Три учения
В китайской философии три учения ( китайский : 三 教 ; пиньинь : сан цзяо ; вьетнамский : там гиао , Чо Хан : 三教) — это конфуцианство , даосизм и буддизм . Все эти три учения считаются гармоничной совокупностью. [1] Литературные упоминания о «трех учениях» видных китайских ученых относятся к VI веку. [1] Этот термин может также относиться к нерелигиозной философии, построенной на этой совокупности.
Три учения, гармонирующих как одно
[ редактировать ]Эта фраза также обозначает три учения, гармонирующих как одно ( 三 教 合合一 ; Санджиао Хейи ). В общепринятом понимании три учения, гармонирующие друг с другом, просто отражают долгую историю, взаимное влияние и (иногда) взаимодополняющие учения трех систем верований. [2]
Его также можно использовать по отношению к « учению Саньи », синкретической секте, основанной во времена династии Мин Линь Чжаоэнем, в которой конфуцианские, даосские и буддийские верования сочетаются в соответствии с их полезностью для самосовершенствования . [3] Однако эта фраза не обязательно относится к этой секте.
В то время как конфуцианство было идеологией закона, институтов и правящего класса, даосизм был мировоззрением радикальных интеллектуалов и был также совместим с духовными верованиями крестьян и ремесленников. Эти двое, хотя и находились на противоположных концах философского спектра, совместно создали китайскую «картину мира». [4]
Совместное поклонение трем учениям можно встретить в некоторых китайских храмах , например в Висячем храме .
Верующие Саньцзяо считают, что «[т] три учения... безопаснее, чем одно», и что использование элементов всех трех приносит удачу. [5]
Конфуцианство
[ редактировать ]Конфуцианство — сложная школа мысли, иногда также называемая религией, вращающаяся вокруг принципов китайского философа Конфуция . Он был разработан в период весны и осени во времена династии Чжоу . Основные концепции этой философии включают жэнь (гуманность), и (праведность), ли (приличие/этикет), чжун ( верность ) и сяо (сыновняя почтительность), а также строгое соблюдение социальных ролей. Это иллюстрируется пятью основными отношениями, которые Конфуций интерпретировал как ядро общества: правитель-подданный, отец-сын, муж-жена, старший брат-младший брат и друг-друг. В этих узах последний должен уважать первого и служить ему, тогда как первый обязан заботиться о последнем. [6] [7]
Следующая цитата взята из « Аналектов» , сборника высказываний и учений Конфуция, написанных после его смерти его учениками.
«Высший человек имеет достойную легкость без гордости. У подлого человека есть гордость без достойной легкости».
- Конфуций, Аналекты Конфуция. [8]
Эта цитата иллюстрирует представление Конфуция о джунзи ( 君子 ) или джентльмене. Первоначально это выражение относилось к «сыну правителя», но Конфуций переопределил это понятие, чтобы оно означало поведение (с точки зрения этики и таких ценностей, как лояльность и праведность), а не просто социальный статус. [6]
даосизм
[ редактировать ]Даосизм (или даосизм ) — это философия, основанная на жизни в гармонии с Дао (Дао) ( китайский : 道 ; пиньинь : Дао ; букв. «Путь»), которое считается источником, образцом и субстанцией всей материи. [9] Его происхождение можно проследить до конца 4-го века до нашей эры, а основными мыслителями, представителями этого учения, являются Лао-цзы и Чжуан Чжоу . [6] Ключевыми компонентами даосизма являются Дао (Путь) и бессмертие, а также упор на баланс, присущий природе. Меньше внимания уделяется крайностям, вместо этого основное внимание уделяется взаимозависимости между вещами. Например, инь и ян ( букв. « темное и светлое » ) не олицетворяют собой противостояние добра и зла, а вместо этого представляют собой взаимопроникновение взаимозависимых противоположностей, присутствующих во всем; «Внутри Ян существует Инь, и наоборот». [9]
В основе даосской философии лежит идея « у вэй », часто переводимая как «недействие». На практике это относится к промежуточному состоянию «существования, но не действия». Эта концепция также пересекается с идеей конфуцианства, поскольку Конфуций также считал, что совершенный мудрец может править, не предпринимая никаких действий. Даосизм предполагает, что любое радикальное действие может спровоцировать столь же радикальное противодействие, и поэтому чрезмерное правительство может стать тираническим и несправедливым, даже если оно инициировано с благими намерениями. [9]
Ниже приводится цитата из Даодэцзин , одного из основных текстов даосского учения:
«Правда не всегда красива, а красивые слова не всегда правда».
