) = фр. 210 стр. 230–231 Керн ]; ср. Каллимах фр. 643 Клейман [= фр. 643 Пфайффер ].
- ^ Ганц, с. 118; Вест 1983, с. 152–153; Линфорт, с. 310 ; Etymologicum Genuinum sv Ζαγρεύς (Harder 2020a, стр. 190, строка 34 ); Этимологикум Магнум с.в. Загреус ; Исихий с.в. Ζαγρεύς ; Суда св Ζαγρεύς ; Каллимах фр. 43b.34 Клейман [= фр. 43b.34 Harder = фр. 43,117 Пфайффер = Орфический фр. 34 Варнава (I стр. 51–52) = фр. 210 стр. 230 Керн ]; Хардер 2012b, с. 368 на линии
- ^ Новый Поли Брилла , св Загреус ; Хрисанту, с. 219; Линфорт, стр. 311 , 317–318 ; Плутарх , E в Дельфах 389 A [= Орфический фр. 613 II Бернабе (II стр. 188)].
- ^ Нонн , Дионисия 5.564–565 .
- ^ Нонн , Дионисия 6.165 .
- ^ Нонн , Дионисия 10.294 .
- ^ Нонн , Дионисия 39.72 .
- ^ Нонн , Дионисия 44.255 .
- ^ Псевдо-Ноннус , 5.30 (Ниммо Смит, стр. 89).
- ^ Диодор Сицилийский , 4.4.1 .
- ^ Диодор Сицилийский , 4.4.5 .
- ^ Диодор Сицилийский , 4.4.2 , см. также 3.64.1–2 .
- ^ Диодор Сицилийский , 3.64.2 , 4.4.5 .
- ^ Диодор Сицилийский , 4.5.2 .
- ^ Вест 1983, стр. 160–161; Линфорт, стр. 312–313 .
- ^ Линфорт, с. 313 ; Эйфорион фр. 14 Лайтфут [= фр. 13 Пауэлл = фр. 12 Шайдвейлер = Цец на Ликофроне , Александра 207 (Шеер, стр. 98, строки 5–10 ) = Орфический фр. 36 Бернабе (I стр. 52–53) = фр. 210 стр. 230–231 Керн ]; ср. Каллимах фр. 643 Клейман [= фр. 643 Пфайффер ].
- ^ Диодор Сицилийский , 3.62.6 .
- ^ Климент Александрийский , Протрептик 2.18.1–2 (Баттерворт, стр. 38, 39 15 стр. ) [= Orphic fr. 312 I Бернабе (I стр. 256) = фр. 35 Керн ].
- ^ Арнобиус , Adversus Gentes 5.19 (стр. 242) [= Орфический фр. 312 III Бернабе (I стр. 256) = фр. 34 Керн ].
- ^ Плутарх , О поедании плоти 996 C [= Орфический фр. 318 II Бернабе (I стр. 260–1) = фр. 210 стр. 231 Керн ].
- ^ Эдмондс 1999, с. 40 («Титаны, разорвите его на куски и съешьте его [Диониса] плоть; Олимпиодор , У Платона Федона 1.3 (Westerink 1976, стр. 40–3) [= Orphic fr. 320 I Bernabé (I, стр. 262) = фр. 220 Керн ].
- ^ Firmicus Maternus , De errore profanarum religium («Ошибка языческих религий») 6,3 стр. 55 Forbes [= Орфический фрр. 313 III (I стр. 256), 314 IV (I стр. 257) Бернабе = фр. 214 Керн ].
- ^ Вест 1983, с. 151; Линфорт, стр. 311–312 ; Эйфорион фр. 14 Лайтфут [= фр. 13 Пауэлл = фр. 12 Шайдвейлер = Цец на Ликофроне , Александра 207 (Шеер, стр. 98, строки 5–10 ) = Орфический фр. 36 Бернабе (I стр. 52–53) = фр. 210 стр. 230–231 Керн ]; ср. Каллимах фр. 643 Клейман [= фр. 643 Пфайффер ].
