Dasein
Dasein ( Немецкое произношение: [ˈdaːzaɪn] ) (иногда пишется как Da-sein) — немецкое слово, означающее «существование». [1] Это фундаментальная концепция экзистенциальной философии Мартина Хайдеггера . Хайдеггер использует выражение Dasein для обозначения опыта бытия , присущего человеку. Таким образом, это форма бытия, которая осознает и должна противостоять таким проблемам, как личность , смертность , а также дилемма или парадокс жизни во взаимоотношениях с другими людьми, оставаясь в конечном итоге наедине с самим собой.
Реинтерпретация Хайдеггера
[ редактировать ]В немецком языке Dasein — это народный термин, обозначающий «существование». Оно происходит от da-sein , что буквально означает «быть-там»/«там-существовать». [2] — хотя Хайдеггер был непреклонен в том, что это неправильный перевод Dasein . [3] Для Хайдеггера Dasein может быть способом вовлечения в непосредственный мир, в котором человек живет, и заботы о нем, всегда осознавая при этом случайный элемент этого участия, приоритет мира перед собой и развивающуюся природу само себя. [2]
Противоположностью этого подлинного «я» является повседневное и неподлинное Dasein , утрата индивидуального смысла, судьбы и продолжительности жизни в пользу (эскапистского) погружения в публичный повседневный мир — анонимный, тождественный мир «Они» и «Их». [4] : 64–81
В гармонии с как критикой Ницше субъекта чего -то определяемого в терминах сознания, Хайдеггер отличал Dasein от повседневного сознания, чтобы подчеркнуть критическое значение «Бытия» для понимания и интерпретации мира и так далее.
«Эту сущность, которой каждый из нас является сам… мы будем обозначать термином «Dasein»» (Хайдеггер, пер. 1927/1962, стр. 27). [5]
«[Dasein — это] та сущность, которая в своем бытии имеет само это бытие как результат…» (Хайдеггер, пер. 1927/1962, стр. 68). [5]
Хайдеггер стремился использовать понятие присутствия для раскрытия первичной природы « Бытия » ( Sein ), соглашаясь с Ницше и Дильтеем. [6] : 48 что Dasein всегда есть бытие, участвующее в мире: не субъект и не только объективный мир, но связность бытия -в-мире . Таким образом, эта онтологическая основа творчества Хайдеггера противостоит картезианскому «абстрактному агенту» в пользу практического взаимодействия с окружающей средой. [7] : 61 Dasein раскрывается посредством проекции в личный мир и взаимодействия с ним. [8] : 220 — бесконечный процесс вовлечения в мир, опосредованный проектами самого себя. [2]
Хайдеггер считал, что язык, повседневное любопытство, логические системы и общие убеждения затмевают природу присутствия от самого себя. [9] : 69–70 Подлинный выбор означает отвернуться от коллективного мира Их и встретиться лицом к лицу с Dasein , своей индивидуальностью, своей ограниченной продолжительностью жизни, своим собственным бытием. [10] : 81–89 Таким образом, Хайдеггер задумал концепцию Dasein как ступеньку в вопросе о том, что значит быть — иметь собственное бытие, собственную смерть, свою собственную истину. [11]
Хайдеггер также рассматривал вопрос о Dasein как выходящий за пределы областей, раскрытых позитивной наукой или историей метафизики . «Научное исследование — не единственный способ Бытия, которым может обладать эта сущность, и не тот, который лежит ближе всего. Более того, само присутствие имеет особое своеобразие по сравнению с другими сущностями; [...] оно онтически отличается тем, что в самом его бытии это бытие является для него проблемой». [12] «Бытие и время» подчеркивали онтологическое различие между сущностями и бытием сущностей : «Бытие — это всегда бытие сущности». [13] Установление этого различия является общим мотивом «Бытия и времени» .
