Даосская философия
Часть серии о |
даосизм |
---|
Даосская философия ( китайский : 道家 ; пиньинь : Dàojiā ; букв. «Школа Дао»), также известная как Таология , относится к различным философским течениям даосизма , традиции китайского происхождения, которая подчеркивает жизнь в гармонии с Дао ( китайский : 道 ; букв. также «Путь», латинизированное как Дао ). Дао — это таинственный и глубокий принцип , который является источником, образцом и субстанцией всей вселенной. [1] [2]
Начиная с начальных этапов даосской мысли, существовали различные школы даосской философии, которые черпали из других философских традиций, таких как конфуцианство и буддизм, и взаимодействовали с ними . Даосизм отличается от конфуцианства тем, что уделяет больше внимания физическому и духовному совершенствованию и меньше внимания политической организации. На протяжении всей своей истории даосская философия делала упор на такие понятия, как увэй («действие без усилий»), зиран ( букв. « самостоятельный » , «естественная подлинность»), ци («дух»), у («небытие»), уцзи («недвойственность»), тайцзи («полярность») и инь-ян ( букв. « яркий и темный » ), бьянхуа («трансформация») и фун («обращение»), а также личное совершенствование посредством медитации и других духовные практики.
Хотя ученые иногда пытались отделить «даосскую философию» от «даосской религии», на самом деле такого разделения никогда не было. Даосские тексты, а также литераторы и даосские священники , которые писали и комментировали их, никогда не делали различия между «религиозными» и «философскими» идеями, особенно теми, которые связаны с метафизикой и этикой. [3] [4]
Основными текстами этой философской традиции традиционно считаются Даодэцзин и Чжуанцзы , хотя только во времена династии Хань они были сгруппированы под названием «даосские» ( Даоцзя ). [4] Позднее И Цзин Ван был связан с этой традицией такими учеными, как Би . [4] Кроме того, около 1400 различных текстов были собраны вместе как часть даосского канона ( Даоцанг ).
Ранние источники
[ редактировать ]По сравнению с другими философскими традициями даосская философия весьма неоднородна . По словам Рассела Киркланда, «даосы обычно не считали себя последователями одной религиозной общины, разделяющей единый набор учений или практик». [5] Вместо того, чтобы опираться на одну книгу или работы одного учителя-основателя, даосизм разработал широко разнообразный набор китайских верований и текстов, которые со временем были собраны в различные синтетические традиции. У этих текстов было кое-что общее, особенно идеи о личном совершенствовании и интеграции с тем, что они считали глубокими реалиями жизни. [6]
Первая группа, сознательно называющая себя «даосами» ( Даоцзяо ), появилась и начала собирать тексты в пятом веке нашей эры. [7] Их коллекция даосских текстов изначально не включала классику, обычно считающуюся «даосской», такую как Дао Дэ Цзин и Чжуанцзы . Лишь после более позднего расширения канона эти тексты были включены. [8]
Легенда о «человеке» Лао-цзы сложилась во времена династии Хань и не имеет исторической достоверности. [8] Точно так же ярлыки даосизм и конфуцианство были разработаны во времена династии Хань учеными, чтобы сгруппировать различных мыслителей и тексты прошлого и отнести их к категории «даосских», хотя они весьма разнообразны и их авторы, возможно, никогда не знали друг о друге. [9] Таким образом, хотя в доханьскую эпоху никогда не существовало целостной «школы» «классического даосизма», более поздние самоидентифицированные даосы (около 500 г. до н.э.) находились под влиянием потоков мысли, практик и структур, унаследованных от периода сто школ мысли (6 век – 221 г. до н.э.). [10] По словам Рассела Киркланда, эти независимые влияния включают: [11]
- Моизм , который мог повлиять на даосскую идею «великого мира» ( tàipíng ), представленную в более поздних произведениях, таких как «Тайпинцзин» .
