Фактичность
В философии фактичность ( фр . facticité , нем . Faktizität ) [1] имеет множество значений — от «фактичности» и « случайности » до трудноразрешимых условий человеческого существования . [2]
Раннее использование
[ редактировать ]Этот термин впервые был использован немецким философом Иоганном Готлибом Фихте (1762–1814) и имеет множество значений. девятнадцатого века Оно может относиться к фактам и фактичности, как в позитивизме , но означает то, что сопротивляется объяснению и интерпретации в Вильгельме Дильтее и неокантианстве . Неокантианцы противопоставляли фактичность идеальности, как это делает Юрген Хабермас в книге «Между фактами и нормами » ( Faktizität und Geltung ).
Хайдеггер
[ редактировать ]Немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889–1976) обсуждает «фактичность». [1] как « выброшенность » ( Geworfenheit ) индивидуального существования, то есть индивидуумы «выброшены в мир». При этом он ссылается не только на грубый факт или реальность конкретной исторической ситуации, например, «родился в 80-х годах». Фактичность — это нечто, что уже информирует и уже существует, даже если это незамечено или оставлено без внимания. Таким образом, фактичность — это не то, с чем люди сталкиваются и непосредственно созерцают. Например, в настроениях фактичность имеет загадочный вид, что предполагает как поворот к ней, так и отход от нее . Для Хайдеггера настроения — это состояния мышления и воли, на которые они должны каким-то образом реагировать. человеческого Таким образом , заброшенность существования (или Dasein ) раскрывается через настроения.
Сартр и де Бовуар
[ редактировать ]В работах французских экзистенциалистов середины ХХ века Жана-Поля Сартра и Симоны де Бовуар фактичность означает все конкретные детали, на фоне которых существует и ограничивается человеческая свобода. Например, к ним могут относиться время и место рождения, язык, окружающая среда, предыдущий выбор человека, а также неизбежная перспектива его смерти. Например: в настоящее время положение человека, рожденного без ног, лишает его свободы ходить по пляжу; если будущая медицина разработает метод выращивания новых ног для этого человека, их фактичность больше не сможет исключать эту деятельность.
Недавнее использование
[ редактировать ]Фактичность — это термин, который приобретает более специализированное значение в континентальной философии 20-го века , особенно в феноменологии и экзистенциализме , включая Эдмунда Гуссерля , Мартина Хайдеггера , Жан-Поля Сартра , Мориса Мерло-Понти и Теодора Адорно . Недавние философы, такие как Джорджио Агамбен , Жан-Люк Нанси , Бюнг-Чуль Хан и Франсуа Раффуль, по-новому восприняли понятие фактичности. [ нужна ссылка ]
Фактичность играет ключевую роль в Квентина Мейясу, философском проекте направленном на то, чтобы бросить вызов корреляционистским отношениям мышления и мира . Мейясу определяет это как «отсутствие разума для какой-либо реальности; другими словами, невозможность обеспечить окончательное основание для существования любого существа». [3]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Дальстрем, Дэниел О. (2013). Словарь Хайдеггера . Лондон: Блумсбери. стр. 71–2 . ISBN 978-1-847-06514-8 .
- ^ Сартр, Жан-Поль. Бытие и Ничто .
- ^ Мейясу, Квентин (8 мая 2008 г.). «Время без становления» (PDF) . Проверено 29 декабря 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дж. Ван Бюрен (Пер.), Мартин Хайдеггер. Онтология — герменевтика фактичности .
- Хайдеггер, Мартин (1962). Бытие и время . Нью-Йорк, Харпер. ISBN 9780060638504 .
- Сартр, Жан-Поль. Очерки экзистенциализма .
- Сартр, Жан-Поль. Экзистенциализм – это гуманизм .
- Сартр, Жан-Поль (1956). Бытие и Ничто . Нью-Йорк, Философская библиотека.
- Раффуль, Франсуа; Шон Нельсон, Эрик (ред.). Переосмысление фактов .
- Мейясу, Квентин. После конечности: эссе о необходимости непредвиденных обстоятельств .
