Jump to content

Нефилософия

Нефилософия (фр. Non-philosophie) — концепция, популяризированная французским философом Франсуа Ларюэлем .

Прекурсоры

[ редактировать ]

Немецкий философ Адам Карл Август фон Эшенмайер разработал ранний подход к философии, названный нефилософией. Он определил это как своего рода мистическое озарение, благодаря которому достигается вера в Бога, которую невозможно достичь простыми интеллектуальными усилиями. [1] Он привнес эту склонность к мистицизму в свои физические исследования и побудил ее проявить глубокий интерес к явлениям животного магнетизма . В конце концов он стал ярым сторонником демонической и духовной одержимости; и все его более поздние произведения сильно пропитаны сверхъестественным . Ларюэль рассматривает доктрину Эшенмайера как «разрыв с философией и ее систематическим аспектом во имя страсти, веры и чувства». [2]

Японский школы Киото философ Хадзиме Танабэ выдвинул еще одно раннее представление о нефилософии в своем томе 1945 года «Философия как метаноэтика» . [3] Опираясь на свои более ранние исследования западной философии, Хадзиме черпал вдохновение из син-буддизма , чтобы создать «философию, которая не является философией», в которой ограничения спекулятивного разума будут признаны и преодолены, избегая как идеализма , так и материализма . [4] Хадзиме подчеркивал эту нефилософию (« метаноэтику »), определяемую не «самосилой» философа, а опосредующей « силой Другого » (или «абсолютным небытием»), благодаря которой философствование может стать новым возможным. [5]

Нефилософия по мнению Ларюэль

[ редактировать ]

Ларюэль утверждает, что все формы философии (от античной философии до аналитической философии , деконструкции и т. д.) структурированы вокруг предварительного решения и остаются конститутивно слепыми к этому решению. «Решение», о котором здесь говорит Ларюэль, — это диалектическое расщепление мира с целью его философского постижения. Примеры из истории философии включают проведенное Иммануилом Кантом различие между синтезом многообразных впечатлений и способностями понимания; Раскол Мартина Хайдеггера между онтическим и онтологическим; и Жака Деррида понятие различия/присутствия . Причина, по которой Ларюэль находит это решение интересным и проблематичным, заключается в том, что само решение невозможно понять (то есть философски понять) без какого-либо дальнейшего разделения.

Далее Ларюэль утверждает, что структуру принятия решений в философии можно понять только нефилософски. В этом смысле нефилософия есть наука о философии. Нефилософия не является метафилософией , потому что, как отмечает ученый из Ларуэля Рэй Брасье , «философия уже метафилософична благодаря своей конститутивной рефлексивности». [6] Брасье также определяет нефилософию как «теоретическую практику философии, основанную на трансцендентальных аксиомах и производящую теоремы, которые не поддаются интерпретации с философской точки зрения». [6] Причина, по которой аксиомы и теоремы не-философии не могут быть интерпретированы с философской точки зрения, заключается в том, что, как объяснялось, философия не может понять свою структуру принятия решений так, как это может сделать не-философия.

Он утверждает, что нефилософию Ларюэля следует считать для философии тем же, чем неевклидова геометрия для творчества Евклида. Он особенно противостоит философским наследникам Жака Лакана, таким как Ален Бадью .

Ученый Ларюэля Экин Эркан, разъясняя систему Ларюэля, отмечает, что «нефилософия» [...] отходит от метафизической заповеди разделения мира на бинаризмы, воплощением которых, возможно, является формирующее разделение между «универсалиями» и «частностями» в Трансцендентальная дедукция Канта также отвергает «событийную» природу Бытия, описанного Хайддеггером [...] «Единое» Ларюэля понимается как родовая идентичность - идентичность/общность, которая переворачивает классическую метафизику, обнаруженную у мыслителей-бастионов философии (линия происхождения). от Платона до Бадью), где трансцендентальное поддерживается как необходимая предпосылка для обоснования реальности». [7]

Роль субъекта

[ редактировать ]

Решающая структура философии схватывается субъектом нефилософии. Понятие «субъекта» Ларюэля здесь не то же самое, что предмет, и не имеет ничего общего с традиционным философским понятием субъективности. Напротив, это функция, аналогичная математической функции .