Однако некоторые ученые не согласны с этой интерпретацией, утверждая, что для Хайдеггера Dasein обозначало структурированное сознание или институциональный «образ жизни». [14] Другие предполагают, что ранняя настойчивость Хайдеггера на онтологическом приоритете присутствия была приглушена в его послевоенных трудах. [15] : 44
Dasein и нацизм
[ редактировать ]Хайдеггер использовал концепцию Dasein для обсуждения нацистской идеологии и для защиты поддержки Гитлера . Что касается риторики крови и почвы , Хайдеггер заявил:
Сегодня много говорят о крови и земле как о часто вызываемых силах. Литераторы, которых можно встретить и сегодня, уже овладели ими. Кровь и почва, конечно, сильны и необходимы, но они не являются достаточным условием присутствия народа. [16]
Хайдеггер использовал понятие Dasein, поддерживая выборы в Германии в ноябре 1933 года , на которых избирателям был представлен единый одобренный нацистами список кандидатов:
Немецкий народ был вызван фюрером для голосования; Фюрер, однако, ничего не требует от народа; скорее, он дает народу возможность принять непосредственно высшее свободное решение: хочет ли он – весь народ – своего собственного существования ( Dasein ) или не хочет его. [...] 12 ноября немецкий народ в целом выберет свое будущее, и это будущее связано с фюрером. [...] Не существует отдельной внешней и внутренней политики. Есть только одна воля к полному существованию ( Dasein ) Государства. Фюрер пробудил эту волю во всем народе и объединил ее в единое решение. [17]
Происхождение и вдохновение
[ редактировать ]Некоторые приводили доводы в пользу происхождения присутствия в китайской философии и японской философии : согласно Томонобу Имамичи , хайдеггеровская концепция присутствия была частично вдохновлена — хотя Хайдеггер хранил молчание об этом — Окакуры Какудзо. концепцией das-in-der-Welt sein (бытие в мире), выраженное в Книге чая» для описания философии Чжуанцзы даосской « , которую учитель Имамичи предложил Хайдеггеру в 1919 году после уроков с ним годом ранее. [18] Параллельные концепции встречаются и в индийской философии. [19] : 30 [20] и в философии коренных американцев . [21]
Карл Ясперс « Присутствие и существование»
[ редактировать ]Для Карла Ясперса термин Dasein означал существование в самом минимальном смысле, сферу объективности и науки, в противоположность тому, что Ясперс называл « Existenz », царством подлинного бытия. [22] : 47 Из-за совершенно разного использования термина Dasein двумя философами часто возникает некоторая путаница у студентов, которые начинают с Хайдеггера или Ясперса, а затем изучают другого. [23]
В «Философии» (3 тома, 1932 г.) Ясперс изложил свой взгляд на историю философии и представил свои основные темы. Начиная с современной науки и эмпиризма, Ясперс указывает, что, когда люди подвергают сомнению реальность, они сталкиваются с границами, которые эмпирический (или научный) метод просто не может преодолеть. В этот момент человек оказывается перед выбором: погрузиться в отчаяние и смириться или совершить прыжок веры в сторону того, что Ясперс называет «Трансцендентностью». Совершая этот скачок, люди сталкиваются со своей собственной безграничной свободой, которую Ясперс называет Existenz , и, наконец, могут испытать подлинное существование.
Другие приложения
[ редактировать ]Ээро Тарасти считал присутствие очень важным в экзистенциальной семиотике . С точки зрения Тарасти, термин Dasein получил «более широкое» значение, перестал означать состояние человека, брошенного в мир, и вместо этого стал обозначать «экзистенциальную фазу» с социоисторическими характеристиками, из которых широко возникают знаки. [24] : 24–30
С этой точки зрения трансцендентность — это стремление превзойти реалистическое принятие мира таким, какой он есть, и двигаться к политической, этической и запланированной реальности субъективности в семиотических отношениях с миром.
