Евсевий Миндийский
Евсевий Миндийский | |
---|---|
Евсевий | |
Рожденный | в. 4 век |
Эра | Поздняя античность |
Область | Древнеримская философия |
Школа | неоплатонизм |
Евсевий Миндийский ( греч . Εὐσέβιος ) — философ IV века, выдающийся неоплатоник . Он описан Евнапием как одно из звеньев «Золотой цепи» неоплатонизма .
был учеником Эдезия Пергамского Он . Он посвятил себя главным образом логике и осмелился критиковать магическую и теургическую сторону учения. Этим он рассердил позднего императора , который предпочитал мистицизм Максима Юлиана и Хрисанфия . [1]
Жизнь
[ редактировать ]Евсевий известен только из жизнеописаний философов и софистов, написанных Евнапием Сардийским . [2] Евнапий был учеником Хрисанфия Сардийского, однокурсника Евсевия.
Евсевий был родом из города Минда в Карии на юго-западном побережье Малой Азии ; сегодня здесь находится деревня Гюмюшлюк . О его семье и детстве ничего не известно. Он учился в Пергаме у выдающегося философа-неоплатоника Эдезия . Эдезий, ученик знаменитого неоплатоника Ямвлиха , после его смерти открыл собственную школу. Помимо Хрисантия, среди сокурсников Евсевия в Пергаме были философы Максим Эфесский и Приск.
В 351 году будущий император Юлиан приехал в Пергам, чтобы брать уроки у Эдезия . Спустя время, из-за преклонного возраста, Эдезий, уже очень старый, поручил учить Юлиана своим ученикам. Поскольку Максим находился тогда в Эфесе, а Приск в Греции, Евсевий и Хрисанфий стали учителями выдающегося студента философии. Евсевий поразил Юлиана своими необыкновенными дидактическими способностями.
В отличие от большинства неоплатоников того времени, Евсевий отверг религиозные практики теургии , стремившиеся магически и ритуально получить божественную помощь, очистить душу и установить связь с миром богов. Он считал, что эффекты магии и теургии имеют не божественное происхождение, а являются иллюзиями, созданными материальными силами; речь идет о неправильном пути, который ничего не способствует очищению души, а ведет к безумию. Подобно Плотину, основателю неоплатонического направления, и в отличие от Ямвлиха, Евсевий был убежден, что восхождение души и возвращение ее в духовный мир не могут быть осуществлены внешними действиями в рамках культовой практики, а только через будет достигнуто чисто духовное очищение, которого можно достичь средствами разума. Поэтому он не думал, что зависит от божественного вмешательства, но верил в способность души искупить себя посредством философских знаний. Поэтому Евсевий предупредил Юлиана о своем бывшем однокурснике Максиме Эфесском, который поставил теургию в центр своих усилий. Однако при этом Евсевий добился противоположного тому, к чему стремился; Юлиан прервал образование в Пергаме и отправился в Эфес к Максиму, к руководству которого и примкнул. [3]
О дальнейшей судьбе Евсевия ничего не известно. Также неизвестно, писал ли он что-нибудь. Несколько моральных высказываний на ионическом диалекте сохранились под именем Евсевия в Стобее, которые Даниэль Виттенбах и Фридрих Вильгельм Август Муллах без каких-либо веских причин приписали Евсевию Миндскому. Однако Эдуард Целлер указывал, что в этих моральных высказываниях нет и следа неоплатонических идей, поэтому отождествление этих двух высказываний в целом отвергается. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Евсевий Миндийский ». Британская энциклопедия . Том. 9 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 956. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Райт, Пещера Уилмер (1921). Евнапий Жизнеописания философов и софистов . стр. 343–565 . Проверено 5 августа 2023 г.
- ^ Пенелла, Роберт Дж. (1990). Греческие философы и софисты в четвертом веке нашей эры: исследования Евнапия Сардийского . Ф. Кэрнс. п. 66. ИСБН 978-0-905205-79-3 . Проверено 5 августа 2023 г.
- Янишевский, Павел; Стебницкая, Кристина; Шаббат, Элизабет (2015). Просопография греческих риторов и софистов Римской империи . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-871340-1 . Проверено 5 августа 2023 г.
- Гуле, Ришар (1989). Словарь античных философов (на французском языке). Издания Национального центра научных исследований. ISBN 978-2-271-05748-8 . Проверено 5 августа 2023 г.