- ^ Эйфорион фр. 40 Лайтфут [= фр. 36 Пауэлл = Филодем , О благочестии 192–193 = Орфический фр. 59 I (I стр. 66–67) Бернабе = орфический фр. 36 Керн ]; аналогично см. Орфический фр. 59 II (I стр. 67) Бернабе. Обсуждение этого текста Филодема см. в Henrichs, стр. 62–65. Сравните с Корнутом , Theologiae Graecae Compendium, 30 стр. 62, 11 Lang [= Орфический фр. 59 IV (I стр. 67–68) Бернабе], в котором Рея также воскрешает Диониса (см. Мейснер, стр. 254; Линфорт, стр. 315 ).
- ^ Диодор Сицилийский , 3.62.6 . Что касается этого отчета, Graf and Johnston, p. 76, заявляют, что Деметру «часто приравнивали к Рее, начиная с пятого века, в том числе в орфическом контексте»; об этом уравнении в орфических текстах см. West 1983, стр. 72–74, 81–82, 93, 217.
- ^ Вест 1983, с. 152; Линфорт, с. 315 ; Орфический фр. 34, 35 , 209–211 Керн.
- ^ Прокл , Гимн Афине 13–24 ; У Платона Тимей 35а (Тейлор 1820b, стр. 37–38 ) [= Orphic fr. 210 Керн ].
- ^ Линфорт, с. 311 ; Цец , Схолиаст о Ликофроне Александра 355 с. 137 Шеер .
- ^ Гигин , Басни 167.
- ^ Резерфорд, с. 67 .
- ^ Хенрикс, стр. 64–65; Резерфорд, с. 69 .
- ^ Диодор Сицилийский , 4.6.3 .
- ^ Диодор Сицилийский , 1.21.1–3 , рассказывает другую версию истории Осириса, которая более близко соответствует обычному египетскому рассказу об убийстве и расчленении Осириса его братом Сетом. В этом рассказе Тифон (которого греки стали отождествлять с Сетом) убил своего брата Осириса, законного царя Египта, и разрезал тело убитого Осириса на двадцать шесть частей, отдав по одному куску каждому из своих сообщников. так, чтобы все они в равной степени разделили «загрязнение». Но сестра и жена Осириса, Исида , с помощью своего сына Гора убила Тифона и стала царицей.
- ^ Эдмондс 1999, с. 51 ; Линфорт, с. 316 ; Диодор Сицилийский , 3.62.6–8 [= Орфический фр. 301 Керн ], 3.64.1 .
- ^ Мейснер, с. 254; Линфорт, стр. 316, 317 ; Корнут , Сборник греческого богословия, 30 стр. 62, 10–16 Язык .
- ^ Диодор Сицилийский , 3.64.1–2 .
- ^ Мейснер, стр. 255–6; Эрреро де Хареги, стр. 156–7; Firmicus Maternus , Об ошибке светских религий 6.1 (Форбс, стр. 54) [= Орфический фр. 304 III Бернабе (I стр. 248) = фр. 214 Керн ]; см. также Линфорт, стр. 313–314, 315
- ^ Firmicus Maternus , Об ошибке светских религий 6.2–3 (Forbes, стр. 54–5) [= Orphic frr. 304 III (I стр. 248), 309 VII (I стр. 253), 313 III (I стр. 256), 314 IV (I стр. 257) Бернабе = фр. 214 Керн ].
- ^ Firmicus Maternus , Об ошибке светских религий 6.4 (Forbes, стр. 55) [= Orphic frr. 318 V (I стр. 261), 325 (I стр. 267), 332 (I стр. 274) Бернабе = фр. 214 Керн ].
- ^ Firmicus Maternus , De errore profanarum religium 6.5 (Форбер, стр. 55–6) [= Orphic frr. 332 (I стр. 274), 572 (II стр. 137) Бернабе = фр. 214 Керн ].
- ^ Гесиод , Теогония 630–721 .
- ^ Вест 1983, с. 164; Спинето, с. 34 .
- ^ Арнобиус , Adversus Gentes 5.19 (стр. 242) [= Орфический фр. 318 VII (I стр. 261) Бернабе = фр. 34 Керн ]; Нонн , Дионисий 6.206–210 .