Жак Лакан обратился в 1950-е годы к хайдеггеровскому Dasein , чтобы охарактеризовать психоаналитика как существо-для-смерти ( être-pour-la-mort ). [25] Точно так же он рассматривал аналитика как человека, ищущего аутентичную речь, в отличие от «субъекта, который теряет свой смысл в объективациях дискурса... [которые] дадут ему возможность забыть о своем собственном существовании и своей собственной смерти». [26] [27] : 60
Альфред Шютц различал прямой и косвенный социальный опыт, подчеркивая, что в последнем «Моя ориентация не на существование ( Dasein ) конкретного индивидуального Ты. Оно не направлено на то, чтобы какой-либо субъективный опыт теперь конституировался во всей своей уникальности в сознании другого человека». [28] : 183
Александр Дугин использует присутствие как основу для Четвертой политической теории , подчеркивая присутствие и его роль в российском обществе. Он противопоставляет это западному (точнее американскому) обществу, которое слишком индивидуалистично и имеет неаутентичный взгляд на индивидуальность. [29]
Критика
[ редактировать ]Теодор В. Адорно Хайдеггера раскритиковал концепцию присутствия как идеалистическое отступление от исторической реальности. [30]
Ричард Рорти считал, что с помощью Dasein Хайдеггер создавал консервативный миф бытия, замешанный в романтических элементах нацизма . [31]
По словам Джулиана Вольфриса, «для Хайдеггера не существует прямого отношения «лицом к лицу»; несмотря на его неоценимую критику онтологии, он все же сводит отношение между Dasein и Dasein как опосредованное вопросом и проблематикой бытия». [32] : 110–111
См. также
[ редактировать ]- Быть там - американский сатирический фильм Хэла Эшби 1979 года.
- Обобщенное другое
- Хайдеггеровская терминология
- Нигилизм
- Досократики
- Сартр
- Самосознание
- Душа
- Вещь в себе
- Истинное я и ложное я
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Dasein буквально означает «быть там» или «присутствие» (нем. da «там»; sein «быть»)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Дж. Чайлдерс/Г. Под ред. Хентзи, Колумбийский словарь современной литературной и культурной критики (1995), стр. 70
- ^ Дрейфус, Х.Л. , Бытие в мире: комментарий к бытию и времени Хайдеггера ( Кембридж, Массачусетс : MIT Press , 1990).
- ^ Коллинз, Дж.; Селина, Х.; и Аппиньанези, Р. (1998). Хайдеггер для начинающих (Даксфорд, Кембридж: Icon Books), стр. 64–81.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хайдеггер, М. (1962). Бытие и время , перевод Джона Маккуорри и Эдварда Робинсона . Лондон: СКМ Пресс.
- ^ Коллинз, Дж.; Селина, Х.; и Аппиньанези, Р. (1998). Хайдеггер для начинающих (Даксфорд, Кембридж: Icon Books), с. 48.
- ^ Коллинз, Дж.; Селина, Х.; и Аппиньанези, Р. (1998). Хайдеггер для начинающих (Даксфорд, Кембридж: Icon Books), с. 61.
- ^ Филипс, Герман (11 мая 2021 г.). Философия бытия Хайдеггера: критическая интерпретация . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-2295-9 .
- ^ Коллинз, Дж.; Селина, Х.; и Аппиньанези, Р. (1998). Хайдеггер для начинающих (Даксфорд, Кембридж: Icon Books), стр. 69–70.
- ^ Коллинз, Дж.; Селина, Х.; и Аппиньанези, Р. (1998). Хайдеггер для начинающих (Даксфорд, Кембридж: Icon Books), стр. 81–89.
- ^ Рудинеско, Э. , Жак Лакан: Очерк жизни и история системы мысли ( Кембридж : Polity Press , 1999), стр. 96.
- ^ Хайдеггер, Мартин. «Онтологический приоритет вопроса бытия». Бытие и время / Перевод Джона Маккуорри и Эдварда Робинсона. Лондон: СКМ, 1962. 32.
- ^ Хайдеггер, Мартин. «Онтологический приоритет вопроса бытия». Бытие и время / Перевод Джона Маккуорри и Эдварда Робинсона. Лондон: СКМ, 1962. 29.