— Лаоцзы, Даодецзин [10]
буддизм
[ редактировать ]Буддизм – религия, основанная на учении Сиддхартхи Гаутамы. Основными принципами этой системы убеждений являются карма, перерождение и непостоянство . Буддисты верят, что жизнь полна страданий , но страдания можно преодолеть, достигнув просветления. Нирвану (состояние совершенного счастья) можно достичь, оторвавшись от (материальных) привязанностей и очистив ум. Однако разные доктрины различаются в зависимости от практики и путей, которыми следуют для этого. [6]
Медитация является важной частью практики буддизма. Это успокоение и работа ума помогает буддистам стремиться стать более умиротворенными и позитивными, одновременно развивая мудрость посредством решения повседневных проблем. Негативные психические состояния, которые стремятся преодолеть, называются «заблуждениями», а положительные психические состояния называются «добродетельными умами». [11]
Еще одна концепция, занимающая видное место в буддийской системе верований, — это Восьмеричный путь. Благородный Восьмеричный Путь — четвертая из Четырех Благородных Истин , которая считается первым из всех учений Будды. [12] Он подчеркивает области жизни, которые можно исследовать и практиковать, такие как правильная речь и правильное намерение. [13] Основными принципами этой системы убеждений являются карма, перерождение и непостоянство .
Споры
[ редактировать ]Хотя термин «три учения» часто фокусируется на том, насколько хорошо конфуцианство, буддизм и даосизм могли гармонично сосуществовать на протяжении всей истории Китая, данные показывают, что каждая практика доминировала или приобрела популярность в определенные периоды времени. [14] Императоры предпочитали следовать одной конкретной системе, а другие подвергались дискриминации или в лучшем случае терпели. Примером этого может служить династия Сун , при которой и буддизм, и даосизм стали менее популярными. Неоконфуцианство (возродившееся во времена предыдущей династии Тан ) считалось доминирующей философией. [15] Меньшинство также утверждает, что фраза «три учения» предполагает, что эти взаимоисключающие и принципиально несравнимые учения равны. Это спорная точка зрения, поскольку другие подчеркивают, что это не так. Конфуцианство фокусируется на социальных правилах и моральных ценностях, тогда как даосизм выступает за простоту и счастливую жизнь в гармонии с природой. С другой стороны, буддизм повторяет идеи страдания, непостоянства материальных вещей и реинкарнации, подчеркивая при этом идею достижения запредельного спасения. [1]
См. также
[ редактировать ]- Буддийская этика
- Неоконфуцианство
- Дегустаторы уксуса – рассказ о лидерах трех учений
- Три смеха над Тайгер-Бруком
- Синбуцу-сюго (слияние буддизма и синтоизма )
- Каодаизм (новая религия, основанная на тех же трех)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Жизнь в китайском космосе: понимание религии в позднеимперском Китае» . afe.easia.columbia.edu .
- ^ Выонг, Куан-Хоанг (2018). «Культурная аддитивность: поведенческие идеи из взаимодействия конфуцианства, буддизма и даосизма в народных сказках» . Пэлгрейв Коммуникейшнз . 4 (1): 143. дои : 10.1057/s41599-018-0189-2 . S2CID 54444540 .
- ^ Киркланд, Рассел. «Лин Чжаоэнь (Лин Чао-эн: 1517-1598)» (PDF) . Проверено 16 февраля 2011 г.
- ^ Фрайберг, JW «ДИАЛЕКТИКА КОНФУЦИАНСТВА И ДАОИЗМА В ДРЕВНЕМ КИТАЕ». Диалектическая антропология 2, вып. 3 (1977): 175–98. http://www.jstor.org/stable/29789901 .
- ^ Клэр, Аласдер (1985). Сердце Дракона (Первое американское изд.). Бостон: Хоутон Миффлин . п. 35. ISBN 978-0-395-35336-3 .
- ^ Jump up to: а б с д Крейг, Альберт. Наследие китайской цивилизации . Пирсон.
- ^ «Конфуцианство» . Патеос . Проверено 11 февраля 2015 г.
- ^ «Цитаты из Аналектов» . Проверено 12 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Чиу, Лиза. «Даосизм в Китае» . Проверено 13 февраля 2015 г.
- ^ «Цитаты Дао Дэ Цзин» . Проверено 13 февраля 2015 г.
- ^ «Что такое буддизм?» . Проверено 12 февраля 2015 г.
- ^ Аллан, Джон. «Восьмеричный путь» . Проверено 13 февраля 2015 г.
- ^ Нури, Дана. «Что такое Восьмеричный Путь?» . Проверено 13 февраля 2015 г.
- ^ «Сань Цзяо/Сан Цзяо/Три учения» . Проверено 10 февраля 2015 г.
- ^ Теобальд, Ульрих. «История Китая – литература, мысль и философия династии Сун宋 (960-1279)» . Проверено 13 февраля 2015 г.