Пьер А. Риффард

Пьер А. Риффар — французский философ и специалист по эзотерике . Родившийся в Тулузе (Франция), он является профессором педагогики и философии в Университете Французской Вест-Индии и Гвианы (Université des Antilles et de la Guyane). Преподавание во французских заморских департаментах и территориях, а также в других странах: Азия, Океания, страны Африки к югу от Сахары, Гвиана.
Эзотерика
[ редактировать ]
Для Пьера А. Риффара эзотеризм — это «оккультное учение, доктрина или теория, техника или процесс символического выражения, метафизической природы, инициатического намерения. Друидизм , компаньонаж (традиционная французская система обучения мастеров), алхимия — это эзотерики. " [1]
Пьер А. Риффар защитил докторскую диссертацию по греческой формуле ἓν καὶ πᾶν ( hen kai pan , «Единый и Все»), затем докторскую диссертацию по L'Idée d'ésotérisme [Идея эзотеризма]. (Париж 1, Университет Сорбонны, 1987), после проведения исследований в области оккультизма . Автор Dictionnaire de l'ésotérisme [Словарь эзотеризма] (Payot, 1983), который является авторитетным трудом в этой области, он также написал два больших тома для коллекции «Bouquins» французского издательства Editions Robert Laffont; один посвящен эзотерике вообще: L'ésotérisme. Что такое эзотеризм? [Эзотерика. Что такое эзотерика?], 1990; другой рассматривает незападный эзотеризм: Ésotérismes d'ailleurs [Эзотеризмы из других стран], 1997. Уже в 87 лет он предложил девять инвариантов для определения эзотеризма: [2]
- дисциплина тайного (сохранение тайны). Новый Завет: «Не давайте собакам святыни; не бросайте жемчуг свой свиньям. Если вы это сделаете, они могут растоптать его своими ногами, а затем повернуться и растерзать вас». [3]
- безличность автора (показывающая сверхчеловеческий аспект сообщения).
- контраст между эзотерическим и экзотерическим (различение посвященных от непосвященных, оккультного от явного).
- тонкие (допускающие невидимые или высшие планы реальности: человеческую ауру , эфирное тело , астральные влияния, теллурические волны, ангелов-хранителей и т. д.). Алиса Бейли : «Эзотерика — это наука, по сути наука о душе всех вещей». [4]
- аналогии и соответствия (сравнение всех частей мироздания: макрокосма и микрокосма , десен и пальцев, крови и сока, цветов и органов, животных и добродетелей и т. д.).
- формальные числа (выбор символической арифметики в качестве архетипического ключа: золотое сечение , космические циклы, каббала гематрии . , метры в поэзии , ритмы в музыке и т. д.) Пифагор : «Вещи — это числа. Все вещи — это числа». [5]
- оккультные искусства (с использованием алхимии , астрологии , гадания , магии , оккультной медицины).
- оккультные науки ( герменевтика , нумерология , теософия , изучение загробной жизни , парадоксография (каталогизация чудесных явлений) и др.).
- наконец, и прежде всего, инициация (поиск улучшения, духовного освобождения для других, для себя или, скорее, для СЕБЯ).
Другими словами,
- «Эзотеризм — это учение, которое принимает форму тайной доктрины или инициатической организации, духовной практики или оккультного искусства». [6]
Что касается формы , у эзотериков есть секрет: паралипсис ( апофазис ). Они претендуют на то, чтобы ничего не сказать, и в то же время незаметно что-то раскрывают (Говоря «Я ничего не скажу о священной природе сексуальности», я сказал, что сексуальность действительно имеет священную природу). Например, такие символы, как яблоко или свернувшаяся змея, раскрывают многочисленные подсказки или ключи к сексуальности, одновременно запутывая дискурс или образ.
Что касается содержания , то у эзотериков есть еще один секрет: реверсия. Они переворачивают обычные идеи, обыденное поведение, переворачивают общие эмоции, чтобы вернуться к оригиналу. Например, кундалини-йога посылает сексуальную энергию вверх в мозг, и алхимик возвращается к первичной материи, когда все снова становится возможным и могущественным.
