Jump to content

Dasein

Dasein ( Немецкое произношение: [ˈdaːzaɪn] ) (иногда пишется как Da-sein) — немецкое слово, означающее «существование». [1] Это фундаментальная концепция экзистенциальной философии Мартина Хайдеггера . Хайдеггер использует выражение Dasein для обозначения опыта бытия , присущего человеку. Таким образом, это форма бытия, которая осознает и должна противостоять таким проблемам, как личность , смертность , а также дилемма или парадокс жизни во взаимоотношениях с другими людьми, оставаясь в конечном итоге наедине с самим собой.

Реинтерпретация Хайдеггера

[ редактировать ]

В немецком языке Dasein — это народный термин, обозначающий «существование». Оно происходит от da-sein , что буквально означает «быть-там»/«там-существовать». [2] — хотя Хайдеггер был непреклонен в том, что это неправильный перевод Dasein . [3] Для Хайдеггера Dasein может быть способом вовлечения в непосредственный мир, в котором человек живет, и заботы о нем, всегда осознавая при этом случайный элемент этого участия, приоритет мира перед собой и развивающуюся природу само себя. [2]

Противоположностью этого подлинного «я» является повседневное и неподлинное Dasein , утрата индивидуального смысла, судьбы и продолжительности жизни в пользу (эскапистского) погружения в публичный повседневный мир — анонимный, тождественный мир «Они» и «Их». [4] : 64–81 

В гармонии с как критикой Ницше субъекта чего -то определяемого в терминах сознания, Хайдеггер отличал Dasein от повседневного сознания, чтобы подчеркнуть критическое значение «Бытия» для понимания и интерпретации мира и так далее.

«Эту сущность, которой каждый из нас является сам… мы будем обозначать термином «Dasein»» (Хайдеггер, пер. 1927/1962, стр. 27). [5]

«[Dasein — это] та сущность, которая в своем бытии имеет само это бытие как результат…» (Хайдеггер, пер. 1927/1962, стр. 68). [5]

Хайдеггер стремился использовать понятие присутствия для раскрытия первичной природы « Бытия » ( Sein ), соглашаясь с Ницше и Дильтеем. [6] : 48  что Dasein всегда есть бытие, участвующее в мире: не субъект и не только объективный мир, но связность бытия -в-мире . Таким образом, эта онтологическая основа творчества Хайдеггера противостоит картезианскому «абстрактному агенту» в пользу практического взаимодействия с окружающей средой. [7] : 61  Dasein раскрывается посредством проекции в личный мир и взаимодействия с ним. [8] : 220  — бесконечный процесс вовлечения в мир, опосредованный проектами самого себя. [2]

Хайдеггер считал, что язык, повседневное любопытство, логические системы и общие убеждения затмевают природу присутствия от самого себя. [9] : 69–70  Подлинный выбор означает отвернуться от коллективного мира Их и встретиться лицом к лицу с Dasein , своей индивидуальностью, своей ограниченной продолжительностью жизни, своим собственным бытием. [10] : 81–89  Таким образом, Хайдеггер задумал концепцию Dasein как ступеньку в вопросе о том, что значит быть иметь собственное бытие, собственную смерть, свою собственную истину. [11]

Хайдеггер также рассматривал вопрос о Dasein как выходящий за пределы областей, раскрытых позитивной наукой или историей метафизики . «Научное исследование — не единственный способ Бытия, которым может обладать эта сущность, и не тот, который лежит ближе всего. Более того, само присутствие имеет особое своеобразие по сравнению с другими сущностями; [...] оно онтически отличается тем, что в самом его бытии это бытие является для него проблемой». [12] «Бытие и время» подчеркивали онтологическое различие между сущностями и бытием сущностей : «Бытие — это всегда бытие сущности». [13] Установление этого различия является общим мотивом «Бытия и времени» .

