Jump to content

Дамасий

Дамасий
Дамаскин
Рожденный 462 [1]
Умер 538
Национальность Византийская империя
Сасанидская империя
Годы активности 458-533

Дамасций ( / d ə ˈ m æ ʃ ə s / ; греч . Damaskios , ок. 462 г. ) [1] – после 538), известный как «последний из афинских неоплатоников», был последним учёным неоплатонической афинской школы . Он был одним из философов- неоплатоников , покинувших Афины после того, как законы, утвержденные императором Юстинианом I, привели к закрытию афинской школы в ок. 529 год нашей эры. После того, как он покинул Афины, он, возможно, искал убежища при дворе персидского царя Хросрова , прежде чем ему разрешили вернуться в Византийскую империю . Его сохранившиеся работы состоят из трех комментариев к произведениям Платона и метафизического текста, озаглавленного «Трудности и решения первых принципов» .

Многое из того, что известно о жизни Дамасия, взято из его полуавтобиографического труда под названием « Философская история , или Жизнь Исидора» , а также из произведения под названием «Вита Севери», написанного епископом и историком VI века Захарией Схоластиком . [2] Дамасий, как следует из его имени, родился в Дамаске в ок. В 462 году нашей эры он отправился в Александрию в 480-х годах нашей эры, чтобы изучать риторику в школе совместного обучения александрийского профессора конца V века. [3] Гораполло , где вместе учились студенты разных религий и философий. [4] и Александрии существовала тесная связь Захария сообщает, что между неоплатоническими общинами Афин , поскольку Агапий Афинский и Севериан Дамаскин , ученики Прокла в Афинах, также учились в неоплатонических школах в Александрии. неоплатонической школы [5] Дамасций, возможно, отправился в Афины незадолго до смерти Прокла в 485 году нашей эры, чтобы преподавать риторику, и вернулся в Александрию до 488 года нашей эры. [6]

VI века Мозаика Юстиниана I в базилике Сан-Витале в Равенне , Италия . Дамасций был главой последней неоплатонической школы в Афинах , когда законы Юстиниана I вынудили ее закрыть. [7]

Александрия конца V века была неспокойным местом; существовали конфликтующие фракции прохалкидонских и монофизитских христиан , а также растущие враждебные настроения по отношению к неоплатоникам и людям других нехристианских религий и философий, что иногда приводило к беспорядкам и арестам руководителей нехристианских школ, в результате чего учащимся приходилось бежать. и скрыться. [7] Отчеты Дамасия об этом времени рисуют картину круга интеллектуалов, которые находились в осаде, арестовывались, допрашивались и которые иногда были храбры, но иногда капитулировали. [7] Гораполлон, руководитель школы, в которой Дамасий девять лет учился и преподавал риторику, [6] был арестован в 489 году нашей эры, в результате чего Дамасий и философ-неоплатонист Исидор Александрийский бежали из Александрии и отправились в путешествие в Афины с целью обучения в неоплатонической школе в Афинах. [7]

Это путешествие заняло восемь месяцев, и за это время Дамасий пишет, что потерял интерес к профессии ритора. [7] Когда они, наконец, прибыли в Афины, Дамасий и Исидор стали учениками неоплатоника V века Марина Неапольского , преемника Прокла, в неоплатонической школе в Афинах. [7] К 515 году нашей эры Дамасций стал главой неоплатонической школы в Афинах, сменив Марина Неапольского, преемника Исидора. [8] и продолжил путь Исидора по возвращению школы к философским исследованиям Аристотеля, Платона, орфической теогонии и халдейским оракулам, а также от теургии и ритуалов, которым ранее отдавалось предпочтение, скорее всего, из-за возрастающего внешнего давления на философские школы школы. учения. [9] Дамасций все еще был главой школы в 529 году нашей эры после того, как византийский император Юстиниан I утвердил свой Novum Justinianeum Codicem , или Codex Justinianus , [10] 7 апреля 529 г. н. э.; [11] и администраторы [12] обеспечение соблюдения новых законов после того, как они вступили в законную силу 16 апреля 529 года нашей эры, [11] закрыл последнюю неоплатоническую школу в Афинах. [7]

