Ксенократ
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Ксенократ | |
---|---|
![]() Ксенократ | |
Рожденный | 396/5 г. до н.э. |
Умер | 314/3 г. до н.э. |
Эра | Древняя философия |
Область | Западная философия |
Школа | Платонизм |
Основные интересы | Логика , Физика , Метафизика , Эпистемология , Математика , Этика |
Известные идеи | Развил философию Платона. |
Ксенократ ( / z ə ˈ n ɒ k r ə ˌ t iː z / ; греческий : Xenokratis ; ок. 396/5 – 314/3 до н.э. [1] Халкидонский — греческий философ , математик и руководитель ( ученый ) Платонической академии с 339/8 по 314/3 до н.э. Его учения следовали учениям Платона , которые он пытался определить более точно, часто с математическими элементами. Он различал три формы бытия: чувственную, умопостигаемую и третью, составную из двух, которым соответствуют соответственно чувство , интеллект и мнение . Он считал единство и двойственность богами, управляющими вселенной , а душу — самодвижущимся числом . Бог пронизывает все вещи, и существуют демонические силы, промежуточные между божественным и смертным , которые заключаются в состояниях души. Он считал, что математические объекты и идеи Платона тождественны, в отличие от Платона, который их различал. В этике он учил, что добродетель производит счастье , но внешние блага могут способствовать этому и позволить достичь своей цели.
Жизнь [ править ]
Ксенократ был уроженцем Халкидона . [2] По наиболее вероятному расчету [3] он родился в 396/5 г. до н. э. и умер в 314/3 г. до н. э. в возрасте 82 лет. Его отца звали Агафон ( древнегреческий : Ἀγάθωνος ) или Агафанор ( древнегреческий : Ἀγαθάνορος ). [4]
Переехав в Афины в ранней юности, он стал учеником Эсхина Сократика . [5] но впоследствии примкнул к Платону , [6] которого он сопровождал на Сицилию в 361 году. [7] После смерти своего хозяина он вместе с Аристотелем нанес визит Гермию из Атарнея . [8] В 339/8 г. до н.э. Ксенократ сменил Спевсиппа на посту президента школы. [9] победив своих конкурентов Менедема Пиррского и Гераклида Понтийского с перевесом в несколько голосов. [10] Трижды он был членом афинской миссии: один раз к Филиппу , дважды к Антипатру . [11]
Ксенократ возмущался македонским влиянием, которое тогда доминировало в Афинах. Вскоре после смерти Демосфена (ок. 322 г. до н. э.) он отказался от гражданства, предложенного ему по настоянию Фокиона. [10] в награду за его заслуги в заключении мира с Антипатром после неудачного восстания Афин. Урегулирование было достигнуто «ценой конституционного изменения: тысячи бедных афинян были лишены избирательных прав», и Ксенократ сказал, «что он не хотел становиться гражданином в рамках конституции, которую он изо всех сил пытался предотвратить». [12] Будучи не в состоянии платить налог, взимаемый с проживающих в стране иностранцев, он, как говорят, был спасен только благодаря мужеству оратора Ликурга . [13] или даже быть купленным Деметрием Фалереем , а затем освобожденным. [14] В 314/3 он умер от удара головой, споткнувшись о бронзовый горшок в своем доме. [14]
Ксенократа сменил На посту ученого Полемон , которого он избавил от расточительной жизни. государственный деятель Фокион, Херон (тиран Пеллены ), академик Крантор , стоик Зенон и Эпикур Помимо Полемона, его лекции, как говорят, посещали .
Не хватает быстроты восприятия и естественной грации. [15] он компенсировал это настойчивым и усердным трудолюбием, [16] чистая доброжелательность, [17] чистота нравов, [18] бескорыстие, [19] и моральная серьезность, которая вызывала уважение и доверие даже у афинян его возраста. [20]
Ксенократ тесно придерживался платонической доктрины и считается типичным представителем Старой Академии. В своих многочисленных сочинениях он, кажется, охватил почти всю академическую программу; но метафизика и этика были предметами, которые в основном занимали его мысли. Говорят, что он более четко определил разделение философии на три части: физику , диалектику и этику .
