Jump to content

Экзистенциальная феноменология

Экзистенциальная феноменология охватывает широкий круг мыслителей, которые придерживаются мнения, что философия, как и феноменология , должна начинаться с опыта , но выступает за временность личного существования как основу для анализа человеческого состояния. [1]

В книге «Бытие и время » Мартин Хайдеггер переосмысливает Эдмунда Гуссерля феноменологический проект в то, что он называет фундаментальной онтологией . Это основано на наблюдении и анализе Dasein («существования-там»), человеческого существа, исследующего фундаментальную структуру Lebenswelt ( жизненного мира , термин Гуссерля), лежащего в основе всех так называемых региональных онтологий специальных наук . В философии Хайдеггера люди брошены в мир в данной ситуации, но они также являются проектом в будущее, возможность, свободу, ожидание, надежду, тоску. [2] В отличие от философа Кьеркегора , Хайдеггер хотел исследовать проблему присутствия экзистенциально ( экзистенциально ), а не экзистенциально ( existenziell ), поскольку Хайдеггер утверждал, что Кьеркегор уже описал последнее «проницательно». [ нужна ссылка ] Большинство феноменологов-экзистенциалистов были озабочены тем, как люди формируются на основе своего опыта, и в то же время, насколько они свободны в некотором отношении изменять как себя, так и более широкий мир, в котором они живут.

Опираясь на язык Хайдеггера о том, что люди « брошены в мир », Жан-Поль Сартр говорит, что «человек есть существо, существование которого предшествует его сущности». [3] Оба отмечают, что идентичность любого человека зависит от социальной, исторической, политической и экономической ситуации, в которой он или она рождены. Это освобождает феноменологию от необходимости находить универсальное основание для всякого опыта, поскольку она всегда будет частичной и подвержена влиянию собственной ситуации философа. Морис Мерло-Понти утверждал, что урок редукции Гуссерля заключается в том, что « полной редукции не существует », потому что даже феноменологи не могут сопротивляться тому, как они были сформированы их историей, культурой, обществом и языком. [4] В своей работе «Второй пол » Симона де Бовуар исследовала, насколько сильно гендерные нормы формируют само самоощущение женщин, в отличие от мужчин. Ханна Арендт обсуждает, как тоталитарные режимы 20-го века представили совершенно новые режимы террора, которые сформировали то, как люди понимают политическую жизнь В своей работе «Состояние человека» . [5] Франц Фанон исследовал влияние расизма и колониализма на психику чернокожих мужчин. [6] [7] Однако все они по-разному подчеркивали также свободу, которую имеют люди, чтобы изменить свой опыт посредством бунта, политических действий, письма, мышления и существования. Если люди составляют человеческий социальный мир, то только люди создали его и могут создать новый мир, если возьмутся за эту задачу.

Разработка

[ редактировать ]

Помимо Хайдеггера, другими экзистенциальными феноменологами были Макс Шелер , Вильгельм Луипен , Ханна Арендт , Карл Ясперс , Эммануэль Левинас , Габриэль Марсель , Жан-Поль Сартр , Симона де Бовуар , Эдит Штайн , Морис Мерло-Понти , Энцо Пачи [ ит ] и Самуэль Тодес. . Многие из концепций этих феноменологов о Я и самосознании построены на критике или ответе на первоначальные взгляды Эдмунда Гуссерля . [8]

Сартр синтезировал идеи Гуссерля и Хайдеггера. Его модификации включают замену концепции Гуссерля, epoche , хайдеггеровской структурой бытия-в-мире . [9] Его экзистенциальная феноменология, которая сформулирована в его работах, таких как «Бытие и ничто» (1943), основана на различии между бытием-в-себе и бытием-для-себя. [10] Бовуар поместила свой дискурс об экзистенциальной феноменологии в переплетение литературы и философии как способ отражения конкретного опыта. В своих работах о жизненном опыте женщин она пыталась обратиться к проблемам между полами, а также примирить родственные направления континентальных философских традиций, которые включают философию Хайдеггера, феноменологические методы Гуссерля и Сартра и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Русская философия истории. [11]

