Зера Якоб (философ)
Якоб | |
---|---|
Зера Джейкоб | |
Рожденный | |
Умер | 1692 | ( 1692-00-00 )
Заметная работа | Хатата |
Школа | Христианская философия |
Известные студенты | Уолда Хейват |
Язык | Господи |
Зера Якоб ( / ˈ z ɪər ə j æ ˈ k oʊ b / ; Ge'ez : Zera Yacob ; 28 августа 1599 — 1692) — эфиопский философ из города Аксум в 17 веке. Его трактат 1667 года, разработанный около 1630 года и известный на оригинальном языке геэз как Хатата ( «Исследование »), сравнивают с Рене Декарта » «Рассуждениями о методе (1637).
На протяжении веков тексты геэза писались в Эфиопии. Около 1510 года авва Микаэль перевел и адаптировал арабскую «Книгу мудрых философов» , сборник высказываний ранних греческих досократиков , Платона и Аристотеля посредством неоплатонических диалогов, на которые также повлияла арабская философия и эфиопские дискуссии. [1]
Зеры Якоба «Исследование» идет дальше, чем эти предыдущие тексты, поскольку он утверждает, что следует следовать своим естественным рассуждениям, а не верить тому, что говорят другие. Он был современником активистки Валатты Петрос , биография которой была написана в 1672 году.
Биография
[ редактировать ]
Якоб родился в семье фермера недалеко от Аксума на севере Эфиопии, бывшей столицы Эфиопии древнего Аксумского королевства . Имя Якоба означает «Семя Иакова» («Зар» на языке геэз означает «семя»). Хотя его отец был беден, он поддерживал посещение Якобом традиционных школ, где он познакомился с псалмами Давида и получил образование в эфиопской православной вере. Он был осужден перед императором Сусеньосом (годы правления 1607–1632), который обратился к римско-католической вере и приказал своим подданным следовать его собственному примеру.
Отказавшись принять католическую веру, Якоб бежал в ссылку с небольшим количеством золота и книгой Псалмов . По дороге в Шева на юге он нашел пещеру у подножия реки Текезе и прожил в ней отшельником два года, молясь и развивая свою философию. Он писал о своем опыте: «Живя один в пещере, я узнал больше, чем когда жил с учеными. То, что я написал в этой книге, очень мало; но в своей пещере я размышлял о многих других подобных вещах». [2]
После смерти императора к власти пришел сын Сусениоса Фасилидес (годы правления 1632–1667), стойкий приверженец Эфиопской восточной православной церкви , изгнавший иезуитов, и в 1633 году искоренил католическую веру в своем королевстве. Якоб покинул свою пещеру. и поселился в Эмфразе . Он нашел покровителя, богатого купца по имени Хабта Эгзиабхер (известный как Хабту), и женился на служанке семьи. Он отказался жить как монах и заявил, что «закон христиан, утверждающий превосходство монашеской жизни над браком, ложен и не может исходить от Бога». Однако он также отверг многоженство, поскольку «закон творения предписывает одному мужчине жениться на одной женщине».
Якоб стал учителем двух сыновей Хабту, и по просьбе сына своего покровителя Вальды Хейвата Якоб написал свой знаменитый трактат 1667 года, исследуя свет разума. О дальнейшей жизни Якоба мало что известно. Однако считается, что он прожил полноценную семейную жизнь в Эмфразе и оставался там в течение следующих 25 лет. Он умер там в 1692 году. Год смерти Якоба был записан Вальдой Хейватом в аннотации к « Трактату» .