- ^ Линфорт, стр. 307–308 ; Спинето, с. 34 . Изложения мифа, включающие антропогонию, см. в Dodds, стр. 155–156 ; Вест 1983, стр. 74–75, 140, 164–166; Гатри, с. 83 ; Буркерт, стр. 297–298; Март, св Загрей, с. 788 ; Паркер 2002, стр. 495–496 ; Морфорд, с. 313.
- ^ См. Мейснер, глава 6; Спинето, стр. 37–39 ; Эдмондс 1999 , 2008, 2013, глава 9; Бернабе, 2002, 2003 гг.; Паркер 2014 .
- ^ Мейснер, стр. 248–9; Эдмондс 1999, с. 40 ; Олимпиодор, У Платона Федона 1.3 (Вестеринк 1976, стр. 40–3) [= Орфический фр. 320 I Бернабе (I стр. 262) = фр. 220 Керн ]; Спинето с. 34 ; Буркерт, с. 463 н. 15; Вест 1983, стр. 164–165; Линфорт, стр. 326 и далее. . По мнению Мейснера, с. 249, «[b]поскольку Олимпиодор - единственный древний источник, который упоминает дионисическую природу [людей], ученые задаются вопросом, сохраняет ли он подлинный элемент орфического повествования или добавляет свои собственные инновации». Линфорт, с. 330 заявляет, что он изобретает этот элемент, чтобы поддержать свой аргумент против самоубийства, в то время как Brisson, p. 494 также считает этот аргумент, основанный на дионисийской природе человечества, «очень оригинальным» ( argument très original ). Эдмондс 2009, с. 530 идет еще дальше, утверждая, что соединение спарагмоса и антропогонии в этом отрывке является «нововведением» Олимпиодора, созданным «для того, чтобы подчеркнуть определенные моменты в его аргументации». Однако, по крайней мере, для неоплатоников, таких как Олимпиодор, человечество, будучи метафорически потомками Титанов и Диониса, имеет как Титаническую, так и Дионисическую природу, и, таким образом, как отмечает Хенрихс, с. 61, описывает это, «несут в своих генах семена первобытного насилия, а также божественную искру».
- ^ Плутарх , О поедании плоти 1.996 C [= Орфический фр. 313 I Бернабе (I стр. 226)]; Линфорт, стр. 334 и далее. ; Эдмондс 1999, стр. 44–47 . Плутарх далее упоминает «ту способность в нас, которая неразумна, беспорядочна и жестока и исходит не от богов, а от злых духов, [которым] древние дали имя Титаны», что Бернабе 2008, стр. 594– 5 видит в качестве доказательства то, что он имеет в виду антропогонию. Эдмондс 2013, стр. 334–45, однако, рассматривает это как «аллегорическую интерпретацию», используемую для «подкрепления достоверности аргумента, который он выдвигал об опасностях поедания мяса».
- ^ См., например, Хрисанту, с. 112; Бернабе 2002, с. 413; Мейснер, с. 249.
- ^ Мейснер, с. 269; Граф и Джонстон, стр. 88–90; Прокл в Платона » « Государстве 2.74.26–75.12 [= Орфический фр. 320 II Бернабе (I стр. 262–3) = фр. 140 Керн .
- ^ Хрисанту, стр. 96–7; Прокл в Платона » « Государстве 2.338.10–339.9 [= Орфический фр. 338 I Bernabé (I стр. 278–9) = фр. 224 Керн .
- ^ Согласно Эдмондсу 1999, с. 41 н. 14, «эта история о наказании, скорее всего, является результатом Титаномахии, а не убийства Диониса», а Бернабе 2002, с. 407 утверждает, что наказание последовало за смертью Диониса, потому что титаны были заключены в Тартар после Титаномахии.
- ^ Дамасций , в Платона » « Федоне , 1.4–5 (Westerink 1977, стр. 30, 31). В 1.4 Дамасий говорит о том, что Диониса «разделили», а в 1.6 заявляет, что «наказание наследников состоит в контроле их разделяющей деятельности».