Однако некоторые ученые не согласны с этой интерпретацией, утверждая, что для Хайдеггера Dasein обозначало структурированное сознание или институциональный «образ жизни». [14] Другие предполагают, что ранняя настойчивость Хайдеггера на онтологическом приоритете присутствия была приглушена в его послевоенных трудах. [15] : 44 

Dasein и нацизм

[ редактировать ]

Хайдеггер использовал концепцию Dasein для обсуждения нацистской идеологии и для защиты поддержки Гитлера . Что касается риторики крови и почвы , Хайдеггер заявил:

Сегодня много говорят о крови и земле как о часто вызываемых силах. Литераторы, которых можно встретить и сегодня, уже овладели ими. Кровь и почва, конечно, сильны и необходимы, но они не являются достаточным условием присутствия народа. [16]

Хайдеггер использовал понятие Dasein, поддерживая выборы в Германии в ноябре 1933 года , на которых избирателям был представлен единый одобренный нацистами список кандидатов:

Немецкий народ был вызван фюрером для голосования; Фюрер, однако, ничего не требует от народа; скорее, он дает народу возможность принять непосредственно высшее свободное решение: хочет ли он – весь народ – своего собственного существования ( Dasein ) или не хочет его. [...] 12 ноября немецкий народ в целом выберет свое будущее, и это будущее связано с фюрером. [...] Не существует отдельной внешней и внутренней политики. Есть только одна воля к полному существованию ( Dasein ) Государства. Фюрер пробудил эту волю во всем народе и объединил ее в единое решение. [17]

Происхождение и вдохновение

[ редактировать ]

Некоторые приводили доводы в пользу происхождения присутствия в китайской философии и японской философии : согласно Томонобу Имамичи , хайдеггеровская концепция присутствия была частично вдохновлена ​​— хотя Хайдеггер хранил молчание об этом — Окакуры Какудзо. концепцией das-in-der-Welt sein (бытие в мире), выраженное в Книге чая» для описания философии Чжуанцзы даосской « , которую учитель Имамичи предложил Хайдеггеру в 1919 году после уроков с ним годом ранее. [18] Параллельные концепции встречаются и в индийской философии. [19] : 30  [20] и в философии коренных американцев . [21]

Карл Ясперс « Присутствие и существование»

[ редактировать ]

Для Карла Ясперса термин Dasein означал существование в самом минимальном смысле, сферу объективности и науки, в противоположность тому, что Ясперс называл « Existenz », царством подлинного бытия. [22] : 47  Из-за совершенно разного использования термина Dasein двумя философами часто возникает некоторая путаница у студентов, которые начинают с Хайдеггера или Ясперса, а затем изучают другого. [23]

В «Философии» (3 тома, 1932 г.) Ясперс изложил свой взгляд на историю философии и представил свои основные темы. Начиная с современной науки и эмпиризма, Ясперс указывает, что, когда люди подвергают сомнению реальность, они сталкиваются с границами, которые эмпирический (или научный) метод просто не может преодолеть. В этот момент человек оказывается перед выбором: погрузиться в отчаяние и смириться или совершить прыжок веры в сторону того, что Ясперс называет «Трансцендентностью». Совершая этот скачок, люди сталкиваются со своей собственной безграничной свободой, которую Ясперс называет Existenz , и, наконец, могут испытать подлинное существование.

Другие приложения

[ редактировать ]

Ээро Тарасти считал присутствие очень важным в экзистенциальной семиотике . С точки зрения Тарасти, термин Dasein получил «более широкое» значение, перестал означать состояние человека, брошенного в мир, и вместо этого стал обозначать «экзистенциальную фазу» с социоисторическими характеристиками, из которых широко возникают знаки. [24] : 24–30 

С этой точки зрения трансцендентность — это стремление превзойти реалистическое принятие мира таким, какой он есть, и двигаться к политической, этической и запланированной реальности субъективности в семиотических отношениях с миром.

