Существование предшествует сущности
Утверждение о том, что существование предшествует сущности ( французское : l'existence precède l'essence ) является центральным утверждением экзистенциализма , которое переворачивает традиционную философскую точку зрения, согласно которой сущность (природа) вещи более фундаментальна и неизменна, чем ее существование (сущность). просто факт его существования). [1] По мнению экзистенциалистов, люди — посредством своего сознания — создают свои собственные ценности и определяют смысл своей жизни, поскольку человеческое существо не обладает какой-либо внутренней идентичностью или ценностью . Эта идентичность или ценность должны быть созданы самим человеком. Создавая акты, которые их составляют, они делают свое существование более значимым. [2] [3]
Идея возникла из речи Ф.В. Шеллинга, произнесенной в декабре 1841 года. [4] Сёрен Кьеркегор , и эту идею можно найти в работах Кьеркегора XIX века: На этом мероприятии присутствовал [5] но был четко сформулирован философом Жаном-Полем Сартром в 20 веке. Формула из трех слов возникла в его книге 1945 года. [6] лекцию « Экзистенциализм — это гуманизм », хотя предшествующие понятия можно найти в Хайдеггера «Бытии и времени» . [7]
В результате для Сартра «существование предшествует сущности» определяет и определяет не только его собственное экзистенциальное мышление или интерпретацию экзистенциализма, но и любое мышление или философствование, объявляющее себя экзистенциальным. Несмотря на более поздние попытки Сартра дистанцироваться и свое мышление от этого замечания и его последствий, оно стало наиболее цитируемым, повторяемым и цитируемым описанием экзистенциализма и любой нетеистической экзистенциальной мысли. [8]
Цель и свобода
[ редактировать ]Утверждение Сартра лучше всего понять в отличие от схоластического тезиса о том, что сущность предшествует существованию; Типичным утверждением этого традиционного тезиса было бы то, что человек по своей сути эгоистичен или что он по сути является разумным существом.
Для Сартра фраза «существование предшествует сущности» означает, что личность не строится по заранее разработанной модели или для определенной цели , поскольку именно человек решает участвовать в таком предприятии. Не отрицая сдерживающих условий человеческого существования, он отвечает Спинозе , утверждавшему, что люди определяются тем, что их окружает. Следовательно, для Сартра репрессивная ситуация не является нетерпимой сама по себе, но, если ее считают таковой те, кто чувствует себя угнетенным, ситуация становится невыносимой. Таким образом, проецируя свои намерения на свое нынешнее состояние, «это я свободно преобразую его в действие». Когда он говорил, что «мир — зеркало моей свободы », он имел в виду, что мир обязывает меня реагировать, обгонять самого себя. Именно этот преодоление нынешней ограничивающей ситуации будущим проектом Сартр называет трансцендентностью . Он добавил, что «мы обречены быть свободными». [9]
Утверждать, что существование предшествует сущности, значит утверждать, что у людей нет такой предопределенной сущности и что сущность человека определяется человеком через то, как этот человек создает и проживает свою жизнь. Как пишет Сартр в своей книге «Экзистенциализм – это гуманизм» : «человек прежде всего существует, встречается с самим собой, поднимается в мир – а потом определяет себя». [10]
Выбор и осаждение
[ редактировать ]Джонатан Уэббер интерпретирует использование Сартром термина «сущность» не в модальном смысле, то есть как необходимые характеристики, а в телеологическом смысле: «Сущность — это относительное свойство иметь набор частей, упорядоченных таким образом, чтобы коллективно выполнять некоторую деятельность». ". [11] : 3 [12] Например, суть дома заключается в том, чтобы защищать его от непогоды, поэтому в нем есть стены и крыша. Люди отличаются от домов тем, что в отличие от домов у них нет встроенной цели: они свободны выбирать свою собственную цель и тем самым формировать свою сущность, поэтому их существование предшествует их сущности .
