Jump to content

Ксенократ

Ксенократ
Ксенократ
Рожденный 396/5 г. до н.э.
Умер 314/3 г. до н.э.
Эра Древняя философия
Область Западная философия
Школа Платонизм
Основные интересы
Логика , Физика , Метафизика , Эпистемология , Математика , Этика
Известные идеи
Развил философию Платона.

Ксенократ ( / z ə ˈ n ɒ k r ə ˌ t z / ; греческий : Xenokratis ; ок. 396/5 – 314/3 до н.э. [1] Халкидонский греческий философ , математик и руководитель ( ученый ) Платонической академии с 339/8 по 314/3 до н.э. Его учения следовали учениям Платона , которые он пытался определить более точно, часто с математическими элементами. Он различал три формы бытия: чувственную, умопостигаемую и третью, составную из двух, которым соответствуют соответственно чувство , интеллект и мнение . Он считал единство и двойственность богами, управляющими вселенной , а душу — самодвижущимся числом . Бог пронизывает все вещи, и существуют демонические силы, промежуточные между божественным и смертным , которые заключаются в состояниях души. Он считал, что математические объекты и идеи Платона тождественны, в отличие от Платона, который их различал. В этике он учил, что добродетель производит счастье , но внешние блага могут способствовать этому и позволить достичь своей цели.

Жизнь [ править ]

Ксенократ был уроженцем Халкидона . [2] По наиболее вероятному расчету [3] он родился в 396/5 г. до н. э. и умер в 314/3 г. до н. э. в возрасте 82 лет. Его отца звали Агафон ( древнегреческий : Ἀγάθωνος ) или Агафанор ( древнегреческий : Ἀγαθάνορος ). [4]

Переехав в Афины в ранней юности, он стал учеником Эсхина Сократика . [5] но впоследствии примкнул к Платону , [6] которого он сопровождал на Сицилию в 361 году. [7] После смерти своего хозяина он вместе с Аристотелем нанес визит Гермию из Атарнея . [8] В 339/8 г. до н.э. Ксенократ сменил Спевсиппа на посту президента школы. [9] победив своих конкурентов Менедема Пиррского и Гераклида Понтийского с перевесом в несколько голосов. [10] Трижды он был членом афинской миссии: один раз к Филиппу , дважды к Антипатру . [11]

Ксенократ возмущался македонским влиянием, которое тогда доминировало в Афинах. Вскоре после смерти Демосфена (ок. 322 г. до н. э.) он отказался от гражданства, предложенного ему по настоянию Фокиона. [10] в награду за его заслуги в заключении мира с Антипатром после неудачного восстания Афин. Урегулирование было достигнуто «ценой конституционного изменения: тысячи бедных афинян были лишены избирательных прав», и Ксенократ сказал, «что он не хотел становиться гражданином в рамках конституции, которую он изо всех сил пытался предотвратить». [12] Будучи не в состоянии платить налог, взимаемый с проживающих в стране иностранцев, он, как говорят, был спасен только благодаря мужеству оратора Ликурга . [13] или даже быть купленным Деметрием Фалереем , а затем освобожденным. [14] В 314/3 он умер от удара головой, споткнувшись о бронзовый горшок в своем доме. [14]

Ксенократа сменил На посту ученого Полемон , которого он избавил от расточительной жизни. государственный деятель Фокион, Херон (тиран Пеллены ), академик Крантор , стоик Зенон и Эпикур Помимо Полемона, его лекции, как говорят, посещали .

Не хватает быстроты восприятия и естественной грации. [15] он компенсировал это настойчивым и усердным трудолюбием, [16] чистая доброжелательность, [17] чистота нравов, [18] бескорыстие, [19] и моральная серьезность, которая вызывала уважение и доверие даже у афинян его возраста. [20]

Ксенократ тесно придерживался платонической доктрины и считается типичным представителем Старой Академии. В своих многочисленных сочинениях он, кажется, охватил почти всю академическую программу; но метафизика и этика были предметами, которые в основном занимали его мысли. Говорят, что он более четко определил разделение философии на три части: физику , диалектику и этику .