По словам историка VI века Агафия , вскоре после закрытия школы в 529 году нашей эры Дамасий, Исидор и философы-неоплатоники VI века Симплиций Киликийский , Евламий Фригийский , Прискиан Лидийский , Гермий и Диоген Финикийский покинули Афины и отправились в Персия, где они услышали, что интеллектуальный климат им больше подходит, [13] [14] под прибежищем персидского царя Хросрова . [15] Неизвестно, прибыл ли Дамасий и его свита философов в Персию, хотя в конце 20-го и начале 21-го века исследования французского историка и философа Пьера Адо , французского ученого Мишеля Тардье и немецкого историка и философа Ильсетраут Адо способствовали созданию неоплатоническая школа в Чарре (современный Харран , [16] Турция ) в составе Персидской империи, [17] точка зрения, которая оспаривается другими учеными 21 века. [18] Последний известный след Дамасия — это эпиграмма, высеченная на стеле в Эмесе , которая подтверждает, что Дамасий вернулся в Сирию в 538 году нашей эры, и в этом же году, по мнению ученых, он умер. [19] Дамасций сочинил ряд произведений, и значительное количество его произведений во фрагментах или производных от его сочинений сохранилось, причем более полными произведениями являются: литературный труд « Жизнь Исидора» , или «Философская история» , сохраненный Фотием ; [15] и философские работы: «Проблемы и решения, касающиеся первых принципов» ; Комментарий к Пармениду ; Комментарий к Федону ; и Лекции о Филебусе . [20]

Сочинения

[ редактировать ]

Его главный трактат называется « Трудности и решения первых принципов» ( ἀπορίαι καὶ λύσεις περὶ τῶν πρώτων ἀρχῶν ). Он исследует природу и атрибуты Бога и человеческой души . Это исследование в двух отношениях разительно контрастирует с исследованием некоторых других писателей-неоплатоников. Он явно свободен от восточного мистицизма и не содержит полемики против христианства , на учение которого, по сути, нет никаких намеков. Отсюда обвинение в нечестии, которое выдвигает против него Фотий . В этом трактате Дамасий исследует первоначало всех вещей, которое он находит непостижимой и невыразимой божественной глубиной, все в одном, но неделимом. Его главный результат состоит в том, что Бог бесконечен и как таковой непостижим; что его атрибуты доброты, знания и силы приписывают ему только на основе их последствий; что этот вывод логически обоснован и достаточен для человеческого мышления. Он повсюду настаивает на единстве и неделимости Бога. [21] Более того, эта работа имеет большое значение для истории философии из-за большого количества содержащихся в ней сведений о философах прошлого. [ нужна ссылка ]

Остальные сочинения Дамасия представляют собой по большей части комментарии к произведениям Аристотеля и Платона . Сохранившиеся комментарии включают:

  • Платона Комментарий к «Пармениду» .
  • Платона Комментарий к «Федону» . Эту работу ошибочно приписали Олимпиодору Александрийскому . [22]
  • Платона Комментарий к «Филебу» . Также ошибочно приписывается Олимпиодору. [22]

К утраченным или фрагментарным произведениям относятся:

  • Платона Комментарии к «Тимею» , Первому Алкивиаду и другим диалогам.
  • » Аристотеля Комментарии к «De Caelo и другим произведениям. Сочинения Дамасия о времени, пространстве и числе, цитируемые Симплицием Аристотеля в его комментарии к «Физике» , [23] возможно, являются частью его комментариев к сочинениям Аристотеля.
  • Жизнь Исидора. Биография Дамасия своего учителя Исидора (возможно, часть Philosophos Historia, приписываемая Дамасию Судами ) , из которой Фотий [24] сохранился значительный фрагмент. Считается источником, содержащим большинство подробностей о жизни Аммония Гермии . [25] а также является первоисточником жизни Ипатии . Восстановленный текст, включающий в себя материалы Суда и Фотия, был переведен на английский язык Полимнией Афанассиади и опубликован в 1999 году под названием Damascius. Философская история. [26]
  • Logoi Paradoxoi , в 4 книгах, из которых Фотий [27] дает отчет и указывает соответствующие названия книг.