- Несколько расходящихся конфуцианских школ и их идеи личного совершенствования и Дао .
- Несколько теоретиков -легалистов , таких как Шэнь Бухай , который говорил о Дао и увэй , и Хан Фэй , чьи работы объясняют некоторые части Даодецзин .
- Школа натуралистов, выдвинувшая идеи инь и ян и « пяти фаз » ( восин ).
- Идеи, связанные с официальными практиками гадания и И Цзин .
- Ранние версии независимых текстов, таких как Нэйе , Люши Чуньцю , Чжуанцзы и Даодэцзин .
Идеи даосской классики
[ редактировать ]«Даодэцзин » (также известный как « Лао-цзы» в честь его предполагаемого автора, terminus ante quem, жившего в III веке до нашей эры) традиционно считается центральным и основополагающим даосским текстом, хотя исторически это лишь одно из многих различных источников влияния на даосскую мысль, и временами, причем маргинальный. [12] Даодэцзин . со временем менялся и развивался, возможно, на основе традиции устных высказываний, и представляет собой свободный сборник афоризмов на различные темы, которые призваны дать читателю мудрые советы о том, как жить и управлять, а также включают некоторые метафизические размышления [13]
Некоторые ученые утверждают, что Даодэцзин в значительной степени относится к тонкому универсальному явлению или космической творческой силе, называемой Дао (буквально «путь» или «дорога»), используя для его описания женские и материнские образы. [14] Дао — это естественный спонтанный способ возникновения и существования вещей, это «органический порядок» вселенной. Джеймс Джайлс, однако, утверждает, что Дао относится к медитативному состоянию осознания, в котором человек видит, что его собственное осознание — это то, что позволяет вещам возникать и существовать. [15] Даодэцзин проводит различие между «именованным Дао » и «истинным Дао », который нельзя назвать ( wúmíng 無名 ) и который невозможно уловить языком. [3]
В « Даодэцзин» также упоминается концепция увэй (действия без усилий), которая иллюстрируется аналогиями с водой (движение по течению реки, а не против него) и «охватывает проницательную тактику, в том числе «женские уловки», которую можно использовать для добиться успеха». [16] Увэй ассоциируется с податливостью, минимальным действием и мягкостью. Увэй — это деятельность идеального мудреца ( шэн-жэнь ), который спонтанно и без усилий выражает дэ (добродетель), действуя как единое целое с универсальными силами Дао , напоминая детей или нерезное дерево ( пу ). [3]
Еще одна базовая концепция, упомянутая в Даодэцзин, - это гуйгэн (возврат к источнику или корню) или гуйфу (снова возвращение). Эта концепция используется в нескольких примерах из природы, например, когда растения возвращаются в свое состояние покоя после цикла пышного роста или когда замутившийся ручей возвращается к чистоте. Предполагается, что после каждого такого примера люди могут аналогичным образом вернуться в состояние спокойствия или ясности и таким образом достичь Дао . По мнению Джайлза, это движение вперед и назад между неподвижностью и постоянным потоком, то, что он называет двойным возвращением, относится к особенности человеческого сознания, при которой неподвижность и активность сосуществуют в сознании. По словам Джайлза:
Что происходит, так это то, что, обнаружив тишину в постоянном потоке, человек освобождается от активного участия в этом потоке. Человек позволяет восприятиям и мыслям идти своим путем, не увлекаясь ими. Это возвращение к корню или источнику осознания. Это корень осознанности, потому что именно это состояние позволяет нам видеть работу осознанности. Это корень, из которого исходит непрерывная деятельность (роскошный рост) осознания. Этот корень является как бы точкой обзора, с которой можно спокойно наблюдать за другими операциями осознания. [17]
Это, говорит Джайлз, медитативное состояние осознания, которое и есть Дао . Это состояние осознанности, которого достигают мудрецы.