Сочинения [ править ]

по «Диалектике» существовали Наряду с обширными работами отдельные трактаты «О познании» , «О познаваемости» видах» , «О подразделениях» , «О родах также , и которым, к др идеях» и » , «О противоположности «Об , относится труд « О опосредованном мышлении». вероятно ., [21] тоже принадлежал. две работы Ксенократа по физике Упоминаются . [22] как и книги « О богах» ( περὶ Θεῶν 2 ), [23] существующем (О [24] Об одном неопределенном , о , [25] О душе [26] эмоциях (Об [24] О памяти . и т. д То же самое и с Этическими трактатами о счастье общими более . [24] и о (περὶ ἀρετῆςдобродетели [24] были соединены отдельные книги об отдельных Добродетелях, о Добровольных и т. д. [24] Свои четыре книги о королевской адресовал Александру он власти . [27] он написал трактаты «О государстве». того, Кроме [28] силе закона О [24] и т. д., а также по геометрии , арифметике и астрологии . [29] Помимо философских трактатов, он писал стихи ( эпе ) и параенезисы . [25]

Философия [ править ]

Эпистемология [ править ]

Ксенократ провел более четкое разделение между тремя разделами философии, чем Спевсипп . [30] но в то же время отказался от платоновского эвристического метода ведения посредством сомнений ( aporiai ) и принял вместо этого способ выдвижения своих доктрин, в котором они развивались догматически. [31]

Ксенократ признавал три степени познания, каждая из которых соответствовала своей области: знание, ощущение и мнение. ) он относил Познание ( эпистема к той сущности, которая является предметом чистого мышления и не включается в феноменальный мир; ощущение ( aisthesis ) к тому, что переходит в мир явлений; мнение ( doxa ) о той сущности, которая является одновременно объектом чувственного восприятия и математически чистого разума, - сущности неба или звезд ; так что он понимал doxa в более высоком смысле и стремился более определенно, чем Платон, показать математику как посредника между познанием и чувственным восприятием. [32]

Все три способа постижения причастны истине; но каким образом научное восприятие ( epistemonike aisthesis ) сделало это, мы, к сожалению, не знаем. Даже здесь проявляется предпочтение Ксенократом символических способов осмысления или обозначения: он связал три вышеуказанные стадии познания с тремя Судьбами : Атропос , Клото и Лахезис . Мы ничего не знаем далее о том, как Ксенократ осуществлял свою диалектику , так как, вероятно, то, что было свойственно аристотелевской логике, не осталось в ней незамеченным, ибо едва ли можно сомневаться в том, что деление сущего на абсолютно сущее, и относительно существующее, [33] приписываемый Ксенократу, противопоставлялся аристотелевской таблице категорий .

Метафизика [ править ]

Мы знаем от Плутарха [34] что Ксенократ, если и не объяснил платоновскую конструкцию мировой души , как это сделал после него Крантор , тем не менее в значительной степени опирался на « Тимей» ; и дальше [35] что он был во главе тех, кто, считая Вселенную нерожденной и непреходящей, рассматривал хронологическую последовательность в теории Платона как форму, в которой можно обозначить отношения концептуальной последовательности. Плутарх, к сожалению, не сообщает нам дальнейших подробностей и ограничился описанием известного предположения Ксенократа, что душа есть самодвижущееся число. [36] Вероятно, с этим следует связать то утверждение, что Ксенократ называл единство и двойственность ( monas и duas ) божествами, а первых характеризовал как первое мужское существование, правящее на небесах, как отца и Зевса , как нечетное число и дух; последняя как женщина, как мать богов и как душа вселенной, которая царствует над изменчивым миром под небом, [37] или, как говорят другие, что он назвал Зевса, который всегда остается подобным ему, правящим в сфере неизменного, высшего; тот, кто правит изменчивым, подлунным миром, последним или самым внешним. [38]

Если, подобно другим платоникам, он обозначал материальный принцип как неопределенную двойственность, то мировая душа, вероятно, описывалась им как первая определенная двойственность, обусловливающее или определяющее начало каждой отдельной определенности в сфере материального и изменчивого, но не выходя за его пределы. Кажется, он назвал ее в высшем смысле индивидуальной душой, в производном смысле — самодвижущимся числом, то есть первым числом, наделенным движением. Этой мировой душе Зевс, или мировой дух, доверил — в какой степени и в какой степени мы не узнаем — власть над тем, что подвержено движению и изменению. Божественная сила мировой души снова представлена ​​в различных сферах вселенной как вселение души в планеты, Солнце и Луну, - в более чистой форме, в форме олимпийских богов . Как подлунная демоническая сила (как Гера , Посейдон , Деметра ) она обитает в стихиях, и эти демонические сущности, находящиеся на полпути между богами и людьми, относятся к ним как к равнобедренный треугольник относится к равностороннему и разностороннему . [39] Божественную мировую душу, которая правит всей областью подлунных изменений, он, по-видимому, обозначил как последнего Зевса, последнюю божественную деятельность.