Дамасций и Corpus Dionysiacum

[ редактировать ]

Начиная со статьи, опубликованной в 2006 году, византийский филолог Карло Мария Маццукки утверждал, что Дамасций был автором Псевдо-Дионисийского корпуса , «последнего контрнаступления язычества» ( l'ultima controffensiva del paganesimo ). [28] Теория Маццукки, подвергшаяся некоторой критике, [29] [30] позже был улучшен с добавлением большего количества аргументов. [31] [32] [33] [34] [35]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вестеринк, LG (2009). Греческие комментарии к «Федону» Платона, Том II: Дамасций (пересмотренное второе изд.). Уилтшир, Великобритания: Фонд Прометея. п. 7. ISBN  978 1 898910 47 3 .
  2. ^ Ахбель-Раппе 2010 , стр. 3, 423 (примечание 4).
  3. ^ Ремес и Славева-Гриффин, 2014 , с. 35. Раскопки александрийских классов и преподавание философии Сорабджи в шестом веке.
  4. ^ Ахбель-Раппе 2010 , стр. 3, 423.
  5. ^ Ахбель-Раппе 2010 , стр. 3, 423 (примечание 6).
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ремес и Славева-Гриффин 2014 , с. 36. Раскопки александрийских классов и преподавание философии Сорабджи в шестом веке.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Ахбель-Раппе 2010 , с. 4, Введение в жизнь и философию Дамасия.
  8. ^ Ремес 2008 , с. 29, Введение.
  9. ^ Ахбель-Раппе 2010 , с. 4-5, Введение в жизнь и философию Дамасия.
  10. ^ Ахбель-Раппе 2010 , с. 424 (примечание 17), примечания к страницам 4–7.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Смит 1870 , с. 667, Юстиниан.
  12. ^ Ланг, Макро и Макгиннис 2001 , стр. 4 (примечание 9), Введение.
  13. ^ Ахбель-Раппе 2010 , с. 424 (примечание 18), примечания к страницам 4–7.
  14. ^ Ахбель-Раппе 2010 , стр. 5–6, Введение в жизнь и философию Дамаска.
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ремес 2008 , с. 30, Введение.
  16. ^ Ахбель-Раппе 2010 , с. 423 (примечание 3), примечания к страницам 3–4.
  17. ^ Ахбель-Раппе 2010 , с. 6, Введение в жизнь и философию Дамасия.
  18. ^ Ахбель-Раппе 2010 , стр. 8, 425.
  19. ^ Ахбель-Раппе 2010 , с. 3, 8, Введение в жизнь и философию Дамасия.
  20. ^ Ахбель-Раппе 2010 , с. 3–4, 10–12, Введение в жизнь и философию Дамасия.
  21. ^  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Дамасий ». Британская энциклопедия . Том. 7 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 783–784.