Мудрецы концентрируют свою внутреннюю энергию, они смиренны, податливы и довольны; и они движутся естественно, не будучи ограничены структурами общества и культуры. [3] Даодэцзин также дает правителям советы, например, никогда не выделяться, хранить оружие, но не использовать его, держать людей простыми и невежественными и действовать тонкими невидимыми способами вместо силовых. [3] Обычно это рассматривается как содействие минимальному правительству .
Как и « Даодэцзин» , менее известный «Нэйе» представляет собой короткий текст мудрых высказываний. Однако Нэйе фокусируется на даосском развитии ( xiū , 修 ) сердечного разума ( xīn , 心 ), которое включает в себя развитие и совершенствование трех сокровищ : цзин («жизненная сущность»), ци («дух») и шэнь. ("душа"). [18] Идея Нэйе ци о всепроникающем и невидимом «духе», называемом , и его связи с приобретением дэ (добродетели или внутренней силы) оказала большое влияние на позднюю даосскую философию. человека Точно так же важные даосские идеи, такие как взаимосвязь между син («внутренней природой», 性 ) и его мин («личной судьбой», 命 ), можно найти в другом менее известном тексте, называемом Люши Чунцю . [19] В этих текстах, как и в «Даодэцзин» , человека, обретшего дэ и обладающего уравновешенным и спокойным сердечным умом, называют шэн-жэнь («мудрецом»). [20] По словам Рассела Киркланда:
«Сердце/разум» является управляющим агентом внутри биодуховной связи человека, т.е. во всей личной совокупности тело/разум/сердце/дух. Основное учение Нэйе заключается в том , что человек должен постоянно работать над тем, чтобы его/ее «сердце/разум» были уравновешены и спокойны — без чрезмерных размышлений или эмоций. Если человек сохраняет спокойствие «сердца/ума», он станет рецептором здоровых жизненных энергий, сможет сохранять их и прожить долгую жизнь. [20]
Другой текст, называемый « Чжуанцзы», также считается классикой даосизма, хотя для китайских даосов он также часто был второстепенным произведением. [21] Он содержит различные идеи, такие как идея о том, что общество и мораль являются относительными культурными конструкциями и что мудрец не связан такими вещами и живет, в некотором смысле, за их пределами. [22] Представление Чжуанцзы о том, как стать мудрецом, требует от человека освободиться от традиционных социальных ценностей и культурных идей и культивировать увэй . [3] Некоторые ученые видят в Чжуанцзы примитивистские идеи, выступающие за возврат к более простым формам жизни. [23]
По словам Киркланда, эти три текста объединяет идея о том, что «человек может прожить свою жизнь мудро, только если научится жить в соответствии с невидимыми силами и тонкими процессами жизни, а не на основе более прозаических забот общества». [16] Эти тонкие силы включают ци , шэнь и дао .
Более поздние даосы включили в себя концепции И Цзин, такие как тянь (небеса). По словам Ливии Кон, тиан — это «процесс, абстрактное представление циклов и закономерностей природы, нечеловеческая сила, которая тесно взаимодействовала с человеческим миром безличностным образом». [24]
Династии Хань и Цзинь
[ редактировать ]Термин Даоцзя (обычно переводимый как «философский даосизм») был придуман во времена династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) учеными и библиографами для обозначения группы классических текстов, таких как Даодецзин и Чжуанцзы. [4] Хотя во времена династии Хань не было самоназванных «даосов», идеи, которые позже стали важными для «даосистов», можно увидеть в ханьских текстах, таких как « Хуайнаньцзы» и « Тайпинцзин» . Например, согласно Тайпинцзин , идеальный правитель поддерживает «воздух» ( ци ) «великого мира» ( тайпин ) посредством практики увэй , медитации, практик долголетия, таких как контроль дыхания, и медицинских практик, таких как иглоукалывание. [25] Существуют также комментарии, написанные к классическим произведениям, самый ранний комментарий к Даодэцзин принадлежит Хешанг Гун («Риверсайдский мастер»). [26]
Еще одним влиянием на развитие позднего даосизма стал Хуан-Ло (буквально: «Желтый [Император] Старый [Мастер]»), одна из самых влиятельных китайских школ мысли в начале династии Хань (2-й век до н.э.). [27] Это была синкретистская философия , объединившая тексты и элементы многих школ. Философия Хуан-Лао была популярна в Западной Хань до правления императора У (годы правления 141–87 до н.э.), который сделал конфуцианство официальной государственной философией. Эти интеллектуальные течения помогли вдохновить несколько новых социальных движений, таких как « Путь Небесных Мастеров» , которые позже повлияли на даосскую мысль.