Только когда мы добираемся до сферы отдельных демонических сил природы , начинается противостояние добра и зла . [40] и демоническая сила умиротворяется посредством упрямства, которое она находит там близким ей; добрая демоническая сила делает счастливыми тех, в ком она вселяется, дурная губит их; ибо эвдемония — это обитание доброго демона, а противоположность — обитание дурного. [41]

Как Ксенократ пытался обосновать и связать с научной точки зрения эти предположения, которые, по-видимому, взяты главным образом из его книг о природе богов, [42] мы не узнаем, а можем лишь открыть одну фундаментальную идею, лежащую в их основе, что все степени существования пронизаны божественной силой и что она становится все менее и менее энергичной по мере того, как она спускается к бренному и индивидуальному. Следовательно, он, по-видимому, также утверждал, что насколько простирается сознание, настолько же простирается и интуиция той всеправящей божественной силы, причастной которой он представлял даже неразумных животных. [43] Но ни толстое, ни тонкое, к различным сочетаниям которых он, по-видимому, пытался отнести различные степени материального существования, не рассматривались им как имеющие душу сами по себе; [44] несомненно, потому, что он непосредственно относил их к божественной деятельности и был далек от попытки примирить двойственность принципов или свести их в первоначальное единство. Поэтому он также был за то, чтобы доказать бестелесность души тем фактом, что она не питается так, как тело. [45]

Вероятно, по примеру Платона он обозначил божественное начало как единое неделимое и остающееся подобным самому себе; материальное, как делимое, причастное многообразию и различное, и что из соединения двух или из ограничения безграничного абсолютным единством он вывел число и по этой причине назвал душой вселенной, как и у индивидуальных существ, самодвижущееся число, которое в силу своего двойного корня в одинаковом и различном, одинаково разделяет постоянство и движение и достигает сознания посредством примирения этой противоположности.

Аристотель в своей «Метафизике » [46] среди современных платоников признаны три основных взгляда на идеальные числа и их отношение к идеям и математическим числам :

  1. те, кто, подобно Платону, различал идеальные и математические числа;
  2. те, кто, как Ксенократ, отождествлял идеальные числа с математическими числами
  3. те, кто, как Спевсипп, постулировал только математические числа

Аристотель много говорит против ксенократовой интерпретации теории и, в частности, указывает, что, если идеальные числа состоят из арифметических единиц, они не только перестают быть принципами, но и становятся объектом арифметических операций.

В выводе вещей на основе числовых рядов он, по-видимому, пошел дальше, чем любой из его предшественников. [47] Он сблизился с пифагорейцами в том, что (как это ясно из его объяснения души) считал число обусловливающим началом сознания, а следовательно, и познания; он считал необходимым, однако, восполнить недостающее в предположении Пифагора более точное определение, заимствованное у Платона, что оно имеет место лишь постольку, поскольку число примиряет противоположность между одним и тем же и различным и возвысилось до самоопределения. движение, что это душа. Похожую попытку дополнения учения Платона мы находим в предположении Ксенократа о неделимости линий. [48] В них он думал, что открыл то, что, по Платону, [49] Один Бог знает, и тот из людей, кого он любит, а именно, элементы или начала платоновых треугольников. Кажется, он описал их как первые, оригинальные линии и в том же смысле говорил об оригинальных простых фигурах и телах. [50] убежден, что начала сущего следует искать не в материальном, не в делимом, достигающем состояния явления, а лишь в идеальной определенности формы. В соответствии с этим он вполне мог рассматривать этот вопрос как просто субъективно допустимую предпосылку и отрывок Аристотеля, касающийся этого предположения. [51] возможно, следует обратиться к нему.

Этика [ править ]

Сведения о его Этике скудны. Он пытался дополнить учение Платона в различных пунктах и ​​в то же время придать ему более прямую применимость к жизни. Он отличал от добра и зла то, что не является ни хорошим, ни плохим. [52] Следуя идеям своих академических предшественников, он рассматривал хорошее как то, к чему следует стремиться само по себе, т. е. то, что имеет ценность само по себе, а плохое есть противоположность этому. [53] Следовательно, то, что не является ни хорошим, ни плохим, есть то, к чему само по себе не следует ни стремиться, ни чего следует избегать, но оно приобретает ценность или противоположность в зависимости от того, служит ли оно средством для того, что хорошо или плохо, или, вернее, используется нами. для этой цели.

Ксенократ, изображенный как средневековый ученый в Нюрнбергских хрониках.