Жак Лакан обратился в 1950-е годы к хайдеггеровскому Dasein , чтобы охарактеризовать психоаналитика как существо-для-смерти ( être-pour-la-mort ). [25] Точно так же он рассматривал аналитика как человека, ищущего аутентичную речь, в отличие от «субъекта, который теряет свой смысл в объективациях дискурса... [которые] дадут ему возможность забыть о своем собственном существовании и своей собственной смерти». [26] [27] : 60 

Альфред Шютц различал прямой и косвенный социальный опыт, подчеркивая, что в последнем «Моя ориентация не на существование ( Dasein ) конкретного индивидуального Ты. Оно не направлено на то, чтобы какой-либо субъективный опыт теперь конституировался во всей своей уникальности в сознании другого человека». [28] : 183 

Александр Дугин использует присутствие как основу для Четвертой политической теории , подчеркивая присутствие и его роль в российском обществе. Он противопоставляет это западному (точнее американскому) обществу, которое слишком индивидуалистично и имеет неаутентичный взгляд на индивидуальность. [29]

Теодор В. Адорно Хайдеггера раскритиковал концепцию присутствия как идеалистическое отступление от исторической реальности. [30]

Ричард Рорти считал, что с помощью Dasein Хайдеггер создавал консервативный миф бытия, замешанный в романтических элементах нацизма . [31]

По словам Джулиана Вольфриса, «для Хайдеггера не существует прямого отношения «лицом к лицу»; несмотря на его неоценимую критику онтологии, он все же сводит отношение между Dasein и Dasein как опосредованное вопросом и проблематикой бытия». [32] : 110–111 