В четвертом веке произошли важные события, такие как появление новых духовных традиций, таких как Шанцин («Высшая ясность») и Лингбао («Нуминозное сокровище»), а также новые писания и практики, такие как алхимия и медитации визуализации как способ морального и духовного совершенствования. . [28] Именно школа Лингбао также развила идеи великого космического божества как олицетворения Дао и небесного порядка с влиянием буддизма Махаяны. [29] Школа Шанцин является началом даосской традиции, известной как «внутренняя алхимия» ( нэйдан ), формы физического и духовного самосовершенствования. [3]
Именно в конце пятого века аристократический учёный по имени Лу Сюцзин (406–477) использовал все эти разрозненные влияния, чтобы сформировать и создать общий набор верований, текстов и практик того, что он назвал «учениями Дао» ( Даоцзяо ). [29] На севере другая влиятельная фигура, Коу Цяньчжи (365–448), реформировала небесную мастерскую школу, создав новый этический кодекс.
Сюаньсюэ
[ редактировать ]Сюаньсюэ (букв. «таинственное» или «глубокое» обучение, иногда называемое нео-даосизмом ) была важной школой мысли с 3 по 6 века нашей эры. Философы Сюаньсюэ объединили элементы конфуцианства и даосизма, по-новому интерпретировать Ицзин , Даодэцзин чтобы и Чжуанцзы . В число влиятельных ученых Сюаньсюэ входят Ван Би (226–249), Хэ Янь (ум. 249), Сян Сю (223?–300, входивший в знаменитую интеллектуальную группу, известную как « Семь мудрецов бамбуковой рощи »), Го Сян (ум. 312) и Пэй Вэй (267–300). [3]
Такие мыслители, как Хэ Янь и Ван Би, выдвинули теорию о том, что все, включая инь и ян , а также добродетель мудреца, «имеет свои корни» в у (ничто, негативность, небытие). [30] То, что Хэ Ян, по-видимому, подразумевает под у, можно по-разному описать как бесформенность и недифференцированную целостность. Ву не имеет собственности, но при этом сыт и плодовит. [30]
Комментарий Ван Би традиционно был самым влиятельным философским комментарием к Даодэцзин . Как и Хэ Янь, Ван Би фокусируется на концепции у (небытие, небытие) как природе Дао и основной основе существования. [31] Взгляд Ван Би на у состоит в том, что это «не бытие как необходимая основа бытия». Чтобы быть возможным, должно быть небытие, и, как утверждает Даодэцзин , «Дао рождает [ шэн ] одного» и «все вещи в мире рождены из чего-то ( ю ); нечто рождается из ничего ( у )». Отчет Ван Би фокусируется на этом фундаментальном аспекте небытия. [30]
По мнению Ливии Кон, для Ван Би «небытие лежит в основе всего и должно быть активировано в возвращении к пустоте и спонтанности, достигаемом посредством практики недеяния, уменьшения желаний и роста смирения и спокойствия». [31] Еще одна важная концепция для философов Сюаньсюэ - это зиран ( букв. « самостоятельный » , естественная подлинность). [30]
Го Сян также является еще одним влиятельным мыслителем Сюаньсюэ. В своем комментарии к « Чжуанцзы » он отрицал, что у был источником зарождения существ, вместо этого приводя доводы в пользу спонтанного «самопроизводства» ( zìshēng 自生 ) и «самотрансформации » ( zìhuà 自化 ) или «одинокой трансформации». ( духуа 獨化 ):
