Эфиопская философия
Часть серии о |
Философия |
---|
![]() |
Эфиопская философия или абиссинская философия — философский корпус территорий современных Эфиопии и Эритреи . Помимо устной традиции, он был сохранен в ранней письменной форме в рукописях Геэза . Эта философия занимает уникальное положение в африканской философии .
эфиопской Начало философии
Характер эфиопской философии определяется особыми условиями развития эфиопской культуры. Таким образом, эфиопская философия возникает в результате слияния греческой и святоотеческой философии с традиционным эфиопским образом мышления. Из-за ранней изоляции от своих источников христианской духовности – Византии и Александрии – Эфиопия получила часть своего философского наследия через арабские версии.
Развившаяся в этих условиях разумная литература есть результат двойного усилия творческой ассимиляции: с одной стороны, настройки православия на традиционные способы мышления (никогда не искорененные) и наоборот, а с другой стороны, поглощения. греческой языческой и ранней святоотеческой мысли в развивающийся эфиопско-христианский синтез. Как следствие, преобладает моральное отражение религиозного вдохновения, а использование повествования, притчи , апофемы и богатых образов предпочтительнее использования абстрактных аргументов. Эта разумная литература состоит из переводов и адаптаций некоторых греческих текстов, а именно «Физиолога » (около 5 века нашей эры), «Жизни и изречений Скендеса» (11 века нашей эры) и «Книги мудрых философов» (1510/22).
эфиопская философия Зрелая
В 17 веке религиозные верования эфиопов подверглись сомнению из-за принятия королем Сусейносом католицизма и последующего присутствия миссионеров-иезуитов. Попытка насильственно навязать католицизм своим избирателям во время правления Сусейноса вдохновила дальнейшее развитие эфиопской философии в 17 веке. Зера Якоб (1599–1692) — наиболее важный представитель этого Возрождения. Его трактат «Хатата» (1667 г.) представляет собой произведение, часто включаемое в узкий канон универсальной философии.
Зера Якоб [ править ]
Зера Якоб имел культуру, полностью богословскую. Несмотря на скромное происхождение, он заслужил уважение за свои интеллектуальные способности и продолжил получать традиционное эфиопское богословское образование. Зера Якоб овладел коптской теологией и католической теологией, а также обладал обширными знаниями в области еврейской и исламской религий. Его духовным путеводителем Давида была Книга Псалмов , в которой он искал утешения и вдохновения.
Зная, таким образом, две христианские интерпретации Библии, а также две другие основные авраамические религии и видя противоречия между ними, Зера Якоб вынужден отказаться от авторитета эфиопской традиции и любой традиции в целом. Он приходит к мысли, что традиция заражена ложью, потому что люди в своем высокомерии полагают, что знают все, и поэтому отказываются исследовать вещи собственным умом, слепо принимая то, что было передано им их предками. Тогда философ признает свой разум единственным авторитетом и принимает из Священного Писания и догм только то, что сопротивляется рациональному исследованию. Он утверждает, что человеческий разум может найти истину, если будет искать ее и не унывать перед трудностями.
Таким образом, в ходе своего поэтапного исследования (вот что означает хатата ) Зера Якоб приходит к аргументу в пользу существования Бога (сущности нетварной и вечной), основанному на невозможности бесконечной цепи причин и на убеждении что Творение хорошо, потому что Бог добр. Эта вера является основой для критики аскетической морали, а также некоторых еврейских и исламских моральных заповедей. Отождествляя волю Божию с рациональным, Зера Якоб отвергает большинство этих моральных предписаний (например, касающихся многоженства, поста, сексуальных или пищевых запретов) как богохульство. Кажется, он думает, что все хорошо для хорошего, напоминая таким образом образ мыслей, выраженный в исповедании веры другого великого Зера Якоба, императора 15 века.
Уолда Хейват [ править ]
У Зеры Якоба был ученик Вальда Хейват , который также написал философский трактат, систематизировавший мысль своего учителя. Он уделял больше внимания практическим и образовательным проблемам и пытался связать философию Зера Якоба с мудростью, выраженной в ранней разумной литературе. Вальда Хейват интенсивно обращается к иллюстрациям и притчам, и часто источником его примеров является « Книга мудрых философов» . Хотя его работы, возможно, менее оригинальны, чем работы его учителя, их можно считать «более эфиопскими», поскольку они представляют собой синтез, посредством которого некоторые идеи, порожденные отказом Зеры Якоба от традиций, объединяются с традиционной христианской мудростью. Он «более эфиопский» еще и в том смысле, что затрагивает некоторые практические, социальные и моральные проблемы, с которыми большинство эфиопов того времени сталкивались в своей жизни. Таким образом, труд Вальды Хейвата носит менее умозрительный, но более национальный характер, чем трактат его учителя Зеры Якоба.
См. также [ править ]
Источники [ править ]
- Самнер, Клод, Источник африканской философии: эфиопская философия человека , Штутгарт: Франц Штайнер Верлаг Висбаден, 1986.
- Самнер, Клод, «Эфиопия, философия», В Э. Крейге (ред.), Энциклопедия философии Routledge , Лондон: Routledge, 1998.
- Кирос, Теодрос, «Размышления Зары Якуб»
- Кирос, Теодрос, Зара Якоб: Рациональность человеческого сердца , Red Sea Press, 2005 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Теодрос Кирос, «Зера Якоб и традиционная эфиопская философия», в журнале Wiredu и Авраам, ред., « Спутник африканской философии» , 2004.
- Энно Литтманн Абиссинские философы Корпус восточнохристианских сочинений, Том. 18, Scriptores Aethiopici , Presses Républicaines, 1904. Содержит геэзский текст трактатов Зера Якоба и Вальды Хейват.
- Клод Самнер , Эфиопская философия, том. I: Книга мудрых философов , Коммерческая типография, 1974.
- Клод Самнер, Эфиопская философия, том. II: Трактат Зары Яекоб и Уолды Хеват: текст и авторство , коммерческая типография, 1976.
- Клод Самнер, Философия Эфиопии, том. III: Трактат Зары Яекоб и Уолды Хеват: анализ , Коммерческая типография, 1978.
- Клод Самнер, Эфиопская философия, том. IV: Жизнь и максимы Скандеса , Коммерческая типография, 1974.
- Клод Самнер, Эфиопская философия, том. V: The Fisalgwos , Коммерческая типография, 1976.
- Клод Самнер. Классическая эфиопская философия , Commercial Printing Press, 1985. Содержит английский перевод и краткое введение для каждого из текстов, представленных в томах I – V книги Самнера, Эфиопская философия .
- Клод Самнер, «Свет и тень: Зера Якоб и Вальда Хейват: два эфиопских философа семнадцатого века», в Wiredu и Аврааме, ред., « Спутник африканской философии» , 2004.
Внешние ссылки [ править ]
- Краткое введение в эфиопскую философию - с библиографией и избранными текстами.
- Эфиопская философия - Блог, посвященный Зере Якобу и Вальде Хейват.