Теургия
Часть серии о |
Магия |
---|
![]() |
Теургия ( / ˈ θ iː ɜːr dʒ i / ; от греческого θεουργία theourgía ), также известная как божественная магия , — одна из двух основных ветвей магических искусств, [1] другой — практическая магия или тауматургия . [2] [3] Теургия описывает ритуальные практики, с призывом или вызовом присутствия связанные одного или нескольких божеств , особенно с целью достижения генозиса (единения с божественным) и совершенствования себя. [4]
Определения
[ редактировать ]- Прокл (ок. 480 г.): теургия — это «сила, превосходящая всю человеческую мудрость, охватывающая благословения гадания , очищающие силы посвящения и, одним словом, все действия божественного владения». [5]
- Кит Томас : «Духовная магия или теургия была основана на идее о том, что можно достичь Бога, поднявшись по лестнице творения, что стало возможным благодаря строгому курсу молитв, поста и религиозной подготовки». [6]
- Пьер А. Риффар : «Теургия — это разновидность магии. Она состоит из набора магических практик, выполняемых с целью вызвать благотворных духов, чтобы увидеть их или узнать их, или чтобы повлиять на них, например, заставляя их оживить статую. , вселиться в человека (например, в медиума) или раскрыть тайны. [1]
неоплатонизм
[ редактировать ]Часть серии о |
неоплатонизм |
---|
![]() |
![]() |
Теургия означает «божественная работа». Первое зарегистрированное использование этого термина встречается в неоплатоническом труде середины II века « Халдейские оракулы» (фрагмент 153 des Places (Париж, 1971): «Ибо теургои не подпадают под стадо, управляемое судьбой»). [7] Истоки западной теургии можно найти в философии поздних неоплатоников , особенно Ямвлиха . Хотя неоплатоников часто считают языческими политеистами , они придерживались определенной формы монизма .
духовная вселенная рассматривается как ряд эманаций Единого В позднем неоплатонизме . Из Единого произошел Божественный Разум (Нус), а из Божественного Разума произошла Мировая Душа (Психея). Неоплатоники настаивали на том, что Единое абсолютно трансцендентно и в эманациях ничего из высшего не терялось и не передавалось низшему, которое оставалось неизменным низшими эманациями.
Для Плотина и Порфирия эманации следующие:
- Хен ( τό ἕν ), Единое: Божество без качеств, иногда называемое Добром.
- Нус ( Νοῦς ), Разум: Универсальное сознание , из которого исходит
- Психея ( Ψυχή ), Душа : Включает в себя как индивидуальную, так и мировую душу, ведущую в конечном итоге к
- Физис Природа , Nature.
Плотин призывал к созерцанию желающих заняться теургией, целью которой было воссоединение с Божественным (называемое генозисом ). Поэтому его школа напоминает школу медитации или созерцания .
Ямвлих
[ редактировать ]Ямвлих , ученик Анатолия и Порфирия (последний сам был учеником Плотина ), учил более ритуализированному методу теургии, который включал в себя призывание и религиозные, а также магические ритуалы. [8] Ямвлих считал теургию подражанием богам, и в своем главном труде « О мистериях египтян, халдеев и ассирийцев » он описывал теургические обряды как «ритуализированную космогонию », которая наделяла воплощенные души божественной ответственностью за создание и сохранение космос.
Анализ Ямвлиха заключался в том, что трансцендентное невозможно постичь с помощью мысленного созерцания, потому что трансцендентное сверхрационально. Теургия — это серия ритуалов и операций, направленных на восстановление трансцендентной сущности путем прослеживания божественных «подписей» через слои бытия. [9] Образование важно для понимания схемы вещей, представленной Аристотелем, Платоном и Пифагором. Теург работает «подобное с подобным»: на материальном уровне, с физическими символами; на более высоком уровне — с помощью ментальных и чисто духовных практик. Начав с соответствий божественного в материи, теург в конечном итоге достигает уровня, на котором внутренняя божественность души соединяется с Единым. [10]
Император Юлиан
[ редактировать ]Император Юлиан (332–363) принял неоплатоническую философию и работал над заменой христианства версией неоплатонического язычества . Из-за его безвременной смерти и влияния господствующего христианства над империей в то время это в конечном итоге не увенчалось успехом, но он все же написал несколько философских и теологических работ , включая популярный гимн солнцу. В его теологии Гелиос , солнце, был идеальным примером совершенства богов и света, символом божественной эманации. Он также богиню-мать Кибелу . высоко ценил [ нужна ссылка ]
