Аркесилай
Аркесилай | |
---|---|
Рожденный | 316/5 г. до н. э. |
Умер | 241/0 г. до н.э. |
Эра | Эллинистическая философия |
Область | Западная философия |
Школа | Академический скептицизм |
Основные интересы | Эпистемология |
Известные идеи | Основатель академического скептицизма |
Аркесилай ( / ˌ ɑːr s ɛ s ɪ ˈ le ɪ . ə s / ; греческий : Ἀρκεσιλαος ; 316/5–241/0 до н.э.) [1] был греческим -эллинистом философом . Он был основателем академического скептицизма и того, что по-разному называют Второй, Средней или Новой Академией – фазы Платоновской Академии , на которой она приняла философский скептицизм .
Аркесилай сменил Кратеса Афинского на посту шестого ученого академии около 264 г. до н. э. [2] Он не сохранил своих мыслей в письменной форме, поэтому его мнения можно почерпнуть только из вторых рук из того, что сохранилось более поздними авторами.
В Афинах Аркесилай общался с пирронистом философом- Тимоном Флиусом . [3] чья философия, по-видимому, повлияла на Аркесилая, который стал первым академиком, занявшим позицию философского скептицизма , то есть он сомневался в способности чувств обнаруживать истину о мире, хотя он, возможно, продолжал верить в существование самой истины . Это привело к скептической фазе академии . Его главным противником был его современник Зенон из Кития , основатель стоицизма , чей догмат о каталепсисе (т. е. о том, что реальность может быть постигнута с уверенностью) Аркесилай отрицал .
Жизнь
[ редактировать ]Аркесилай родился в Питане в Эолиде . Его раннее образование дал Автолик математик , с которым он переселился в Сарды . После этого он изучал риторику в Афинах . Затем он изучал философию, став учеником сначала Теофраста , а затем Крантора . [4] Он также посещал школу Пиррона , чью философию поддерживал, за исключением названия. [5] Впоследствии он сблизился с Полемоном и Кратесом Афинским , которые сделали Аркесилая своим преемником на посту ученого (главы) Платоновской Академии . [6]
Диоген Лаэртий говорит, что, как и его преемник Лакид , Аркесилай умер от чрезмерного пьянства, но свидетельства других (например, Клеанта , который говорил, что он жил послушной жизнью) и его собственные наставления дискредитируют эту историю. [7] Известно, что афиняне пользовались большим уважением. [6]
Философия
[ редактировать ]Часть серии о |
Пирронизм |
---|
Философский портал |
Аркесилай ничего не записывал. Его мнения были недостаточно известны современникам, и теперь их можно почерпнуть только из высказываний более поздних писателей. Это делает его философию трудной для оценки и отчасти непоследовательной. Это побудило ученых увидеть его скептицизм по-разному. Некоторые считают его философию совершенно негативной или разрушительной для всех философских взглядов. Другие считают, что он придерживается позиции, согласно которой ничего нельзя познать на основе его философских аргументов. Другие утверждали, что он не придерживался позитивных взглядов ни на одну философскую тему, включая возможность познания. [8]
Современник Аркесилая, Аристо Хиосский , описывал Аркесилая так: « Платон — его голова, Пиррон — хвост, посередине — Диодор ». [9] это означает, что Аркесилай представлял себя платоником , сутью того, чему он учил, была диалектика Диодора, но его фактическая философия была философией пирронизма . [10] Евсевий , вероятно, цитируя Аристокла Мессенского , сообщил, что Аркесилай учился в школе Пиррона и придерживался, за исключением названия, пирронизма. [11] Нумений из Апамеи сказал: «Аркесилай сопровождал Пиррона . Он оставался пирронистом в своем отрицании всего, кроме имени. По крайней мере, пирронисты Мнасей, Филомел и Тимон называют его пирронистом, как и они сами, потому что он тоже отверг истину, ложное и убедительное». [12] Секст Эмпирик сказал, что философия Аркесилая по сути похожа на пирронизм, но допускал, что это могло быть поверхностным. [13]
С одной стороны, Аркесилай претендовал не на новаторство, а на возрождение свободной от догм диалектики, которая характеризовала академию при Платоне. [14] Говорят, что таким образом он восстановил учение Платона в неповрежденной форме. С другой стороны, по мнению Цицерона , [15] свои мнения он суммировал в формуле, «что он ничего не знал, даже своего собственного незнания». Есть два способа разрешить эту трудность: либо мы можем предположить, что он выбрасывал в качестве упражнения для своих учеников такие афоризмы, как Секст Эмпирик , [16] кто называет его «скептиком», хочет, чтобы мы поверили; или он мог действительно усомниться в эзотерическом значении Платона и полагать, что избавляет свои произведения от вымыслов догматиков , тогда как на самом деле он брал из них все определенные принципы. [17]
Цицерон приписывает Аркесилаю следующий аргумент:
(i) опрометчиво и постыдно соглашаться на что-то ложное или неизвестное, но поскольку(ii) ничего знать нельзя (и, очевидно, не следует делать опрометчивых и постыдных действий),(iii) нам следует воздержаться от суждений обо всем [18]
Зенон из Кития и другие стоики были главными противниками Аркесилая. Он подверг критике их догму о каталептике фантазии (т.е. убедительной концепции), понимаемой как среднее между эпистеемой (знанием) и доксой (мнением). Он утверждал, что такого средства не может существовать. Это заключало в себе противоречие в терминах, поскольку сама идея фантазии предполагала возможность как ложных, так и истинных представлений об одном и том же объекте. По сути, это была просто интерполяция имени. [19]
Комментарий к Аркесилаю
[ редактировать ]Философ - пирронист и современник Аркесилая Тимон Флийский высмеивал Аркесилая в своих «Силлоях» , но также хвалил его в «Погребальном банкете Аркесилая» . [3] Фрагменты Тимона об Аркесилая включают:
- «Имея в сердце лидерство Менедема , он побежит либо к этой массе плоти, Пиррону , либо к Диодору ».