Экзистенциальная феноменология Арендт отражала недоверие к массовому обществу и ее предпочтение сохранению социальных групп, ссылаясь на преследование евреев как на пример виктимизации в результате процессов атомизации общества. [11]

Другие дисциплины

[ редактировать ]

Экзистенциальная феноменология распространяется и на другие дисциплины. Например, Лео Штейнберга эссе « Философский бордель Пикассо » описывает «Авиньонские девицы» в экзистенциально-феноменологической перспективе. Это также повлияло на теорию архитектуры , особенно на феноменологический и хайдеггеровский подходы к пространству, месту, жилищу, технологии и т. д. [12] В области литературной теории и критики Роберта Маглиолы « Феноменология и литература: введение» (Purdue UP, 1977; rpt. 1978) была первой книгой. [13] объяснить англоязычным ученым – систематически и всесторонне – диапазон литературных теорий и практик, отождествляемых с «феноменологической литературной критикой» на континенте. Подробно объясняются практики Франкоязычной Женевской школы (литературной критики), швейцарско-немецкого теоретика и критика Эмиля Штайгера и ряда других теоретиков/критиков. Влияния феноменологического теоретика Романа Ингардена , раннего ( экзистенциалиста ) Мартина Хайдеггера и Микеля Дюфренна получили общее описание на более чем 100 страницах. Полемика, связанная с феноменологией и ее противниками, рассматривается в отдельных главах, озаглавленных соответственно «Феноменология противостоит парижскому структурализму» и «Проблема обоснованности у Э.Д. Хирша и Гуссерля» . Роберт Скоулз , Юджин Кэлин , Монро Бердсли и Ральф Фридман.

Область психологии включает подход, известный как «экзистенциально-феноменологическая психология».

[1]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Философская энциклопедия Routledge (1998): «Феноменологическое движение: 4. Экзистенциальная феноменология .
  2. ^ Фарина, Габриэлла (2014). Некоторые размышления о феноменологическом методе. Диалоги в философии, психических и нейронауках , 7 (2): 50–62.
  3. ^ «Экзистенциализм – это гуманизм» .
  4. ^ Мерло-Понти, Морис (2013). Феноменология восприятия . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  978-0415834339 .
  5. ^ Арендт, Ханна (2018). Состояние человека . Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0226586601 .
  6. ^ Фанон, Франц (2008). Черная кожа, белые маски . Гроув Пресс. ISBN  978-0802143006 .
  7. ^ Фанон, Франц (2004). Несчастные Земли . Гроув Пресс. ISBN  978-0802141323 .
  8. ^ Цербоне, Дэвид Р. (2006). Понимание феноменологии . Оксон: Рутледж. п. 66. ИСБН  978-1-84465-054-5 .
  9. ^ Сартр, Жан-Поль (2001). Жан-Поль Сартр: Основные сочинения . Лондон: Psychology Press. п. 60. ИСБН  0-415-21367-3 .
  10. ^ Захави, Дэн (2018). Оксфордский справочник по истории феноменологии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 40. ИСБН  978-0-19-875534-0 .
  11. ^ Jump up to: а б О'Брайен, Венди; Эмбри, Лестер (2001). Экзистенциальная феноменология Симоны де Бовуар . Дордрехт: Springer Science & Business Media. стр. 9, 151. ISBN.  978-90-481-5732-7 .
  12. ^ Это очевидно в работах Кристиана Норберга-Шульца , как, например, в случае с его книгой: Genius Loci, Towards a Phenomenology of Architecture (Нью-Йорк: Риццоли, 1980). Это также ощущается в практиках архитекторов «Феноменология» (архитектура). движения
  13. ^ См. обзор В. Вольфганга Холдхейма, Diacritics , Vol. 9, № 2 (лето 1979 г.): https://www.jstor.org/stable/464782 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d0f695b0db7817920dcead374319666e__1714271760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d0/6e/d0f695b0db7817920dcead374319666e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Existential phenomenology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)