«Поскольку у [по определению] не является бытием, оно не может произвести бытие. До возникновения бытия оно не может производить другие существа. В таком случае, кто или что вызвало рождение бытия? [Ответ может быть только в том, что] существа спонтанно порождаются сами собой» [30]
Другая ключевая фигура, даосский алхимик Гэ Хун ( ок. 283–343 ) был аристократом и государственным чиновником во времена династии Цзинь , написавшим классическое произведение, известное как Баопузи («Мастер, принимающий простоту»), ключевой даосский философский труд этого периода. [3] Этот текст включает конфуцианские учения, а также духовные практики, призванные помочь в достижении бессмертия и небесного состояния, называемого «великой ясностью», которое оказало большое влияние на поздний даосизм. [32]
Более поздний мыслитель Сюаньсюэ, Чжан Чжань ( ок. 330–400 ), особенно известен своими комментариями к « Лиецзы» . [30] Во времена Северной и Южной династий (420–589 гг.) Сюаньсюэ достигла пика влияния, поскольку была принята в официальную учебную программу императорской академии. [30]
Династия Тан
[ редактировать ]Ко времени правления династии Тан (618–907 гг. н. э.) развилось здравое чувство «даосской идентичности» (которое танские лидеры называли Даоцзяо , «учение Дао»), отчасти благодаря усилиям систематизаторов, таких как Лу Сюцзин , и благодаря необходимость конкурировать с буддизмом за имперское покровительство. [33] Эту синтетическую систему иногда называют Тремя Пещерами. Они собрали первый даосский канон, часто называемый «Три Аркана» ( сан-донг , 三洞 ), который изначально не включал Даодэцзин . [33]
Даосизм получил официальный статус в Китае во времена династии Тан , императоры которой считали Лао-цзы своим родственником. [34] Император Гаозун добавил Даодэцзин в список классических произведений ( цзин , 經 ), подлежащих изучению к императорским экзаменам. [35] Это был пик даосского влияния в истории Китая.
Сыма Чэнчжэнь (647–735 гг. н. э.) — важная интеллектуальная фигура этого периода. Он особенно известен тем, что объединил даосские и буддийские теории и формы умственного развития в даосском тексте для медитации, называемом Цзованглун . Он служил советником правительства Тан. [33] Позже он был задним числом назначен патриархом школы Цюаньчжэнь. [36]
Другая влиятельная даосская традиция династии Тан — Школа Двойных Тайн ( китайский : 重玄, пиньинь : Чунсюань ). Их философия находилась под влиянием буддийской мысли Мадхьямаки . [37] Ключевым мыслителем этой традиции был Чэн Сюаньин (成玄英, фл. 631–655), известный своими влиятельными комментариями к Даодэцзин и Чжуанцзы .
Другой ключевой даосский писатель и мыслитель эпохи Тан — Ду Гуантин (850–933 гг. н.э.). Он написал влиятельный комментарий к Даодэцзин, а также многочисленные толкования других писаний и историй.