Сочинения [ править ]
по «Диалектике» существовали Наряду с обширными работами отдельные трактаты «О познании» , «О познаваемости» видах» , «О подразделениях» , «О родах также , и которым, к др идеях» и » , «О противоположности «Об , относится труд « О опосредованном мышлении». вероятно ., [21] тоже принадлежал. две работы Ксенократа по физике Упоминаются . [22] как и книги « О богах» ( περὶ Θεῶν 2 ), [23] существующем (О [24] Об одном неопределенном , о , [25] О душе [26] эмоциях (Об [24] О памяти . и т. д То же самое и с Этическими трактатами о счастье общими более . [24] и о (περὶ ἀρετῆςдобродетели [24] были соединены отдельные книги об отдельных Добродетелях, о Добровольных и т. д. [24] Свои четыре книги о королевской адресовал Александру он власти . [27] он написал трактаты «О государстве». того, Кроме [28] силе закона О [24] и т. д., а также по геометрии , арифметике и астрологии . [29] Помимо философских трактатов, он писал стихи ( эпе ) и параенезисы . [25]
Философия [ править ]
Эпистемология [ править ]
Ксенократ провел более четкое разделение между тремя разделами философии, чем Спевсипп . [30] но в то же время отказался от платоновского эвристического метода ведения посредством сомнений ( aporiai ) и принял вместо этого способ выдвижения своих доктрин, в котором они развивались догматически. [31]
Ксенократ признавал три степени познания, каждая из которых соответствовала своей области: знание, ощущение и мнение. ) он относил Познание ( эпистема к той сущности, которая является предметом чистого мышления и не включается в феноменальный мир; ощущение ( aisthesis ) к тому, что переходит в мир явлений; мнение ( doxa ) о той сущности, которая является одновременно объектом чувственного восприятия и математически чистого разума, - сущности неба или звезд ; так что он понимал doxa в более высоком смысле и стремился более определенно, чем Платон, показать математику как посредника между познанием и чувственным восприятием. [32]
Все три способа постижения причастны истине; но каким образом научное восприятие ( epistemonike aisthesis ) сделало это, мы, к сожалению, не знаем. Даже здесь проявляется предпочтение Ксенократом символических способов осмысления или обозначения: он связал три вышеуказанные стадии познания с тремя Судьбами : Атропос , Клото и Лахезис . Мы ничего не знаем далее о том, как Ксенократ осуществлял свою диалектику , так как, вероятно, то, что было свойственно аристотелевской логике, не осталось в ней незамеченным, ибо едва ли можно сомневаться в том, что деление сущего на абсолютно сущее, и относительно существующее, [33] приписываемый Ксенократу, противопоставлялся аристотелевской таблице категорий .
Метафизика [ править ]
Мы знаем от Плутарха [34] что Ксенократ, если и не объяснил платоновскую конструкцию мировой души , как это сделал после него Крантор , тем не менее в значительной степени опирался на « Тимей» ; и дальше [35] что он был во главе тех, кто, считая Вселенную нерожденной и непреходящей, рассматривал хронологическую последовательность в теории Платона как форму, в которой можно обозначить отношения концептуальной последовательности. Плутарх, к сожалению, не сообщает нам дальнейших подробностей и ограничился описанием известного предположения Ксенократа, что душа есть самодвижущееся число. [36] Вероятно, с этим следует связать то утверждение, что Ксенократ называл единство и двойственность ( monas и duas ) божествами, а первых характеризовал как первое мужское существование, правящее на небесах, как отца и Зевса , как нечетное число и дух; последняя как женщина, как мать богов и как душа вселенной, которая царствует над изменчивым миром под небом, [37] или, как говорят другие, что он назвал Зевса, который всегда остается подобным ему, правящим в сфере неизменного, высшего; тот, кто правит изменчивым, подлунным миром, последним или самым внешним. [38]
Если, подобно другим платоникам, он обозначал материальный принцип как неопределенную двойственность, то мировая душа, вероятно, описывалась им как первая определенная двойственность, обусловливающее или определяющее начало каждой отдельной определенности в сфере материального и изменчивого, но не выходя за его пределы. Кажется, он назвал ее в высшем смысле индивидуальной душой, в производном смысле — самодвижущимся числом, то есть первым числом, наделенным движением. Этой мировой душе Зевс, или мировой дух, доверил — в какой степени и в какой степени мы не узнаем — власть над тем, что подвержено движению и изменению. Божественная сила мировой души снова представлена в различных сферах вселенной как вселение души в планеты, Солнце и Луну, - в более чистой форме, в форме олимпийских богов . Как подлунная демоническая сила (как Гера , Посейдон , Деметра ) она обитает в стихиях, и эти демонические сущности, находящиеся на полпути между богами и людьми, относятся к ним как к равнобедренный треугольник относится к равностороннему и разностороннему . [39] Божественную мировую душу, которая правит всей областью подлунных изменений, он, по-видимому, обозначил как последнего Зевса, последнюю божественную деятельность.
