Давайте внесем поправки
Менедем Эретрийский ( греч . Menedimos ὁ Eretrieus ; 345/44 – 261/60 до н.э.) [1] ) — греческий философ и основатель Эретрской школы . [2] Философию он изучил сначала в Афинах , а затем у своего друга Асклепиада впоследствии учился у Стильпона и Федона Элидского . От его философских взглядов ничего не сохранилось, кроме нескольких разрозненных замечаний, записанных более поздними авторами.
Жизнь
[ редактировать ]Менедем родился в Эретрии . Он был членом знатной семьи Теопропидаев, которая обладала значительным религиозным авторитетом, но обеднела ко времени Менедема. Как и его отец Клисфен, он работал строителем и изготовителем палаток.
В ходе военных конфликтов (вероятно, 323/322 до н. э., во время Ламийской войны ) он был отправлен с военной экспедицией в Мегары , откуда отправился в Платоновскую Академию в Афинах и решил посвятить себя философии. [3] В Мегарах он на всю жизнь подружился с Асклепиадом из Флия , с которым трудился по ночам, чтобы днем изучать философию. [4] Позже Асклепиад и Менедем отправились в Элиду и стали учениками философских потомков Федона Элидского , а именно Анхипила и Мосха. Впоследствии он был учеником сначала Стилпо , а затем школы, чью школу он перевел в Эретрию, под этим названием она стала впоследствии известна. [2] [5] Около 310 г. до н.э. Асклепиад и Менедем посетили Саламис на Кипре , где остановились при дворе царя Никокреона .
Помимо своей философской деятельности, он принимал ведущее участие в политических делах своего города со времен диадохов до своей смерти. Примерно к 300 г. до н. э. Менедем начал занимать видное положение в политической жизни своего родного города на острове Эвбея. Говорят, что он выступал за независимость Эретрии, которая в то время потеряла большую часть своего прежнего значения, и сопровождал многочисленные посольства в другие греческие города. За это время Менедем сблизился с Антигоном II Гонатом , царем Македонии, господствовавшим на Эвбее. Его дружба с Антигоном II Гонатом, кажется, вызвала подозрения в его лояльности, и он искал безопасности сначала в храме Амфиарая в Оропе , а затем у Антигона, при дворе которого он, как говорят, умер от горя. Другие источники говорят, что он уморил себя голодом, не сумев убедить Антигона освободить его родной город. [2]
Отношения
[ редактировать ]По мнению Диогена Лаэртского , Менедем женился на матери своего старшего друга Асклепиада . Когда жена Асклепиада умерла, он, как говорят, оставил свою жену ему и женился на ком-то более богатом, от которого у него было три дочери. Его первая жена продолжала вести домашнее хозяйство. Менедем дружил с поэтами Аратом Солойским , Ликофроном Халкидским и Антагором Родосским . Диоген Лаэртский называет Дионисия Гераклейского и Антигона II Гоната возможными учениками Менедема.
Философия
[ редактировать ]Его философские взгляды известны лишь частично. Афиней цитирует Эпикрата , заявившего, что он был платоником , но другие источники приписывают ему предпочтение Стилпо Платону. Диоген Лаэртий [6] говорит, что он отказался отождествлять Добро с Полезным и что он отрицал ценность отрицательного суждения на том основании, что только утверждение может выразить истину. В этике мы учимся у Плутарха [7] и от Цицерона [8] что он считал Добродетель единой, как бы ее ни называли, и утверждал, что она интеллектуальна. Свидетельства Цицерона менее ценны, поскольку он всегда предполагал, что Менедем был последователем мегарской школы . Диоген говорит, что он не оставил никаких письмен, а Эретрская школа исчезла после недолгого и незаметного существования. [2]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Доранди 1999 , с. 52.
- ^ Перейти обратно: а б с д свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Менедем ». Британская энциклопедия . Том. 18 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 127–128. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ↑ Лаэрций говорит, что он был очарован самим Платоном . Тем не менее, Платон был мертв к моменту рождения Менедема ( Лаэрций 1925 , § 126).
- ^ Афиней , iv. 168
- ^ Лаэрций 1925 , § 126.
- ^ Лаэрций 1925 , § 134-135.
- ^ Плутарх, О моральной добродетели 2
- ^ Цицерон, Академика II. 42
Ссылки
[ редактировать ]- Доранди, Тициано (1999). «Глава 2: Хронология». В Альгре, Кеймпе; и др. (ред.). Кембриджская история эллинистической философии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 50. ISBN 9780521250283 .
- Лаэртий, Диоген (1925). . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 1:2. Перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах). Классическая библиотека Леба.