Понятие перформативности (взятое из теории речевых актов ) занимает центральное место в идее предмета нефилософии. Ларюэль считает, что и философия, и нефилософия перформативны. Однако философия просто перформативно легитимирует структуру принятия решений, которую, как уже отмечалось, она не способна полностью осознать, в отличие от нефилософии, которая стирает различие (присутствующее в философии) между теорией и действием. В этом смысле нефилософия радикально перформативна, поскольку теоремы, развернутые в соответствии с ее методом, представляют собой полноценные научные действия. Таким образом, нефилософия понимается как строгая и научная дисциплина. [ нужна ссылка ]

Роль субъекта — это критический аспект неэтики Ларюэля и его политической системы. «Проблематизируя то, что он называет «государственным идеалом» или «единой иллюзией» — будь то негативная (Гегель) или позитивная (Ницше) — Ларюэль ставит под сомнение «раскол» субъекта меньшинства, который, по его мнению, является «симптомом». В противоположность кантианским основным принципам, на которых основываются как континентальная, так и аналитическая философия, Ларюэль пытается набросать «настоящую критику разума», которая определена сама по себе и через себя, поскольку она включает в себя ларуэлловское «не--»; этики», это предполагает отказ от давней практики изучения Государства, от паралогизма самого взгляда на Государство». [7]

Радикальная имманентность

[ редактировать ]

Радикально перформативный характер предмета нефилософии был бы бессмысленным без концепции радикальной имманентности . Философская доктрина имманентности обычно определяется как любое философское убеждение или аргумент, который сопротивляется трансцендентному разделению между миром и каким-либо другим принципом или силой (например, божеством-творцом ). По мнению Ларюэля, решающий характер философии делает для нее имманентность невозможной, поскольку внутри всегда происходит какое-то непостижимое расщепление. Напротив, нефилософия аксиоматически рассматривает имманентность как нечто бесконечно концептуализируемое субъектом нефилософии. Именно это Ларюэль подразумевает под «радикальной имманентностью». Фактическая работа субъекта нефилософии заключается в применении своих методов к решающему сопротивлению радикальной имманентности, которое обнаруживается в философии.

Без-философия

[ редактировать ]

В «Новой презентации нефилософии» (2004) Франсуа Ларюэль утверждает:

Я вижу нефилософов по-разному. Я рассматриваю их неизбежно как субъектов университета, как того требует мирская жизнь, но прежде всего как связанных с тремя фундаментальными типами людей. Они, очевидно, связаны с аналитиком и политическим активистом, поскольку нефилософия близка психоанализу и марксизму — она трансформирует субъект, трансформируя примеры философии. Но они также относятся к тому, что я бы назвал «духовным» типом, который крайне важно не путать со «спиритуалистом». Духовные не являются спиритуалистами. Они — великие разрушители сил философии и государства, которые объединяются во имя порядка и соответствия. Духовное преследует окраины философии, гностицизма , мистицизма и даже институциональной религии и политики. Духовные — это не просто абстрактные, квиетистские мистики; они для мира. Вот почему спокойной дисциплины недостаточно, поскольку человек вовлечен в мир как предполагаемое, определяющее его. Таким образом, нефилософия также связана с Гностицизм и научная фантастика ; оно отвечает на их фундаментальный вопрос — который вовсе не является главной заботой философии — «Следует ли спасти человечество?» И как? И оно также близко к духовным революционерам, таким как Мюнцер , и некоторым мистикам, которые обходили ересь . Когда все сказано и сделано, является ли нефилософия чем-то иным, кроме шанса на эффективную утопию?» [8]