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джованни Реале, Джон Р. Катан, 1989, История древней философии: школы имперской эпохи , стр. 546. SUNY Press.
  23. ^ Симплициус, л. 189, б., 153, а., 183, б.
  24. ^ Фотий, Код. 242, комп. 181; в шестом томе издания Рене Анри.
  25. ^ «Аммоний» . Стэнфордская энциклопедия философии . 2017.
  26. ^ Полимния Афанасий (ред.), Дамаск. Философская история. Афины: Культурная ассоциация Апамеи, 1999. Стр. 403. ISBN   960-85325-2-3 . Обзор BMCR
  27. ^ Фотий, Код. 130
  28. ^ Маццукки, Карло Мария (2006). «Damascio, autore del Дамасций, автор Corpus Dionysiacum , e il диалого ПЕРИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ» [ Corpus Dionysiacum , и диалога О ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКЕ] . Аевум (на итальянском языке). 80 (2): 299–334. eISSN   1827-787X . ISSN   0001-9593 . JSTOR   20861842 .
  29. ^ Маццукки 2013 , с. 249–250.
  30. ^ Например , Фиори, Эмилиано Бронислав (2008). У Адамантия (на итальянском языке). 14 :670–673; Неаполь, Валерио (2008). Ἐπέκεινα τοῦ ἑνὸς. Совершенно невыразимый принцип между диалектикой и экзегезой у Дамасия . Катания – Неаполь: CUECM – Мастерская средневековых исследований: 124, n. 217; и Куриелло, Джоаккино (2013). «Псевдо-Дионисий и Дамасий, невозможная идентификация». У Дионисия . № XXXI : 101–116.
  31. ^ Маццукки, Карло Мария (2013). «Опять о Дамасии Ареопагете» [Опять о Дамасии Ареопагете]. Возраст (на латыни). 87 (1): 249–266. eISSN   1827-787X . ISSN   0001-9593 . JSTOR   26453874 .
  32. ^ Маццукки, Карло Мария (2014). «Маргинальный комментарий Иоанна Скифопольского к Corpus Dionysiacum» . Тенденции в классике . 6 (1): 170–175. дои : 10.1515/tc-2014-0009 . S2CID   170313964 – через онлайн-журналы De Gruyter.
  33. ^ Маццукки, Карло Мария (2017). «Наглый шабаш, или: Иоанн Скифопольский, осведомленный о мошенничестве Ареопагитов». Возраст (на латыни). 91 (2): 289–294. eISSN   1827-787X . ISSN   0001-9593 . JSTOR   26497004 .
  34. ^ Маццукки, Карло Мария (2020). «Ареопагитика нова» [Известия об ареопагите]. Аевум (на латыни). 94 (1): 209–214. дои : 10.26350/000193_000069 . eISSN   1827-787X . ISSN   0001-9593 .
  35. ^ Маццукки, Карло Мария (2023). «Ареопагит новиссимум» [Дальнейшие известия об ареопаге]. Возраст (на латыни). 97 (1): 175–178. дои : 10.26350/000193_000159 . eISSN   1827-787X . ISSN   0001-9593 – через Торроссу.