Только когда мы добираемся до сферы отдельных демонических сил природы , начинается противостояние добра и зла . [40] и демоническая сила умиротворяется посредством упрямства, которое она находит там близким ей; добрая демоническая сила делает счастливыми тех, в ком она вселяется, дурная губит их; ибо эвдемония — это обитание доброго демона, а противоположность — обитание дурного. [41]
Как Ксенократ пытался обосновать и связать с научной точки зрения эти предположения, которые, по-видимому, взяты главным образом из его книг о природе богов, [42] мы не узнаем, а можем лишь открыть одну фундаментальную идею, лежащую в их основе, что все степени существования пронизаны божественной силой и что она становится все менее и менее энергичной по мере того, как она спускается к бренному и индивидуальному. Следовательно, он, по-видимому, также утверждал, что насколько простирается сознание, настолько же простирается и интуиция той всеправящей божественной силы, причастной которой он представлял даже неразумных животных. [43] Но ни толстое, ни тонкое, к различным сочетаниям которых он, по-видимому, пытался отнести различные степени материального существования, не рассматривались им как имеющие душу сами по себе; [44] несомненно, потому, что он непосредственно относил их к божественной деятельности и был далек от попытки примирить двойственность принципов или свести их в первоначальное единство. Поэтому он также был за то, чтобы доказать бестелесность души тем фактом, что она не питается так, как тело. [45]
Вероятно, по примеру Платона он обозначил божественное начало как единое неделимое и остающееся подобным самому себе; материальное, как делимое, причастное многообразию и различное, и что из соединения двух или из ограничения безграничного абсолютным единством он вывел число и по этой причине назвал душой вселенной, как и у индивидуальных существ, самодвижущееся число, которое в силу своего двойного корня в одинаковом и различном, одинаково разделяет постоянство и движение и достигает сознания посредством примирения этой противоположности.
Аристотель в своей «Метафизике » [46] среди современных платоников признаны три основных взгляда на идеальные числа и их отношение к идеям и математическим числам :
- те, кто, подобно Платону, различал идеальные и математические числа;
- те, кто, как Ксенократ, отождествлял идеальные числа с математическими числами
- те, кто, как Спевсипп, постулировал только математические числа
Аристотель много говорит против ксенократовой интерпретации теории и, в частности, указывает, что, если идеальные числа состоят из арифметических единиц, они не только перестают быть принципами, но и становятся объектом арифметических операций.
В выводе вещей на основе числовых рядов он, по-видимому, пошел дальше, чем любой из его предшественников. [47] Он сблизился с пифагорейцами в том, что (как это ясно из его объяснения души) считал число обусловливающим началом сознания, а следовательно, и познания; он считал необходимым, однако, восполнить недостающее в предположении Пифагора более точное определение, заимствованное у Платона, что оно имеет место лишь постольку, поскольку число примиряет противоположность между одним и тем же и различным и возвысилось до самоопределения. движение, что это душа. Похожую попытку дополнения учения Платона мы находим в предположении Ксенократа о неделимости линий. [48] В них он думал, что открыл то, что, по Платону, [49] Один Бог знает, и тот из людей, кого он любит, а именно, элементы или начала платоновых треугольников. Кажется, он описал их как первые, оригинальные линии и в том же смысле говорил об оригинальных простых фигурах и телах. [50] убежден, что начала сущего следует искать не в материальном, не в делимом, достигающем состояния явления, а лишь в идеальной определенности формы. В соответствии с этим он вполне мог рассматривать этот вопрос как просто субъективно допустимую предпосылку и отрывок Аристотеля, касающийся этого предположения. [51] возможно, следует обратиться к нему.
Этика [ править ]
Сведения о его Этике скудны. Он пытался дополнить учение Платона в различных пунктах и в то же время придать ему более прямую применимость к жизни. Он отличал от добра и зла то, что не является ни хорошим, ни плохим. [52] Следуя идеям своих академических предшественников, он рассматривал хорошее как то, к чему следует стремиться само по себе, т. е. то, что имеет ценность само по себе, а плохое есть противоположность этому. [53] Следовательно, то, что не является ни хорошим, ни плохим, есть то, к чему само по себе не следует ни стремиться, ни чего следует избегать, но оно приобретает ценность или противоположность в зависимости от того, служит ли оно средством для того, что хорошо или плохо, или, вернее, используется нами. для этой цели.