- ^ Хрисанту, с. 106; Эдмондс 2013, с. 373; Дамасций , в Платона » « Федоне 1.7 (Westerink 1977, стр. 32–3) [= Orphic fr. 178 IV Варнава (стр. 161–2)]; см. также Варнава 2002, с. 407.
- ^ Дамасций , в Платона » « Федоне 1.8 (Westerink 1977, стр. 32, 33) [= Orphic fr. 320 IV Бернабе (стр. 263)]; см. также Мейснер, с. 271.
- ^ Дион Златоуст , Речи 30.10 (стр. 408, 409) [= Орфический фр. 320 VII Бернабе (с. 263)]. Линфорт, с. 334 заявляет, что он не находит «никакого намека на миф о расчленении» в этом отрывке, в то время как Edmonds 2013, p. 370 утверждает, что он «не может относиться к убийству Диониса Загрея» и что «контекст Титаномахии» «ясен». Бернабе 2002, стр. 410–2, однако, утверждает, что «вся фразеология фрагмента очень характерна для орфизма» ( toute la phraséologie du фрагмент est très caractéristique de l'orphisme ), и утверждает, что этот отрывок не относится к Для орфической истории потребовалось бы существование отдельного, неорфического мифа, в котором люди созданы из крови титанов.
- ^ Орфический гимн титанам ; Квандт , (37), 2 (Атанассакис и Волков, стр. 33 стр. 29) [= Орфический фр. 320 X Бернабе (I стр. 264)]. О том, относится ли этот отрывок к антропогонии, см. Morand, pp. 216–217; Риччарделли, стр. 381–3; Хрисанту, с. 107.
- ^ Пиндар , фр. 133 Bergk, apud Платон , Менон 81bc [= фр. 127 Боура]. Эта интерпретация, впервые предложенная Г. Дж. Роузом , обсуждается Линфортом, стр. 345–350 , который, выдвигая несколько возражений и давая другие возможные объяснения, в заключение говорит: «Но в конце концов, несмотря на эти возражения, нужно признать, что в интерпретации Роуз есть высокая степень вероятности». Другие согласились: Доддс, стр. 155–156, говорит, что эта фраза «наиболее естественно объясняется как относящаяся к человеческой ответственности за убийство Диониса», Буркерт, стр. 155–156. 298, говорится, что это «древнее горе» Персефоны «может быть только смертью ее ребенка Диониса»; Паркер 2002, с. В 496 говорится: «Неизвестно ни одного мифа, который действительно объяснял бы этот намек, кроме мифа об убийстве сына Персефоны Диониса предками человека». Однако Уэст 1983, с. 110 н. 82, Seaford, стр. 7–8, который видит «трудности» в интерпретации Роуза», и Edmonds 1999, стр. 47–49 , который отвергает прочтение Роуза, все предлагают разные интерпретации. интерпретации» см. Мейснер, стр. 244–245.
- ^ Платон , Законы 3.701bc [= Орфический фр. 37 I Bernabé (I стр. 53–4) = фр. 9 Керн ].
- ^ Линфорт, стр. 339–345 ; Эдмондс 1999, стр. 43–44 ; Эдмондс 2013, стр. 326–334; Мейснер, с. 245.
- ^ Ксенократ , фр. 20 Хайнце [= Дамасий , В Федоне 1.2]; Линфорт, стр. 337–339 ; Доддс, с. 156; Вест 1983, стр. 21–22; Буркерт, с. 298; Эдмондс 1999, с. 46 ; Паркер 2002, с. 496
- ^ Уилтшир, Алекс (12 февраля 2020 г.). «Как Аид играет греческими мифами» . Каменно-бумажный дробовик . Проверено 19 марта 2021 г. Фарохманеш, Меган (5 марта 2020 г.). «Аид чуть не сыграл своего худшего персонажа» . Грань . Проверено 19 марта 2021 г.
- ^ «Чему «Аид» может научить нас о древнегреческой мужественности» . Проводной . 16 января 2021 г. ISSN 1059-1028 . Проверено 20 сентября 2021 г.
Аид сосредотачивается на Загрее, который играет настолько незначительную роль в мифе, что, как титульный бог сына подземного мира, он создает отличный холст для заполнения персонажа игрока.