Источники

[ редактировать ]
  • Проблемы и решения Дамаскиуса, касающиеся первых принципов (на английском и древнегреческом языках). Перевод Ахбель-Раппе, Сара. Нью-Йорк: Oxford University Press, Inc., 2010. ISBN.  9780195150292 .
  • Сара Ахбель-Раппе, Скептицизм в шестом веке? Дамаскиус «Сомнения и решения относительно первых принципов», Журнал истории философии 36 (1998), стр. 337–363.
  • Полимния Афанассиади, Преследование и ответ в позднем язычестве. Свидетельства Дамасия . В: Журнал эллинистических исследований 113 (1993), стр. 1–29.
  • Полимния Атанассиади (редактор и переводчик), Дамаскиус. Философская история. Афины: Культурная ассоциация Апамеи, 1999.
  • Космин Андрон, Дамасий о познании и его объекте . В: Ризай 1 (2004), стр. 107–124.
  • Себастьян Р.П. Герц, Смерть и бессмертие в позднем неоплатонизме: исследования древних комментариев к «Федону» Платона , Лейден: Брилл, 2011.
  • Себастьян Р.П. Герц, «От« Бессмертного »к« Нетленному »: Дамасций о последнем аргументе в платоновском « Федоне» . В: Древние чтения Платона «Федон» (Лейден: 2015), 240–55.
  • Голицыс, Пантелис (2023). Философия времени Дамасия . Берлин Бостон: Де Грюйтер. ISBN  9783111053189 .
  • Рабан из Хэлинга, Дамаск и языческая оппозиция в V веке нашей эры . В: Ежегодник древности и христианства 23 (1980), стр. 82–85.
  • Удо Хартманн, дух в изгнании. Римские философы при сасанидском дворе . В: Удо Хартманн/Андреас Лютер/Моника Шуль (ред.), Пересекая границы. Формы контактов Востока и Запада в древности . Штутгарт, 2002, стр. 123–160.
  • Хартманн, Удо (2018). Поздний античный философ. Жития языческих ученых и их агиографический замысел в жизни философов от Порфирия до Дамаския (на немецком языке). Бонн: Хабельт. стр. 246–354. ISBN  978-3-7749-4172-4 .
  • Андроники Калогирату, «Изображение Сократа Дамасием» . В: Phronimon: Журнал Южноафриканского общества греческой философии и гуманитарных наук 7 (1) 2006 г., стр. 45–54.
  • Андроники Калогирату, Теология в философии: на примере позднеантичного неоплатоника Дамасция . В Skepsis: Журнал философии и междисциплинарных исследований XVIII, i-ii, 2007, стр. 58–79.
  • Роберт Ламбертон, « Дамаскиус. Философская история » (рецензия на книгу), Bryn Mawr Classical Review , 1 января 2000 г.
  • Ремес, Паулина; Славева-Гриффин, Светла, ред. (2014). Справочник Рутледжа по неоплатонизму (на английском и древнегреческом языках). Х. Таррант, Р. Сорабджи, Г. Рейдамс-Шилс, Ф. Феррари, Дж. Д. Тернер, В. Адлури, Х. Балтуссен, А. Смит, Л. Бриссон, М. Мартейн, С. Ахбель-Раппе, Дж. Хальфвассен , К. О'Брайен, Т. Арнольд, Т. Ратч, С. Славева-Гриффин, Р. Кьярадонна, Дж. М. Нарбонн, Р. М. Берг, Л. П. Герсон, Дж. Ф. Финамор, Ф. М. Шредер, Г. Обри, П. Лотнер, А. Лингити, Дж. Вильбердинг, К. Корриган, С. Штерн-Жилле, Б. Коллетт-Дучич, П. Адамсон, П. Ремес, Д. Д. О'Мира, П. Василопулу, Д. Моран, Д. Ю. Димитров, С. Пессен. Оксфорд; Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  9781315744186 .
  • О вечности мира, De Aeternitate Mundi, Прокл (на английском и древнегреческом языках). Перевод Ланга, Хелен С.; Макро, А.Д.; Макгиннис, Джон. Беркли; Лос-Анджелес; Лондон: Издательство Калифорнийского университета. 2001. ISBN  0520225546 .
  • Ремес, Паулина (2008). Неоплатонизм . Стоксфилд, Великобритания: Acumen Publishing Limited. ISBN  9781844651252 .
  • Джон Р. Мартиндейл, Джон Моррис, Просопография Поздней Римской империи II . Кембридж, 1980, стр. 342 и далее.
  • Карло Мария Маццукки, Дамасий, автор Corpus Dionysiacum и диалога Περι Πολιτικης Επιστημης . В: Аевум: Обзор лингвистических и филологических исторических наук 80, № 2 (2006), с. 299–334.
  • Карло Мария Маццукки, Iterum de Damascio Areopagita . В: Аевум: Обзор исторических, лингвистических и филологических наук 87, № 1 (2013), с. 249–265.
  • Смит, Уильям, изд. (1870). Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Том. 2. Бостон: Литтл, Браун и компания. п. 667. ковчег:/13960/t9f47mp93.
  • Марилена Влад, Дамасий и Невыразимое. История невозможного дискурса. Архивировано 29 апреля 2020 г. в Wayback Machine (Париж, Врин, 2019 г.).
  • Тициано Ф. Оттобрини (редактор), Дамасчо Вокруг первых принципов - апории и решения, Эдитрис Морчеллиана, (2022), стр. 835


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5b82fc216d914cd7caa09c9c7656502d__1720495380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5b/2d/5b82fc216d914cd7caa09c9c7656502d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Damascius - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)