Сартр привержен радикальной концепции свободы: ничто не определяет нашу цель, кроме нас самих, наши проекты не имеют веса или инерции, кроме нашего одобрения их. [13] [14] Симона де Бовуар , с другой стороны, считает, что существуют различные факторы, сгруппированные под термином седиментация , которые оказывают сопротивление попыткам изменить наше направление в жизни. Отложения сами по себе являются продуктом прошлого выбора и могут быть изменены, выбрав другой вариант в настоящем, но такие изменения происходят медленно. Они представляют собой силу инерции, которая формирует оценочный взгляд агента на мир до тех пор, пока переход не будет завершен. [11] : 5, 9, 66
Ответственность
[ редактировать ]Когда говорят, что люди определяют себя, это часто воспринимается как утверждение, что они могут «желать» быть чем-то – чем угодно, например птицей – и затем быть этим. Однако, по мнению Сартра, это было бы своего рода недобросовестностью . Под этим утверждением подразумевается, что люди (1) определены лишь постольку, поскольку они действуют, и (2) что они несут ответственность за свои действия. Чтобы внести ясность, можно сказать, что человек, который действует жестоко по отношению к другим людям, этим действием определяется как жестокий человек, и в этом же случае он (в отличие, например, от своих генов) определяется как ответственный за быть этим жестоким человеком. Конечно, здесь подразумевается и более позитивный терапевтический аспект: вы можете действовать по-другому и быть хорошим человеком, а не жестоким. Здесь также ясно, что, поскольку люди могут выбирать, быть ли жестокими или добрыми, они, по сути, не являются ни тем, ни другим . [15]
Абсурд
[ редактировать ]Экзистенциализм имеет тенденцию сосредотачивать внимание на вопросе человеческого существования и условиях этого существования. Под существованием подразумевается конкретная жизнь каждого человека и его конкретные способы существования в мире. Хотя это конкретное индивидуальное существование должно быть основным источником информации при изучении людей, некоторые условия обычно считаются «эндемичными» для человеческого существования. Эти условия обычно каким-то образом связаны с присущей вселенной бессмысленностью или абсурдностью и ее очевидным контрастом с нашей дорефлексивной жизнью, которая обычно представляется нам значимой. Центральная тема заключается в том, что, поскольку мир «сам по себе» абсурден, то есть не «справедлив», то осмысленная жизнь может в любой момент внезапно потерять весь свой смысл. Причин, почему это происходит, множество: от трагедии, «разрывающей мир человека», до результатов честного исследования собственного существования. Такая встреча может сделать человека психически неуравновешенным, и избежание такой нестабильности, заставляя людей осознавать свое состояние и быть готовыми справиться с ним, является одной из центральных тем экзистенциализма. Альбер Камю , например, в знаменитой книге «Миф о Сизифе» заявил , что «есть только одна по-настоящему серьезная философская проблема — самоубийство». [16]
Помимо этих «психологических» проблем, также утверждается, что именно в этих встречах с абсурдом мы больше всего соприкасаемся со своим человеческим состоянием. Такая встреча не может не иметь философского значения, и философы-экзистенциалисты выводят из этих встреч множество метафизических теорий. Они часто связаны с личностью , сознанием и свободой , а также с природой смысла.
В популярной культуре
[ редактировать ]Билал Танвир использовал существование, предшествующее сущности, в своем романе «Разброс здесь слишком велик» (2013) . Он занимается поиском и формированием своей сущности. Они реализуют свою способность к свободному выбору и несут ответственность за свои действия. [17]
Критика
[ редактировать ]Определение экзистенциализма Сартра было основано на великом произведении Хайдеггера « Бытие и время» (1927). В переписке с Жаном Бофре, позже опубликованной как « Письмо о гуманизме» , Хайдеггер подразумевал, что Сартр неправильно понял его из-за своих собственных целей субъективизма, и что он не имел в виду, что действия имеют приоритет над бытием, пока эти действия не были отражены. [18] Хайдеггер заметил, что «переворот метафизического утверждения остается метафизическим утверждением», имея в виду, что, по его мнению, Сартр просто поменял местами роли, традиционно приписываемые сущности и существованию, не подвергая сомнению эти концепции и их историю. [19]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Платон, Тимей ; Аристотель, Метафизика ; Св. Фома Аквинский, Summa contra Gentiles , Парс 3:1, Summa Theologiae , Парс 1:1 и т. д. Анализ «существования до сущности» у Этьена Гилсона, Христианская философия святого Фомы Аквинского , Введение.