- ^ Гаиллорето, Коулман (27 августа 2020 г.). «Достоверно ли Аид изображает греческую мифологию?» . Экранная ругань . Проверено 19 марта 2021 г. Тьер, Дэйв (28 сентября 2020 г.). «Спойлеры: пришло время поговорить об ошеломляющем финале Аида» . Форбс . Проверено 19 марта 2021 г. Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Возрождение истории: Аид» . Ютуб . 30 октября 2020 г. Проверено 19 марта 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Арнобиус , Семь книг Arnobius Adversus Gentes , перевод Арчибальда Гамильтона Брайса и Хью Кэмпбелла, Эдинбург: Т. и Т. Кларк. 1871. Интернет-архив .
- Астур, Майкл К., Hellenosemitica: этническое и культурное исследование западно-семитского влияния на микенскую Грецию , Лейден, Э. Дж. Брилл , 1967.
- Атанассакис, Апостолос Н. и Бенджамин М. Волков, Орфические гимны , издательство Университета Джонса Хопкинса, 2013. ISBN 978-1-4214-0882-8 . Интернет-архив .
- Бернабе, Альберто (2002), «Паутина Пенелопы: существовал ли орфический миф о Дионисе и титанах?» Обзор истории религий 219 (4): 401–433.
- Бернабе, Альберто (2003), «Вокруг орфического мифа о Дионисе и титанах. Некоторые критические замечания» в книге « От гигантов до Диониса». Смеси предложены Ф. Виану. ДАП Чувин. Александрия: 25–39.
- Бернабе, Альберто (2004), Греческие эпические поэты: свидетельства и фрагменты, Часть II: орфические и орфические свидетельства, Fasc 1 , Bibliotheca Teubneriana , Мюнхен и Лейпциг, KG Saur Verlag, 2004. ISBN 978-3-598-71707-9 . Онлайн-версия на сайте De Gruyter .
- Бернабе, Альберто (2005), Греческие эпические поэты: Свидетельства и фрагменты, Часть II: Свидетельства и фрагменты орфиков и орфиков, Fasc 2 , Bibliotheca Teubneriana , Мюнхен и Лейпциг, KG Saur Verlag, 2005. ISBN 978-3-598-71708-6 . Онлайн-версия на сайте De Gruyter .
- Варнава, Альберт (2008), «Орфический миф о Дионисе и титанах», в книге «Орфей и орфическая традиция» , стр. 591–607, под редакцией Альберто Бернабе и Франсека Касадесуса, Мадрид, Акал, 2008 г. ISBN 978-8-446-01896-4 .
- Новый Поли Брилла : Энциклопедия древнего мира. Античность, Том 15 , Tuc-Zyt, редакторы: Хуберт Канчик, Хельмут Шнайдер, Брилл , 2009. ISBN 978-90-04-14220-6 . Онлайн-версия на сайте Brill .
- Бриссон, Люк , Орфей и орфизм в греко-римской древности , Олдершот, Variorum, 1995. ISBN 0-86078-453-3 .
- Буркерт, Уолтер , греческая религия , издательство Гарвардского университета , 1985. ISBN 0-674-36281-0 .
- Хрисанту, Анти, Определение орфизма: верования, телеты и сочинения , Де Грюйтер , 2020. ISBN 978-3-110-67839-0 . Онлайн-версия на сайте De Gruyter .
- Клейман, Ди Л. (2022a), Каллимах: Аэтия, Ямби, Лирические стихотворения , отредактированные и переведенные Ди Л. Клейманом, Классическая библиотека Леба № 421, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 2022. ISBN 978-0-674-99734-9 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Клейман, Ди Л. (2022b), Каллимах: Разные эпосы и элегии, другие фрагменты, Свидетельства , отредактированный и переведенный Ди Л. Клейманом. Классическая библиотека Леба № 550. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2022. ISBN 978-0-674-99749-3 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Климент Александрийский , «Обращение к грекам». Спасение богача. Новокрещеным . Перевод Г.В. Баттерворта. Классическая библиотека Леба № 92. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1919. ISBN 978-0-674-99103-3 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета . Интернет-архив, издание 1960 года .
