Нефилософия
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2017 г. ) |
Нефилософия (фр. Non-philosophie) — концепция, популяризированная французским философом Франсуа Ларюэлем .
Прекурсоры
[ редактировать ]Немецкий философ Адам Карл Август фон Эшенмайер разработал ранний подход к философии, названный нефилософией. Он определил это как своего рода мистическое озарение, благодаря которому достигается вера в Бога, которую невозможно достичь простыми интеллектуальными усилиями. [1] Он привнес эту склонность к мистицизму в свои физические исследования и побудил ее проявить глубокий интерес к явлениям животного магнетизма . В конце концов он стал ярым сторонником демонической и духовной одержимости; и все его более поздние произведения сильно пропитаны сверхъестественным . Ларюэль рассматривает доктрину Эшенмайера как «разрыв с философией и ее систематическим аспектом во имя страсти, веры и чувства». [2]
Японский школы Киото философ Хадзиме Танабэ выдвинул еще одно раннее представление о нефилософии в своем томе 1945 года «Философия как метаноэтика» . [3] Опираясь на свои более ранние исследования западной философии, Хадзиме черпал вдохновение из син-буддизма , чтобы создать «философию, которая не является философией», в которой ограничения спекулятивного разума будут признаны и преодолены, избегая как идеализма , так и материализма . [4] Хадзиме подчеркивал эту нефилософию (« метаноэтику »), определяемую не «самосилой» философа, а опосредующей « силой Другого » (или «абсолютным небытием»), благодаря которой философствование может стать новым возможным. [5]
Нефилософия по мнению Ларюэль
[ редактировать ]Ларюэль утверждает, что все формы философии (от античной философии до аналитической философии , деконструкции и т. д.) структурированы вокруг предварительного решения и остаются конститутивно слепыми к этому решению. «Решение», о котором здесь говорит Ларюэль, — это диалектическое расщепление мира с целью его философского постижения. Примеры из истории философии включают проведенное Иммануилом Кантом различие между синтезом многообразных впечатлений и способностями понимания; Раскол Мартина Хайдеггера между онтическим и онтологическим; и Жака Деррида понятие различия/присутствия . Причина, по которой Ларюэль находит это решение интересным и проблематичным, заключается в том, что само решение невозможно понять (то есть философски понять) без какого-либо дальнейшего разделения.
Далее Ларюэль утверждает, что структуру принятия решений в философии можно понять только нефилософски. В этом смысле нефилософия есть наука о философии. Нефилософия не является метафилософией , потому что, как отмечает ученый из Ларуэля Рэй Брасье , «философия уже метафилософична благодаря своей конститутивной рефлексивности». [6] Брасье также определяет нефилософию как «теоретическую практику философии, основанную на трансцендентальных аксиомах и производящую теоремы, которые не поддаются интерпретации с философской точки зрения». [6] Причина, по которой аксиомы и теоремы не-философии не могут быть интерпретированы с философской точки зрения, заключается в том, что, как объяснялось, философия не может понять свою структуру принятия решений так, как это может сделать не-философия.
Он утверждает, что нефилософию Ларюэля следует считать для философии тем же, чем неевклидова геометрия для творчества Евклида. Он особенно противостоит философским наследникам Жака Лакана, таким как Ален Бадью .
Ученый Ларюэля Экин Эркан, разъясняя систему Ларюэля, отмечает, что «нефилософия» [...] отходит от метафизической заповеди разделения мира на бинаризмы, воплощением которых, возможно, является формирующее разделение между «универсалиями» и «частностями» в Трансцендентальная дедукция Канта также отвергает «событийную» природу Бытия, описанного Хайддеггером [...] «Единое» Ларюэля понимается как родовая идентичность - идентичность/общность, которая переворачивает классическую метафизику, обнаруженную у мыслителей-бастионов философии (линия происхождения). от Платона до Бадью), где трансцендентальное поддерживается как необходимая предпосылка для обоснования реальности». [7]
Роль субъекта
[ редактировать ]Решающая структура философии схватывается субъектом нефилософии. Понятие «субъекта» Ларюэля здесь не то же самое, что предмет, и не имеет ничего общего с традиционным философским понятием субъективности. Напротив, это функция, аналогичная математической функции .