- ^ (Словарь) «Эзистенциализм» - см. «l'identité de la persona» (на французском языке) .
- ^ Молодежная энциклопедия, 1979, с. 567 (на французском языке) .
- ^ Энгельс, 1841.
- ^ Кьеркегор, Серен. Философские фрагменты , 1844.
- ↑ Лекция была прочитана в понедельник, 29 октября 1945 года, но опубликована только в 1946 году. «Экзистенциализм — это гуманизм». пер. Кэрол Макомбер, предисловие Арлин Элькаим-Сартр, изд. Джон Калка (Нью-Хейвен: Йель, 2007), с. VII.
- ↑ Сартр в книге «Бытие и ничто » (1943) приписывает Хайдеггеру несколько более длинную версию утверждения: «Теперь свобода не имеет сущности. Она не подчинена какой-либо логической необходимости; мы должны сказать о ней то же, что Хайдеггер сказал о Dasein в в общем: «В нем существование предшествует сущности и управляет ею». Однако Сартр не дает ссылки на страницу для этой цитаты. В «Бытии и времени » Хайдеггер пишет: «Сущность человеческого существа заключается в его существовании». («Das 'Wesen' des Daseins лежит в seiner Existenz», Sein und Zeit , стр. 42.)
- ^ «Объяснение Сартра: «Существование предшествует сущности» | то-что» . то-что | Философия | Философемы | Философы . Проверено 27 октября 2023 г.
- ^ Понятия философии, экзистенциализм: Жан-Поль Сартр. [ постоянная мертвая ссылка ] (на французском языке) .
- ^ Сартр, Экзистенциализм — это гуманизм.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уэббер, Джонатан (2018). Переосмысление экзистенциализма . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Кроуэлл, Стивен (2020). «Экзистенциализм» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 16 ноября 2020 г.
- ^ Бёрнем, Дуглас. «Экзистенциализм» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 16 ноября 2020 г.
- ^ Кокс, Гэри (2008). Словарь Сартра . Континуум. стр. 41–42.
- ^ Каталано с. 81.
- ^ Камю, Миф о Сизифе.
- ^ Али, Муртаза (2022). «Сущность и существование в произведении Билала Танвира «Разброс здесь слишком велик»» . Электронный журнал ССРН . дои : 10.2139/ssrn.4151441 . ISSN 1556-5068 . S2CID 250712415 .
- ^ Хайдеггер, Мартин (1993). Дэвид Фаррелл Крелл (ред.). Основные сочинения: от бытия и времени (1927) до задачи мышления (1964) (переработанное и расширенное изд.). Сан-Франциско, Калифорния: Харпер Сан-Франциско. ISBN 0-06-063763-3 . OCLC 26355951 .
- ^ Хайдеггер, Мартин (1993). Дэвид Фаррелл Крелл (ред.). Основные сочинения: от бытия и времени (1927) до задачи мышления (1964) (переработанное и расширенное изд.). Сан-Франциско, Калифорния: Харпер Сан-Франциско. стр. 243 . ISBN 0-06-063763-3 . OCLC 26355951 .
Ссылки
[ редактировать ]- Альбер Камю, «Миф о Сизифе» , 1948 год.
- Джозеф С. Каталано, Комментарий к «Бытию и небытию» Жан-Поля Сартра , University of Chicago Press, 1985.
- Сартр, Экзистенциализм — это гуманизм , чтение 1946 года.
- Энгельс, «Откровение Шеллинга» , 1841 г., в MECW, том 2, с. 181 и далее
- Стэнфордская энциклопедия философии, статья Экзистенциализм
- Вильгельмсен, Фредерик (1970). Парадоксальная структура существования . Ирвинг, Техас; Университет Далласа Пресс.