- Коллард, Кристофер и Мартин Кропп, Фрагменты Еврипида: Эдип-Хрисипп: Другие фрагменты , Классическая библиотека Леба № 506. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 2008. ISBN 978-0-674-99631-1 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Корнут , Сборник греческого богословия , изд. Карл Ланг, Лейпциг: Тойбнер , 1881.
- Дион Златоуст , Беседы 12–30 , перевод Дж. В. Когона, Классическая библиотека Леба № 339, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 1939. ISBN 978-0-674-99374-7 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Диодор Сицилийский , Диодор Сицилийский: Историческая библиотека . Перевод CH Oldfather. Двенадцать томов. Классическая библиотека Леба . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; Лондон: William Heinemann, Ltd. 1989. Интернет-версия Билла Тайера.
- Доддс, Эрик Р., Греки и иррациональное , University of California Press, 2004. ISBN 978-0-520-93127-5 .
- Эдмондс, Рэдклифф (1999), «Разрыв мифа о Загрее: несколько пренебрежительных замечаний об орфизме и первородном грехе», Classical Antiquity 18 (1999): 35–73. PDF .
- Эдмондс, Рэдклифф (2008), «Переработка плащаницы Лаэрта: больше об орфизме и первородном грехе» , Центр эллинистических исследований .
- Эдмондс, Рэдклифф (2009), «Любопытная смесь: традиции и инновации в «орфическом» творении человечества Олимпиодора», в American Journal of Philology , Vol. 130, № 4, стр. 511–32. PDF .
- Эдмондс, Рэдклифф (2013), «Переосмысление древнего орфизма: исследование греческой религии» , Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-03821-9 .
- Firmicus Maternus , Firmicus Maternus: Ошибка языческих религий , перевод Кларенса А. Форбса, Newman Press 1970. ISBN 0-8091-0039-8 .
- Ганц, Тимоти , Ранний греческий миф: Путеводитель по литературным и художественным источникам , издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996, два тома: ISBN 978-0-8018-5360-9 (Том 1), ISBN 978-0-8018-5362-3 (Том 2).
- Граф, Фриц и Сара Айлс Джонстон, Ритуальные тексты для загробной жизни: Орфей и вакхические золотые таблички , Routledge, 2007. ISBN 978-0-415-41550-7 .
- Грималь, Пьер, Словарь классической мифологии , Уайли-Блэквелл, 1996, ISBN 978-0-631-20102-1 .
- Гатри, WKC , Орфей и греческая религия: исследование орфического движения , Princeton University Press, 1935. ISBN 978-0-691-02499-8 .
- Хард, Робин, Справочник Рутледжа по греческой мифологии: на основе «Справочника по греческой мифологии» Г. Дж. Роуза , Psychology Press, 2004, ISBN 978-0-415-18636-0 .
- Хардер, Аннет (2012a), Каллимах: Aetia: Введение, текст, перевод и комментарии , Том 1: Введение, текст и перевод, Oxford University Press, 2012. ISBN 978-0-19-814491-5 .
- Хардер, Аннет (2012b), Каллимах: Aetia: Введение, текст, перевод и комментарии , Том 2: Комментарии, Oxford University Press, 2012. ISBN 978-0-19-814492-2 .
- Хенрикс, Альберт, «Дионис расчленен и возвращен к жизни: самые ранние свидетельства (59 I–II)», в книге «После Орфея: исследования орфических фрагментов» , стр. 61–68, под редакцией Мигеля Эрреро де Хауреги и др., Де Грютер , 2011. ISBN 978-3-110-26053-3 . Онлайн-версия на сайте De Gruyter . Гугл Книги .
- Эрреро де Хауреги, Мигель, Орфизм и христианство в поздней античности , Де Грюйтер , 2010. ISBN 978-3-110-20633-3 . Онлайн-версия на сайте De Gruyter . Гугл Книги .