Философская работа
[ редактировать ]Якоб наиболее известен своей этической философией, связанной с принципом гармонии. действия Он предположил, что моральность определяется тем, способствует оно или ухудшает общую гармонию в мире. Хотя он и верил в божество, которого называл Богом, он отвергал любые конкретные религиозные убеждения. Вместо того чтобы черпать убеждения из какой-либо организованной религии, Якоб искал истину, наблюдая за миром природы. В «Хатате » Якоб применил идею первопричины для доказательства существования Бога , предложив таким образом космологический аргумент в главе 3 « Хататы» : «Если я скажу, что мои отец и моя мать создали меня, тогда я должен искать создатель моих родителей и родителей моих родителей, пока они не придут к первым, которые не были созданы такими, как мы [есть], но которые пришли в этот мир каким-то другим способом, не будучи рожденными». Однако познаваемость Бога не зависит от человеческого интеллекта, а «Наша душа имеет силу иметь представление о Боге и видеть Его мысленно. Бог не дал эту силу бесцельно; как Он дал силу, так и Он дал тот реальность ». [2] Он также выступал против дискриминации, опередив Джона Локка . на десятилетия [1] в главе 6 Хататы , начиная главу со слов: «Все люди равны пред Богом, и все разумны, поскольку они Его творения; Он не назначил одного человека для жизни, другого для смерти, одного для милосердия, другого для суда. Наш разум учит нас, что такого рода дискриминация не может существовать».
В главе 5 Хататы он критикует рабство, говоря: «То, что говорит Евангелие по этому поводу, не может исходить от Бога. Точно так же мусульмане говорили, что правильно пойти и купить человека, как если бы он был животным. Но с нашим разумом , мы понимаем, что этот магометанский закон не может исходить от создателя человека, который сделал нас равными, как братьев, чтобы мы называли нашего создателя своим отцом». В то время в Эфиопии широко практиковалось рабство .
Споры об авторстве
[ редактировать ]Авторство Хататы было оспорено Карло Конти Россини в 1920 году, который утверждал, что она была подделана отцом Джусто д'Урбино, итальянским ученым, работавшим в Эфиопии. Аргументы являются внешними и основаны на недавнем возрасте рукописей, его знании эфиопского языка и культуры, информации об исламе, также известной д'Урбино, а также на том факте, что он обнаружил две сохранившиеся рукописи. В 1934 году Ойген Миттвох выдвинул лингвистические аргументы в пользу недостоверной природы Хататы , и научный интерес к этой работе ослаб. Амсалу Аклилу и Ато Алемайеху Могес приводили доводы в пользу подлинности произведения, основываясь на его нерелигиозном содержании, структуре предложений и особенностях используемого геэза . Клод Самнер высказался в пользу подлинности Расследования в 1976 году, приведя статистические данные, показывающие двойственность авторов в их различных библейских цитатах, используя пять недавно найденных писем д'Урбино в Риме. Самнер также утверждал, что д'Урбино хуже знал геэз, чем предполагалось первоначально, и что он не разделял идей геэза. Хатата в то время, когда он должен был это написать. [3]
См. также
[ редактировать ]- Уолда Хейват , его преемник
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Якоб и Амо: африканские предшественники Локка, Юма и Канта - Даг Хербьёрнсруд | Очерки Эона» . Эон . Проверено 16 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Самнер, Клод. «Эфиопская философия» (PDF) . Проверено 16 июня 2019 г.
- ^ Самнер, Клод (1985). Классическая эфиопская философия . Коммерческая типография.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Теодрос Кирос, «Зера Якоб и традиционная эфиопская философия», в журнале Wiredu и Авраам, ред., « Спутник африканской философии» , 2004.
- Энно Литтманн Абиссинские философы Корпус восточнохристианских сочинений, Том. 18, Scriptores Aethiopici , Presses Républicaines, 1904. Содержит геэзский текст трактата Зеры Якоба.
- Клод Самнер , Философия Эфиопии, том. II: Трактат Зары Яекоб и Уолды Хеват: текст и авторство , коммерческая типография, 1976.
- Клод Самнер, Философия Эфиопии, том. III: Трактат Зары Яекоб и Уолды Хеват: анализ , коммерческая типография, 1978.
- Клод Самнер, «Свет и тень: Зера Якоб и Вальда Хейват: два эфиопских философа семнадцатого века», в Wiredu и Аврааме, ред., « Спутник африканской философии» , 2004.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Брендан Ричи, «Эфиопская философия: краткое введение с библиографией и подборками»
- Даг Хербьёрнсруд , «Африканское Просвещение», AEON, 13 декабря 2017 г.
- Эфиопская философия - блог с комментариями к трактату Зеры Якоба.