Понятие перформативности (взятое из теории речевых актов ) занимает центральное место в идее предмета нефилософии. Ларюэль считает, что и философия, и нефилософия перформативны. Однако философия просто перформативно легитимирует структуру принятия решений, которую, как уже отмечалось, она не способна полностью осознать, в отличие от нефилософии, которая стирает различие (присутствующее в философии) между теорией и действием. В этом смысле нефилософия радикально перформативна, поскольку теоремы, развернутые в соответствии с ее методом, представляют собой полноценные научные действия. Таким образом, нефилософия понимается как строгая и научная дисциплина. [ нужна ссылка ]
Роль субъекта — это критический аспект неэтики Ларюэля и его политической системы. «Проблематизируя то, что он называет «государственным идеалом» или «единой иллюзией» — будь то негативная (Гегель) или позитивная (Ницше) — Ларюэль ставит под сомнение «раскол» субъекта меньшинства, который, по его мнению, является «симптомом». В противоположность кантианским основным принципам, на которых основываются как континентальная, так и аналитическая философия, Ларюэль пытается набросать «настоящую критику разума», которая определена сама по себе и через себя, поскольку она включает в себя ларуэлловское «не--»; этики», это предполагает отказ от давней практики изучения Государства, от паралогизма самого взгляда на Государство». [7]
Радикальная имманентность
[ редактировать ]Радикально перформативный характер предмета нефилософии был бы бессмысленным без концепции радикальной имманентности . Философская доктрина имманентности обычно определяется как любое философское убеждение или аргумент, который сопротивляется трансцендентному разделению между миром и каким-либо другим принципом или силой (например, божеством-творцом ). По мнению Ларюэля, решающий характер философии делает для нее имманентность невозможной, поскольку внутри всегда происходит какое-то непостижимое расщепление. Напротив, нефилософия аксиоматически рассматривает имманентность как нечто бесконечно концептуализируемое субъектом нефилософии. Именно это Ларюэль подразумевает под «радикальной имманентностью». Фактическая работа субъекта нефилософии заключается в применении своих методов к решающему сопротивлению радикальной имманентности, которое обнаруживается в философии.
Без-философия
[ редактировать ]В «Новой презентации нефилософии» (2004) Франсуа Ларюэль утверждает:
Я вижу нефилософов по-разному. Я рассматриваю их неизбежно как субъектов университета, как того требует мирская жизнь, но прежде всего как связанных с тремя фундаментальными типами людей. Они, очевидно, связаны с аналитиком и политическим активистом, поскольку нефилософия близка психоанализу и марксизму — она трансформирует субъект, трансформируя примеры философии. Но они также относятся к тому, что я бы назвал «духовным» типом, который крайне важно не путать со «спиритуалистом». Духовные не являются спиритуалистами. Они — великие разрушители сил философии и государства, которые объединяются во имя порядка и соответствия. Духовное преследует окраины философии, гностицизма , мистицизма и даже институциональной религии и политики. Духовные — это не просто абстрактные, квиетистские мистики; они для мира. Вот почему спокойной дисциплины недостаточно, поскольку человек вовлечен в мир как предполагаемое, определяющее его. Таким образом, нефилософия также связана с Гностицизм и научная фантастика ; оно отвечает на их фундаментальный вопрос — который вовсе не является главной заботой философии — «Следует ли спасти человечество?» И как? И оно также близко к духовным революционерам, таким как Мюнцер , и некоторым мистикам, которые обходили ересь . Когда все сказано и сделано, является ли нефилософия чем-то иным, кроме шанса на эффективную утопию?» [8]
Среди первых членов или сторонников сан-философии («без философии») есть те, кто включен в сборник, опубликованный в 2005 году издательством L'Harmattan: [9] Франсуа Ларюэль , Джейсон Баркер , Рэй Брасье , Лоран Карраз, Хьюг Шоплин, Жак Колетт, Натали Депра, Оливер Фелтем , Жиль Греле , Жан-Пьер Фэй , Жильбер Хоттуа , Жан-Люк Ранну [10] Пьер А. Риффар , Сандрин Ру и Жорданко Секуловски. С тех пор появилось множество переводов и новых представлений от Джона О Маойлеарки (Малларки), Энтони Пола Смита, Рокко Гангл, Катерины Колозовой и Александра Галлоуэя.
См. также
[ редактировать ]- Антифилософия
- Генология
- Недвойственность
- Феликс Равайссон-Мольен — Ларюэль написала о нем книгу в 1971 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хёффдинг, Х., Hist. мод. Фил. , англ. пер. том. 2, 1900, с. 170.