В то время как Ксенократ (а с ним Спевсипп и другие философы древней Академии) [54] не признавал, что эти промежуточные вещи, как-то здоровье , красота , слава , удача и т. д., ценны сами по себе, он не признавал, что они абсолютно бесполезны или безразличны. [55] Следовательно, в зависимости от того, что то, что принадлежит промежуточной области, приспособлено вызывать или препятствовать добру, Ксенократ, по-видимому, обозначал это как добро или зло, вероятно, с оговоркой, что при неправильном использовании добро может стать злом, а порок наоборот, чтобы добродетелью зло могло стать добром. [56]
Тем не менее он утверждал, что только добродетель ценна сама по себе, а ценность всего остального условна. [57] Согласно этому, счастье должно совпадать с сознанием добродетели, [58] хотя его ссылка на отношения человеческой жизни требует дополнительного условия, что только в наслаждении благами и обстоятельствами, изначально предназначенными для него природой, оно достигает завершения; однако к этим благам не относится чувственное наслаждение. [59] В этом смысле он, с одной стороны, обозначал (совершенное) счастье как обладание личной добродетелью и приспособленными к ней способностями и, следовательно, считал среди его составных элементов, помимо условий и возможностей моральных действий, те движения и отношения, без которых внешние хорошие вещи не могут быть достигнуты, [60] а с другой стороны, не допускал, чтобы мудрость, понимаемая как наука о первопричинах или умопостигаемой сущности, или как теоретическое понимание, сама по себе есть истинная мудрость, к которой следует стремиться людям, [61] и поэтому, по-видимому, считал, что эта человеческая мудрость одновременно проявляется в исследовании, определении и применении. [62] Как решительно он настаивал не только на признании безусловной природы нравственного совершенства, но и на нравственности мысли, показывает его заявление, что одно и то же, бросает ли человек тоскливый взгляд или ступает на собственность другие. [63] Его моральная серьёзность выражается и в предостережении о том, что уши детей следует беречь от яда безнравственных речей. [64]
Математика [ править ]
Ксенократ, как известно, написал книги « О числах » и «Теорию чисел» , помимо книг по геометрии . [29] Плутарх пишет, что Ксенократ однажды попытался найти общее количество слогов, которые можно составить из букв алфавита. [65] Согласно Плутарху, результат Ксенократа составил 1 002 000 000 000 (« мириады и двадцать раз мириады-мириады»). Возможно, это первый случай, когда была предпринята попытка решить комбинаторную задачу, включающую перестановки . Ксенократ также поддерживал идею «неделимых линий» (и величин), чтобы противостоять парадоксам Зенона . [66]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Доранди 1999 , с. 48.
- ^ Цицерон, Академика , т.е. 4; Афиней, XII; Стобеус, Эккл. Физ. я. 3; Суда, Ксенократ
- ^ Лаэрций 1925 , § 14; комп. Цензорин, ок. 15
- ^ Энциклопедия Суда, xi, 42
- ^ Афиней, ix
- ^ Лаэрций 1925 , § 6.
- ^ Лаэрций 1925 , § 6 и др.
- ^ Страбон, xii.
- ^ Лаэрций 1925 , § 14, сост. 3..
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джексон 1911 год .
- ^ Лаэрций 1925 , § 8, 9.
- ^ Хабихт 1988 , с. 14 со ссылкой на Плутарха 1902 г. , Фока § 29.6 и Уайтхеда 1981 г. , стр. 238–241.
- ^ Плутарх, Фламин. в. 12, X. Он молится. Жизнь, 7; но сравните Фокиона, ок. 29
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лаэрций 1925 , § 14.
- ^ Лаэрций 1925 , § 6; Плутарх, конж. Prec.
- ^ Лаэрций 1925 , §6, 11; комп. Плутарх, прямо Крыса.
- ^ Лаэрций 1925 , § 10; Элиан, Различные истории , xiii. 3
- ^ Лаэрций 1925 , § 7; Плутарх, Комп. Кимон. в. Лукулл , ок. 1; Цицерон, «О должностях» , т. 30; Валерий Максим, ii. 10
- ^ Лаэрций 1925 , § 8 и др.; Цицерон, Tusculanae Quaestiones , т. 32
- ^ Лаэрций 1925 , § 7; Цицерон Аттику , т.е. 15; Плутарх о лести. и друг дискр.
- ^ Лаэрций 1925 , § 13, 12; комп. Цицерон, «Академика» , IV. 46
- ^ Лаэрций 1925 , § 11, 13.
- ^ Лаэрций 1925 , § 13; комп. Цицерон, «О природе богов» , т. 13
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Лаэрций 1925 , § 12.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лаэрций 1925 , § 11.
- ^ Лаэрций 1925 , § 13.
- ^ комп. Плут. нареч. Колот.
- ^ Лаэртий 1925 , § 12, 13.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лаэрций 1925 , § 13, 14.
