Феодора Эмесская
Феодора Эмесская была членом интеллектуальной группы неоплатоников в Александрии конца пятого и начала шестого веков и ученицей Исидора . Дамасций посвятил Феодоре свое «Жизнь Исидора» , также известную как «Философская история» , написав ее по ее просьбе. [1]
Биография
[ редактировать ]Дочь Кирины и Диогена, Феодора, как и Ямвлих , происходила из царской линии Эмесы .
Афинская неоплатоническая школа приобрела последователей среди сирийских и египетских языческих студентов на рубеже пятого века. [2] а Феодора вместе со своими младшими сестрами изучала философию в школе Исидора в Александрии. Это могло произойти в 480-х годах, когда Исидор уже прочно утвердился в интеллектуальной александрийской среде, или в 490-х годах после его возвращения из Афин. Она также хорошо разбиралась в поэтике и грамматике, была математиком, разбирающимся в геометрии и высшей арифметике. [3]
Она была неоплатоником ямвлиховского типа, то есть набожной язычницей . По словам Фотия , написавшего три столетия спустя, она совершала языческие обряды и теургические операции: он описывает ее как «эллинку по религиозным убеждениям», а ее предков - как «все они были первыми лауреатами в идолопоклонническом непристойности». [4]
Дамасия «Жизнь Исидора» иллюстрирует легкость, с которой философский кружок, к которому принадлежала Феодора, перемещался в конце пятого и начале шестого веков между Афинами, Александрией и Афродисией. [5]
Нет никаких упоминаний о бегстве Феодоры в Персию после приказа Юстиниана закрыть платоническую школу в Афинах в 529 году вместе с Исидором, Дамаскием, Симплицием, Прискианом Лидом, Евламием Фригийским, Гермием Финикийцем и Диогеном Финикийцем. [6]
Жизнь Исидора
[ редактировать ]Феодору обучал также Дамасий , который был еще одним учеником Исидора и последним главой неоплатонической школы в Афинах.Именно по просьбе Феодоры Дамасий написал « Житие Исидора» и посвятил его ей. Этот труд, также известный как «Философская история» , был написан между 517–526 годами и представляет собой отчет о жизни и временах языческих неоплатонических общин в Александрии и Афинах в самом конце античности, построенный вокруг биографии Исидора.
Все, что осталось от его 60 глав, — это отрывки, сохранившиеся в «Библиотеке и Суде» Фотия , которые, обычно рассматриваемые как исправленная версия заметок, которые он делал в ходе чтения в течение предыдущих 20 лет, не обязательно являются точными стенограммами. [7] Фотий замечает, что Дамасий «не столько пишет жизнь Исидора, сколько жизни многих других людей, как своих современников, так и своих предшественников; он собирает воедино их деятельность, а также рассказывает о них, используя щедрые и даже чрезмерные отступления». [8]
Полимния Атанадасси описывает эту работу как «критическую, часто юмористическую оценку характера и достижений отдельных мужчин и женщин… На фоне широкого географического, исторического и политического фона показано, как эти люди движутся в двух несопоставимых и часто конфликтующих мирах». , те из язычества и христианства». [9] Но Эдвард Уоттс утверждает, что «Древняя философская культура не определялась исключительно религиозными проблемами и доктринальными связями… Платоники сформировали интеллектуальное сообщество, скрепленное общностью доктрин, общей историей и определенными личными отношениями». [10]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фотий, Кодекс Библиотеки 181.
- ^ Эдвард Уоттс, Где жить философской жизнью в шестом веке? Дамасий, Симплиций и возвращение из Персии в Журнале греческих, римских и византийских исследований 45 (2005), стр. 289
- ^ Мария Дзельска , Ученые женщины в александрийской стипендии в книге «Что случилось с древней Александрийской библиотекой?» , изд. Мостафа эль-Абадди и Омния Мунир Фаталлах (Брилл, Лейден) 2008, стр. 146
- ^ Мария Дзельска , Ученые женщины в александрийской стипендии , в книге «Что случилось с древней Александрийской библиотекой?» , изд. Мостафа эль-Абадди и Омния Мунир Фаталлах (Брилл, Лейден), 2008 г., стр. 146, сноска.
- ^ Полимния Атанадасси, Преследование и ответ в позднем язычестве: свидетельства Дамасия , в Журнале эллинских исследований, том. 113 (1993), ч2
- ^ Кристина Д'Анкона, Обзор Дамаска: Философская история , П. Атанадасси, в «Мнемозине», четвертая серия, Том. 55, Фаск. 2 (2002), стр. 252
- ^ Л. Д. Рейнольдс и Н. Г. Уилсон, Писцы и ученые: Руководство по передаче греческой и латинской литературы , стр. 55.
- ^ пер. Полимния Атанассиади, Дамаскиус: Философская история (Афины: Культурная ассоциация Апеи) 1999, стр. 337
- ^ Полимния Атанадасси, Преследование и ответ в позднем язычестве: свидетельства Дамасия , в Журнале эллинских исследований, том. 113 (1993), стр.3
- ^ Эдвард Уоттс, Доктрина, анекдот и действие: пересмотр социальной истории последних платоников (ок. 430 – ок. 550 н. э.) , в Classical Philology Vol. 106, № 3 (июль 2011), с226