Ян Император
Ян император Древнего Китая | |
---|---|
Император Ян | |
Подробности | |
Первый монарх | Шэннун |
Последний монарх | Юван |
Формирование | Три государя и пять императоров |
Отмена | Битва при Банкюане |
Ян Император | |||
---|---|---|---|
китайский | Император Ян | ||
Буквальный смысл | Пламенный Император | ||
|
Император Ян ( китайский : 炎帝 ; пиньинь : Ян Ди ) или Император Пламени был легендарным древнекитайским правителем в додинастические времена. Современные ученые определили горы Овечьей головы ( Янгтоу Шань ) к северу от Баоцзи в провинции Шэньси как его родину и территорию. [ 1 ]
Велись долгие споры о том, был ли император Янь тем же человеком, что и легендарный Шэньнун . На научной конференции, состоявшейся в Китае в 2004 году, было достигнуто общее мнение, что император Ян и Шэньнун были одним и тем же человеком. [ 2 ] Другая возможность состоит в том, что термин «Император Ян» или «Император Пламени» был титулом, принадлежавшим династической преемственности племенных лордов, а Шэннун, возможно, посмертно стал известен как Янди . Соответственно, термин «Император Ян » Пламени или « Император » в целом был бы более правильным. Преемственность этих императоров Янь или Пламени, от Шэннуна, первого императора Янь, до момента поражения последнего императора Янь от Желтого императора , могла составлять около 500 лет. [ 3 ]
Исторические записи
[ редактировать ]Никаких письменных записей эпохи правления императора Яна не сохранилось. Однако он и Шэннун упоминаются во многих классических произведениях древнего Китая. Ян буквально означает «пламя», подразумевая, что люди императора Яня, возможно, поддерживают символ огня в качестве своего племенного тотема . К.С. Ву предполагает, что это название может быть связано с использованием огня для расчистки полей при подсечно-огневом земледелии. [ 4 ] В любом случае, похоже, что сельскохозяйственные инновации Шэннуна и его потомков способствовали своего рода социально-экономическому успеху, который заставил их называть себя ди ( 帝 ; «императоры»), а не хоу ( 侯 ; «господин»), как в случай вождей низших племен. В то время, по-видимому, существовали только зачатки письменности и что для ведения записей система завязывания веревок (возможно, подобная кипу ). использовалась [ 5 ] Цзо Чжуань утверждает, что в 525 г. до н. э. потомки Яня были признаны мастерами огня и использовали огонь в своих именах. [ 6 ] Император Ян был известен как «Император Юга». [ 7 ]
Падение
[ редактировать ]Последний император Янь, Юван , встретил конец своего правления в третьем из серии из трех сражений, известных как битва при Банкьцюане . Точное место этой битвы оспаривается современными историками из-за того, что несколько мест носили одно и то же название в разные моменты истории. Возможные кандидаты включают округ Чжуолу и округ Хуайлай в Чжанцзякоу провинции Хэбэй , район Яньцин в Пекине , округ Фугоу в Чжоукоу провинции Хэнань и район Яньху в Юньчэне провинции Шаньси .
Император Янь, отступая от недавнего вторжения войск Чию , вступил в территориальный конфликт с соседними племенами Юсюн, возглавляемыми Желтым Императором . Император Янь потерпел поражение после трех сражений подряд и сдался Желтому императору, который принял титул повелителя ( 共主 ) и согласился объединить два племени в новую конфедерацию — племя Яньхуан . Под руководством Желтого императора вновь объединенные племена затем вступили в войну и победили Чию в битве при Чжолу , а также установили свое культурное и политическое господство в самом Китае .
Историчность
[ редактировать ]Поскольку битву при Банкюане рассматривает Сыма Цянь в своих «Записках великого историка» как исторический факт , может показаться, что это ключевой переходный момент между мифологией и историей. По иронии судьбы, Император Ян вошел в историю только после того, как подчинился воле Желтого Императора. В любом случае, после этого титул императора пламени , очевидно, утратил силу, а потомки его племени, как говорили, увековечились благодаря смешанным бракам с титулом Желтого императора, а ханьские китайцы на протяжении всей истории называли себя « потомками Яня и Хуана ». .
В традиционной культуре
[ редактировать ]И Хуанди , и Янди считаются в некотором смысле предками китайской культуры и народа. Кроме того, традиция ассоциировать определенный цвет с определенной династией, возможно, началась с Императоров Пламени. Согласно модели Пяти Элементов, или модели У Син , на смену красному, огню должен прийти желтый, земля, а Янди – Хуанди. [ 8 ]
Согласно записям древних книг по истории, таких как « Đại Việt sử ky toàn thư », самый ранний монарх Вьетнама Хонг Банг был потомком императора Яна. Из-за этого все древние вьетнамские династии считали императора Яна своим общим предком.
Список Императоров Пламени
[ редактировать ]Это наиболее распространенный список, данный Хуанфу Ми , Сюй Чжэн и Сыма Чжэнь :
Имя | Примечания |
---|---|
Шэннун Шэннун | Родился Цзян ШиняньЦзян Шинянь |
Линкуи Линкуи | |
Ченг Ченг | |
Ming Минмин | Считается отцом Лок Тука во вьетнамской мифографии. |
Zhi Прямо | |
Лиролор Кеке | Сыма Чжэнь ставит Кэ между Ай и Юваном. |
Ай грусть | Считается отцом Ау Ко во вьетнамской мифографии. |
Юван Юван | Побежден Желтым Императором в Банкюане. |
Список представлен в конце « Шань Хай Цзин» :
Имя | Примечания |
---|---|
Янди Янди | |
Янджу Пламенная Резиденция | Также возможно известен как Чжу 柱. |
Jiebing Цзебинджибин | |
Сици Игровое оборудование | |
Журонг Журонг | |
Gonggong Гонгунгунгун | |
Шуци Хирургический инструмент | |
Houtu Хоутухоту | Брат Шуки |
Йеминг задыхается | Сын Хоуту |
Суиши лет |
См. также
[ редактировать ]- Потомки Яна и Желтых императоров
- Императоры Янь и Хуан (памятник)
- Хуася
- Шэннун
- Три государя и пять императоров
- Яо Грасс
- Желтый Император
- Чжунхуа Миньцзу
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Хэ Вандан и Ян Хунбао , в Wang & Meng (2005 , стр. 3–4).
- ^ Ян Дунчэнь 杨东晨 , в Wang & Meng (2005 , стр. 15).
- ^ Ву (1982 , стр. 56)
- ^ Ву 1982 , с. 56.
- ^ Ву 1982 , с. 56, примечание 26, ссылка на Сюй Шэня .
- ^ Китайский : «Цо Чжуань · Цзо Цю Мин»: «В 17-м году правления Чжаогона: клан императора Яня был отмечен огнем, поэтому его называли мастером огня и назвали в честь огня».
- ^ Разное (1991). Китайская Америка: история и перспективы 1991 . Китайское историческое общество. п. 64 . Проверено 1 апреля 2012 г.
- ^ Ву 1982 , стр. 56–57.
Источники
[ редактировать ]- Ван Шусинь . ; Мэн Шикай , ред ). ( 2005 Янди Культура Пекин: Чжунхуа Шуцзюй ( 中华书馆 . ) 7-101-04854-4 .
- Ву, КС (1982). Китайское наследие . Нью-Йорк: Издательство Crown. ISBN 0-517-54475-Х .