В то время как Ксенократ (а с ним Спевсипп и другие философы древней Академии) [54] не признавал, что эти промежуточные вещи, как-то здоровье , красота , слава , удача и т. д., ценны сами по себе, он не признавал, что они абсолютно бесполезны или безразличны. [55] Следовательно, в зависимости от того, что то, что принадлежит промежуточной области, приспособлено вызывать или препятствовать добру, Ксенократ, по-видимому, обозначал это как добро или зло, вероятно, с оговоркой, что при неправильном использовании добро может стать злом, а порок наоборот, чтобы добродетелью зло могло стать добром. [56]

Тем не менее он утверждал, что только добродетель ценна сама по себе, а ценность всего остального условна. [57] Согласно этому, счастье должно совпадать с сознанием добродетели, [58] хотя его ссылка на отношения человеческой жизни требует дополнительного условия, что только в наслаждении благами и обстоятельствами, изначально предназначенными для него природой, оно достигает завершения; однако к этим благам не относится чувственное наслаждение. [59] В этом смысле он, с одной стороны, обозначал (совершенное) счастье как обладание личной добродетелью и приспособленными к ней способностями и, следовательно, считал среди его составных элементов, помимо условий и возможностей моральных действий, те движения и отношения, без которых внешние хорошие вещи не могут быть достигнуты, [60] а с другой стороны, не допускал, чтобы мудрость, понимаемая как наука о первопричинах или умопостигаемой сущности, или как теоретическое понимание, сама по себе есть истинная мудрость, к которой следует стремиться людям, [61] и поэтому, по-видимому, считал, что эта человеческая мудрость одновременно проявляется в исследовании, определении и применении. [62] Как решительно он настаивал не только на признании безусловной природы нравственного совершенства, но и на нравственности мысли, показывает его заявление, что одно и то же, бросает ли человек тоскливый взгляд или ступает на собственность другие. [63] Его моральная серьёзность выражается и в предостережении о том, что уши детей следует беречь от яда безнравственных речей. [64]

Математика [ править ]