- ^ См. статью Джона Хаугленда «Чтение Брэндома, читающего Хайдеггера». Архивировано 7 января 2018 г. в Wayback Machine .
- ^ Филипс, Герман (11 мая 2021 г.). Философия бытия Хайдеггера: критическая интерпретация . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-2295-9 .
- ^ Бытие и истина, GA II/36/37, лекции во Фрайбурге в летнем семестре 1933 г. и зимнем семестре 1933–34 гг., Клостерманн, Франкфурт / М. 2001, с.263.
- ^ Мартин Хайдеггер, «Немецкие мужчины и женщины!», Речь, произнесенная 10 ноября 1933 года во Фрайбургском университете; напечатано в Freiburger Studentenzeitung , 10 ноября 1933 г. Английский перевод в Р. Волине, изд., The Heidegger Controversy (MIT Press, 1993), глава 2.
- ^ Томонобу Имамичи (2004). В поисках мудрости: путешествие одного философа . Выбор международной библиотеки LTCB. Том. 15. Перевод Мэри Э. Фостер. Международный Дом Японии. ISBN 9784120029868 .
- ^ Мехта, Дж. Л. (1992) [1987]. «Хайдеггер и Веданта: размышления на сомнительную тему» . В Парксе, Грэм (ред.). Хайдеггер и азиатская мысль (Первое индийское изд.). Мотилал Банарсидасс. стр. 15–46. ISBN 81-208-0802-9 .
- ^ Коррея, Боско (2018). Хайдеггерианские Seinsdenken и Адвайта Ведата (так в оригинале) Шанкары . Архивировано 29 апреля 2019 г. в Wayback Machine .
- ^ Элджин, Дуэйн (2009). Живая Вселенная: где мы? Кто мы? Куда мы идем? . Издательство Берретт-Келер. п. 35. ISBN 978-1-60509-904-0 .
Третье чудо заключается в том, что существуют живые существа, которые знают, что они существуют. Как люди, осознающие себя, мы представляем третье чудо.
- ^ Димех, Полина (18 мая 2017 г.). Авторитет святых: опираясь на теологию Ганса Урса фон Бальтазара . Wipf и Stock Publishers . ISBN 978-1-5326-0403-4 .
- ^ Лоури, Д., Философия в аристотелевско-томистской традиции: учебник для начинающих (Юджин, Орегон: Wipf and Stock, 2024), с. 139 .
- ^ Тарасти, Ээро (2000). Экзистенциальная семиотика . Достижения семиотики. Издательство Университета Индианы . стр. 24–30 . ISBN 978-0-253-33722-1 .
- ^ Рудинеско, Э. , Жак Лакан (1999) с. 249-50
- ^ Жак Лакан, Ecrits (1997), с. 70
- ^ Петтигрю, Дэвид; Раффуль, Франсуа (1 января 1996 г.). Распространение Лакана . СУНИ Пресс. ISBN 978-0-7914-2785-9 .
- ^ Шютц, Альфред (1967). Феноменология социального мира . Издательство Северо-Западного университета. ISBN 978-0-8101-0390-0 .
- ^ Дугин, Александр (2012). Четвертая политическая теория . Перевод Слободы, Марк; Миллерман, Майкл. Арктос Медиа. стр. 1–50.
- ^ Джеймсон, Фредрик (2005). Майкл Хардт ; Кэти Уикс (ред.). Читатель Джеймсона . Издательство Блэквелл . п. 75. ИСБН 978-0-631-20269-1 . OCLC 864874128 .
- ^ Коллинз, Джефф; Селина, Ховард; Аппиньанези, Ричард (1998). Хайдеггер для начинающих . Иконные книги. стр. 170, 110. ISBN. 1-84046-003-2 . OCLC 722818057 .
- ^ Вольфрис, Джулиан (08 марта 2015 г.). Знакомство с критикой в XXI веке . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-9531-7 .