- Гесиод , Теогония , в «Гомеровских гимнах и Гомерике» с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта , Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гигин, Гай Юлий , Фабулы в Аполлодора библиотеке Гигина и Фабулы : два справочника по греческой мифологии, перевод, с введениями Р. Скотта Смита и Стивена М. Трзаскома , Hackett Publishing Company, 2007. ISBN 978-0-87220-821-6 .
- Кереньи, Карл , Дионис: Архетипический образ нерушимой жизни , пер. Ральф Манхейм, издательство Принстонского университета, 1976. ISBN 0-691-09863-8 .
- Керн, Отто . Orphicorum Fragmenta , Берлин, 1922. Интернет-архив.
- Лайтфут, Дж. Л., Эллинистическая коллекция: Филитас, Александр Этолийский, Гермесианакс, Эйфорион, Парфений, отредактированный и переведенный Дж. Л. Лайтфутом, Классическая библиотека Леба № 508, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 2010. ISBN 978-0-674-99636-6 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Линфорт, Иван М. , Искусство Орфея , Беркли, Калифорнийский университет Press, 1941. Интернет-версия на HathiTrust.
- Марч, Дженни, Словарь классической мифологии Касселла , Casell & Co, 2001. ISBN 0-304-35788-X . Интернет-архив .
- Мейснер, Дуэйн А., Орфическая традиция и рождение богов , Oxford University Press , 2018. ISBN 978-0-190-66352-0 .
- Моран, Анн-Франс, Исследования орфических гимнов , Брилл , 2001. ISBN 978-900-4-12030-3 . Онлайн-версия на сайте Brill .
- Морфорд, Марк ПО, Роберт Дж. Ленардон, Классическая мифология , восьмое издание, Oxford University Press, 2007. ISBN 978-0-19-530805-1 .
- Наук, Иоганн Август , Tragicorum graecorum фрагмента , Лейпциг, Тойбнер, 1889. Интернет-архив.
- Нильссон, Мартин, П., «Ранний орфизм и движения родственных религий», в The Harvard Theological Review , Vol. 28, № 3 (июль 1935 г.), стр. 181–230. JSTOR 1508326 .
- Ниммо Смит, Дженнифер, Христианский путеводитель по греческой культуре: комментарии Псевдо-Ноннуса к проповедям 4, 5, 39 и 43 Григория Назианзина , Ливерпуль, Liverpool University Press, 2001. ISBN 0-85323-917-7 .
- Нонн , Дионисий ; перевод Роуз, WHD , I Книги I – XV. Классическая библиотека Леба № 344, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1940. Интернет-архив.
- Нонн , Дионисий ; перевод Роуз, WHD , II Книги XVI – XXXV. Классическая библиотека Леба № 345, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1940. Интернет-архив.
- Нонн , Дионисий ; перевод Роуз, WHD , III Книги XXXVI – XLVIII. Классическая библиотека Леба № 346, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1940. Интернет-архив.
- Огден, Дэниел, Дракон: миф о драконе и культ змеи в греческом и римском мирах , Oxford University Press, 2013. ISBN 978-0-19-955732-5 .
- Овидий , Метаморфозы , Брукс Мор. Бостон. Cornhill Publishing Co., 1922. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Паркер, Роберт (2002), «Ранний орфизм» в «Греческом мире » под редакцией Антона Пауэлла, Routledge, 2002. ISBN 978-1-134-69864-6 .
- Паркер, Роберт (2014), Обзор Эдмондса 2013. Классический обзор Брин Мора BMCR 2014.07.13 .
- Павсаний , Павсаний Описание Греции с английским переводом WHS Jones, Litt.D., и HA Ormerod, MA, в 4 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1918. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Пфайффер, Рудольф, Каллимах , Фрагменты тома I, Oxford University Press, 1965. Интернет-архив .