Ксенократ, как известно, написал книги « О числах » и «Теорию чисел» , помимо книг по геометрии . [29] Плутарх пишет, что Ксенократ однажды попытался найти общее количество слогов, которые можно составить из букв алфавита. [65] Согласно Плутарху, результат Ксенократа составил 1 002 000 000 000 (« мириады и двадцать раз мириады-мириады»). Возможно, это первый случай, когда была предпринята попытка решить комбинаторную задачу, включающую перестановки . Ксенократ также поддерживал идею «неделимых линий» (и величин), чтобы противостоять парадоксам Зенона . [66]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Доранди 1999 , с. 48.
  2. ^ Цицерон, Академика , т.е. 4; Афиней, XII; Стобеус, Эккл. Физ. я. 3; Суда, Ксенократ
  3. ^ Лаэрций 1925 , § 14; комп. Цензорин, ок. 15
  4. ^ Энциклопедия Суда, xi, 42
  5. ^ Афиней, ix
  6. ^ Лаэрций 1925 , § 6.
  7. ^ Лаэрций 1925 , § 6 и др.
  8. ^ Страбон, xii.
  9. ^ Лаэрций 1925 , § 14, сост. 3..
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джексон 1911 год .
  11. ^ Лаэрций 1925 , § 8, 9.
  12. ^ Хабихт 1988 , с. 14 со ссылкой на Плутарха 1902 г. , Фока § 29.6 и Уайтхеда 1981 г. , стр. 238–241.
  13. ^ Плутарх, Фламин. в. 12, X. Он молится. Жизнь, 7; но сравните Фокиона, ок. 29
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лаэрций 1925 , § 14.
  15. ^ Лаэрций 1925 , § 6; Плутарх, конж. Prec.
  16. ^ Лаэрций 1925 , §6, 11; комп. Плутарх, прямо Крыса.
  17. ^ Лаэрций 1925 , § 10; Элиан, Различные истории , xiii. 3
  18. ^ Лаэрций 1925 , § 7; Плутарх, Комп. Кимон. в. Лукулл , ок. 1; Цицерон, «О должностях» , т. 30; Валерий Максим, ii. 10
  19. ^ Лаэрций 1925 , § 8 и др.; Цицерон, Tusculanae Quaestiones , т. 32
  20. ^ Лаэрций 1925 , § 7; Цицерон Аттику , т.е. 15; Плутарх о лести. и друг дискр.
  21. ^ Лаэрций 1925 , § 13, 12; комп. Цицерон, «Академика» , IV. 46
  22. ^ Лаэрций 1925 , § 11, 13.
  23. ^ Лаэрций 1925 , § 13; комп. Цицерон, «О природе богов» , т. 13
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Лаэрций 1925 , § 12.
  25. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лаэрций 1925 , § 11.
  26. ^ Лаэрций 1925 , § 13.
  27. ^ комп. Плут. нареч. Колот.
  28. ^ Лаэртий 1925 , § 12, 13.
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лаэрций 1925 , § 13, 14.
  30. ^ Секст Эмпирик, нар. Математика. viii. 16
  31. ^ Лаэрций 1925 , § 11, 16.
  32. ^ Секст Эмпирик, нар. Математика. VII. 147 и т. д.
  33. ^ Симплиций, в Arist. Категория iii. ф. 6, б
  34. ^ Плутарх, о рождении душ. от Тима.
  35. ^ Аристотель, на небесах , т.е. 10, 32, Метаф. xiv. 4
  36. ^ Плутарх, о рождении душ. от Тима. , комп. Аристотель, О душе , т. 2, 4, Анал. Почта. ii. 4, там же. Интерп.
  37. ^ Стобеус, Эккл. Физ. я. 62
  38. ^ Плутарх, Плат. Вопрос. ix. 1; Климент Александрийский, Строматы , ст. 604
  39. ^ Стобеус, Эккл. Физ. я. 62; Плутарх об Ораке. отказ ; Цицерон, «О природе богов» , т. 13
  40. ^ Стобеус, Эккл. Физ.
  41. ^ Плутарх, об Исиде. и рот , Орака. отказ ; Аристотель, Темы , ii. 2; Стобеус, Серм , граж. 24
  42. ^ Цицерон, О природе богов , i. 13
  43. Климент Александрийский, Строматы , т. 590.
  44. ^ Плутарх, Де Фак. в кругу луны
  45. ^ Немезиус, О природе человека
  46. ^ Аристотель, Метафия. vii.2.1028
  47. ^ Теофраст, Мет. в. 3
  48. ^ Аристотель, де Лин. следующий Физ. Ауск. сила 2; комп. Проще говоря, в Арист. Физ. ф. 30
  49. ^ Платон Тимей
  50. ^ Симплиций, в Arist. Небес
  51. ^ Аристотель, де Анима , т.е. 4, доп.
  52. ^ Секст Эмпирик, нар. Математика. xi. 4
  53. ^ Цицерон, «О законах» , т. е. 13
  54. ^ Цицерон, De finibus , iv. 18 и т. д.
  55. ^ Цицерон, «О законах» , т. е. 21
  56. ^ Цицерон, Tusculanae Quaestiones , v. 10, 18
  57. ^ Цицерон, Tusculanae Quaestiones , v. 10, 18., сост. Академический , т.е. 6
  58. ^ Аристотель, Топика , ii. 6, VII. 1, там же. Алекс.
  59. ^ Цицерон, Tusculanae Quaestiones , v. 13, комп. 17, О пределах , ii. 11; Сенека, Письма , 85
  60. ^ Климент Александрийский, Строматы , II .; комп. Цицерон, «О пределах» , IV. 7, в. 9, Академика , ii. 44, 45, Tusculanae Quaestiones , iv. 10, 26, 31
  61. ^ Климент Александрийский, Стромата ; Цицерон, Академика , ii. 44, 45
  62. ^ Аристотель, Топика , vi. 3
  63. ^ Элиан, Различные истории , xiv. 42
  64. ^ Плутарх, Аудит.
  65. ^ Плутарх, Квест. Сожитель
  66. ^ Симплиций, в Arist. Физ.

Библиография [ править ]

  • Бартнинкас, В. (2023). Традиционные и космические боги у позднего Платона и ранней академии Кембриджа: Издательство Кембриджского университета, 211–238. ISBN   9781009322591
  • Доранди, Тициано (1999). «Глава 2: Хронология». В Альгре, Кеймпе; и др. (ред.). Кембриджская история эллинистической философии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 50. ISBN  9780521250283 .
  • Джексон, Генри (1911). «Ксенократ» . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 28 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 883–884.
  •  Лаэртий, Диоген (1925). «Академики: Ксенократ» . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 1:4. Перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах). Классическая библиотека Леба.
  • Хабихт, Кристиан (1988). «Эллинистические Афины и ее философы». Лекция Дэвида Мэги, Программа Принстонского университета по истории, археологии и религиям древнего мира . п. 14.
  • Плутарх (1902). «Фок § 29.6» . Список академических философов Геркуланума . С Вейдманами. п. 42.
  • Уайтхед (1981). «Ксенократ Метик». Рейнский музей . 124 : 238–241.

Атрибуция

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f0c1cbf94b8f607820f728e657dc0857__1715603220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f0/57/f0c1cbf94b8f607820f728e657dc0857.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Xenocrates - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)