- ^ Франсуа Ларюэль, «Общее как предикат и константа (нефилософия и материализм)». в: Брайант, Леви , Грэм Харман и Ник Срничек (ред.). 2011. Спекулятивный поворот: континентальный материализм и реализм . Мельбурн: Репресс. п. 237. Архивировано из [OA_Version_Speculative_Turn_9780980668346.pdf оригинал].
- ^ Дилворт, Дэвид А. (зима 1988 г.). «Рецензируемая работа: Философия как метаноэтика. Танабэ Хадзиме, Такеучи Ёсинори, Вальдо Х. Вильельмо, Джеймс В. Хейсиг» . Памятник Ниппонике . 43 (4). JSTOR 2384810 . Проверено 27 августа 2023 г.
- ^ Мочизуки, Таро (2013). «Поражение философа во Второй мировой войне: обращение Танабэ Хадзиме в син-буддизм в философии как метаноэтике». Академия.edu .
- ^ Мочизуки, Таро (2013). «Поражение философа во Второй мировой войне: обращение Танабэ Хадзиме в син-буддизм в философии как метаноэтике». Академия.edu .
- ^ Jump up to: а б Рэй Брассье, « Аксиоматическая ересь: нефилософия Франсуа Ларюэля. Архивировано 29 марта 2006 г. в Wayback Machine », «Радикальная философия». Архивировано 5 января 2008 г. в Wayback Machine 121, сентябрь/октябрь 2003 г., с. 25
- ^ Jump up to: а б Эркан, Экин (весна 2019 г.). «Франсуа Ларюэль. Биография обычного человека: о власти и меньшинствах» (PDF) . Обзор романов Цинциннати . 46 : 119–123. Архивировано из оригинала (PDF) 18 мая 2022 года . Проверено 14 июля 2019 г.
- ^ « Новое представление нефилософии » . Архивировано из оригинала 16 июля 2009 г. Проверено 19 июля 2008 г.
- ^ Жиль Греле (ред.), Теория восстания. Ультиматум , Париж: L'Harmattan, сб. «Мы, без-философии», 2005, с. 159.
- ^ Жан-Люк Ранну, Просто нефилософия. Синтетическое введение , 2005, с. 238
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брасье, Рэй, «Аксиоматическая ересь: нефилософия Франсуа Ларюэля», Radical Philosophy 121, сентябрь/октябрь 2003 г.
- Брасье, Рэй, Nihil Unbound. Просвещение и вымирание . Издательство Эдинбургского университета, 2007.
- Галлоуэй, Александр, Ларюэль: Против цифровых технологий . Университет Миннесоты Пресс, 2014.
- Гангл, Рокко. Философия различий Франсуа Ларюэля: критическое введение и руководство . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2013.
- Джеймс, Ян. Новая французская философия . Кембридж: Политика, 2012.
- Колозова, Катерина. Срез реального: субъективность в постструктуралистской философии . Издательство Колумбийского университета, 2014.
- Колозова, Катерина. Живая революция: солидарность с телом, страдающим от боли, как новая политическая универсалия . Евро-Балкан Пресс, 2010.
- Ларюэль, Франсуа, «Краткий обзор нефилософии» в Pli: The Warwick Journal of Philosophy . Том. 8. Философия природы, 1999.
- Ларюэль, Франсуа, «Идентичность и событие» в Pli: The Warwick Journal of Philosophy . Том. 9. Параллельные процессы, 2000.
- Малларки, Джон. Постконтинентальная философия: очерк . Континуум Пресс, 2006.
- Малларки, Джон и Энтони Пол Смит, ред. Ларюэль и нефилософия . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2012.
- О Маойлеарка, Джон, Все мысли равны: Ларюэль и нечеловеческая философия, University of Minnesota Press, 2015.
- Смит, Энтони Пол. Принципы нефилософии Франсуа Ларюэля: критическое введение и руководство . Издательство Эдинбургского университета, 2015.
- Смит, Энтони Пол. Ларюэль: Странная мысль. Полити Пресс, 2016.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Споры о возможности философской науки (pdf), дебаты между Ларюэль и Дерридой (из La Décision Philosophique , № 5, апрель 1988 г., стр. 62–76), перевод Робина Маккея
- Часто задаваемые вопросы в Международной нефилософской организации (ОНФИ) (
- Международная нефилософская организация
- Новая презентация нефилософии Франсуа Ларюэля в Международной нефилософской организации (ONPhI)