- Платон , Менон у Платона в двенадцати томах , Vol. 3 в переводе WRM Lamb. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann Ltd., 1967. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Платон , Законы Платона в двенадцати томах , Тт. 10 и 11 в переводе Р. Г. Бери . Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann Ltd. 1967 и 1968. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Плутарх , Моралия, Том V: Исида и Осирис. E в Дельфи. Оракулы в Дельфах больше не даются в стихах. Устаревание оракулов . Перевод Фрэнка Коула Бэббита. Классическая библиотека Леба № 306. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1936. ISBN 978-0-674-99337-2 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Плутарх , Моралия, том XII: О лике, появляющемся на орбите Луны. О принципе холода. Что полезнее: огонь или вода. Умнее ли наземные или морские животные. Звери рациональны. О поедании плоти . Перевод Гарольда Чернисса, У. К. Хелмбольда. Классическая библиотека Леба № 406. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1957. ISBN 978-0-674-99447-8 Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Прокл , Гимн Афине в Саллюстии, О богах и мире; и пифагорейские изречения Демофила, переведенные с греческого; и пять гимнов Прокла на греческом языке в оригинале с поэтической версией. К этому добавлены пять гимнов переводчика , переведенные Томасом Тейлором, Лондон, напечатано для Э. Джеффри, 1793 г. Онлайн-версия в Hathi Trust .
- Квандт, Вильгельм, Гимны Орфея , Берлин, Вайдман, 1955.
- Рикчарделли, Габриэлла, Инни Орфичи , Фонд Лоренцо Валла, 2000. ISBN 978-8-804-47661-0 .
- Резерфорд, Ян, Греко-египетское взаимодействие: литература, перевод и культура, 500 г. до н.э. – 300 г. н.э. , Oxford University Press, 2016. ISBN 9780191630118 .
- Шеер, Эдуард, Ликофронис Александр , Том II Scholia continens , Вайдманн, Берлин, 1908. Интернет-архив.
- Сифорд, Ричард, «Бессмертие, спасение и элементы», в Гарвардских исследованиях по классической филологии , Vol. 90 (1986), стр. 1–26. JSTOR 311457 . дои : 10.2307/311457 .
- Смит, Герберт Вейр , Эсхил, с английским переводом Герберта Вейра Смита , Том II, Лондон Хайнеманн, 1926. Интернет-архив.
- Зоммерштейн, Алан Х., Эсхил: Фрагменты. Отредактировано и переведено Аланом Х. Зоммерштейном. Классическая библиотека Леба № 505. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 2009. ISBN 978-0-674-99629-8 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Спинето, Натале, «Модели отношений между Богом и человеком в «язычестве», в книге «В поисках общего человечества: человеческое достоинство и инаковость в религиозных традициях Средиземноморья» , BRILL, 2011. ISBN 9789004201651 .
- Тейлор, Томас (1820a), Комментарии Прокла к Тимею Платона, том 1, Лондон: Томас Тейлор, 1820. Интернет-архив.
- Тейлор, Томас (1820b), Комментарии Прокла к Тимею Платона, том 2. , Лондон: Томас Тейлор, 1820. Интернет-архив.
- Уэст, ML (1983), Орфические стихи , Clarendon Press. ISBN 978-0-19-814854-8 .
- Уэст, М.Л. (2003), Фрагменты греческого эпоса: с седьмого по пятый века до нашей эры . Отредактировано и переведено Мартином Л. Уэстом. Классическая библиотека Леба № 497. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 2003. ISBN 978-0-674-99605-2 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Вестеринк, Леендерт Геррит (1976), Греческие комментарии к «Федону» Платона. Том I: Олимпиодор , Издательство Северной Голландии, Амстердам, 1976. ISBN 978-0-720-48331-4 .
- Вестеринк, Леендерт Геррит (1977), Греческие комментарии к «Федону» Платона. Том II: Дамаскиус , Издательство Северной Голландии, Амстердам, 1977. ISBN 978-1-898-91047-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Менар, Жак Этьен (1968). «Миф о Дионисе Загрее в Филоне». Журнал религиозных наук . 42 (4): 339–345. дои : 10.3406/rscir.1968.2519 .
- Пенцова, Елка (1994). «О фракийском Дионисе». Диалоги древней истории . 20 (2): 151–154. дои : 10.3406/dha.1994.2183 .
- Верхелст, Беренис (2013). «Так многообразен, как Дионис: новые взгляды на Дионисию Нонна». L'Antiquité Classique 82 : 267–278. дои : 10.3406/antiq.2013.3840 .