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Dasein буквально означает «быть там» или «присутствие» (нем. da «там»; sein «быть»)
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Дж. Чайлдерс/Г. Под ред. Хентзи, Колумбийский словарь современной литературной и культурной критики (1995), стр. 70
  3. ^ Дрейфус, Х.Л. , Бытие в мире: комментарий к бытию и времени Хайдеггера ( Кембридж, Массачусетс : MIT Press , 1990).
  4. ^ Коллинз, Дж.; Селина, Х.; и Аппиньанези, Р. (1998). Хайдеггер для начинающих (Даксфорд, Кембридж: Icon Books), стр. 64–81.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хайдеггер, М. (1962). Бытие и время , перевод Джона Маккуорри и Эдварда Робинсона . Лондон: СКМ Пресс.
  6. ^ Коллинз, Дж.; Селина, Х.; и Аппиньанези, Р. (1998). Хайдеггер для начинающих (Даксфорд, Кембридж: Icon Books), с. 48.
  7. ^ Коллинз, Дж.; Селина, Х.; и Аппиньанези, Р. (1998). Хайдеггер для начинающих (Даксфорд, Кембридж: Icon Books), с. 61.
  8. ^ Филипс, Герман (11 мая 2021 г.). Философия бытия Хайдеггера: критическая интерпретация . Издательство Принстонского университета. ISBN  978-1-4008-2295-9 .
  9. ^ Коллинз, Дж.; Селина, Х.; и Аппиньанези, Р. (1998). Хайдеггер для начинающих (Даксфорд, Кембридж: Icon Books), стр. 69–70.
  10. ^ Коллинз, Дж.; Селина, Х.; и Аппиньанези, Р. (1998). Хайдеггер для начинающих (Даксфорд, Кембридж: Icon Books), стр. 81–89.
  11. ^ Рудинеско, Э. , Жак Лакан: Очерк жизни и история системы мысли ( Кембридж : Polity Press , 1999), стр. 96.
  12. ^ Хайдеггер, Мартин. «Онтологический приоритет вопроса бытия». Бытие и время / Перевод Джона Маккуорри и Эдварда Робинсона. Лондон: СКМ, 1962. 32.
  13. ^ Хайдеггер, Мартин. «Онтологический приоритет вопроса бытия». Бытие и время / Перевод Джона Маккуорри и Эдварда Робинсона. Лондон: СКМ, 1962. 29.
  14. ^ См. статью Джона Хаугленда «Чтение Брэндома, читающего Хайдеггера». Архивировано 7 января 2018 г. в Wayback Machine .
  15. ^ Филипс, Герман (11 мая 2021 г.). Философия бытия Хайдеггера: критическая интерпретация . Издательство Принстонского университета. ISBN  978-1-4008-2295-9 .
  16. ^ Бытие и истина, GA II/36/37, лекции во Фрайбурге в летнем семестре 1933 г. и зимнем семестре 1933–34 гг., Клостерманн, Франкфурт / М. 2001, с.263.
  17. ^ Мартин Хайдеггер, «Немецкие мужчины и женщины!», Речь, произнесенная 10 ноября 1933 года во Фрайбургском университете; напечатано в Freiburger Studentenzeitung , 10 ноября 1933 г. Английский перевод в Р. Волине, изд., The Heidegger Controversy (MIT Press, 1993), глава 2.
  18. ^ Томонобу Имамичи (2004). В поисках мудрости: путешествие одного философа . Выбор международной библиотеки LTCB. Том. 15. Перевод Мэри Э. Фостер. Международный Дом Японии. ISBN  9784120029868 .
  19. ^ Мехта, Дж. Л. (1992) [1987]. «Хайдеггер и Веданта: размышления на сомнительную тему» . В Парксе, Грэм (ред.). Хайдеггер и азиатская мысль (Первое индийское изд.). Мотилал Банарсидасс. стр. 15–46. ISBN  81-208-0802-9 .
  20. ^ Коррея, Боско (2018). Хайдеггерианские Seinsdenken и Адвайта Ведата (так в оригинале) Шанкары . Архивировано 29 апреля 2019 г. в Wayback Machine .
  21. ^ Элджин, Дуэйн (2009). Живая Вселенная: где мы? Кто мы? Куда мы идем? . Издательство Берретт-Келер. п. 35. ISBN  978-1-60509-904-0 . Третье чудо заключается в том, что существуют живые существа, которые знают, что они существуют. Как люди, осознающие себя, мы представляем третье чудо.
  22. ^ Димех, Полина (18 мая 2017 г.). Авторитет святых: опираясь на теологию Ганса Урса фон Бальтазара . Wipf и Stock Publishers . ISBN  978-1-5326-0403-4 .
  23. ^ Лоури, Д., Философия в аристотелевско-томистской традиции: учебник для начинающих (Юджин, Орегон: Wipf and Stock, 2024), с. 139 .
  24. ^ Тарасти, Ээро (2000). Экзистенциальная семиотика . Достижения семиотики. Издательство Университета Индианы . стр. 24–30 . ISBN  978-0-253-33722-1 .
  25. ^ Рудинеско, Э. , Жак Лакан (1999) с. 249-50
  26. ^ Жак Лакан, Ecrits (1997), с. 70
  27. ^ Петтигрю, Дэвид; Раффуль, Франсуа (1 января 1996 г.). Распространение Лакана . СУНИ Пресс. ISBN  978-0-7914-2785-9 .
  28. ^ Шютц, Альфред (1967). Феноменология социального мира . Издательство Северо-Западного университета. ISBN  978-0-8101-0390-0 .
  29. ^ Дугин, Александр (2012). Четвертая политическая теория . Перевод Слободы, Марк; Миллерман, Майкл. Арктос Медиа. стр. 1–50.
  30. ^ Джеймсон, Фредрик (2005). Майкл Хардт ; Кэти Уикс (ред.). Читатель Джеймсона . Издательство Блэквелл . п. 75. ИСБН  978-0-631-20269-1 . OCLC   864874128 .
  31. ^ Коллинз, Джефф; Селина, Ховард; Аппиньанези, Ричард (1998). Хайдеггер для начинающих . Иконные книги. стр. 170, 110. ISBN.  1-84046-003-2 . OCLC   722818057 .
  32. ^ Вольфрис, Джулиан (08 марта 2015 г.). Знакомство с критикой в ​​XXI веке . Издательство Эдинбургского университета. ISBN  978-0-7486-9531-7 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 212f2d0429db98bea8afcea0040f92a0__1719158400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/21/a0/212f2d0429db98bea8afcea0040f92a0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dasein - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)