- ^ Секст Эмпирик, нар. Математика. viii. 16
- ^ Лаэрций 1925 , § 11, 16.
- ^ Секст Эмпирик, нар. Математика. VII. 147 и т. д.
- ^ Симплиций, в Arist. Категория iii. ф. 6, б
- ^ Плутарх, о рождении душ. от Тима.
- ^ Аристотель, на небесах , т.е. 10, 32, Метаф. xiv. 4
- ^ Плутарх, о рождении душ. от Тима. , комп. Аристотель, О душе , т. 2, 4, Анал. Почта. ii. 4, там же. Интерп.
- ^ Стобеус, Эккл. Физ. я. 62
- ^ Плутарх, Плат. Вопрос. ix. 1; Климент Александрийский, Строматы , ст. 604
- ^ Стобеус, Эккл. Физ. я. 62; Плутарх об Ораке. отказ ; Цицерон, «О природе богов» , т. 13
- ^ Стобеус, Эккл. Физ.
- ^ Плутарх, об Исиде. и рот , Орака. отказ ; Аристотель, Темы , ii. 2; Стобеус, Серм , граж. 24
- ^ Цицерон, О природе богов , i. 13
- ↑ Климент Александрийский, Строматы , т. 590.
- ^ Плутарх, Де Фак. в кругу луны
- ^ Немезиус, О природе человека
- ^ Аристотель, Метафия. vii.2.1028
- ^ Теофраст, Мет. в. 3
- ^ Аристотель, де Лин. следующий Физ. Ауск. сила 2; комп. Проще говоря, в Арист. Физ. ф. 30
- ^ Платон Тимей
- ^ Симплиций, в Arist. Небес
- ^ Аристотель, де Анима , т.е. 4, доп.
- ^ Секст Эмпирик, нар. Математика. xi. 4
- ^ Цицерон, «О законах» , т. е. 13
- ^ Цицерон, De finibus , iv. 18 и т. д.
- ^ Цицерон, «О законах» , т. е. 21
- ^ Цицерон, Tusculanae Quaestiones , v. 10, 18
- ^ Цицерон, Tusculanae Quaestiones , v. 10, 18., сост. Академический , т.е. 6
- ^ Аристотель, Топика , ii. 6, VII. 1, там же. Алекс.
- ^ Цицерон, Tusculanae Quaestiones , v. 13, комп. 17, О пределах , ii. 11; Сенека, Письма , 85
- ^ Климент Александрийский, Строматы , II .; комп. Цицерон, «О пределах» , IV. 7, в. 9, Академика , ii. 44, 45, Tusculanae Quaestiones , iv. 10, 26, 31
- ^ Климент Александрийский, Стромата ; Цицерон, Академика , ii. 44, 45
- ^ Аристотель, Топика , vi. 3
- ^ Элиан, Различные истории , xiv. 42
- ^ Плутарх, Аудит.
- ^ Плутарх, Квест. Сожитель
- ^ Симплиций, в Arist. Физ.
Библиография [ править ]
- Бартнинкас, В. (2023). Традиционные и космические боги у позднего Платона и ранней академии Кембриджа: Издательство Кембриджского университета, 211–238. ISBN 9781009322591
- Доранди, Тициано (1999). «Глава 2: Хронология». В Альгре, Кеймпе; и др. (ред.). Кембриджская история эллинистической философии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 50. ISBN 9780521250283 .
- Джексон, Генри (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 28 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 883–884.
Лаэртий, Диоген (1925). . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 1:4. Перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах). Классическая библиотека Леба.
- Хабихт, Кристиан (1988). «Эллинистические Афины и ее философы». Лекция Дэвида Мэги, Программа Принстонского университета по истории, археологии и религиям древнего мира . п. 14.
- Плутарх (1902). «Фок § 29.6» . Список академических философов Геркуланума . С Вейдманами. п. 42.
- Уайтхед (1981). «Ксенократ Метик». Рейнский музей . 124 : 238–241.
Атрибуция
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Смит, Уильям , изд. (1870). Словарь греческой и римской биографии и мифологии .
{{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь )
Внешние ссылки [ править ]

- Дэнси, Рассел. «Ксенократ» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Университет Сент-Эндрюс, Шотландия, Биография Ксенократа
- Греческие философы IV века до нашей эры.
- Академические философы
- Древние афинские философы
- Древние халкидониты
- Древнегреческие математики
- Древнегреческие метафизики
- Греческие преподаватели
- Философы-метики в классических Афинах
- 390-е гг. до н. э., рождение
- Смерти 310-х гг. до н.э.
- Философы и наставники Александра Македонского
- Математики IV века до нашей эры