Династия Сун
[ редактировать ]В эпоху династии Сун была основана школа даосизма Цюаньчжэнь (960–1279) в XII веке среди последователей Ван Чунъяна (1113–1170), ученого, написавшего различные сборники стихов и текстов, (Полное совершенство или Интеграция совершенства). о даосской жизни, который учил, что « три учения » (буддизм, конфуцианство, даосизм) «при исследовании оказываются всего лишь одной школой». Школа Цюаньчжэнь была синкретической, сочетая в себе элементы буддизма (например, монашество) и конфуцианства с прошлыми даосскими традициями. [3]
Нэйдань , форма внутренней алхимии , стала основным направлением деятельности секты Цюаньчжэнь. Ван Чунъян учил, что « бессмертия души» ( shén-xiān , 神仙 ) можно достичь в этой жизни, уединившись, культивируя свою «внутреннюю природу» ( xìng , 性 ) и гармонизируя ее со своей «личной судьбой» ( mìng -юн , 命運 )». [38] Он учил, что посредством умственной тренировки и аскетизма , посредством которых человек достигает состояния не-ума ( у-синь , 無心 ) и не-мыслей, привязанных ни к чему, можно восстановить изначальный, бессмертный «сияющий дух» или «истинную природу». ( ян-шэнь 陽神 , чжэнь-син 真性 ). [39] [а]
По словам Стивена Эскилдсена, Ван Чунъян, похоже, был знаком с Махаяны буддийскими текстами , такими как Алмазная сутра , а также с текстами Чань, и находился под их влиянием:
Ван Чжэ не придерживался радикального отрицания и неутверждения буддийской философии Махаяны. Любя заимствовать буддийский язык, чтобы проповедовать непривязанность к этому временному, мимолетному миру сансары, Ван Чжэ горячо верил в вечную, универсальную Истинную Природу/Сияющий Дух, который является основой и источником сознания (дух [ шэнь ], Природа [ xíng ) и жизненной силы ( qì , Жизнь [ mìng ]) внутри всех живых существ. Для него это не было « пустым » (отсутствием собственного существования); это было полностью Реально ( жен ). [40]
Один мастер Цюаньчжэня, Цю Чуджи , стал учителем Чингисхана до основания династии Юань . Родом из Шаньси и Шаньдуна , секта основала свой главный центр в ( « пекинском Байюньгуане Монастыре Белого Облака»). [41] Несколько императоров Сун, в первую очередь Хуэйцзун , активно пропагандировали даосизм, собирая даосские тексты и публикуя издания « Даозан» .
Династии Юань и Мин
[ редактировать ]Тем временем правительство Юаня часто пыталось и Мин контролировать и регулировать даосизм. Даосизм потерпел серьезную неудачу во время правления Хубилай-хана , когда в 1281 году было приказано сжечь многие копии Даоцзана . [3] Это разрушение дало даосизму шанс обновиться. [42] Китайские даосы в XII–XIV веках занимались переоценкой своей традиции, которую некоторые называли «реформацией», которая была сосредоточена на индивидуальном совершенствовании. [43]
Во времена династии Мин (1368–1644) государство продвигало идею о том, что « Три учения (конфуцианство, буддизм и даосизм) едины», идея, которая со временем стала популярным консенсусом. [44] Нынешний даосский текстовый канон, называемый Даоцанг , был составлен во времена династии Мин (1368–1644). [45] Более того, во времена династии Мин даосские идеи также повлияли на неоконфуцианских мыслителей, таких как Ван Янмин и Чжань Жошуй . [46]
Династия Цин и современный Китай