Что касается смысла , у эзотериков нет секретов; они просто принимают образ жизни, в котором приоритет отдается внутренней части вещей. Например, в любви они предпочитают состояние сознания, высшее, чем сексуальное удовольствие; в алхимии их больше интересует солнечный образ золота, чем его рыночная стоимость. « Подход Риффарда, таким образом, можно охарактеризовать как универсалистский, религиозный и трансисторический: эзотеризм представляет собой базовую «антропологическую структуру» и как таковую не зависит от культурного посредничества. Его масштабы во времени и пространстве включают всю человеческую историю ». - Ваутер Й. Ханеграаф . [7] [1]
Философия
[ редактировать ]Пьер А. Риффар недавно опубликовал эссе, исследующие образ жизни философов с психологической и социологической точки зрения ( «Les philosophes: vie intime » [«Философы: частная жизнь»], 2004; Philosophie matin, midi et soir [«Философия утра, полудня и вечера »]). ночь»], 2006. Париж: Presses Universitaires de France). В «Les philosophes: vie intime » он обращает внимание на некоторые человеческие черты философа, которые обычно не упоминаются, охватывая всех, от Фалеса до Сартра: [8]
- недостаток: быть женщиной. Только одна женщина-философ ( Ханна Арендт ) фигурировала в официальном списке из 305 философов-классиков, составленном в 1991 году.
- возможность: быть эмигрантом . Более 13% философов рождаются за пределами родины своих родителей, в колониях. Более 54% философов жили за границей. Аристотель родился в Македонии. Декарт прожил в Голландии 20 лет.
- преимущество: быть сиротой. 68% крупных философов становятся сиротами к пяти годам.
- никакой преждевременности. В среднем по статистике первое произведение публикуется в возрасте 27 лет, шедевр — в 42 года. Канту было уже 57 лет, когда он опубликовал свой шедевр « Критика чистого разума».
- принятие доминирующего в культуре языка . Необходимо говорить научным языком. 23% крупных философов писали на латыни (до 1905 года во Франции), 21% на греческом и французском, 13% на английском (этот язык становится доминирующим).
- неприятие идеологически доминирующей религии . Человек входит в философию так же, как вступает в мафию, совершая убийство Бога того времени, верований того времени. Основные философы — 51% христиане, 27% нерелигиозные и 19% язычники.
- неуклюжесть в делах сердечных. Слава любви не стоит на повестке дня философов (кроме Огюста Конта ). Джордано Бруно : «Поистине, что касается этого пола [женского пола], то я ненавижу ту ревностную и беспорядочную венерическую любовь, которую некоторые привыкли тратить на нее, так что они доходят до того, что делают свой ум рабом женщины и унижения благороднейших сил и действий интеллектуальной души». [9]
- риск безумия. Хороший философ держит свое безумие под контролем: меланхолия Гераклита , маниакально-депрессивная депрессия Огюста Конта, паранойя тревога Гегеля, -Жака Руссо Жан Ницше и т. д. , сифилитический менингоэнцефалит
- победа над болезнью. Многие философы страдают, но преодолевают, будь то нефрит ( Эпикур ), камни в почках ( Монтень ), паралич ( Блез Паскаль , Фейерабенд ), плохое зрение ( Демокрит , Плотин , Кондильяк , Курно , Гонсет ) и т. д.
- неясные личности. Философы много играют с псевдонимами, анонимностью и т. д. Декарт и Кьеркегор продвигаются вперед, маскируясь.
- смешанный пакет биографических данных. 43,7% философов были учителями, остальные были представителями духовенства (20,9%), политиками (9,3%), без профессии (4,9%), врачами (4%), юристами или юристы (3,1%), редакторы или журналисты (3,1%), никто или почти никто не был ремесленником ( Генри Дэвид Торо ), фермером (Гюстав Тибон) или моряком ( Мишель Серрес ).
- ноги! Аристотелевский = περιπατητικός, странствующий = «ходячий». Ницше: «Все истинно великие мысли рождаются во время ходьбы». [10]
- и, конечно, голова (одна голова, или две, или три, если философ меняет философию, как Шеллинг , Витгенштейн , Карнап ). Крупный философ показывает себя миру таким благодаря своей обширной личной семантической памяти и универсальной метафизической одержимости. О Лейбнице мы знаем, что «память его была так сильна, что для того, чтобы зафиксировать в ней что-либо, ему ничего не оставалось, как написать это один раз», и он был одержим гармонией.
- «Философия подобна щелкунчику. Есть люди, которые в конечном итоге просто зажимают в нем пальцы, профессионалы, которым совершенно комфортно им пользоваться, а есть люди, которые используют его, чтобы открыть те чудесные орешки, которые называются мыслями. Философствовать — это хорошо; Лучше всего философствовать каждый день, о рутине, об обыденности». [11]
«Видение философии Пьером Риффаром заключается в том, что она вращается между противоположными требованиями: анализом и синтезом, единичным и универсальным, уверенностью и сомнением». (« Представление Пьера Риффара о философе — это существо, раздираемое противоположными требованиями: анализ и синтез, единичное и универсальное, уверенность и сомнение. ») — Томас Ренье. [12]
танатология
[ редактировать ]Танатология – это изучение смерти среди людей.