Среди первых членов или сторонников сан-философии («без философии») есть те, кто включен в сборник, опубликованный в 2005 году издательством L'Harmattan: [9] Франсуа Ларюэль , Джейсон Баркер , Рэй Брасье , Лоран Карраз, Хьюг Шоплин, Жак Колетт, Натали Депра, Оливер Фелтем , Жиль Греле , Жан-Пьер Фэй , Жильбер Хоттуа , Жан-Люк Ранну [10] Пьер А. Риффар , Сандрин Ру и Жорданко Секуловски. С тех пор появилось множество переводов и новых представлений от Джона О Маойлеарки (Малларки), Энтони Пола Смита, Рокко Гангл, Катерины Колозовой и Александра Галлоуэя.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Хёффдинг, Х., Hist. мод. Фил. , англ. пер. том. 2, 1900, с. 170.
  2. ^ Франсуа Ларюэль, «Общее как предикат и константа (нефилософия и материализм)». в: Брайант, Леви , Грэм Харман и Ник Срничек (ред.). 2011. Спекулятивный поворот: континентальный материализм и реализм . Мельбурн: Репресс. п. 237. Архивировано из [OA_Version_Speculative_Turn_9780980668346.pdf оригинал].
  3. ^ Дилворт, Дэвид А. (зима 1988 г.). «Рецензируемая работа: Философия как метаноэтика. Танабэ Хадзиме, Такеучи Ёсинори, Вальдо Х. Вильельмо, Джеймс В. Хейсиг» . Памятник Ниппонике . 43 (4). JSTOR   2384810 . Проверено 27 августа 2023 г.
  4. ^ Мочизуки, Таро (2013). «Поражение философа во Второй мировой войне: обращение Танабэ Хадзиме в син-буддизм в философии как метаноэтике». Академия.edu .
  5. ^ Мочизуки, Таро (2013). «Поражение философа во Второй мировой войне: обращение Танабэ Хадзиме в син-буддизм в философии как метаноэтике». Академия.edu .
  6. ^ Jump up to: а б Рэй Брассье, « Аксиоматическая ересь: нефилософия Франсуа Ларюэля. Архивировано 29 марта 2006 г. в Wayback Machine », «Радикальная философия». Архивировано 5 января 2008 г. в Wayback Machine 121, сентябрь/октябрь 2003 г., с. 25
  7. ^ Jump up to: а б Эркан, Экин (весна 2019 г.). «Франсуа Ларюэль. Биография обычного человека: о власти и меньшинствах» (PDF) . Обзор романов Цинциннати . 46 : 119–123. Архивировано из оригинала (PDF) 18 мая 2022 года . Проверено 14 июля 2019 г.
  8. ^ « Новое представление нефилософии » . Архивировано из оригинала 16 июля 2009 г. Проверено 19 июля 2008 г.
  9. ^ Жиль Греле (ред.), Теория восстания. Ультиматум , Париж: L'Harmattan, сб. «Мы, без-философии», 2005, с. 159.
  10. ^ Жан-Люк Ранну, Просто нефилософия. Синтетическое введение , 2005, с. 238

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Брасье, Рэй, «Аксиоматическая ересь: нефилософия Франсуа Ларюэля», Radical Philosophy 121, сентябрь/октябрь 2003 г.
  • Брасье, Рэй, Nihil Unbound. Просвещение и вымирание . Издательство Эдинбургского университета, 2007.
  • Галлоуэй, Александр, Ларюэль: Против цифровых технологий . Университет Миннесоты Пресс, 2014.
  • Гангл, Рокко. Философия различий Франсуа Ларюэля: критическое введение и руководство . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2013.
  • Джеймс, Ян. Новая французская философия . Кембридж: Политика, 2012.
  • Колозова, Катерина. Срез реального: субъективность в постструктуралистской философии . Издательство Колумбийского университета, 2014.
  • Колозова, Катерина. Живая революция: солидарность с телом, страдающим от боли, как новая политическая универсалия . Евро-Балкан Пресс, 2010.
  • Ларюэль, Франсуа, «Краткий обзор нефилософии» в Pli: The Warwick Journal of Philosophy . Том. 8. Философия природы, 1999.
  • Ларюэль, Франсуа, «Идентичность и событие» в Pli: The Warwick Journal of Philosophy . Том. 9. Параллельные процессы, 2000.
  • Малларки, Джон. Постконтинентальная философия: очерк . Континуум Пресс, 2006.
  • Малларки, Джон и Энтони Пол Смит, ред. Ларюэль и нефилософия . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2012.
  • О Маойлеарка, Джон, Все мысли равны: Ларюэль и нечеловеческая философия, University of Minnesota Press, 2015.
  • Смит, Энтони Пол. Принципы нефилософии Франсуа Ларюэля: критическое введение и руководство . Издательство Эдинбургского университета, 2015.
  • Смит, Энтони Пол. Ларюэль: Странная мысль. Полити Пресс, 2016.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3f6bd595cb4b55269e68c033b63df56c__1713966360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3f/6c/3f6bd595cb4b55269e68c033b63df56c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Non-philosophy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)