[ редактировать ]В эпоху позднего Мин и ранней династии Цин возникла школа даосизма Лунмэнь («Ворота Дракона» 龍門 ), основанная Ван Куньяном (ум. 1680), которая возродила традицию Цюаньчжэнь. [47] Даосские писатели Лунмэнь, такие как Лю Имин (1734–1821), также упростили даосские практики «внутренней алхимии», сделав их более доступными для публики, удалив большую часть эзотерической символики средневековых текстов. [48] Однако именно Мин Идэ (1758–1836) стал самой влиятельной фигурой в линии Лунмэнь, поскольку он был главным составителем Лунмэнь Даоцзан Сюбиан и доктрины. [47] Именно Мин Идэ также сделал знаменитый текст, известный как «Тайна Золотого Цветка» , с акцентом на внутреннюю алхимию, центральным доктринальным писанием традиции Лунмэнь. [47]
падении династии Мин Некоторые китайские литераторы обвиняли в даосское влияние, и поэтому они стремились вернуться к чистой форме ханьского конфуцианства во время движения под названием Ханьсюэ , или « Ханьское обучение », которое исключило даосизм. [49] В более бурные времена поздней династии Цин изучение и практика даосской философии резко пошли на спад. К началу двадцатого века даосизм значительно пришел в упадок, и только одна полная копия Даоцзана в монастыре Белого Облака в Пекине. осталась [50]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Вы просто должны быть без ума и без мыслей. Не привязывайтесь ни к чему. Ясно, безмятежно будьте свободны от дел внутри и снаружи. Вот что значит увидеть свою [Настоящую] Природу». - Эскильдсен (2004) , стр. 21, 31.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Поллард, Розенберг и Тиньор (2011) , с. 164
- ^ Крил (1982) , с. 2
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Литтлджон (nd)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Хансен (2017)
- ^ Киркланд (2004) , с. 12
- ^ Киркланд (2004) , с. 74
- ^ Киркланд (2004) , с. 16
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Киркланд (2004) , с. 18
- ^ Киркланд (2004) , с. 75
- ^ Киркланд (2004) , с. 23
- ^ Киркланд (2004) , стр. 23–33.
- ^ Киркланд (2004) , стр. 53, 67.
- ^ Киркланд (2004) , стр. 58–59, 63.
- ^ Киркланд (2004) , с. 63
- ^ Джайлз (2020) , стр. 32–42, 63.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Киркланд (2004) , с. 59
- ^ Джайлз (2020) , стр. 45.
- ^ Киркланд (2004) , стр. 41–42.
- ^ Киркланд (2004) , с. 41
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Киркланд (2004) , с. 46
- ^ Киркланд (2004) , с. 68
- ^ Киркланд (2004) , с. 7
- ^ Кон (2008) , с. 37
- ^ Кон (2008) , с. 4
- ^ Киркланд (2004) , с. 80
- ^ Кон (2000) , с. 6
- ^ ИДЕОЛОГИЯ ХУАН-ЛАО, Университет Индианы, История G380 - чтение текстов в классе - весна 2010 г. - Р. Ино, http://www.indiana.edu/~g380/4.8-Huang-Lao-2010.pdf
- ^ Киркланд (2004) , с. 85
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Киркланд (2004) , с. 87
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Чан (2017)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кон (2008) , с. 26
- ^ Робине (1997) , с. 78; Киркланд (2004) , с. 84
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Киркланд (2004) , с. 90
- ^ Робине (1997) , стр. 184.
- ^ Кран (1997) , стр. 185.
- ^ Киркланд (2004) , с. 104
- ^ Ассандри, Фридерике (2020). «Буддийско-даосское взаимодействие как творческий диалог: разум и Дао в учении о двойных мистериях». В Андерле, Кристоф; Виттерн, Кристиан (ред.). Чань-буддизм в Дуньхуане и за его пределами: исследование рукописей, текстов и контекстов памяти Джона Р. Макрея . Серия книг «Нумен». Том. 165. Лейден и Бостон : Издательство Brill . стр. 363–390. дои : 10.1163/9789004439245_009 . ISBN 978-90-04-43191-1 . ISSN 0169-8834 . S2CID 242842933 .
- ^ Киркланд (2004) , с. 106
- ^ Эскильдсен (2004) , стр. 21, 31.
- ^ Эскильдсен (2004) , стр. 6–7.
- ^ Робине (1997) , стр. 23–224
- ^ Шиппер и Вереллен (2004) , с. 30
- ^ Киркланд (2004) , с. 98
- ^ Киркланд (2004) , стр. 107, 120.