- «Я поплыву к Пиррону и к кривому Диодору ».
- «И смешивая здравый смысл с хитрыми придирками». [20]
Блез Паскаль писал об Аркесилае в своих «Мыслях» (1669, параграф 375):
Я видел изменения во всех нациях и людях, и таким образом, после многих изменений в суждениях относительно истинной справедливости, я осознал, что наша природа находилась в постоянном изменении, и с тех пор я не изменился; и если бы я поменял, то подтвердил бы свое мнение. Скептик Аркесилай, ставший догматиком.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Доранди 1999 , с. 48.
- ^ «Аркесилай | Интернет-энциклопедия философии» . Iep.utm.edu . Проверено 31 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Диоген Лаэртий Жизнеописания выдающихся философов, книга IX, глава 12, разделы 114–115 [1]
- ^ Евсевий Кесарийский : Евангелическая подготовка VI
- ^ Евсевий Кесарийский , Подготовка к евангелизации, Глава VI.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чисхолм 1911 года .
- ^ Холидей, Райан ; Гензельман, Стивен (2020). Жития стоиков: искусство жизни от Зенона до Марка Аврелия . Профиль. п. 21. ISBN 978-1782835509 .
- ^ «Аркесилай (Стэнфордская энциклопедия философии)» . Платон.stanford.edu. 14 января 2005 г. Проверено 31 марта 2016 г.
- ^ Лаэртиус 1925b , § 35; и Секст Эмпирик, «Очерки пирронизма» .
- ^ «Аркесилай... мне действительно кажется, что он разделяет аргументы Пиррона, так что его Путь почти такой же, как наш... он использовал диалектику Диодора, но внешне был платоником». Секст Эмпирик, Очерки пирронизма, книга I, глава 33.
- ^ Евсевий , Подготовка к евангелизации, Глава VI.
- ^ Нумениус, фр. 25.64–71
- ^ Секст Эмпирик, Очерки пирронизма , Книга 1, Глава 33, Раздел 232
- ^ Дэвид Седли, в книге «Сомнение и догматизм» Oxford University Press, 1980, стр. 11
- ^ Цицерон, Академика , т.е. 12
- ^ Секст Эмпирик, Пирр. Гипотип. я 234
- ^ Цицерон, Де Ораторе , III. 18
- ^ Цицерон Академика Варрон , 44–45.
- ^ Цицерон, Академика , ii. 24
- ^ Диоген Лаэртий. Жизнеописания выдающихся философов, Книга IV, Глава 6, Раздел 33 [2]
Источники
[ редактировать ]- Доранди, Тициано (1999). «Глава 2: Хронология». В Альгре, Кеймпе; и др. (ред.). Кембриджская история эллинистической философии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 48 . ISBN 978-0521250283 .
- Симоне Веццоли, Арчесилао ди Питане. L’origine del platonismo neoaccademico ( Эллинистическая и римская философия , 1), Turnhout: Brepols Publishers, 2016, ISBN 978-2503550299
Атрибуция
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Аркесилай ». Британская энциклопедия . Том. 2 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Смит, Уильям , изд. (1870). «Аркесилай». Словарь греческой и римской биографии и мифологии .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Лаэртий, Диоген (1925). . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 1:4. Перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах). Классическая библиотека Леба. § 28–45.
- Бриттен, Чарльз. «Аркесилай» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- «Аркесилай» . Интернет-энциклопедия философии .