Поднятие вопроса о загробной жизни – дело непростое, что-то вроде «Я верю в рай». На самом деле это спекулятивная стратегия, рациональный расчет, объединяющий несколько концепций и требующий ряда последовательных выборов. [13] Это похоже на дерево решений !
Что касается самой загробной жизни, здесь возникает несколько проблем. Прежде всего, проблемы метода.

1 – Можно ли выяснить, существует ли загробная жизнь (или жизнь после смерти): да (1а), возможно (1б), нет (1в) ?
2 – Где найти документацию?
3 – Что следует считать подходящим доказательством?
Дальше идут философские вопросы.
А. Следует ли отрицать (А1), утверждать (А2) или отказаться от своего мнения (А3) о загробной жизни?
Б – Кто выживает: отдельный человек (Б1), элита (Б2), сообщество (Б3), Человечество (Б4), Мир (Б5)?
C – Что выживает: душа (C1), душа, разум, Самость…?
Д- В какой форме: какой-то специфический элемент в индивидууме, какой-то универсальный элемент...?
Э – С каких это пор: смерть личности, Судный день …?
Ф – В течение какого периода времени: вечности?
Г. – Какой тип времени: циклический, эволюционный период...?
Х – Где: подземное место, Небеса…?
Я – Следуя какому закону: Воля Бога, Случай, Карма человека ... ?
Дж. – Какие виды выживания: реинкарнация , воскрешение ...?
К – с какой конечной целью: слияние с Богом, растворение Самости...?
Христианский взгляд на жизнь после смерти представляет собой комбинацию утверждений: «загробная жизнь — это факт» (А2), человечество обеспокоено (В4), спиритуализм (С1), Судный день (Е2)… и воскресение. Скептицизм и сциентизм резко прекращают размышления через приостановку суждений (А3), это согласуется со словами Уайлдера Пенфилда : «Может ли энергия прийти в разум человека из внешнего источника после его смерти, это решать каждому человеку». для самого себя наука не имеет такого ответа» ( «Тайна разума» , 1976).
Учитывая все обстоятельства, возможно около дюжины установленных типов выживания; они могут либо сосуществовать, либо следовать друг за другом и могут различаться в зависимости от индивидуумов, душ и действий. История религий в основном выделяет несколько типов: нейтральная форма жизни (например, неопределенность в римско-католической вере), теневое существование (Гомер и древние евреи), демоническая жизнь, проклятие или спасение , миграция душ посредством метемпсихоза ( принимает ли душа форму животного, растения или человека) или реинкарнацию (в форме человеческого тела), катастеризацию (перенос души к звездам), палингенезис (человек не умирает, а претерпевает некоторую трансформацию, просто как плесень, превращающаяся в грибы), вечное возвращение (все души снова переживут тот же опыт, тысячи лет спустя, посредством космического палингенезиса).
- «La mort selon Leibniz», Париж: Thanatologie , № 83–84, 1990. Смерть по Лейбницу .
- «Как рационально ставится проблема жизни после смерти», Thanatologie , № 87-88, ноябрь 1991 г. О загробной жизни .
- «La mort selon Steiner», Thanatologie , № 89-90, апрель 1992 г. Смерть по мнению Рудольфа Штайнера .
- «La mort selon Platon», Thanatologie , № 97-98, апрель 1994 г. Смерть по Платону .
- «Смерть по Декарту», Исследования смерти , Париж: Presses Universitaires de France (PUF), № 114, 1998, 97–112. Смерть по Декарту .
- 23 статьи в Филиппе Ди Фолько (реж.), Dictionnaire de la mort [Словарь смерти], Париж: Larousse, колл. «In Extenso», 2010. «Астрология», «Декарт», «Двойник», «Эпикур», «Эзотерика»…
- «Является ли загробная жизнь сексуальной и сексуальной?», Thanatologie , № 147, 2015, с. 27-38.
Книги Пьера Риффара
[ редактировать ]- Оккультизм, тексты и исследования , Париж: Ларусс, сб. «Идеологии и общества», 1981, 191 с. ISBN 2-03-861028-2 .