- ^ Киркланд (2004) , с. 13
- ^ Кон (2008) , с. 178
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эспозито (2001) [ необходимы страницы ]
- ^ Киркланд (2004) , с. 112
- ^ Шиппер (1993) , с. 19
- ^ Шиппер (1993) , с. 220
Библиография
[ редактировать ]- Ассандри, Фридерике (2020). «Буддийско-даосское взаимодействие как творческий диалог: разум и Дао в учении о двойных мистериях». В Андерле, Кристоф; Виттерн, Кристиан (ред.). Чань-буддизм в Дуньхуане и за его пределами: исследование рукописей, текстов и контекстов памяти Джона Р. Макрея . Серия книг «Нумен». Том. 165. Лейден и Бостон : Издательство Brill . стр. 363–390. дои : 10.1163/9789004439245_009 . ISBN 978-90-04-43191-1 . ISSN 0169-8834 . S2CID 242842933 .
- Чан, Алан (2017). Залта, Эдвард Н. (ред.). «Неодаосизм» . Стэнфордская энциклопедия философии (изд. весны 2017 г.).
- Крил, Херли Глесснер (1982) [1970]. Что такое даосизм?: и другие исследования по истории китайской культуры . Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226120478 .
- Дин, Кеннет (1993). Даосский ритуал и народные культы Юго-Восточного Китая . Принстон: Принстонский университет.
- Демерат, Николас Дж. (2003). Пересечение богов: мировые религии и мирская политика . Издательство Университета Рутгерса. ISBN 0-8135-3207-8 .
- Эскильдсен, Стивен (2004). Учения и практики даосских мастеров раннего Цюаньчжэня . Серия SUNY по китайской философии и культуре. СУНИ Пресс. ISBN 9780791460450 .
- Эспозито, Моника (2001). «Даосизм Лунмэнь в Цинском Китае: доктринальный идеал и местная реальность» . Журнал китайских религий . 29 (1): 191–231. дои : 10.1179/073776901804774604 .
- Джайлз, Джеймс (2020). Путь осознания в даосской философии . Санкт-Петербург, Флорида: Three Pines Press.
- Хансен, Чад (2017). Залта, Эдвард Н. (ред.). «Даосизм» . Стэнфордская энциклопедия философии (изд. весны 2017 г.).
- Хакер, Чарльз О. (1975). Имперское прошлое Китая: введение в китайскую историю и культуру . Издательство Стэнфордского университета, 1995. ISBN. 0-8047-2353-2 .
- Киркланд, Рассел (2004). Даосизм: непреходящая традиция . Рутледж. ISBN 9780415263221 .
- Кон, Ливия (1993). Даосский опыт: Антология . Олбани: SUNY Press.
- Кон, Ливия, изд. (2000). Справочник по даосизму . Лейден: Брилл.
- Кон, Ливия (2004). Даосское монашеское руководство: перевод Фэндао Кэцзе . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Кон, Ливия (2008). Знакомство с даосизмом . Рутледж. ISBN 9780415439978 .
- Кон, Ливия; ЛаФарг, Майкл, ред. (1998). Лао-Цзы и Дао-Дэ-Цзин . СУНИ Пресс. ISBN 0-7914-3599-7 .
- Литтлджон, Ронни (н. д.). «Даосская философия» . Интернет-энциклопедия философии . ISSN 2161-0002 .
- Поллард, Элизабет; Розенберг, Клиффорд; Тиньор, Роберт (2011). Миры вместе, миры врозь . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Нортон. ISBN 9780393918472 .
- Робине, Изабель (1993) [1989]. Даосская медитация: традиция великой чистоты Мао-шаня . Олбани: SUNY Press.
- Робине, Изабель (1997) [1992]. Даосизм: рост религии . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-2839-9 .
- Шиппер, Кристофер М. (1993) [1982]. Даосское тело . Перевод Дюваля, Карен К. Калифорнийский университет Press. ISBN 9780520082243 .
- Шиппер, Кристофер; Вереллен, Франциск (2004). Даосский канон: исторический спутник Даозан . Чикаго: Чикагский университет.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с даосской философией, на Викискладе?