Юлиан отдавал предпочтение ритуальной теургии с акцентом на жертвоприношениях и молитвах . Он находился под сильным влиянием идей Ямвлиха . [ нужна ссылка ]
В западном эзотерике
[ редактировать ]Эзотерическое христианство
[ редактировать ]Эзотерическое христианство принимает теургию как традицию, способную принести огромную пользу человеку. Главный подвиг Эзотерического Христианства — познать тайны Бога (см. Разиэль ) и подняться к высшему сознанию в понимании отношения Бога к индивидуальному сознанию. Теургия в эзотерической традиции использует это знание для повышения собственной духовной природы. [11] Некоторые ветви эзотерического христианства считают, что если эзотерический христианин, розенкрейцер или теософ практикуют это, они потенциально могут подняться до степени мага или адепта после определенного уровня духовных достижений. В традиционном и магическом смысле теургия рассматривается как противоположность Гоэтии , хотя многие утверждают, что они пересекаются. [12]
Радикальная ортодоксальность
[ редактировать ]Джон Милбэнк , основатель радикальной ортодоксальности , утверждает, что теология «поощряет теургию, направленную на освобождение природы от ужаса и страданий и на полностью гармоничное и прекрасное взаимодействие между людьми и миром природы». Он продолжает, заявляя, что теология в равной степени «поощряет теургию, которая представляет собой социальную работу по максимизации демократического участия и социалистического обмена». [13]
Герметический Орден Золотой Зари
[ редактировать ]Некоторые организации, такие как Герметический Орден Золотой Зари , преподают теургию, которая поможет человеку духовно возвыситься, а также понять истинную природу личности и ее связь с Божественным и Вселенной. [14] Эта традиция утверждает, что теурги обычно являются практиками-одиночками, которые ищут только божественный свет. Теургия в этом герметическом смысле подчеркивает необходимость для человека разделить и проанализировать отдельные компоненты, составляющие повседневное сознание, и воссоединить их таким образом, чтобы изменить свое личное осознание в состояние, которое понимает и принимает участие в духовной благодати. [15]
См. также
[ редактировать ]- Астральная религия – поклонение звездам и другим небесным телам как божествам.
- Тело света – Герметическое тело звездного огня.
- Йога божеств - практика Ваджраяны, включающая визуализацию божества.
- Обожествление – Стать божественным
- Святой Ангел-Хранитель – Ангел, призванный защищать и направлять конкретного человека.
- Псевдо-Дионисий Ареопагит – христианский богослов.
- Симийя – учение суфизма.
- Теозис – подобие Богу или единение с ним.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пьер А. Риффар , Словарь эзотеризма , Париж: Payot, 1983, 340.
- ^ Джозефи, Марсия Рейнс (1975). Магия и суеверия в еврейской традиции: выставка, организованная Музеем иудаики Мориса Спертуса . Колледж Спертус иудаики Пресс. п. 18.
- ^ Хасидизм: между экстазом и магией , Моше Идель , SUNY Press 1995, стр. 72–74. Термин магия, используемый здесь для обозначения божественной теургии, влияющей на материальные благословения, а не непосредственно талисманной практической каббалистической магии.
- ^ Эдмондс III, Рэдклифф Г. 2019. «Иллюминация теургии: философия и магия», стр. 314-377. Рисуя луну: магия в древнем греко-римском мире. Издательство Принстонского университета.
- ^ Прокл , К богословию Платона , 1.26.63. Э. Р. Доддс , Греки и иррациональное , University of California Press, 1959).
- ^ Кейт Томас , Религия и упадок магии (1971), Penguin, 1973, 320–321.
- ^ Леви, Ганс, Халдейские оракулы и теургия , Каир, 1956, стр. 421–466 (в основном используются и цитируются из исправленного издания Мишеля Тардье, Revue des Études Augustiniennes 58 (1978)).
- ^ «Неоплатонизм | Интернет-энциклопедия философии» .
- ^ СИОРВАНЕС, ЛУКАС (1998). Ямвлих. В Э. Крейге (ред.), Философской энциклопедии Рутледжа. Лондон: Рутледж. Получено 17 сентября 2013 г. из [1]
- ^ Шоу, Грегори, Теургия и душа: неоплатонизм Ямвлиха , Penn State Press, 1971, стр. 115.
- ^ Луиза Нелстроп, Кевин Мэгилл, Брэдли Б. Ониши. Христианский мистицизм: введение в современные теоретические подходы . Ashgate Publishing, Ltd., 2009, стр. 109–110.
- ^ Аарон Лейтч. Тайны магических гримуаров , глава 8, стр. 241–278.
- ^ Милбанк, Джон (2015). « ЧТО ТАКОЕ РАДИКАЛЬНАЯ ОРТОДОКСИЯ? Джон Милбэнк » (PDF). Университет Фрайбурга. Получено 21 июля 2020 г. из оригинала.
- ^ Шик и Табата Цицерон, Самопосвящение в традицию Золотой Зари , Глава 1
- ^ Израиль Регарди, отредактированный Шиком и Сандрой Табатой Цицеро. Древо жизни: иллюстрированное исследование магии .