- Словарь эзотерики , Париж: Пайо, сб. «Научная библиотека», 1983, 387 с. ISBN 2-228-13270-5 ; представитель колл. «Библиотека Гранд Пайо», 1993, 387 с. ISBN 2-228-88654-8 .
- Эзотерика: Что такое эзотерика? , Париж: Робер Лаффон, колл. «Книги», 1990, 1016 с. ISBN 2-221-05464-4 . Представитель 2003.
- Эзотерика из других источников. Незападные эзотерики: первобытный, цивилизаторский, индийский, дальневосточный, монотеистический , Париж: Робер Лаффон, сб. «Книги», 1997, 1242 с. ISBN 2-221-07354-1 .
- «Эзотерический метод», в книге Антуана Фэвра и Воутера Дж. Ханеграафа (ред.), Западный эзотеризм и наука о религии , Левен: Петерс, сборник. «Гностика», 1998, XVII/309 стр., 63-74.
- «Эзотерическое мышление», «Существует ли негро-африканский эзотеризм?» и «Декарт и эзотеризм», ОВЕН. Ассоциация исследований и информации по эзотерике , Париж: Archè, № 21, 1998, с. 1–28, 197–203. ISBN 88-7252-192-0 .
- Философы: интимная жизнь , Париж: Presses Universitaires de France (PUF), сб. «Критические перспективы», 2004, 283 с. ISBN 2-13-053968-8 .
- «Нефилософ: это не я, это ты», в Жиль Греле (реж.), Теория-бунт , Париж: L’Harmattan, сб. «Мы, лишенные философии», 2005, 42–45. ISBN 2-7475-9210-3 .
- «Передача эзотерических знаний» (Университет Лаваля, 2006 г.) [2]
- Философия утром, днем и вечером , Париж: Presss Universitaires de France (PUF), сборник. «Критические перспективы», 2006, 185 с. ISBN 2-13-055735-X .
- Новый словарь эзотерики , Париж: Payot, 2008, 331 с. ISBN 978-2-228-90274-8 .
- «Что такое метод (философский или нет)?», Международное обозрение философской дидактики , CRDP Монпелье, № 46 (октябрь 2010 г.). [3]
- «Методы великих философов», Овадия, сб. «Chemyns de pensie», 2012, 331 с. ISBN 2363920368
- Жизнь после смерти , Книги, «Сборник», 2021, 1184 с. (с Элизабет Андрес и Жильбером Понсом). ISBN 9-782221-131206
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Графика и философия», 1991 г.
- «Эзотерический метод», 1998 г.
- «Учит ли нас чему-нибудь эзотерика?», 2001 г.
- «Что такое эзотерика?», проф. Артур Верслуис, 2002 г.
- «Передача эзотерических знаний» (Университет Лаваля, 2006 г.)
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ П. Риффард, Словарь эзотеризма , Париж: Payot, 1983, 125.
- ^ П. Риффард, Эзотеризм. Что такое эзотерика? Антология западного эзотеризма , Париж: Робер Лаффон, сб. «Книги», 1990, 245-396.
- ^ Святой Матфей, VII, 6.
- ^ Элис Бейли, Образование в эпоху Нью-Йорка , Нью-Йорк/Лондон: Lucis Trust, 1954, 64.
- ^ Пифагор у Аристотеля, Метафизика , А, 6, 987b28.
- ^ П. Риффард, Новый словарь эзотеризма , Париж: Payot, 2008, 96.
- ^ Воутер Дж. Ханеграаф, «О построении эзотерических традиций», в книге Антуана Фэвра и Воутера Дж. Ханеграафа (ред.), Западный эзотеризм и наука о религии , Левен: Петерс, кол. «Гностика», 1998, 24, 60.
- ^ П. Риффард, Философы: интимная жизнь , Париж: Presses Universitaires de France (PUF), 2004, 33-232.
- ^ Джордано Бруно, Героическое безумие (1585), аргумент. Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины, 1964.
- ^ Ницше, Сумерки идолов (1888), I, 34.
- ^ П. Риффард, Философия утром, днем и вечером , Париж: Presses Universitaires de France (PUF), 2006, 177.
- ^ Томас Ренье, «Эссе Пьера Риффара. La philomafia», Париж: Le Nouvel Observateur , № 2228, 1–7 апреля 2004 г., 108.
- ^ Пьер А. Риффар , «Как рационально ставится вопрос о жизни после смерти», Thanatologie , Париж: Société de tanatologie, 87/88 (1991), 99-108; «Жизнь после смерти», Филипп Ди Фолько (реж.), Словарь смерти , Париж: Ларусс, 2010, 1075–1078.